Реферат: Начало книгопечатания

истоков русского книгопечатания.—М., 1959.— С, 215—264.

Лит.: Запаско Я. П. Художественное наследие Ивана Федорова.— Львов, 1974; Н е

м и-ровский Е. Л. 1) Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров,—

М., 1964; 2) Начало книгопечатания на Украине: Иван Федоров.— М., 1974; 3)

Иван Федоров в Белоруссии.— М., 1979; ИсаевичЯ.Д. Преемники

первопечатника.—М., 1981.

Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв.

Вы помните, что в Западной Европе в середине XV в. стало развиваться

книгопечатание. Точно установлено, что в Москве книги начали печатать за

десять лет до широко известного "Апостола" Ивана Фёдорова. Началом

книгопечатания в России является 1 марта 1564 г., когда вышла на свет эта

ставшая легендарной книга.

Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение.

Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя

переписка книг продолжалась ещё долгое время. Распространение книг открывало

более широкие возможности общения духовными ценностями.

По неизвестным причинам Фёдоров покинул Москву и продолжал свою деятельность

на Украине. Во Львове он выпустил первый русский букварь. Но в Москве

печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарасиев и

Андроник Тимофеев Невежа. К концу 70х гг. XVI в. в России были напечатаны

основные богослужебные книги. XVI в. столетие породило немало литературных

произведений, которые нередко носили острый, полемический характер. И в

иносказательной форме, на примерах успешной деятельности некоего турецкого

султана выразил свои взгляды Иван Пересветов, сторонник возвышения дворянства

и противник бояр - "ленивых богатин".

Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественной

мысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея. Касаясь

истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходом от

истинной христианской веры.

Конец XV-XVI в. примечательный созданием обще русских летописных сводов. Был

подготовлен грандиозный "Лицевой" (иллюстрированный) летописный труд,

призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей.

Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр (маленьких

картинок) на исторические темы.

Огромная работа была проделана церковными писателями под руководством

митрополита Макария. Собрали жития русских святых и расположили по месяцам и

дням поминовения. Труд был назван "Великие минеи-четьи". Им руководствовались

при богослужениях, а как познавательное и назидательное чтение использовали в

кругу семьи. Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал

свод правил под названием "Домострой", составленный Сильвестром и одобренный

церковным собором. На русский язык перевели сочинения "Назиратель" о ведении

сельскохозяйственных работ. Несмотря на решение Стоглавого собора создать в

России много школ, это не было осуществлено.

Иван Фёдоров - основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом

одной из кремлёвских церквей в Москве. После открытия в 1563 г. в Москве

типографии приступил совместно с П. Т. Мстиславцем к печатанию "Апостола",

явившегося первой русской датированной печатной книгой. Спасаясь от

преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Фёдоров уехал в

Литву, а затем во Львов. Там Фёдоров организовал типографии. Все издания

Федорова представляют собой первоклассный памятник русского типографского

искусства XV в.

Иван Пересветов - писатель-публицист, представитель русской общественно-

политической мысли середины XVI в., идеолог дворянства. В 1549 г., Пересветов

передал Ивану IV свои сочинения - сказания о взятии Царьграда Махмет-салтаном

и челобитные, в которых содержались проекты государственных преобразований на

Руси. Дальнейшая судьба Пересветова неизвестна. Проекты реформ Пересветова

имели целью создание сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное

войско.

Филофей - монах псковского Елеазарова монастыря, русский публицист первой

половины XVI в. В посланиях к великой книги Московскому Василию III, Ивану

Грозному и псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю-Мунехину сформулировал

теорию "Москва - третий Рим" о всемирно-историческом значении Русскому

государства, его блестящем будущем: "Два Рима падоша, а третей стоит, а

четвертому не быти". Филофей был сторонником усиления власти великого князя.

Сильвестр - русский политический деятель и публицист, протопоп

Благовещенского собора в Москве. Приобрёл большое влияние на молодого царя

Ивана IV, духовником которого он был. Сильвестр примыкал к нестяжателям. Один

из руководителей правительства "Избранной рады". После её падения постригся в

монахи (около 1560 г.) в Кирилло-Белозёрском монастыре. После смерти жены

Ивана IV Анастасии Сильвестр был обвинён в её отравлении и сослан в

Соловецкий монастырь, где и умер. Сильвестр - автор нескольких посланий и

особой редакции "Домостроя".

Изобретение книгопечатания

Не так много в истории человечества событий, сопоставимых по масштабам

воздействия с этим технически не сложным изобретением. Достаточно сказать, что

указатель литературы "Изобретение книгопечатания" включает

свыше 10 000 названий.

Хотя необходимо отметить, что еще достаточно много неясностей в истории

изобретения книгопечатания. Имя изобретателя несомненно -

Иоганн Гутенберг (около 1399-1468 гг.), несомненна и его принадлежность

к гуманитарной культуре. Например, среди его друзей был Николай

Кузанский. Труднее установить дату изобретения книгопечатания.

Древнейшая датированная печатная книга, в которой указаны имена

типографов, - это Псалтырь, выпущенная в

свет в Майнце Перером Шеффером и Иоганном Фустом (учениками

Гутенберга, впоследствии предавшими учителя) 14 августа 1457 г.

Знаменитая 42-строчная Библия, считающаяся некоторыми

исследователями первой печатной книгой, выходных сведений не

имела, но косвенная дата - 1456 г. Некоторые другие первопечатные издания

указывают на самую раннюю дату - октябрь 1454 г.

Но что изобрел Гутенберг? Ведь печатание было известно и до него.

Он изобрел полиграфический процесс, составными частями

которого были: словолитный процесс - изготовление одних и тех

же литер в достаточно большом количестве экземпляров;

наборный процесс - изготовление печатной формы, составленной из

отдельных, заранее отлитых литер;

печатный процесс - множественное изготовление красочных

оттисков, получаемых с помощью наборной формы, который осуществлялся

на типографском станке.

Церковники "просмотрели" книгопечатание. Первоначально оно

сулило несомненные преимущества - идентичность религиозных текстов,

что, казалось бы, резко снижало возможность разночтений, ошибок

и тем самым появление и развитие ересей.

Но церковники "не уловили", что книгопечатание десакрализует текст

и, что оно значительно опаснее ошибок старого текста. Кроме того,

книгопечатание могло стать источником появления совсем иных текстов.

До книгопечатания Реформация была лишь наскоком; книгопечатание превратило ее

в революцию.

С изобретением книгопечатания нередко начинают отсчет Нового времени, новой

культуры.

До конца XV в. в 260 городах Европы было основано не менее 1100

типографий, которые за 40 лет выпустили в свет около 40 тыс.

изданий (из них 1800 - научных) общим

тиражом в 10-12 млн экземпляров (инкунабул).

Книга стала доступной, знание получило надежный и "точный" носитель.

Лекции по истории зарубежной журналистики: книгопечатание.

Само по себе изобретение печатного станка является важнейшим фактором

возникновения журналистики. Оно оказало огромное влияние на все сферы

человеческой деятельности, и в особенности на журналистику, поскольку без

печатного станка она невозможна принципиально, только печатный станок делает

её массовой и оперативной. Без этих качеств журналистики как специфической

формы общественной деятельности не существует.

Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько

тысячелетий. Идея печатного оттиска заложена ещё в тавре или клейме, которым

скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей

древнейших цивилизаций. Одним тавром или печатью можно было отметить тысячи

голов скота, огромное количество товаров. Археологи до сих пор не могут

расшифровать текст, запечатленный на так называемом диске из Феста., который

был найден на острове Крит. На глиняный диск спиралеобразно нанесены с

помощью штемпелей-печаток знаки. При наличии штемпелей таких дисков можно

было сделать множество. Фактически этот диск является первым образцом

печатания связного текста. Следующий этап – печатание монет. Если верить

Геродоту, первым этот шаг сделал лидийский царь Гигос в 7 в. до н.э.

Изобретателями первого печатного станка являются китайцы. Но этот станок

недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны

со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков,

каждый из которых обозначает отдельное слово. Писец, знавший не более 3 – 5

тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные

произведения, так как не все понимал в них. И вот для распространения трудов

Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался

на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской,

переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности

размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать

иероглифы на новой доске.

Этот способ печатания в Европе не был известен. Иоганн Гутенберг изобрел

печатный станок, а вернее способ печатания текста с помощью подвижных литер

самостоятельно, и его станок был более совершенным, чем китайский. Он

соединил в себе принцип штемпелевания (критский диск) и оттиска с досок, или

ксилографии (Китай).

Идея печатания возникла, разумеется, раньше изобретения Гутенберга. Европа

была знакома с книжными шедеврами Востока. Ксилографирование (печатание с

досок) имело довольно широкое распространение в средние века. Что же

печатали? Гравюры с религиозными сюжетами (текст вписывался от руки) и

игральные карты, привезенные крестоносцами с Востока и получившие в

средневековой Европе очень широкое распространение. Несколько позже

ксилографированием стали размножать календари и некоторые университетские

учебники (например, пособие по латинской грамматике Элия Доната).

Гутенберг родился в городе Майнце в 1400 году (дата условная). Первые

сведения о нем относятся к 1434 году. В это время он жил в Страсбурге, в

монастыре Аргобасте, занимаясь вместе с местными жителями изготовлением

зеркал. Не известно, были это зеркала в прямом значении этого слова или же

речь идет об омониме этого немецкого слова. Слово Spiegel означало в те

времена не только зеркало, но и лубочную книгу с картинками. Одна из самых

распространенных книг догутенберговской эпохи называлась «Зеркало

человеческого спасения», она и дала название себе подобным. В 1438 году

Гутенберг рассорился со своими компаньонами. Упоминание станка или пресса в

бумагах о разделе имущества наводит на мысль о том, что уже в те годы

Гутенберг занимался книгопечатанием. В 1448 году в Майнце уже действовала

типография Гутенберга, его печатный станок с подвижными буквами, произвел

переворот в книгопечатании. Принцип действия станка Гутенберга остается

незыблемым и поныне. Из железа вырезается модель буквы – пуансон. Затем

пуансон накладывают на мягкий металл, медь например, и получают обратное

изображение буквы – матрицу. Матрицу заливают свинцом или оловом и получают

литеру. Чтобы набрать слово или текст, надо взять линейку с бортами –

верстатку – и набрать в нее литеры. Полученную строку кладут под пресс на

лист бумаги и делают оттиски. Подвижность литер позволяет составлять с их

помощью неограниченное количество текстов, вносить в них изменения. Буквы

можно использовать многократно.

Итак, история европейского книгопечатания восходит к 15 столетию. Изобретение

Гутенберга получило очень быстрое распространение. В Италии первый печатный

станок был установлен в бенедектинском монастыре в предместье Рима усилиями

немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Вскоре

книгопечатание появилось в Риме, затем в – Венеции, Милане, Неаполе,

Флоренции. Итальянское книгопечатание быстро обрело собственное лицо. В

противовес готическому шрифту был разработан «венецианский» шрифт, или

«антиква». Венеция стала столицей итальянского книгопечатания. В 16 веке в

ней насчитывалось до 113 печатен и обитало более половины всех итальянских

издателей и книготорговцев.

Самое знаменитое венецианское издательство – типография Альда (1469 год),

основанная Альдом Пием Мануцием. Она просуществовала до 1597года, то есть 100

лет, выпустив в свет 952 книги. Альд Мануций произвел революцию в

издательском деле, предложив в 1501 году новый шрифт и уменьшенный формат

изданий. Книги, украшенные типографским знаком Мануция, получили название

«альдины». Изданные в этой типографии труды античных авторов стали важным

вкладом в европейскую культуру.

Первая книга на английском языке была напечатана в 1474 г. в городе Брюгге.

Эту книгу («Собрание повествований о Трое») перевел с французского и издал

английский первопечатник Уильям Кэкстон. Вернувшись в Англию в 1477 г., он

основал первую английскую типографию, и первой книгой, напечатанной в Англии,

стала «Изречения философов». Всего отпечатано около 90 книг, среди которых –

полное издание «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера, и «Смерть Артура» Т.

Мэлори.

Что касается Франции, то в конце 15 столетия во Франции уже насчитывалось 50

типографий.

А книгопечатание быстро распространялось в Европе. Примерно за 40 лет в 260

городах континента открылись не менее 1100 типографий, которые выпустили в

свет около 40000 изданий общим тиражом в 10 – 12 млн. экз. Эти первые книги,

изданные в Европе по 31 декабря 1500г., называют инкунабулами.

Необходимо заметить, что распространение типографского дела в Европе

практически совпало с началом Реформации. Традиционно начало Реформации

связывают с событием, имевшим место 31 октября 1517 г. В тот день мятежный

доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95

тезисов против католической церкви. С этого символического акта началась

Реформация, приведшая к религиозным войнам и разделению Европы на

католические и протестантские государства. Деятели Реформации первыми

использовали преимущества типографского пресса для ведения пропаганды. Лютер

и его сторонники в большом количестве тиражировали полемические листки, в

доходчивой форме разъяснявшие сторонникам нового вероучения основные

теологические проблемы и специфику текущего политического момента.

Таким образом, листовки, «летучие листки», прокламации, памфлеты, диалоги,

пародии и сатиры – стали основным идеологическим инструментом в эпоху

Реформации. Это было мощное оружие в актуальной религиозной и политической

борьбе, ставшее возможным лишь после успехов книгопечатания; оно обладало

огромной действенной силой и использовалось всеми без исключения

политическими и религиозными лагерями.

Для печатания газет станки стали использовать несколько позже, так как

необходим был ещё ряд преобразований и перемен в жизни Европы.

Дешевую бумагу к этому времени европейцы уже научились делать, а вот система

связи была ещё архаичной.

Ф.Энгельс в «Диалектике природы» наряду с изобретением станка и производством

бумаги обращает внимание на такой немаловажный фактор в истории журналистики,

как зарождение и организация почтовой связи и распространение грамотности

среди относительно широких слоев населения. Средневековье ограничило духовную

жизнь человека религией. Черная тень инквизиции закрыла истину перед

человеческим разумом, подавляющая часть европейцев была безграмотна и темна.

Инквизиция объявила познание тяжким грехом. Преодоление средневековья было и

преодолением невежества, пробуждением человеческого разума. Вместе с первыми

станками, торговыми фирмами и книгами развивалась жажда знаний. Читать и

писать учились уже не только монахи, но и купцы и даже некоторые простые

горожане. Рождалась интеллигенция, как единая, социально-значимая прослойка

общества, а это значит, что в эпоху средневековья духовную и политическую

жизнь общества стала определять книга. Она была доступна далеко не всем, и

тем не менее сыграла огромную роль в распространении знаний.

Познание, особенно если оно следует за периодом длительного пребывания в

невежестве, всегда ведет к интенсификации социальных процессов. Эпоха распада

феодализма и формирования капиталистического общества знаменуется

активизацией не только экономической и культурной жизни общества, но и

социальной. Этот фактор имеет не менее важное значение для развития

журналистики, чем ранее названные. Журналистика родилась в огне буржуазных

революций, крестьянских войн и Реформации – тех жестоких, отличавшихся доселе

массовостью классовых битв, в которых рождались буржуазия и пролетариат. Она

стала новым, необычайно эффективным оружием классовой борьбы. Это оружие

прошло испытание в эпоху немецкой Реформации, которую Ф.Энгельс считал первой

буржуазной революцией, революцией в религиозном обличье, это оружие сделало

Томаса Мюнцера и Ульриха фон Гуттена вождями народа. Этим оружием блестяще

владел английский публицист, поэт и государственный деятель Джон Мильтон

(соратник Кромвеля). С помощью журналистики Мирабо, Марат и Робеспьер

объединили французов вокруг идеи Свободы, Равенства и Братства.

Итак, журналистика имеет две стороны: коммерческую и идеологическую. Она, как

бизнес возникла в силу развития производственных капиталистических отношений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты