Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

только до января 1948 г. пострадало около 2 млн. человек.

К тому времени в разных районах Индии образовались огромные лагеря для

вынужденных переселенцев: так, в окрестностях Дели был разбит лагерь на 400

тыс. беженцев из Пенджаба. Погромы мусуль­ман, провоцируемые шовинистическими

организациями Хинду Ма-хасабха и Раштрия Сваямсевак сингх, приняли огромный

размах. Ис­пользовать армию и административные органы для ликвидации

беспорядков было сложно, поскольку и там произошел раскол по ре­лигиозному

признаку.

12 января 1948 г. М.К. Ганди объявил голодовку в знак протеста против резни.

18 января представители всех религиозных общин, со­бравшись в Дели, дали

клятву: прекратить взаимные акты насилия. Но на М.К. Ганди, Д. Неру и других

лидеров ИНК обрушились обви­нения в том, что они якобы выступают в защиту

мусульман.

Начались покушения. М.К. Ганди запретил охранять себя, и 30 ян­варя 1948

г. был убит фанатиком-индусом из Хинду Махасабхи во вре­мя грандиозного

митинга, в присугствии миллионной толпы народа.

Для Индии смерть М.К. Ганди была страшной национальной траге­дией —- по сути,

лишь она остановила резню, заставила людей одуматься.

Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

_____ Лекция 19. Экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру» 179

Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры: останови­лись поезда

на железных дорогах, были прерваны линии электропере­дач, поскольку зачастую

производили энергию в одной стране, а по­требляли — в другой.

К Пакистану в итоге отошли основные районы производства сель­скохозяйственных

культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — ос­новные промышленные мощности. С

первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов

питания и промыш­ленного сырья.

Правительству Д. Неру пришлось в срочном порядке проводить закупку всего

необходимого за рубежом, благо на счетах Индии в Английском банке были сотни

миллионов долларов. Пришлось принимать меры, чтобы срочно расширить посевы

хлопка и джута (на 25—70%), чтобы дать работу текстильным фабрикам в Калькутте

и Бомбее.

Серьезную проблему представляла интеграция княжеств: по плану

Маунтбеттена князья сами должны были решать, к какому из двух го­сударств, они

будут присоединяться.

Еще 15 июня 1947 г. ИНК принял резолюцию: а) княжества не мо­гут претендовать

на независимость; б) необходимо учитывать мнение населения и соблюдать

демократические процедуры; в) не могут при­соединяться к Пакистану княжества,

со всех сторон окруженные тер­риторией Индии.

До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли

решение войти в состав Индии. Некоторые были включены в состав штатов, прочие

образовали особые союзные тер­ритории, или самостоятельные части федерации.

Несколько десят­ков княжеств решили присоединиться к Пакистану. Среди них был и

Джунагадх, хотя он был полностью окружен территорией Индии. Князь, однако,

быстро понял свою ошибку и бежал в Пакистан, а Джунагадх стал частью Индии.

Были проблемы и на юге. С одним княжеством — Траванкор — де­ло обошлось

без осложнений: князь понял иллюзорность своей «неза­висимости» и объявил о

вхождении в состав Индии.

Самое крупное княжество Индии — Хайдарабад — также объявило о своей

«независимости». Абсолютное большинство населения там со­ставляли

крестьяне-индусы, но землевладельцы и правящая династия низама принадлежали к

мусульманам. Там еще с 1945 г. происходили волнения на аграрной почве, из

мусульман формировались отряды до­бровольцев «разакаров» с целью подавить

выступления. Д. Неру неод­нократно обращал на это внимание, пока терпение

правительства не

180 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

истощилось. Под предлогом наведения порядка в Хайдарабад в сентя­бре 1948 г.

были направлены индийские войска. После чего низам в начале 1949 г. объявил о

присоединении к Индии.

С другим княжеством — Кашмир — ситуация была особенно на­пряженной, но

это предмет отдельного разговора, поскольку затраги­вает проблемы внешней

политики.

Перед государственным аппаратом новой Индии стояли непростые задачи:

необходимо было наладить работу, преодолеть религиозные распри. Возглавить

работу по решению этих задач было поручено вы­дающемуся деятелю ИНК

Валлабхаи Пателю, ставшему первым заме­стителем премьер-министра Д. Неру и

министром внутренних дел. Известно, что М.К. Ганди в свое время всерьез

опасался, как бы со­перничество этих двух выдающихся людей в будущем не нанесло

ущерба государству, — он взял клятву с обоих никогда открыто не вы­ступать друг

против друга, они это обещание сдержали.

В. Патель занимался малозаметной, черновой, но очень важной работой и

прекрасно справлялся с ней. Он сумел в короткое время преодолеть

административный хаос в Индии, наладить работу «Ин­дийской гражданской

службы» (корпуса чиновников). Уже к февралю 1948 г. был завершен вывод

английских войск из Индии. Постепенно В. Патель заменял английских чиновников

на индийцев, эта работа была закончена к исходу 1949 г. Во многом, именно

благодаря его на­стойчивости и непреклонности, в состав Индии вошло

абсолютное большинство княжеств.

Экономические трудности первых лет независимости были усугуб­лены

неожиданными военными расходами: началась война из-за Кашмира. Это осложнило

ситуацию и выполнение задач, стоявших перед страной.

II. Экономическая политика Д. Неру в первой половине 1950-х гг.

Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщен­ность двух

экономических укладов: традиционного и современного.

В традиционном секторе экономики было занято подавляющее боль­шинство

населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, рос­товщики; он обслуживал

основные потребности внутреннего рынка.

Современный сектор был представлен промышленными предприя­тиями и

соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйст­венным производством,

ориентированным на экспорт — он работал,

_____ лекция 1^. экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру» 181

в основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад не­избежно

подавлял традиционное производство, никаких коопераци­онных связей между ними

не было.

Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было не­просто, ведь

англичане развивали прежде всего те отрасли современ­ного уклада, которые были

им необходимы для использования ресур­сов Индии. Промышленные предприятия Индии

уступали передовым в техническом и технологическом отношении, зависели от

поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрика­тов из-за

рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так

как доставка по морю обходилась дешевле.

Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, что­бы свести к

минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к

побережью. Даже железные дороги строи­лись колониальными властями с

использованием трех разновиднос­тей колеи, что затрудняло перевозки внутри

Индии и потребовало за­тем перестройки.

Однако преодолеть экономическое отставание только за счет со­здания крупных

предприятий современного сектора было невозмож­но. Сразу же возникала

проблема занятости миллионов людей, осво­божденных в традиционном секторе,

который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.

Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Уч­редительным

собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышлен­ной политике».

Экономика Индии делилась на несколько секторов, кото­рые были

распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная

промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать

исключительно государственные предприя­тия, они же получили преимущественное

право еще в 6 отраслях.

Остальные отрасли закреплялись между различными предприяти­ями частного

капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых

видов промышленной продукции было за­резервировано именно за традиционным

сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по

сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые

механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере

традиционного производства, получили государственные за­казы, льготы в

налогообложении, при снабжении дефицитными ви­дами товаров, сырья и т. д.

Такого рода экономическая политика проводится в Индии и сей­час. Это можно

расценивать как сознательное торможение научно-

182 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

технического прогресса, многие отрасли, по существу, закрыты для внедрения

новых технологий, но правительство вынуждено это делать по социальным

соображениям.

Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство

населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового

правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем,

кто ее обрабатывает. Проводи­лась она в районах, где действовала система

заминдаров: землевла­дельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам.

Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В

результате за первые десять лет доля арендаторов в общей числен­ности населении

сократилась с 70^др_12%.

По Конституции аграрная реформа находилась в ведении прави­тельств штатов, в

местностях, где заминдары были влиятельной си­лой, это привело к разного рода

махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды,

оспаривая размер причитаю­щейся им компенсации, — пришлось проводить через

парламент по­правку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из

компетенции судов.

Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движе­ние «Бхудан и

Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии после­дователь М.К. Ганди —

Виноба Бхаве. Он обращался напрямую к зем­левладельцам, убеждая их передать

излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю

крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как

госу­дарству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли.

Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях

Индии, с ее огромным населением, бывшие вла­дельцы стремились переписать

излишки на своих многочисленных родственников.

Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным:

крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудить­ся. В

сельском хозяйстве для развития товарного производства поми­мо владения землей,

требуется наличие еще многих других факторов.

Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспе­вая за темпами

прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод,

правительство вынуждено было тратить скудные ре­сурсы на закупки зерна.

Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.

Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономи­ческим идеям того

времени. Сам он был романтиком, с большими

_____ Лекция 19. Экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру» 18:

симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее в экономике —

за государственным сектором, значит, следует стре­миться к его постоянному

расширению.

Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулирова­нии

экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует

постоянного расширения системы государственного регу­лирования, распространения

функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая

комиссия, она приступила к со­ставлению пятилетних планов. В 1952 г. образован

Национальный совет развития, который был призван координировать экономичес­кую

политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия,

находившиеся под контролем колониальной админи­страции.

В годы первой пятилетки (1951 — 1956) на расширение госсектора шло 47% всех

капиталовложений. Особое внимание уделялось разви­тию металлургической,

нефтяной, угольной промышленности, ма­шиностроения, а также объектам

промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла

в экономике 5%.

Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иност­ранные товары

закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на

освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые

субсидии, льготы в налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию

и пользование железными дорогами.

Противодействие курсу на преимущественное развитие государст­венного сектора в

начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал

услуги и частному сектору: стимули­ровал спрос, помогал решать проблему

занятости (у3 всех работаю­щих по найму в промышленности).

Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраст­руктуру, где

уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет

туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения

социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря

1950 г.

В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о

перспективе перевода «всех средств производства в общественную

собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же,

1955 г., в парламенте была принята поправка к Конститу­ции, которая

предоставляла право законодательным учреждениям го­сударства

«экспроприировать любую собственность в интересах об­щества» и определять

размер компенсации.

184 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был

национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием

экономической политики правительства.

III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.

30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной по­литике. Она

предусматривала расширение государственного сектора; государственное

регулирование распространялось отныне на 17 отрас­лей. Правительство получало

право создавать предприятия и в частном секторе, проводить национализацию уже

существующих предприятий. Это привело к возрастанию доли госсектора в

промышленности до 10% к 1960 г.

В Индии началась интенсивная индустриализация — темпы еже­годного роста

промышленности достиглиДЛЗз. Приступили к стро­ительству крупных

государственных объектов: в 1955 г. началось со­оружение Бхилайского

металлургического комбината с помощью СССР.

Правительство поощряло переход пакета акций предприятий в ру­ки индийцев.

Даже на предприятиях частного сектора проводилась «индианизация»

административного аппарата: устанавливались сро­ки, в которые все технические

специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев.

Но результаты экономического роста «съедались» быстрым приро­стом населения:

если в 1950 г. в Индии проживало 360 млн. человек, то в

1960 г. — уже 440 млн. По-прежнему сказывалось отставание

сель­ского хозяйства, дававшего больше половины валового национально­го

продукта (ВНП). В 1959 г. был установлен новый максимум земель­ного владения,

но и он был велик — земли в стране все равно не хватало, производство

продовольствия росло медленно.

В 1961 г. страна приступила к выполнению третьего пятилетнего плана.

Предусматривалось увеличение доли госсектора до 18%. В пер­вые два года (1961

— 1962) были достигнуты темпы промышленного роста в 7,7%.

Начиная с 1963 г. Индия испытывает серьезные экономические трудности. Их

основные причины состоят в следующем:

1) возможности внутреннего рынка, за счет чего и развивалось

на­циональное производство в период высоких импортных пошлин, бы­ли исчерпаны.

Да и сам рынок был довольно узок: покупательная спо-

_____ Лекция 19. Экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру» 185

собность гигантского населения Индии не превышала покупательной способности

населения маленькой Швеции. 55% ВНП шло на по­требление: из городского

населения лишь 5—6% могли производить какие-либо накопления, а о сельском и

говорить нечего;

2) Индия испытывала хронические затруднения с валютой, кото­рая постоянно

требовалась на оплату импорта сырья и полуфабрика­тов, — такова уж структура

промышленности (добыча собственных ископаемых ресурсов отставала). А тут еще

участившиеся неурожаи потребовали экстренного выделения средств для закупок

продо­вольствия за границей. Это сократило средства, которые страна мог­ла

потратить на импорт машин и оборудования для нужд промыш­ленности;

3) несмотря на все усилия правительства по развитию кооперации между

традиционным и современным секторами, последний разви­вался много быстрее и

подавлял традиционных производителей. Раз­рыв между ними возрастал,

накапливались противоречия, обостря­лась проблема занятости;

4)усилилась критика в адрес государственного сектора эконо­мики. Он охватывал

все большую часть потенциала, но экономиче­ски был малоэффективен: работал на

неполную мощность, управ­лялся некомпетентными чиновниками, всегда

рассчитывавшими на государственные субсидии. Сектор поглощал огромную часть

государственного бюджета, но отдачи не было. Частные предпри­ниматели

требовали сокращения госсектора, передачи им части его предприятий;

5) критика усиливалась и в адрес государственного регулирования: чиновники в

Индии всегда отличались крайним корыстолюбием, ис­коренить коррупцию в этой

среде практически невозможно. В усло­виях, когда государство брало на себя

все большие функции по руко­водству экономической деятельностью, это

становилось тормозом. Предприниматель по любому вопросу должен был обращаться

к чи­новнику, а тот вымогал взятки;

6) отставание аграрного сектора, на который приходилась большая часть ВНП,

также тянуло экономику назад;

7) быстрый рост населения сводил на нет всякий экономический прогресс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты