Лекция: История Отечества - краткий курс

майората - запрет на продажу любых дворянских земель­ных владений. Остальные

члены рода должны были нести обязательную службу в государст­венных

учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба

ста­новилась единственным источником благосо­стояния. Служебная карьера

зависела от лич­ной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного

образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям же­ниться, если они не

постигли основы наук. Бо­лее почетна была военная карьера, которую дворянские

сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей

в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить

хотя бы младший офицерский чин. Граждан­скую службу предписывалось также

начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянст­во стало особым

привилегированным сослови­ем, всецело зависящим о государства и царя. Введенная

в январе 1722 года «Табель о рангах» еще более упорядочила и

регламенти­ровала службу:

· разделила службу на гражданскую, при­дворную, военную;

· ввела систему иерархии чиновников (14 классов);

· укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и

за­слуг);

· создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять

следую­щий ранг можно было пройдя все предыду­щие.

«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в

дворян­ское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII

класс возводил личного дворянина в потомственное дворян­ство. Особенно быстро

можно было сделать карьеру в армии.

Стремление упорядочить жизнь податных сословий, увеличить

государственные доходы, обеспечить реализацию реформ нашло свое отражение в

следующих правительственных распоряжениях:

• Крестьянство было разделено на две основ­ные группы: крепостных и

государствен­ных; институт холопства ликвидирован - холопы вливались в

число крепостных кре­стьян; государственные крестьяне - лично свободное

сельское население;

•Посадское население, состоящее из купцов и ремесленников, было

распределено по гиль­диям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему

государственным учреждением.

•«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод

превратили духовенство в служилое сословие, в от­расль государственной

структуры. Священ­ники обязаны был доносить светской влас­ти о настроениях

народа, поддерживать и укреплять политику государства.

Усиление налогового гнета, противоречи­вость указов, регламентация выбора

занятия, ограничение свободы передвижения приво­дили к конфронтации различных

социальных слоев.

Экономические преобразования.

Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономи­ческого отставания

России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься

реформированием промышленнос­ти и приоритет отдает тем ее отраслям, которые

были необходимы для снабжения и вооруже­ния армии и флота. Равнодушный к

роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышлен­ность на службу

государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами

минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и

привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то

каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в

конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое

десятилетие XVIII века на Урале со­здаются металлургические казенные заводы;

Одновременно строятся мануфактуры и в лег­кой промышленности. На казенной

основе в Москве возникают Ка­натный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный

дворы, строятся суконные, стеколь­ные, пуговичные мануфактуры. Позднее

про­мышленное строительство развивается и в Пе­тербурге, и других областях

России. Российская промышленность первой чет­верти XVIII века имела свои

особенности:

1. Практически все мануфактуры были госу­дарственными и создавались за счет

бюд­жета.

2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в

промышленности.

3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продук­ции, так как заказчиком выступало

госу­дарство.

4. В промышленности практически отсутство­вала естественная конкуренция.

5. Мануфактуры строились максимально близ­ко к источникам сырья; к их

организации привлекали опытных русских и иностран­ных специалистов.

6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных

крестьян, получивших название «посессионных»

Российское правительство проводило поли­тику меркантилизма, т.е.

устанавливало приоритет национальной промышленности и тор­говли, и

протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной

промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.

Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое

дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации.

Развитием промышленности ведала Ману­фактур-коллегия. С 1710-х годов

правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает

часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719

году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России,

независи­мо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы.

Владельцу вновь основан­ного предприятия предоставлялись привиле­гии на

разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа

полезнос­ти государству, порой даже нарушая права соб­ственности. Практически

все частные мануфактуры вы­полняли государственные заказы, их действия

регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это

был рывок в процессе формирова­ния русской буржуазии.

Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтий­скому морю,

экономическая программа меркан­тилизма и протекционизма способствовали

раз­витию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок

и их товаро­оборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка.

Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также

основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие

пошлины на загра­ничные товары, принятый в 1724 году Покро­вительственный

тариф ограничивали ввоз ино­странных товаров и поощряли вывоз русских за

границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако

государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е.

исключи­тельное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за

достаточно высокую сумму де­нег государство передавало «откупщину» -

право торговли товаром, на который была на­ложена государственная монополия —

купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы

и повиннос­ти, платили прямые и косвенные налоги. Госу­дарственными органами,

которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный

магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за гра­ницу систему торговых

купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия

вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес,

кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импорти­ровали в Россию краски, вина, шелк,

пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал

Санкт-Петербург.

Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались

за счет многочисленных налогов: прямых (об­щественных и чрезвычайных) и

косвенных — на рыбную лов­лю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не

хвата­ло. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г.

единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить

бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родствен­ников,

соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать

единицей обложения не двор, а мужс­кую душу, независимо от возраста и

трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая

продолжа­лась несколько лет, так как помещики не торопились пода­вать сведения

и утаивали численность крестьян. Была прове­дена ревизия результатов первой

переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили

название ре­визий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские

сказки»), должны были платить подушную по­дать.

Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.

С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей

приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, назы­вавшаяся также

Консилией министров, которая пред­ставляла собой боярскую комиссию из числа

думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное

руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в

1711 г. Пра­вительствующего Сената высшего государственного

учреждения с чрезвычайно широкими административны­ми, судебными, а иногда и

законодательными прерогати­вами. Его создание было связано с отъездом Петра из

столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов.

Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами

Боярской думы и еще трое бы­ли из дворян. Сенатские решения принимались

коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов.

Огромным делопроизводством ведала канце­лярия Сената, возглавляемая

обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма

ши­роки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и

Поместного приказов, он ведал явкой дво­рян на службу и заботился о сборе и

расходовании госу­дарственных средств. Он также являлся органом надзора за

разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на

местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они

доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве,

наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в

структуру Се­ната. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная

палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух

сенаторов. Петр по­ощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным

властям и даже ответственности за ложные на­веты. Сенат был руководящим

контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715

г. за работой Сената следил сенатский гене­рал-ревизор (надзиратель

указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с

1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех

других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал рабо­ту Сената, его

аппарата, канцелярии, принятие и испол­нение всех его приговоров, их

опротестование или приостановление.

Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю,

подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его

статус как высшего государст­венного учреждения империи. Сенат стал послушным

орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось

слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела

необходимость коренным образом перестроить всю систему централь­ных

государственных органов. Взамен сложного и непо­воротливого аппарата приказов

и канцелярий с их рас­плывчатыми функциями и параллелизмом в работе был

разработан проект создания центральных ведомств с чет­ким разграничением сфер

управления.

Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела

колле­гии, созданные на основе изучения иностранного опыта

организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах

решения принимались кол­лективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим

разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими,

«государственными», явля­лись три коллегии: Коллегия иностранных дел,

Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий

занималась финан­сами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор

дохо­дов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а

Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование ка­зенных средств.

Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех

коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и

организацией торговли, Берг-коллегия занималась гор­ным делом,

Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную

систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созда­ны

две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вот­чинная коллегия,

регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией

являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими

сословиями. Его пред­шественницей была Бурмистерская палата в Москве,

со­зданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе

неудачной реформы городского самоуп­равления. Главный магистрат стоял во главе

городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих но­вых учреждений

являлось исполнение административ­но-полицейских и судебных функций в городах.

Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.

Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других

по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор.

Политическим сыском на протяжении всей Петров­ской эпохи (с 1695 по 1729 г.)

занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также

созданная в Пе­тербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая

коллегия руководствовалась собст­венным регламентом, но в 1720 г. был

издан обширный «Генеральный регламент» — устав граждан­ской

государственной службы, детально определявший их единообразное организационное

устройство и поря­док деятельности обновленного административного ап­парата.

Наряду с укреплением центрального аппарата управ­ления еще раньше началась

реформа местных учрежде­ний. Вместо воеводской администрации 1708—1715

гг. была введена губернская система управления. Первона­чально страна была

разделена на восемь губернии: Мос­ковскую, Ингерманландскую (позднее —

Петербург­скую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую

и Сибирскую. Затем были образова­ны еще четыре губернии. Во главе губерний

стояли гу­бернаторы, в руках которых находилась вся полнота

ад­министративно-полицейской и судебной власти. В по­мощь губернатору были

приданы чиновники, руководив­шие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо

воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12

ландратов, избираемых дворя­нами, но уже на следующий год ландраты превратились

в назначаемых чиновников, которые управляли новыми

административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г.

Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна

была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии

сохра­нились, но в руках губернаторов оставались только воен­ные и судебные

дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией

губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во

главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных

учрежде­ний влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние и

верхние суды. Во главе надворных судов стояли губер­наторы. Однако уже к

1722 г. нижние суды были упразд­нены, а надворные просуществовали лишь до 1727

г. По­пытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.

Вопрос №22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. - со смерти Петра I) в России начинается

эпоха дворцовых переворотов — сме­на царствующих особ, которая сопровождалась

ожесточен­ной борьбой между различными группировками придвор­ной знати. В 1722

г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике

престола отдавался на рас­смотрение «правительствующего государя». Поскольку

Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол,

должен был принимать Се­нат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за

ца­ревича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меньшиков, Тол­стой и др.) возвела

на престол жену Петра Великого -. Екатерину I. Большую роль в этом

сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории.

Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управ­лению государством.

Неограниченное влияние на императри­цу оказывал Меньшиков. Он стал

фактическим правителем Рос­сии. Своеобразным компромиссом между группировками

знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управле­ния

государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек

(Меньшиков, Апраксин, Толстой, Голицын, Головкин, Остерман). Сенат и коллегии

ставились под надзор этого органа. Тайный совет уменьшил подушный сбор с

населения, дал пра­во торговли дворянам. В мае 1727 г. умерла Екатерина I.

Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра,

сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жиз­ни,

страной фактически правил Меньшиков, указом императо­ра он назначил себя

генералиссимусом. Меньшиков рассчиты­вал выдать свою дочь Марию замуж за Петра

II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман

восстановили Петра П против светлейшего князя. Мен­ьшиков был арестован,

низложен по решению Верховного тай­ного совета и вместе с семьей сослан в

сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев

Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II на­кануне

свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Рома­новых по мужской линии

пресеклась. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре прави­теля

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты