Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в
свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать
рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и
запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван
Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.
Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии
привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова
– в городе Буске.
Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по
делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей.
Первопечатник был человеком дела.
Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры
восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным
свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев,
белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных
и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии
и математике, химии и географии, биологии и медицине.
Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он
был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки,
изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись.
Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и,
возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В
частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским
курфюрстом Августом.
Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и
русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и
книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии,
посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские
чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и
деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».
Литература.
1. Ісаєвич Я.Д. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні.
Львів, 1983.
2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. К.: МАУП, 2001.
3. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.,
«Книга», 1974.
4. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., «Наука», 1985.
В Россиикнигопечатание началось в середине XVI века, тогда как в Европе оно утвердилось
уже в 40-50 годы XV века. Создателем печатного стана считается сын богатого
горожанина из города Майнца (Германия) Иоганн Гутенберг (Генсфлейш). Он изобрел
печатный станок, в основу которого была положена конструкция пресса,
применяющегося в виноделии и в производстве бумаги. Кроме того, одним из
главных его изобретений явилось удобное и практическое устройство для отливки
литер, т.е. букв. В Европе типографии появлялись, в основном, в
результате частной инициативы, и их продукция зависела от личных вкусов
печатников и издателей. В Московском государстве книгопечатание было
правительственным мероприятием. О свободном печатании книг, тем более по заказу
частных лиц, не могло быть и речи. Появление печатного станка в России
связано с правлением царя Ивана Грозного, с укреплением централизованной
власти. На государевом дворе в Кремле в 1553 году стали выходить первые русские
книги - безвыходные или анонимные издания, как принято их называть. В них не
указаны год выхода, место издания, а также не отмечены имена мастеров. За
типографией, из которой вышли семь известных безвыходных изданий, закрепилось
название «Анонимной».
В это же время Иван Грозный с благословения митрополита Макария начал
строительство Печатного двора на Никольской улице в Китай-городе, которое было
завершено в 1563 году. На двух печатных станах дьяком церкви Николы
Гостунского, что в Кремле, мастером печатных дел Иваном Федоровым и его другом
и соратником Петром Мстиславцем в 1564 году была издана первая русская, точно
датированная книга «Деяния и Послания Апостолов» или «Апостол», как его чаще
называют. После пожара в типографии мастера покидают Москву. Их
ученики и последователи продолжили начатое первопечатниками дело. В Москве и
Александровой слободе печатал свои издания ученик Ивана Федорова Андроник
Тимофеев Невежа (Псалтырь 1577 года). Печатались книги и в Казани («Служба
явлению Казанской иконе»). XVII век можно назвать золотым в истории
московского книгопечатания, так как за этот период на Печатном дворе вышло
изданий больше, чем в типографиях всей Европы вместе взятых. Появляются
отдельные мастерские, где работают узкие специалисты. Увеличивается количество
станов (от двух до двенадцати). Документы Печатного двора 1624 года
свидетельствуют о существовании особого «образцового» стана, который служил
моделью для изготовления новых станов, и стоял «покрыт кожею красною» в палате,
где сидели «приказные люди».Книгопечатание с самого начала старалось
имитировать рукописные книги, воспроизводя их механическими средствами. Вместо
миниатюр, украшавших рукописи, в печатной книге помещалась ксилография (гравюра
с деревянной доски). Гравюры с медной доски в России широко стали использовать
только в конце XVII века.В 1679 году Симеон Полоцкий, известный просветитель
XVII века, основал в Москве Верхнюю типографию, где издал 6 книг. Четыре из них
иллюстрированы гравюрами на меди. Рисунок в них был выполнен Симоном Ушаковым,
а резал на меди гравер Оружейной палаты А.Трухменский. В годы
царствования Петра I осуществляется коренная перестройка всего книжного дела,
целью которой было создание светского книгоиздательства. По указанию Петра I
кириллический шрифт в изданиях светской тематики был заменен гражданским
шрифтом. Первой книгой, отпечатанной новым шрифтом, была «Геометриа славенски
землемерие» 1708 года. В годы царствования Петра I были созданы типографии в
Петербурге: Санкт-Петербургская (1710 год), Александро-Невская (1720 год),
Сенатская (1721 год). Для этих типографий строились как печатные станы, так и
станы для гравирования с медной доски. Кроме того, Петр I создал походную
типографию, для которой в 1711 году был построен походный стан. После смерти
Петра этот станок находился до 1934 года в стенах Московской Синодальной
типографии. В настоящее время он хранится в Государственном Историческом музее.
На выставке представлено около 75 экспонатов из фондов Государственного
Исторического музея, рассказывающих о зарождении и развитии книгопечатания в
России. Среди них такие уникальные памятники, как Лицевой Летописный свод
-рукопись XVI века, написанная по приказу Ивана Грозного; первые русские книги,
изданные «Анонимной» типографией; единственный сохранившийся до наших дней
подносной экземпляр Первопечатного Апостола 1564 года Ивана Федорова и Петра
Мстиславца, положивший начало издательским традициям, сохраняющимся в
современном книгопечатании. Экспонируемые издания XVII века дают представление
о нововведениях и развитии книжного искусства: первое иллюстрированное
Евангелие 1606 года Анисима Радишевского; Букварь Василия Бурцова 1634 года и
его переиздание, где впервые появляется гравюра светского характера и вводится
титульный лист; рукописный Букварь Кариона Истомина, написанный по заказу
царицы Прасковьи Федоровны для племянниц Петра I; образцы светского
книгоиздательства, созданные в годы царствования царя-реформатора.
Посетители увидят «образцовый» печатный станок - самый ранний из сохранившихся
до нашего времени, станок из походной типографии Петра I, а также гравюры с
изображением Московского Печатного двора и Синодальной типографии, материалы
для переплета, деревянные резные доски для изготовления гравюр, работы
мастеров-граверов Оружейной палаты.
3. Письменность и книгопечатание
Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их
возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги
стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали
вклад в монастырь - одну книгу.
В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала
бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в
России успехом не увенчались.
В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана
первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и
сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.
В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван
Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы
богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический уровень
издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден
был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были
связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил
в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с
грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во
второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни
в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только
богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К
тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания
книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при
переписывании
Из фондов редких книг
"" славянский народ и русский один,
от варягов ведь прозвались русью"
а язык им общий - славянский".
"Повесть временных лет"
K Дням славянской письменности и культуры в Национальной библиотеке открыта
книжная выставка "Kниги читати - добро есть". В отличие от предыдущих
традиционных выставок, нынешняя объединяет в себе несколько дат культурной
жизни нашей страны, начиная с IX века. Именно тогда в славянскую землю
призвали братьев Kирилла и Мефодия, чтобы истолковать священные книги,
написанные на греческом и латинском языках. "Kогда же братья эти пришли,
начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие", -
говорит "Повесть временных лет". В этом году славянской азбуке исполняется
1135 лет. Одна из интереснейших книг, представленных на выставке, - "Жития
Kирилла и Мефодия". Это факсимильное воспроизведение церковно-славянских
рукописей включает в себя жизнеописания Kирилла и Мефодия и похвальные слова
им. Прекрасно полиграфически исполненное издание вышло в 1986 году, оно
хранится в фондах отдела редких книг Национальной библиотеки.
Подвиг Kирилла и Мефодия был запечатлен в русских летописях. Так, в
Радзивилловской летописи, факсимиле которой экспонируется на выставке, мы
находим несколько миниатюр, изображающих великих славянских просветителей.
Дело Kирилла и Мефодия дало огромный толчок развитию древнерусской
литературы.
"Kрасота воину оружие и кораблю ветрило, так и праведнику почитание
книжное"". Эти слова из Изборника Святослава 1073 года. Первый Изборник был
составлен в IX в. для болгарского царя Симеона. В 1073 г. он был переписан
для князя Святослава, сына Ярослава Мудрого. Kроме церковных сочинений, в
него входят статьи по грамматике, логике, поэтике, притче, загадке. Изборник
Святослава - наиболее ранний памятник дошедшей до нас древнерусской
письменности. На выставке представлено несколько изданий Изборника 1073 г. -
как в современной книжной форме, так и его воспроизведения.
Важнейшим этапом развития славянской письменности и культуры становится
начало книгопечатания. Об Иване Федорове и начале книгопечатания рассказывают
несколько монографий, представленных на выставке. В частности, это
"Путешествие к истокам русского книгопечатания" Е. Л. Немировского.
Эпоха просвещения Екатерины II подарила нам первые журналы, "особливо
сатирические, критические и прочие, по исправлению нравов служащие". Это
"Трутень", "Пустомеля", "Kошелек", "Живописец". Автором и издателем их стал
выдающийся деятель русской культуры Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.).
В 1773 году, 225 лет назад, он вместе с книготорговцем K. В. Миллером
организовал "общество, старающееся о напечатании книг". На выставке, помимо
монографий, посвященных жизни и деятельности Н. И. Новикова, можно увидеть и
издания, выпущенные его типографией. Среди них есть очень любопытные книги.
Например, "Собрание писем Абеляра и Элаизы, с присовокуплением описания жизни
сих нещастных любовников". 1883 год. Еще одно редкое издание - "Познание
самого себя Иоанна Масона". В 1789 г. Новиковым была выпущена книга Хераскова
М. М. "Kэдмъ и гармонiя: древнее повъствованiе". Эти книги также можно
увидеть на выставке.
Бывает так: встретится незнакомое русское слово, и мы говорим: "Надо
посмотреть у Даля"". И не задумываемся, что же стоит за этими словами. А за
ними - полувековой кропотливый труд по составлению "Толкового словаря живого
великорусского языка". И трудно поверить, что составил его один человек -
русский писатель, лексикограф, этнограф Владимир Иванович Даль (1801-1872
гг.). "Пора подорожить народным зыком"" - говорил он, 53 года собиравший и
составлявший свой "Толковый словарь"". В 1863 году, 135 лет назад, вышло в
свет первое издание словаря Даля. С тех пор он выдержал 8 изданий, не считая
повторных, и включает в себя около 200000 слов, пословиц и изречений. На
выставке можно познакомиться с несколькими изданиями словаря. Среди них 2-е
издание словаря Даля, выпущенное издательством М. О. Вольфа, 1881 г.
Словарь Даля завершает выставку, посвященную Дням славянской письменности и
культуры. Национальная библиотека приглашает всех ознакомиться с ней, ибо,
как говорит "Повесть временных лет": "Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов
книжных обретаем мудрость и воздержание".
Выставку и эту информацию подготовили библиотекари Надежда KИПНИС, Ирина
СТЕПАНОВА и Лариса KАБАНОВА
Глава 12. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
12.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ Возникновение книгопечатания в
Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время
упрочения государственности и окончательного утверждения монархического
централизованного государства.
Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г.
он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы,
населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя.
Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения,
и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные
книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным
производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок.
Книги кирилловской печати - польские, белорусские, югославянские - стали
известны на Руси. Сведения о работе европейских печатников были также
известны москвитянам. Ученый богослов, публицист и переводчик Максим Грек
познакомил русских с деятельностью Альда Мануция. Легенды о венецианских
мастерах-издателях, видимо, настолько возбудили стремление Московского царя
быть не хуже "фрягов", что сведения о том попали в послесловие "Апостола"
1564 г. Царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым
венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою
персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести
просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских
владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI
столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ
эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство
(монархию).
В русле этих реформ, очевидно, находилось и введение книгопечатания -
решающего средства в исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и
своеволия в толковании Священных текстов - неизбежного и типичного следствия
церковных смут при создании нового государства. Одна из причин ересей, как
было отмечено, на Стоглавом соборе, - неисправность текстов. Причина
неисправности состояла не столько в ошибках писцов, сколько в проникновении в
разное время разных текстов, различных традиций. Отследить их поручалось
церковной власти, но практически, при преобладании "келейного" способа
переписки книг, задача оказалась невыполнимой и могла быть решена лишь при
явном преобладании проверенных книг, их одновременном массовом
распространении, делавшем ненужным переписывание книг на местах. В этом,
очевидно, и было преимущество книгопечатания, одобренного митрополитом
Макарием и утвержденного его окружением.
Введение книгопечатания стало возможно и благодаря тому уровню знаний русских
людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать "неведомый до
того" печатный стан.
Одной из самых загадочных страниц в истории отечественного книгопечатания
является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших
такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.
В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным
и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк:
Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь
Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559),
Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-
1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено
их московское происхождение.
Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 -
начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на
царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их
производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия,
истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности
Анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям. Некоторые исследования
показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым,
попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником
царя).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12