оппонентов из состава правительства и перевел их на посты в партийном
аппарате. Это коснулось, в первую очередь, С.К. Патила, М. Десаи, лидеров из
Уттар-Прадеша и Западной Бен-галии.
Постепенно в партийном аппарате сформировалась группировка под названием
Синдикат — так в Индии называли на политическом жаргоне правых в ИНК. Они в
целом критиковали курс Д. Неру, требовали сокращения госсектора, прекращения
аграрной реформы, ограничения функций бюрократии. Обрушились также и на
внешнеполитический курс нейтралитета. Основанием для подобной критики стали
конфликты с Китаем в начале 1960-х гг., и это факт, что Индия практически
осталась изолированной на международной арене.
Однако пока был жив Д. Неру, обладавший огромным авторитетом в стране,
политические противники не осмеливались переходить в открытое наступление. В
своей политике Д. Неру неукоснительно следовал следующим целям: 1) гарантии
территориальной целостности страны, 2) повышения жизненного уровня, 3) защиты
гражданских прав и 4) обеспечения безопасности Индии. Но в мае 1964 г. Д.
Неру умер, и в истории Индии началась новая эпоха.
Выводы
/. Индия стала единственной страной Востока, где в годы независимости
сложилась устойчивая система парламентской демократии. В Конституции были
зафиксированы: принцип разделения властей, демократические права и свободы
граждан.
2. Борьба вокруг административной реформы и введения единого языка
приобрела в Индии политический характер, велась остро. Тем не менее страна
является федерацией, где сосуществуют множество народов, языков, религий,
культур.
3. С первых же лет независимости в Индии возникает множество
политических партий. Большинство их них носили религиозный характер,
создавались с ориентацией на определенные группы населения и в условиях
мажоритарной системы не могли какое-то время бросить вызов ИНК.
4. ИНК как партия, приведшая страну к независимости, заняла доминирующее
место в политической жизни страны. Лишь в конце 1950-х гг. ее политические
позиции несколько слабеют, обостряются и внутрипартийные разногласия. В начале
60-х гг. в ИНК складывается Синдикат — объединение правых лидеров,
сконцентрировавшихся в партийном аппарате.
ЛЕКЦИЯ 21
Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
Еще в январе 1964 г. на сессии ИНК проявились острые противоречия между
политиками: звучали требования ограничить госсектор и вмешательство
государства в экономику, приостановить аграрную реформу и изменить
внешнеполитический курс. Но пока был жив Д. Неру, раскол ИНК не грозил — в
партии не было человека такого масштаба.
В мае 1964 г. преемником Д. Неру стал Лал Бахадур Шастри. Это был совершенно
другой человек. В отличие от жизнелюбивого и эмоционального Д. Неру, Л.Б.
Шастри был аскетом, верным последователем М.К. Ганди, приверженцем скромного
и строгого образа жизни. Вместе с председателем ИНК Кумарасвами Камараджем он
пытался нейтрализовать центробежные тенденции в партии, но безуспешно. В
партийных организациях штатов намечался раскол, формировались два полюса:
один — вокруг главного министра, другой — вокруг партийного босса.
Ситуацию усугубили внешние обстоятельства: в августе 1965 г. начались
военные действия в Кашмире против войск Пакистана. После успешного
контрнаступления Индии в сентябре 1965 г. война зашла в тупик — мировые
державы пригрозили прекратить поставки обеим странам. В январе 1966 г. в
Ташкенте, при посредничестве главы советского правительства А. Н. Косыгина,
начались переговоры между двумя странами.
После их успешного завершения Л.Б. Шастри внезапно умирает там же в Ташкенте,
и в Индии вновь встает вопрос о кандидатуре на пост премьер-министра.
В руководстве ИНК развернулась острая борьба: главными кандидатами выступали
престарелый Морарджи Десаи и дочь Д. Неру — Ин-дира Ганди. Выбор был сделан в
пользу последней: предполагалось, что
196 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
И. Ганди не будет проводить самостоятельной политики, во всем будет
прислушиваться к советам и наставлениям более опытных политиков.
Тем не менее не все в ИНК были согласны с избранием И. Ганди: начались
расколы внутри партии и выход из ИНК целых групп: в Керале, Майсуре,
Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе. На их базе в мае 1967 г. даже была
сколочена партия Бхаратия кранти дал. В штатах происходит
сплочение оппозиции для свержения ИНК, образуются все новые политические
партии.
В этих условиях и состоялись выборы 1967 г. ИНК потеряла '/5
мест в центральном парламенте, но благодаря мажоритарной системе, сумела
сохранить большинство (54%) мест. В штатах же ИНК потеряла 60% мест.
Сразу в 9 штатах были сформированы правительства без участия Конгресса: в
Ориссе — Сватантрой, в Пенджабе — Акали дал, в Тамилнаде — ДМК, в Мадхья-Прадеж
— Джан сангх. В ряде мест созданы даже коалиции с участием как левых, так и
правых. Партии готовы были на все, только бы отстранить ИНК от власти.
Впрочем, такие союзы не отличались стабильностью — в течение года после
выборов в 5 штатах было введено президентское правление.
Ответственность за неудачу на выборах 1967 г. И. Ганди возложила на лидеров
партийного аппарата. К тому же после выборов начались новые расколы в ИНК
— многие покидали партию. Все это укрепило положение самой И. Ганди, нанесло
удар по авторитету старых партийных боссов.
Обострились проблемы на религиозно-этнической почве. В Ассаме, где и так не
удавалось пресечь вооруженную борьбу племен, начались беспорядки из-за
введения ассамского языка в качестве государственного. Большинство
чиновников там были бенгальцы — начались взаимные погромы, волнения
перекинулись на соседние Западную Бенгалию и Бихар.
Ухудшились отношения и с мусульманами: их, в частности, упрекали в
лояльности к Пакистану во время войны 1965 г. Возникли проблемы с языком
урду, который имеет арабскую графику и отличается обилием персидской и
арабской лексики — им пользуется мусульманское население Индии. Противоречия
с мусульманами разжигались и коммуналистскими организациями — Хинду махасабха
и Раштрия Сваямсевак сингх.
Активизировались сепаратисты в штате Джамму и Кашмир, по стране
прокатилась волна инцидентов на кастовой почве, причиной которых часто
являлись противоречия между разными группами ремесленников и торговцев. Во
время кровавых столкновений в Ахмадабаде в 1969 г. было убито около 2 тыс.
человек.
Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ... 197
Оживились левые: только в штате Западная Бенгалия к концу 1960-х гг.
существовали три компартии, Революционная компартия, Большевистская партия,
Центр социального единства, Форвард блок, Революционные социалисты и множество
прочих групп, громко именуемых партиями и движениями. Они провоцировали
беспорядки на улицах, забастовки, студенческие волнения.
Особый размах приобрели забастовки в госсекторе, в них участвовала у4
часть занятых в этом секторе экономики. Правительство столкнулось с серьезными
угрозами законности и порядку.
Нарастали экономические трудности. Промышленный рост застопорился еще в
середине 1960-х гг. В 1966 и 1967 гг. происходило даже сокращение промышленного
производства — пришлось провести девальвацию рупии в 1966 г. В последующие
годы темпы промышленного роста не превышали 3,7% в год.
Страна постоянно находилась на грани голода, неурожаи вынуждали
правительство импортировать по 10 млн. т зерна в год. Правда, в конце 1960-х
гг. стала приносить плоды так называемая «зеленая революция» — новая
аграрная политика в Индии — которая проводится с начала 1960-х гг. при
содействии продовольственной комиссии ООН, Фонда Форда и других международных
организаций.
Суть ее — во внедрении новых высокоурожайных сортов (пшеница — 60—70 ц с га;
рис — до 100 ц с га; с высоким содержанием белка, быстрым созреванием и
устойчивостью от полегания), в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры,
в поощрении фермерских хозяйств площадью не менее 5 га.
Главным районом «зеленой революции» стал Пенджаб. Урожайность пшеницы в
сравнении с 60-ми гг. выросла в Индии в 2,3 раза, риса — наполовину. Урожай
зерна в 1970 г. превысил 108 млн. т, что позволило Индии даже прекратить
импорт на какое-то время.
Но социальную ситуацию в существенной мере это не улучшило: по-прежнему
3/4 сельского населения не имело прожиточного минимума.
Потенциальные возможности «зеленой революции» распространялись лишь на 14%
хозяйств, арендаторов-крестьян стали сгонять с земли.
Обострялась проблема аграрного перенаселения: сельское население за годы
независимости возросло на 30 млн. человек, а площади пахотных земель
увеличились лишь на 22 млн. га. Доля земли на душу населения сократилась, а
28% сельских жителей не имели ее вовсе.
В аграрном секторе полностью господствовали сельские ростовщики, доля
государства в кредитах крестьянам была ничтожной. Отставание сельского
хозяйства тянуло назад всю экономику, учитывая
198 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
его роль в обеспечении занятости населения и долю в валовом национальном
продукте.
В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор.
Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприятий (только за
1961 — 1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходила стагнация
традиционного производства.
Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходилось на кустарей.
Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами — отсюда медленный
рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной
промышленности было занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому
же быстрый прирост населения в Индии обострял проблему занятости.
Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны
основные факторы его роста — за счет внутреннего рынка. В первые годы введения
высоких таможенных пошлин он был огражден от иностранной конкуренции. Но
индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки
пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого
товара.
Крупные предприятия частного сектора все больше монополизировали
производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг.
сконцентрировали в своих руках 1/3 производства
хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута,
»/« ПР°~ изводства бумаги. Они стали стремиться сокращать
производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым
повысить собственную прибыль.
Мелким производителям правительство предоставляло льготы в
налогообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и
стройматериалы по заниженным ценам. Средние предприятия таких льгот не
имели, но стремились попасть в их число.
Многие мелкие производители стали паразитировать на государственной
поддержке: получая по льготным ценам продукцию от государства, они пытались
перепродать ее по более высоким ценам.
Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а
12% всех мелких предприятий Индии (по результатам проверки 1966 г.)
оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот.
Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29%
промышленности. Многие предприятия управлялись некомпетентными
чиновниками, действовали неэффективно, производство велось нерентабельно,
огромная часть мощностей оставалась незагруженной.
Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ... 199
После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигно->ания на
капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. 3 стране выросли цены,
особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла
безработица. Материальное положение населения в целом ухудшилось.
Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на правительстве.
Частный сектор, в том числе и мелкие производители традиционных товаров,
требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда
предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела
экономики.
Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они
добивались большей поддержки государства в развитии аграрной инфраструктуры,
контроля в перераспределении земли и финансовой помощи.
Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраивая забастовки,
выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом
цен, безработицы и т. д., понятны.
Вопросы экономической политики становились главной темой
внутриполитической борьбы. В столкновение приходили три
социально-экономические концепции:
1.«Курс Д. Неру» на расширение госсектора и регулирование государством
экономических и социальных процессов. Под государственным контролем должна
была происходить интеграция всех укладов в единую экономическую систему.
Правительство предполагало постепенное ограничение крупного производства в
частном секторе.
2.Частный капитал был ориентирован на рыночные механизмы, а не на
государственное регулирование. Предприниматели добивались сокращения
госсектора, передачи в их руки части государственных предприятий, сокращения
вмешательства бюрократии в бизнес, развития сотрудничества с иностранным
капиталом. Крупный бизнес требовал, чтобы правительство отказалось от поддержки
мелкого предпринимательства и традиционного уклада, усилило концентрацию
капитала. Также раздавались требования приостановить аграрную реформу в части
изъятия излишков земли, чтобы дать возможность развивать рентабельные крупные
фермы и плантации.
3.Население, занятое в традиционном укладе, добивалось изменения всей
экономической политики: она должна быть переориентирована на удовлетворение
нужд большинства и предусматривать сокращение современного уклада до минимума.
Роль современного уклада должна свестись лишь к удовлетворению нужд
традиционного. Выдвигались требования децентрализации экономики, большего
выде-
200 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
ления средств на нужды мелких производителей и крестьян, проповедовался
экономический изоляционизм.
Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Выдвигаемые идеи и
требования переплетались между собой, их выразители состояли в разных
политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966
по 1969 гг.) правительство шло на уступки частному сектору: был сокращен
контроль государства над расширением производства, ценами, распределением
материалов, топлива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов.
Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10
пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его
проведение.
II. Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг.
Летом 1969 г. было объявлено о национализации 14 крупнейших
банков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий
нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 крупных
текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.
Программа «10 пунктов» также предусматривала расширение системы
государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и закупок
сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой помощи мелким
производителям в 2,5 раза.
В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель
премьер-министра и министр финансов М. Десаи с группой своих сторонников вышел
из правительства. Произошел раскол в ИНК: на ИНК (И) — сторонники
Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи — ИНК (О).
Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и
заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести
через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10
пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о
национализации, провалилась попытка отменить пенсии князьям: те обратились в
Верховный суд и выиграли дело.
Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террористических актов
наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и
кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и
назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с
Пакистаном.
_______________ Лекция 21, Кризисные процессы в Индии ... 201
Пакистан также столкнулся с серьезными внутренними проблемами. Прежде
всего, в восточной его части — Восточной Бенгалии — назревал сепаратизм.
Население было недовольно господством пенджабцев, их доминированием в
центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г.
власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в
1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить
Конституцию страны.
Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Пакистане победу одержала
партия Авами лиг (Народная лига) во главе с ее лидером Муджибуром
Рахманом (она завоевала 151 место). В западной части Пакистана победа
досталась Пакистанской народной партии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто (81
место).
Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, закончились
разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава
независимой администрации. Затем он был арестован. В Восточную Бенгалию были
направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены
массовые аресты активистов Народной лиги.
Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило
около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23