ность эта провоцировалась в Индии исламскими экстремистами, вы
ступавшими под лозунгами фундаментализма.
Как известно, по исламскому канону, если евреи и христиане имеют статус
«покровительствуемых», то индуисты как представители политеистической
религии должны перейти в ислам, или быть уничтожены. В 1980 г. была создана
Бхаратия Джаната парти, выступавшая с идеями коммунализма. В 1990 г. был
арестован ее лидер Л.К. Адва-ни, который проводил в Северной Индии марш с
целью разрушения мечети и строительства на ее месте индуистского храма.
В декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков разрушили мечеть Бабура в
Айодхья (штат Уттар-Прадеж). Власти не могли этому воспрепятствовать, что
накалило отношения между религиозными общинами. С 1998 г. БДП возглавляет
правительство, и с тех пор угроза коммунализма в Индии, превращения страны в
индуистское государство стала реальной.
7. Кастовая проблема также остро стоит в Индии: 3/4 населения
принадлежат к низшим кастам, из них 15,5% — далиты, или хариджа-
не, бывшие «неприкасаемые». На развитые касты приходится 17,6%
населения, из них брахманы составляют 5,5% от общего числа населе
ния, но занимают 63% высших должностей в государстве. Все индий
ские правительства стремились исправить положение, «подтянуть»
этсталые касты: для них резервировались места в госсекторе: в сфере
образования, в административном аппарате.
____________ Лекция 22.Индия в конце XX в. (1980—1990-е гг.) 21
В 1978 г. во время правления Джаната парти была создана Комиссия по отсталым
кастам. В 1980 г. она представила отчет, в котором рекомендовала расширить
резервирование мест в различных сферах для низких каст. Правительство долгое
время пыталось игнорировать выводы Комиссии, но в 1983 г. отчет все же был
заслушан в парламенте.
С тех пор вопрос о резервировании мест постоянно вызывает конфликты.
Положение о квотах рабочих мест для далитов постоянно нарушается
чиновниками. Как известно, против резервирования дополнительных мест
высказывались деятели, вызвавшие в 1980 г. раскол в Джаната партии и
основавшие в том же году ныне возглавляющую правительство Бхаратию Джаната
парти. Это не может не внушать тревогу сторонникам расширения резервирования
мест для низших каст, хотя 25 июля 1997 г. президентом Индии был избран
Кочерил Раман Нараянан, далит по происхождению, и он пытается привлечь к этой
проблеме внимание развитых каст.
8. Индия продолжает лидировать в числе стран с самым быстрым приростом
населения — оно уже превысило миллиард человек (на 2001 г. — 1027 млн.
человек). Сейчас каждый шестой житель Земли — индиец. Это порождает множество
социальных проблем в явно перенаселенной стране. Они связаны, прежде всего, с
огромной разницей в доходах между людьми, занятыми в традиционном и современном
экономическом укладах. Примерно 300 млн. человек населения составляют ныне в
Индии «средний класс» — уровень их доходов примерно равен доходам на душу
населения в развитых странах. Но остальная часть находится в куда худшем
положении.
Двадцать процентов населения пребывает ниже официально установленной черты
бедности (100 долл. в год). Фактически около 35 млн. населения — безработные.
Доступ к цивилизованным санитарно-гигиеническим условиям имеют лишь 28%
населения. Половина детей регулярно страдают от недоедания. Все это приводит
временами к вспышкам инфекционных заболеваний, в 1994 г. зафиксирована даже
вспышка бубонной чумы в штате Махараштра.
Несмотря на всю остроту стоящих перед Индией проблем, страна с ними по мере сил
справляется. Достижения послевоенной Индии поистине удивительны. За это время
вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни в стране, решена
продовольственная проблема, среднегодовые темпы роста экономики составили 6%.
Ныне Индия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран мира. Это —
крупнейшая в мире демократия, там продолжают практиковать 1ревнейшие формы
деревенского самоуправления — панчаяты. Стра-ш продолжает сохранять
единство, в то же время не разрушается куль-
ЛЕКЦИЯ 23
Внешняя политика Индии (1947-2000)
I. Формирование курса «нейтралитета» Д. Неру
Резня 1947 г., на фоне которой и произошло провозглашение независимости,
стала зловещим предзнаменованием враждебных отношений между Индией и
Пакистаном.
Уже в октябре 1947 г. племя пуштунов вторглось из северо-западной
пограничной провинции Пакистана на территорию Пунч в Кашмире. Махараджа Хари
Сингх обратился за помощью к Индии и тут же объявил о присоединении к ней.
В Кашмире сложилась своеобразная ситуация: 4/5
населения составляли мусульмане, но, в отличие от других районов, где
мусульмане были в большинстве, Мусульманская лига не пользовалась там никаким
влиянием. Большинство кашмирцев выступало против князя, их симпатии
принадлежали двум организациям: Национальной конференции во главе с
популярным шейхом Мохаммедом Абдуллой (в ней состояли также индусы) и
Кашмирской мусульманской конференции (чисто мусульманской организации).
Наиболее крупная — Национальная конференция — во время борьбы за независимость
поддерживала тесные связи с ИНК и М.К. Ганди, которые не раз вмешивались во
внутренние дела Кашмира, оказывая давление на князя.
После заявления Хари Сингха о вхождении в состав Индии в столицу княжества
Сринагар были направлены индийские войска. Пакистан также ввел в Кашмир свои
части. Так началась первая война из-за Кашмира. Вопрос был передан в ООН,
которая предложила прекратить войну (что было сделано 1 января 1949 г.) и
провести плебисцит в Кашмире (который так и не состоялся).
Прекращение огня закрепило разделение Кашмира вдоль случайно установленной
линии. Западная часть Кашмира вошла в состав Пакистана — впоследствии там был
создан Азад Кашмир, формально
220 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
являющийся свободной зоной; 3/4 территории Кашмира
остались под контролем Индии. После низложения в 1949 г. князя Кашмиром
управлял премьер-министр шейх М. Абдулла. Но в 1953 г. он был посажен в
тюрьму, где пробыл до 1964 г. В 1954 г. создан индийский штат Джамму и Кашмир.
Так начался этот длительный конфликт.
Попытки урегулировать спор путем переговоров в 1950-е гг. оказались
безрезультатными. Пакистан через ООН добивался проведения референдума. Д.
Неру на словах обещал его провести, но в действительности отказывался это
сделать, ссылаясь на присутствие в Западном Кашмире пакистанских войск.
Проблема Кашмира отравила индо-пакистанские отношения, хотя, как заметил
еще Д. Неру, «она была симптомом, а не причиной» взаимной неприязни двух
стран. Корни конфликта — в религиях.
Для Пакистана ислам стал сплачивающим фактором нации, по сути, ислам там
больше, чем религия. После смерти в сентябре 1948 г. «отца Пакистана»
Мухаммеда Али Джинны страна пережила бурные события, которые завершились
введением в 1958 г. военного положения, когда к власти пришел генерал Айюб
Хан.
Нестабильность положения в Пакистане, установление там неподконтрольного
обществу режима — все это внушало Индии опасения в отношении своего соседа.
Когда в 1954 г. США заключили с Пакистаном соглашение об оказании ему
военной помощи, это вызвало возмущение Д. Неру, что подвигло его
продемонстрировать сближение с СССР, который оказал Индии дипломатическую
поддержку, заблокировав в 1957 г. антииндийскую резолюцию в ООН.
1950-е гг. стали временем формирования «курса Д. Неру» во внешней политике.
С началом «холодной войны» Неру полагал, что поведение обоих лагерей
одинаково безрассудно, и стремился держаться в стороне от конфликтов с
участием великих держав.
Став в 1950 г. республикой, Индия продолжала оставаться членом Содружества,
дистанцируясь в то же время от позиции Англии — как одной из главных участниц
«холодной войны» — в том, что касается отношений с СССР. Более того, Индия
сыграла конструктивную роль в урегулировании Корейского кризиса и ситуации в
Индокитае, что нашло одобрение у обеих сторон.
Обмен дружескими визитами с руководителями СССР в 1955 г. не помешал Неру
критиковать советскую интервенцию в Венгрию год спустя также, как осудить
нападение англичан и французов на Египет в 1956 г. Эти события лишний раз
убеждали его в «порочности» всех крупных держав. Д. Неру искренне полагал,
что именно Азия должна показать всему миру пример здравомыслия.
___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 221
Принципы «Панча шила», впервые зафиксированные в 1954 г. в торговом договоре
с Китаем, отражали основные цели внешней политики Д. Неру: избегать
конфликтов и всего, что напоминает «холодную войну», показать всему миру
пример поведения на международной арене, ориентируясь на взаимное уважение и
доверие.
«Панча шила» — это «5 принципов» мирного сосуществования. Они включают в
себя: уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение,
невмешательство во внутренние дела, равенство, взаимную выгоду. Эти принципы
были одобрены на Первой конференции неприсоединившихся стран в Бандунге (1955
г.) и стали знаменем «движения неприсоединения», крестным отцом которого
считают Д. Неру.
Враждебность Пакистана долгое время вынуждала Индию поддерживать
дружеские отношения с Китаем, не обращая внимания на пограничные проблемы в
Тибете. Границы между Индией и Китаем были согласованы еще в 1913—1914 гг. на
конференции в Симле, они должны были пролегать по так называемой «линии
Макмагона».
После образования КНР в 1949 г. китайцы стали проявлять активность в Тибете,
но Неру не был склонен раздражать лишний раз великого соседа. В 1953 г.
начались китайско-индийские переговоры в Пекине, которые и завершились в
апреле 1954 г. подписанием соглашения о торговле и коммуникационных службах
в Тибете. Индия, в частности, передавала КНР почтовые и прочие службы,
которые она осуществляла в Тибете в качестве преемницы Англии, признавала
полный китайский суверенитет.
Через два месяца Д. Неру встретился с главой китайского правительства Чжоу
Эньлаем в Дели, а в октябре 1954 г. посетил Пекин. Он придавал важное
значение отношениям с Китаем и долгое время не обращал внимания на действия
китайцев в пограничном районе, особенно в условиях, когда Пакистан в 1955 г.
был принят в блок СЕНТО.
Тем временем в середине 1950-х гг. китайцы вступили в спорный район Аксай Чин и
стали строить дорогу, чтобы связать столицу Тибета — Лхасу со своей западной
провинцией Синцзян. Несмотря на то что за этим явно просматривались притязания
Пекина на 31 тыс. км2 спорной территории, со стороны Индии не
поступало официальных протестов, пока в 1958 г. китайцы не захватили в плен
индийский патруль. Лишь тогда индийское правительство выразило сожаление и
удивление, что КНР не проконсультировалась с Дели по поводу строительства
дороги.
В 1959 г. в Тибете началось восстание против китайцев и духовный
глава тибетцев далай-лама бежал в Индию. Д. Неру в личном письме
222 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
Чжоу Эньлаю выразил свою озабоченность; в ответ (через 6 месяцев) он получил
официальные претензии на обширные участки индийской территории. Индия
обвинялась во вмешательстве и провоцировании беспорядков в Тибете. В период
мятежа в Тибете погибло 100 тыс. человек.
Летом 1959 г. начались военные инциденты, в ходе которых несколько индийцев
были убиты. Вплоть до 1960 г. Неру отказывался обсуждать проблему границы с
Китаем. Когда же наконец в 1960— 1961 гг. начались переговоры, соглашение так
и не было достигнуто. Неру не настаивал на рассмотрении вопроса о границах и
не готовился к отражению китайской угрозы.
Крупномасштабный конфликт разразился в 1962 г. Пакистан уступил Китаю 20%
своей территории в Кашмире; Индия возмутилась. Китайцы атаковали плохо
подготовленные индийские части и нанесли им унизительное поражение. Тысячи
индийцев были убиты, 4 тыс. взяты в плен, китайские войска захватили
значительную часть территории.
Эти события усилили в Индии нападки на «курс Д. Неру» во внешней политике.
Правые добивались решительных действий: требовали отказаться от нейтралитета,
заручиться поддержкой Запада. По времени это совпало с острым
противостоянием сверхдержав в период Карибского кризиса, что давало почву для
домыслов о тайных намерениях Китая, СССР и США.
Так или иначе, пока Д. Неру был жив, внешняя политика Индии оставалась
незыблемой. По-прежнему главным врагом считался Пакистан, отношения с
которым вновь ухудшились в 1963 г. Попытки Д. Неру в последние месяцы своей
жизни установить контакты с военным диктатором Пакистана Айюб Ханом ни к
чему не привели. Д. Неру умер в мае 1964 г., а вместе с ним подходила к концу
и политика «неприсоединения».
II. Переход к «особым отношениям» с СССР в 1960-1970-е гг.
Война с Китаем в 1962 г. несколько ослабила политику нейтралитета. Индийцы
были также возмущены сдержанной реакцией своих сподвижников по движению
неприсоединения — Бирмы, Шри-Ланки, Индонезии, Объединенной Арабской
Республики и Ганы — они надеялись на большую поддержку.
Внушало тревогу улучшение отношений между Китаем и Пакистаном (в начале 1965
г. Айюб Хан посетил Пекин), а также перспектива американской военной помощи
главному противнику.
___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 223
В августе 1965 г. началась война с Пакистаном из-за Кашмира — она
позволила Индии восстановить свой военный престиж, подорванный во время
столкновения с Китаем. СССР был обеспокоен необходимостью принятия чьей-либо
стороны; хотелось наладить хорошие отношения и с Пакистаном, оградив его от
заигрываний Китая. Война была прекращена по требованию великих держав (23
сентября 1965 г. принята соответствующая резолюция СБ ООН). Этим объясняется
посредническая роль Москвы в урегулировании конфликта — на конференции в
Ташкенте в начале 1966 г. была подписана совместная декларация Индии и
Пакистана.
Ко всему прочему кашмирская война привела к охлаждению отношений между
Пакистаном и США. Как известно, с началом конфликта военная помощь США
Пакистану была приостановлена. Разочарованием обернулось для Пакистана и его
участия в блоке СЕНТО, ведь для него главным противником была Индия, а не СССР.
Обе страны — Пакистан и Индия — сочли враждебной и политику Великобритании,
которая осудила сам факт и масштаб военных действий.
Учитывая непростую международную обстановку, в Индии все чаще задавались
вопросом: может ли страна оградить себя от внешней угрозы, оставаясь
нейтральной, или должна присоединиться к одной великой державе, оставаясь
враждебной по отношению к другой.
На некоторое время внутренние проблемы затмили вопросы внешних отношений, но
вскоре события в соседнем Восточном Пакистане заставили вновь обратить на
себя внимание.
В Пакистане тем временем сложились напряженные отношения между западной и
восточной частями страны. В 1960-е гг. экономика Пакистана развивалась бурно,
что усилило отставание Восточной Бенгалии. Победу на выборах в декабре 1970 г.
одержала восточнобен-гальская партия Авами лиг во главе с шейхом Муджибуром
Рахманом. Но армия не намерена была отдавать власть в руки гражданских лиц;
М. Рахман был арестован, в восточную часть страны направлены войска, начались
репрессии. Это возмутило бенгальцев. Народ стал оказывать сопротивление
пакистанской армии, что вызвало зверства со стороны солдат и офицеров, вынудило
миллионы людей бежать на территорию соседней Индии.
Отношения с Пакистаном вновь накалились, что и привело к войне 1971 г. В
предшествующий период только СССР оказал Индии дипломатическую поддержку в ООН
и других международных организациях, куда из Индии безуспешно шли призывы о
помощи в связи с наплывом беженцев. В августе 1971 г. был подписан
советско-индийский договор, который содержал статьи о «взаимной военной
поддержке в слу-
224 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
чае внешней угрозы». В декабре 1971 г. индийская армия перешла в наступление
на позиции пакистанцев. Вся кампания завершилась через 14 дней — остатки
пакистанских войск, численностью в 100 тыс. человек, капитулировали в районе
Дакки. Индия захватила также Качский Ранн (на Западе) и часть «Азад Кашмира».
Война была Пакистаном проиграна, огромные потери понесла армия.
Генерал Яхья Хан подал в отставку, его место занял З.А. Бхутто. Была
провозглашена независимость нового государства — Бангладеш, главой ее
правительства стал М. Рахман. Индийские войска были выведены из страны.
В 1972 г. лидеры Индии и Пакистана подписали Симлское соглашение, в котором
подтвердили намерение решать споры мирным путем. Но составлено оно было таким
образом, что допускало двойное толкование. В частности, Индия полагала, что
соглашение запрещает поднимать кашмирский вопрос на международных форумах и
трактует его как исключительно двустороннюю проблему. Пакистанцы с подобной
трактовкой не согласны. В начале 1975 г. Индия заключила соглашение с шейхом
Абдулой: он признал Кашмир частью Индии с гарантией ею автономных прав штата.
С начала 1970-х гг. начинается быстрое сближение Индии с СССР — взаимные
визиты лидеров проходят в обстановке подчеркнутого дружелюбия, развиваются
связи по разным линиям. Индия получает от СССР военную технику и вооружение,
заключаются разного рода договоры о дружбе и сотрудничестве.
В апреле 1975 г. с помощью советской ракеты-носителя был запущен первый
индийский спутник Земли «Ариабата». По сути, Индия отступила от проводимой
ранее политики «неприсоединения», хотя официально оставалась по-прежнему
нейтральной страной.
Ш. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
С 1980 г., после своего возвращения к власти, И. Ганди начинает постепенно
отходить от особо тесных контактов с СССР. Это связано, в частности, с
изменением ее экономического курса, а также с политикой Советского Союза в
соседнем Афганистане и с общим ухудшением международного имиджа СССР. Еще в
большей мере этой политики придерживался ее сын — Раджив Ганди, когда в 1984
г. возглавил индийское правительство. Ему удалось, сохраняя добрые отношения
с СССР, улучшить отношения Индии с Китаем и США, получив от последних
техническую помощь.
___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 225
По инициативе Индии в декабре 1985 г. в Дакке было объявлено о создании
Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии
(СААРК). В нее вошли вместе с Индией Пакистан, Бангладеш, Непал,
Шри-Ланка, Бутан и Мальдивские острова. Представители ряда стран пытались
превратить эту организацию в платформу для обсуждения спорных региональных
проблем, однако Индия выступила против подобных попыток. Ей удалось также
отвергнуть идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, хотя бы и
в отдаленном будущем. В настоящее время Ассоциация занимается исключительно
вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества,
соперничает с АСЕАН.
Тогда же, в 1985 г., Раджив Ганди предпринял попытки наладить отношения и с
Пакистаном. Состоялось несколько его встреч с генералом Зия-уль-Хаком,
диктатором с 1977 г. Но в начале 1987 г. вооруженные силы обеих стран стали
концентрироваться на границах. В сентябре 1987 г. произошли крупные
столкновения в районе ледника Сиачин в Кашмире, на высоте в несколько
километров. Общие потери Индии и Пакистана превысили 500 человек.
В 1980-е гг. спор по поводу Кашмира отошел на второй план из-за вторжения
советских войск в Афганистан. Пакистан использовал эту ситуацию, чтобы
получить от США дополнительную помощь (в 1976 г. экономическая помощь США
Пакистану была приостановлена из-за его ядерной программы). Индия обвинила
Пакистан в подстрекательстве воинственных сикхов в Пенджабе и направила
войска, чтобы пресечь переход сикхов из Пакистана в Индию.
В 1988 г. генерал Зия-уль-Хак погиб в авиационной катастрофе и
премьер-министром была назначена Беназир Бхутто, дочь казненного генералами
в 1979 г. Зульфикара Али Бхутто. Была вновь предпринята попытка улучшить
отношения между Индией и Пакистаном, состоялась встреча Р. Ганди и Б. Бхутто.
Но в 1989 г. вновь разгорелись споры о Центральном Кашмире; произошли
беспорядки в индийской части, было много убитых. Индия обвинила Пакистан в
организации столкновений.
Тогда же, в 1990 г., Б. Бхутто была смещена со своего поста и власть в
Пакистане перешла в руки исламских экстремистов, которые
контролировали 2/3 парламента. Даже попытка налаживания
политического диалога в начале 1990-х гг., подписание отдельных соглашений не
приводили к улучшению отношений между Индией и Пакистаном.
Уже осенью 1992 г. лидеры обеих стран обменялись крайне резкими заявлениями.
Это было связано и с обострением ситуации в самом Кашмире. В 1994 г. Индия
обвинила Пакистан во вмешательстве во
226 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)
внутренние дела страны и потребовала возвратить территорию аннексированной
части Кашмира.
С 1996 г. правительство Индии вновь попытается нормализовать отношения с
Пакистаном. Проводились консультации на высоком уровне; в апреле 1997 г.
велась речь даже о создании конфедерации Индии с Пакистаном и Бангладеш, но
летом того же года на границе вновь начались перестрелки.
Аналогичная история произошла и во время правления Бхаратия Джаната парти, в
период сессии СААРК в Коломбо. В июле 1998 г. состоялись переговоры между
премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и премьер-министром Пакистана Наваз
Шарифом. В октябре 1998 г. переговоры вели министры иностранных дел. В
феврале 1999 г. было открыто автобусное сообщение между странами, и А.Б.
Ваджпаи отправился первым рейсом в Лахор, где встретился с премьер-министром
Пакистана Н. Шарифом.
Но в то время, когда происходил этот диалог, боевики уже готовились к
вторжению в Кашмир. Весной 1999 г. вся пограничная линия в Кашмире
превратилась в зону боев. Во время столкновений в Каргил-ле Пакистан потерял
убитыми и ранеными 1,5 тыс. человек. Сотни миллионов долларов составили
военные расходы. В мае 2001 г. на похоронах мусульманского проповедника
Мухаммеда Фарака присутствовали все видные мусульманские деятели Кашмира;
индийские силы безопасности открыли огонь по толпе. Это стало причиной нового
обострения.
Почему сохраняются напряженные отношения между Индией и Пакистаном?
Ведь, казалось бы, руководство Индии после 1971 г. не заинтересовано в
дальнейшем ослаблении Пакистана. В регионе Южной Азии Индия и без того
доминирует: на нее приходится 3/4 территории и населения
этого региона, 80% валового национального продукта. Именно это и питает
опасения Пакистана, который не хочет ни в чем отставать от Индии.
Известно военное преимущество Индии: по численности вооруженных сил она
превосходит Пакистан в 2,5 раза, по самолетам — в 2 раза, по танкам и
артиллерии — в 1,7 раза, не говоря уже о том, что качество военной техники у
Индии значительно выше. При этом Пакистан тратит на оборону более 6% ВВП, в
то время как Индия — только 2%. Военный потенциал Индии продолжает
возрастать и, по прогнозам, к 2015 г. сравняется с военным потенциалом Китая.
Сейчас внимание мировой общественности приковано к развитию ядерных программ
в обеих странах. Как известно, Индия провела успешные испытания ядерного
оружия еще в 1974 г. Правительство Па-
___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) ;
кистана осуществляет свою ядерную программу с 1972 г. Вероятно обе страны
создали свои атомные бомбы в 1980-е гг.; имеются косвенные тому
свидетельства — заявления политических деятелей. В августе 1994 г. премьер-
министр Пакистана Наваз Шариф официально признал наличие атомной бомбы и даже
заявил, что готов применить ее против Индии в случае необходимости.
Обе страны отказались подписать Договор о нераспространении ядерного оружия,
несмотря на давление со стороны США. Еще в 1986 г. американский Конгресс
принял так называемую «поправку Прессле-ра», запрещавшую оказывать
экономическую и военную помощь странам, создающим свое ядерное оружие. Но
президенты США избирательно относились к ее выполнению.
Много шума наделали ядерные испытания в Индии и Пакистане, проведенные в мае
1998 г. Пакистан испытал такое же количество зарядов, как и Индия, примерно
той же суммарной мощности — даже в этом проявилось стремление не отстать от
соседа любой ценой. Создаются и средства доставки. В начале 1990-х гг.
Пакистан получил от КНР 50 ракет средней дальности М-11; Китай ведет также
строительство завода по производству ракет в районе Исламабада. В 1997 г. в
Пакистане испытана ракета «Хатф-Ш» с дальностью полета 800 км, что позволяет
достигать крупных городов Индии.
В Индии в 1997 г. было объявлено о завершении разработки двух моделей ракет
«Притхви» класса «земля-земля» (с радиусом действия (о 250 км) и началось их
серийное производство. 11 апреля 1999 г. Ин~ ;ия провела успешный запуск
ракеты «Агни-2», дальность полета ко-орой составила 2 тыс. км. Сейчас
проводятся испытания межконти-ентальной ракеты «Сурья» с дальностью полета от
8 до 12 тыс. км.
Но противостояние Индии и Пакистана близко к завершению, эичем в пользу Индии.
Об этом говорят все тенденции в развитии ее >енного и экономического
потенциала. При катастрофическом поженим в экономике военные расходы Пакистана
в пересчете на ду-/ населения более чем вдвое превосходят показатели Индии.
Кроме го, Пакистан сейчас явно находится под угрозой установления ис-иского
фундаментализма и обострения других внутренних про-;м, втянут в события в
соседнем Афганистане. 12 октября 1999 г. в Пакистане произошел очередной
военный пе-юрот и власть захватил генерал Первез Мушарраф. Прежнее
прави-ьство было обвинено в коррупции и бездействии перед лицом эко-шческого
кризиса. К тому времени внешние долги страны высили 34 млрд. долл. и поглощали
62% доходов от экспорта. В ап-1 2000 г. был даже вынесен приговор суда
бывшему премьер-мини-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23