Лекция: История Отечества - краткий курс

губернатор, назна­чавшийся монархом. Несколько губерний под­чинялось

генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в

отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял

губернское правле­ние, в состав которого входили губернский прокурор

и два сотника. Губернскому правле­нию подчинялись все местные суды и

полиция. Основными функциями правления были:

· объявление законов и распоряжений пра­вительства и надзор за их

выполнением;

· передача под суд правонарушителей.

Финансами в губернии ведала Казенная па­жа во главе с

вице-губернатором. Ей подчи­нялись уездные казначеи. Новым учреждени­ем был

приказ общественного призрения,

занимавшийся охраной порядка, народным об­разованием, здравоохранением,

благотвори­тельностью. Власть в низшем звене - в уезде - находи­лась в руках

местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные

предводители дворянства, капитаны-исправ­ники и заседатели нижнего земского

суда, представлявшие исполнительную власть в уез­де. Для выборов многочисленных

должност­ных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе

с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в

ка­честве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний

получи­ли городской статус. Таким образом, увеличи­лось число городов. В

отличие от уездов, испол­нительная власть в городах принадлежала не выборным

магистратам, а городничему, назна­чавшемуся правительством. В городе

создава­лась сословная система выборных органов - городской магистрат,

совестной суд и ратуша.

В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые

выборные ор­ганы власти со своими полномочиями:

• собрание городского общества;

• общая городовая дума;

• шестигласная дума.

Однако наряду с ними продолжал существо­вать и городской магистрат, имевший

судеб­ные и административные функции.

В 1789 г. в городах были созданы так назы­ваемые «управы благочиния»,

представляв­шие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли

полицмейстеры, а в остальных го­родах - городничие. Они состояли из четырех

человек: приставов по уголовным и граждан­ским делам и двух советников. Вся

территория города делилась на участки и кварталы, воз­главляемые

приставами. В таком виде система местных органов влас­ти оказалась очень

устойчивой и просущество­вала до реформ 1861 г.

По реформе полностью перестраивалась су­дебная система. Высшей судебной

инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел.

Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из

представи­телей сословий и исполнявший роль примири­теля сторон. Сами

губернские суды были со­словными. Дворян судил верхний земский суд в

губернии и уездный суд - в уезде. Для куп­цов и мещан были

предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных

крестьян - верхняя и нижняя земские распра­вы, для духовенства - особый

церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты -

гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функцио­нировала до

1864 г.

Реформа центральных учреждений была про­ведена Екатериной еще в начале

царствования. Из последующих мер необходимо выделить об­разование Кабинета

министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся

от­дельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию

минис­терств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной

властью и Кабине­том, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли

прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия

иностранных дел.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в

Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные

грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимуще­ства благородного российского

дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий,

полученных русским дворянст­вом на протяжении XVIII в. В ней законода­тельно

оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной госу­дарственной службы, уплаты

государствен­ных податей и повинностей, телесных на­казаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - су­ду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача

их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с

последую­щим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений,

со­стоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и

губернских дво­рянских собраниях, которые созывались раз в три года по

решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица,

имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было ут­верждено положение дворян в качестве

«благо­родного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота го­родам», объединяла в единое

целое разрознен­ные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6

разрядов. К первому отно­сились все городские домовладельцы и земле­владельцы.

Вторую группу составляло купече­ство (все три гильдии). Был повышен до 1000

рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы

обладали рядом привилегий: освобождались от теле­сных наказаний, от казенных

служб и от по­душной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые

ре­месленники, к четвертому - иностранцы и ино­городние, постоянно проживавшие

в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнес­ли торговцев и

предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц

го­родского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников,

музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские

люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее

ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоря­жение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении.

Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей

категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен,

однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.

Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между

кандидатами на престол. При поддержке Рос­сии королем Польши стал Станислав

Понятовский, хотя этому активно противодей­ствовали Франция и Австрия.

Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и

диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мя­теж,

который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан

потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в

конце 1768 г. объя­вила России войну. Одновременно крымские татары совер­шили

налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах —

западном и южном. Во­енные действия 1768—1769 гг. для русской армии были

не­удачными. Однако в это время Османская империя посте­пенно приходит в

упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было

принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье,

куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000

русская армия под командованием П. А. Ру­мянцева разгромила 80 000 турецкую

армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила

переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чес­менской бухте произошло

морское сражение. Русские насчи­тывали 30 кораблей против 70 турецких.

Отказавшись от шаб­лонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они

разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средизем­ном море была

подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам

удалось захватить все основные цен­тры Крыма. Турки вынуждены были пойти на

переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить

не­зависимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого за­тишья бои

возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г.

в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по

которому:

· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;

· к России отошла Керчь, она получала право плавания торго­вых судов по

Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия

стала черно­морской державой;

· Россия брала покровитель­ство над Молдавией и Валахией;

· Крым становился незави­симым от Турции.

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и

готови­лась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и

поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была не­прочной. В 1783

г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был

присоединен к Рос­сии, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе

грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому

Россия брала Грузию под свое покро­вительство. Летом 1787 г. Турция предъявила

России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией

и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был

отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов

уничтожил ту­рецкий десант в районе Кинбурна. При этом России при­шлось

отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены.

Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен ту­рецкий флот, а в

декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к

Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов

разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была по­беда на реке Рымник.

Турки потеряли 17 тысяч человек, а рус­ские всего 45 человек. Главным событием

кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся

неприступной. Гарни­зон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у

русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11

декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового

боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791

г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под

командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные

поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был

заключен Ясский мирный договор, по которому:

· к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;

· Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;

· однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вер­нуть Турции.

Началось освоение новых южных районов, были построены города — Херсон,

Николаев, Одесса, Севастополь, Ставро­поль, Ростов-на-Дону.

Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже

избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних

противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Ека­терина

II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским

контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию

в вой­не против России, Тогда Екатерина приняла план Фридри­ха II о разделе

Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили

часть польских земель. Австрия присоединила За­падную Украину и Галицию,

Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм

был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеря­ла территорию в

3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята

новая конституция: отменя­лась выборность короля. Екатерина II посчитала, что

польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить.

В 1793 г. произошел второй раз­дел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь,

Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Пра­вобережная

Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за

независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми

ко­мандовал А.В. Суворов.

Поражение восстания означало гибель Польши как само­стоятельного государства.

В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть

с Любли­ном, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Рос­сия получила

Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство

украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились

рели­гиозные гонения православных. Началась хозяйственная ин­теграция Украины

и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города,

развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На

Украине было введено крепостное право.

Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.

Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления

находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому

в 1802 г. вместо

прежних 12 коллегий было создано 8 минис­терств. Однако реформа оказалась

неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому

в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого

времени делами каждого министерства ведал специально на­значаемый и

ответственный лично перед импе­ратором министр. Все крупные отрасли

управ­ления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной

внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены

взаимоотношения ми­нистерств с другими органами власти.

Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет

минист­ров, реально представлявший собой место со­вещания императора с

наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяю­щим и

координирующим деятельность минис­терств, Кабинет министров так и не стал. Эти

функции сохранил за собой император как гла­ва исполнительной, законодательной

и судеб­ной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с дея­тельностью М.М. Сперанского,

сына сельского священника, сделавшего карьеру исключи­тельно благодаря своим

способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем

оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете

постоян­ном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из

высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить

госу­дарственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми

молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект

преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал

ряд мер, направлен­ных на превращение России из деспотического государства в

конституционное, имеющее за­конодательные преграды на пути возрождения

самовластия. Основным средством осуществ­ления этого была организация

управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и

судебной), а также участие общества в государственных делах путем со­здания

выборного законосовещательного орга­на - Государственной Думы. Выборная

система предусматривала иму­щественный ценз для избирателей, которые делились

на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан,

го­сударственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права

крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась

в министерствах, государственная - в рефор­мированном Сенате. Предусматривалась

вы­борность местных дум и Сената. Министров на­значал царь, но отвечали они

перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял мо­нарх, которому

принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями

власти должен был стать Государст­венный Совет - совещательный орган из

на­значаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и

в котором предполагалось обсуждать все госу­дарственные мероприятия. Таким

образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало

право на участие в государ­ственном управлении. Проект был одобрен Александром

I и 1 ян­варя 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета,

заменившего Непре­менный Совет. В его состав вошли назначен­ные царем сановники

(35 человек). Его предсе­датель одновременно возглавлял и Кабинет министров.

Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед

утверждением их императором.

Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении

1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были

против даль­нейших преобразований. Реформа. Сената по­сле длительного

обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812

г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский.

Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам

государственного управле­ния.

Однако удаление Сперанского еще не озна­чало, что Александр отказался от

либерально­го курса. В 1818 г. в речи на откры­тии сейма в Варшаве Александр

объявил о сво­ем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в

русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил император­скому комиссару при польском правительстве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты