Когнитивное и личностное совершенствование старших подростков музыкальных школ

3.       Павловский темпераментальный опросник (PTS). Цель: изучить основные характеристики нервной деятельности: уровень процесса возбуждения, процесса торможения и подвижности нервных процессов.

Ш. Диагностика личностных особенностей:

1. Методика Дембо - Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан по исследованию самооценки (1988). Цель: оценить ряд личностных характеристик: уровень самооценки и притязаний, расхождение самооценки и притязаний и др.

2.   Методика изучения мотивации учения (Матюхина М.В., 1976). Цель: изучить преобладающий тип мотивации в процессе учения.

3.   Методика выявления мотивации школьников (Гребенюк О.С., 1975). Цель: выявить уровень и основные характеристики мотивации учения школьников.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ


В экспериментальном исследовании, направленном на выявление особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся-выпускников музыкальных школ, использовался 131 показатель. При обработке экспериментальных данных вычислялось среднее значение по всем выделенным показателям по выборке в целом, а также для групп хуже и лучше успевающих по общеобразовательным предметам, в группах учащихся с более и менее высокими музыкальными способностями, в группах учащихся фортепианного, струнного, народного, духового и хорового отделений.

О достоверности межгрупповых различий мы заключали по Т-критерию Стьюдента. Кроме этого проводился корреляционный анализ, для выявления связей между рассматриваемыми показателями и факторный анализ.

Обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы, разработанной в Психологическом институте РАО.


3.1. Среднегрупповой и корреляционный анализ показателей успеваемости и интеллектуального развития. Групповой анализ показателей интеллектуальных способностей


Учащиеся выборки (60 человек) характеризуются высоким уровнем средней успеваемости (4,17 балла), естественно-научной (4,26 балла), гуманитарной (4,07). Двое испытуемых имеют только оценки «отлично».

По тесту Д.Векслера учащиеся выборки достигают уровня «хорошая норма» (по классификации Векслера), что составляет 114,84 оценочных единиц. Показатель вербального интеллекта составляет 107,18 оценочных единиц, невербального интеллекта - 105,78 оценочных единиц.

Рассмотрение результатов экспериментального исследования начнем с анализа показателей школьной и специальной успеваемости в группах учащихся с различной успеваемостью.

Деление группы по успеваемости производилось на основе подсчета среднегодового балла по всем основным предметам. К подгруппе лучше успевающих мы отнесли учащихся со среднегодовым баллом от 5 до 4,23 (30 человек), к подгруппе хуже успевающих - от 4,15 до 2,82 (30 человек).

Среднегрупповые показатели успеваемости подростков с различной

успеваемостью представлены в таблице 3.

Как показывает таблица 3, лучше успевающие подростки обнаруживают значимое (по Т-критерию Стьюдента) превосходство по всем показателям общешкольной успеваемости (р<0.001), а также по большинству предметов музыкального цикла (кроме хора, ансамбля и оркестра).


Таблица 3

Средние показатели школьной и специальной успеваемости в группах учащихся с различной успеваемостью



Группы учащихся

Успеваемость

школьная

специальная

ест.

гум.

общ.

спец.

сольф

муз.л

хор

о.ф-но

анс.

орк.

общ.

Лучше успевающие (30 чел)

4.68

4.5

4.59

4.47

4.07

4.64

4.65

4.63

4.56

4.43

4.49

Хуже успевающие (30 чел)

3.84

3.63

3.75

4.2

3.48

4.05

4.8

4.14

4.53

4.47

4.07

Величина Т-критерия Стьюдента

10.16

9.14

10.72

*

2.10

4.32

*#* 5.17

-0.64

3.41

0.13

-0.129

***

4.31

Здесь и далее: *- р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001

Далее проведем анализ показателей интеллектуального развития, полученных по тесту Д.Векслера и тесту Г.Уиткина.

Среднегрупповые показатели интеллектуального развития лучше и хуже успевающих подростков представлены в таблице 4.

Как видно из табл.4, значения интеллектуальных показателей выше в группе лучше успевающих подростков. Исключение составляет тест


Таблица 4

Среднегрупповые показатели интеллектуального развития в группах учащихся с различной успеваемостью



Учащиеся

Величина


Показатели

лучше успевающие

хуже успевающие

Т-критерия Стьюдента

1.

Тест Векслера Осведомленность

15.4

13.1

2.629*

2.

Понятливость

15.77

13.6

3.08**

j.

Арифметический

13.47

11.47

2.228*

4.

Аналогия-сходство

16.73

14.6

3.438***

5.

Словарь

13.03

10.27

3 691***

6.

Повторение цифр

12.37

11.17

1.311

7.

Недостающие детали

12.17

11.5

0.898

8.

Последовательность событий

10.7

10.8

-0.117

9.

Кубики Кооса

15.4

13.67

2.513*

10

Разрезные картинки

12.57

10.7

2.53*

11

Кодирование

17.0

15.57

1.68

12

ВИП

112.43

101.93

3.601***

13

НИЛ

109.63

101.93

2.825**

14

ОИП

120.17

109.5

3 994***

15

Тест «Встроенные фигуры»

35.67

46.22

-2.125*


«Последовательность событий», в котором показатели приблизительно равны как у лучше успевающих, так и у хуже успевающих учащихся. Наибольшие статистически значимые различия между группами наблюдаются в вербальных субтестах: «Аналогия-сходство», «Словарь»,

«Осведомленность», «Понятливость», «Арифметический». Особенно велики различия по субтестам, которые направлены на выявление систем словесных связей приобретенных испытуемым ранее («Понятливость», «Словарь»), а также образованию ассоциаций в настоящее время («Аналогия-сходство»). В невербальной шкале статистически значимые различия обнаружены в субтесте «Кубики Кооса» (2,513) и субтесте «Разрезные картинки» (2,53), которые не превышают 5%-го уровня значимости. Незначительные различия (статистически незначимые) наблюдаются в вербальном субтестах «Повторение цифр» и невербальных субтестах «Недостающие детали», «Последовательность событий», «Кодирование».

Табл.4 также показывает, что группы учащихся с разной успеваемостью отличаются по средним показателям основных типов интеллекта по тесту Векслера. Так, лучше успевающие подростки характеризуются более высоким показателем общего интеллекта (120,17), чем хуже успевающие подростки, у которых данный показатель составил 109,5. Данные различия довольно высоко статистически значимы (р<0.001). Показатель общего интеллекта у лучше успевающих учащихся соответствуют нижней границе «высокого интеллекта», а у хуже успевающих - верхней границе «среднего уровня» интеллекта (по классификации Панасюк, 1974).

Аналогично общему интеллекту у хуже успевающих школьников снижен вербальный и невербальный интеллект. Так, у лучше успевающих подростков значения вербального интеллекта и невербального интеллекта составляют 112.43 и 109.63, у хуже успевающих подростков - 101.93 и 101.93. Причем различия по ВИЛ в данных группах более выражены, чем по НИП и составляют соответственно 10,5 (по ВИП) и 7,7 (по НИП) оценочных единиц. Следует отметить, что у учащихся с низкой успеваемостью интегральные показатели ВИЛ и НИП равны, тогда как у лучше успевающих учащихся заметно преобладание вербального интеллекта над невербальным и составляет 4,88 оценочных единицы. Эти данные находятся в соответствии со всеми исследованиями, проведенными по данной проблеме (С.В.Гриценко, 1997; Т.А.Юшко, 1997; В.И.Завалина, 1998). Данное обстоятельство можно объяснить тем, что традиционная система обучения формирует учащихся-«вербалистов» и поэтому среди лучше успевающих учащихся чаще всего оказываются школьники с большей выраженностью вербального интеллекта.

Таким образом, можно заключить, что учащиеся с разной успеваемостью имеют значимые различия по средним интегральным показателям интеллекта и по средним субтестовым оценкам по всем вербальным субтестам (кроме «Запоминание цифровых рядов») и по двум субтестам невербального интеллекта.

Проанализируем среднегрупповые показатели времени выделения заданных фигур из сложного фона по тесту включенных фигур Г.Уиткина у лучше и хуже успевающих учащихся. Эти данные также представлены в таблице 4. Как видно из таблицы, время выделения простой фигуры из сложного фона у лучше успевающих учащихся короче (35,67 с), чем у хуже успевающих (46,22 с). Абсолютная разница в этих показателях между группами учащихся с разной успеваемостью составляет 10,55 сек. и является значимой на уровне р<0.05. Эти результаты подтверждают экспериментальные данные, полученные Н.И.Чуприковой, Т.А.Ратановой (1991, 1995); Е.Г.Кузьминой (1994); С.И.Пржесецкой (1995); С.В.Гриценко (1997).

Далее нами было произведено деление всей выборки на группы учащихся по уровню развития музыкальных способностей. Деление группы на учащихся с более и менее развитыми музыкальными способностями производилось по среднегодовому баллу по следующим предметам: специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор, общее фортепиано, ансамбль, оркестр. Таким образом, в группу учащихся с более высокими музыкальными способностями вошли 34 подростка (средний балл по успеваемости от 5 до 4,3), в группу с менее высокими музыкальными способностями - 26 подростков (средний балл - от 4,25 до 3,33).

Рассмотрим показатели успеваемости в группе учащихся с разным уровнем музыкальных способностей (таблица 5).


Таблица 5

Средние показатели школьной и специальной успеваемости в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей



Группы учащихся

Успеваемость

школьная

специальная

ест.

гум.

общ.

спец.

сольф

муз. л

хор

о.ф-но

анс.

орк.

общ.

С более высокими муз. способностями (34 чел.)

4.46

4.22

4.34

4.63

4.14

4.59

4.82

4.68

4.91

4.89

4.61

С менее высокими муз. способностями (26 чел)

4.0

3.87

3.95

3.95

-> -> J. J

4.03

4.43

4.0

4.13

3.73

3.85

Величина T-критерия Стьюдента

* % *

3.59

2.47

3.05

***

6.79

^ % *

7.58

4.79

*

2.13

# * #

5.23

5.47

5.59

***

12.79


При анализе средних показателей успеваемости в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей (табл. 5) обнаружены значимые различия по всем видам академической и специальной успеваемости. Учащиеся с более высоким уровнем музыкальных способностей обнаруживают наибольшее превосходство (р<0.001) по дисциплинам естественно-научного цикла и по всем дисциплинам, преподаваемым в музыкальной школе, исключая хор. Менее значимые различия в успеваемости, оказалось, по хору, что может быть вследствие того, что не все учащиеся выпускных классов музыкальных школ посещают занятия по данной дисциплине.

Далее рассмотрим данные интеллектуального развития в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей. Средние значения по интеллектуальным показателям этих учащихся представлены в таблице 6.

Таблица 6

Среднегрупповые показатели интеллектуального развития в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей



Учащиеся



Показатели

с более высокими музыкальными способностями

с менее высокими музыкальными способностями

Величина

Т-критерия

Стьюдента

1.

Тест Векслера Осведомленность

14.47


13.96

0.546

2.

Понятливость

14.59


14.81

-0.287

3.

Арифметический

12.53


12.38

0.153

4.

Аналогия-сходство

16.12


15.08

1.546

5.

Словарь

11.85


11.38

0.559

6.

Повторение цифр

11.82


11.69

0.14

7.

Недостающие детали

11.32


12.5

-1.593

8.

Последовательность событий

10.29


11.35

-1.240

9.

Кубики Кооса

14.53


14.54

-0.012

10

Разрезные картинки

11.59


11.69

-0.133

11

Кодирование

16.71


15.73

1.118

12

ВИП

108.18


105.88

0.707

13

НИП

105.44


106.23

-0.269

14

ОИП

115.29


114.23

0.350

15

Тест «Встроенные фигуры»

40.93


40.95

0.004

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты