губернатор, назначавшийся монархом. Несколько губерний подчинялось
генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в
отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял
губернское правление, в состав которого входили губернский прокурор
и два сотника. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и
полиция. Основными функциями правления были:
· объявление законов и распоряжений правительства и надзор за их
выполнением;
· передача под суд правонарушителей.
Финансами в губернии ведала Казенная пажа во главе с
вице-губернатором. Ей подчинялись уездные казначеи. Новым учреждением был
приказ общественного призрения,
занимавшийся охраной порядка, народным образованием, здравоохранением,
благотворительностью. Власть в низшем звене - в уезде - находилась в руках
местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные
предводители дворянства, капитаны-исправники и заседатели нижнего земского
суда, представлявшие исполнительную власть в уезде. Для выборов многочисленных
должностных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе
с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в
качестве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний
получили городской статус. Таким образом, увеличилось число городов. В
отличие от уездов, исполнительная власть в городах принадлежала не выборным
магистратам, а городничему, назначавшемуся правительством. В городе
создавалась сословная система выборных органов - городской магистрат,
совестной суд и ратуша.
В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые
выборные органы власти со своими полномочиями:
• собрание городского общества;
• общая городовая дума;
• шестигласная дума.
Однако наряду с ними продолжал существовать и городской магистрат, имевший
судебные и административные функции.
В 1789 г. в городах были созданы так называемые «управы благочиния»,
представлявшие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли
полицмейстеры, а в остальных городах - городничие. Они состояли из четырех
человек: приставов по уголовным и гражданским делам и двух советников. Вся
территория города делилась на участки и кварталы, возглавляемые
приставами. В таком виде система местных органов власти оказалась очень
устойчивой и просуществовала до реформ 1861 г.
По реформе полностью перестраивалась судебная система. Высшей судебной
инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел.
Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из
представителей сословий и исполнявший роль примирителя сторон. Сами
губернские суды были сословными. Дворян судил верхний земский суд в
губернии и уездный суд - в уезде. Для купцов и мещан были
предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных
крестьян - верхняя и нижняя земские расправы, для духовенства - особый
церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты -
гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функционировала до
1864 г.
Реформа центральных учреждений была проведена Екатериной еще в начале
царствования. Из последующих мер необходимо выделить образование Кабинета
министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся
отдельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию
министерств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной
властью и Кабинетом, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли
прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия
иностранных дел.
Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в
Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные
грамоты - дворянству и городам.
«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского
дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий,
полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней законодательно
оформлялись:
• освобождение дворян от обязательной государственной службы, уплаты
государственных податей и повинностей, телесных наказаний;
• право уходить в отставку в любое время;
• подсудность только дворянскому суду - суду равных;
• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача
их по наследству;
• монопольное право собственности на землю и крестьян.
Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с
последующим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений,
состоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и
губернских дворянских собраниях, которые созывались раз в три года по
решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица,
имевшие годовой доход не менее 100 рублей.
Таким образом, законодательно было утверждено положение дворян в качестве
«благородного» сословия.
Другой документ, «Жалованная грамота городам», объединяла в единое
целое разрозненные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6
разрядов. К первому относились все городские домовладельцы и землевладельцы.
Вторую группу составляло купечество (все три гильдии). Был повышен до 1000
рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы
обладали рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от казенных
служб и от подушной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые
ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние, постоянно проживавшие
в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли торговцев и
предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц
городского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников,
музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские
люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее
ряд прав:
• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;
• неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью;
• свободу промышленной деятельности.
Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении.
Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей
категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен,
однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.
Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.
Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между
кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал Станислав
Понятовский, хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия.
Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и
диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мятеж,
который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан
потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в
конце 1768 г. объявила России войну. Одновременно крымские татары совершили
налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах —
западном и южном. Военные действия 1768—1769 гг. для русской армии были
неудачными. Однако в это время Османская империя постепенно приходит в
упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было
принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье,
куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000
русская армия под командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000 турецкую
армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила
переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чесменской бухте произошло
морское сражение. Русские насчитывали 30 кораблей против 70 турецких.
Отказавшись от шаблонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они
разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средиземном море была
подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам
удалось захватить все основные центры Крыма. Турки вынуждены были пойти на
переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить
независимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого затишья бои
возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г.
в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по
которому:
· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;
· к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по
Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия
стала черноморской державой;
· Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией;
· Крым становился независимым от Турции.
Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)
Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и
готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и
поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной. В 1783
г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был
присоединен к России, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе
грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому
Россия брала Грузию под свое покровительство. Летом 1787 г. Турция предъявила
России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией
и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был
отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов
уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна. При этом России пришлось
отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены.
Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в
декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к
Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов
разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была победа на реке Рымник.
Турки потеряли 17 тысяч человек, а русские всего 45 человек. Главным событием
кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся
неприступной. Гарнизон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у
русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11
декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового
боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791
г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под
командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные
поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был
заключен Ясский мирный договор, по которому:
· к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;
· Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;
· однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вернуть Турции.
Началось освоение новых южных районов, были построены города — Херсон,
Николаев, Одесса, Севастополь, Ставрополь, Ростов-на-Дону.
Разделы Польши (1772, 1793, 1795).
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже
избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних
противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Екатерина
II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским
контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию
в войне против России, Тогда Екатерина приняла план Фридриха II о разделе
Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили
часть польских земель. Австрия присоединила Западную Украину и Галицию,
Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм
был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в
3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята
новая конституция: отменялась выборность короля. Екатерина II посчитала, что
польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить.
В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь,
Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Правобережная
Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за
независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми
командовал А.В. Суворов.
Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного государства.
В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть
с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Россия получила
Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство
украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились
религиозные гонения православных. Началась хозяйственная интеграция Украины
и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города,
развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На
Украине было введено крепостное право.
Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.
Реформа государственного управления.
К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления
находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому
в 1802 г. вместо
прежних 12 коллегий было создано 8 министерств. Однако реформа оказалась
неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому
в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого
времени делами каждого министерства ведал специально назначаемый и
ответственный лично перед императором министр. Все крупные отрасли
управления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной
внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены
взаимоотношения министерств с другими органами власти.
Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет
министров, реально представлявший собой место совещания императора с
наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяющим и
координирующим деятельность министерств, Кабинет министров так и не стал. Эти
функции сохранил за собой император как глава исполнительной, законодательной
и судебной власти в стране.
Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью М.М. Сперанского,
сына сельского священника, сделавшего карьеру исключительно благодаря своим
способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем
оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете —
постоянном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из
высшей знати.
Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить
государственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми
молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект
преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал
ряд мер, направленных на превращение России из деспотического государства в
конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения
самовластия. Основным средством осуществления этого была организация
управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и
судебной), а также участие общества в государственных делах путем создания
выборного законосовещательного органа - Государственной Думы. Выборная
система предусматривала имущественный ценз для избирателей, которые делились
на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан,
государственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права
крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась
в министерствах, государственная - в реформированном Сенате. Предусматривалась
выборность местных дум и Сената. Министров назначал царь, но отвечали они
перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх, которому
принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями
власти должен был стать Государственный Совет - совещательный орган из
назначаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и
в котором предполагалось обсуждать все государственные мероприятия. Таким
образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало
право на участие в государственном управлении. Проект был одобрен Александром
I и 1 января 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета,
заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем сановники
(35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и Кабинет министров.
Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед
утверждением их императором.
Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении
1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были
против дальнейших преобразований. Реформа. Сената после длительного
обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812
г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский.
Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам
государственного управления.
Однако удаление Сперанского еще не означало, что Александр отказался от
либерального курса. В 1818 г. в речи на открытии сейма в Варшаве Александр
объявил о своем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в
русских газетах. -
В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском правительстве
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15