Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

ЛЕКЦИЯ 2

Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

I. Положение Индии к концу Первой мировой войны

Вклад Индии в победу метрополии

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть — около 600

княжеств — имела с Англией двусторонние договоры и так­же входила-тгтоптав

Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла

существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным

образом, сикхи и гуркхи) не­посредственно участвовали в боевых действиях

британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были

моби­лизованы для работ в прифронтовой полосе.

Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и

сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как

известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек). Среди

населения проводился сбор пожертвований на военные нужды. Англия получила от

Индии заем в 150 млн. ф. ст., из Индии шли поставки товаров на общую сумму в

200 млн. ф. ст.

Английские власти были заинтересованы в экономическом по­тенциале своей

колонии и сняли всякие ограничения на развитие промышленности и банков. За

годы войны индийское предприни­мательство заметно укрепилось и потеснило

англичан. Крупные предприниматели из числа индийцев развивали

металлургическую промышленность, строили гидроэлектростанции, создавали

соб­ственные банковские учреждения. Еще накануне войны в Индии произошло

возрождение ручного ткачества. В этой отрасли перера­батывалось значительно

больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, и были заняты 45 млн.

человек. 10 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Расширялись и инвестиции английского капитала в Индии — анг­лийские банки все

более охотно вкладывали деньги в экономику стра­ны. Все это создавало новые

предпосылки для подъема антиколони­ального движения.

Национальное движение в 1918 г.

Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей начал в Индии реформу об­разования с

целью подготовки кадров колониальной администрации из самих индийцев.

Во второй половине XIX в. в Индии открылось немало универси­тетов, где

обучение велось на английском языке и по английским программам. Кроме того,

дети из семей зажиточных брахманов име­ли зозможность получить блестящее

образование в лучших универ­ситетах Англии — Кембридже и Оксфорде. Знакомство

с достижени­ями европейской цивилизации оказало огромное влияние на индийских

интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом бы­ло незначительным, их

роль в политике и общественной жизни была определяющей.

Именно из этой среды вышли известные индийские просветители Рам Мохан Рой,

Свами Вивекананда, Даянда Сарасвати. Тот факт, что Индия потеряла свободу,

они считали естественным проявлени­ем закона кармы, объясняли существованием

архаичных обычаев (сати, ранних браков, кастовой дискриминации и т. д.) и

предлагали различные пути выхода из этого положения. Среди простых индий­цев

распространился комплекс неполноценности, преклонения пе­ред англичанами,

которых считали представителями законной влас­ти в Индии.

Крупнейшей организацией стал созданный еще в 1885 г. Индий­ский национальный

конгресс (ИНК). В то время он еще не был поли­тической партией, а лишь

представлял интересы интеллектуальной элиты. Деятельность его сводилась к

выступлениям в индийской прессе и к проведению ежегодных конгрессов, где

принимались анти­колониальные резолюции и откуда направлялись петиции

англий­ским властям. Каких-либо массовых организаций, внутренней струк­туры,

координирующих работу органов, в ИНК не было. Правда, в самом конце XIX в. в

ИНК выделилась радикальная фракция Б. Ти-лака, который пытался организовать

массовые акции в Махараштре, занимая крайне националистические позиции, но

широкой поддерж­ки его деятельность не получила.

Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 11

В 1906 г. при активной поддержке англичан в Индии была создана еще одна

организация — Мусульманская лига. Эта организация ори­ентировалась на

образованную часть мусульман, ставила своей целью сплотить мусульманскую

общину (еще до войны в Индии было введе­но голосование по куриям, т. е. по

религиозному принципу). Англий­ские колониальные власти уделяли подчеркнуто

большое внимание Мусульманской лиге и стремились представить себя защитниками

интересов индийских мусульман. Накануне и в годы Первой мировой войны ИНК и

Мусульманская лига зачастую выступали совместно.

В XX в. в Индии были созданы Законодательные советы — Всеин-дийский и

провинциальные. С момента их создания постоянно ста­вился вопрос о расширении

их полномочий и выборности. По закону 1909 г. избиралась половина депутатов

Всеиндийского законодатель­ного совета, в провинциальные Законодательные

советы избиралось большинство. В годы войны в Индии широкое распространение

по­лучили идеи свараджа (самоуправления). В 1916 г. создается Лига го­мруля —

организация, в которой принимали участие и англичане; возглавляла ее А.

Безант.

В том же 1916 г. сторонники Б. Тилака вновь вошли в ИНК. Тогда, на

съезде ИНК в Лакхнау, с партией Мусульманская лига было дости­гнуто соглашение

о единстве действий. С тех пор стали проводиться совместные съезды (сессии) ИНК

и Лиги.

В 1915 г. председателем Мусульманской лиги избирается выдаю­щийся деятель

Мухаммед Али Джинна. Был принят новый Устав этой организации, в котором ее

целью провозглашалось самоуправление Индии в рамках Британской империи. Это

создавало предпосылки для совместных действий двух ведущих национальных

политических орга­низаций. Все ожидали, что Англия предоставит Индии право на

само­управление, отблагодарив таким образом за вклад в победу в Первой мировой

войне.

Ответ английских властей на чаяния индийцев

В июле 1918 г. был опубликован проект закона «Об управлении Ин­дией». Он

получил известность как реформа Монтегю—Челмсфорда (все законы, касавшиеся

Индии, имели в названии две фамилии — вице-короля и министра по делам Индии в

английском правительст­ве, т. е. лиц, напрямую причастных к его разработке).

Ожидавшегося самоуправления для Индии не последовало, правда, кое-какие

уступ­ки были сделаны. Расширялось выборное большинство в Законода-

12 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

тельных собраниях провинций, снижался имущественный ценз, что позволило

увеличить число избирателей в три раза.

Но самое главное — индийцам разрешалось занимать посты, прав­да,

второстепенные (здравоохранение, просвещение и т. п.), в Испол­нительных

советах (правительствах) при вице-короле и в провинциях. Английские власти

сохранили за собой право вето на все акты Зако­нодательных собраний и право

их роспуска по своему усмотрению.

Часть лидеров ИНК были склонны согласиться даже на такой ва­риант, например

Банерджи в Бенгалии намерения Англии одобрил, он основал Либеральную

федерацию, выйдя из состава Конгресса. Но в целом ИНК на своем ежегодном

конгрессе в Бомбее в августе 1918 г. отверг проект Монтегю—Челмсфорда. Однако

что-либо противопо­ставить английским властям не смог. Закон «Об управлении

Индией» был принят парламентом в 1919 г.

19 марта 1919 г. в Индии были введены в действие законы Роулет-та. Они должны

были заменить законы военного времени, которые могли действовать после

окончания войны не более шести месяцев. Согласно законам Роулетта,

административные власти в Индии полу­чили право на разгон митингов и

демонстраций протеста, отменялся суд присяжных по политическим делам,

вводилось право на аресты и ссылки без суда, запрещались любые организации и

органы прессы, устанавливалась строгая цензура. Разумеется, подобные меры не

мог­ли стать популярными в Индии, но англичане надеялись на отсут­ствие

действенной тактики у ИНК, его организационную слабость. В самом деле, что

мог противопоставить Конгресс, кроме заявлений протеста. Но ситуация к тому

времени изменилась.

II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)

Начало политической деятельности М.К. Ганди

Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Ка-рамчанд Ганди.

Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной

Африке. Там он защищал интересы ин­дийской общины и разработал тактику

сатьяграхи — ненасильствен­ной борьбы за независимость в форме несотрудничества

и граждан­ского неповиновения.

Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на ро­дине,

недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он осно-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 13

вал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других

стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем

случае не должен прибегать к насилию и уклонять­ся от наказания. В борьбе за

сварадж он разрабатывал свои методы до­стижения главной цели.

Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической

системы, школ и учебных заведений, должностей и по­четных званий, английских

товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот

налогам. М.К. Ганди призывал иг­норировать английские учреждения и в случае

необходимости обра­щаться к традиционным панчаятам — выборным органам в

каждом населенном пункте и в кастах.

Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое про­изводство):

необходимо было постепенно вытеснить англичан из на­циональной экономики.

Особое значение М.К. Ганди придавал про­паганде традиционных индийских тканей

(кхади), изготовлявшихся кустарным способом.

Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психо­логии и

мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди не­однократно обращал

внимание на то, что достижение Индией свобо­ды невозможно без ликвидации

пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было

также пресечь рас­пространение негативного влияния западной цивилизации

(алкого­лизм, наркомания, проституция и т. п.).

6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди началсяхар-тал (в знак

протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик:

повсеместно закрывались лавки, прекращали ра­боту базары, замирала деловая

активность. Власти оказались бессиль­ны. Однако 13 апреля произошли

трагические события в городе Ам­ритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади

Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше

тыся­чи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пен-

джабе-вскоре достигли разных концов Индии, и население стало пере­ходить к

насильственным актам борьбы против англичан. М.К. Ганди призвал прекратить

хартал.

Движение халифатистов и позиция ИНК

В годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в

состоянии войны со своим религиозным вождем — турец-

14 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

ким султаном, который носил титул халифа — главы мусульман-сун­нитов всего

мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в

Индии.

Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общи­ны, что халифат в

любом случае будет сохранен как религиозный ин­ститут. Однако уже в 1919 г.

на этот счет возникли серьезные сомне­ния, так как события вокруг Турции

развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца

1919 г. развер­нулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю

важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех ин­дийцев

поддержать это требование.

Начался период небывалого единения мусульман и индусов: прово­дились

совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты

выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре

присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители

Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али.

В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комите­ту свою

программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с

энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председа­телем Халифатистского

комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой

кампании.

Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не

участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был

огромен. Всю страну охватил бойкот англий­ских товаров и различных

учреждений. В нем участвовали как му­сульмане, так и индусы, а английские

власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не

прибегали к наси­лию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с

по­мощью силы.

Принятие ИНК программы и тактики М.К. Ганди

Лидерам Индийского национального конгресса — а это были пред­ставители элиты

индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели

колониальной администрации, люди, полу­чившие английское образование и

воспитание, — нелегко было ре­шиться принять на вооружение тактику

сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного

стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заве-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 15

дения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — воз­можности в

будущем занять достойное место в обществе.

Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее

почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне

трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к доста­точно скромной касте сельских

ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж

эффективна на деле его такти­ка? Только грандиозный успех кампании

халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно.

В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в

сентябре — в Калькутте и в декабре — в Нагпуре. На них были приняты

исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа

М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия ста­новилась массовой, уже в конце 1920

г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная

структура, провинциальные ор­ганизации, а также координирующие органы: отныне

во главе ИНК стоял Рабочий комитет.

Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизма­тического толка

(известно, что он оказывал гипнотическое воздей­ствие на аудиторию, сотни

тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным

организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную,

кропотли­вую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал

сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал

основой финансовой системы ИНК, функционировав­шей образцово: деньги всегда

находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно —

денег никогда не было в наличии.

Организации ИНК проводили большую работу на местах по созда­нию панчаятов

(органов самоуправления), в сельской местности воз­никали крестьянские

комитеты — сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда

кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200

забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов

(ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления

контактов с профсоюзным движением.

М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политиче­ской

организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание

на нужды простых людей, сохраняя и демонстри­руя тем самым массовый характер

партии.

16 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

III. Второй этап кампании (1921—1922)

Ослабление индо-мусульманского единства в августе 1921 г.

К сожалению, период единства двух религиозных общин был непро­должительным,

хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в

своих поездках по стране призывали воз­держиваться от всего, что могло

оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел

мусульманский праздник Бакр-ид, хотя раньше именно во время этого праздника

происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров

мусульманами.

Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к еди­новерцам с

фетвой (письменным распоряжением, имеющим для му­сульман силу закона), в

которой содержался призыв бороться с ко­лониальными властями вплоть до

сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди

обратился ко всем индий­цам, в том числе и индусам, с призывом открыто

нарушить этот за­прет и требовать от властей наказания по закону, т. е.

тюремного за­ключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции,

зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские

власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить

многочисленные аресты среди населения практи­чески невозможно. Англичане

оказались в затруднительном положе­нии. Здесь необходимо учитывать такую

тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их

выполнения, за та­ковую не считается — таков менталитет населения.

Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи — он считал

необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев.

Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, про­изошедшие в августе

1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там

вспыхнуло восстание мопла. Крестья­не-мусульмане народности малаяли выступили

против землевладель­цев-индусов. Это был конфликт на социальной почве

(известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел

характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других

районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты