Реферат: Начало книгопечатания

длиной более трехсот метров. Все это сильно усложняло и без того волокитные

дела московских приказов. И только Петр I указом от 1700 года запретил вести

дела в столбцах. Иногда же рукописи складывались в тетрадки и прикреплялись к

дощатым переплетам с очень дорогим оформлением (отсюда: “прочитать от доски

до доски”). Книги такие настолько берегли в Москве, что на иных попадаются

надписи: “А если поп или дьякон, прочитав, не застегнет всех застежек, - да

будет он проклят!” К XIV в. появилась в Москве и бумага. Первый известный нам

памятник, написанный на бумаге, духовное завещание Симеона Гордого.

Москва - книжная столица.

В XV в. Москва уже считалась книжной столицей Руси. Здесь можно было купить

практически любую из духовных книг в самых разных переплетах или сделать

заказ на нее переписчикам.

Через руки московских доброписцев прошли все исторические сочинения, начиная

со второй половины XIV в. В обширных московских летописях мы находим и

сказание о Тохтамышевом нашествии, и хождение митрополита Пимена в Царьград,

и жития митрополитов Петра и Алексия. Уже тогда выделились в самостоятельные

произведения “Задонщина”, “Сказание и повесть о Мамаевом побоище”, “Житие

Дмитрия Ивановича”.

Начало книгопечатания в Москве.

Бурное развитие культуры рукописной книги привело в конце концов к

необходимости книгопечатания. История печатной книги началась в Москве при

Иване Грозном, который сам считался весьма начитанным. Его обширная

библиотека на русском, греческом, латинском и еврейском языках восхищала

иностранных послов. Он дал деньги и на строительство в 1563 году на

Никольском крестце (перекрестке на Никольской улице) “дома... идеже печатному

делу строитися”. Работали в этой первой типографии дьякон Иван Федоров и его

товарищи - Петр Тимофеевич Мстиславец и Маруша Нефедьев. Работали медленно,

но очень тщательно. И в 1564 году появилась в Москве первая печатная книга

“Апостол”, а в следующем году - “Часослов”.

“Апостол” - первая русская печатная книга.

Каким тиражом был напечатан “Апостол”, мы не знаем. Сегодня известны

шестьдесят два экземпляра и находят еще новые. Эта знаменитая книга настолько

выверена по пропорциям (высота и ширина шрифта, поля, расположение текста и

заставок, инициалов и т.д.), что до сих пор производит впечатление

художественного совершенства.

Бегство И. Федорова из Москвы.

Однако, после первых изданий деятельность печатников в Москве прекратилась.

Говорили, что многочисленные московские переписчики не захотели лишиться

работы, справедливо увидев в печатном станке соперника, и что они ночью

подожгли печатный двор. Печатники вынуждены были спасаться из Москвы

бегством. Но сам Иван Федоров позже писал, что бежал из Москвы не от

переписчиков, а из-за “великих преследований от многих начальников и духовных

властей”.

Всего за свою нелегкую и полную скитаний жизнь выпустил Иван Федоров в свет

двенадцать изданий и среди них первую восточнославянскую Азбуку, первую

полную славянскую Библию, первый календарь. “Не пристало мне ни пахотою, ни

сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею

искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена

духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу”, - писал

московский первопечатник.

Продолжение московского книгопечатного дела.

Иван Грозный был настойчив. Вскоре “после тех мастеров Иоанна и Петра стал

мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и

также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в

царствующем граде Москве и раздавать их по всем городам и по всей России... А

после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и

без помех бесперебойно, как непрерывная вервь”, - говорится в рукописи начала

XVII в. “Сказание известно о воображении книг печатного дела”.

В 1909 году рядом с Третьяковскими воротами Китай-города был открыт памятник

Ивану Федорову работы скульптора С.М.Волнухина. Москва, наконец, признала

заслуги русского первопечатника.

Из истории московского книгопечатания

С чего начинается учебный год? В том числе, и со знакомства с новыми

учебниками. Собственно учеба еще и не началась, а вы уже с интересом

разглядываете те учебники, которые будут вашими спутниками на целый год, а

порою, и дольше. И никакие технические новинки не способны пока вытеснить

книгу из нашей жизни. Древнейшие книги были рукописными, а создавались они в

монастырях, в том числе и московских – Чудовом, Вознесенском, Спасо-

Андрониковом, Симонове, Троице-Сергиевом. Так было до середины XVI в., когда

в Московию пришло книгопечатание. Кто был автором первых семи дошедших до нас

московских печатных книг – неизвестно. Поэтому историки называют их

анонимными, никаких выходных данных они не содержали. Вы спросите, если не

известен издатель, то, может быть, известен автор? Конкретного автора назвать

тоже нельзя – все книги в то время были богослужебными, т.е. содержали

переведенные с греческого языка тексты Священного Писания, молитв и тексты,

составленные когда-то отцами церкви. Лишь в правление первых Романовых, в

XVII в., появились на Руси книги светского характера.

Первая же датированная книга в Москве вышла в 1564 г. Именно это событие в

России всегда отмечали как памятную дату в истории русской культуры. Книга

содержала чтения из деяний апостолов для богослужения и по русской традиции

вкратце называлась «Апостол». Имя человека, из-под рук которого вышла эта

книга, известно. Обычно его называют московским первопечатником. А памятник

ему уже давно стоит в центре Москвы, в Театральном проезде, неподалеку от

центрального магазина «Детский мир». Мы пока не называем имя этого человека,

предоставляя вам самим попробовать вспомнить его.

Сразу отметим, что памятник этот очень известен, он один из старейших в нашем

городе и появился здесь еще в начале века.

Итак, речь идет о дьяконе кремлевской церкви Николы Гостунского Иване

Федорове. Этот талантливый человек прежде работал на Украине, откуда и пришел

в Москву, уже владея уникальным по тому времени ремеслом. Ведь тогда на

Западе книгопечатание существовало уже целое столетие. Любопытно, что

«механизация», говоря современным языком, изготовления книг была воспринята

многими враждебно. Дело в том, что к книге как носительнице слова Божия

отношение было особенно трепетное, а процесс ее изготовления мыслился как

близкий священнодействию. Поэтому приступать к нему могли лишь человеческие

руки после молитв и омовений. Бездушный типографский станок воспринимался как

нечто нечистое. Не в этом ли и причина изгнания дьякона Ивана из Москвы,

случившегося через несколько лет его успешных полиграфических опытов? На сей

счет историки лишь строят догадки. В дальнейшем первопечатник работал во

Львове, где, среди других книг, выпустил вместе с Петром Мстиславцем так

называемое Учительное Евангелие. Прошло ровно триста лет, и Императорское

Московское Археологическое Общество собралось в январе 1870 г. на праздничное

заседание по этому поводу. Тогда и приняли решение соорудить в Москве

памятник первопечатнику. Но понадобилось еще почти четыре десятилетия, пока

были собраны средства и разработан проект памятника. Авторами его стали

малоизвестный в то время скульптор Сергей Волнухин и знаменитый архитектор

Иван Машков. Открытие памятника состоялось 27 сентября 1909 г.

На постаменте надпись: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров и

дата «1563 19 апреля» – день начала печатания книги «Апостол». Скульптор

Волнухин изобразил первопечатника за работой – с наборной доской и свежим

оттиском страницы в руке. Во время церемонии открытия Председатель

Археологического Общества графиня Прасковья Уварова от имени Общества

передала памятник в дар нашему городу.

Сооружению памятника предшествовала дискуссия о том, где именно – в каком

уголке Москвы – ему стоять. Специальная комиссия остановила свой выбор на

небольшом сквере в Театральном проезде.

Это место, хорошо открытое для обозрения с улицы, в то же время примыкает к

территории бывшего Государева Печатного двора, на котором во времена царя

Грозного и работал Иван Федоров. К сожалению, построек того, старого, двора

до нас не дошло. От следующего, семнадцатого, века сохранилось маленькое

здание Прави́льной и Книгохранительной палаты. Оно оказалось во дворе

построенного в начале XIX в. корпуса так называемой Синодальной типографии,

то есть главной церковной типографии, которая была образована вместо старого

Печатного двора при Петре Великом. Эту преемственность архитектор специально

подчеркнул, изобразив на фасаде нового здания фигуры Льва и Единорога.

Единорог – мифическое животное с увенчанной единственным рогом мордой, как

ясно из названия. Но как же эти странные животные связаны с прошлым данной

местности? А дело в том, что они когда-то изображались на печати-эмблеме

старого Печатного Двора. Теперь в здании размещен Историко-архивный институт

Российского государственного гуманитарного университета.

В XVI в. в Москве было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, при

этом тираж в несколько сотен экземпляров считался большим. В XVII в. – уже

почти полтысячи наименований книг. Вы, наверное, слышали, что читать в

Древней Руси учились обычно по Псалтыри, книге церковных псалмов. Но были и

специальные буквари или «азбуки». Первый букварь напечатал еще в 1574 г. сам

Иван Федоров. Но, пожалуй, самую большую известность приобрел букварь Василия

Бурцева, созданный в первой половине XVII в. и впоследствии получивший

большое распространение.

Уже в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в Москве

появилось несколько новых типографий. Еще больше их стало в XVIII в. в эпоху

так называемого русского Просвещения. А в XIX в. книга уже занимала очень

большое место в жизни москвичей, причем не только состоятельных. Наряду с

ведомственными и специализированными издательствами, вроде университетского,

синодального, в городе работали частные книгоиздательские фирмы, имена

основателей которых и сегодня с уважением произносит всякий образованный

москвич.

Среди них вот уже сто с лишним лет наибольшей известностью и любовью народа

пользуется книгоиздатель-просветитель Иван Дмитриевич Сытин. Родом Иван

Дмитриевич был из крестьян Костромской губернии. Давайте пройдем по некоторым

сытинским адресам нашего города. Есть в Москве музей-квартира И. Д. Сытина,

расположенная в старом доме на углу Тверской и Козицкого переулка. Здесь, в

этой уютной квартире, в доме построенном еще в прошлом веке, Иван Дмитриевич

провел последние годы своей жизни, с 1928-го по 1934 год. Так что музей

–мемориальный, он хранит в себе многочисленные мемории – то есть вещи,

помнящие самого Сытина.

Здесь бывали и многие знаменитые люди. Одно время услугами сытинского

Товарищества Сытина пользовался друживший с издателем Лев Николаевич Толстой

для выпуска книг основанного им издательства «Посредник». Благодаря этому

сотрудничеству классика становилась доступной многим читателям из небогатых

семей. Специально издавались и совсем дешевые книжки для бедных. По словам

Антона Павловича Чехова, это была «единственная в России издательская фирма,

где русским духом пахнет, и мужика-покупателя не толкают в спину». Начав с

так называемого лубка – дешевых цветных картинок с надписями, веселого или

назидательного характера, Иван Дмитриевич постепенно перешел к изданию

широкого спектра литературы: развлекательной, научно-популярной и

специальной. Большой известностью пользовались сытинские календари, которых

выпускалось более десятка видов. К началу XX столетия их общий тираж составил

более трех с половиной миллионов. Так что, нынешние специализированные

календари – женские, сельскохозяйственные, детские – восходят своим замыслом

к деятельности И. Д. Сытина. А самый знаменитый назывался «Всеобщий русский

календарь». Помимо обозначения дат, он нес немало полезной разнообразной

информации. Этот календарь и принес первую славу издателю, появившись в 1884

г. на Нижегородской ярмарке. В дальнейшем календарь так и называли –

«сытинским». А вскоре и само товарное клеймо «Товарищество И. Д. Сытина»

стало известно всей России. Не забывал Иван Дмитриевич и о юных читателях.

Для детей выпускались сказки, народные, русских и зарубежных авторов, а также

произведения русской и западноевропейской художественной литературы, причем

некоторые из них специально приспосабливались – адаптировались для младшего

возраста. Ну, и, конечно же, учебники. Выпущенный Сытиным в конце столетия

знаменитый «Русский букварь» В. П. Вахтерова выдержал более ста переизданий.

Выходили и солидные многотомные издания в дорогом полиграфическом исполнении

– например, энциклопедии. К началу XX в. издательство И. Д. Сытина стало

крупнейшим в России, а в 1917 г. на него приходилась четвертая часть всех (!)

выпускаемых в России книг.

Если, выйдя из музея, пройти чуть дальше от центра по правой стороне

Тверской, то за памятником А.С. Пушкину легко заметить дом под № 18 по

Тверской, бросающийся в глаза своим причудливым фасадом. В создании проекта

этого дома в начале века помимо архитектора А. Э. Эрихсона, принимали

непосредственное участие знаменитый инженер Владимир Григорьевич Шухов и не

менее известный художник-декоратор Иван Яковлевич Билибин. А строился он для

сытинской газеты «Русское слово». Газета издавалась товариществом И. Д.

Сытина с 1897 г. и постепенно завоевала необыкновенную популярность,

достигнув полумиллионного тиража. В этом доме, сразу ставшим весьма заметным

на главной улице Москвы, бывали сотрудничавшие с газетой писатели Л.Н.

Толстой, А.И. Куприн, П. Д. Боборыкин, А.М. Горький. Сюда же, на последний

этаж дома перебрался на жительство и сам Иван Дмитриевич. В доме также

помещалась типография, а в первом этаже книжный магазин, просуществовавший,

кстати, до девяностых годов двадцатого столетия.

Память об Иване Дмитриевиче Сытине живет в нашем городе. Не так давно

появилась мемориальная доска на доме № 18 по Тверской, где знаменитый

книгоиздатель жил до 1928 г. Дело его после октябрьского переворота 1917 г.

было национализировано, редакция газеты закрыта, а сам он работал

консультантом в так называемом Госиздате, государственном издательстве,

созданном новой властью. А в Замоскворечье на Пятницкой улице (дом № 71), в

корпусах еще одного сытинского производства разместилась одна из наиболее

респектабельных типографий советского времени – Первая Образцовая.

Статья В. Святославский " Из истории московского книгопечатания"

ИВАН ФЕДОРОВ (ок. 1510—5.XII. 1583)—выдающийся деятель русской культуры,

первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В

1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета. В 50-е гг.—

дьякон церкви Николы в Московском Кремле. Возможно, работал еще в первой

типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563

по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой

текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола.

Совокупность художественных приемов оформления текста, разработанная И. Ф.,

повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В

послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания

типографии назван царь Иван Грозный. До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем

были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным

причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении

литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как

претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы

бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу,

что они отправились в Западную Русь для проповеди православия. Этим можно

было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.

В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем.

Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие — геральдической

композицией, а Псалтырь — двумя гравюрами. Предисловия написаны И. Ф. и Г. А.

Ходкевичем.

В 1572 г. И. Ф. переезжает во Львов уже без Петра Мстиславца. Там в 1573—

1574 гг. он работает над новым изданием Апостола, украшенным заставками,

инициалами, концовками и тремя гравюрами. В послесловии И. Ф. рассказывает о

своей типографской деятельности в Москве и Литве и о переезде во Львов. Там

же в 1574 г. была издана первая восточнославянская Азбука.

В 1578 г. И. Ф. перебирается в Острог во владения князя К. К. Острожского,

воеводы Киевского. Здесь он сначала печатает новую Азбуку с параллельными

греко-славянскими текстами.

В 1580 г. И. Ф. издает Новый завет с Псалтырью и отдельно указатель к нему. В

1580—1581 гг. И. Ф. издает первую полную славянскую Библию по одному из

списков Геннадиевской Библии (т. н. Острожская Библия) с собственным

послесловием. Вышло два тиража, в каждом своя редакция текста послесловия И.

Ф. В 1581 г. выходит последнее издание И. Ф.— “Хронология” Андрея Рымши на

одном листе.

И. Ф. сам написал предисловие к Заблудовской Псалтыри, послесловия к Апостолу

1564 г., Львовскому Апостолу и Львовской Азбуке. В литературном отношении

наибольший интерес представляет послесловие к Львовскому Апостолу, где И. Ф.

пишет о том, что заставило его взяться за нелегкий труд типографа и

продолжать его в самых тяжелых обстоятельствах. И. Ф. первым опубликовал

древнейшие памятники славянской литературы: болгарское “Сказание о письменах”

Черноризца Храбра (нач. Х в.) в приложении к Острожской Азбуке и одно из слов

Кирилла Туровского в Учительном Евангелии.

Последние два года жизни И. Ф. прошли в разъездах. Известно, что в 1583 г. он

посетил Краков и Вену, где показывал императору Рудольфу I свое изобретение —

многоствольную пушку со съемными стволами. Попытка организовать новую

типографию во Львове окончилась неудачей. В конце того же 1583 г. И. Ф.

скончался во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре.

Существует продолжающееся издание, посвященное старопечатной книге:

“Федоровские чтения” (М., 1976 и ел.).

Изд.: Щепкина М. В. Переводы предисловий и послесловий старопечатных книг// У

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты