Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

оппонентов из состава правительства и перевел их на посты в партийном

аппарате. Это коснулось, в первую очередь, С.К. Патила, М. Десаи, лидеров из

Уттар-Прадеша и Западной Бен-галии.

Постепенно в партийном аппарате сформировалась группировка под названием

Синдикат — так в Индии называли на политическом жаргоне правых в ИНК. Они в

целом критиковали курс Д. Неру, тре­бовали сокращения госсектора, прекращения

аграрной реформы, ог­раничения функций бюрократии. Обрушились также и на

внешнепо­литический курс нейтралитета. Основанием для подобной критики стали

конфликты с Китаем в начале 1960-х гг., и это факт, что Индия практически

осталась изолированной на международной арене.

Однако пока был жив Д. Неру, обладавший огромным авторитетом в стране,

политические противники не осмеливались переходить в от­крытое наступление. В

своей политике Д. Неру неукоснительно сле­довал следующим целям: 1) гарантии

территориальной целостности страны, 2) повышения жизненного уровня, 3) защиты

гражданских прав и 4) обеспечения безопасности Индии. Но в мае 1964 г. Д.

Неру умер, и в истории Индии началась новая эпоха.

Выводы

/. Индия стала единственной страной Востока, где в годы независимости

сло­жилась устойчивая система парламентской демократии. В Конституции были

зафиксированы: принцип разделения властей, демократические права и свободы

граждан.

2. Борьба вокруг административной реформы и введения единого языка

приоб­рела в Индии политический характер, велась остро. Тем не менее страна

яв­ляется федерацией, где сосуществуют множество народов, языков, религий,

культур.

3. С первых же лет независимости в Индии возникает множество

политичес­ких партий. Большинство их них носили религиозный характер,

создавались с ориентацией на определенные группы населения и в условиях

мажоритарной системы не могли какое-то время бросить вызов ИНК.

4. ИНК как партия, приведшая страну к независимости, заняла доминирующее

место в политической жизни страны. Лишь в конце 1950-х гг. ее политичес­кие

позиции несколько слабеют, обостряются и внутрипартийные разногла­сия. В начале

60-х гг. в ИНК складывается Синдикат — объединение правых лидеров,

сконцентрировавшихся в партийном аппарате.

ЛЕКЦИЯ 21

Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.

I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)

Еще в январе 1964 г. на сессии ИНК проявились острые противоречия между

политиками: звучали требования ограничить госсектор и вме­шательство

государства в экономику, приостановить аграрную рефор­му и изменить

внешнеполитический курс. Но пока был жив Д. Неру, раскол ИНК не грозил — в

партии не было человека такого масштаба.

В мае 1964 г. преемником Д. Неру стал Лал Бахадур Шастри. Это был совершенно

другой человек. В отличие от жизнелюбивого и эмо­ционального Д. Неру, Л.Б.

Шастри был аскетом, верным последовате­лем М.К. Ганди, приверженцем скромного

и строгого образа жизни. Вместе с председателем ИНК Кумарасвами Камараджем он

пытался нейтрализовать центробежные тенденции в партии, но безуспешно. В

партийных организациях штатов намечался раскол, формировались два полюса:

один — вокруг главного министра, другой — вокруг пар­тийного босса.

Ситуацию усугубили внешние обстоятельства: в августе 1965 г. на­чались

военные действия в Кашмире против войск Пакистана. После ус­пешного

контрнаступления Индии в сентябре 1965 г. война зашла в тупик — мировые

державы пригрозили прекратить поставки обеим странам. В январе 1966 г. в

Ташкенте, при посредничестве главы со­ветского правительства А. Н. Косыгина,

начались переговоры между двумя странами.

После их успешного завершения Л.Б. Шастри внезапно умирает там же в Ташкенте,

и в Индии вновь встает вопрос о кандидатуре на пост премьер-министра.

В руководстве ИНК развернулась острая борьба: главными канди­датами выступали

престарелый Морарджи Десаи и дочь Д. Неру — Ин-дира Ганди. Выбор был сделан в

пользу последней: предполагалось, что

196 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

И. Ганди не будет проводить самостоятельной политики, во всем будет

прислушиваться к советам и наставлениям более опытных политиков.

Тем не менее не все в ИНК были согласны с избранием И. Ганди: начались

расколы внутри партии и выход из ИНК целых групп: в Ке­рале, Майсуре,

Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе. На их базе в мае 1967 г. даже была

сколочена партия Бхаратия кранти дал. В штатах происходит

сплочение оппозиции для свержения ИНК, образуются все новые политические

партии.

В этих условиях и состоялись выборы 1967 г. ИНК потеряла '/5

мест в центральном парламенте, но благодаря мажоритарной системе, су­мела

сохранить большинство (54%) мест. В штатах же ИНК потеряла 60% мест.

Сразу в 9 штатах были сформированы правительства без участия Конгресса: в

Ориссе — Сватантрой, в Пенджабе — Акали дал, в Тамилнаде — ДМК, в Мадхья-Прадеж

— Джан сангх. В ряде мест созданы даже коалиции с участием как левых, так и

правых. Партии готовы были на все, только бы отстранить ИНК от власти.

Впрочем, такие союзы не отличались стабильностью — в течение года после

вы­боров в 5 штатах было введено президентское правление.

Ответственность за неудачу на выборах 1967 г. И. Ганди возложила на лидеров

партийного аппарата. К тому же после выборов начались новые расколы в ИНК

— многие покидали партию. Все это укрепило положение самой И. Ганди, нанесло

удар по авторитету старых пар­тийных боссов.

Обострились проблемы на религиозно-этнической почве. В Асса­ме, где и так не

удавалось пресечь вооруженную борьбу племен, нача­лись беспорядки из-за

введения ассамского языка в качестве государ­ственного. Большинство

чиновников там были бенгальцы — начались взаимные погромы, волнения

перекинулись на соседние За­падную Бенгалию и Бихар.

Ухудшились отношения и с мусульманами: их, в частности, упре­кали в

лояльности к Пакистану во время войны 1965 г. Возникли про­блемы с языком

урду, который имеет арабскую графику и отличается обилием персидской и

арабской лексики — им пользуется мусульман­ское население Индии. Противоречия

с мусульманами разжигались и коммуналистскими организациями — Хинду махасабха

и Раштрия Сваямсевак сингх.

Активизировались сепаратисты в штате Джамму и Кашмир, по стра­не

прокатилась волна инцидентов на кастовой почве, причиной кото­рых часто

являлись противоречия между разными группами ремес­ленников и торговцев. Во

время кровавых столкновений в Ахмадабаде в 1969 г. было убито около 2 тыс.

человек.

Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ... 197

Оживились левые: только в штате Западная Бенгалия к концу 1960-х гг.

существовали три компартии, Революционная компартия, Большевистская партия,

Центр социального единства, Форвард блок, Революционные социалисты и множество

прочих групп, громко име­нуемых партиями и движениями. Они провоцировали

беспорядки на улицах, забастовки, студенческие волнения.

Особый размах приобрели забастовки в госсекторе, в них участво­вала у4

часть занятых в этом секторе экономики. Правительство столкнулось с серьезными

угрозами законности и порядку.

Нарастали экономические трудности. Промышленный рост засто­порился еще в

середине 1960-х гг. В 1966 и 1967 гг. происходило даже сокращение промышленного

производства — пришлось провести де­вальвацию рупии в 1966 г. В последующие

годы темпы промышленно­го роста не превышали 3,7% в год.

Страна постоянно находилась на грани голода, неурожаи вынуж­дали

правительство импортировать по 10 млн. т зерна в год. Правда, в конце 1960-х

гг. стала приносить плоды так называемая «зеленая ре­волюция» — новая

аграрная политика в Индии — которая проводится с начала 1960-х гг. при

содействии продовольственной комиссии ООН, Фонда Форда и других международных

организаций.

Суть ее — во внедрении новых высокоурожайных сортов (пшени­ца — 60—70 ц с га;

рис — до 100 ц с га; с высоким содержанием белка, быстрым созреванием и

устойчивостью от полегания), в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры,

в поощрении фермерских хозяйств площадью не менее 5 га.

Главным районом «зеленой революции» стал Пенджаб. Урожай­ность пшеницы в

сравнении с 60-ми гг. выросла в Индии в 2,3 раза, ри­са — наполовину. Урожай

зерна в 1970 г. превысил 108 млн. т, что поз­волило Индии даже прекратить

импорт на какое-то время.

Но социальную ситуацию в существенной мере это не улучшило: по-прежнему

3/4 сельского населения не имело прожиточного мини­мума.

Потенциальные возможности «зеленой революции» распрост­ранялись лишь на 14%

хозяйств, арендаторов-крестьян стали сгонять с земли.

Обострялась проблема аграрного перенаселения: сельское населе­ние за годы

независимости возросло на 30 млн. человек, а площади пахотных земель

увеличились лишь на 22 млн. га. Доля земли на душу населения сократилась, а

28% сельских жителей не имели ее вовсе.

В аграрном секторе полностью господствовали сельские ростов­щики, доля

государства в кредитах крестьянам была ничтожной. От­ставание сельского

хозяйства тянуло назад всю экономику, учитывая

198 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

его роль в обеспечении занятости населения и долю в валовом нацио­нальном

продукте.

В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор.

Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприя­тий (только за

1961 — 1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходи­ла стагнация

традиционного производства.

Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходи­лось на кустарей.

Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами — отсюда медленный

рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной

промышленности бы­ло занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому

же быс­трый прирост населения в Индии обострял проблему занятости.

Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны

основные факторы его роста — за счет внутреннего рын­ка. В первые годы введения

высоких таможенных пошлин он был ог­ражден от иностранной конкуренции. Но

индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки

пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого

товара.

Крупные предприятия частного сектора все больше монополизиро­вали

производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг.

сконцентрировали в своих руках 1/3 производства

хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута,

»/« ПР°~ изводства бумаги. Они стали стремиться сокращать

производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым

повысить собственную прибыль.

Мелким производителям правительство предоставляло льготы в

нало­гообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и

строй­материалы по заниженным ценам. Средние предприятия таких льгот не

имели, но стремились попасть в их число.

Многие мелкие производители стали паразитировать на государст­венной

поддержке: получая по льготным ценам продукцию от госу­дарства, они пытались

перепродать ее по более высоким ценам.

Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а

12% всех мелких предприятий Индии (по резуль­татам проверки 1966 г.)

оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот.

Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29%

промы­шленности. Многие предприятия управлялись некомпетентными

чи­новниками, действовали неэффективно, производство велось нерен­табельно,

огромная часть мощностей оставалась незагруженной.

Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ... 199

После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигно->ания на

капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. 3 стране выросли цены,

особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла

безработица. Материальное поло­жение населения в целом ухудшилось.

Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на пра­вительстве.

Частный сектор, в том числе и мелкие производители тра­диционных товаров,

требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда

предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела

экономики.

Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они

добивались большей поддержки государства в разви­тии аграрной инфраструктуры,

контроля в перераспределении зем­ли и финансовой помощи.

Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраи­вая забастовки,

выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом

цен, безработицы и т. д., понятны.

Вопросы экономической политики становились главной темой

вну­триполитической борьбы. В столкновение приходили три

социально-экономические концепции:

1.«Курс Д. Неру» на расширение госсектора и регулирование госу­дарством

экономических и социальных процессов. Под государствен­ным контролем должна

была происходить интеграция всех укладов в единую экономическую систему.

Правительство предполагало по­степенное ограничение крупного производства в

частном секторе.

2.Частный капитал был ориентирован на рыночные механизмы, а не на

государственное регулирование. Предприниматели добивались со­кращения

госсектора, передачи в их руки части государственных предприятий, сокращения

вмешательства бюрократии в бизнес, раз­вития сотрудничества с иностранным

капиталом. Крупный бизнес требовал, чтобы правительство отказалось от поддержки

мелкого предпринимательства и традиционного уклада, усилило концентра­цию

капитала. Также раздавались требования приостановить аграр­ную реформу в части

изъятия излишков земли, чтобы дать возмож­ность развивать рентабельные крупные

фермы и плантации.

3.Население, занятое в традиционном укладе, добивалось измене­ния всей

экономической политики: она должна быть переориентиро­вана на удовлетворение

нужд большинства и предусматривать сокра­щение современного уклада до минимума.

Роль современного уклада должна свестись лишь к удовлетворению нужд

традиционного. Вы­двигались требования децентрализации экономики, большего

выде-

200 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

ления средств на нужды мелких производителей и крестьян, пропове­довался

экономический изоляционизм.

Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Вы­двигаемые идеи и

требования переплетались между собой, их вырази­тели состояли в разных

политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966

по 1969 гг.) правительство шло на ус­тупки частному сектору: был сокращен

контроль государства над рас­ширением производства, ценами, распределением

материалов, топ­лива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов.

Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10

пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его

проведение.

II. Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг.

Летом 1969 г. было объявлено о национализации 14 крупнейших

бан­ков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий

нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 круп­ных

текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.

Программа «10 пунктов» также предусматривала расширение сис­темы

государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и заку­пок

сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой по­мощи мелким

производителям в 2,5 раза.

В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель

премьер-министра и министр финансов М. Десаи с груп­пой своих сторонников вышел

из правительства. Произошел раскол в ИНК: на ИНК (И) — сторонники

Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи — ИНК (О).

Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и

заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести

через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10

пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о

национализации, провалилась попыт­ка отменить пенсии князьям: те обратились в

Верховный суд и выигра­ли дело.

Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террорис­тических актов

наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и

кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и

назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с

Пакистаном.

_______________ Лекция 21, Кризисные процессы в Индии ... 201

Пакистан также столкнулся с серьезными внутренними проблема­ми. Прежде

всего, в восточной его части — Восточной Бенгалии — на­зревал сепаратизм.

Население было недовольно господством пенд­жабцев, их доминированием в

центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г.

власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в

1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить

Конституцию страны.

Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Паки­стане победу одержала

партия Авами лиг (Народная лига) во главе с ее лидером Муджибуром

Рахманом (она завоевала 151 место). В запад­ной части Пакистана победа

досталась Пакистанской народной пар­тии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто (81

место).

Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, за­кончились

разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава

независимой администрации. Затем он был аресто­ван. В Восточную Бенгалию были

направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены

массовые аресты ак­тивистов Народной лиги.

Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило

около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты