Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла,

чтобы разрядить обстановку, но

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 17

власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу на­несли урон

единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о

халифате все более утрачивал актуальность из-за со­бытий в самой Турции, где

дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две

общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия,

подогреваемые эмоцио­нальными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского

С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визи­те принца

Уэльского — наследника английского престола, т. е. пред­ставителя короны. ИНК

решил объявить бойкот официальным тор­жествам по этому поводу. Лидеры

Конгресса понимали, что j оскорбление короны во время визита в Индию

повлияет на обще-I ственное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное

представ-) ление о политике английского правительства и, возможно, отразится

■ на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. )

М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его

в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло

политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений,

продолжался бойкот английских то­варов.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей

состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В

тот же день в Бомбее произошли столкнове­ния между протестовавшими против

визита и парсами, попытавши­мися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков моло­дежную организацию

Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого

гостя с целью поддерживать по­рядок при проведении массовых мероприятий.

Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул

восполь­зоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от

воз­раста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от вла­стей

наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием

арестовать их, так как они являются членами запре­щенной организации. Списки

членов «Сева дал» публиковались в га-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 17

власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу на­несли урон

единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о

халифате все более утрачивал актуальность из-за со­бытий в самой Турции, где

дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две

общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия,

подогреваемые эмоцио­нальными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского

С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визи­те принца

Уэльского — наследника английского престола, т. е. пред­ставителя короны. ИНК

решил объявить бойкот официальным тор­жествам по этому поводу. Лидеры

Конгресса понимали, что J оскорбление короны во время визита в Индию

повлияет на обще-) ственное мнение в самой Англии, так как создаст

нелестное представ-) ление о политике английского правительства и,

возможно, отразится - на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских

выборов. "} М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором

заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело

приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских

учреждений, продолжался бойкот английских то­варов.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей

состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная сами,

попытавши­мися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков моло­дежную организацию

Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого

гостя с целью поддерживать по­рядок при проведении массовых мероприятий.

Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул

восполь­зоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от

воз­раста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от вла­стей

наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием

арестовать их, так как они являются членами запре­щенной организации. Списки

членов «Сева дал» публиковались в га-

I

Мупмянский государственный I

18 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

зетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными

что-либо сделать.

Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампа­ния сатьяграхи

прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся

переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия

бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.

Сатъяграха в феврале 1922 г. и ее исход

В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампа­нию

продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было

решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объ­явить бойкот налогам.

Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К, Ганди. Он получил

право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда

приостановить кампанию.

1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно

освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о

предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к

бойкоту налогов. Вице-ко­роль ответил массовыми арестами, тем более что на сей

раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление.

Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были

арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Дея­тельность колониальных

властей, казалось, была полностью парали­зована. К тому времени было

арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не

прекращался.

4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорб­ный

инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это

было явное нарушение основного принципа сатья­грахи — ненасилия (ахимсы). Ганди

отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то

время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в

то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии призна­ли, что

Ганди оказался прав.

Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не

единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы

скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди

прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не

прошло бесслед-

Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 15

но, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с

не­предсказуемыми последствиями.

Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою

Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: про­должить

вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Ти-лака, организовывать

на селе панчаяты, отделы социального обслужи­вания (оказание помощи неимущим,

при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы,

бороться с неприкасаемос­тью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но

дух участни­ков движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК.

Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная

борьба явно пошла на убыль.

К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее зна­чение, единство

индусов и мусульман ослабло. Более того, повсемест­но начались столкновения на

религиозной почве, погромы. Усили­лись экстремистские организации в обеих

общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди

Махасабхи», ко­торая пыталась насильственно обращать в индуизм местное

мусуль­манское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Со­вместное

проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.

Выводы

1. После Первой мировой войны в Индии начался новый этап

антиколониально­го движения. Он был вызван главным образом внутренними

причинами и не­дальновидной политикой английских властей.

2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей

разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой

сатьяграхой.

3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в

соб­ственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием вла­стей

стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по ре­лигиозному

признаку.

4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло,

сплачивающий две общины факторхалифатистское движение — утратил свое

значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской

лиги окончательно разошлись.

___ Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920— 1930-е гг. 21

полностью изменить политику в Индии. Ганди и другие лидеры ИНК были

освобождены из тюрем. Появились надежды на проведение ре­форм и изменение

статуса Индии. В этих условиях Ганди принял реше­ние прекратить все виды

бойкотов, кроме бойкота английских тканей.

Решено было сконцентрировать усилия на пропаганде кхади, со­здании

национальных учебных заведений и укреплении единства с Мусульманской лигой.

Казалось бы, прогнозы Ганди сбываются — это сплотило ряды ИНК. Тем более что

свараджисты, приняв участие в выборах и получив места в Законодательных

собраниях, безуспешно пытались прибегнуть к обструкции. Английские власти их

полностью игнорировали, они могли управлять страной и без Законодательных

собраний.

Но вскоре стало ясно, что надежды, связанные с приходом к влас­ти

лейбористов, невелики: они зависели в парламенте от поддержки Либеральной

партии, а та в свою очередь не собиралась идти ни на ка­кие уступки. К тому

же вскоре, в конце 1924 г., в Англии у власти уже было новое, на сей раз

консервативное правительство. Министром по делам Индии в нем стал лорд

Биркинхед, попытки вести с ним пере­говоры закончились ничем.

В 1924—1928 гг. М.К. Ганди фактически отошел от политической работы в ИНК и

целиком сосредоточился на своей Конструктивной программе. Особое внимание он

уделял пропаганде кхади, ведя эту работу с помощью Всеиндийской ассоциации

ручных ткачей.

Не добились успеха и свараджисты: они вновь приняли участие в выборах 1926

г., вновь получили на выборах большинство голосов, но не получили большинства

в Законодательных собраниях, а следо­вательно, и возможности парализовать их

работу.

Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими

властями и ИНК

В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский

юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была раз­работка новой

Конституции для Индии, но состоять комиссия долж­на была из одних англичан. При

этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет

консультироваться с индийскими по­литическими партиями и организациями. Но все

равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление

предоста­вить Индии. Индийские политические партии были возмущены дей­ствиями

англичан и объявили бойкот работе комиссии.

22 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специаль­ный комитет

для разработки своего проекта Конституции. Его возгла­вил Мотилал Неру

(«Комитет Мотилала»).

В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Не­ру»).

Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульман­ской лигой и

представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в

декабре 1928 г. закончилась неудачей. Де­легаты не смогли договориться о

представительстве общин в Цент­ральном законодательном собрании

(Мусульманская лига требовала себе 7-э мест), после чего лидер мусульман

Мухаммед Али Джинна по­кинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на

сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать

ан­гличанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного от­вета,

добиваться только полной независимости.

В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать я

мировой экономический кризис, который бы­стро достиг Индии. Еще в 1927—1928

гг. страна столкнулась с аграр­ным кризисом — падением цен на джут, хлопок,

пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в

прежнем раз­мере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди,

Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкоти­ровав уплату

земельного налога.

Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяй­ственную продукцию,

что фактически вело к росту налогов. Хотя фор­мально налоги оставались

прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза

больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились

перевести крестьян на денеж­ную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в

состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять

землю и уй­ти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с

се­мейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщи­ны, чтобы все

же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и

изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной

степени помогло англичанам ста­билизировать свою финансовую систему.

Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей

продукции в Индии. Были отменены все протекционист-

Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е

23

ские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности.

Деятельность индийских конкурентов была затруд­нена: власти повысили акцизы и

сборы на железнодорожные перевоз­ки в Индии. Отказавшись от золотого

стандарта фунта стерлингов, Ан­глия тем самым повысила курс индийской

национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже.

Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту

без­работицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на

30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно

распродавало сбережения, чтобы выжить.

Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против

колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие

террор. Они действовали, восновном, в двух районах — Бенгалии и

Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невели­ка и шансов получить

существенную поддержку населения — никаких. Сами акции террористов ничтожны по

своему числу. Крупнейшие из них — это налет на арсенал в Читтагонге (Бенгалия)

в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который

произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено мето­дами борьбы

английских властей с террористами.

ы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из

внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений

полиции и демон­стративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно

арестовали.

Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом анг­лийских товаров.

Началось массовое пикетирование магазинов, к че­му Ганди призвал индийских

женщин. Именно в это время сотни ты­сяч мусульманских женщин в ответ на

призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в

пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими

това­рами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщи­нами в

Индии далеко не всегда.

В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс.

человек. Английские власти явно пытались спровоциро­вать население на

насильственные акции. Так, в Северо-Западной погра­ничной провинции был

расстрелян массовый митинг патанов (пушту­нов), но и там вспышки насилия не

произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией

«Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффар-ханом, который

провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов

ненасилия.

В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе

арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахар-лал. Деятельность

ИНК была запрещена, на активы и имущество орга­низации наложен арест.

Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они

устанавливали контакты с иными полити­ческими силами в стране, не принимавшими

участия в сатьяграхе.

Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг. 25

В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией

на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне

открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения

проекта новой индийской Конститу­ции. В ней приняли участие представители

Мусульманской лиги, Либе­ральной партии, организации Хинду Махасабха, даже

представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен

только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане на­деялись

обойтись без самой крупной политической силы в Индии.

К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикали­зируются, им

становится все труднее находить контакт с мусульмана­ми, членами ИНК. Именно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты