Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности

«Кит наоборот» - представить себя большим пузатым китом, который шумно выбрасывает фонтан в воздух. Только наоборот. Для этого надо сильно вдохнуть над водой и резко выдохнуть в воду.

По мнению Е.Чинаровой, «акватренинг - самый полезный и щадящий способ подготовить себя и малыша к родам. А еще вода - это удовольствие, расслабленность и приятная легкость. Погружаясь в воду, мы становимся похожими на то маленькое существо, что поселилось у нас внутри: так же тихо, так же темно, так же спокойно»[35].

В родах женщине придется очень много дышать, и в потужной период должно быть очень глубокое, мощное, эффективное дыхание. И во время схваток, для нормального раскрытия шейки матки, снятия болевого эффекта, для сохранения малыша в энергонасыщенном состояния необходимо умение осознанного, контролируемого дыхания.

Акватренинг хорош тем, что в комфортных условиях даются все необходимые навыки, а вода дает необходимую обратную связь. Если неправильно ведется дыхательный процесс, то определенные упражнения в воде просто не получаются. Особенно это касается упражнений на расслабление.

Таким образом, прорабатываются зажимы в теле, напряжения, определенные блокировки. Для родов умение чередовать полное расслабление с качественным напряжением так же важно, как и эффективное дыхание.

Сегодня азы акватренинга для беременных преподают как в родительских школах («Волшебный ребенок», «Второе рождение», «Драгоценность», «Крошка», «Медуница», «Пангея», «Стихиаль», «Школа для мам и пап», «Радуга» в Москве, в Санкт-Петербурге, в Самаре, в Новосибирске), так и в фитнес-клубах (Петровка-спорт, World Class, Planeta Fitness, Кимберли-Лэнд и т.п.).

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что психическое состояние женщины во время беременности претерпевает значительные изменения. Комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с ее беременностью, формирует у беременной женщины образ беременности, на основе которого она строит свое поведение, направленное на приспособление к ней или устранение ее.

Тревога играет приспособительную роль, являясь сигналом об угрожающих изменениях во внешнем мире или в собственном организме. Однако если она выражена чрезмерно, то мешает нормальному функционированию индивида.

Психологические особенности, относящиеся к материнской сфере женщины и провоцирующие нарушение течения беременности, во-первых, являются общими характеристиками, проявляющимися на всех этапах развития материнской сферы (до беременности и после нее), а во-вторых, могут быть выявлены как факторы группы риска до наступления беременности.

Большое значение для беременной женщины имеет акватренинг - длительное плавание и ныряние с ритмичной задержкой дыхания. Уникальные свойства воды позволяют вести активный образ жизни вплоть до момента родов. Вода помогает снять напряжение и готовит и маму и малыша к более легким родам.


Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

 

3.1 Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности


Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недель, и контрольная, беременные этой группы психопрофилактические занятия не посещали.

Цель исследования: Проанализировать особенности состояния тревожности во время беременности.

Задачи исследования:

1.            выявление уровня тревожности у беременных;

2.            разработка комплекса занятий в бассейне на снижение тревожности;

3.            нахождение оптимальных путей снятия тревожности у беременных при помощи занятий в бассейне (аквагимнастика).

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени[36].

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Использование теста Дж.Телора «Личностная шкала проявления тревоги» необходимо для выявления также шкалы откровенности ответов тестируемых, так как содержит шкалу лжи, позволяющую судить о честности ответов.

Использование теста «Склонность к немотивированной тревожности» позволит выявить, насколько у испытуемых развито подсознательное беспокойство.

В исследовании применялись следующие тесты на выявление тревожности (см. приложение 3):

1.            «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)[37];

2.            «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова)[38];

3.            «Склонность к немотивированной тревожности»[39].

После проведения исследования по всем трем методикам были получены следующие результаты, которые представлены в приложении 4.

Как видно из представленных таблиц (см. приложение 4), по «шкале лжи» ни в экспериментальной, ни в контрольной группе показатель не превышает нормы, следовательно, можно говорить о том, что ответы испытуемых являются правдивыми.

Графически данные по опроснику Спилбергера можно представить в виде диаграммы (рис. 3.1).


Рисунок 3.1 – Результаты обследования по опроснику Спилбергера

Как видно из рисунка 3.1, в контрольной и в экспериментальной группе по шкале ситуативной и личной тревожности преобладают беременные женщины имеющие высокую тревожность.

В контрольной группе только у одной женщины по шкале ситуативной тревожности отмечен низкий показатель. В экспериментальной группе таких нет.

По тесту Тейлора результаты контрольной и экспериментальной группы представлены на рисунке 3.2.


Рисунок 3.2 – Результаты диагностики по методике Дж. Тейлора


Как и в предыдущей методике только один человек контрольной группы имеет средний показатель тревожности с тенденцией к низкой. Подавляющее большинство в обеих группах имеют высокий уровень тревожности (7 человек – в контрольной, 10 человек – в экспериментальной). Очень высокий уровень тревожности имеют по 3 человека в каждой группе.

На рисунке 3.3 представлены графические результаты по необоснованной тревожности в контрольной и экспериментальной группе.


Рисунок 3.3 – Результаты выявления необоснованной тревожности


По данной методике, как видно из рисунка 3.3, склонности к необоснованной тревожности нет по одному человеку в контрольной и экспериментальной группе. У всех остальных присутствует склонность к необоснованной тревожности, у 2 человек в контрольной и у 3 человек в экспериментальной группе необоснованная тревожность явно выражена.

Как мы можем увидеть из результатов тестирования по различным методикам, уровень тревожности женщин в контрольной и экспериментальной группе почти одинаковы, поэтому есть возможность сравнить данные группы после проведения занятий.

Для того, чтобы математически доказать, что мы имеем право сравнивать контрольную и экспериментальную группы, нами был вычислен U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого либо одного определенного признака, количественного измеренного и позволяет выявлять различия между малыми выборками. А также, рекомендуется для выявления сдвигов под влиянием экспериментальных воздействий при наличии контрольной группы[40].

Подсчет U – критерия Манна – Уитни представлен в Приложении 5.

Мы получили, что по всем выборкам U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются и мы можем сравнивать контрольную и экспериментальную группы в нашем исследовании.

После проведения диагностики, в экспериментальной группе в течение 20 недель были проведены занятия в бассейне на снятие тревожности.

 

3.2 Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности


В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне.

Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание будущим мамам уверенности в том, что они физически и психологически подготовлены к родам.

Комплекс занятий в бассейне разработан на основе общих инструктивных положений по программе «Глория» Н.П. Коваленко научным руководителем и автором дипломного проекта.

Вода в бассейне - 30-31 градус. Глубина бассейна такова, что вода доходила до середины груди. Количество повторений зависит от занятия и сроков беременности. Во время цикла занятий были использованы следующие упражнения (техника выполнения упражнений в приложении 6):

1. Дыхательные упражнения.

Цель: обучение использованию аппарата и механизмов дыхания для регуляции ощущений и переживаний женщины. Управляемое дыхание – это активация дыхательной функции, стимуляция кровообращения, ритмизация окислительно-восстановительных процессов у матери и ребенка.

2. Упражнения на задержку дыхания.

Цель: с задержкой дыхания у будущей мамы в крови накапливается углекислый газ, ребенок активнее толкается, «зарабатывая» себе необходимый кислород, что очень важно для его физиологической зрелости; углекислый газ, с которым он «познакомился» еще в период внутриутробного развития, никогда не станет причиной кислородного голодания во время родов. Обычно дети плавающих мам не страдают гипоксией и асфиксией, а если вдруг случается обвитие пуповины, то ребенок адаптируется значительно легче и быстрее.

3. Голосовые упражнения.

Цель: пробудить скрытые резервы организма с помощью естественно звучащего голоса; углубить контакт матери и ребенка через голосовую вибрацию; снять дыхательные и голосовые блоки.

4. Активные упражнения у бортика.

Цель: ликвидация гиподинамии у женщин, улучшение кровообращения, плацентарного кровообращения, повышение мышечного и эмоционального тонуса беременной женщины; работа с болевыми блоками и творческая самореализация.

5. Растяжки, вися на бортике лицом к нему.

Цель: ликвидация гиподинамии у женщин, улучшение кровообращения, плацентарного кровообращения, снятие мышечных и эмоциональных зажимов.

6. Упражнения, вися на бортике спиной к нему.

Цель: ликвидация гиподинамии у женщин, улучшение кровообращения, плацентарного кровообращения, снятие мышечных и эмоциональных зажимов.

7. Упражнения для груди.

Цель: формирование у женщин позитивного отношения к своему телу, к переменам в теле в связи с беременностью, формирование позитивного отношения к своему здоровью.

8. Упражнения с доской.

Цель: снятие тревожных переживаний (доска как поддержка); гармонизация эмоционального состояния; снятие мышечных блоков.

9. Упражнения на расслабление.

Цель: помогают войти в трансовое состояние, снять мышечные и психические зажимы, снять напряжение и тревожное состояние.

10. Упражнения под водой.

Цель: погружение в зону С (см. структуру психики в приложении 1) и далее, соприсоединение к ощущением и эмоциям ребенка, находящегося в утробе; преодоление страха воды и темноты; коррекция первой матрицы.

11. Упражнения в группе.

Цель: эмоциональная зарядка, общение, снятие зажимов пихического характера через общение с другими беременными; преодоление физических зажимов.

В комплексе акватренинга помимо теоретических знаний, женщины получают практические навыки поведения и ощущений в определенных ситуациях, причем некоторые можно смоделировать только в воде. Например, ощущения и эмоции ребенка во время родов. Также, если занятия посещаются совместно с папой, можно предположить, что происходит улучшение взаимоотношений в системе мать – дитя – отец, и это влияет на снижение тревожности не только у беременной, но и во всей системе, за счет лучшего понимания ощущений, эмоций, страхов и т.п. другого члена системы.

Необходимо отметить, что наилучший эффект дают упражнения в паре мать – отец, так как данном случае начинает работать система мать – отец – ребенок.

Помимо перечисленных упражнений после проведения занятий в воде проводились беседы по следующим темам (см. приложение 7):

1.            Позитивное планирование родов и проработка своих страхов тревог методом центрированного рисунка.

2.            Формирование личности ребенка.

3.            Признаки начала родов, течение родов, варианты позиций матери во время схваток и потуг.

4.            Роды в роддоме.

5.            Ведение родов. Обзор роддомов.

6.            Определение состояния ребенка в первые минуты жизни по шкале Апгар.

7.            Первые месяцы жизни младенца. Патронаж.

8.            Типичные проблемы беременных - как с ними справляться.

9.            Различные способы вскармливания младенца.

10.       Особенности первых дней жизни ребенка.

11.       Послеродовый патронаж матери и новорожденного.

После проведения всего курса занятий в бассейне и бесед, было проведено повторное тестирование.

3.3 Итоговое обследование на выявление уровня тревожности

Повторное обследование проходило по тем же методикам, которые были использованы при первично диагностике. Результаты обследования представлены в приложении 8.

Как видно из представленных таблиц (см. приложение 8) в контрольной группе показатель тревожности по всем методикам повысился, в экспериментальной группе – понизился. Наиболее явно это можно увидеть графически. На рисунке 3.4 представлены результаты контрольной группы на первом и итоговом тестировании.


Рисунок 3.4 – Результаты контрольной группы по методике Спилбергера

Как видно из рисунка 3.4, в контрольной группе ситуативная тревожность выросла, а личностная уменьшилась, но незначительно. Низкая ситуативная тревожность наблюдалась у одного человека и на предварительном, и на итоговом тестировании.

На рисунке 3.5 представлены результаты контрольной групп на предварительном и итоговом тестировании по методикам Тейлора и необоснованной тревожности.


Рисунок 3.5 – Результаты тестирования контрольной группы по методике Тейлора и склонности к тревожности


Как можно увидеть из рисунка 3.5, диагностика по методике Тейлора показало, что женщин с высоким уровнем тревожности стало больше, так же как и женщин, у которых наблюдается необоснованная (немотивированная) тревожность.

Склонность к необоснованной тревожности на предварительном этапе наблюдалась у одной испытуемой, на итоговом - у двоих.

На рисунке 3.6 представлены графические данные по экспериментальной группе (методика Спилбергера).

Рисунок 3.6 – Результаты тестирования экспериментальной группы по методике Спилбергера


Как видно из рисунка 3.6, на итоговом тестировании после проведения занятий в бассейне значительно снизился показатель ситуативной и личной тревожности у женщин экспериментальной группы. Низкая ситуативная и личная тревожность на итоговом тестировании обнаружена у двух женщин. Умеренный показатель тревожности возрос.

На рисунке 3.7 представлены результаты выявления тревожности по методике Тейлора и необоснованной тревожности.


Рисунок 3.7 – Результаты тестирования экспериментальной группы


На рисунке 3.7 видно, что у женщин экспериментальной группе по методике Тейлора значительно снизились показатели по уровню тревожности. Появилось 3 человека, у которых уровень тревожности с тенденцией к низкому, чего не было на предварительном тестировании до проведения занятий в бассейне. Необоснованная тревожность, которая наблюдалась у трех женщин на предварительном этапе, после занятий снизилась.

Для выявления достоверности и значимости полученных результатов необходимо провести математическую обработку результатов обследования. Подсчет U – критерия Манна – Уитни представлен в приложении 9.

Результаты статистической обработки доказывают, что в контрольной группе уровень тревожности на конец исследования не понизился, в то же время в экспериментальной группе уровень тревожности значительно снизился.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты