Лекция: История Отечества - краткий курс

потери горцев неизвест­ны. Началась массовая эмиграция горцев с Кавказа — 3

млн. человек покинули свои земли. Одновременно шло ак­тивное заселение

Кавказа русскими, украинцами, белоруса­ми. Прекратились междоусобные войны,

было отменено рабство, росла торговля, стали развиваться товарно-денежные

отношения.

Крымская война (1853-1856 гг.)

Огромную роль в развитии событий в Рос­сии сыграла Крымская война 1853—1856

гг. Она была вызвана соперничеством на Ближнем Востоке европейских держав,

каждая из кото­рых, в том числе и Россия, преследовала свои цели. Так, Россия

рассчитывала установить контроль над Босфором и Дарданеллами и ук­репить свое

влияние на Балканах. Первона­чально Россия, воевавшая против Турции на два

фронта, действовала успешно.

Были заня­ты дунайские княжества, а в ноябре адмирал Нахимов разбил

турецкий флот в Синопской бухте. Но вмешательство Англии и Франции, не

желавших усиления влияния России в евро­пейских делах, изменило ситуацию к

худше­му. В марте 1854 г. они объявили войну Рос­сии. Основные боевые

действия развернулись в Крыму. Осенью 1854 г. союзники высадили де­сант у

Евпатории и начали наступление на главную военно-морскую базу -

Севастополь. Военные действия велись также на Балтий­ском море, на Белом

море у Соловецкого мона­стыря, у Петропавловска-на-Камчатке, а так­же на

Кавказе и Балканах. Но именно ситуация, сложившаяся в битве за Севасто­поль,

предопределила исход войны. Осада го­рода продолжалась 11 месяцев, 45 000

гарнизоном командовал адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели -

Нахимов и Истомин. Слабо защищенный с суши, город был превращен в

неприступную крепость, решающий штурм города состоялся 27 августа.

После потери господствующей высоты Малахова кургана - защитники

оставили город. Лишь падение турецкой крепости Карс в ноябре 1855 г.

уравновесило соотношение сил и были начаты мирные переговоры. Они завершились

подписанием в Париже в марте 1856 г. крайне невыгодного для России

договора. По условиям Парижского мира Россия лишалась права держать

военный флот на Черном море строить укрепления на побережье; теряла южную часть

Бессарабии и устье Дуная; утратил право покровительствовать Сербии и Дунайским

княжествам.

Поражение в Крымской войне остро поставило вопрос о его причинах, и прежде

всего об уровне военной и экономической отсталости России от передовых

европейских стран. Так правительство вновь оказалось у исторической развилки.

Вопрос №32. Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и

земельной реформ. Историческое значение.

Освобождение крестьян. Подготовка отмены крепост­ного права началась в

январе 1857 г. с создания Секрет­ного комитета для обсуждения мер по

устройству быта помещичьих крестьян. Подчиняясь воле монарха, коми­тет признал

необходимость постепенной отмены крепо­стного права. В ноябре 1857 г. был

подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского

генерал-гу­бернатора В. И. Назимова, который объявлял о начале постепенного

освобождения крестьян и предписывал со­здать в каждой губернии дворянские

комитеты для вне­сения предложений и поправок в проект реформы. Нача­лась

открытая подготовка реформы. 21 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали

в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось ши­рокое

обсуждение реформы в печати. Губернские дво­рянские комитеты составляли проекты

по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьян­скому

делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление

крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков.

Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении

вынудило правитель­ство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре

1858 г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по

крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на

условиях выкупа. Для переработки представленных в Главный комитет проектов

реформы в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные

комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы,

руководил товарищ министра внутренних дел Н. А. Милютин. Уже к осени 1859 г.

комиссии составили проект «Положения о крестьянах» и начали вносить в него

изменения по за­мечаниям губернских комитетов, представители которых были

вызваны в столицу. Большинство консервативных предложений было отклонено, но

при обсуждении про­екта в Главном комитете и Государственном совете

Ре­дакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы

крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект,

Александр II 19 февраля 1861 г. подписал «Положения о крестьянах,

вышедших из крепостной зависимости». Од­новременно им был подписан

Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной

зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали лич­ную свободу.

Земля сохранялась за помещиками до за­ключения выкупной сделки, крестьяне

пользовались Усадьбой и угодьями за повинности (временно обязанное

состояние). В течение двух лет избранные из местного Дворянства

мировые посредники составляли документы — уставные грамоты о выделении

крестьянам земельных наделов за выкуп.

Размеры крестьянских наделов опреде­лялись местными «Положениями». Местным

учреждени­ям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян.

Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа но в течение двух лет должны

были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие

поме­щичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право

выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась

размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависи­мость

крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, бу­дучи положена в банк под 6%

годовых, должна была при­носить помещику ежегодный доход в размере оброчных

платежей. Посредником между крестьянином и помещи­ком выступало государство,

выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75—80% выкупной суммы.

Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет.

Удельные крестьяне получили свои наделы по «Поло­жению» от 26 июня 1863 г.

также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего

были переведены на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, считавшиеся

лично свободными и платив­шие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24

но­ября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их поль­зовании земли.

Они могли либо продолжать платить об­рочную подать государству, либо заключить

с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сум­ме, годовой

процент с которой равнялся сумме оброчной подати.

Земельная реформа. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения

Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в

том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с

землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы

государственные доходы. Правда, большие группы крестьян не получили земли:

дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе

крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от

надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному

согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Поло­жения»

устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной

грамоте. Территория России была разделена на черноземную, нечер­ноземную и

степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть

земли, а в черноземной — 1 /2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались

большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у

них отбиралась в пользу помещиков — это на­зывалось отрезками. Крестьяне

средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли. При

наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов

располагалась среди помещичьих зе­мель — чересполосица.

За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и

угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля

предоставля­лась только общине. Землей наделялись мужчины. Собственником

земли была община, выйти из которой крес­тьянин до уплаты выкупа не мог. Была

введена круговая пору­ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за

отсут­ствующих вынуждены платить все члены общины. После опубликования

Манифеста во многих губерниях на­чались крестьянские бунты против

грабительских положе­ний реформы. Крестьян не устраивало, что после

опубли­кования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в

подчинении у помещика — исполнять барщи­ну, платить оброк, что

предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны

были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской

губернии и в селе Кандеевка Пензен­ской губернии. Всего в 1861 г. про­изошло

1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была

применена военная сила. Но к осе­ни 1861 г. крестьянское движение пошло на

убыль.

Историческое значение реформы.

· были созданы условия для широкого развития рыночных отношений,

Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала

путь, который многие госу­дарства прошли за века;

· неоценимо нравственное значение реформы, которая по­кончила с

крепостным рабством;

· реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и

т. п.

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в

гораздо большей степени, чем инте­ресы крестьян. Она не до конца искоренила

крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было

очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свобо­ду будет продолжена.

Вопрос №33. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.

Реформа местного самоуправления.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому

создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления —

зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои

населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней

власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции

распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех

избирательных съездах. Избиратели делились на три ку­рии: уездных

землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских

избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от

сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали

гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель

дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой

роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое

решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни,

появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита,

дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они

стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой

бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская

реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в

основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

· занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и

управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели

только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры,

владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была

отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр

внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном

движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало

интересовались поли­тикой.

Судебная реформа. Почти одновременно с земской проводилась и реформа

судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г.,

создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать

судебную реформу на­иболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных

преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сослов­ным.

Судебными функциями наделялась ад­министрация. Помимо этого, существовали

специальные отраслевые суды - коммерчес­кие, вотчинные и др. Решение дел было

закры­тым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер.

Судебные уставы 1864 г. наиболее по­следовательно проводили в жизнь

демократи­ческие принципы судопроизводства: гласность, выборность,

всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от

адми­нистрации, несменяемость судей и следовате­лей, равенство всех перед

судом. Вся судебная система России делилась на две части - мест­ный и общий

суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда,

судившего толь­ко крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором

мелких дел. Более крупные дела вхо­дили в компетенцию окружного суда.

Вся тер­ритория страны была поделена на судебные ок­руга, в каждом из

которых создавался окруж­ной суд. В него входили гражданское и уголов­ное

отделения. Гражданские дела рассматри­вались так называемым «коронным

судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 при­сяжными

заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех

сословий, После рассмотрения дела присяжные выноси­ли вердикт о виновности или

невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым

предусматривались серьезные нака­зания, рассматривались только с участием

присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде

поддер­живал прокурор, а защиту осуществлял адво­кат, в ходе разбирательства

обе состязающиеся сто­роны считались равными. Роль адвоката, впервые

появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала

гласность су­допроизводства. На судебные заседания допус­калась публика, их

материалы публиковались в прессе.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса

была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А.

Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское

освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к

преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил

телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и

переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы

были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана

система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется

отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874

г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение

численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны).

Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего

возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота.

Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы.

Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило

правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в

случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому

технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в

себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство

парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила

значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг.

прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным

сословием;

· при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

· создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности,

всесословности;

· вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектова­ния, организации и

управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали

условия для продолжения промышленного переворота и проведения

индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный

характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты