Лекция: История Отечества - краткий курс

В 1686 г. условия Андрусовского перемирия подтвердил «Вечный мир»

с Польшей, предусматривающий совместные действия против возможной

турецко-татарской агрессии.

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

На севере западном

направлении важнейшим вопросом внешней политики было возвращение России выхода

на Балтику. В 1656-1658 гг. началась русско-шведская война. Несмотря на

первоначальные успехи, России не удалось добиться быстрой победы. Возобновление

русско-польской войны (1658 г.) вынудило правительство заключить Валисарское

перемирие со Швецией. Однако Швеция, использую внешнеполитические промахи

Москвы, заставила Россию пересмотреть статьи перемирия и заключить Кардисский

мир. По его условиям Россия отказывалась от всех своих завоеваний на Балтике,

так и не достигнув желаемого.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В первой половине XVII в. Россия сосредоточила усилия на строительстве

оборонительной линии и крепостей для защиты от нападения крымских татар: в 40-е

гг. XVII в. сооружена новая «засечная черта» из 29 крепостей. В 1641 г.

отряд донских казаков захватил по своей инициативе крепость Азов и, закрепившись

в ней, обратился за помощью к Москве. Учитывая неподготовленность России к

войне с Османской империей, Земский собор отказал казакам в поддержке, Азов был

оставлен (это событие вошло в историю под названием «Азовское сидение»).

Однако ко второй половине XVII в. столкновений с Османской империей не удалось

избежать. Летом 1667 г. впервые началась русско-турецкая война (1677-1681

гг.). 120-тысячное войско двинулось на Чигирин. Осада турками этой крепости

закончилась для них бесславно — бегством. Но летом 1678 г. начался

новый поход 200-тысячного войска турок и татар на Чигирин. В этот раз город был

взят, однако совместное русско-украинское войско (120 тыс.), дав несколько

ожесточённый сражений, заставило турок отступить. В 1681 г. было

заключено Бахчисарское перемирие России с Крымом сроком на 20 лет, с

условиями:

• земли южнее Киева, Подолия оказывались под властью Турции;

• Турция признавала право России на левобережную Украину и Киев. В 1684 г. была

образована антитурецкая веницианско-астро-польская «Священная лига».

Россия примкнула к лиге (1686 г.) на условиях «Вечного мира» с Польшей.

Союзнические обязательства вынудили Россию вести военные действия против

Крымского ханства. Русские войска во главе с В. В. Голицыным начали

Крымские походы:

• 1687 г. Жажда, голод, болезни, страшный степной пожар (татары

подожгли степь перед наступающими) не позволили князю Голицыну дойти даже до

Крыма. Однако этот крайне неудачный для русских поход оказался полезен Речи

Посполитной: занятый обороной своих рубежей, крымский хан не пришёл на помощь

Турции, воевавшей с Польшей.

• 1689 г. 100-тысячное войско под командованием В. Голицына достигло

Перекопа. Но переправиться в Крым князь так и не решился. Столь бесславно

закончившиеся Крымские походы показали военную слабость России и необходимость

реорганизации армии.

Вопрос №18. Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки

преобразований. Начало государственной деятельности Петра I.

Предпосылки, цели и характер петровских реформ.

Ис­токи преобразований эпохи Петра Великого следует ис­кать в предыдущем,

XVII столетии. В результате деятель­ности первых Романовых был преодолен

глубочайший социально-экономический и политический кризис госу­дарства и

общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась

тенденция европе­изации России, а также четко обозначились предпосылки

будущих реформ. Важнейшими из них явились:

· активиза­ция внешней политики и дипломатической деятельности российского

государства;

· интенсивное развитие внутрен­ней и внешней торговли;

· реформирование и совершенство­вание финансовой и налоговой систем;

· переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с

использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.

Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция

к абсолютиза­ции верховной власти, дальнейшее укрепление российско­го

самодержавства, что выразилось в легитимизации титу­ла «самодержец»,

укреплении административной центра­лизации, отмирании Земских соборов как

органов со­словного представительства и др. Огромное значение имело также

оформление общегосударственного законо­дательства с учетом евро­пейских

законодательных актов и дальнейшее совершен­ствование кодификации. Среди

ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать

ре­организацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков

иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в

полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло

постепенное размежевание российского общест­ва под влиянием

западноевропейской культуры и цер­ковной реформы Никона, появление в нем

националь­но-консервативного и западнического течений.

Начало царствования Петра I.

После государственного переворота в августе 1689 г. власть в стране перешла к

сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (фор­мально делившего власть со

своим братом, сыном Алек­сея Михайловича от Марии Милославской царевичем

Иваном, до смерти последнего в 1696 г.). Петр, став пос­ле отстранения Софьи

самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к

государственным делам. Фактическое же управление страной осуществля­ли

родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной —

П. К. Нарышкин, Т. Н. Стрешнев, Б. А. Голицын, а также родственники первой

жены Петра Е. Ф. Лопухиной. Сам же царь предпочитал прово­дить время в

«нептуновых да марсовых потехах»: устраи­вал военные учения и маневры, строил

«потешные» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.

В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и

энергичными помощниками и специ­алистами, особенно в военной области. Среди

«служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе, выделялись

ближайший друг царя Ф. Лефорт, опыт­ный генерал П. Гордон, талантливый

инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно форми­ровалась

сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую

административную карьеру: А. М. и Ф. А. Головины, Г. И. Головкин, братья П.

М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков, А. А. Курба­тов, А. И. Репнин. С их

помощью Петр устраивал манев­ры «потешных» войск (будущих гвардейских полков

— Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению

отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду

неболь­шой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в

последующие два года Петр со своими прибли­женными дважды совершал длительные

поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало

стро­ительству первых русских морских судов.

Первые самостоятельные акции Петра: Азовские похо­ды и Великое посольство.

За петровскими военными за­бавами скрывались далеко идущие планы добиться

выхо­да России к морю. Внешняя торговля через Архангель­ский порт из-за

короткой зимней навигации не была круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к

Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских по­ходов, в которых

потерпел неудачу князь В. В. Голицын. Первый Азовский поход начался весной

1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораб­лях

по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили

к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских

войск, но главным недостатком явилось отсутствие фло­та, способного изолировать

крепость с моря, откуда гар­низон Азова беспрепятственно получал подкрепления.

Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому по­ходу. В Воронеже началось

строительство первого рус­ского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23

галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное рус­ское войско в мае

1696 г. вновь осадило Азов. После бло­кады с моря 19 июля крепость, не

дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить

порт. Главный положительный результат Азов­ских походов состоял в том, что

Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский

по­луостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в

другие моря был для России по-преж­нему закрыт. Керченский пролив, Босфор и

Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России

было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два

года) на средства купцов и помещиков. Одновременно России необходимо было найти

в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской

дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и

Венецией и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других

европейских государств, прежде всего морских Держав — Голландии и Англии. Так

родилась идея Вели­кого посольства (март 1697 — август 1698 г.),

которое должно было посетить столицы ряда европейских госу­дарств. Великими

послами были назначены генерал-ад­мирал ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин,

начальник Посольского приказа и думный дьяк П. Б. Возницын. Всего в посольство

вошло 250 человек, в том числе 35 во­лонтеров (среди которых под именем Петра

Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораб­лестроению на

зарубежных верфях. За полтора года пре­бывания за границей Петр с посольством

посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с

владетельными князьями и монархами, изу­чал корабельное дело и другие ремесла.

Пришедшее ле­том 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте

вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время

складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели

Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим

странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на переми­рие с Османской

империей, заключение которого состо­ялось в Карловцах. Однако Великое

посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он

ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней

политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией

за облада­ние Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней

политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени

с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к

войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и

социаль­но-экономических реформ, которые и определили в ко­нечном счете облик

Петровской эпохи.

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота,

совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17

июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина

стала полно­властной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать

четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не

только стала русской Государы­ней, но, имея перед глазами опыт осуществле­ния

переворота, сумела так построить внутрен­нюю политику, что еще при жизни ей

было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину

заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя

стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и

восхищения умение молодой императрицы ре­шать сложные проблемы государственного

уп­равления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально

почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так

или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др.

- влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и

Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с

трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и

управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с

Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха

в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды,

почерпнутые у просветителей, в огромном самодержав­ном государстве,

основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не

терпевшего ущемления своих интересов. Най­ти равнодействующую между целями

власти и привилегированным сословием было не про­сто. Тем не менее,

мероприятия первых лет цар­ствования Екатерины традиционно связывают с

проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для

аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам

дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших

укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на

Ук­раине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей

самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в ком­петенцию

верховной власти и для упорядоче­ния его работы, Екатерина разделила Сенат на

6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом,

лишенным зако­нодательных прав. Четыре петербургских и два московских

департамента Сената станови­лись самостоятельными учреждениями со сво­им

кругом дел и своей канцелярией, что разру­шало единство Сената и ослабляло

его. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных

актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и

прежде всего:

· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

· указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и

церковных земель (се­куляризация);

· запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

Но самым примечательным событием нача­ла екатерининской эпохи, безусловно, стала

работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европей­ских

философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина

пришла к выводу о том, что порядок и стабиль­ность в государстве, благоденствие

подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою

непосредственную зада­чу она видела в создании новой, более совер­шенной

системы законодательства взамен ар­хаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой

целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии.

Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г.

вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных

Земских Соборов из представите­лей разных сословий. Работа комиссии была

гласной и проходила под контролем императ­рицы. Депутаты наделялись целым рядом

льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии

ограбление, избиение и убийство де­путата карались удвоенной мерой наказания.

Выборы в комиссию были почти всесослов­ными. 53% населения России - крепостные

крестьяне - депутатов не выбирали (счита­лось, что их представляют

помещики-владель­цы). От дворян выбирался один депутат от уез­да, от горожан -

один от города (независимо от числа жителей), от государственных кресть­ян -

один от каждой провинции. От централь­ных государственных учреждений также

по­сылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие

монас­тырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и

Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в ко­миссии

составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Со­борами

стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального

применения в работе комиссии собранный та­ким образом материал не нашел, в нем

были представлены интересы и требования предста­вителей различных сословий. Для

работы ко­миссии императрица составила «Наказ», в ко­тором излагала свои

взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав,

написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и

Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения

«Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15

частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался

и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в

дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г.,

частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был

принят.

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г.

Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать

рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные

работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №19. Социально-экономические преобразования ПетраI.

Социальная политика

На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию

системы привлечения людей на службу государству. Царь, считая себя

«работником» в государстве, подобного ожидал и тре­бовал от граждан своего

государства, независи­мо от сословной принадлежности. Дворянское сословие

в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Про­изошла его

консолидация в замкнутую приви­легированную структуру, зависимую от монар­ха и

обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей

(до 1762 года), душевладением и освобождалось от мно­гочисленных податей.

«Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с

экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской

вотчиной. Па­раграфы этого указа предписывали передавать земельную

собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты