Лекция: История Отечества - краткий курс

Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей

тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект

польской конституции, использовался и проект Сперанского. В резуль­тате был

создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота

Российской империи». Проект сохранял доми­нирующее положение монарха во

всех облас­тях государственного управления. Новым бы­ло создание двухпалатного

парламента, в который депутаты частично назначались ца­рем, частично выбирались

на основании много­ступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и

свобод и федеративное го­сударственное устройство. Однако ничего подобного

обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Алек­сандр не только

отказывается от преобразова­ний, но начинает проводить все более и более

консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного

А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением гото­вившего как проект отмены крепостного

пра­ва, так и введение военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости

об­легчить положение крепостных крестьян, в ре­шении крестьянского вопроса был

избран путь постепенных частных изменений существую­щей системы взаимоотношений

крестьян и по­мещиков:

· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам

поку­пать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного

труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать

кресть­ян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия.

Освобожденные крес­тьяне переводились в новое сословие, зани­мавшее

промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами.

Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в

обяза­тельствах.

· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр

неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса.

В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних

формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-де­нежных

отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение

крепостного права оказывалось экономиче­ски невыгодным. Крестьяне получили

лич­ную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и

Черни­говской губерний выступить с просьбой об­судить вопрос об отмене

крепостного права не удалась. В русских землях ничего похо­жего сделано не

было.

Более поздние проекты крестьянской ре­формы, разработанные А.А. Аракчеевым и

Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секрет­ности, так и остались лишь на

бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую

эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противника­ми отмены

крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образова­ния. Россия испытывала

острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д.

Усложнялось государственное управ­ление, росли промышленность и торговля,

появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало.

Поэто­му основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить

образование сво­бодным людям из низших сословий, а затем привлечь их к

государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре

ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные

округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать

учебными программа­ми и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых

университетов и два привиле­гированных учебных заведения для дворян —

Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась

автономия, были выделены большие средства для созда­ния низших звеньев

образовательной систе­мы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области

просвещения также претерпела зна­чительные изменения и оказалась в общем русле

нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление

цензуры, преобразование Министерства про­свещения в Министерство народного

просве­щения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора

синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и

ликвидация универ­ситетской автономии. Усилилась сословность образования: в

гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские учили­ща. В

учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.

Вопрос №28. Движение декабристов.

Общеизвестно, что толчком к формирова­нию взглядов декабристов стала

Отечествен­ная война 1812 г. и заграничные походы рус­ской армии. Вместе с тем

необходимо учитывать, что в движении декабристов при­нимали участие наиболее

образованные, твор­чески мыслящие, деятельные представители дворянского

сословия, составляющие интел­лектуальную элиту России. Первое поколение

российских революционеров рассматривало вооруженное выступление против власти

как меру вынужденную, обусловленную медли­тельностью правительства,

запаздывающего с реформами. В этом плане представляет инте­рес эволюция

взглядов декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и

методов деятельности. Если первоначально члены «Союза спасения»

тайной декабрист­ской организации, возникшей в 1816 г., стави­ли своей целью

изменение существующего строя (введение конституции и отмену крепо­стного

права) путем вооруженной борьбы и на­силия над властью, то «Союз

благоденствия», существовавший в 1818-1821 гг., своей зада­чей считал

«борьбу за общественное мнение», т.е. стремился подготовить русское общество к

принятию реформ, обещанных царем.

Следующим шагом на пути развития декаб­ристского движения стало создание двух

тай­ных обществ - Северного в Петербурге во гла­ве с Н. Муравьевым

и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К

1821-1822 гг. будущие декабристы оконча­тельно убедились в том, что

правительство Александра I отказалось от осуществления обе­щанных

преобразований и вернулись к перво­начальной тактике вооруженного переворота. В

концентрированном виде взгляды декабрис­тов были изложены в двух программных

доку­ментах - «Русской Правде» П.И. Пестеля и Конституции Н.

Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного

права, наделение крестьян зем­лей, введение гражданских прав и свобод,

ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы

государственного уп­равления на основе разделения властей и ре­шения

национального вопроса. Реализация этих идей превращала Россию в государство,

подобное европейским, открывала дорогу ка­питалистической модернизации,

достаточно радикально ликвидировав феодальные отно­шения. Но подходы к решению

обозначенных проблем у авторов были разные: Пестель пред­лагал радикальный

вариант преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение рес­публики при

сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью;

унич­тожение сословий и введение единого граждан­ского статуса для всех

народов, населявших Россию.

Политическую самостоятельность Пе­стель предусматривал только для Польши.

По­лучение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым цензом.

Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось частичное

сохранение земельной соб­ственности помещиков, а из конфискованных излишков

создавался общественный фонд для наделения землей нуждающихся крестьян. Н.

Муравьев предлагал умеренный вариант преобразований: сохранение монархии и

превращение царя в главного государственного служащего, обладающего

исполнительной властью и получающего жалование. Для принятия законов вводился

парламент, депутаты ко­торого должны были избираться на основе имущественного

ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие

постоянное место жительства, обладавшие дви­жимой и недвижимой

собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие «в услужении». Иначе

решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после освобождения

на­делять крестьян двумя десятинами пахотной земли и усадьбами. Россия

преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х областей с са­мостоятельным

управлением.

В 1825 г. после смерти Александра I сложи­лась уникальная ситуация междуцарствия

в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться

случаем с переприсягой и назначили выступление на 14 декабря. Они

планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ, об

отмене неограниченного самодержавия в проведении серии реформ. Но восстание

декаб­ристов окончилось неудачно. Заговорщики бы­ли арестованы и после суда

руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин,

С. Муравьев-Апостол) были казнены, а 120 рядовых участников от­правлены в

ссылку и на каторгу.

Таким образом, во второй половине царст­вования Александра I самодержавие

впервые столкнулось с организованной политической оппозицией. Отсутствие

политических свобод, диалога власти и общества, привело к тому, что всё

большее количество людей начинает приходить к выводу, что насилие против

дес­потизма оправдано и неизбежно. В то же время декабристы, принявшие

тактику вооруженно­го переворота, стремились свести насилие к минимуму и

рассматривали его как меру вынужденную. Но также, как и реформаторов,

революционеров первого поколения постигла неудача. Несмотря на наличие целого

набора аргументированных идей, программ, проду­манную стратегию и тактику

борьбы, давав­шую надежду на успех, декабристы не достиг­ли цели. Одной из

главной причин подобной ситуации можно считать неготовность общест­ва в целом

к столь глубоким по внутреннему содержанию переменам.

Вопрос №35. Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века. Политика

консервативной стабилизации.

После убийства царя Александра II 1 марта 1881 г. к власти пришел Александр

III. Тради­ционно его внутриполитический курс принято оценивать как

консервативный. За первые два года правления (1881- 1883 гг.) ушли в от­ставку

все сколько-нибудь либерально наст­роенные министры. Политику правительства

стали определять такие люди, как К. П. Победонос­цев, М. Н. Катков,

Д. А. Толстой, В.П. Мещерский, стремившиеся вернуться к старым,

дорефор­менным устоям — сословности, опоре на дво­рянство, усилению

единоначалия в местном управлении. Поскольку объективно курс пра­вительства вел

к пересмотру многих положе­ний реформ, то в публицистике и исторической

литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название

контрре­форм. Они коснулись, прежде всего, сферы ме­стного самоуправления и

суда. Важнейшими из них были:

• отход от принципов судебной реформы;

• введение института земских начальников и нового земского положения;

• реформа городского самоуправления;

• мероприятия в сфере образования и печати.

В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены некоторые положения

су­дебной реформы:

• в начале 70-х годов следствие по государст­венным преступлениям было

передано кор­пусу жандармов, а дела по ним рассматри­вались в более высокой

инстанции — особом присутствии Сената с участием представи­телей различных

сословий;

• в 1889 г. по положению о земских участко­вых начальниках был отменен

мировой суд. Вместо него губернатор назначал земского участкового начальника

с широкими судебно-административными полномочиями.

аким образом, нарушались два важней­ших принципа судебной реформы -

независи­мость суда от администрации и выборность су­дей представителями всех

сословий

Т.

Земская и городская контрреформы были проведены в 1890 и 1892

гг. Для выборов в зем­ства устанавливались сословные курии, изме­нялся

состав земских собраний за счет назнача­емых сверху представителей. Губернатор

получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. Городская

контрре­форма также предусматривала сужение круга выборщиков за счет введения

имущественного ценза. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился

административный контроль над ними, уменьшился круг вопросов, подлежащих

компетенции дум. Та­ким образом, контрреформа в сфере местного управления и

суда привели к усилению контро­ля над выборной властью со стороны государст­ва,

увеличению в них дворянского представи­тельства, нарушению принципов выборности

и всесословности в их деятельности. Традиционно реакционными оказались и

мероприятия правительства в отношении пе­чати и системы образования:

•утверждены «временные правила» о печа­ти, устанавливавшие надзор за прессой

со стороны администрации;

•усилилась карательная цензура;

• были закрыты Высшие женские курсы;

• была ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение;

•в 1887 г. появился знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях», прямо

запрещавший принимать в гимназии представителей низ­ших сословий.

Единственной сферой, в которой разреша­лись преобразования, оставалась

экономика, Особого внимания в этой связи заслуживает де­ятельность Н.Х.

Бунге, министра финансов в 1881-1886 гг., и С.Ю. Витте, занимавшего

этот пост в 1892-1903 гг.

Таким образом, внутренняя политика само­державия в 80-90-х гг., по одним

оценкам, рас­сматривается как реакционная, по другим - как консервативная. В

ней в полной мере про­явилось стремление партии власти сохранить незыблемыми

основы государственного строя, Преобразования в экономике были связаны

главным образом с интересами внешнеполити­ческими и с личностями занимавшихся

этим людей.

Вопрос №29. Внешняя политика России в первой четверти XIX века.

Внешнеполитическая ситуация, в которой к началу XIX в. оказалась Россия, была

непро­стой. В Европе основное соперничество развер­нулось между Англией и

Францией, в которой победила революция и была установлена рес­публика. В 1804

г. к власти во Франции пришел генерал Наполеон Бонапарт - начался период

наполеоновских войн за мировое гос­подство. Россия была втянута в

противоборст­во Франции с центрально-европейскими монар­хиями на стороне

последних и совместно с австрийской армией потерпела поражение под Аустерлицем

в 1805 г. Австрия вышла из вой­ны, а Россия продолжила борьбу в составе но­вой

антифранцузской коалиции (Англия, Пруссия, Швеция, Россия). В результате

пора­жения под Фридландом в 1807 г. Россия пош­ла на заключение мира. Александр

I встретил­ся в Тильзите с Наполеоном и подписал мирный договор, по условиям

которого отка­зывался от активной политики в Западной Ев­ропе, получая в

качестве «сферы влияния» север и юго-восток европейского континента. Кроме

того, Россия присоединилась к конти­нентальной блокаде, с помощью

которой На­полеон хотел расправиться с Англией, что бы­ло крайне невыгодно для

нее экономически и политически. Еще одним следствием пораже­ния союзников,

прямо касавшимся России, стало создание герцогства Варшавского — про­тектората

Франции и фактического плацдарма для нападения на Россию. Из других важных

событий до 1812 г. сле­дует отметить присоединение Финляндии по­сле

русско-шведской войны 1808-1809 гг., русско-турецкую войну 1806-1812 гг., по

ко­торой Россия получила Бессарабию, и русско-иранскую войну 1804-1813 гг.

Отечественная война 1812г.

Крупнейшим событием русской истории на­чала XIX в., имевшим общеевропейское

значе­ние, была Отечественная война 1812 г. Россия стояла на пути

Наполеона к мирово­му господству, и поэтому русско-французские отношения быстро

ухудшались. Несмотря на Тильзитский договор, Россия проводила само­стоятельную

внешнеполитическую линию. На­полеон обвинил Александра в нарушении

кон­тинентальной блокады и предпринял ряд ответных мер: повышал таможенные

пошлины на ввозимые товары; укреплял и расширял территорию герцогства

Варшавского, вел дип­ломатическую игру. Так с 1811 г. обе стороны стали

готовиться к войне. Она началась 12 ию­ня 1812 г., когда армия

Наполеона в составе 600 000 человек начала переправу через Не­ман. Для России

ситуация осложнялась тем, что русская армия, находящаяся у западной гра­ницы,

была разделена на три части под коман­дованием трех полководцев: М.Б.

Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Томасова. Общая численность трех армий

составляла чуть более 200 000 человек. Началось дли­тельное отступление, в ходе

которого русские войска шли на соединение, не давая разбить се­бя поодиночке. К

концу июля у Смоленска первая и вторая русские армии соединились, со­рвав

попытки закончить войну в генеральном пограничном сражении.

После битвы под Смоленском отступление все тяжелее сказывалось на моральном

состоя­нии русской армии, подрывая ее боевой дух, Александру ничего не

оставалось делать, как решить наконец вопрос о едином командова­нии. С неохотой

он назначил главнокомандую­щим М.И. Кутузова, который в мае 1812 г. блестяще

завершил войну с Турцией и добился крупного дипломатического успеха при

подпи­сании мирного договора. Прибытие Кутузова в армию стало первым радостным

событием за долгое время отступления. Генеральное сражение было решено дать

не­далеко от Москвы у села Бородино при пример­но равном соотношении

сил. Оно состоялось 26 августа 1812 г. и стало яркой страницей в

исто­рии русского военного искусства, продемонст­рировало высокие боевые

качества армии и во­лю к победе. 1 сентября в дерев­не Фили состоялся военный

совет, на котором было принято решение оставить Москву с це­лью сохранения

боеспособной армии. 2 сентяб­ря войска Наполеона заняли древнюю столицу, Почти

сразу же в городе, оставленном боль­шинством жителей, ушедших вместе с армией,

начались пожары. Трижды Наполеон посыла предложения о начале мирных

переговоров, но Александр отказывался их обсуждать. Русская армия отошла к

Тарутину и стала там лагерем, прикрывая оружейные заводы и дорогу в не

разграбленные районы страны. Получив подкреп­ление и продовольствие, отдохнув,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты