Реферат: Начало книгопечатания

гипотетических построений Г.Н.Моисеевой. Добровский совершенно четко отделил

дату начала книгопечатания от выпуска в свет «Апостола». Конечно, он не знал о

безвыходных первопечатных изданиях и писал: «В России в 1553 году начали думать

об учреждении типографии, однако первая из всех вышедших книг в Москве —

<появилась> только уже в 1564 году».

Среди других изданий Ивана Федорова Добровский в предисловии к «Грамматике

славянского языка» называет львовский «Апостол» 1574 года, «Псалтырь» и

«Новый Завет» 1580 года, «Острожскую Библию» 1581 года и, наконец, совершенно

мифическую львовскую «Псалтырь» 1573 года. В последнем случае, вне всякого

сомнения, речь идет о виленском издании 1576 года, напечатанном Петром

Тимофеевым Мстиславцем.

Впервые в литературе чешский славист отметил существование экземпляров

«Острожской Библии» с двумя выходами — 1580 и 1581 года, а также указал

некоторые различия в этих вариантах.

Тесные узы дружбы связывали Йосефа Добровского с польскими учеными Ежи

Самуелем Бандтке, Иоахимом Лелевелем, Самуелем Линде, заложившими в первой

половине XIX столетия фундамент польского книговедения.

Ежи Самуель Бандтке (Jerzy Samuel Bandtkie, 1768-1835), как и многие другие

польские интеллектуалы того времени, учился в Германии, в университетах Галле

и Иены. А степень доктора философии он получил 12 октября 1811 года в

Кракове. Тогда же было издано изложение диссертации, которая называлась «De

primis Cracoviae in arte typographica incunabulis» («О первых краковских

типографских инкунабулах») и, что весьма примечательно для нас, была

посвящена кирилловским изданиям Швайпольта Фиоля. В течение долгих лет

Бандтке работал в библиотеке Краковского университета. Первая его капитальная

работа по истории книгопечатания — «История краковских типографий» — увидела

свет в 1815 году. А в 1826 году Бандтке опубликовал трехтомную «Историю

типографий в Королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском, а также

заграничных типографий, в которых выходили польские книги». Обширный

материал, который польский историк собирал в течение многих лет, он

расположил в алфавитном порядке — по названиям городов, в которых находились

типографии.

В статье «Львов» помещены краткие сведения об Иване Федорове и его львовской

типографии. В работе над этим разделом Бандтке использовал библиографические

труды В.С.Сопикова, с которыми поляков еще в 1816 году познакомил библиограф

и языковед, автор монументального «Словаря польского языка» Самуель Готлиб

(или Богумил) Линде (Samuel Bogumil Linde, 1771-1847). Уроженец Торуни, он

получил образование в Лейпцигском университете и здесь сблизился с кружком

польских эмигрантов. С 1794 года жил в Варшаве. Для нашей темы представляет

интерес его статья «О славяно-русской литературе по библиографическому труду

Сопикова».

Ежи Самуель Бандтке привел в своем труде (в латинской транскрипции) надпись

на надгробном камне Ивана Федорова. Исходя из этой надписи, он ошибочно

утверждал, что «Иван Федорович не заложил, но обновил русскую типографию во

Львове».

В статье «Острог» Бандтке рассказывает об Острожской типографии Ивана

Федорова, опираясь главным образом на рассмотренные выше работы Йосефа

Добровского. Известна была польскому историку и заблудовская типография

первопечатника. Еще в 1815 году на страницах своего исследования о краковских

типографиях он помянул о заблудовском «Учительном Евангелии» 1569 года.

«История краковских типографий», а также другая работа Ежи Бандтке — «История

библиотеки Ягеллонского университета в Кракове» — послужили основой для

чрезвычайно интересного труда «Две библиографических книги» историка,

книговеда и революционера Иоахима Лелевеля (Joachim Lelewel, 1786-1861). В

этом труде приведен краткий очерк истории русского книгопечатания. Начало

типографского дела в Москве Лелевель датирует 1552 годом и ставит у истоков

его пресловутого Ганса Богбиндера. Мы не будем строго судить польского

ученого, ибо в этом утверждении он всецело положился на авторитет

В.С.Сопикова. Очерк жизни и деятельности Ивана Федорова, приводимый

Лелевелем, краток, но содержит все те сведения, которые к тому времени были

известны науке.

Первое поколение польских книговедов и библиографов, интересовавшихся

возникновением и начальными шагами славянского кирилловского книгопечатания,

достойно завершает Адам Бенедикт Йохер (Adam Benedykt Jocher, 1791-1860). Он

родился в семье известного виленского книготорговца. Образование получил в

Виленском университете. Затем учительствовал в частных домах, а в 1827 году

стал помощником библиотекаря в университетском книгохранилище. Здесь он

пробыл недолго, ибо в 1832 году Виленский университет был закрыт —

правительство Российской империи посчитало его рассадником свободомыслия и

колыбелью польской мечты о независимости. Но Йохер библиотечной деятельности

не оставил: трудился в библиотеках Виленской духовной академии, а затем —

Медико-хирургической академии.

Основной труд Адама Йохера «Библиографический и исторический очерк литературы

и наук в Польше от зарождения в ней книгопечатания до 1830 года включительно»

вышел в свет в 1840-1857 годах в трех томах. По замыслу автора труд этот

должен был стать ретроспективной польской библиографией. Но, в отличие от

В.С.Сопикова, на труд которого, вне всякого сомнения, Йохер опирался в своем

исследовании, он давал очень подробные описания изданий и перепечатывал из

них предисловия и послесловия. Сопиков, как помнит читатель, делал это лишь в

исключительных случаях.

Книги Йохер описывал не в хронологическом и не в алфавитном, но в

систематическом порядке — в рамках 13 разделов, которые, в свою очередь,

делились на более дробные подразделения. Завершен труд не был, но

интересующий нас материал мы в нем найдем.

Йохер толковал понятие «польская книга» расширительно. Сюда входили издания

не только на польском, но и на других языках. Определяющим же признаком для

их отбора был тот факт, что издавались они на территориях, когда-то входивших

в состав Польско-Литовского государства. Сюда, естественно, попадали все

издания Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца, напечатанные в

Заблудове, Львове, Остроге и Вильне. Описание этих изданий мы найдем во

втором томе, посвященном Священному Писанию и богословской литературе.

С методикой А.Йохера познакомимся на примере описания «Острожской Библии»

1581 года. Само описание кратко: оно занимает всего 18 строк. Приведен в

современной гражданской транскрипции текст титульного листа. Указан формат

(fol.). Затем отмечено (на польском языке): «Эта Библия неоднократно

перепечатывалась в Москве, Петербурге, Почаеве и т.д.». В заключение дана

отсылка к «Истории типографий...» Е.С.Бандтке. Наиболее интересные сведения об

острожском издании вынесены в конец книги в «Примечания» («Noty»). Здесь текст

об «Острожской Библии» занимает 6 страниц. Факсимильно воспроизведены титульный

и выходной листы. Рассказано о составе вступительных статей и приведен отрывок

греческого текста одной из них. Дано достаточно подробное изложение предисловий

и в современной транскрипции приведен текст одного из них. Дан текст и

послесловия. Сообщается о том, как проставлена фолиация в этом издании. Приводя

эти сведения Йохер ссылается на изученный им экземпляр из собрания князя

Чарторыского в Пулавах. Указано местонахождение еще двух экземпляров книги.

Приведена, наконец, библиографическая справка о трудах, в которых есть

упоминания об «Острожской Библии». Иван Федоров и возникновение

книгопечатания в Москве и на Украине

Е.Л.Немировский

Средневековое книгопечатание

История развития.

Предыстория.

Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили

большую часть своей истории. Накопленные знания одно поколение передавало

другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя

пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когда

сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком

велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие

сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно

было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире

появилась письменность. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, создали

целую культуру письма. Писали в Древнем мире на разных материалах: папирус,

глиняные таблички, восковые дощечки, остраконы... В III в. до н.э. возникла

самая известная библиотека древности - Александрийская в Египте. В I в. до

н.э. в ней было около 700 тыс. свитков. Появился новый прочный материал -

пергамент.

Средние века.

Но потребность в размножении текстов становилась всё больше, а возможности

переписчиков были ограничены. Для того, чтобы решить эту проблему, в

китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в

зеркальном отражении. Постепенно изготовление книг увеличилась. Книги были

дорогими. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают, что они

заимствовали способ её изготовления у китайцев. Дешевизна материала позволила

выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно раньше. На Руси книги

появились с появлением христианства. Новгородцы писали друг другу письма на

бересте. В XIV - XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей.

Теперь этим занимались не церковные служители, а ремесленники; торговали

книгами купцы. Изготовление бумаги за два века распространилось по всей

Европе. И наконец, Иоганн Гутенберг, ювелир, гравёр, резчик по камню, изобрёл

книгопечатание. Он первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в

Европе у него всё таки есть предшественники. Металлические буквы-литеры для

шрифта отливали из сплава, в котором преобладал свинец. Их помещали в

наборную кассу, откуда наборщик брал необходимые и подбирал в особой рамке

строку. Строку выкладывали на наборную доску. Набор для страницы обматывали

суровой ниткой, чтобы он не разъезжался, и смазывали типографской краской из

сажи и льняного масла (олифы). На набор укладывали помещённый в рамку лист

увлажнённой бумаги. Просушив лист, на нём делали оттиск текста оборотной

стороны. Печатный станок был ручным. Готовые листы разглаживали под прессом,

складывали в кипы, разравнивали и переплетали. Первые книги Гутенберга

появились в Германии в 40-х гг. XV в. Почва для этого изобретения была

подготовлена: к концу 1500 г. книги выпускали уже в 200-300 городах Европы,

где действовало 1100-1700 типографий. В них было отпечатано 35-45 тыс.

изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет

книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.

В XV в. книгопечатание распространилось по всей Европе. В Восточной Европе

одним из первых деятелей книгопечатания был Франциск Скорина. Он хорошо знал

церковно-славянский язык. В 1560-х при царе Иване Грозном в Москве возникла

первая типография. Имя основателя и месторасположение неизвестны. В 1564 г.

первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец выпустили первую российскую

книгу - Апостол. Известны мастера средневекового книгопечатания на Руси:

Андроник Невежа, Анисим Радишевский. В XIX в. появилась полиграфическая

индустрия. Книги стали доступны всем. Иоганн Гутенберг родился в 1394 году в

городе Майнце. Его отец занимал почётную и доходную должность. Он следил за

чеканкой монет в Майнце. В 1530-х семья временно уехала в Страсбург.

Источников, рассказывающих о том, где учился Иоганн Гутенберг, не найдено.

Несмотря на это, его биографы высказывают обоснованные предположения, что

изобретатель книгопечатания получил хорошее начальное и высшее образование.

Чтению и письму Иоганн научился при монастыре или церковном братстве. Здесь

он овладел азами латыни. Почти все издания, приписываемые Гутенбергу,

напечатаны на латинском языке. Изобретатель, вероятно, хорошо владел этим

языком, а также был хорошо знаком с естественными науками и богословием.

Существуют косвенные доказательства, что Иоганн Гутенберг учился в Эрфуртском

университете. Находясь в Страсбурге, Иоганн Гутенберг проводил первые опыты

книгопечатания, стараясь держать их в тайне. Одновременно с этим он занимался

изготовлением зеркал и обучал этому несколько учеников. Принято считать, что

изобретение книгопечатания произошло около 1440 года. Иоганн Гутенберг к

этому времени, скорее всего, уже вернулся в Майнц. В 1440-х Гутенберг

напечатал первые наборные книги: это были так называемые Донаты (пособия по

грамматике) и календари. Совместно со своим учеником Петером Шеффером

Гутенберг в середине 1450-х гг. напечатал наиболее известные первые наборные

издания: 42-строчную Библию (на странице помещалось 42 строки) и Псалтырь.

Гутенберг продолжал работать до середины 1460-х годов. Он получал множество

заказов. Иоганн Гутенберг умер в 1468 году в возрасте 74 года.

§4. Жизнь Ивана Федорова после отъезда в Литву

Иван Федоров

и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине

Е.Л.Немировский

Часть 5. Первые специальные исследования. Славяно-русская библиография

Регистрация фактов — это лишь первый, самый начальный этап на пути

формирования любой научной дисциплины. Постепенно приходит время эти факты

систематизировать, обобщить и, наконец, проанализировать. Делают это обычно

разные люди, работы которых подчас отделены друг от друга значительным

промежутком времени. В России, впрочем, начальная регистрация первопечатных

изданий и самые первые попытки связно рассказать о возникновении

восточнославянского книгопечатания были одновременными.

«Non solum armis» — «Не только оружием» — такой девиз украшал герб

екатерининского вельможи графа Николая Петровича Румянцева (1754-1826).

Видный дипломат, а впоследствии, при Александре I, канцлер и министр

иностранных дел, Румянцев был большим любителем старины. Его великолепная

коллекция книг, рукописей, монет, медалей легла в основу Московского

Румянцевского музея, собрание которого стало ядром нынешней Российской

государственной библиотеки.

Будучи, как и большинство коллекционеров, дилетантом, граф окружил себя

людьми, хорошо знавшими отечественную историю и словесность; они-то и

помогали ему комплектовать коллекцию. Членами Румянцевского кружка были такие

знатоки прошлого, как академик Иосиф Христианович Гамель (1788-1861), филолог

Александр Христофорович Востоков (1781-1864), историки и археографы

митрополит Евгений Болховитинов, К.Ф.Калайдович, П.И.Кеппен, П.М.Строев.

Именно это неформальное объединение хорошо образованных людей и получило

название Румянцевского кружка.

Под влиянием своих корреспондентов Н.П.Румянцев обратился к издательской

деятельности и в 1813-1826 годах выпустил в свет свыше 40 исторических

исследований и капитальных публикаций источников. Все эти превосходно

оформленные и хорошо документированные издания в свое время составили эпоху в

русском источниковедении — эпоху, которая уже в устах современников получила

название Румянцевской.

Члены Румянцевского кружка, собирая и изучая рукописные и старопечатные

книги, естественно, не могли не заинтересоваться историей книжного дела на

Руси и обстоятельствами начала славянского книгопечатания кирилловским

шрифтом.

Далее мы познакомимся с научной деятельностью членов Румянцевского кружка,

имевшей отношение к интересующему нас вопросу. Но сначала расскажем о других

собирателях старопечатных книг, которые в одно и то же время с Румянцевым, а

также и несколько позднее делали полезное и нужное дело.

К коллекционерам обычно относятся иронически. А в недавние годы относились и

с осуждением, ибо видели в них представителей частнособственнических

интересов, категорически чуждых социалистическому государству. Между тем

деятельность собирателей весьма полезна для общества. Они сохраняют для

истории бесценные памятники древности, которые без них неминуемо бы погибли.

Все более или менее крупные частные книжные собрания со временем поступают в

государственные и общественные библиотеки, формируя наиболее ценное их ядро.

Многие русские первопечатные книги и среди них издания Ивана Федорова также

прошли через частные собрания, о которых и пойдет речь.

В первой половине XIX столетия старопечатные книги собирали любители,

принадлежавшие к разным слоям общества. Были среди них вельможи и сановники,

такие как граф Н.П.Румянцев. Были ученые, историки, которым старая книга

помогала в их научных изысканиях. Собирали старинные книги и разбогатевшие

купцы, чаще всего старообрядцы, видевшие в памятниках дониконовской печати

чудом уцелевшие островки стародавней духовности и праведности.

Видным представителем сановных библиофилов был граф Федор Андреевич Толстой

(1758-1849). В его библиотеке, размещенной в Москве в особняке на Большой

Дмитровке, хранились ценнейшие рукописи и 377 томов старопечатных книг

кирилловского шрифта. Среди них издания Ивана Федорова и Петра Тимофеева

Мстиславца: «Апостол» 1564 года, «Евангелие Учительное» 1569 года, львовский

«Апостол» 1574 года, виленские «Евангелие» 1575 года и «Псалтырь» 1576 года,

«Псалтырь» и «Новый завет» 1580 года и, наконец, «Острожская Библия» 1581

года. Описал это собрание П.М.Строев; о его труде речь пойдет несколько

позднее. Собрание Ф.А.Толстого в 1830 году было куплено Императорской

Публичной библиотекой.

Заметим, что в наших библиотеках было принято в общем порочное обыкновение не

сохранять книжные коллекции как единое целое. Книги из коллекций вливали в

общий фонд, а нередко, как дубликаты, передавали в другие хранилища. Поэтому

сегодня восстанавливать состав личных библиотек, которые, конечно же,

являются памятниками культуры своего времени, неимоверно трудно. Единственным

исключением является Государственный Исторический музей, где целостность

коллекций не нарушалась.

Другой известный собиратель того времени, библиотека которого также была

описана П.М.Строевым, — это Иван Никитич Царский (1789-1853), богатый купец-

старообрядец. Человеком он был в старообрядческих кругах очень уважаемым; его

именем были названы Царская моленная рогожских старообрядцев и Царский

(впоследствии Заставный) переулок в Москве у Тверской заставы. В библиотеке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты