Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

ность эта провоцировалась в Индии исламскими экстремистами, вы­

ступавшими под лозунгами фундаментализма.

Как известно, по исламскому канону, если евреи и христиане име­ют статус

«покровительствуемых», то индуисты как представители по­литеистической

религии должны перейти в ислам, или быть уничто­жены. В 1980 г. была создана

Бхаратия Джаната парти, выступавшая с идеями коммунализма. В 1990 г. был

арестован ее лидер Л.К. Адва-ни, который проводил в Северной Индии марш с

целью разрушения мечети и строительства на ее месте индуистского храма.

В декабре 1992 г. толпы индуистских фанатиков разрушили мечеть Бабура в

Айодхья (штат Уттар-Прадеж). Власти не могли этому вос­препятствовать, что

накалило отношения между религиозными об­щинами. С 1998 г. БДП возглавляет

правительство, и с тех пор угроза коммунализма в Индии, превращения страны в

индуистское государ­ство стала реальной.

7. Кастовая проблема также остро стоит в Индии: 3/4 населения

принадлежат к низшим кастам, из них 15,5% — далиты, или хариджа-

не, бывшие «неприкасаемые». На развитые касты приходится 17,6%

населения, из них брахманы составляют 5,5% от общего числа населе­

ния, но занимают 63% высших должностей в государстве. Все индий­

ские правительства стремились исправить положение, «подтянуть»

этсталые касты: для них резервировались места в госсекторе: в сфере

образования, в административном аппарате.

____________ Лекция 22.Индия в конце XX в. (1980—1990-е гг.) 21

В 1978 г. во время правления Джаната парти была создана Комис­сия по отсталым

кастам. В 1980 г. она представила отчет, в котором ре­комендовала расширить

резервирование мест в различных сферах для низких каст. Правительство долгое

время пыталось игнорировать вы­воды Комиссии, но в 1983 г. отчет все же был

заслушан в парламенте.

С тех пор вопрос о резервировании мест постоянно вызывает кон­фликты.

Положение о квотах рабочих мест для далитов постоянно на­рушается

чиновниками. Как известно, против резервирования допол­нительных мест

высказывались деятели, вызвавшие в 1980 г. раскол в Джаната партии и

основавшие в том же году ныне возглавляющую правительство Бхаратию Джаната

парти. Это не может не внушать тре­вогу сторонникам расширения резервирования

мест для низших каст, хотя 25 июля 1997 г. президентом Индии был избран

Кочерил Раман Нараянан, далит по происхождению, и он пытается привлечь к этой

проблеме внимание развитых каст.

8. Индия продолжает лидировать в числе стран с самым быстрым приростом

населения — оно уже превысило миллиард человек (на 2001 г. — 1027 млн.

человек). Сейчас каждый шестой житель Земли — индиец. Это порождает множество

социальных проблем в явно пере­населенной стране. Они связаны, прежде всего, с

огромной разницей в доходах между людьми, занятыми в традиционном и современном

экономическом укладах. Примерно 300 млн. человек населения со­ставляют ныне в

Индии «средний класс» — уровень их доходов при­мерно равен доходам на душу

населения в развитых странах. Но ос­тальная часть находится в куда худшем

положении.

Двадцать процентов населения пребывает ниже официально ус­тановленной черты

бедности (100 долл. в год). Фактически около 35 млн. населения — безработные.

Доступ к цивилизованным санитар­но-гигиеническим условиям имеют лишь 28%

населения. Половина детей регулярно страдают от недоедания. Все это приводит

временами к вспышкам инфекционных заболеваний, в 1994 г. зафиксирована да­же

вспышка бубонной чумы в штате Махараштра.

Несмотря на всю остроту стоящих перед Индией проблем, страна с ними по мере сил

справляется. Достижения послевоенной Индии поистине удивительны. За это время

вдвое увеличилась средняя про­должительность жизни в стране, решена

продовольственная пробле­ма, среднегодовые темпы роста экономики составили 6%.

Ныне Ин­дия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран мира. Это —

крупнейшая в мире демократия, там продолжают практиковать 1ревнейшие формы

деревенского самоуправления — панчаяты. Стра-ш продолжает сохранять

единство, в то же время не разрушается куль-

ЛЕКЦИЯ 23

Внешняя политика Индии (1947-2000)

I. Формирование курса «нейтралитета» Д. Неру

Резня 1947 г., на фоне которой и произошло провозглашение незави­симости,

стала зловещим предзнаменованием враждебных отноше­ний между Индией и

Пакистаном.

Уже в октябре 1947 г. племя пуштунов вторглось из северо-запад­ной

пограничной провинции Пакистана на территорию Пунч в Каш­мире. Махараджа Хари

Сингх обратился за помощью к Индии и тут же объявил о присоединении к ней.

В Кашмире сложилась своеобразная ситуация: 4/5

населения состав­ляли мусульмане, но, в отличие от других районов, где

мусульмане были в большинстве, Мусульманская лига не пользовалась там ника­ким

влиянием. Большинство кашмирцев выступало против князя, их симпатии

принадлежали двум организациям: Национальной конфе­ренции во главе с

популярным шейхом Мохаммедом Абдуллой (в ней состояли также индусы) и

Кашмирской мусульманской конференции (чисто мусульманской организации).

Наиболее крупная — Нацио­нальная конференция — во время борьбы за независимость

поддер­живала тесные связи с ИНК и М.К. Ганди, которые не раз вмешива­лись во

внутренние дела Кашмира, оказывая давление на князя.

После заявления Хари Сингха о вхождении в состав Индии в столи­цу княжества

Сринагар были направлены индийские войска. Паки­стан также ввел в Кашмир свои

части. Так началась первая война из-за Кашмира. Вопрос был передан в ООН,

которая предложила прекра­тить войну (что было сделано 1 января 1949 г.) и

провести плебисцит в Кашмире (который так и не состоялся).

Прекращение огня закрепило разделение Кашмира вдоль случай­но установленной

линии. Западная часть Кашмира вошла в состав Пакистана — впоследствии там был

создан Азад Кашмир, формально

220 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

являющийся свободной зоной; 3/4 территории Кашмира

остались под контролем Индии. После низложения в 1949 г. князя Кашмиром

уп­равлял премьер-министр шейх М. Абдулла. Но в 1953 г. он был поса­жен в

тюрьму, где пробыл до 1964 г. В 1954 г. создан индийский штат Джамму и Кашмир.

Так начался этот длительный конфликт.

Попытки урегулировать спор путем переговоров в 1950-е гг. оказа­лись

безрезультатными. Пакистан через ООН добивался проведения референдума. Д.

Неру на словах обещал его провести, но в действи­тельности отказывался это

сделать, ссылаясь на присутствие в Запад­ном Кашмире пакистанских войск.

Проблема Кашмира отравила индо-пакистанские отношения, хотя, как заметил

еще Д. Неру, «она была симптомом, а не причиной» вза­имной неприязни двух

стран. Корни конфликта — в религиях.

Для Пакистана ислам стал сплачивающим фактором нации, по су­ти, ислам там

больше, чем религия. После смерти в сентябре 1948 г. «отца Пакистана»

Мухаммеда Али Джинны страна пережила бурные события, которые завершились

введением в 1958 г. военного положе­ния, когда к власти пришел генерал Айюб

Хан.

Нестабильность положения в Пакистане, установление там непод­контрольного

обществу режима — все это внушало Индии опасения в отношении своего соседа.

Когда в 1954 г. США заключили с Паки­станом соглашение об оказании ему

военной помощи, это вызвало возмущение Д. Неру, что подвигло его

продемонстрировать сближе­ние с СССР, который оказал Индии дипломатическую

поддержку, за­блокировав в 1957 г. антииндийскую резолюцию в ООН.

1950-е гг. стали временем формирования «курса Д. Неру» во внеш­ней политике.

С началом «холодной войны» Неру полагал, что пове­дение обоих лагерей

одинаково безрассудно, и стремился держаться в стороне от конфликтов с

участием великих держав.

Став в 1950 г. республикой, Индия продолжала оставаться членом Содружества,

дистанцируясь в то же время от позиции Англии — как одной из главных участниц

«холодной войны» — в том, что касается отношений с СССР. Более того, Индия

сыграла конструктивную роль в урегулировании Корейского кризиса и ситуации в

Индокитае, что нашло одобрение у обеих сторон.

Обмен дружескими визитами с руководителями СССР в 1955 г. не помешал Неру

критиковать советскую интервенцию в Венгрию год спустя также, как осудить

нападение англичан и французов на Египет в 1956 г. Эти события лишний раз

убеждали его в «порочности» всех крупных держав. Д. Неру искренне полагал,

что именно Азия должна показать всему миру пример здравомыслия.

___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 221

Принципы «Панча шила», впервые зафиксированные в 1954 г. в торговом договоре

с Китаем, отражали основные цели внешней по­литики Д. Неру: избегать

конфликтов и всего, что напоминает «хо­лодную войну», показать всему миру

пример поведения на междуна­родной арене, ориентируясь на взаимное уважение и

доверие.

«Панча шила» — это «5 принципов» мирного сосуществования. Они включают в

себя: уважение суверенитета и территориальной це­лостности, ненападение,

невмешательство во внутренние дела, ра­венство, взаимную выгоду. Эти принципы

были одобрены на Первой конференции неприсоединившихся стран в Бандунге (1955

г.) и стали знаменем «движения неприсоединения», крестным отцом которого

считают Д. Неру.

Враждебность Пакистана долгое время вынуждала Индию поддер­живать

дружеские отношения с Китаем, не обращая внимания на по­граничные проблемы в

Тибете. Границы между Индией и Китаем бы­ли согласованы еще в 1913—1914 гг. на

конференции в Симле, они должны были пролегать по так называемой «линии

Макмагона».

После образования КНР в 1949 г. китайцы стали проявлять актив­ность в Тибете,

но Неру не был склонен раздражать лишний раз ве­ликого соседа. В 1953 г.

начались китайско-индийские переговоры в Пекине, которые и завершились в

апреле 1954 г. подписанием со­глашения о торговле и коммуникационных службах

в Тибете. Индия, в частности, передавала КНР почтовые и прочие службы,

которые она осуществляла в Тибете в качестве преемницы Англии, признава­ла

полный китайский суверенитет.

Через два месяца Д. Неру встретился с главой китайского прави­тельства Чжоу

Эньлаем в Дели, а в октябре 1954 г. посетил Пекин. Он придавал важное

значение отношениям с Китаем и долгое время не обращал внимания на действия

китайцев в пограничном районе, осо­бенно в условиях, когда Пакистан в 1955 г.

был принят в блок СЕНТО.

Тем временем в середине 1950-х гг. китайцы вступили в спорный район Аксай Чин и

стали строить дорогу, чтобы связать столицу Тибе­та — Лхасу со своей западной

провинцией Синцзян. Несмотря на то что за этим явно просматривались притязания

Пекина на 31 тыс. км2 спорной территории, со стороны Индии не

поступало официальных протестов, пока в 1958 г. китайцы не захватили в плен

индийский патруль. Лишь тогда индийское правительство выразило сожаление и

удивление, что КНР не проконсультировалась с Дели по поводу строительства

дороги.

В 1959 г. в Тибете началось восстание против китайцев и духовный

глава тибетцев далай-лама бежал в Индию. Д. Неру в личном письме

222 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Чжоу Эньлаю выразил свою озабоченность; в ответ (через 6 месяцев) он получил

официальные претензии на обширные участки индийской тер­ритории. Индия

обвинялась во вмешательстве и провоцировании бес­порядков в Тибете. В период

мятежа в Тибете погибло 100 тыс. человек.

Летом 1959 г. начались военные инциденты, в ходе которых не­сколько индийцев

были убиты. Вплоть до 1960 г. Неру отказывался обсуждать проблему границы с

Китаем. Когда же наконец в 1960— 1961 гг. начались переговоры, соглашение так

и не было достигнуто. Неру не настаивал на рассмотрении вопроса о границах и

не готовил­ся к отражению китайской угрозы.

Крупномасштабный конфликт разразился в 1962 г. Пакистан усту­пил Китаю 20%

своей территории в Кашмире; Индия возмутилась. Ки­тайцы атаковали плохо

подготовленные индийские части и нанесли им унизительное поражение. Тысячи

индийцев были убиты, 4 тыс. взяты в плен, китайские войска захватили

значительную часть территории.

Эти события усилили в Индии нападки на «курс Д. Неру» во внеш­ней политике.

Правые добивались решительных действий: требовали отказаться от нейтралитета,

заручиться поддержкой Запада. По вре­мени это совпало с острым

противостоянием сверхдержав в период Карибского кризиса, что давало почву для

домыслов о тайных наме­рениях Китая, СССР и США.

Так или иначе, пока Д. Неру был жив, внешняя политика Индии оставалась

незыблемой. По-прежнему главным врагом считался Па­кистан, отношения с

которым вновь ухудшились в 1963 г. Попытки Д. Неру в последние месяцы своей

жизни установить контакты с во­енным диктатором Пакистана Айюб Ханом ни к

чему не привели. Д. Неру умер в мае 1964 г., а вместе с ним подходила к концу

и поли­тика «неприсоединения».

II. Переход к «особым отношениям» с СССР в 1960-1970-е гг.

Война с Китаем в 1962 г. несколько ослабила политику нейтралитета. Индийцы

были также возмущены сдержанной реакцией своих спо­движников по движению

неприсоединения — Бирмы, Шри-Ланки, Индонезии, Объединенной Арабской

Республики и Ганы — они наде­ялись на большую поддержку.

Внушало тревогу улучшение отношений между Китаем и Пакиста­ном (в начале 1965

г. Айюб Хан посетил Пекин), а также перспектива американской военной помощи

главному противнику.

___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 223

В августе 1965 г. началась война с Пакистаном из-за Кашмира — она

позволила Индии восстановить свой военный престиж, подо­рванный во время

столкновения с Китаем. СССР был обеспокоен не­обходимостью принятия чьей-либо

стороны; хотелось наладить хоро­шие отношения и с Пакистаном, оградив его от

заигрываний Китая. Война была прекращена по требованию великих держав (23

сентября 1965 г. принята соответствующая резолюция СБ ООН). Этим объясня­ется

посредническая роль Москвы в урегулировании конфликта — на конференции в

Ташкенте в начале 1966 г. была подписана совместная декларация Индии и

Пакистана.

Ко всему прочему кашмирская война привела к охлаждению отно­шений между

Пакистаном и США. Как известно, с началом конфлик­та военная помощь США

Пакистану была приостановлена. Разочаро­ванием обернулось для Пакистана и его

участия в блоке СЕНТО, ведь для него главным противником была Индия, а не СССР.

Обе стра­ны — Пакистан и Индия — сочли враждебной и политику Великобри­тании,

которая осудила сам факт и масштаб военных действий.

Учитывая непростую международную обстановку, в Индии все ча­ще задавались

вопросом: может ли страна оградить себя от внешней угрозы, оставаясь

нейтральной, или должна присоединиться к одной великой державе, оставаясь

враждебной по отношению к другой.

На некоторое время внутренние проблемы затмили вопросы внешних отношений, но

вскоре события в соседнем Восточном Па­кистане заставили вновь обратить на

себя внимание.

В Пакистане тем временем сложились напряженные отношения между западной и

восточной частями страны. В 1960-е гг. экономика Пакистана развивалась бурно,

что усилило отставание Восточной Бенгалии. Победу на выборах в декабре 1970 г.

одержала восточнобен-гальская партия Авами лиг во главе с шейхом Муджибуром

Рахманом. Но армия не намерена была отдавать власть в руки гражданских лиц;

М. Рахман был арестован, в восточную часть страны направлены вой­ска, начались

репрессии. Это возмутило бенгальцев. Народ стал ока­зывать сопротивление

пакистанской армии, что вызвало зверства со стороны солдат и офицеров, вынудило

миллионы людей бежать на территорию соседней Индии.

Отношения с Пакистаном вновь накалились, что и привело к войне 1971 г. В

предшествующий период только СССР оказал Индии дипло­матическую поддержку в ООН

и других международных организациях, куда из Индии безуспешно шли призывы о

помощи в связи с наплы­вом беженцев. В августе 1971 г. был подписан

советско-индийский до­говор, который содержал статьи о «взаимной военной

поддержке в слу-

224 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

чае внешней угрозы». В декабре 1971 г. индийская армия перешла в на­ступление

на позиции пакистанцев. Вся кампания завершилась через 14 дней — остатки

пакистанских войск, численностью в 100 тыс. чело­век, капитулировали в районе

Дакки. Индия захватила также Качский Ранн (на Западе) и часть «Азад Кашмира».

Война была Пакистаном проиграна, огромные потери понесла армия.

Генерал Яхья Хан подал в отставку, его место занял З.А. Бхутто. Была

провозглашена независимость нового государства — Бангла­деш, главой ее

правительства стал М. Рахман. Индийские войска бы­ли выведены из страны.

В 1972 г. лидеры Индии и Пакистана подписали Симлское соглаше­ние, в котором

подтвердили намерение решать споры мирным путем. Но составлено оно было таким

образом, что допускало двойное тол­кование. В частности, Индия полагала, что

соглашение запрещает поднимать кашмирский вопрос на международных форумах и

тракту­ет его как исключительно двустороннюю проблему. Пакистанцы с по­добной

трактовкой не согласны. В начале 1975 г. Индия заключила со­глашение с шейхом

Абдулой: он признал Кашмир частью Индии с гарантией ею автономных прав штата.

С начала 1970-х гг. начинается быстрое сближение Индии с СССР — взаимные

визиты лидеров проходят в обстановке подчерк­нутого дружелюбия, развиваются

связи по разным линиям. Индия по­лучает от СССР военную технику и вооружение,

заключаются разно­го рода договоры о дружбе и сотрудничестве.

В апреле 1975 г. с помощью советской ракеты-носителя был запу­щен первый

индийский спутник Земли «Ариабата». По сути, Индия отступила от проводимой

ранее политики «неприсоединения», хотя официально оставалась по-прежнему

нейтральной страной.

Ш. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.

С 1980 г., после своего возвращения к власти, И. Ганди начинает по­степенно

отходить от особо тесных контактов с СССР. Это связано, в частности, с

изменением ее экономического курса, а также с полити­кой Советского Союза в

соседнем Афганистане и с общим ухудшени­ем международного имиджа СССР. Еще в

большей мере этой полити­ки придерживался ее сын — Раджив Ганди, когда в 1984

г. возглавил индийское правительство. Ему удалось, сохраняя добрые отношения

с СССР, улучшить отношения Индии с Китаем и США, получив от последних

техническую помощь.

___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) 225

По инициативе Индии в декабре 1985 г. в Дакке было объявлено о создании

Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии

(СААРК). В нее вошли вместе с Индией Пакистан, Бангладеш, Непал,

Шри-Ланка, Бутан и Мальдивские острова. Представители ряда стран пытались

превратить эту организацию в платформу для обсуждения спорных региональных

проблем, однако Индия выступила против по­добных попыток. Ей удалось также

отвергнуть идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, хотя бы и

в отдален­ном будущем. В настоящее время Ассоциация занимается исключи­тельно

вопросами экономического, технического и культурного со­трудничества,

соперничает с АСЕАН.

Тогда же, в 1985 г., Раджив Ганди предпринял попытки наладить отношения и с

Пакистаном. Состоялось несколько его встреч с гене­ралом Зия-уль-Хаком,

диктатором с 1977 г. Но в начале 1987 г. воору­женные силы обеих стран стали

концентрироваться на границах. В сентябре 1987 г. произошли крупные

столкновения в районе ледни­ка Сиачин в Кашмире, на высоте в несколько

километров. Общие по­тери Индии и Пакистана превысили 500 человек.

В 1980-е гг. спор по поводу Кашмира отошел на второй план из-за вторжения

советских войск в Афганистан. Пакистан использовал эту ситуацию, чтобы

получить от США дополнительную помощь (в 1976 г. экономическая помощь США

Пакистану была приостановлена из-за его ядерной программы). Индия обвинила

Пакистан в подстрекатель­стве воинственных сикхов в Пенджабе и направила

войска, чтобы пресечь переход сикхов из Пакистана в Индию.

В 1988 г. генерал Зия-уль-Хак погиб в авиационной катастрофе и

премьер-министром была назначена Беназир Бхутто, дочь казненного генералами

в 1979 г. Зульфикара Али Бхутто. Была вновь предпринята попытка улучшить

отношения между Индией и Пакистаном, состоя­лась встреча Р. Ганди и Б. Бхутто.

Но в 1989 г. вновь разгорелись спо­ры о Центральном Кашмире; произошли

беспорядки в индийской ча­сти, было много убитых. Индия обвинила Пакистан в

организации столкновений.

Тогда же, в 1990 г., Б. Бхутто была смещена со своего поста и власть в

Пакистане перешла в руки исламских экстремистов, которые

контро­лировали 2/3 парламента. Даже попытка налаживания

политического диалога в начале 1990-х гг., подписание отдельных соглашений не

приводили к улучшению отношений между Индией и Пакистаном.

Уже осенью 1992 г. лидеры обеих стран обменялись крайне резки­ми заявлениями.

Это было связано и с обострением ситуации в самом Кашмире. В 1994 г. Индия

обвинила Пакистан во вмешательстве во

226 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

внутренние дела страны и потребовала возвратить территорию аннек­сированной

части Кашмира.

С 1996 г. правительство Индии вновь попытается нормализовать отношения с

Пакистаном. Проводились консультации на высоком уровне; в апреле 1997 г.

велась речь даже о создании конфедерации Индии с Пакистаном и Бангладеш, но

летом того же года на границе вновь начались перестрелки.

Аналогичная история произошла и во время правления Бхаратия Джаната парти, в

период сессии СААРК в Коломбо. В июле 1998 г. со­стоялись переговоры между

премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и премьер-министром Пакистана Наваз

Шарифом. В октябре 1998 г. пе­реговоры вели министры иностранных дел. В

феврале 1999 г. было от­крыто автобусное сообщение между странами, и А.Б.

Ваджпаи отпра­вился первым рейсом в Лахор, где встретился с премьер-министром

Пакистана Н. Шарифом.

Но в то время, когда происходил этот диалог, боевики уже готови­лись к

вторжению в Кашмир. Весной 1999 г. вся пограничная линия в Кашмире

превратилась в зону боев. Во время столкновений в Каргил-ле Пакистан потерял

убитыми и ранеными 1,5 тыс. человек. Сотни миллионов долларов составили

военные расходы. В мае 2001 г. на по­хоронах мусульманского проповедника

Мухаммеда Фарака присутст­вовали все видные мусульманские деятели Кашмира;

индийские силы безопасности открыли огонь по толпе. Это стало причиной нового

обострения.

Почему сохраняются напряженные отношения между Индией и Па­кистаном?

Ведь, казалось бы, руководство Индии после 1971 г. не заин­тересовано в

дальнейшем ослаблении Пакистана. В регионе Южной Азии Индия и без того

доминирует: на нее приходится 3/4 территории и населения

этого региона, 80% валового национального продукта. Именно это и питает

опасения Пакистана, который не хочет ни в чем отставать от Индии.

Известно военное преимущество Индии: по численности вооружен­ных сил она

превосходит Пакистан в 2,5 раза, по самолетам — в 2 раза, по танкам и

артиллерии — в 1,7 раза, не говоря уже о том, что качество военной техники у

Индии значительно выше. При этом Пакистан тра­тит на оборону более 6% ВВП, в

то время как Индия — только 2%. Во­енный потенциал Индии продолжает

возрастать и, по прогнозам, к 2015 г. сравняется с военным потенциалом Китая.

Сейчас внимание мировой общественности приковано к развитию ядерных программ

в обеих странах. Как известно, Индия провела ус­пешные испытания ядерного

оружия еще в 1974 г. Правительство Па-

___________ Лекция 23. Внешняя политика Индии (1947—2000) ;

кистана осуществляет свою ядерную программу с 1972 г. Вероятно обе страны

создали свои атомные бомбы в 1980-е гг.; имеются косвен­ные тому

свидетельства — заявления политических деятелей. В авгус­те 1994 г. премьер-

министр Пакистана Наваз Шариф официально признал наличие атомной бомбы и даже

заявил, что готов применить ее против Индии в случае необходимости.

Обе страны отказались подписать Договор о нераспространении ядерного оружия,

несмотря на давление со стороны США. Еще в 1986 г. американский Конгресс

принял так называемую «поправку Прессле-ра», запрещавшую оказывать

экономическую и военную помощь стра­нам, создающим свое ядерное оружие. Но

президенты США избира­тельно относились к ее выполнению.

Много шума наделали ядерные испытания в Индии и Пакистане, проведенные в мае

1998 г. Пакистан испытал такое же количество за­рядов, как и Индия, примерно

той же суммарной мощности — даже в этом проявилось стремление не отстать от

соседа любой ценой. Со­здаются и средства доставки. В начале 1990-х гг.

Пакистан получил от КНР 50 ракет средней дальности М-11; Китай ведет также

строитель­ство завода по производству ракет в районе Исламабада. В 1997 г. в

Пакистане испытана ракета «Хатф-Ш» с дальностью полета 800 км, что позволяет

достигать крупных городов Индии.

В Индии в 1997 г. было объявлено о завершении разработки двух моделей ракет

«Притхви» класса «земля-земля» (с радиусом действия (о 250 км) и началось их

серийное производство. 11 апреля 1999 г. Ин~ ;ия провела успешный запуск

ракеты «Агни-2», дальность полета ко-орой составила 2 тыс. км. Сейчас

проводятся испытания межконти-ентальной ракеты «Сурья» с дальностью полета от

8 до 12 тыс. км.

Но противостояние Индии и Пакистана близко к завершению, эичем в пользу Индии.

Об этом говорят все тенденции в развитии ее >енного и экономического

потенциала. При катастрофическом по­женим в экономике военные расходы Пакистана

в пересчете на ду-/ населения более чем вдвое превосходят показатели Индии.

Кроме го, Пакистан сейчас явно находится под угрозой установления ис-иского

фундаментализма и обострения других внутренних про-;м, втянут в события в

соседнем Афганистане. 12 октября 1999 г. в Пакистане произошел очередной

военный пе-юрот и власть захватил генерал Первез Мушарраф. Прежнее

прави-ьство было обвинено в коррупции и бездействии перед лицом эко-шческого

кризиса. К тому времени внешние долги страны высили 34 млрд. долл. и поглощали

62% доходов от экспорта. В ап-1 2000 г. был даже вынесен приговор суда

бывшему премьер-мини-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты