Диплом: Польское восстание 1863 года и роль России

барщины. Но это были стихийные неорганизованные выступления, без труда

подавляемые помещиками с помощью прави­тельства.

Изменения в хозяйственной жизни серьезно отрази­лись и на положении мелкой

шляхты. Будучи не в состоя­нии приспособиться к капиталистическим отношениям

и выдержать конкуренцию с крупными землевладельцами, мелкие шляхтичи

разорялись, постепенно теряли свою землю, которая переходила в руки крупной

шляхты за долги или же путем скупки по низким ценам. По данным, которые

приводит польский историк Гринвассер, в 20-е годы XIX в. 50% мелкой шляхты

были уже совершенно безземельными.

Разорившаяся мелкая шляхта частью шла в услужение к крупным помещикам в качестве

управляющих имениями, экономов, секретарей, другая же шла в города, в учебные

заведения или в учреждения. В семье мелкого шляхтича, пишет Гринвассер, «обычно

один сын, в редких случаях два оставались заниматься земледелием, остальные

искали занятия где-нибудь на стороне». Особенно большой была тяга

шляхетской молодежи к военной службе.

Процесс разорения мелкой шляхты неизбежно сопро­вождался обострением

противоречий и борьбы внутри класса шляхты. Мелкая шляхта, все более теряя

свои былые привилегии и опускаясь до положения общест­венных низов, была

враждебно настроена по отноше­нию к богатой шляхте и защищавшему ее интересы

цар­скому самодержавию. Она все настойчивее выражала не­довольство

существующим феодально-крепостническим строем и требовала проведения широких

социально-политических преобразований. Эта часть польского дво­рянства, хотя

и стояла еще в некоторой мере на феодальной почве, однако примкнула к

демократической аграрной революции.

Как ранее Финляндия, Царство Польское также получило конституционное

устройство. Проект конституции Царства Польского был написан И.Собинским на

основании замечаний Александра 1 к первоначальному тексту, разработанному под

руководством Кн. А.Чёрторыйского. "Конституционная хартия" была подписана

императором 15/27/ ноября 1815 г. В июле 1815 г. жители Ц.Польского принесли

присягу новому императору и до конца 1815 г. /т.е. до вступления конституции

в силу/ действовало Временное правительство во главе с В.С.Ланским.

Конституция объявляла Царство Польское наследственной монархией, "на­всегда

соединенной с Российской империей". Император России получал титул "короля

Польши". На время своего отсутствия Король назначал наместника из числа

поляков /или членов императорского дома/. Царство По­льскому гарантировались

государственность, национальные права и сво­боды. Римско-католическая религия

объявлялась "предметом особого по­печения". Обеспечивалась свобода печати и

неприкосновенность лично­сти. Польский язык объявлялся языком администрации,

суда и армии. Все государственные должности должны были замещаться только

поляками.

Император-король Царства Польского был конституционным монархом. Все

преемники Александра 1 должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в

сохранении Конституции Царства. Все распоряжения и поста­новления короля

должны были скрепляться подписями польских министров которые несли за них

ответственность. В компетенцию короля входило:

§ исключительная инициатива конституционного законодательства, т.е.

дополнение конституции посредством "Органических статутов" (законов);

§ право утверждения или отклонения (но не изменения) законов,

прини­маемых сеймом;

§ вся полнота исполнительной власти. В рамках установленных королем

полномочий действовал наместник (его функции были точно определены в 1818

г.).

Постановления наместника, обязательные для всех органов исполнительной

власти, объявлялись в Административ­ном Совете. Первым наместником был

назначен ген. Ю.Зайончек, что выз­вало неудовольствие поляков /видевших на

этом посту кн. А.Чарторыйского/, После смерти наместника Ю.Зайончека в 1826

г. эта должность0 оставалась вакантной до 1832 г., а функции наместнике

исполнял Административный Совет.

"Польский народ, - гласила конституционная хартия, - на вечные времена будет

иметь национальное представительство на сейме, состо­ящем из короли и двух

палат/изб/, из коих первою будет составлять Сенат, и вторую послы и депутаты

от общин /гмин/". В Сенат входили члены императорского дома, епископы и

высшие должностные лица /вое­воды и каштеляне/, назначаемые императором

пожизненно; кроме епис­копов и членов императорской фамилии, все остальные

сенаторы отби­рались императором из 2-х кандидатов, представляемых самим

Сенатом.

Сенатором могли быть только землевладельцы. Число членов Сената не должно

было превышать 1/2 членов Посольской избы.

Посольская изба состояла из 428 членов, в том числе из 77 послов, избранных

на шляхетских сеймиках, и 51 депутата от гмин. Срок полномочий для послов и

депутатов устанавливался в 6 лет. Для выбо­ров в Сейм устанавливался

избирательный ценз в виде годовой суммы налогов не менее чем в 100 злотых.

Сейм созывался каждые 2 года на 30-дневные сессии. Король имел право как

созыва чрезвычайного сейма, так и отсрочки заседаний его. Король мог также

распускать Посольскую избу, но обязан был в тече­ние двух месяцев назначить

новые выборы. Члены сейма пользовались неприкосновенностью, его заседания

должны были быть публичными.

Конституционные функции Сейма были широкими (но на практике далеко не все

реализовывались):

1. решения по вопросам бюджета, налогов, денежной системы;

2. законодательства в области административного и уголовного права;

3. решения по вопросам призыва в армию;

4. утверждение конституционного законодательства ("органи­ческих

законов") изданного Королем;

5. ограниченный контроль над правительством - Сейм заслушивал доклады

Государственного Совета о положении в стране, направлял жалобы на министров,

Кроме того, Сенат был высшим судом по государственным преступлениям, а

Посоль­ская изба обладала правом петиции королю.

Центральным органом власти и управления был Государственный Совет, состоящий

из Общего собрания и Административного Совета. В состав Административного

Совета входили министры и другие члены по назначению короля, это был

констультативный орган короля и намест­ника по вопросам управления.

Непосредственное управление осущест­влялось правительствующими комиссиями

(министерствами):

1. вероис­поведаний и народного просвещения;

2. юстиции;

3. внутренних дел и полиции;

4. военная

5. государственных, доходов и финансов.

Комис­сии подчинялись Административному Совету.

Армия Царства Польского при сохранении польской военной формы и поль- ского

языка в управлении была преобразована по русскому образцу. Срок службы

составлял 10 лет, в мирное время численность армии сос­тавляла 30 тыс. солдат

и офицеров (т.н. "Отдельный литовский кор­пус"). Главнокомандующий польскими

вооруженными силами вел. кн. Константин формально подчинялся Военной комиссии

и Административ­ному Совету, но в действительности управлял армией

единолично.

Ц.Польское делилось на 8 воеводств, управление которыми нахо­дилось в руках

воеводских советов; в городах управление возглавляли бургомистры и

президенты. Существовали местные депутатские соб­рания, избиравшие членов

Посольской избы и местных органов управления - шляхетские сеймики и гминные

собрания. Судебная система была полностью независима от администрации.

Дли связи учреждений Царства с общеимперскими органами в Петербурге находился

министр-статс-секретарь, назначаемый импера­тором. Кроме того, комиссаром при

польском правительстве был наз­начен Н.Н.Новосильцев.

Большинство польских и русских историков сходятся во мнении, что автономия

Царства Польского по хартии 1815 г. была довольно значите­льной.

Дореволюционные авторы /В.Новодворский, Н.Кареев и др./ отмечали, что

конституционный строй Польши в 1815-1830 гг. был весьма либеральным и по своим

принципам напоминал строй английской конституционной монархии. Польский проф.

Ш.Аскенази писал, что "не подлежит сомнению, что конституция 1815 г., несмотря

на свои недостатки.... была по тем временам наиболее ирогрессивной

консти­туционной хартией в Европе"[4].

Советские авторы также оценивали ста­тус Царства Польского в этот период как

автономный. Г.Г.Писаревский на­зывал Польшу второго периода "конгрессовой",

т.е.парламентской, а В.П.Друнин указывал, что, несмотря на аристократический

характер хартии 1815 г., она в России казалась "верхом либерализма" (хотя

царская власть нисколько не гарантировала политическую независимо­сть Польши)

[5]. Такого же мнения придержи­ваются и современные историки. Л.А.Обушенкова

отмечает, что конституция предоставляла полякам определенные права, а по своему

содер­жанию она была одной из либеральнейших в Европе того времени Л.А.

Обушенкове.[6] Польский автор Ю.Бррдах

считает, что хартией 1815 г. устанавливалась польско-русская уния.

[7] К точке зрения о наличии реальной польско-русской унии при­мыкает и

русский историк С.Г.Пушкарев.[8] По

традиции период 1815-1830 гг. для Польши называют "конституционным".

Таким образом, национальная самобытность Польши и в системе управления, и в

области культуры была сохранена. После 1815 г. в культурном отношении для

Польши произошел большой прогресс. Помимо "уже существовашего Виленского

университета, в 1816 г. был основан университет в Варшаве, а также ряд высших

школ - Военная, политехническая, лесная, горная, институт народных учителей и

др., резко выросло число начальных и средних учебных заведений.

Во взаимоотношениях с русских правительством первоначально также не было

острых конфликтов. В 1818 г. император Александр 1 лично открыл заседания 4-

го Сейма, произнеся знаменитую речь: "Прежняя организация страны позволила

мне ввести ту, которую я Вам пожаловал, приводя в действие либеральные

учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот и я надеюсь

распрост­ранить, при божьей милости, благотворное влияние их на все страны,

которые промыслом даны мне в управление". Сейм принял все законо­проекты,

предложенные ему императором, за исключением проекта за­кона о гражданском

браке, и император остался доволен его деятель­ностью.

Но постепенно отношения между Сеймом и императором стали портиться. К этому

времени в национальном польском движении сформировалось два течения :

§ представители легальной оппозиции, пред­ставленные на Сейме - во

главе с братьями Б. и И. Немоевскими, стремивши­еся к упрочению и расширению

автономного статуса царства легаль­ными методами,

§ сторонники революционной борьбы за полное осво­бождение Польши от

"русского ига".

Националистические настроения еще более подогревались рядом действий русского

правительства по введению цензуры (в 1819 г.), вопреки конституционный хартии

и слухами о готовящейся ликвидации самой этой хартии под влиянием

готовящегося проекта Уставной грамоты Н.Н.Новосильцева, в котором Царство

Польское должно было стать субъектом федерации с теми же права­ми, что и у

остальных русских земель, т.е. потерять свою национа­льную самобытность. На

сейме 1820 г. были отвергнуты предложенные русским правительством Уголовно-

процессуальный кодекс и "Органи­ческий статут" /лишавший сейм права суда над

министрами/ как несоответствующие конституционной хартии. В президиум сейма

было подано 88 жалоб на неконституционные действия правительства.

Решения сейма 1820 г. вызвали резкое негодование Александра 1, одно время

даже говорившего о возможности полной отмены поль­ской конституции. Чтобы

преодолеть сопротивление легальной сеймовой оппозиции, накануне 3-го сейма

(созванного с большой отсроч­кой в 1825 г.) Александр 1 включил в конституцию

"дополнительную статью", отменявши гласность заседаний парламента, а братья

Немоевские не были допущены на сейм. Для контроля деятельности сейма были

назначены особые чиновники, обязанные присутствовать на заседаниях сейма,

Благодаря этим мерам проекты русского правитель­ства были приняты, но это

было лишь временное затишье.

Одновременно с легальной "аристократической" оппозицией в стра­не действовала

тайная революционная оппозиция. Возникали тайные обще­ства, ставившие целью

вооруженную борьбу с русским правительством: "Свободное национальное

массонство" майора В.Лукасинского, "Польское патриотическое общество" и др. В

1822 г. Патриотическое общество заключило соглашение с Южным декабристским

обществом о совместных действиях в обмен на признание его независимости и

даже. восстановле­ние суверенитета Польши над белорусско-литовскими землями.

После восстания 14 декабря 1825 г. следствие установило этот факт, но

польские заговорщики, к неудовольствию Николая 1, получили от сей­мового суда

мягкие наказания.

Новый император Николай 1 не был сторонником либеральной поль­ской конституции,

но он также не стремился к нарушению обещаний сво­его предшественника. По

конституции он должен был короноваться в Польше, подтверждая тем самым

польско-русскую династическую унию. Относясь к Польше как подвластной

территорий, он считал такую корона­цию "унижением императорского достоинства"

кроме того, такая коронация могла усилить стремление поляков к дальнейшей

автономии, Но, несмотря на это, он считал нужным упрочить связи Царства и

империи и 12-24 мая 1824 г. он короновался в Варшаве, скрепив подписью свое

обя­зательство соблюдать конституцию. Однако он отверг петицию ряда депутатов

об отмене "добавочной статьи". Собрав в 1830 г. сейм, он настоятельно

рекомендовал ему принять проект отмены гражданского брака, но этот проект был

отвергнут, а императору поданы ряд петиций об отмене прежних законоположений: о

цензоре и др. Оппозиционные настроения в крае еще более усилились.

[9]

1.2. Русское общество и Польский вопрос. Польша и декабристы.

Движение декабристов — первых русских дворянских революционеров — представляет

собой одну из славных страниц в истории России, в истории

русского революционного движения.

Движение дворянских революционеров в России было обусловлено обстоятельствами

экономического и полити­ческого развития России в первой четверти XIX в. В ту

эпоху, когда зарождалось и происходило это движение, старые феодально-

крепостнические производственные от­ношения уже становились тормозом для

развития новых производительных сил. В России назревала социальная революция,

которая должна была привести к утверждению новой, капиталистической

общественно-экономической формации. Этот процесс борьбы нового со старым

развивался в рассматриваемый нами период быстрыми темпами.

Ведущую роль в промышленности стала приобретать мануфактура. Уже сама по себе

замена простой коопера­ции мануфактурой, основанной на дифференцированном

разделении труда, представляла по существу переворот в развитии

производительных сил. Весьма важным мо­ментом в этом процессе являлось то,

что мануфактуры все более приобретали капиталистический характер, росло

применение наемного труда. Предприятия, при­меняющие вольнонаемный труд,

получали несравненно лучший производственный эффект, чем предприятия,

осно­ванные на принудительном труде крепостных. Последние не выдерживали

конкуренции с капиталистическими, разорялись и гибли. Однако развитие

капиталистических мануфактур на­талкивалось на отсутствие рынка свободной

рабочей силы, приток которой из деревни сдерживался крепостни­ческими

отношениями.

С другой стороны, крепостническое сельское хозяйство находилось в состоянии

все углублявшегося кризиса. Его развитие сковывалось теми же противоречиями.

Деревня все более втягивалась в рыночные отношения, сельское хозяйство

постепенно теряло свой натуральный характер. Стремясь увеличить

продуктивность сельского хозяйства и удовлетворить потребности промышленности

и торговли в хлебе и сырье, помещики прибегали к усиле­нию эксплуатации

крепостных крестьян: увеличивали барщину, оброк, расширяли бар­скую запашку

за счет крестьянской земли. Это не давало желаемых результатов, так как у

крестьян все мень­ше времени оставалось для обработки собственного на­дела, и

сельское хозяйство все больше приходило в упадок.

Выход из кризиса был в ломке феодально-крепостни­ческих устоев, в

освобождении крестьян от феодальной зависимости. Но решение этой исторической

задачи натал­кивалось на естественное сопротивление феодалов-крепост­ников.

Нужна была общественная сила, которая бы могла разрушить отживающий строй.

Такой силы в России того времени не было.

Такой силой не могла стать русская буржуазия. Вследствие того что Россия

сравнительно поздно всту­пила на путь капиталистического развития, русская

про­мышленная буржуазия была еще слаба. К тому же рус­ские промышленники и

купцы сами были тесно связаны с землей и, кроме того, пользовались

значительными при­вилегиями, в виде высоких ввозных пошлин, охранявших их от

ино­странной конкуренции, в виде права на владение посес­сионными

предприятиями, на которых использовался дешевый труд приписанных к ним

крестьян. Внешняя по­литика царского правительства также учитывала интересы

буржуазии и давала возможность русскому капиталу расти «вширь», распространять

предпринима­тельскую деятельность на новые территории.

[10]

Основной антифеодальной силой являлось крестьян­ство, которое не раз

поднималось на открытую вооружен­ную борьбу. Наиболее крупными были восстания

под руководством Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Но крестьянские

восстания в силу своей неорганизован­ности не могли сломать старый строй,

хотя и расшатывали его.

Жестоко подавляя антифеодальное движение, проявляв­шееся в форме крестьянских

и солдатских волнений, российский чиновничий аппарат одновременно подавлял

всякое проявление свободомыслия. В этих условиях формиро­валась и развивалась

антифеодальная идеология, заро­дившаяся в среде наиболее прогрессивных

представителей дворянства, которые сумели подняться выше интересов своего

класса и выступили против монархии и крепо­стничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты