Реферат: Начало книгопечатания

Реферат: Начало книгопечатания

Министерство образования Российской Федерации

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Кафедра средневековой и новой истории отечества

Контрольная работа

По дисциплине: История России:

На тему: «Начало книгопечатания»

Выполнила: студентка ЗИФ-12-01 Михайлова Анна Л.

Проверила: Сидорова А.Н.

Чебоксары – 2003 г.

План

Введение.

Глава I. Начало книгопечатания.

§1. Начало книгопечатания в Китае.

§2. Начало книгопечатания в Европе. Первый печатник.

Глава II. Первые книги, напечатанные кириллицей.

Глава III.Начало книгопечатания в России.

§1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве.

§2. Анонимные типографии в Москве.

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы «Начало книгопечатания». Мой выбор остановился

на данной теме, потому что меня заинтересовала история первой печатной книги.

Передо мной стоит такая цель: показать историю книгопечатания.

Также мне предстоит ответить на такие вопросы: когда, где, кем, при каких

обстоятельствах оно изобретено. Этот вопрос принадлежит к числу наиболее

сложных и спорных исторических вопросов. Книгопечатание имело обычную судьбу

великих новых явлений, открытий и изобретений. Для раскрытия поставленных

вопросов мной будут использованы несколько источников, а также печатных

изданий.

Источником моей работы является «Хрестоматия по истории русской книги»

послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год),

послесловие «Апостола» 1564 года.

Основной литературой была «400 лет русского книгопечатания». В этой книге

дается обзор книгопечатания в многонациональной стране. Показывает историю

книг от времени возникновения в Москве до наших дней.

В книге «История письменности и книги», автором которой является Е.И.

Кацпржак, я нашла ответы на очень важные вопросы: где началось,

распространялось книгопечатание, кто был первопечатником.

Книга Е.Л. Нимеровского «Начало славянского книгопечатания» помогла мне

дополнить информацию, в каких странах и когда появилось книгопечатание. В

книге Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги» прослеживается происхождение

книжного дела с самого зарождения письменности до XVII в., когда складываются

многие традиции книжной культуры общества, привычное уже и для нашего

времени.

Остальная литература помогла мне дополнить и расширить информацию о

книгопечатании.

Большое значение изобретению книгопечатания предавали ученые разных эпох.

В России книгопечатание началось в середине XVI века, тогда как в Европе оно

утвердилось уже в 40-50 годы XV века.

В первой главе речь пойдет о начале книгопечатания, а именно о зарождении в

Китае и Европе. До или после Гутенберга изобрели китайцы книгопечатание? Мы

остановимся на любопытных фактах из истории жизни первого печатника

Гутенберга. Он изобрел печатный станок, в основу которого была положена

конструкция пресса, применяющегося в виноделии и в производстве бумаги. Кроме

того, одним из главных его изобретений явилось удобное и практическое

устройство для отливки литер, т.е. букв.

Во второй главе мы рассмотрим эпоху инкунабул и палеотипов; а также первые

кириллические издания.

В третьей главе мы проследим причины зарождения книгопечатания в России. В

Московском государстве книгопечатание было правительственным мероприятием. В

Кремле в году стали выходить первые русские книги - безвыходные или анонимные

издания, как принято их называть. Мы рассмотрим освоение московского

типографского искусства.

ГЛАВА I. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Человечество шло к изобретению печатного станка долго, несколько тысячелетий.

Идея заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метил своих лошадей или

коров. На глиняный диск спиралеобразно нанесены с помощью штемпелей – печаток

знаки. Фактически этот диск является первым образцом печатания связанного

текста. Следующий этап – печатание монет.1

§1. Начало книгопечатания в Китае.

Изобретателями печатного станка являются китайцы. Первые по времени способом

механического размножения книг была ксилография, или обрезанная гравюра на

дереве. Она возникла в буддийских монастырях Китая при династии Тянов

(618-907).2 У китайских писателей можно

найти несколько свидетельств о существовании в Китае в IX веке ксилографическое

печатание стала наиболее быстрым и дешевым способом печати. Пи Шен изобрел

печатание подвижными литерами. Он лепил глиняные брусочки, выдавливал на них

палочкой иероглифы, затем для закрепления обжигал их на огне. Те же летописи

свидетельствуют об изобретении Пи Шеном наборной кассы, в которой хранились

литеры-брусочки. С их помощью можно было получить несколько тысяч оттисков. Все

логично, но книг, отпечатанных Пи Шеном, до нас не дошло. Подобные сведения о

начале книгопечатания есть в Тибете, Монголии, Корее, Японии. Сохранились

бронзовые литеры, изготовленные в XV столетии в Корее.

Самая древняя в истории ксилографическая книга была изготовлена в Китае, хотя

самые ранние опыты изготовления ксилографии известны в Японии. В 770 г. по

повелению императрицы Сетоку таким способом был отпечатан миллион заклинаний,

вложенных в миниатюрные пагоды.

Первая ксилографическая книга называется «Алмазная сутра». Она была изготовлена

в 868 г. н. э., а впервые обнаружена в 1900 г. в «Пещере тысячи будд» в

Дунхуане (Западный Китай). Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван

Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».

1

§2. Начало книгопечатания в Европе. Первые печатники.

В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее

появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах и

игральных картах, а также в печатных иконах и папских индульгенциях. Одной из

первых светских ксилографических книг был «Календарь» Региомонтана из

Кенигсберга.

Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение

(текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист

бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой (мацой). Отдельные листки

склеивались, сначала в виде ленты (свитка), позднее собирались в книжку.

Печать размещалась сначала на одной стороне листа, и такие издания называются

анопистографическими, а впоследствии и на обеих сторонах (опистографические).

Печатникам иногда приходилось вырезать из доски отдельные элементы

изображения буквы, чтобы заменить их другими.

Одним из известных ксилографических изданий в Европе была «Библия бедных»,

распространенная в эпоху Средневековья. Она представляла собой широкоформатные

листы с изображением библейских сцен и персонажей и пояснительными надписями.

Первое время ксилографические книги были распространены широко, однако к

середине XVI века они сошли с книжного рынка.2

От ксилографии уже один шаг до изобретения наборного книгопечатания, идея

которого, как говорится, витала в воздухе более тысячи лет. Ученые сходятся

во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за

Гутенбергом.

Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг (1394/1399-1468),

родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце. У нас нет

сведений о его обучении и образовании. Город состоял в феодальной распре со

своим сюзереном, епископом Нассауским, и юный Гутенберг с родителями уехал в

соседний Страсбург. Там он занимался ремеслами: изготовлением ювелирных

украшений и выделкой зеркал. К 1440 г. относятся его первые типографские

опыты. По-видимому, это были: грамматика латинского языка Элия Доната,

астрологический календарь, папские индульгенции. Вскоре, однако, он вернулся

в родной Майнц и там принялся за подготовку к печати полной Библии на

латинском языке.

В 1450-1455 гг., как считают, Гутенберг напечатал свою первую Библию,

называемую 42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и

отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она насчитывает 1282

страницы. Элементы убранства книги выполнялись от руки. Часть тиража

отпечатана на бумаге, часть на пергамене.

Долговые обязательства Гутенберга привели к тому, что книготорговец и

ростовщик И. Фуст, не дожидаясь окончания работы, подал на него в суд за

неуплату денег и отсудил все имущество, в том числе готовый тираж Библии. В

этот момент Гутенберг пользовался поддержкой епископа Нассауского, который,

одержав победу в феодальной войне, оценил заслуги мастера и дал ему

придворный чин и пенсию. Однако дни усталого и больного печатника были

сочтены, и 3 февраля 1468 г. Гутенберга не стало.

Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по

Германии, а затем и по всей Европе.

Сущность его изобретения состояла в следующем: 1) Гутенберг изобрел способ

изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литыми литерами.

2) Он изобрел ручной словолитный прибор. 3) Изобрел печатный станок (пресс).

Очень вероятно, что техника Гутенберга отличалось от современной, но чем

именно, определить невозможно.

Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления

шрифта и сделал словолитную форму.

Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном

изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину:

получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. Сущность этого способа

изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно

количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть,

что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для

оборудования типографии требовался уже не пресс, а печатный станок и наборная

касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались буквы и знаки

препинания. Иоганн Гутенберг построил такой печатный станок.

1

ГЛАВА II. Первые книги,

напечатанные кириллицей.

Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по

Европе - Италия (1465), Швейцария (1468), Франция, Венгрия, Польша (1470),

Англия, Чехословакия (1476), Австрия, Дания и т.д. Книги, изданные до 1500

г., принято называть инкунабулы, по-латыни - «в колыбели», то есть в колыбели

книгопечатания. Европейские книги, напечатанные с 1500 по 1550 г.

включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания.

К 1500 г. в Европе было издано более десяти миллионов экземпляров книг, в том

числе и на славянском языке.

Бродячие печатники с оборудованием за плечами или в ручной тележке посещали

монастыри, университеты, замки феодалов и жили там, удовлетворяя потребность

в печатной продукции. Подсчитано, что за период инкунабул всего существовало

1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, и к началу XVI века в Европе

их осталось двести. Уцелели только пользовавшиеся поддержкой богачей и знати.

Любовь к печатным книгам распространилась в обществе. Стало модно быть

библиофилом, герцоги и архиепископы в качестве развлечений занимались

книгоизданием или переплетным искусством.

Эпоха инкунабул и палеотипов - это время совершенствования печатного

мастерства. Начинается практика печатной иллюстрации в книге. Стали применять

ксилографию - гравюру на дереве.

Одна из первых иллюстрированных книг - С. Бранта «Корабль дураков» (Базель,

1494) - была украшена гравюрами Альбрехта Дюрера.

В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стала родоначальницей

глубокой печати. Гравюру различной техники стали применять для печатания

заставок, инициалов, иллюстраций и прочих украшений книги.

Владелец типографии в Венеции, знатный и богатый человек, наладил выпуск

книг, которые называют альдины. Его имя - Альд Мануций (1450-1515). Он

поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых

собирались у него обсуждать издаваемые книги, редактировать их. Этот кружок

получил название «Новой академии», а его издания прославились тщательной

подготовкой и оформлением.

Шрифт инкунабул по рисунку напоминал почерк рукописных книг (текстура,

готический минускул).

В типографии Альда художники, подражая античным образцам, придумали простой и

красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив.

Именно Альды ввели в обычай выделять ту или иную мысль в тексте различными

шрифтами.

Чтобы конкуренты не могли подделать его издания, Мануций рассылал каталоги с

указанием цен, помещал на книгах издательскую марку. На ней был изображен

дельфин, обвившийся вокруг якоря. Старший Альд, его дети, наследники (Паоло и

Альд младший, зять Андреа Торрезано) выпустили более тысячи разнообразных книг;

это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще

для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4

листа). Тиражи были невелики, традиционный тираж - 275 экземпляров.

1

Инкунабулы были сравнительно недорогими. Один епископ в письме папе сообщает,

что печатные книги раз в пять дешевле рукописных.

Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей для православных славян, появились

в Кракове в конце XV века. Их печатником был Швайпольт Фиоль, родом из

немецкой земли Франконии.

Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 70-

е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Яна Турзо,

основал типографию. Кириллический шрифт изготовил Р. Борсдорф, который бывал

в Москве и знал славянские книги. Ш. Фиоль хорошо знал потребность в

богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были

литургические книги - «Октоих» (1491) и «Часослов» (1491). Они были

напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги -

«Триодь постная» и «Триодь цветная» - вышли около 1493 г. Преследования со

стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его

типография прекратила существование.

В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в монастыре в Цетинье,

основанная Иваном Црноевичем и продолжившая работу под руководством его сына

Джурджа Црноевича. Это была первая государственная типография на Балканах

(территория современной Румынии).

Первой православной книгой, выпущенной в этой типографии, был «Октоих

первогласник» (1494). Помимо канонических текстов церковных песнопений, в ней

помещались ветхозаветные сюжеты. Второй черногорской инкунабулой был «Октоих

пятигласник» (сохранился не в полном виде). В нем содержится 38 страниц

текста, книга украшена гравюрами, отпечатанными с деревянных досок, как

большинство старопечатных славянских книг.

Псалтырь (1495) содержит, поимо традиционных текстов, месяцеслов и пасхалии

(таблицы, помогающие вычислить день Пасхи). Последнее издание - Требник -

напечатан в 1496 г., после чего типография была закрыта.

В 1516 г. в Праге открылась славянская типография, которую основал ученый-

медик, выпускник Краковского университета Франциск Скорина (до 1490-1551?)

<...> Великий князь Иван Васильевич всеа великия росия самодержец. И от

иных стран, иже просветишася от его царского величества исподоблении

осынотворитися царствию божию и нарещися чада свету: бысть же наставляем от

божественный благодати, дабы царство его оукрашено исполнилося словом божиим

божественных догмат. И повеле составити в преловущем своем граде Москве штанбу

сиречь дело печатных книг ко очищению и ко исправлению ненаученых и неискусных

вразуме книгописец, к почести ж и славе всех содетелях владыки бога и отца

господа Иисуса Христа и повелением благочестивого царя и благословением

святейшего митрополита Афанасия всея Русии, составися штанба сия, в лето седьм

тысящь семдесят шестое, марта в 8 день, и первые начаша печатати сию книгу

пророческую часть, иже есть четвертая ветхого завета глаголемую псалтырь

<...>.1

Вскоре вышла его первая кириллическая книга «Псалтырь» (1517), напечатанная

на церковнославянском языке кириллическим шрифтом. Эта книга была популярна

среди славянских народов и бытовала преимущественно в рукописном виде.

Печатная «Псалтырь» на долгие годы служила пособием при обучении грамоте.

Здесь же в Праге у Ф. Скорины родился замысел перевести и издать Библию,

Книгу Судей, Бытие, Левит, Числа и другие. Осуществить замысел до конца Ф.

Скорина не смог. В 1522 г. он перебрался в Вильно, где выпустил в 1523 г.

«Малую подорожную книжку» - сборник религиозных и светских произведений, а в

1525 г. напечатал свое последнее издание - «Апостол».

Уже в инкунабульный период первопечатники стремились к усовершенствованию

книги, техники ее набора, украшения.

Мастерство типографов проявилось в первых печатных миниатюрных книгах.

Молитвенник, отпечатанный в Антверпене в 1487 г. Герардом Леу, был размером

70х48 мм. Миниатюрный Молитвенник Петерса Ос ван Бреда, выпущенный в 1488 г.

в г. Цволле (Нидерланды), имел формат 98х65 мм.

Украшением книги занимались переплетчики. Наиболее известными были мастерские

Христофора Бирка (Лейпциг), Якова Краузе (Германия), Иерга Бернгарда из

Герлица.2

ГЛАВА III. Начало книгопечатания в России.

§1. Причины введения книгопечатания в Московском государстве.

В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение

книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития

феодального общества Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало

необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты