Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

Измирский заговор 1926 г., в котором были замешаны младотурки. Поэтому

неудивитель-

120 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

но, что режим М. Кемаля проводил реформы в столь жесткой форме, силой

подавляя всякие попытки к сопротивлению.

Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В

марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», раз­решена деятельность

оппозиционных партий. В августе 1930 г. на поли­тической арене вновь появилась

серьезная оппозиция в лице Либераль­но-республиканской партии. Лидер этой

партии — Али Фетхи-бей («западник») критиковал М. Кемаля за его экономическую

политику, выступал против раздувания госсектора, требовал «большего сбли­жения

Турции с Западом». Критиковалось также ограничение режи­ма свободы слова.

В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демон­страции.

Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все

оппозиционные партии были запрещены. Народно-респуб­ликанская партия вновь

стала единственной. Как отмечалось в заявле­нии правительства, «условия для

демократии в стране еще не созрели».

В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской

партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2)

нацио­нализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность —

верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала ос­новные принципы

реформ и задачи на будущее. Она закрепляла струк­туру политического режима.

М. Кемаль пожизненно назначался председателем Народно-рес­публиканской партии.

Все кандидаты на выборах в парламент выдви­гались им от имени партии. Политика

радикальных реформ была про­должена и в 1930-е гг.

III. Социально-экономическая политика М. Кемаля

Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В эконо­мической

жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести

ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние

людей.

Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регу­лировала все

экономические процессы. Частная жизнь не имела га­рантий от вмешательства. В

бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи,

армяне, греки, выходцы с Кав­каза — их всегда могли подвергнуть репрессиям.

Быстро развить на­циональную экономику, создать современную промышленность

можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и

экономическую зависимость от других стран.

_____________ Лекция 13. Реформы Мустафы Кемаля в Турции 121

Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был

выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов

инфраструктуры, железных дорог. В руки го­сударства переходили и некоторые

концессии, принадлежавшие ра­нее иностранцам.

В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями об­лигаций

старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры еже­годных выплат. На

этих условиях можно было рассчитывать на полу­чение новых займов от Европы.

Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения

условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только

валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому,

что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась со

старыми долгами к 1944 г.

В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозанн­скому договору

Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был

принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести

протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было

очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.

Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продук­цию — главную

статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую

нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить

импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт

сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию.

В государственном секторе создавались новые крупные предприятия,

строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструкту­ра. Началась

ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы,

большинство же — выкуплены государством.

В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли

выкупленные у Оттоманского банка акции и право денеж­ной эмиссии. Банк стал

главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он

направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы

выполнения первого пя­тилетнего плана (1933—1938) объем продукции,

произведенной в гос­секторе, в стоимостном выражении вырос втрое.

Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно фи­нансировало

предприятия государственного сектора через систему государственных банков,

которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» — на

обрабатывающей промышленности,

122 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

«Этибанк» — на добывающей промышленности и энергетике; были банки,

обслуживающие металлургические заводы, пароходные ком­пании и т. д. Все эти

банки участвовали и в управлении государствен­ными предприятиями.

Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены на­турального налога

в начале 1920-х гг. проводилось наделение беззе­мельных крестьян землей из

государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и

курдов). Всего было распре­делено 700 тыс. га земли. Введена единая система

аренды. Правитель­ство пыталось создать условия для повышения товарности

сельскохо­зяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других

экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государ­ственные

закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддер­жать уровень цен. Для

финансирования крестьян был создан Сель­скохозяйственный банк.

Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в

1920-е гг. были установлены государственные цены на отдель­ные виды

сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон

«О контроле за ценами на промышленные из­делия». По «Закону о национальной

защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять

себестоимость про­дукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных

расхо­дов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся

в Турции вплоть до 80-х гг. XX в.

Традиционной была в Турции и забота государства о социальном

благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране по­рядка»,

деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государ­ство должно было

взять на себя заботу о людях. Оно регулировало це­ны и условия труда, не

допуская массовой безработицы и увольнений.

В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он

устанав­ливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,

регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и

подростков. Вводились и социальные льготы: оп­лата в случае болезни и отпусков

по беременности и т. д. Правда, дея­тельность самих рабочих в поддержку своих

интересов была строжай­ше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и

рабочие защищены были от локаутов.

Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успе­хов в

реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу,

но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить

другие пути.

_____________ Лекция 13, Реформы Мустафы Кемаля в Турции 123

Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно,

в связи с болезнью стал портиться его характер, нача­лись трения с ближайшими

соратниками. 25 октября 1937 г. подал в от­ставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г.

М. Кемаль умер.

Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал до­стойным

продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же хариз­мой, как Мустафа

Кемаль.

IV. Внешняя политика Турции

Во внешней политике М. Кемаль стремился следовать принципу рав­ноудаленное™.

Главной его целью было укрепить национальный пре­стиж страны. Отношения с

СССР диктовались главным образом со­ображениями безопасности (договор о

дружбе и нейтралитете с СССР был заключен еще в 1925 г., затем продлен в 1935

г.). Меньшую роль играли экономические интересы (хотя во время визита К.Е.

Вороши­лова в 1933 г. в Турцию был получен кредит в 8 млн. руб. золотом).

Став членом Лиги Наций в 1932 г., Турция стремилась поддержи­вать

дружественные отношения со всеми странами. Были подписаны договоры о

нейтралитете с Грецией и Италией. Дипломатический кризис с Италией (из-за

Додеканесских островов) был урегулирован в 1936 г., когда Турция признала

захват Эфиопии, проведенный Мус­солини.

В 1936 г. в швейцарском городе Монтре состоялась международная

конференция, на которой была заключена так называемая конвенция Монтре

— о демилитаризации проливов Босфор и Дарданеллы.

Постепенно нормализовались отношения с соседними мусульман­скими странами.

8 июля 1937 г. был заключен так называемый Саада-бадскнй пакт о ненападении

между Турцией, Ираном, Афганистаном и Ираком. Отношения с Англией складывались

вполне успешно: за 1937—1938 гг. Турция получила кредитов на сумму 19 млн. ф.

ст. Фран­ция вернула Турции в 1939 г. район Хатай (часть подмандатной Фран­ции

территории Сирии).

Особое значение М. Кемаль придавал развитию отношений с Гер­манией.

Приоритет в них имели прежде всего экономические связи. Уже в 1936 г. на долю

Германии приходилась половина всей внешней торговли Турции. Это сказалось и на

определенном крене в политике. Хотя в будущей Второй мировой войне Турция

придерживалась фор­мального нейтралитета, симпатии значительной части ее

правящей элиты были прогерманскими.

124 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Выводы

/. Радикальную перестройку М. Кемаль начал с устранения главного тормоза на

пути реформ — ислама. Он мог себе это позволить, опираясь на свой огром­ный

авторитет и военную силу, хотя абсолютное большинство населения в стране —

мусульмане.

2. В течение 10 лет в Турции произошли реформы, кардинально изменившие

об­лик страны. Главные принципы реформ: лаицизм, национализм, этатизм.

3. В экономике М. Кемаль отводил ведущую роль государству. Он всемерно

рас­ширял госсектор, регулировал цены, скупал акции иностранного капитала,

обеспечивал приоритет национального производства. Одновременно государ­ство

опекало граждан, следило за их благосостоянием.

4. Во внешней политике М. Кемаль стремился к всемерному укреплению

нацио­нального суверенитета. С этой целью он стремился поддерживать равные

отношения со всеми, руководствуясь лишь собственными интересами Турции.

ЛЕКЦИЯ 14

Реформы режима Реза-шаха в Иране

I. Свержение династии Каджаров

Иран — страна древнейших цивилизаций. Они существовали здесь еще задолго до

арабского вторжения в VH в., когда в Иран проник ис­лам. Ужасы арабского

вторжения до сих пор воспринимаются в Ира­не острее, чем нашествие монголов,

хотя те и прошли в Иран на 600 лет позднее.

В Иране утвердился ислам шиитского толка. Это радикальное тече­ние

последователей зятя пророка Мохаммеда — имама Али. С тех пор Иран стал

цитаделью шиизма в мире. Шииты составляют '/]0 часть всех мусульман.

Есть немало характерных черт этого направления в исламе: культ мученической

смерти, отсутствие какой-либо организационной иерархии религиозных деятелей,

право отрекаться от своих взглядов под угрозой пыток, легенда о «скрытом имаме»

(один из имамов, 12-й по счету, в подростковом возрасте исчез еще в 887 г. и

должен появить­ся в критический момент — тогда и наступит «золотой век»

шиизма).

Но главное — шииты не признают светской власти. Они всегда по­лагали

законной лишь власть потомков пророка, поэтому в Иране шиитское духовенство

давно уже оспаривало законность власти шаха.

Центральная власть в Иране всегда была слабой. Ее оспаривали не

только шиитские муллы и местные авторитеты феодального, сепара­тистского толка,

но и возникшее в начале XX в. националистическое по настрою движение

интеллигенции и предпринимателей, выступавших за возрождение Ирана.

Образованный в 1906 г. в результате бурных со­бытий меджлис стал

выразителем националистических настроений, хо­тя и находился под сильным

влиянием мусульманского духовенства.

В годы Первой мировой войны, в марте 1915 г., было заключено

русско-английское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния. Ан­гличане

ввели свои войска на юг, русские — на север Ирана.

126 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Но значительно более популярной в Иране была ориентация на Германию и Турцию. На

оккупированной турками территории, в Кер-маншахе, в 1916 г. было

создано прогерманское правительство, хотя од­новременно в Тегеране

сформирован кабинет, сотрудничавший с Рос­сией и Англией. Однако реальная

власть обоих правительств была ничтожной.

После произошедших в России февральских событий 1917 г. в

рас­квартированных в Иране русских войсках были созданы солдатские комитеты, а

затем образованы Советы рабочих и солдатских депута­тов с участием русских

подданных. 24 ноября 1917 г. в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся

мусульманам России и Востока» все прежние договоры о разделе Персии объявлялись

недействитель­ными. В декабре 1917 г. было объявлено о скорой

эвакуации русских войск из Ирана. Она началась в январе 1918 г. Были

опубликованы все тайные договоры, касающиеся Ирана. Это побудило Англию

активи­зировать свои действия.

В начале 1918 г. на север Ирана введены английские войска, взяты под

контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в За­кавказье и на

северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они уста­новили контакты с

местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили

русских офицеров на англичан в казачьей бригаде — единственной боеспособной

воинской части иранцев, и к ав­густу 1918 г. полностью

контролировали страну.

Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры, которые за­вершились

подписанием договора от 9 августа 1919 г. Его условия должны были фактически

превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все

правительственные уч­реждения, английские офицеры проводили реорганизацию

иранской армии и т. д.

Это возмутило население. Страна была охвачена националисти­ческими

восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за грани­цей. Центральная власть

фактически не функционировала. Все это происходило на протяжении 1919—1920

гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане)

были образо­ваны местные сепаратистские правительства.

В июне 1920 г. ушло в отставку проанглийское правительство Восуг

эд-Доуле. Новое правительство отказалось признавать англо-иранский

договор, поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия

потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иран­ское правительство

направило свою делегацию в Москву, надеясь сыг­рать на противоречиях.

Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 127

К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан, командир

полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21

февраля 1921 г. ввел свои части в Тегеран и произвел государственный

переворот. Он сменил правительство, оставив за со­бой пост военного

министра.

26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский дого­вор.

Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество

на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора

предусматривали право вводить на терри­торию Ирана русские войска — для

обеспечения безопасности Совет­ской России.

С мая 1921 г. реальная власть в стране быстро переходит в руки

во­енного министра Реза-хана. Осенью 1921 — весной 1922 гг. он подавля­ет

сепаратистские выступления в Иране. По его требованию англий­ские войска,

инструкторы и финансовые советники покидают Иран.

Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой

вводится военное положение, власть переходит в руки воен­ных губернаторов. Им

также был передан контроль за сбором всех на­логов, за распределением хлеба и

других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все

виды войск подчинены во­енному министру, т. е. лично Реза-хану.

В 1923 г. Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступле­ния

курдов и луров на западе страны, создает свою партию — «Обновле­ние». С октября

1923 г. Реза-хан стал премьер-министром. Он оконча­тельно оставляет

Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный

авторитет быстро растет.

В конце 1924 — начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступле­ния

сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул вер­ховного

главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогати­ва шаха). Тем

временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует

программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную

самостоятельность Ирана.

Обращается Реза-хан за поддержкой и к шиитскому духовенству,

вы­ступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осу­ществляя

другие меры. Он включает в состав правительства видных ре­лигиозных деятелей. К

тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована.

31 октября 1925 г. меджлис объявляет о низложении шаха и вре­менной

передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925 г. созван­ное им

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты