Измирский заговор 1926 г., в котором были замешаны младотурки. Поэтому
неудивитель-
120 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
но, что режим М. Кемаля проводил реформы в столь жесткой форме, силой
подавляя всякие попытки к сопротивлению.
Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В
марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», разрешена деятельность
оппозиционных партий. В августе 1930 г. на политической арене вновь появилась
серьезная оппозиция в лице Либерально-республиканской партии. Лидер этой
партии — Али Фетхи-бей («западник») критиковал М. Кемаля за его экономическую
политику, выступал против раздувания госсектора, требовал «большего сближения
Турции с Западом». Критиковалось также ограничение режима свободы слова.
В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демонстрации.
Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все
оппозиционные партии были запрещены. Народно-республиканская партия вновь
стала единственной. Как отмечалось в заявлении правительства, «условия для
демократии в стране еще не созрели».
В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской
партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2)
национализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность —
верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала основные принципы
реформ и задачи на будущее. Она закрепляла структуру политического режима.
М. Кемаль пожизненно назначался председателем Народно-республиканской партии.
Все кандидаты на выборах в парламент выдвигались им от имени партии. Политика
радикальных реформ была продолжена и в 1930-е гг.
III. Социально-экономическая политика М. Кемаля
Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В экономической
жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести
ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние
людей.
Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регулировала все
экономические процессы. Частная жизнь не имела гарантий от вмешательства. В
бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи,
армяне, греки, выходцы с Кавказа — их всегда могли подвергнуть репрессиям.
Быстро развить национальную экономику, создать современную промышленность
можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и
экономическую зависимость от других стран.
_____________ Лекция 13. Реформы Мустафы Кемаля в Турции 121
Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был
выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов
инфраструктуры, железных дорог. В руки государства переходили и некоторые
концессии, принадлежавшие ранее иностранцам.
В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями облигаций
старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры ежегодных выплат. На
этих условиях можно было рассчитывать на получение новых займов от Европы.
Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения
условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только
валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому,
что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась со
старыми долгами к 1944 г.
В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозаннскому договору
Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был
принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести
протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было
очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.
Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продукцию — главную
статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую
нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить
импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт
сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию.
В государственном секторе создавались новые крупные предприятия,
строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструктура. Началась
ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы,
большинство же — выкуплены государством.
В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли
выкупленные у Оттоманского банка акции и право денежной эмиссии. Банк стал
главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он
направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы
выполнения первого пятилетнего плана (1933—1938) объем продукции,
произведенной в госсекторе, в стоимостном выражении вырос втрое.
Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно финансировало
предприятия государственного сектора через систему государственных банков,
которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» — на
обрабатывающей промышленности,
122 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
«Этибанк» — на добывающей промышленности и энергетике; были банки,
обслуживающие металлургические заводы, пароходные компании и т. д. Все эти
банки участвовали и в управлении государственными предприятиями.
Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены натурального налога
в начале 1920-х гг. проводилось наделение безземельных крестьян землей из
государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и
курдов). Всего было распределено 700 тыс. га земли. Введена единая система
аренды. Правительство пыталось создать условия для повышения товарности
сельскохозяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других
экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государственные
закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать уровень цен. Для
финансирования крестьян был создан Сельскохозяйственный банк.
Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в
1920-е гг. были установлены государственные цены на отдельные виды
сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон
«О контроле за ценами на промышленные изделия». По «Закону о национальной
защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять
себестоимость продукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных
расходов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся
в Турции вплоть до 80-х гг. XX в.
Традиционной была в Турции и забота государства о социальном
благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране порядка»,
деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государство должно было
взять на себя заботу о людях. Оно регулировало цены и условия труда, не
допуская массовой безработицы и увольнений.
В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он
устанавливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,
регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и
подростков. Вводились и социальные льготы: оплата в случае болезни и отпусков
по беременности и т. д. Правда, деятельность самих рабочих в поддержку своих
интересов была строжайше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и
рабочие защищены были от локаутов.
Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успехов в
реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу,
но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить
другие пути.
_____________ Лекция 13, Реформы Мустафы Кемаля в Турции 123
Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно,
в связи с болезнью стал портиться его характер, начались трения с ближайшими
соратниками. 25 октября 1937 г. подал в отставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г.
М. Кемаль умер.
Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал достойным
продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же харизмой, как Мустафа
Кемаль.
IV. Внешняя политика Турции
Во внешней политике М. Кемаль стремился следовать принципу равноудаленное™.
Главной его целью было укрепить национальный престиж страны. Отношения с
СССР диктовались главным образом соображениями безопасности (договор о
дружбе и нейтралитете с СССР был заключен еще в 1925 г., затем продлен в 1935
г.). Меньшую роль играли экономические интересы (хотя во время визита К.Е.
Ворошилова в 1933 г. в Турцию был получен кредит в 8 млн. руб. золотом).
Став членом Лиги Наций в 1932 г., Турция стремилась поддерживать
дружественные отношения со всеми странами. Были подписаны договоры о
нейтралитете с Грецией и Италией. Дипломатический кризис с Италией (из-за
Додеканесских островов) был урегулирован в 1936 г., когда Турция признала
захват Эфиопии, проведенный Муссолини.
В 1936 г. в швейцарском городе Монтре состоялась международная
конференция, на которой была заключена так называемая конвенция Монтре
— о демилитаризации проливов Босфор и Дарданеллы.
Постепенно нормализовались отношения с соседними мусульманскими странами.
8 июля 1937 г. был заключен так называемый Саада-бадскнй пакт о ненападении
между Турцией, Ираном, Афганистаном и Ираком. Отношения с Англией складывались
вполне успешно: за 1937—1938 гг. Турция получила кредитов на сумму 19 млн. ф.
ст. Франция вернула Турции в 1939 г. район Хатай (часть подмандатной Франции
территории Сирии).
Особое значение М. Кемаль придавал развитию отношений с Германией.
Приоритет в них имели прежде всего экономические связи. Уже в 1936 г. на долю
Германии приходилась половина всей внешней торговли Турции. Это сказалось и на
определенном крене в политике. Хотя в будущей Второй мировой войне Турция
придерживалась формального нейтралитета, симпатии значительной части ее
правящей элиты были прогерманскими.
124 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
Выводы
/. Радикальную перестройку М. Кемаль начал с устранения главного тормоза на
пути реформ — ислама. Он мог себе это позволить, опираясь на свой огромный
авторитет и военную силу, хотя абсолютное большинство населения в стране —
мусульмане.
2. В течение 10 лет в Турции произошли реформы, кардинально изменившие
облик страны. Главные принципы реформ: лаицизм, национализм, этатизм.
3. В экономике М. Кемаль отводил ведущую роль государству. Он всемерно
расширял госсектор, регулировал цены, скупал акции иностранного капитала,
обеспечивал приоритет национального производства. Одновременно государство
опекало граждан, следило за их благосостоянием.
4. Во внешней политике М. Кемаль стремился к всемерному укреплению
национального суверенитета. С этой целью он стремился поддерживать равные
отношения со всеми, руководствуясь лишь собственными интересами Турции.
ЛЕКЦИЯ 14
Реформы режима Реза-шаха в Иране
I. Свержение династии Каджаров
Иран — страна древнейших цивилизаций. Они существовали здесь еще задолго до
арабского вторжения в VH в., когда в Иран проник ислам. Ужасы арабского
вторжения до сих пор воспринимаются в Иране острее, чем нашествие монголов,
хотя те и прошли в Иран на 600 лет позднее.
В Иране утвердился ислам шиитского толка. Это радикальное течение
последователей зятя пророка Мохаммеда — имама Али. С тех пор Иран стал
цитаделью шиизма в мире. Шииты составляют '/]0 часть всех мусульман.
Есть немало характерных черт этого направления в исламе: культ мученической
смерти, отсутствие какой-либо организационной иерархии религиозных деятелей,
право отрекаться от своих взглядов под угрозой пыток, легенда о «скрытом имаме»
(один из имамов, 12-й по счету, в подростковом возрасте исчез еще в 887 г. и
должен появиться в критический момент — тогда и наступит «золотой век»
шиизма).
Но главное — шииты не признают светской власти. Они всегда полагали
законной лишь власть потомков пророка, поэтому в Иране шиитское духовенство
давно уже оспаривало законность власти шаха.
Центральная власть в Иране всегда была слабой. Ее оспаривали не
только шиитские муллы и местные авторитеты феодального, сепаратистского толка,
но и возникшее в начале XX в. националистическое по настрою движение
интеллигенции и предпринимателей, выступавших за возрождение Ирана.
Образованный в 1906 г. в результате бурных событий меджлис стал
выразителем националистических настроений, хотя и находился под сильным
влиянием мусульманского духовенства.
В годы Первой мировой войны, в марте 1915 г., было заключено
русско-английское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния. Англичане
ввели свои войска на юг, русские — на север Ирана.
126 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
Но значительно более популярной в Иране была ориентация на Германию и Турцию. На
оккупированной турками территории, в Кер-маншахе, в 1916 г. было
создано прогерманское правительство, хотя одновременно в Тегеране
сформирован кабинет, сотрудничавший с Россией и Англией. Однако реальная
власть обоих правительств была ничтожной.
После произошедших в России февральских событий 1917 г. в
расквартированных в Иране русских войсках были созданы солдатские комитеты, а
затем образованы Советы рабочих и солдатских депутатов с участием русских
подданных. 24 ноября 1917 г. в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся
мусульманам России и Востока» все прежние договоры о разделе Персии объявлялись
недействительными. В декабре 1917 г. было объявлено о скорой
эвакуации русских войск из Ирана. Она началась в январе 1918 г. Были
опубликованы все тайные договоры, касающиеся Ирана. Это побудило Англию
активизировать свои действия.
В начале 1918 г. на север Ирана введены английские войска, взяты под
контроль порты Решт и Энзели. Затем англичане устремились в Закавказье и на
северо-восток, в Закаспийскую область. Вскоре они установили контакты с
местными националистами в Гиляне, на побережье Каспийского моря, сменили
русских офицеров на англичан в казачьей бригаде — единственной боеспособной
воинской части иранцев, и к августу 1918 г. полностью
контролировали страну.
Осенью 1918 г. начались англо-иранские переговоры, которые завершились
подписанием договора от 9 августа 1919 г. Его условия должны были фактически
превратить Иран в протекторат Англии. Английские советники назначались во все
правительственные учреждения, английские офицеры проводили реорганизацию
иранской армии и т. д.
Это возмутило население. Страна была охвачена националистическими
восстаниями, сам Ахмед-шах Каджар находился за границей. Центральная власть
фактически не функционировала. Все это происходило на протяжении 1919—1920
гг. В национальных районах Ирана (Азербайджане, Хоросане, Гиляне, Курдистане)
были образованы местные сепаратистские правительства.
В июне 1920 г. ушло в отставку проанглийское правительство Восуг
эд-Доуле. Новое правительство отказалось признавать англо-иранский
договор, поскольку он не был утвержден меджлисом. В сентябре 1920 г. Англия
потребовала от Ирана немедленно признать договор, но иранское правительство
направило свою делегацию в Москву, надеясь сыграть на противоречиях.
Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 127
К этому времени в политику вмешалась армия. Полковник Реза-хан, командир
полка в казачьей дивизии, только что образованной на базе бригады, 21
февраля 1921 г. ввел свои части в Тегеран и произвел государственный
переворот. Он сменил правительство, оставив за собой пост военного
министра.
26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский договор.
Советская Россия передавала Ирану ряд островов на Каспии, все русское имущество
на территории Ирана общей ценностью в 600 млн. руб. Статьи 5 и 6 договора
предусматривали право вводить на территорию Ирана русские войска — для
обеспечения безопасности Советской России.
С мая 1921 г. реальная власть в стране быстро переходит в руки
военного министра Реза-хана. Осенью 1921 — весной 1922 гг. он подавляет
сепаратистские выступления в Иране. По его требованию английские войска,
инструкторы и финансовые советники покидают Иран.
Укрепляется центральная власть: страна делится на 6 областей, в каждой
вводится военное положение, власть переходит в руки военных губернаторов. Им
также был передан контроль за сбором всех налогов, за распределением хлеба и
других продуктов. В каждой области размещено по боеспособной дивизии, все
виды войск подчинены военному министру, т. е. лично Реза-хану.
В 1923 г. Реза-хан решительно подавляет сепаратистские выступления
курдов и луров на западе страны, создает свою партию — «Обновление». С октября
1923 г. Реза-хан стал премьер-министром. Он окончательно оставляет
Ахмед-шаха за границей, обязывает регента не вмешиваться в дела. Его личный
авторитет быстро растет.
В конце 1924 — начале 1925 г. Реза вновь подавляет силой выступления
сепаратистов; в феврале 1925 г. меджлис присваивает ему титул верховного
главнокомандующего (в Иране это исключительная прерогатива шаха). Тем
временем созданная Реза-ханом партия «Обновление» интенсивно пропагандирует
программу реформ, намерение покончить со спекуляцией, укрепить национальную
самостоятельность Ирана.
Обращается Реза-хан за поддержкой и к шиитскому духовенству,
выступая в защиту религиозной морали, вводя запрет на спиртное и осуществляя
другие меры. Он включает в состав правительства видных религиозных деятелей. К
тому времени династия Каджаров окончательно скомпрометирована.
31 октября 1925 г. меджлис объявляет о низложении шаха и временной
передачи власти в руки Реза-хана. А 12 декабря 1925 г. созванное им
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23