эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла,
чтобы разрядить обстановку, но
Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 17
власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон
единству двух общин.
К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о
халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где
дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две
общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия,
подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче.
Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского
С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца
Уэльского — наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК
решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры
Конгресса понимали, что j оскорбление короны во время визита в Индию
повлияет на обще-I ственное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное
представ-) ление о политике английского правительства и, возможно, отразится
■ на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. )
М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его
в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло
политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений,
продолжался бойкот английских товаров.
17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей
состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В
тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против
визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием.
Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию
Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого
гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий.
Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул
воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от
возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей
наказания по закону.
Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием
арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки
членов «Сева дал» публиковались в га-
Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 17
власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон
единству двух общин.
К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о
халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где
дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две
общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия,
подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче.
Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского
С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца
Уэльского — наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК
решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры
Конгресса понимали, что J оскорбление короны во время визита в Индию
повлияет на обще-) ственное мнение в самой Англии, так как создаст
нелестное представ-) ление о политике английского правительства и,
возможно, отразится - на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских
выборов. "} М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором
заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело
приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских
учреждений, продолжался бойкот английских товаров.
17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей
состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная сами,
попытавшимися устроить гостю пышный прием.
Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию
Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого
гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий.
Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул
воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от
возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей
наказания по закону.
Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием
арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки
членов «Сева дал» публиковались в га-
I |
Мупмянский государственный I
18 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
зетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными
что-либо сделать.
Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи
прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся
переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия
бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.
Сатъяграха в феврале 1922 г. и ее исход
В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампанию
продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было
решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объявить бойкот налогам.
Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К, Ганди. Он получил
право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда
приостановить кампанию.
1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно
освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о
предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к
бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей
раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление.
Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были
арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Деятельность колониальных
властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было
арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не
прекращался.
4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорбный
инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это
было явное нарушение основного принципа сатьяграхи — ненасилия (ахимсы). Ганди
отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то
время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в
то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что
Ганди оказался прав.
Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не
единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы
скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди
прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не
прошло бесслед-
Лекция 2. Подъем антиколониального движения в Индии 15
но, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с
непредсказуемыми последствиями.
Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою
Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: продолжить
вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Ти-лака, организовывать
на селе панчаяты, отделы социального обслуживания (оказание помощи неимущим,
при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы,
бороться с неприкасаемостью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но
дух участников движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК.
Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная
борьба явно пошла на убыль.
К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее значение, единство
индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на
религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих
общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди
Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное
мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное
проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.
Выводы
1. После Первой мировой войны в Индии начался новый этап
антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними
причинами и недальновидной политикой английских властей.
2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей
разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой —
сатьяграхой.
3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в
собственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием властей
стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по религиозному
признаку.
4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло,
сплачивающий две общины фактор — халифатистское движение — утратил свое
значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской
лиги окончательно разошлись.
___ Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920— 1930-е гг. 21
полностью изменить политику в Индии. Ганди и другие лидеры ИНК были
освобождены из тюрем. Появились надежды на проведение реформ и изменение
статуса Индии. В этих условиях Ганди принял решение прекратить все виды
бойкотов, кроме бойкота английских тканей.
Решено было сконцентрировать усилия на пропаганде кхади, создании
национальных учебных заведений и укреплении единства с Мусульманской лигой.
Казалось бы, прогнозы Ганди сбываются — это сплотило ряды ИНК. Тем более что
свараджисты, приняв участие в выборах и получив места в Законодательных
собраниях, безуспешно пытались прибегнуть к обструкции. Английские власти их
полностью игнорировали, они могли управлять страной и без Законодательных
собраний.
Но вскоре стало ясно, что надежды, связанные с приходом к власти
лейбористов, невелики: они зависели в парламенте от поддержки Либеральной
партии, а та в свою очередь не собиралась идти ни на какие уступки. К тому
же вскоре, в конце 1924 г., в Англии у власти уже было новое, на сей раз
консервативное правительство. Министром по делам Индии в нем стал лорд
Биркинхед, попытки вести с ним переговоры закончились ничем.
В 1924—1928 гг. М.К. Ганди фактически отошел от политической работы в ИНК и
целиком сосредоточился на своей Конструктивной программе. Особое внимание он
уделял пропаганде кхади, ведя эту работу с помощью Всеиндийской ассоциации
ручных ткачей.
Не добились успеха и свараджисты: они вновь приняли участие в выборах 1926
г., вновь получили на выборах большинство голосов, но не получили большинства
в Законодательных собраниях, а следовательно, и возможности парализовать их
работу.
Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими
властями и ИНК
В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский
юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была разработка новой
Конституции для Индии, но состоять комиссия должна была из одних англичан. При
этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет
консультироваться с индийскими политическими партиями и организациями. Но все
равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление
предоставить Индии. Индийские политические партии были возмущены действиями
англичан и объявили бойкот работе комиссии.
22 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специальный комитет
для разработки своего проекта Конституции. Его возглавил Мотилал Неру
(«Комитет Мотилала»).
В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Неру»).
Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульманской лигой и
представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в
декабре 1928 г. закончилась неудачей. Делегаты не смогли договориться о
представительстве общин в Центральном законодательном собрании
(Мусульманская лига требовала себе 7-э мест), после чего лидер мусульман
Мухаммед Али Джинна покинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на
сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать
англичанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного ответа,
добиваться только полной независимости.
В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать я
мировой экономический кризис, который быстро достиг Индии. Еще в 1927—1928
гг. страна столкнулась с аграрным кризисом — падением цен на джут, хлопок,
пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в
прежнем размере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди,
Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату
земельного налога.
Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяйственную продукцию,
что фактически вело к росту налогов. Хотя формально налоги оставались
прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза
больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились
перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в
состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять
землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с
семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все
же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и
изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной
степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему.
Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей
продукции в Индии. Были отменены все протекционист-
Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е
23
ские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности.
Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и
сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого
стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской
национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже.
Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту
безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на
30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно
распродавало сбережения, чтобы выжить.
Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против
колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие
террор. Они действовали, восновном, в двух районах — Бенгалии и
Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невелика и шансов получить
существенную поддержку населения — никаких. Сами акции террористов ничтожны по
своему числу. Крупнейшие из них — это налет на арсенал в Читтагонге (Бенгалия)
в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который
произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено методами борьбы
английских властей с террористами.
ы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из
внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений
полиции и демонстративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно
арестовали.
Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом английских товаров.
Началось массовое пикетирование магазинов, к чему Ганди призвал индийских
женщин. Именно в это время сотни тысяч мусульманских женщин в ответ на
призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в
пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими
товарами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщинами в
Индии далеко не всегда.
В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс.
человек. Английские власти явно пытались спровоцировать население на
насильственные акции. Так, в Северо-Западной пограничной провинции был
расстрелян массовый митинг патанов (пуштунов), но и там вспышки насилия не
произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией
«Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффар-ханом, который
провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов
ненасилия.
В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе
арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахар-лал. Деятельность
ИНК была запрещена, на активы и имущество организации наложен арест.
Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они
устанавливали контакты с иными политическими силами в стране, не принимавшими
участия в сатьяграхе.
Лекция 3. Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг. 25
В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией
на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне
открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения
проекта новой индийской Конституции. В ней приняли участие представители
Мусульманской лиги, Либеральной партии, организации Хинду Махасабха, даже
представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен
только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане надеялись
обойтись без самой крупной политической силы в Индии.
К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикализируются, им
становится все труднее находить контакт с мусульманами, членами ИНК. Именно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23