в 1930 г. известный общественный деятель Мухаммед Икбал высказал идею
выделения из Индии независимого мусульманского государства. Тогда она была
отвергнута Лигой, но впоследствии нашла свое выражение в создании Пакистана.
Пакт Ганди—Ирвинг и приглашение ИНК на Конференцию «круглого стола»
Пока Конференция «круглого стола» продолжала свою работу в Лондоне, ситуация
в Индии для англичан не улучшалась. Власть фактически была парализована, и
стало ясно, что, если и удастся о чем-то договориться в Лондоне, без ИНК это
не будет иметь никакого значения. Даже аресты руководителей не могли
нарушить ход сатьяграхи: Ганди придумал хитроумную систему замены
арестованных, и в каждом районе знали, кто возглавит кампанию после ареста
очередного руководителя.
Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с
лидерами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе
1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных условиях. 5 марта 1931
г. был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король) на
следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его
представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических
заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.
Соглашение было утверждено на сессии ИНК в Карачи в марте 1931 г. На этой же
сессии обсуждалась программа социальных и политических преобразований в
будущей независимой Индии. Там, в частности, впервые говорилось о намерении
ИНК провести в Индии реформу административно-территориального деления на
лингвистической основе, о национализации ключевых отраслей экономики и
многом другом.
26 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
Тем временем начинаются взаимные обвинения сторон в нарушении соглашения
Ганди—Ирвинг. Так, англичане освободили не всех арестованных, оставив в
тюрьмах обвиненных в терроризме. Мало того, продолжал действовать
«Бенгальский указ», который давал возможность властям проводить аресты людей
и держать их под арестом без суда по обвинению в терроризме. Англичане также
имели свои претензии: в отдельных районах продолжался стихийный отказ от
уплаты земельного налога и арендной платы, т. е., по сути, сатьяграха была
прекращена не везде, а местные организации ИНК были вынуждены поддержать ее
участников.
В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого
стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане
предложили лидерам «неприкасаемых» отдельную курию, пугая их тем, что в
независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями
более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он
прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная
курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа
каст станет добиваться своей курии, и договориться тогда уже будет совершенно
невозможно.
Кампания М.К. Ганди в защиту «неприкасаемых» (1932—1934)
М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же
возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после
прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Конгресс вновь был объявлен
вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его
финансовые активы и фонды. Имущество отдельных лиц, участвующих в движении,
было конфисковано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь
организованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.
Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста
против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию. Лидер «неприкасаемых»
доктор Амбедкар лично прибыл в тюрьму и заверил Ганди, что они отказываются от
этого намерения. Ганди прекратил голодовку и решил развернуть кампанию по
ликвидации дискриминации «неприкасаемых».
Многие лидеры ИНК в то время упрекали Ганди за то, что он-де несвоевременно
начал новую кампанию, что сначала нужно было добиться от британцев
независимости, а уже потом решать проблемы «непри-
Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг, 27
касаемых». Но Ганди был твердо убежден, что индийцы не могут требовать от
англичан, чтобы те лучше обращались с ними, пока сами индийцы еще хуже
обращаются со своими соотечественниками.
Кампанию по ликвидации дискриминации проводила специально созданная Ганди
организация «Хариджан севак сангх», ход событий освещался в редактируемой
Ганди газете «Хариджан». Слово «хари-джане» означает «божьи люди» — так в
Индии с этого времени называют «неприкасаемых». Ганди призывал правоверных
индусов допустить хариджан в храмы, разрешить им пользоваться деревенскими
колодцами, устранить многочисленные, ограничения. Кампания проводилась в
основном на юге и имела шумный успех. Но сатьяграха тем временем явно шла на
спад и многие обвиняли в этом лично Ганди, поскольку он отвлек внимание на
новую кампанию.
В декабре 1932 г. неудачей завершилась еще одна попытка провести переговоры
между руководителями всех религиозных общин Индии. Конференция единства в
Аллахабаде закончилась провалом, хотя индусы были готовы предоставить
мусульманам 32% мест во всех Законодательных собраниях.
В начале 1933 г. Ганди был освобо>вден из тюрьмы, к тому времени
сатьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Индии
постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кампанию по
оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в
мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.
Осенью 1934 г. ИНК принял участие в выборах и добился большого успеха,
завоевав свыше половины всех голосов. М.К. Ганди в 1934 г. официально вышел
из ИНК и вплотную занялся своей Конструктивной программой. Его авторитет уже
был так велик, что он не хотел связывать себя какой-либо политической
деятельностью. Ганди воспринимался всеми индийцами как общенациональный
лидер.
III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
Изменения в настроениях властей после событий начала 1930-х гг.
Несмотря на формальное поражение сатьяграхи, события, потрясшие Индию в
начале 1930-х гг., не прошли для страны бесследно. Англичанам удалось
удержаться в Индии, но какой ценой?! В течение нескольких лет власть в
стране была практически парализована. В правящих кругах Англии еще раз
убедились в действенности массового
28 История стран Азии
движения. Стало ясно, что еще один натиск может оказаться последним и тогда
придется с позором покинуть Индию. С этого времени, очевидно, зреет
убеждение: из Индии придется уйти рано или поздно. Эта мысль должна была
постепенно укрепиться в сознании элиты британского общества. Необходимо было
держать этот процесс под контролем, ни в коем случае не допуская анархии.
Еще один вопрос все больше беспокоил британские власти: враждебные отношения
между двумя религиозными общинами. Сознательно разжигать рознь — было себе
дороже, так как поддерживать элементарный порядок в стране во время вспышек
вражды на религиозной почве становилось все сложнее. Отношения между
мусульманами и индусами оставались по-прежнему напряженными. В январе 1935 г.
провалилась еще одна попытка урегулировать вопрос о представительстве
мусульман в органах власти: неудачей завершились переговоры между
представителем ИНК Раджендрой Прасадом и М. Али Джинной. Сохранение
контроля над Индией становилось все более обременительным для британской
короны. Нужно было готовиться к постепенному уходу.
Конституция 1935 г. и ее последствия
В августе 1935 г. была наконец принята новая Конституция для Индии.
Она предусматривала сохранение центральной власти в руках вице-короля, поэтому
была названа «рабской». Вице-король по-прежнему назначался английским
королем и обладал всей полнотой исполнительной власти: мог приостановить
действие Конституции и ввести чрезвычайное положение. Но одновременно в Индии
создавалась провинциальная автономия: в провинциях расширялись
полномочия органов власти, создавались ответственные перед местными
Законодательными собраниями правительства, имущественный ценз резко снижался,
благодаря чему общее число избирателей выросло сразу в 4 раза.
Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали
возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях. Иными словами, это
означало передачу местной власти в руки индийцев. Англичане, видимо, в
будущем готовились покинуть Индию.
Индия становилась федерацией провинций и княжеств: назначенцы князей получали
'/3 мест в Центральном законодательном собрании и 2/
5 мест в Госсовете. В Конституции зафиксировано также право князей
самостоятельно решать, будут они присоединяться к независимой Индии или
останутся в рамках своего княжества.
___ Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг. 29
И все же Индия по-прежнему оставалась колонией: Центральный исполнительный
совет нес ответственность не перед Центральным законодательным собранием, а
перед Государственным советом, который был тесно связан с колониальной
администрацией. О будущем политическом статусе Индии не упоминалось вообще.
Выборы в провинциях по новому закону прошли в 1937 г. ИНК одержал победу на
выборах и сформировал свои правительства повсюду, за исключением двух
провинций — Пенджаба и Бенгалии (там победила Мусульманская лига). Сразу же
изменилась местная политика: были освобождены политические заключенные,
восстановлены демократические свободы, отменена цензура. Стала проводиться
новая социальная политика, принимались законы, расширяющие права крестьян-
арендаторов, ограничивались размеры уплачиваемой арендаторами ренты,
устанавливался мораторий на выплату ростовщической задолженности малоимущими
слоями.
Новые провинциальные правительства в рамках отведенных им полномочий стали
поощрять развитие национального предпринимательства, содействуя вытеснению
английского капитала из индийской экономики. Англия постепенно утрачивала
свои позиции в Индии.
Вместе с тем осложнились и без того напряженные отношения между двумя
религиозными общинами: индусами и мусульманами. Появление автономных
провинций с явным преобладанием мусульманского населения готовило почву для
будущего раздела страны. Мусульманская лига все больше ориентировала своих
сторонников на несотрудничество с ИНК: в 1938 г М. А. Джинна на сессии в
Калькутте даже призвал исключать мусульман—членов Конгресса из Лиги.
Мусульманская община постепенно склонялась к созданию в Индии своего
«национального очага».
Обострение внутрипартийных разногласий в ИНК
После сатьяграхи, завершившейся в мае 1933 г., ИНК удалось сохранить свою
массовую базу и влияние в стране. Под его эгидой развернулось движение в
крестьянской среде за снижение арендной платы, земельного налога,
ростовщического процента. С 1936 г. эту работу координирует специально
созданная в рамках Конгресса крестьянская организация «Кисан сабха».
Создаются в структуре ИНК и другие массовые общественные организации
(Федерация студентов, Ассоциация прогрессивных писателей и т. п.).
Обратил внимание ИНК и на княжества, которые формально не входили в состав
английской колонии. Там были созданы филиалы
10 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
ИНК. С 1937 г. в княжествах Майсур, Траванкур, Раджкот прошли харталы в знак
протеста против деспотической власти князей. Многие лидеры Конгресса приняли
в них участие. Поддержал ИНК и крестьянские выступления в ряде княжеств,
например в Кашмире.
На сессии ИНК в Лакхнау в мае 1936 г. произошло усиление левого крыла партии.
Президентом ИНК был избран молодой лидер Джа-вахарлал Неру, левые
получили в Рабочем комитете У3 мест. Однако участие ИНК в выборах, а
затем в формировании правительств в провинциях вызвали в Конгрессе борьбу за
места в административных и правительственных органах. Некоторые лидеры ИНК
сохранили контроль над партийным аппаратом, другие же заняли посты в
административных органах.
В ряде провинций дело дошло до демонстраций, которые проводились партийными
функционерами против правительств, сформированных ИНК. Эти люди имели своих
покровителей и в центральном аппарате партии. В 1938 г. председателем ИНК
избирается один из лидеров левого крыла партии — Субхас Чандра Бос. В апреле
1939 г. его вынудили уйти с поста председателя ИНК по обвинению в интригах.
Сменил его на этом посту Раджендра Прасад. Позднее С.Ч. Бос был исключен из
ИНК, он основал свою партию — Форвард блок, а в годы войны стал креатурой
японцев и возглавлял созданную ими Индийскую национальную армию (ИНА).
Все эти процессы, безусловно, ослабляли ИНК, но вместе с тем
свидетельствовали о том, что постепенно ИНК превращается в правя-
щую партию Индии. Выводы |
™*vroin ИНДИИ.
1. Отношения между антиколониальным движением и колониальными властя
ми привели к сатьяграхе, потрясшей в начале 1930-х гг. до основания англий
ское господство в Индии.
2. В британском обществе зрело убеждение, что Индию, в конце концов,
придется оставить; в 1935 г. англичане согласились уступить местную власть
индийцам.
3. ИНК стал самой мощной и влиятельной политической организацией в
Индии, но получив доступ к власти, он начал демонстрировать симптомы внутренних
разногласий. 4. Рознь между двумя религиозными общинами преодолеть не
удалось, все попытки переговоров между ИНК и Мусульманской лигой провалились.
ЛЕКЦИЯ 4
Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
Настроения в Индии в связи с началом войны
Еще в 1930-е гг. лидеры фашистских государств неоднократно пытались
установить контакты с видными деятелями ИНК. Известно, например, что
Муссолини предпринимал попытки встретиться с Д. Неру, но тот отвергал любую
такую возможность по принципиальным соображениям. Для абсолютного большинства
индийцев фашизм был совершенно неприемлем, его философия по праву считалась
антигуманной и противоречащей духу индуизма.
Поэтому, в отличие, например, от мусульманских стран, рассчитывать на
симпатии в Индии по принципу «враг моего врага — мой друг» руководителям
фашистских держав не приходилось. Население готово было поддержать
антифашистскую коалицию. Но когда в сентябре 1939 г. вице-король сразу же,
без каких-либо консультаций с индийскими политическими деятелями, объявил
Индию воюющей стороной, это вызвало возмущение.
14 сентября 1939 г. М.К. Ганди встретился с вице-королем Линлитгоу и
предложил ему поддержку ИНК, но при этом выдвинул два условия. Англичане
должны были твердо обещать предоставить независимость Индии сразу после
окончания войны и немедленно — полномочия в Исполнительном совете при
вице-короле (т. е. в Центральном правительстве).
Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало
разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно
склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства,
возглавляемые в провинциях
32 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000) ИНК, подали
в отставку — это означало отказ от сотрудничества с английскими властями.
Но демарш ИНК не изменил позиции англичан, а вакуум был восполнен: в Северо-
Западной пограничной провинции, Ассаме и Синде были сформированы
правительства Мусульманской лиги, Пенджаб управлялся юнионистами, в остальных
же провинциях вся полнота власти перешла в руки английских губернаторов.
Попытки британских властей договориться с ИНК
Тем временем ход Второй мировой войны складывался неудачно для антифашистской
коалиции. К июню 1940 г. Западная Европа была оккупирована немецкими
войсками, Франция капитулировала и Англия осталась одна против Гитлера и
Муссолини.
В июле 1940 г. ИНК вновь предложил Великобритании помощь на тех же
условиях. Это вызвало в руководстве антиколониального движения разногласия:
часть видных деятелей, в их числе М.К. Ганди, Р. Прасад, А. Гаффар-хан,
предлагали ограничиться выражением лишь моральной поддержки. Однако вице-король
вновь отверг требование ИНК о немедленном предоставлении индийцам
полномочий в Центральном исполнительном совете, пообещав лишь статус доминиона
после войны. Это означало, что договориться не удалось.
В Индии нарастали антивоенные настроения. В октябре 1940 г. Ганди
призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди
— Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в общественных местах, за что
сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе допускались лишь видные
деятели ИНК с разрешения Ганди. Это производило определенное
впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям
повода обвинить ИНК в ее проведении и запретить на этом основании.
Новые моменты в позиции Мусульманской лиги
В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в конфронтацию
с английскими властями. Она не поддержала бойкот политической системы. После
выхода в отставку правительств, сформированных ИНК в провинциях, она
заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига
развернула политическую кампанию против ИНК.
Лекция 4. Завершающий этап борьбы за независимость Индии
33
В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской лиги в Лахоре,
где было принято судьбоносное для Индии решение: добиваться выделения из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23