Книга: Новейшая история стран Азии Африки Трошин

В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здра­воохранения

и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к

существенному повышению общего уров­ня жизни населения.

186 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Выводы

/. В связи с разделом страны в 1947 г. правительству Д. Неру пришлось срочно

решать проблемы нехватки продовольствия и сырья, налаживать нормаль­ную работу

инфраструктуры и госаппарата, адаптировать княжества в со­ставе единой Индии.

2. Главную проблему Индии — разобщенность современного и традиционного

секторов экономики планировалось решать путем закрепления отдельных отраслей за

определенными укладами. Предполагалось, что при регулирую­щей роли государства

будет происходить постепенное сближение и взаимо­проникновение двух укладов.

3. Суть экономической политики Д. Неру заключалась в расширении госсекто­ра

и государственного регулирования. Сессия ИНК в Авади в 1955 г. решила

форсировать этот процесс.

4. Во второй половине 1950~х гг. проведенная национализация и

государствен­ные инвестиции резко увеличили долю госсектора в промышленности. С

1963 г. экономическое развитие страны застопорилось в силу ряда серьез­ных,

стратегического плана, причин.

ЛЕКЦИЯ 20

Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)

I. Становление современной политической системы в Индии

Индия, пожалуй, единственная из стран Азии и Африки, в которой в годы

независимости произошло становление прочной системы пар­ламентской

демократии. Нельзя считать это исключительно следстви­ем насаждения в

течение 200 лет колониальной системы, в духе кото­рой воспитывались

образованные слои индийского общества.

Демократия в Индии имеет куда более древние корни, достаточно вспомнить о роли

панчаятов — традиционных выборных органах вла­сти. Они издавна существовали

в каждой касте и каждой деревушке, в них были досконально проработаны процедуры

выборов, выдвиже­ния кандидатов, подсчета голосов и определения победителей. В

эти органы избирались 5 человек, и их состав регулярно обновлялся за счет новых

выборов. Таким образом, в Индии существовала древней­шая в мире демократическая

традиция.

Политическая демократия предполагает острую борьбу. В 1950-х — начале 1960-х гг.

борьба велась по 5 основным направлениям:

1) административно-территориальная реформа;

2) введение государственного языка;

3) аграрная реформа;

4) экономическая политика, роль госсектора в экономике;

5)внешняя политика. Проявлениями этой борьбы стали:

1) внутрипартийная борьба в самом ИНК;

2) политическая дифференциация — образование новых партий;

3) межобщинные, кастовые, экономические и религиозные кон­фликты.

Учитывая роль, которую ИНК сыграл в достижении Индией неза­висимости,

неудивительно, что в первые годы он полностью домини-

188 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

ровал в политической жизни страны. ИНК была единственной в то время

общенациональной партией, поддерживаемой различными сло­ями населения в разных

регионах. Ее представители составляли аб­солютное большинство депутатов

Учредительного собрания, которое и приняло 26 июня 1949 г. новую

Конституцию Индии.

Согласно ей, Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой.

Это означало, что религия не играет определяющей роли в государстве, отсутствует

само понятие государственной религии, никаких теологических структур власти не

предусматривалось.

Индия — федерация штатов и союзных территорий, наделенных большими

автономными правами. Каждый штат имеет свои Законо­дательные собрания и

правительства, обладает полной компетенцией в сфере сельского хозяйства,

электроснабжения, автодорожных пере­возок, контролирует развитие мелкой и

средней промышленности, использование земельных, водных и лесных ресурсов.

Штаты делятся на области, округа, уезды. Исполнительная власть в штате

принадле­жит губернатору, назначаемому президентом сроком на 5 лет.

Законо­дательная — состоит из 2 палат: Законодательного совета и

Законода­тельного собрания.

Свои функции есть и у центра: финансовая политика, крупные предприятия

общенационального значения, объекты общеиндийской инфраструктуры, внешняя

политика, оборона и т. д.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному пар­ламенту.

Верхняя палата — Совет штатов — формируется из членов Законодательных собраний

штатов, она представляет индийскую фе­дерацию. Нижняя — Народная палата —

формируется в результате ре­гулярных выборов. По их итогам создается

правительство, главный ор­ган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру.

По Конституции в Индии есть и президент, он избирается спе­циальной коллегией

из числа депутатов центрального парламента и Законодательных собраний штатов.

Формально президент является верховным главнокомандующим, имеет право вводить

на отдель­ных территориях парламентское правление, подписывает издавае­мые

парламентом законы. Фактически он играет лишь представи­тельскую роль, потому

как полностью зависит от правящей партии или коалиции. Как показывает

практика, каких-либо крупных кон­фликтов на этой почве между президентом и

премьер-министром не было.

Конституцией провозглашены основные демократические свобо­ды, права человека,

равенство каст, закреплен принцип разделения властей на исполнительную,

законодательную и судебную (Верхов-

_____ Лекция 20. Внутриполитическое развитие Индии в эпоху Неру 189

ный суд Индии). Каждая ветвь власти независима и самостоятельна, свободна от

давления со стороны кого-либо.

В Индии действует мажоритарная система выборов, что дает пре­имущество

кандидатам от самой крупной партии. В первые десятиле­тия это способствовало

укреплению ИНК: можно было получать на общих выборах менее половины голосов, но

иметь 3Д мест в парла­менте и Законодательных собраниях штатов.

Верховный суд страны и высшие суды штатов могут толковать за­коны на предмет

их соответствия Конституции и даже приостанавли­вать их действие.

Вопросами включения бывших княжеств в состав федерации, их адаптацией,

реорганизацией самой федерации в первые годы провоз­глашения независимости

занимался В. Патель. Ряд наиболее крупных княжеств были включены в прежних

границах в качестве самостоя­тельных провинций, затем — штатов. По Конституции

более мелкие административные единицы составляли союзные территории или

включались в особую группу штатов — «Б»: в качестве администрато­ров там

назначались на первое время бывшие князья. Но границы по-прежнему разделяли

национальные группы. Требовалась администра­тивная реформа.

II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка

Движение за административную реорганизацию на лингвистической основе

развернулось в Индии еще в 1920—1930-е гг. Известно, что на своих сессиях ИНК

еще в 1930-е гг. неоднократно принимал резолю­ции с обещаниями провести

административную реформу сразу же, как только Индия обретет независимость. В

то время лидеры нацио­нального движения полагали, что все зло кроется лишь в

колониализ­ме, что с уходом англичан многие проблемы можно будет разрешить

легко.

Но в первые же годы самостоятельного развития ситуация оказа­лась сложной, и

прежде всего, в результате раскола Индии по религи­озному признаку.

Правительство Д. Неру вынуждено было действовать чрезвычайно осторожно,

опасаясь за целостность страны и прочие воз­можные внутриполитические

последствия. Вопрос об административ­ной реформе был отложен.

С начала 1950-х гг. движение за реорганизацию штатов активизиро­валось

снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспых-

190 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

нуло движение за объединение народа андхра в рамках единого шта­та. Во главе

движения стоял известный в Индии ученик и последова­тель М.К. Ганди — некто

Рамалу. Весь регион был охвачен сатьягра-хой, центральные власти оказались

бессильны нормализовать обстановку. К тому же Рамалу уморил себя голодовкой

протеста — возникла угроза беспорядков с применением насилия.

Правительство Д. Неру пошло на уступки: в октябре 1953 г. был со­здан

первый штат на лингвистической основе — Андхра-Прадеж, в ко­торый вошли

основные районы проживания народа андхра. Тогда же было объявлено о создании

Комиссии по реорганизации штатов.

В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное

деле­ние: на основе проекта Комиссии создавалось 14 штатов по лингвис­тическому

признаку.

Впоследствии проводились некоторые реорганизации, но на осно­вании тех же

принципов, что были заложены в решении 1956 г. Так, в 1960 г. произошел

раздел единого двуязычного штата Бомбей на Маха­раштру и Гуджарат. В 1960-е

гг. возникла проблема в Пенджабе: в 1966 г. отделился хиндиязычный штат

Харьяна, в то время как в Пенджабе ос­талось население, говорящее на языке

пенджаби. Но в этническом от­ношении население обоих штатов представлено

сикхами и пенджабца­ми, которые говорят на том и другом языках, т. е.

этническое деление не всегда совпадает с лингвистическим. Это порождает

неразбериху.

В крайнем северо-восточном штате Ассам с 1950-х гг. развернулось движение

племен, выступавших за автономию: они требовали выде­ления районов своего

проживания в отдельные штаты. Племена эти довольно многочисленны: в каждом из

них насчитывается по не­скольку миллионов человек. В 1963 г. был образован

штат Нагаленд (народ нага, большинство населения — христиане), затем

образованы ряд других штатов, выделившихся из Ассама: Мизорам, Манипур,

Мегхалая, Аруначал-Прадеж. Стала штатом и бывшая союзная терри­тория —

Химачал-Прадеж. Попытки дальнейшего расчленения шта­тов продолжаются и

поныне, так как всегда находится народ, доста­точно многочисленный, но

проживающий на территории штата с еще более многочисленным основным

населением. В 1975 г. признан в ка­честве штата Сикким.

Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии — 87 язы­ков, из

них около 60 — распространенные, а 23 — наиболее распрост­раненные (на многих

из них в стране говорят десятки миллионов че­ловек — бенгали, телугу, маратхи,

тамильском, каннада, малаялам). Но нет языка абсолютно преобладающего, даже на

хинди говорит лишь около 30% населения, главным образом, в Северной и Цент-

____ Лекция 20. Внутриполитическое развитие Индии в эпоху Неру 191

ральной Индии. Мусульманское население предпочитает пользовать­ся своего рода

смешанным языком — хиндустани, который имеет арабскую письменность (как

урду), хотя более связан с хинди.

Проблема языка приобрела в Индии политический характер. В годы

колониализма государственным языком стал английский — он при­обрел огромную

популярность в Индии, особенно в среде образован­ных слоев населения.

В 1949 г. наряду с английским правительство Д. Неру объявило вто­рым

государственным языком хинди, надеясь добиться его повсеме­стного

распространения. Но в 1956 г. вопрос обострился в связи с ре­организацией

штатов по лингвистическому признаку. Против хинди возникло мощное движение в

Бенгалии и на юге страны. В 1957 г. спе­циальная Комиссия рекомендовала в

срок до 1965 г. повсеместно пе­рейти на единственный государственный язык —

хинди.

Но сопротивление этому было массовым: на юге возникла даже партия «Дравида

мунетра кажкагам» (ДМК), которая сделала требова­ние против придания языку

хинди статуса государственного главным своим лозунгом. Она ориентировалась на

население южных штатов Индии, говорящих на своих собственных языках.

В результате правительство Д. Неру вынуждено было уступить — сейчас в каждом

штате Индии три государственных языка: англий­ский, хинди и местный, если

штат не является хиндиязычным.

III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.

До начала 1950-х гг. в ИНК не происходило внутриполитических кон­фликтов. В.

Патель был несомненным лидером правого крыла Кон­гресса: он выступал против

расширения госсектора и усиления госу­дарственного вмешательства в экономику.

Его авторитет сдерживал многие начинания Д. Неру.

Сам Д. Неру был лидером харизматического плана: его мощный интеллект,

блестящее образование, коммуникабельность, принадлеж­ность к одной из

выдающихся семей, издавна связанной с ИНК и гор­дящейся своим происхождением

из почитаемой в Индии касты каш­мирских брахманов, — все это способствовало

его огромному авторитету в партии. Причем Д. Неру мог претендовать и на

симпатии левого крыла. Но каких-либо столкновений между двумя лидерами не

было: сторонники Д. Неру концентрировались в исполнительных ор­ганах,

сторонники В. Пателя — в законодательных и партийных.

192 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

После смерти В. Пателя в 1950 г. в ИНК остался один-единствен­ный лидер

общенационального значения — Д. Неру. Остальные дея­тели — Патил,

Раджагопалачария, Т. Тандон, М. Десаи, Р. Прасад, С. Радхакришнан не могли

соперничать с ним. Это были личности значительно меньшего масштаба.

В 1950 г. председателем ИНК был избран Т. Тандон — лидер право­го крыла. Но в

следующем году Д. Неру вынудил его подать в отставку. Он сам занимал пост

председателя Конгресса вплоть до 1955 г., затем передал его в руки преданных

ему людей. Тогда же, в 1950—1951 гг., из ИНК вышел ряд левых группировок. Все

это упрочило позиции Д. Не­ру в собственной партии.

С первых же лет обретения независимости начался процесс поли­тической

дифференциации, в стране образовались десятки новых партий. К 1951 т. всего

их было зарегистрировано около 80. На левом фланге крупнейшей партией была

Коммунистическая. Она существо­вала с довоенных времен, неоднократно

запрещалась еще при коло­ниальных властях, а затем и в годы независимости. В

мае 1951 г. запрет на ее деятельность был снят. К тому времени в партии

насчитывалось 25 тыс. членов, она пользовалась влиянием, главным образом, в

двух регионах: на крайнем юге и в Западной Бенгалии.

На парламентских выборах 1951 г. компартия получила 3,3% голо­сов, но на

двух последующих это число возросло до 10%. В южных районах — в штате Керала, в

частности, — коммунисты стали главны­ми соперниками ИНК, создав в 1957 г. свое

правительство. Правда, в 1959 г. коммунистическое правительство в штате Керала

было распу­щено решением федерального центра. Затем, на выборах 1960 г., там

победил альянс антикоммунистических партий, но местные комму­нисты продолжали

сохранять сильное влияние — они получили тогда 42,5% голосов. Впоследствии, в

1964 г., когда обострились советско-ки­тайские разногласия, это привело к

расколу единой компартии на две партии (одна действует в Керале, другая — в

штате Западная Бенга-лия). До 1980 г. между ними существовали напряженные

отношения.

На левом фланге существовало множество других партий, в том числе

Социалистическая, созданная еще в 1930-е гг. Д. Нарайяном при выходе из ИНК.

Были и мелкие группы, действующие в отдель­ных регионах.

Правый фланг политической жизни был представлен партиями

религиозно-коммуналистского толка: Хинду махасабха, Джан сангх, Рам раджья

паришад. В августе 1959 г. из ИНК вышла группа поли­тиков во

главе с Раджагопалачарией, которые образовали партию Сватантра.

_____ Лекция 20. Внутриполитическое развитие Индии в эпоху Неру 193

Большинство индийских партий ориентировались на отдельные регионы, этносы,

группы каст, религиозные общины, т. е. не носили общеиндийского характера. В

условиях мажоритарной системы они не могли претендовать на политическое

руководство в стране.

Примером может служить даже довольно крупная партия «Дравида Мунетра

Кажкагам» (ДМК), созданная в 1949 г. в Тамилнаде и ориенти­рованная на

низшие касты: она выступала против засилья брахманских каст в системе

образования и администрации, против утверждения языка хинди в качестве

государственного, против засилья ИНК в эко­номической и политической жизни

Индии. В 1957 г. доктор Б.Р. Амбед-кар на базе Федерации

«неприкасаемых» каст создал Республиканскую партию Индии. Аналогичной

была и партия Акали дал в Пенджабе — она ориентировалась на сикхов и

отстаивала их интересы.

На всеобщих выборах 1951 г. ИНК, собрав чуть больше 45% голо­сов, получил, тем

не менее, 3Д мест в Парламенте и сформировал свои правительства во

всех штатах. В партии и в стране возрастал ав­торитет Д. Неру, это вело к

укреплению его позиций, что подтверди­ла в 1955 г. сессия ИНК в Авади, на

которой шла речь об активизации курса Д. Неру.

На выборах 1957 г. ИНК удалось увеличить количество поданных за него

голосов до 48%, соответственно возросло и число мест в централь­ном парламенте.

Но в штатах ИНК потерпел неудачу. В ряде случаев правительства были

сформированы другими партиями, в отдельных штатах ИНК пришлось пойти на

коалицию с другими партиями. Это привело к некоторому усилению правого крыла: в

1957 г. Д. Неру вклю­чил ряд его лидеров, в том числе и М. Десаи, в состав

правительства.

С 1958 г. растут требования ограничить масштабы государственно­го

вмешательства в экономику. На сессии ИНК в 1959 г. в Нагпуре возникла острая

дискуссия по поводу аграрной реформы. Сторонни­ки Д. Неру, правда, настояли

на введении нового земельного макси­мума, отмене субаренды, расширении прав

арендаторов и поощрении кооперации.

На третьих всеобщих выборах, в 1962 г., ИНК потерял 6 млн. голо­сов, но

все же сохранил большинство мест в центральном парламенте. Определенные успехи

были достигнуты и другими партиями: коммуни­сты получили 10% голосов,

увеличились партии Сватантра и Джан сангх. Особенно заметно было усиление

местных партий в штатах: кое-где опять были сформированы правительства без

участия ИНК.

Обострилась и внутрипартийная борьба в самом ИНК. Это связано с

соперничеством местных групп, а также с противостоянием партап­парата и

государственных деятелей на местах.

194 История стран Азии и Африки в новейшее время (1918—2000)

Д. Неру, чтобы ослабить сопротивление своему курсу, вывел сво­их политических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты