Лекция: История Отечества - краткий курс

Польшу. В памяти народа сохранились имена русских патриотов — Минина,

Пожарского. Военные действия против шведов велись до 1618 г.

Вопрос №14. Социально-экономическое развитие России в XVII

веке. Уложение 1649 года. Окончательное оформление крепостного права и

сословного строя.

Социальная структура общества

Социальная структура российского общест­ва XVII в. соответствовала

феодально-крепост­нической государственности России. Важным слоем

господствующего сосло­вия было боярство - потомки бывших вели­ких и

удельных князей. Сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю, занимали

руководящие должности в государстве. Дворяне составляли высший уровень

госу­даревых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями по

наследственному пра­ву, при условии продолжения службы их деть­ми; к середине

века именно они стали опорой царской власти. К началу XVII в. в России

сложилась строгая система иерархии высших слоев государства. Единственным

дворянским наследствен­ным титулом был титул князя, остальные

чи­ны не наследовались, а присваивались и перво­начально означали

должность, но постепенно утрачивали свое служебное значение. Наиболее точно

отражали свое изначальное служебное (военное) значение чины стрелецко­го

войска: командир полка — полковник; ко­мандиры отдельных отрядов —

полу полковник, голова, сотник. Офицерские звания европейского образца

(капитан, генерал) встречались лишь в «пол­ках нового строя» и присваивались

офицерам-иностранцам. В XVII в. еще большинство чинов не имело четкого деления

по роду деятельности. Выс­шими считались чины думные (приближен­ные

царя):

• думный дьяк;

• думный дворянин;

• окольничий;

• боярин.

Служебное усердие позволяло думному дво­рянину получить окольничество или

боярство. Ниже думных находились чипы дворцовые или придворные:

•стольник;

• стряпчий;

• военачальники, дипломаты, составители писцовых книг.

К ним примыкали чины московские:

• жилец - дворянин постоянно находивший­ся в Москве;

•дворянин московский.

Провинциальное дворянство получило чи­ны городовые:

• дворянин выборный (привлекающийся для службы в Москве);

• дворянин дворовой.

К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору (или

по набо­ру). Они включали в себя стрельцов, пушкарей, мастеровых, служилых

казаков, которые жили с семьями в пригородных слободах, получали жалованье или

земельные наделы и имели пра­во заниматься торговлей и ремеслом в свободное от

службы время. Сельское крестьянское население состояло из двух основных

категорий: владельческого черносошного крестьянства. Владельческим

назвались крестьяне, жившие в вотчинах ид поместьях; они несли тягло (комплекс

повинностей) в пользу государства и своего феодам Черносошное крестьянство

проживало на окраинах страны - на Поморском Севере, Урале, в Сибири, на юге.

Эти крестьяне несли тягло в пользу государства, и их положение было легче, чем

у частновладельче­ских. Срединное положение занимали крестьяне дворцовые -

слуги при царском дворе, Они имели собственное самоуправление и подчинялись

дворцовым приказчикам. Основная масса городского населения называлась

посадскими людьми (это были торговцы и ремесленники). Верхушку города

состав­ляли купцы, самые богатые, занимавшиеся заморской торговлей, объявлялись

«гостями». Городские ремесленники объединялись до профессиональному признаку

в слободы и сот­ни. Они также несли тягло в пользу государства.

Духовенство составляло особое сословие. В него входили архиереи и монахи

(черное духо­венство) и священники (белое духовенство).

Вольные люди - казаки, дети священни­ков, служилых и посадских людей,

которые не несли государственного тягла: из их числа на­бирались служилые люди

по прибору.

В XVII в. в сфере социальных отношений произошли следующие изменения:

•резко увеличилась численность сословия служилых феодалов-землевладельцев;

•произошла унификация феодального сосло­вия;

•увеличилось количество крупных землевла­дельцев за счет щедрых пожалований

царем. Все это неизбежно вело к усилению эксплуа­тации крестьянства, усилению

налогового бре­мени, а также унификации податных сословий. Тяжелое положение

низших слоев населе­ния привело в XVII в. к усилению социальной

нестабильности общества.

Экономическое развитие

Разруха и разорение времен Смуты были пре­одолены в середине XVII в., к тому

же времени относится и появление новых явлений в эконо­мике России:

•происходит специализация сельскохозяй­ственных и промышленных районов;

•формируются районы, производящие то­варный хлеб;

•растет ремесленное производство и усилива­ется товаро-промышленная

специализация; •происходит разложение натурального хо­зяйства и превращение

ремесла в мелкото­варное производство;

•возникают новые формы организации про­изводства: промысловые села и

мануфакту­ры;

• начинается процесс первоначального накоп­ления капитала. Богатства

накапливаются у крупных землевладельцев;

• складывается всероссийский рынок с важ­нейшими центрами торговли – ярмарками.

Отличительные особенности социально-экономического развития России в XVII в.

Для социально-экономической ситуации в России XVII в. было характерно

продолжав­шееся поступательное развитие феодальных отношений. Главной

особенностью России, в отличие от стран Западной Европы, была

гипертрофиро­ванная роль государства, влияющая на все сто­роны жизни

государства.

Соборное уложение (1649 г.)

В 1649 г. Земский собор, состоявший из 340 человек, при­нял Соборное

Уложение — важнейший законо­дательный документ, который действовал вплоть

до 1832 г., т. е. более двухсот лет.

Соборное Уложение состояло из 25 глав и со­держало 1000 статей,

регламентировавших са­мые разные стороны жизни общества: несение

государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных

групп и т.д. этот документ впервые был отпечатан типо­графским способом и

переведен на европейские языки. Принятием Соборного Уложения завершил­ся

процесс юридического оформления крепо­стного права:

• крестьяне с их семьями и имуществом ста­новились собственностью феодала;

• вводился бессрочный государственный сыск беглых крестьян и посадских людей.

• подтверждался запрет Юрьева дня;

• произошло юридически оформленное сме­шение статусов вотчины и поместья

(дворя­не получали право передачи поместий по наследству, при условии

продолжения службы наследниками);

•согласно главе «О посадских людях», все городское население должно было

нести тягло на государя;

• запрещались не только переходы из одного посада в другой, но даже и

женитьба на

женщине из чужого посада.

Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а

по­садские люди - к городам. Это был еще один шаг на пути установления в России

абсолют­ной монархии.

Вопрос №15. Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви.

Конфликт светской и духовной власти.

Дальнейшему укреплению государства и са­модержавия должны были способствовать и

церковные реформы. В 1619-1633 гг. патриарх Филарет, стремясь

восстановить пошатнувшееся во время Смуты положение церкви и повысить ее

самостоятельность, расширил монастырские землевладения, учредил патриарший

двор, передал в ведение патриарха судебную власть над духовенством и

монас­тырскими крестьянами. Однако в 40-е гг. XVII в. на смену этой

не­долговременной политике приходит традици­онный курс самодержавия - повышение

роли монарха в делах церкви, ограничение политического и экономического

могущества духовенства. Соборное Уложение, каравшее сожжением на костре за

любую критику царя, Бога и церкви, тем не менее несколько сократило церковные

привилегии:

• запрещало церкви приобретать новые земли, сокращая часть ее привилегий;

• передавало управление церковными дела­ми специально учрежденному

монастыр­скому приказу.

Ограничению могущества церкви должны были служить исправления богослужебных книг

и церковных обрядов (инициатор - Стефан Вонифатьев). Возгла­вил церковные

реформы сторонник греческих православных канонов патриарх Никон.

Пере­мены были одобрены церковным Собором и царем. Однако усиление

политического влиянии Никона не устроило царя и привело к падений всесильного

патриарха. Реформа вызвала раскол церкви, раздела общество на ее

сторонников, во главе с царем, и противников (старообрядцы) и главе с

протопопом Аввакумом. Старообрядчество приобрело характер массового

социального протеста отражавшего на­строения различных слоев общества:

•недовольство сельских и городских низов ухудшением своего положения;

•неприятие обществом усиления роли госу­дарства, его вторжения в сферу духовной

жизни.

Это определило подход власти к старообрядцам: начались гонения на

раскольников. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и в 1688 г. сожжен.

Вопрос №16. Социальные движения в XVII веке.

Развитие экономики страны сопровождалось крупны­ми социальными движениями.

XVII столетие не случай­но получило у современников название «бунташного

века».

В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских

восстаний, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней

четверти века.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в

Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди,

стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б. И.

Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня

делегации москвичей, пытав­шихся подать челобитную царю на произвол приказных

чиновников. Начались погромы дворов влиятельных са­новников. Восстание в Москве

получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие

города. Самые упорные и продолжительные восстания были в 1650 г. в

Пскове и Новгороде, они были вызваны резким повышением цен на хлеб в

результате обязательства пра­вительства поставить Швеции зерно. В обоих городах

власть перешла в руки земских старост. Новгородские выборные власти не проявили

ни стойкости, ни реши­тельности и открыли ворота карательному отряду князя И.

Н. Хованского. Псков же оказал успешное вооружен­ное сопротивление

правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города. Полновластным

хозяином города стала Земская изба во главе с Гавриилом Демидовым,

распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев.

Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были

прощены.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый Мед­ный бунт, вызванный

затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа

(че­канка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что

прежде всего отразилось на по­лучавших денежное жалованье солдатах и стрельцах,

а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны

«воровские письма» с воззвани­ем к выступлению. Возбужденная толпа двинулась

искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В са­мой Москве

восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, а

бояре отсижива­лись в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли

верные правительству стрелецкие и «иноземно­го строя» полки. В результате

жестокой расправы погиб­ло несколько сотен человек, а 18 — публично повешены.

Кульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и

крестьян под предводительством С. Т. Разина. Движение это зародилось

в станицах дон­ского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из

южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены

действием непи­саного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в

услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с

существовавшим там самоуправлением.

Степан Тимофеевич Разин пользо­вался большим авторитетом. В 1667 г. он возглавил

отряд в тысячу человек, который отправился в поход «за зипу­нами» на Волгу, а

затем на р. Яик, где с боем был занят Яицкий городок. Летом 1668 г. уже

почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Пер­сии

(Ирана) на Каспийском побережье. Летом 1669 г. казаки разгромили у Свиного

острова флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило

русско-иранские отношения и обострило позицию пра­вительства по отношению к

казакам. В начале октября Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был

встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода,

на этот раз «за доброго царя» против «изменников-бояр». Очередной поход казаков

по Волге на север вылился в крестьянскую смуту. Военным ядром

оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых

крестьян, на­родов Поволжья — мордвы, татар, чувашей — социальная

направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. - тысячный

отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в это же время были разгромлены

посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и

Астрахани казачье управление, Разин двинулся а север — Саратов и Самара

добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с

«прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить

«изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило

огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Сим­бирску и

месяц упорно осаждало его. Напуганное прави­тельство объявило мобилизацию — в

августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее По­волжье. В

начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес

поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизо­ну под

началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон,

где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и вы­дан

правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня

спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний

оплот вос­ставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеоло­гическим. Примером перерастания

религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание

1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез

отказалась принять исправленные бо­гослужебные книги. Правительство решило

укротить не­покорных монахов путем блокады монастыря и конфис­кации его

земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия

растянули осаду монас­тыря на несколько лет. В ряды восставших встали и

разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате пре­дательства монастырь был

захвачен.

Вопрос №17. Внешняя политика России в XVII веке. Её итоги.

Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области

внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к

Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические

руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о

реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и

другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в

практическую плоскость.

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В 30-ые годы московское правительство готовилось к войне с Польшей, за

возвращение потерянных во время интервенции земель. Принципиальное решение по

этому вопросу было принято Земским собором 1622 года. Смоленская война

1632-1634 годов стала первой неудачной попыткой вернуть Смоленск. В апреле

1632 года русское войско под командованием воевод Б. Шеина и А.

Измайлова начало осаду Смоленска. Она оказалась тяжёлой, затяжной (8

месяцев) и безуспешной. В русском стане начались брожения. Ситуация осложнялась

известиями о набеге крымцев на Русь. Тем временем польский король Владислав IV

организовал поход на выручку осаждённому Смоленску. Это привело к окружению

русских войск под Смоленском и отходу их от города. В итоге в июне 1634 года

был заключён Полянский мир, по условиям которого Польша сохраняла

захваченные русские земли, а Владислав IV отказывался от претензий на русский

престол. Основные причины поражения России в Смоленской войне: медлительность и

бездарность воевод и военная слабость стрелецкого войска (после этого поражения

создаются полки «нового строя»).

Возможность вновь возобновить войну с Польшей появилась в 1648-1653 годах

-во время активной борьбы украинского народа за независимость. Весной

1648 года на Украине началось восстание казаков во главе с Богданом

Хмельницким. Победы восставших привели к заключению с Польшей

Зборовского мира (1649 года), по которому Украине было представлено

самоуправление. После новых побед украинских повстанцев и русско-украинских

переговоров последовало решение Земского собора о готовности принять Украину в

состав России и начать войну с Польшей. 1 октября 1654 года казачья

Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России.

Началась русско-польская война (1654 - 1667 гг.). В 1654 г. русскими

ратниками был взят Смоленск и разгромлены основные польские силы, а в 1656 г.,

после подписания русско-польского перемирия (Виленское соглашение),

начались совместные действия против Швеции. Во время 1657-1666 гг. военные

действия и дипломатические переговоры между Россией и Польшей продолжались с

переменным успехом; наконец в январе16б7 г. было заключено русско-польское

Андрусовское перемирие на 13,5 лет с условиями:

· Запорожская сечь оставалась в совместном подчинение;

· к России отходили Смоленск, левобережная Украина и Киев;

· за Польшей оставалась Белоруссия и правобережная Украина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты