Когнитивное и личностное совершенствование старших подростков музыкальных школ

Затем с целью выявления связей между творческими и интеллектуальными показателями был проведен корреляционный анализ.

Вначале обратимся к рассмотрению связей между креативностью и интеллектом по выборке в целом (таблица 17). Как видно из табл.17, значимых коэффициентов корреляций показателей творчества с показателями интеллекта оказалось немного. Большая часть этих корреляций приходится на показатель «разработанность». Были выявлены достоверные связи данного показателя с субтестами вербальной («Осведомленность», «Арифметический», «Аналогия-сходство», «Словарь») и невербальной («Кубики Кооса», «Складывание объектов») шкалы, а также с суммарными показателями вербального, невербального и общего интеллекта (г=0,25-0,48; р<0.05-0.001). Именно по этому показателю учащиеся музыкальных школ имеют большие средние значения по сравнению с нормативными показателями. Отметим, что кроме разработанности, с отдельными показателями по тесту Векслера коррелируют такие показатели креативности как гибкость и оригинальность. Так, гибкость значимо коррелирует с показателями субтеста «Понятливость» (г=0,26; р<0.05) и «Недостающие детали» (г=0,25; р<0.05). Обнаружена отрицательная связь между показателем «оригинальность» и субтестом «Последовательные события» (г=0,30; р<0.05). Малочисленными оказались связи между интеллектом и креативностью в группах учащихся с различной успеваемостью (таблицы 18, 19).


Таблица 18

Величины значимых корреляций между креативностью и интеллектуальными показателями в группе лучше успевающих учащихся



Величина значимых корреляций: 0,35 - р<0.05; 0,45 - р<0.01; 0,55 - р<0.001

Так, в группе подростков с высокой успеваемостью (табл.18) было выявлено всего 4 значимых коэффициента корреляции: беглость оказалась отрицательно связанной с субтестом «Кубики Кооса» (г=0,35; р<0.05) и суммарным показателем невербального интеллекта (г=0,39; р<0.05); гибкость

- с субтестом «Складывание объектов» (г=0,43; р<0.05); разработанность – с субтестом «Осведомленность» (г=0,44; р<0.05). В группе учащихся с невысокой успеваемостью (тавбл.19) увеличивается количество достоверных связей между разработанностью и интеллектуальными показателями.

Данный показатель имеет значимую корреляционную связь с вербальным субтестом «Арифметический» (г=0,48; р<0.05), с невербальным субтестом «Кубики Кооса» (г=0,46; р<0.05) и суммарными показателями вербального (г=0,45; р<0.05), невербального (г=0,43; р<0.05) и общего интеллекта (г=0,51; р<0.01).


Таблица 20

Величины значимых корреляций между креативностью и интеллектуальными показателями в группе учащихся с более высоким уровнем музыкальных способностей


Показатели

Тест      Д.Векслера

осв ед-сть

пон ят-сть

ари

Ф-

мет.

ан.-сх-во

сло-

вар

ь

пов т.

циф

нед. дет.

пос

л.

соб.

куб. Коо са

скл. объ кт.

код и-

POB.

ВИ

НИ

ОИ

Беглость

52

39


47

40


38





44


45

Гибкость


37





39





35



Оригинал-сть


38






37




33



Разработан-сть

58


39

36

45


42





46


51


В группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей отмечается небольшое увеличение количества значимых коэффициентов корреляций между показателями креативности и интеллекта (таблицы 20, 21): появляются значимые связи между интеллектом и беглостью, гибкостью, оригинальностью. Как показывает таблица 20, в группе учащихся с более высоким уровнем музыкальных способностей наиболее информативным и коррелирующим оказался показатель разработанности: из 14-ти возможных связей с интеллектом он имеет 7. Наибольшее количество связей приходится на вербальную шкалу (г=0.36-0,58; р<0.05-0.001).


Показатель разработанности также значимо коррелирует с интегральным показателем вербального интеллекта (г=0,46; р<0.01) и общего интеллекта (г=0,51; р<0.01). Такое же количество значимых корреляций с интеллектом гфиходится на показатель беглости, который также преимущественно коррелирует с субтестами вербальной шкалы (г=0,38-0,52; р<0.05-0.001) и с суммарным показателем вербального интеллекта (г=0,44; р<0.01) и общего интеллекта (г=0,45; р<0.01). Показатели гибкости и оригинальности имеют по две значимых связи с вербальными и невербальными субтестами, а также достоверную корреляционную связь с интегральным показателем вербального интеллекта. Из табл.20 также видно, что наибольшее количество значимых связей между креативностью и интеллектом приходится на вербальный субтест «Понятливость» (3) и невербальный субтест «Недостающие детали» (3).

В группе учащихся с менее высокими музыкальными способностями (таблица 21) наибольшее количество корреляций наблюдается по показателю беглости. Этот показатель 10 раз значимо коррелирует с различными интеллектуальными показателями, но следует отметить, что эти связи с отрицательным знаком. Беглость оказалась отрицательно связана с суммарными показателями вербального, невербального и общего интеллекта (г=0,47-0,52; р<0.05-0.01), в четырех случаях - с вербальными субтестами (г=0,37-0,49; р<0.05-0.01), в трех случаях - с невербальными субтестами (г=0,46-0,50; р<0.05-0.01). По другим показателям креативности (оригинальность и разработанность) выявлены значимые связи только с невербальными субтестами. Так, оригинальность оказалась отрицательно связаной с показателями по невербальным субтестам: «Недостающие детали» (г=0,39; р<0.05) и «Складывание объектов» (г=0,38; р<0.05). Как видно из табл.40 разработанность характеризуется положительными корреляционными связями с показателями по всем невербальным тестам кроме «Недостающие детали» (г=0,38-0,52; р<0.05-0.01).

Таким образом, можно отметить, что в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей происходит увеличение количества коэффициентов корреляций в сравнении с группами учащихся с различной успеваемостью. При этом у подростков с более высокими музыкальными способностями большее количество корреляционных связей между интеллектом и креативностью приходится на вербальные субтесты, а с более низкими музыкальными способностями - на невербальные.

Анализ корреляционных связей интеллекта и креативности в группах учащихся различных отделений (фортепианного, струнного, народного, духового, хорового) подтверждает наличие значимых коэффициентов коррежций между отдельными показателями креативности и интеллекта. Наиболее высокую корреляционную активность в этом случае проявляет показатель креативности «разработанность», он имеет наибольшее количество положительных значимых связей с интеллектуальными показателями.

Настоящее диссертационное исследование выполнено в русле концепции Н.И.Чуприковой, объясняющей умственные способности с точки зрения способов репрезентации знаний связанных с уровнем дифференциации, интеграции и иерархической организации когнитивных структур, являющихся субстратом умственного развития (Н.И.Чуприкова, 1987, 1990, 1995; Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова, 1995). Поэтому было бы правильным рассмотрение взаимосвязей креативности не только с интеллектуальными показателями по тесту Векслера, но и с временем дифференцирования стимул-объектов и их свойств.

Вначале обратимся к рассмотрению связей между креативностью и временем дифференцирования стимул-объектов по выборке в целом. Все корреляционные связи приходятся на показатель разработанности, при этом характер данных связей отрицательный, поскольку более высоким показателям разработанности соответствует более короткое время скоростной классификации. Эти данные соотносятся с результатами о взаимосвязи креативности и интеллектуальных показателей по тесту Д.Векслера. Достоверные связи показателя разработанности со временем дифференцирования стимул-объектов отмечаются в сложных перцептивных дифференцировках (среднее время) (г=0,26; р<0.05), простых и сложных дифференцировках на тождество и различие (г=0,26-0,34; р<0.05-0.01), в простых семантических дифференцировках (г=0,25-0,30; р<0.05), простых и сложных личностных дифференцировках (г=0,29-0,45; р<0.05-0.001, а также в среднем времени по всем простым и сложным дифференцировкам (г=0,30-0,33;р<0.05-0.01).

Обращает на себя тот факт, что наиболее тесные связи наблюдаются со временем выполнения личностных дифференецировнок, особенно сложных. Как указывалось ранее, именно данный тип дифференцировок занимает особое место в структуре интеллектуальных способностей (см.выше § 3.1). С менее трудными типами дифференцировок (сенсорные) показатель разработанности оказался несвязаным.

Перейдем к анализу корреляционных связей между показателями креативности и временем разных типов дифференцировок в группах учащихся с разной успеваемостью. В обеих группах выявлены значимые связи только с показателем гибкости, при этом в группе лучше успевающих учащихся характер данных связей положительный, а у хуже успевающих отрицательный. Теснота достоверных корреляций у хуже успевающих подростков несколько выше (г=0,35-0,46; р<0.05-0.01), чем у лучше успевающих (г=0,35-0,41; р<0.05), что соотносится с результатами о качестве взаимосвязей креативности и интеллектуальных показателей по тесту Векслера в этих же группах. Наибольшее количество достоверных связей в группе лучше успевающих подростков приходится на дифференцировки тождества и различия (г=0,35-0,41; р<0.05), в группе хуже успевающих подростков - на перцептивные дифференцировки (г=0,35-0,46; р<0.05-0.01), при этом следует отметить, что связи, приходящиеся на данные типы дифференцировок более тесные по сравнению со связями, отмеченными с другими типами дифференцировок. Личностные дифференцировки оказались несвязанными с данным показателем. Результаты корреляционного анализа показателей креативности и времени дифференцировок в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей показывают, что между группами наблюдаются значительные различия по количеству значимых коэффициентов корреляций по выделенным показателям. Количество значимых корреляций больше в группе подростков с более низкими музыкальными способностями. У них оказалось 11 значимых коррежций: из них 1 приходится на показатель гибкости (r=0,41; р<0.05) и 10 - на показатель разработанности (г=0,37-0,54; р<0.05-0.01). У подростков с более высокими музыкальными способностями таких коррежций -3: из них 1 приходится на показатель гибкости (г=0,37; р<0.05) и 2 - на показатель разработанности (г=0,36-0,45; р<0.05-0.01). Следует отметить, что связи показателя разработанности и времени дифференцирования стимул-объектов приходятся на более сложные дифференцировки тождества и различия (р=0,37-0,54; р<0.05-0.01), среднее время простых семантических дифференцировок (г=0,41; р<0.05), личностные дифференцировки (г=0,36-0,45; р<0.05-0.01). С более простыми типами дифференцировок достоверных связей не обнаружено. В целом это отражает тенденцию, выявленную по группе в целом.

Таким образом, результаты экспериментального исследования продемонстрировали, что связь показателей интеллекта по тесту Векслера и временем дифференцирования стимул-объектов с креативностью не стабильна и отличается большой вариативностью. Причиной не отчетливой картины соотношения интеллекта и креативности, возможно, явилось то, что исследование креативности проводилось в рамках одного подросткового периода, который характеризуется не устойчивостью и противоречивостью, формирующихся в нем структур.

Подводя итоги анализу данных отметим следующее:

1.    В целом, для учащихся музыкальных школ характерно небольшое снижение значений креативности, по сравнению с нормативными значениями, по показателям беглости, гибкости и оригинальности. По показателю разработанности наблюдается значительное преобладание над возрастной нормой.

2.    Лучше успевающие подростки и школьники с более высокими музыкальными способностями обнаруживают некоторое превосходство над учащимися с более низкой успеваемостью и музыкальными способностями по всем средним значениям показателей креативности. Наиболее значимая разница между этими группами выявлена по показателю разработанности.

3.     Существует определенная зависимость между отдельными показателями креативности и интеллектом. Существенно с интеллектуальными показателями связан показатель разработанности, выполнение которого заключается в детализации идей. Наиболее ярко связь данного показателя с различными структурами интеллекта проявилась у хуже успевающих учащихся и с более высоким уровнем музыкальных способностей.

4.     Анализ корреляционных связей между креативностью и интеллектом показал увеличение их числа в группах учащихся с разным уровнем музыкальных способностей по сравнению с группами учащихся, различающихся по успеваемости. При этом отмечается преобладание у подростков с более высокими музыкальными способностями корреляций показателей креативности с вербальными компонентами структуры интеллекта, а в группах с менее высокими музыкальными способностями - с невербальными компонентами интеллекта.

5.     Выявлены корреляционные связи между креативностью и временем дифференцирования стимул-объектов. В группе учащихся с различной успеваемостью выявлены значимые связи гибкости с разными типами дифференцировок (кроме личностных). В группе учащихся с менее высокими музыкальными способностями отмечаются связи с разработанностью (в дифференцировках на тождество и различие, семантических и личностных дифференцировках). У учащихся с высоким уровнем музыкальных способностей количество связей между выделенными показателями незначительно.

6.     У хуже успевающих учащихся и с более низкими музыкальными способностями наблюдаются более жесткие связи между показателями креативности и временем дифференцирования стимул-объектов.


3.3. Анализ индивидуально-типологических особенностей подростков музыкальных школ


В данном параграфе мы остановимся на рассмотрении данных исследования индивидуально-типологических особенностей подростков музыкальных школ и сопоставим их с развитием интеллектуальных способностей.

Сначала остановимся на анализе среднегрупповых показателей индивидуально-типологических особенностей подростков, полученных с помощью опросника Б.Кадырова, Павловского темпераментального опросника, опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова.

Рассмотрение результатов экспериментального исследования начнем с анализа индивидуально-типологических особенностей подростков музыкальных школ всей группы.

Для подростков музыкальных школ в среднем характерно некоторое преобладание первой сигнальной системы над второй по опроснику Б.Кадырова. Так, значение первой сигнальной системы в группе подростков музыкальных школ составило 71,4 оценочных единицы, а второй сигнальной системы - 67,3 оценочных единицы. Эти данные подтверждаются делением группы по коэффициенту сигнальности, который указывает на относительную выраженность каждой из сигнальных систем. По показателю коэффициента сигнальности, значения которого в группе колебались в пределах от -18% до 17,48% были выделены три уровневые группы: 1) наименьшая величина коэффициента сигнальности (от -18% до -11,3%), т.е. наибольшая выраженность второй сигнальной системы (15 человек); 2) наибольшая величина коэффициента сигнальности (от 3,49% до 17%), т.е. преобладание первой сигнальной системы (15 человек); 3) относительное равенство выраженности сигнальных систем, при этом значения коэффициента сигнальности составили от-10,8% до 2,8% (30 человек).

Средний коэффициент сигнальности у учащихся музыкальных школ составил -3,29%. Значит, исходя из представленной выше классификации коэффициента сигнальности, подростки музыкальных школ в среднем характеризуются относительным равенством выраженности сигнальных систем. Это может свидетельствовать либо о том, что музыкальные занятия способствуют более равномерному развитию обеих сигнальных систем, либо о еще невысокой дифференцированности сигнальных систем у подростков (Б.Р.Кадыров, 1990).

Теперь обратимся к результатам Павловского темпераментального опросника. На основе результатов, полученных при использовании данного опросника, из группы испытуемых по показателю силы процесса возбуждения были выделены: 1) 17 человек с высоким уровнем процесса возбуждения (от 66 до 54 оценочных единиц); 2) 28 человек со средним уровнем процесса возбуждения (от 54 до 46 оценочных единиц); 3)15 человек с низким уровнем процесса возбуждения (от 45 до 38 оценочных единиц). По показателю силы процесса торможения в группе были выделены: 1)17 человек с высоким уровнем процесса торможения (от 66 до 54 оценочных единиц); 2) 29 человек со средним уровнем процесса торможения (от 54 до 47 оценочных единиц); 3) 14 человек с низким уровнем процесса возбуждения (от 46 до 38 оценочных единиц). Также произведено деление группы по показателю подвижности нервных процессов. При этом были выделены: 1) 18 человек с высоким уровнем подвижности нервных процессов (от 63 до 54 оценочных единиц); 2) 25 человек со средним уровнем подвижности нервных процессов (от 54 до 46 оценочных единиц); 3) 17 человек с низким уровнем подвижности нервных процессов (от 45 до 38 оценочных единиц).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты