Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

Учредительное собрание провозглашает Реза-хана шахом но­вой династии

Пехлеви.

128 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

II. Модернизация страны Реза-шахом

Начал Реза-шах с укрепления централизации страны. Он беспощадно подавлял

сепаратистов всех мастей, как национальных, так и фео­дальных авторитетов,

громил и разоружал их отряды и племенные формирования, казнил руководителей,

насильственно переводил ко­чевые племена на оседлость. Реза-шах изменил

традиционное адми­нистративное деление, урезал права губернаторов. Их стали

назначать из Тегерана, а не из числа местных авторитетов.

С 1936 г. в Иране введено новое административное деление — страна разбита

на 10 провинций. В результате этих мер власть цент­рального

правительства на местах возросла.

Реза-шах понимал, что может опираться только на силовые методы. В 1926

г. в стране введена всеобщая воинская повинность, численность армии возросла до

150 тыс. человек. Появились новые рода войск: авиация, танковые части.

Офицерский состав стал проходить специ­альную подготовку, в него входили

выходцы из средних слоев. В офи­церы производили за конкретные заслуги и

качества, а не по принци­пу происхождения и племенной принадлежности. При шахе

на армию ежегодно тратилась третья часть государственного бюджета.

Постепенно Реза-шах менял отношение к духовенству. Он начинает урезать

полномочия шариатских судов. В стране разрабатываются но­вые кодексы по

европейским образцам: гражданский, уголовный, коммерческий.

По примеру М. Кемаля, с 1928 г. в Иране вводится европейский стиль в одежде,

упраздняются феодальные титулы и обращения. Позд­нее также введены фамилии.

В 1935 г. было изменено официальное на­звание страны: вместо Персии она стала

именоваться Ираном. Прини­маются законы о правах женщин. Они получают

доступ к образованию, могут обучаться в вузах, поступать на государственную

службу. В 1935 г. принят закон об отмене чадры.

Большие изменения произошли и в сфере образования. В период реформ

1927—1934 гг. были приняты законы об обязательном и бес­платном начальном

образовании, а также о платном среднем и выс­шем. Все учебные заведения

изымались из ведения духовенства и пе­редавались под контроль государства. Это

относилось как к частным учреждениям, так и к заведениям, созданным

иностранцами. В стра­не велось строительство новых школ. Число учеников в них

выросло в несколько раз. Была создана целая сеть высших учебных заведений, в

том числе в 1934 г. в Тегеране был открыт университет, а также

сель­скохозяйственный и педагогический институты. Сотни иранских сту-

Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 12S

дентов ежегодно отправлялись за границу в лучшие университеты мира.

Реза-шах придавал большое значение пропаганде иранского патри­отизма.

Все реформы он пытался облечь именно в эту упаковку. Им была, в частности,

затеяна реформа персидского языка. Слова араб­ского и турецкого происхождения

изымались из обихода. В этом же духе проводилась и национальная политика (как

известно, в Иране проживают разные народы — иранцы составляют лишь половину

на­селения). В стране осуществлялась «иранизация», пропагандирова­лось единство

иранской нации.

Разумеется, преобразования встречали сопротивление традици­онно

ориентированных слоев населения, духовенства, сепаратистов и этнических

меньшинств, но всякий раз оно подавлялось жесткой рукой.

Реза обладал качествами, редко встречающимися у иранской эли­ты:

собранностью, дисциплиной, величайшей работоспособностью и энергией —

зачастую это производило ошеломляющее впечатление на людей. Известен случай,

когда еще в 1920-е гг. Реза-шах выкинул из кабинета одного министра, будучи

возмущен его бездействием. В ха­рактере иранцев-чиновников гораздо чаще

встречаются неповоротли­вость, спокойствие, равнодушное отношение к делу.

Поэтому рефор­мы, проводимые в жизнь кипучей энергией нового шаха, не

встречали зачастую должного сопротивления, но внедрялись лишь формально, а

посему оказались недолговечными.

Как только шаха свергли, все реформы рассыпались, не оставив и следа. В этом

— отличие результатов реформаторской деятельности Реза-шаха от реформ,

проведенных в Турции Мустафой Кемалем.

III. Экономическая политика Реза-шаха

В аграрной политике режим воздерживался от радикальных нов­шеств. В ходе

подавления сепаратизма проводились конфискации зе­мельных владений племенных

вождей и прочих землевладельцев. В ряде районов конфисковывалось до 80%

земель, в том числе и часть вакуфов. Эти земли раздавались новым владельцам

из числа прибли­женных Реза-шаха, его офицерам. Всего таким образом было

перерас­пределено 2,5 млн. га земли. Но в ее использовании ничего не

изме­нилось: новые хозяева, как и прежние, получали плату с крестьян.

Лишь в 1929 г. принят закон о частной собственности на землю. Он

должен был дать стимулы к эффективному хозяйствованию. Началась

130 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

распродажа земель из государственного фонда частным лицам. Одно­временно с

этим в 1930 г. был принят закон, гарантировавший непри­косновенность

земельной собственности, запрещавший насильствен­ный сгон с земли. Созданный

в том же году государственный Сельскохозяйственный банк начал выдавать ссуды

на внедрение нов­шеств в сельскохозяйственное производство.

Государство пыталось стимулировать производство технических культур, давая с

этой целью льготные ссуды, устанавливая налоговые поблажки. Однако в основном в

Иране сохранялись традиционные отношения в сельском хозяйстве. Крестьяне

арендовали земли, рас­плачиваясь частью урожая; платить приходилось и за воду,

и за скот, и за инвентарь. Арендная плата в среднем составляла от 1

/2 до 4/5 уро­жая. Только в 1939 г.

был принят закон, регулирующий размер аренд­ной платы и отношения крестьян с

землевладельцами.

Целью проводимой экономической политики являлось укрепление

на­ционального суверенитета, независимости от иностранного капитала. Еще в

1928 г. был создан Национальный банк Ирана, к нему постепен­но переходили

полномочия Английского банка. В 1930 г. право денеж­ной эмиссии было передано в

исключительное ведение Национально­го банка.

Правительство поощряло развитие промышленного сектора. С 1930 г. в

страну был разрешен безлицензионный ввоз машин и оборудования, установлены

льготные таможенные пошлины на импорт, если он пред­назначен для организации

предприятий. Вновь создаваемые предприя­тия на 5 лет освобождались от всяких

налогов. Были введены протекци­онистские пошлины на промышленную продукцию.

Реза-шах так же, как и Мустафа Кемаль, видел перспективу в раз­витии

государственного сектора. Шло интенсивное строительство крупных предприятий

госсектора в химической, цементной, сахарной промышленности. Развивалась

горнодобывающая, текстильная про­мышленность, росло производство военной

техники, увеличивалась переработка сельскохозяйственного сырья. Государственные

средства давали половину всех инвестиций в промышленность Ирана в 1930-е гг. На

эти цели шла '/4 часть бюджета.

И все же, несмотря на успехи, техническая отсталость Ирана со-хрнялась, чему

в немалой степени способствовала неразвитость про­мышленной инфраструктуры.

Хотя в 1930 г. началось строительство Трансиранской железной дороги, которое

велось с помощью немец­ких и американских специалистов и завершилось в 1938

г. Но разви­тие инфраструктуры — дело хлопотное, требующее немалых вложе­ний

и времени.

Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 131

Стремясь ограничить влияние англичан, Реза-шах охотно прини­мал

экономическую помощь Германии. В страну приглашались в боль­шом количестве

немецкие технические специалисты, ввозилось не­мецкое оборудование. В 1931 г.

Иран ввел государственную монополию на внешнюю торговлю, пытаясь ограничить

импорт и увеличить экс­порт любыми путями. Был даже поставлен вопрос о

пересмотре усло­вий договора с Англо-иранской нефтяной компанией.

Концессия была приобретена англичанами еще до Первой миро­вой войны, сроком

на 60 лет. Согласно договоренности, иранское правительство получало

определенный процент чистой прибыли. Это было невыгодно для Ирана, поскольку

его доходы были поставлены в зависимость от уровня налогообложения в Англии.

В 1932 г. Иран аннулировал концессию и начал с Англией переговоры,

завершивши­еся подписанием нового соглашения.

Новая концессия предоставлялась компании также сроком на 60 лет (начиная с

1933 г.), но район эксплуатации месторождений зна­чительно ограничивался по

площади, а отчисления в пользу Ирана подсчитывались исходя из объема добычи

нефти.

Экономические льготы и привилегии англичан в Иране были сильно урезаны. В

ряде случаев государство перекупало акции иност­ранного капитала,

способствовало переходу собственности в руки иранцев. Экономическая

зависимость страны сократилась.

IV. Внешняя политика Ирана

Реза-шах применял во внешней политике стратегию лавирования между интересами

Запада и СССР. Разумеется, он поддерживал хоро­шие отношения с СССР,

используя советскую экономическую по­мощь и дипломатическую поддержку в

укреплении суверенитета страны. Одновременно с этим он укреплял отношения со

странами Запада. Исключение составляла разве что Англия, которую Иран

тра­диционно остерегался, учитывая ее экономическое влияние и роль на

междуренодной арене.

Отношения с СССР начинают ухудшаться с 1937 г., когда Иран подписывает

Саадабадский пакт (с участием Турции, Ирака и Афга­нистана). В 1938 г. Иран

отказался от подписания нового договора с СССР о торговле, хотя 38% всего

торгового оборота страны прихо­дилось как раз на СССР.

В том же году под давлением Англии Иран подписывает соглаше­ние с Ираком о

границе в районе реки Шатт-эль-Араб, уступая Ираку

132 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

оба берега, что не соответствовало международным правилам и впос­ледствии

привело к ирано-иракской войне.

Место СССР в торговле с Ираном начинает занимать Германия. Уже в 1939 г. ее

доля в иранской внешней торговле составляла 41%, а в 1940 г. превысила 45%.

Иран был буквально наводнен огромным числом германских экспертов, военных и

политических советников.

Когда СССР уже был втянут во Вторую мировую войну, в Иран бы­ли введены

советские и английские войска — это произошло 25 авгу­ста 1941 г. А 27 августа

1941 г. в Иране было создано новое правитель­ство, высланы все дипломатические

миссии Германии и ее союзников — внешнеполитические планы Реза-шаха

рухнули. Сам он 16 сентября 1941 г. отрекся от престола в пользу

своего малолетне­го сына Мухаммеда Реза Пехлеви.

В январе 1942 г. Мухаммед Реза подписал новый договор с СССР и Англией:

вся территория страны предоставлялась на время войны в распоряжение СССР и

Англии — через нее проходили важные ком­муникации, связывавшие СССР с его

западными союзниками. Дого­вор предусматривал и вывод иностранных войск из

Ирана через 6 ме­сяцев после завершения войны.

Оккупация Ирана привела к резкому ослаблению центральной власти, поскольку

союзники контролировали лишь стратегически важные пути снабжения. Повсеместно

активизировались противники реформ, сепаратисты всех мастей, многие требовали

возврата конфи­скованных шахом земель. Некоторые получали оружие, деньги и

ин­струкции от Германии. Начались вооруженные выступления.

В национальных районах возникают сепаратистские «правитель­ства», растет вес

радикальных партий. В том числе, в советской зоне оккупации была создана в

октябре 1941 г. партия Туде (коммунисты), которая вскоре стала играть большую

роль на севере страны.

В 1943 г., накануне проведения Тегеранской конференции, союз­ники усилили

давление на Иран, провели чистку от агентов Германии, а 9 сентября 1943 г.

Иран объявил о вступлении в войну на стороне ан­тифашистской коалиции.

Начиная с 1942 г. в Иране растет влияние США. В том году в страну были

введены американские войска, с марта 1943 г. в Иране находится военная миссия

США. В различные учреждения страны направляются американские советники. В

апреле 1943 г. заключен американо-иран­ский договор о торговле — началось

тесное экономическое сотрудниче­ство. С декабря 1942 г. американский банкир

Мильспо получает полно­мочия главного администратора иранских финансов. С мая

1943 г. они становятся чрезвычайными: Мильспо контролирует цены, распределе-

Лекция 14. Реформы режима Реза-шаха в Иране 133

ние товаров, торговлю, пытается улучшить систему управления госу­дарственными

предприятиями, но все тщетно — экономическая ситуа­ция не улучшилась, и в

январе 1945 г. он был смещен.

Многие считают, что это произошло в результате английских ин­триг, но в любом

случае сомнительно, чтобы усилия Мильспо навести элементарный порядок в Иране

могли в то время увенчаться успехом.

В годы войны усилились и консервативные силы, ориентирован­ные на шиитское

духовенство. Они выступали против всяких реформ, против европеизации, за

возврат к нормам ислама. В меджлисе, со­бранном в 1944 г., большинство

депутатов принадлежало к деятелям именно этого толка. К тому времени

результаты всех преобразований Реза-шаха рассыпались в прах.

Выводы

/. После завершения Первой мировой войны власть центрального правительст­ва

в Иране была номинальной, страна раздиралась на части сепаратистами и

иностранными державами. С февраля 1921 г. это привело к вмешательст­ву в

политику армии: растет популярность военного министра Реза-хана, который к

концу 1925 г. смещает династию Каджаров и добивается провоз­глашения себя шахом

новой династии Пехлеви.

2. Новый шах решительными мерами укрепляет в стране центральную власть,

подавляет сепаратизм, проводит модернизацию по примеру Турции.

3. Экономическая политика Реза-шаха в Иране также демонстрирует сходст­во

с политикой М. Кемаля в Турции: упор делается на ускоренное развитие

промышленного уклада в госсекторе, на отстаивание национальных интере­сов в

регулировании отношений с другими странами.

4. Накануне Второй мировой войны происходит сближение Ирана с Германией,

однако в августе 1941 г. страна была оккупирована советскими и английски­ми

войсками. Это привело к отстранению Реза-шаха от престола, ослабле­нию

центральной власти и ликвидации всех результатов реформ.

ЛЕКЦИЯ 15

Афганистан в 1920—1930-е гг.

I. Приход к власти короля Амануллы-хана

Афганистан — своеобразная страна в Азии. В известной мере, это — конгломерат

различных этнических территорий, племенных зон, в каждой из которых

традиционно правил свой авторитет.

Первая попытка создать сильную центральную власть была пред­принята

пуштунским вождем Ахмед-шахом еще в XVIII в.; затем анг­личане в XIX в.

неоднократно пытались поставить Афганистан под свой контроль, но потерпели

неудачу.

С 1880-х гг. эмир Абдуррахман силой пытался сломить сопротивле­ние

сепаратистов и добился, в целом, успехов, власть центрального правительства в

Кабуле укрепилась. Но после его смерти в 1901 г. на престол вступил эмир

Хабибулла — человек мягкий, склонный к внешним эффектам; он уже не обладал

ореолом «грозного правите­ля» и власть опять ослабла.

В Афганистане проживают разные народности. Половину населения составляют

пуштуны, необычайно воинственный народ, в окраинных районах племена пуштунов

традиционно ведут кочевой образ жизни, живя по своим законам и управляясь

своими вождями, не подчиняясь никому более. Пятая часть населения — это

таджики, играющие важную роль в жизни страны, — они составляют большую часть

населения круп­ных городов, занимаются земледелием в северных районах.

Кроме того, на севере страны проживают народы тюркской группы: узбеки,

туркмены; в центральной части — хазарейцы (потомки монголов) и даже

нуристанцы, считающие себя потомками древних греков, которые оказались там,

прибыв с войсками Александра Македонского. Между всеми этими народностями —

довольно напряженные отношения.

С конца XIX в. афганские эмиры обещали вести внешнюю поли­тику, «сообразуясь

с мнениями и желаниями английского правитель-

Лекция 15. Афганистан в 1920—1930-е гг. 135

ства», — за что они получали ежегодные субсидии и различного рода льготы, в

частности право бесплатного транзита товаров через терри­торию британской

Индии.

В 1893 г. между афганским эмиром и английскими властями был подписан

договор о разграничении с Индией по так называемой линии Дюранда между

афганским эмиром и английскими властями. Но впос­ледствии правители Афганистана

отказывались признать эту линию государственной границей. Это приводило ко

многим несуразностям.

К началу Первой мировой войны Афганистан оставался отсталой во всех

отношениях, изолированной от мира страной; доступ в нее иностранцам был

категорически воспрещен. Правда, среди элиты по­является узкая прослойка

европейски образованной интеллигенции, которая выступает за обновление,

модернизацию страны.

В начале XX в. в Кабуле открыт первый лицей — «Хабибия», где преподаются многие

европейские науки. Из его стен вышли впослед­ствии будущие сторонники реформ, в

том числе доктор Абдул Гани, который возглавил движение младоафганцев.

К ним принадлежали немногочисленные образованные люди из афганской знати,

интелли­генции, купечества, добивавшиеся принятия Конституции и проведе­ния

европейских реформ. К сожалению, в марте 1909 г. Абдул Гани был обвинен в

заговоре и арестован.

Другой лидер младоафганцев, известный просветитель и поэт Мах­муд бек Тарзи —

чрезвычайно популярная личность при дворе эмира. Будучи близким родственником

эмира, он был назначен воспитателем его третьего сына — Амануллы, который в

будущем стал королем-ре­форматором. Махмуд бек Тарзи знал несколько

европейских языков, много путешествовал, был хорошо известен в мусульманском

мире. С 1913 г. он издает первый в Афганистане журнал «Сирадж уль-Акбар», где

публикуются переводные статьи из западных изданий. Вокруг него начинают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты