Реферат: Начало книгопечатания

Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в

свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать

рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и

запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван

Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.

Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии

привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова

– в городе Буске.

Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по

делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей.

Первопечатник был человеком дела.

Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры

восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным

свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев,

белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных

и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии

и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он

был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки,

изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись.

Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и,

возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В

частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским

курфюрстом Августом.

Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и

русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и

книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии,

посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские

чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и

деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».

Литература.

1. Ісаєвич Я.Д. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні.

Львів, 1983.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. К.: МАУП, 2001.

3. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.,

«Книга», 1974.

4. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., «Наука», 1985.

В России

книгопечатание началось в середине XVI века, тогда как в Европе оно утвердилось

уже в 40-50 годы XV века. Создателем печатного стана считается сын богатого

горожанина из города Майнца (Германия) Иоганн Гутенберг (Генсфлейш). Он изобрел

печатный станок, в основу которого была положена конструкция пресса,

применяющегося в виноделии и в производстве бумаги. Кроме того, одним из

главных его изобретений явилось удобное и практическое устройство для отливки

литер, т.е. букв. В Европе типографии появлялись, в основном, в

результате частной инициативы, и их продукция зависела от личных вкусов

печатников и издателей. В Московском государстве книгопечатание было

правительственным мероприятием. О свободном печатании книг, тем более по заказу

частных лиц, не могло быть и речи. Появление печатного станка в России

связано с правлением царя Ивана Грозного, с укреплением централизованной

власти. На государевом дворе в Кремле в 1553 году стали выходить первые русские

книги - безвыходные или анонимные издания, как принято их называть. В них не

указаны год выхода, место издания, а также не отмечены имена мастеров. За

типографией, из которой вышли семь известных безвыходных изданий, закрепилось

название «Анонимной».

В это же время Иван Грозный с благословения митрополита Макария начал

строительство Печатного двора на Никольской улице в Китай-городе, которое было

завершено в 1563 году. На двух печатных станах дьяком церкви Николы

Гостунского, что в Кремле, мастером печатных дел Иваном Федоровым и его другом

и соратником Петром Мстиславцем в 1564 году была издана первая русская, точно

датированная книга «Деяния и Послания Апостолов» или «Апостол», как его чаще

называют. После пожара в типографии мастера покидают Москву. Их

ученики и последователи продолжили начатое первопечатниками дело. В Москве и

Александровой слободе печатал свои издания ученик Ивана Федорова Андроник

Тимофеев Невежа (Псалтырь 1577 года). Печатались книги и в Казани («Служба

явлению Казанской иконе»). XVII век можно назвать золотым в истории

московского книгопечатания, так как за этот период на Печатном дворе вышло

изданий больше, чем в типографиях всей Европы вместе взятых. Появляются

отдельные мастерские, где работают узкие специалисты. Увеличивается количество

станов (от двух до двенадцати). Документы Печатного двора 1624 года

свидетельствуют о существовании особого «образцового» стана, который служил

моделью для изготовления новых станов, и стоял «покрыт кожею красною» в палате,

где сидели «приказные люди».Книгопечатание с самого начала старалось

имитировать рукописные книги, воспроизводя их механическими средствами. Вместо

миниатюр, украшавших рукописи, в печатной книге помещалась ксилография (гравюра

с деревянной доски). Гравюры с медной доски в России широко стали использовать

только в конце XVII века.В 1679 году Симеон Полоцкий, известный просветитель

XVII века, основал в Москве Верхнюю типографию, где издал 6 книг. Четыре из них

иллюстрированы гравюрами на меди. Рисунок в них был выполнен Симоном Ушаковым,

а резал на меди гравер Оружейной палаты А.Трухменский. В годы

царствования Петра I осуществляется коренная перестройка всего книжного дела,

целью которой было создание светского книгоиздательства. По указанию Петра I

кириллический шрифт в изданиях светской тематики был заменен гражданским

шрифтом. Первой книгой, отпечатанной новым шрифтом, была «Геометриа славенски

землемерие» 1708 года. В годы царствования Петра I были созданы типографии в

Петербурге: Санкт-Петербургская (1710 год), Александро-Невская (1720 год),

Сенатская (1721 год). Для этих типографий строились как печатные станы, так и

станы для гравирования с медной доски. Кроме того, Петр I создал походную

типографию, для которой в 1711 году был построен походный стан. После смерти

Петра этот станок находился до 1934 года в стенах Московской Синодальной

типографии. В настоящее время он хранится в Государственном Историческом музее.

На выставке представлено около 75 экспонатов из фондов Государственного

Исторического музея, рассказывающих о зарождении и развитии книгопечатания в

России. Среди них такие уникальные памятники, как Лицевой Летописный свод

-рукопись XVI века, написанная по приказу Ивана Грозного; первые русские книги,

изданные «Анонимной» типографией; единственный сохранившийся до наших дней

подносной экземпляр Первопечатного Апостола 1564 года Ивана Федорова и Петра

Мстиславца, положивший начало издательским традициям, сохраняющимся в

современном книгопечатании. Экспонируемые издания XVII века дают представление

о нововведениях и развитии книжного искусства: первое иллюстрированное

Евангелие 1606 года Анисима Радишевского; Букварь Василия Бурцова 1634 года и

его переиздание, где впервые появляется гравюра светского характера и вводится

титульный лист; рукописный Букварь Кариона Истомина, написанный по заказу

царицы Прасковьи Федоровны для племянниц Петра I; образцы светского

книгоиздательства, созданные в годы царствования царя-реформатора.

Посетители увидят «образцовый» печатный станок - самый ранний из сохранившихся

до нашего времени, станок из походной типографии Петра I, а также гравюры с

изображением Московского Печатного двора и Синодальной типографии, материалы

для переплета, деревянные резные доски для изготовления гравюр, работы

мастеров-граверов Оружейной палаты.

3. Письменность и книгопечатание

Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их

возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги

стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали

вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала

бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в

России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана

первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и

сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван

Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы

богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический уровень

издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден

был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были

связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил

в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с

грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во

второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни

в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только

богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К

тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания

книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при

переписывании

Из фондов редких книг

"" славянский народ и русский один,

от варягов ведь прозвались русью"

а язык им общий - славянский".

"Повесть временных лет"

K Дням славянской письменности и культуры в Национальной библиотеке открыта

книжная выставка "Kниги читати - добро есть". В отличие от предыдущих

традиционных выставок, нынешняя объединяет в себе несколько дат культурной

жизни нашей страны, начиная с IX века. Именно тогда в славянскую землю

призвали братьев Kирилла и Мефодия, чтобы истолковать священные книги,

написанные на греческом и латинском языках. "Kогда же братья эти пришли,

начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие", -

говорит "Повесть временных лет". В этом году славянской азбуке исполняется

1135 лет. Одна из интереснейших книг, представленных на выставке, - "Жития

Kирилла и Мефодия". Это факсимильное воспроизведение церковно-славянских

рукописей включает в себя жизнеописания Kирилла и Мефодия и похвальные слова

им. Прекрасно полиграфически исполненное издание вышло в 1986 году, оно

хранится в фондах отдела редких книг Национальной библиотеки.

Подвиг Kирилла и Мефодия был запечатлен в русских летописях. Так, в

Радзивилловской летописи, факсимиле которой экспонируется на выставке, мы

находим несколько миниатюр, изображающих великих славянских просветителей.

Дело Kирилла и Мефодия дало огромный толчок развитию древнерусской

литературы.

"Kрасота воину оружие и кораблю ветрило, так и праведнику почитание

книжное"". Эти слова из Изборника Святослава 1073 года. Первый Изборник был

составлен в IX в. для болгарского царя Симеона. В 1073 г. он был переписан

для князя Святослава, сына Ярослава Мудрого. Kроме церковных сочинений, в

него входят статьи по грамматике, логике, поэтике, притче, загадке. Изборник

Святослава - наиболее ранний памятник дошедшей до нас древнерусской

письменности. На выставке представлено несколько изданий Изборника 1073 г. -

как в современной книжной форме, так и его воспроизведения.

Важнейшим этапом развития славянской письменности и культуры становится

начало книгопечатания. Об Иване Федорове и начале книгопечатания рассказывают

несколько монографий, представленных на выставке. В частности, это

"Путешествие к истокам русского книгопечатания" Е. Л. Немировского.

Эпоха просвещения Екатерины II подарила нам первые журналы, "особливо

сатирические, критические и прочие, по исправлению нравов служащие". Это

"Трутень", "Пустомеля", "Kошелек", "Живописец". Автором и издателем их стал

выдающийся деятель русской культуры Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.).

В 1773 году, 225 лет назад, он вместе с книготорговцем K. В. Миллером

организовал "общество, старающееся о напечатании книг". На выставке, помимо

монографий, посвященных жизни и деятельности Н. И. Новикова, можно увидеть и

издания, выпущенные его типографией. Среди них есть очень любопытные книги.

Например, "Собрание писем Абеляра и Элаизы, с присовокуплением описания жизни

сих нещастных любовников". 1883 год. Еще одно редкое издание - "Познание

самого себя Иоанна Масона". В 1789 г. Новиковым была выпущена книга Хераскова

М. М. "Kэдмъ и гармонiя: древнее повъствованiе". Эти книги также можно

увидеть на выставке.

Бывает так: встретится незнакомое русское слово, и мы говорим: "Надо

посмотреть у Даля"". И не задумываемся, что же стоит за этими словами. А за

ними - полувековой кропотливый труд по составлению "Толкового словаря живого

великорусского языка". И трудно поверить, что составил его один человек -

русский писатель, лексикограф, этнограф Владимир Иванович Даль (1801-1872

гг.). "Пора подорожить народным зыком"" - говорил он, 53 года собиравший и

составлявший свой "Толковый словарь"". В 1863 году, 135 лет назад, вышло в

свет первое издание словаря Даля. С тех пор он выдержал 8 изданий, не считая

повторных, и включает в себя около 200000 слов, пословиц и изречений. На

выставке можно познакомиться с несколькими изданиями словаря. Среди них 2-е

издание словаря Даля, выпущенное издательством М. О. Вольфа, 1881 г.

Словарь Даля завершает выставку, посвященную Дням славянской письменности и

культуры. Национальная библиотека приглашает всех ознакомиться с ней, ибо,

как говорит "Повесть временных лет": "Велика ведь бывает польза от учения

книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов

книжных обретаем мудрость и воздержание".

Выставку и эту информацию подготовили библиотекари Надежда KИПНИС, Ирина

СТЕПАНОВА и Лариса KАБАНОВА

Глава 12. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

12.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ Возникновение книгопечатания в

Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время

упрочения государственности и окончательного утверждения монархического

централизованного государства.

Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г.

он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы,

населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя.

Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения,

и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные

книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным

производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок.

Книги кирилловской печати - польские, белорусские, югославянские - стали

известны на Руси. Сведения о работе европейских печатников были также

известны москвитянам. Ученый богослов, публицист и переводчик Максим Грек

познакомил русских с деятельностью Альда Мануция. Легенды о венецианских

мастерах-издателях, видимо, настолько возбудили стремление Московского царя

быть не хуже "фрягов", что сведения о том попали в послесловие "Апостола"

1564 г. Царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым

венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою

персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести

просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских

владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI

столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ

эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство

(монархию).

В русле этих реформ, очевидно, находилось и введение книгопечатания -

решающего средства в исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и

своеволия в толковании Священных текстов - неизбежного и типичного следствия

церковных смут при создании нового государства. Одна из причин ересей, как

было отмечено, на Стоглавом соборе, - неисправность текстов. Причина

неисправности состояла не столько в ошибках писцов, сколько в проникновении в

разное время разных текстов, различных традиций. Отследить их поручалось

церковной власти, но практически, при преобладании "келейного" способа

переписки книг, задача оказалась невыполнимой и могла быть решена лишь при

явном преобладании проверенных книг, их одновременном массовом

распространении, делавшем ненужным переписывание книг на местах. В этом,

очевидно, и было преимущество книгопечатания, одобренного митрополитом

Макарием и утвержденного его окружением.

Введение книгопечатания стало возможно и благодаря тому уровню знаний русских

людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать "неведомый до

того" печатный стан.

Одной из самых загадочных страниц в истории отечественного книгопечатания

является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших

такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.

В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным

и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк:

Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь

Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559),

Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-

1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено

их московское происхождение.

Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 -

начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на

царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их

производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия,

истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности

Анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям. Некоторые исследования

показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым,

попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником

царя).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты