Когнитивное и личностное совершенствование старших подростков музыкальных школ

Из результатов, полученных при делении группы по показателям силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервной системы, можно констатировать, что большая часть выборки характеризуется средними значениями по выделенным параметрам и относительно равной представленностью в ней процессов возбуждения и торможения у подростков музыкальных школ. Значение силы возбуждения составляет 50,1 оценочных единиц, силы торможения - 50,5 оценочных единиц, значение подвижности нервных процессов - 50,1 оценочных единиц.

По тесту ОФДСИ В.М.Русалова учащиеся музыкальных школ характеризуются наибольшими значениями коммуникативной активности по сравнению с суммарными значениями по показателю психомоторной активности и интеллектуальной активности. Это соотносится с данными предыдущих исследований (В.П.Морозова, 1989). В целом учащиеся музыкальных школ характеризуются средними значениями по выделенным показателям (по классификации В.М.Русалова).

Таким образом, можно отметить, что учащиеся музыкальных школ характеризуются относительным равновесием выраженности двух сигнальных систем. Это можно объяснить тем, что подростки находятся в той поре жизни, когда физиологические предпосылки соответствующих психологических проявлений еще не «локализовались». Подросткам музыкальных школ также свойственно равновесие процессов возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. Для них характерна высокая коммуникативная активность (97,8), чем психомоторная (93,8) и интеллектуальная (90,9).

Далее мы остановимся на результатах исследования индивидуально-типологических особенностей в группах учащихся с разной успеваемостью (таблица 22).

В начале рассмотрим показатели по опроснику Б.Кадырова. Как видно из табл.22, в обеих группах подростков выявлено некоторое преобладание 1 СС над 2 СС. Причем лучше успевающие подростки характеризуются немного более высокими значениями 2 сигнальной системы, чем 1 сигнальной системыпо сравнению с подростками с низкой успеваемостью. По значениям показателя первосигнальности преимущество находится на стороне хуже успевающих подростков. Если обратиться к показателю коэффициента сигнальности, то возникает иная картина. Так, показатель коэффициента сигнальности свидетельствует о большей выраженности второй сигнальной системы у хуже успевающих подростков: у них меньшее значение данного показателя (-4,82%), по сравнению с лучше успевающими, у которых его значение составляет -1,76%. При всем этом, если обратиться к значениям следующего показателя в опроснике Б.Кадырова, производного показателя, то опять возникает противоречие. Так, лучше успевающим подросткам, которые характеризуются меньшей выраженностью 2 сигнальной системы по показателю сигнальности, присуще большие значения производного показателя, который говорит о более высоком уровне развития аналитико-синтетической деятельности.

Как мы видим, вырисовывается противоречивая картина по разным показателям сигнальности в группах учащихся, различающихся по успеваемости, что может быть следствием недифференцированной оценки учащимися своих особенностей, а также следствием того, что данный опросник не является референтной методикой для определения выраженности двух сигнальных систем.

Табл.22 также показывает, что по Павловскому темпераментальному опроснику в группах учащихся с разной успеваемостью не наблюдается значимых различий между группами по силе возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов, но все же учащихся с более высокой успеваемостью характеризует большая выраженность процесса возбуждения, чем хуже успевающих. Учащихся обеих групп характеризует относительное равенство процессов торможения и подвижности нервных процессов.

Теперь обратимся к рассмотрению результатов экспериментального исследования по опроснику В.М.Русалова, который оценивает формально -динамические свойства индивидуальности (эргичность, пластичность, скорость, эмоциональная чувствительность), проявляющиеся в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сфере.

По большинству выделенных показателей прослеживается превосходство лучше успевающих над хуже успевающими подростками. Учащиеся с низкой успеваемостью характеризуются большими значениями, по сравнению с лучше успевающими, лишь по трем параметрам, среди которых, пластичность коммуникативная, эмоциональность психомоторная и коммуникативная. Эти показатели характеризуют хуже успевающих подростков как общительных, но в то же время очень ранимых в случае неудач в общении личностей.

Из табл.22 видно, что значимые различия между группами лучше и хуже успевающих подростков в пользу первых наблюдаются по такому параметру формальной организации поведения человека как скорость, который показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Так, показатель интеллектуальной скорости в группе лучше успевающих подростков составляет 34 оценочных единиц, а у хуже успевающих - 31. Показатель коммуникативной скорости у лучше успевающих учащихся равняется 35.81 оценочных единиц, у хуже успевающих учащихся - 30,79. Эти данные свидетельствуют о том, что для лучше успевающих подростков характерна более высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности, а также высокая скорость речевой активности, чем для хуже успевающих.

Данная таблица также показывает, что значимые различия между группами наблюдаются и по интегральным показателям опросника В.М.Русалова. Так, выявлены статистически значимые различия между группами по интеллектуальной активности (г=3,185; р<0.01), общей активности (г=2,38; р<0.05) и общей адаптивности (г=2,515; р<0.05), которые указывают на то, что для лучше успевающих подростков характерно стремление к разнообразным формам активности, напряженному умственному труду. При этом они, в отличие от учащихся с низкой успеваемостью, характеризуются высоким уровнем адаптивности. Высокий уровень их адаптивности достигается за счет снижения роли эмоций в различных сферах деятельности. В то время как у хуже успевающих учащихся общая эмоциональность превосходит все остальные показатели активности.

Далее рассмотрим особенности индивидуально-типологических свойств в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей (таблица 23). В начале проанализируем данные по опроснику Б.Кадырова. Из табл.23 видно, что, как и учащиеся с различной успеваемостью, учащиеся с более высокими и более низкими музыкальными способностями характеризуются некоторым преобладанием первой сигнальной системы над второй. При этом у учащихся с высоким уровнем музыкальных способностей наблюдается более равномерное представительство обеих сигнальных систем, в то время как у учащихся с менее высоким уровнем музыкальных способностей наблюдается увеличение разницы между показателями 1 сигнальной системы и 2 сигнальной системы. Отметим, что у учащихся с более низкими музыкальными способностями выявлена меньшая величина коэффициента сигнальности, что свидетельствует о большей выраженности второй сигнальной системы, по сравнению с учащимися с более высокими музыкальными способностями. Большее значение производного показателя у подростков с более низким уровнем музыкальных способностей. Таким образом, анализ данных по опроснику Б.Кадырова указывает на противоречивость показателей, выявленную в группах учащихся с разной успеваемостью.

Анализ показателей по Павловскому темпераментальному опроснику показал наличие более высоких значений по показателю силы возбуждения у подростков с более высокими музыкальными способностями (51,24) по сравнению с учащимися с менее высокими музыкальными способностями (48,54), что демонстрирует различия между учащимися с разным уровнем музыкальных способностей по чувствительности. Наличие более сильной нервной системы у учащихся с более высокими музыкальными способностями, чем у учащихся с более низкими музыкальными

способностями соответствует имеющимся экспериментальным данным Э.А.Голубевой (1985). Необходимо отметить, что в исследовании И.А.Левочкиной (1989), проведенном с подростками хорового училища, была получена обратная зависимость: лучшую успешность в музыкальных дисциплинах обнаруживали испытуемые с более слабой нервной системой. Эти расхождения следует, вероятно, объяснить прежде всего различиями в способах оценки успешности и особенностями выборки.

Табл.23 показывает относительное равенство значений по показателю силы торможения у школьников обеих групп (50,85 - у учащихся с более высокими музыкальными способностями и 50,12 - у учащихся с более низкими музыкальными способностями). У учащихся с более высокими музыкальными способностями оказались меньшие значения по показателю подвижности нервных процессов (48,79) по сравнению с учащимися с менее высокими музыкальными способностями (51,85). Хотя разница между показателями не достигает статистически значимого уровня, все же это свидетельствует о том, что первые являются более инертными, по сравнению со вторыми. Это противоречит данным, полученным у учащихся музыкальных школ электроэнцефалографическим методом в лаборатории Э.А.Голубевой, которые выявили связь успешности музыкальной деятельности с лабильностью нервной системы, отражающей скоростные характеристики нервной системы (Э.А.Голубева, 1989; Ю.А.Цагарелли, 1981; И.А.Левочкина, 1989; Е.П.Гусева и А.И.Медников, 1985). Можно предположить, что причина несоответствия этих наших результатов данным других исследователей лежит в использованном нами опроснике, который не является референтной методикой определения подвижности нервной системы.

Перейдем к анализу данных между группами по опроснику В.М.Русалова. Анализ табл.23 показывает, что учащиеся с высоким уровнем музыкальных способностей характеризуется большими значениями по выделенным показателям опросника по сравнению с учащимися с менее высокими музыкальными способностями. Лишь в двух случаях, по психомоторной и интеллектуальной эмоциональности, превосходство оказалось на стороне учащихся с менее высокими музыкальными способностями. Высокие значения по психомоторной и интеллектуальной активности говорят о высокой чувствительности хуже успевающих подростков к расхождению между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, а особенно умственной работы.

Наиболее значимые по величине Т-критерия Стьюдента различия между рассматриваемыми группами наблюдаются по интеллектуальной пластичности (t=3,423; р<0.001), что указывает на то, что для учащихся с более высокими способностями характерно стремление к напряженному умственному труду, умение осуществлять легкий переход с одних форм мышления на другие. Высокие различия между группами были получены также по коммуникативной скорости (t=3,029; р<0.01), что свидетельствует о быстрой вербализации и высокой речевой активности школьников с высокими музыкальными способностями. Статистически значимые различия обнаружились и по интеллектуальной эргичности (t=2,l; р<0.05), что может служить доказательством того, что учащихся с высоким уровнем музыкальных способностей отличает высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению и легкость умственного побуждения.

Анализ суммарных показателей активности в различных сферах также выявил существенные различия между учащимися с разным уровнем музыкальных способностей. В четырех случаях различия статистически значимы: подростки с высокими музыкальными способностями обнаруживают превосходство по индексу интеллектуальной активности (t=3,251; р<0.01), коммуникативной активности (t=2,743; р<0.01), общей активности (t=3,198; р<0.01) и общей адаптивности (t=3,036; р<0.01). Не достигают уровня статистической значимости различия в психомоторной активности. При этом следует отметить, что по показателю общей эмоциональности у учащихся с менее высокими музыкальными способностями выявлены более высокие значения по сравнению с учащимися с высокими музыкальными способностями.

Итак, учащиеся с лучшей успеваемостью и более высокими музыкальными способностями характеризуются стремлением к интеллектуальной деятельности, являются более коммуникабельными, проявляют большую активность и вследствие этого, лучше адаптируются к изменяющимся условиям по сравнению со своими хуже успевающими сверстниками и подростками с менее высокими музыкальными способностями.

Корреляционный анализ индивидуально-типологических особенностей


Как мы уже указывали, способности - это не чисто прижизненное образование, они имеют свою природную основу. Первичной природной базой способностей являются задатки, основу которых прежде всего составляют биологические факторы: врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы: силы-слабости, подвижности, лабильности-инертности, активированности (Б.М.Теплов, 1985; В.Д.Небылицин, 1976; Э.А.Голубева, 1989, 1993; Б.Р.Кадыров, 1990; В.М.Русалов, 1982, 1985). Имеется ряд экспериментальных данных подтверждающих значение устойчивых особенностей соотношения сигнальных систем (вместе с общими свойствами нервной системы) в качестве природных, внутренних предпосылок как общих, так и специальных умственных способностей. Было, например, показано, что лица с преобладанием второй сигнальной системы («мыслительный» тип) характеризуются более выраженным уровнем развития вербального интеллекта. Лица с преобладанием первой сигнальной системы («художественный» тип) соответственно характеризуются более выраженными значениями невербального интеллекта. Поэтому в данном параграфе мы остановимся на результатах корреляционного анализа индивидуально-типологических особенностей и интеллектуальных показателей.

В таблице 5.1 (прил.5) приведены результаты корреляционного анализа между индивидуально-типологическими особенностями и показателями интеллекта по тесту Векслера и успеваемостью по группе в целом.

Данные этой таблицы показывают, что в исследованной группе имеется незначительное количество низко значимых (р<0.05) корреляций между показателями 2 сигнальной системы, коэффициента сигнальности, производным показателей и некоторыми субтестами методики Векслера. Так, показатель второсигнальности положительно коррелирует с субтестом «Арифметический» (г=0,25; р<0.05) и субтестом «Кубики Кооса» (г=0,26; р<0.05). Показатель КС положительно коррелирует лишь с субтестами «Осведомленность» (г=0,26; р<0.05) и «Аналогия-сходство» (г=0,26; р<0.05). Смысл этого соотношения заключается в том, что большей выраженности показателей КС, т.е. преобладанию первосигнальных функций, соответствуют достаточно высокие значения по данным вербальным тестам. Это противоречит данным, полученным ранее Э.А.Голубевой (1989, 1993) и Б.Р. Кадыровым (1990), что опять же указывает на противоречивость результатов, получаемых с помощью данной методики.

Из табл.5.1 также видно, что выявлено достаточно большое количество значимых связей показателей по опроснику В.М.Русалова и интеллекта по Векслеру. Следует отметить, что наибольшее количество связей выявлено между интеллектуальными показателями и теми темпераментальными шкалами, в которых отражены «интеллектуальные» аспекты психической активности. Так, скорость интеллектуальная, которая характеризует скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности, десять раз значимо коррелирует с различными субтестами и суммарными показателями интеллекта (г=0,26-0,44; р<0.05-0.001). При этом по данному показателю выявлена высоко значимая связь с выполнением теста Уиткина (г=0,50; р<0.001). Высокую корреляционную связь обнаруживает показатель интеллектуальной активности (г=0,25-0,42; р<0.05-0.001), причем данная связь отрицательного характера.

Из табл.5.1 следует, что выявлены связи между темпераменталъными шкалами и общешкольной и специальной успеваемостью. Общешкольная успеваемость значимо коррелирует со скоростью интеллектуальной (г=0,48; р<0.001) и коммуникативной (г=0,47; р<0.001), индексом психомоторной, интеллектуальной и общей активности (г=0,28-0,49; р<0.05-0.001). Специальная успеваемость значимо коррелирует с эргичностью и скоростью интеллектуальной (г=0,27-0,33; р<0.05-0.01), скоростью коммуникативной (г=0,32; р<0.05), индексом психомоторной и интеллектуальной активности (г=0,25-0,42; р<0.05-0.001). Это может служить свидетельством того, что успехи по академической и специальной успеваемости обусловлены данными показателями активности.

Анализ этой таблицы также показывает, что влияние темпераменталъных показателей психомоторики (ЭРМ, ПМ, СМ, ЭМ) и коммуникативной сферы (ЭРК, ПК, ЭК) на уровень интеллектуального развития и успеваемость на данной выборке весьма ограничено. Эти данные в целом согласуются с результатами, полученными исследователями (В.М.Русалов, СИДудин, 1995; В.М.Русалов, Е.Р.Наумова, 1996,1999).

Для более детального изучения вопроса о соотношении показателей интеллектуального развития и индивидуально-типологических особенностей дополнительно проведен корреляционный анализ ранее выделенных показателей в группах учащихся с разной успеваемостью (таблицы 5.2, 5.3; прил.5). В результате анализа выявилось большее количество значимых корреляций между интеллектуальными показателями и индивидуально-типологическими особенностями у хуже успевающих учащихся по сравнению с лучше успевающими. Так, в группе лучше успевающих подростков обнаружено пять значимых отрицательных связи между показателями интеллектуального развития и показателями сигнальности (г=0,35-0,46; р<0.05-0.01). Иначе дело обстоит в группе хуже успевающих подростков. Здесь обнаружено 17 достоверных коэффициентов корреляций между показателями сигнальности и оценками по отдельным субтестам, а также суммарными показателями вербального, невербального и общего интеллекта и школьной успеваемости. Показатель второй сигнальной системы в группе хуже успевающих подростков оказался положительно связан с показателем школьной успеваемости (г=0,43; р<0.05), вербальными тестами «Арифметический», «Аналогия-сходство», «Повтор цифр» (г=0,38-0,41; р<0.05), с показателем вербального и общего интеллекта (г=0,45-0,55; р<0.01-0.001). При этом, вопреки имеющимся данным, показатель второсигнальности у хуже успевающих учащихся оказался значимо связан с невербальным субтестом «Кубики Кооса» (г=0,38; р<0.05-0.05).

Коэффициент сигнальности в группе хуже успевающих учащихся обнаружил положительную связь с невербальным субтестом «Кубики Косса» и суммарным показателем невербального интеллекта (г=0,35-0,44; р<0.05). Это указывает на то, что большей выраженности показателей КС, т.е. преобладанию первосигнальных функций, соответствуют высокие значения по невербальному интеллекту. В то же время у них выявлены более тесные положительные корреляции между коэффициентом сигнальности и вербальными субтестами «Осведомленность», «Потвор цифр» (г=0,41-0,48; р<0.05-0.01), суммарными показателями вербального и общего интеллекта (г=0,41-0,48; р<0.05-0.01). Это противоречит имеющимся данным (Э.А.Голубева, 1989, 1993; Б.Р. Кадыров, 1990, Т.А.Ратанова, 1999) и настоящим данным, полученным по показателю второй сигнальной системы. Можно предположить, что это несоответствие, а также ряд других противоречий, обнаруженных в результате проведенного анализа, объясняются возрастной спецификой исследуемого контингента испытуемых, что подтверждается литературными данными, указывающими на «нетипичность» межполушарных отношений в подростковом возрасте (В.И.голод, 1985; В.В.Суворова, 1988, 1989; М.К.Кабардов, М.А.Матова, 1988; и др.) или особенностями методики Б.Кадырова.

Как показывает табл.5.3, в группе хуже успевающих учащихся производньш показатель, который говорит об уровне развития аналитико-синтетической деятельности, оказался значимо связанным с показателем общешкольной успеваемости (г=0,40; р<0.05), вербальными субтестами «Арифметический», «Аналогия-сходство» (г=0,36-0,44; р<0.05) и вербальным интеллектом (г=0,46; р<0.01).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты