Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности

1.            Риск нарушения физического и психического развития ребенка, для которого такие матери создают неадекватную психологическую среду развития.

2.            Риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.

Для практических задач диагностики и психологической профилактики и коррекции неготовности к материнству имеет смысл разделять факторы, влияющие на адаптацию женщины к беременности и материнству, которые могут сочетаться по-разному и соответственно, определять собой различную стратегию и тактику психологической помощи[31].

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума:

-                личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками;

-                эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию;

-                когнитивный уровень: передача знаний;

-                операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком);

-                психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии (см. приложение 2).

В значительной мере семья нуждается, прежде всего, в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов (см. приложение 2).

Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на занятиях психолога в школе по подготовке к материнству и отцовству, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что посещение будущими родителями школ подготовки к отцовству и материнству станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье наравне с наблюдением в женских консультациях.

2.3.Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности

В течение 9 месяцев беременности тело непрерывно изменяется. Выделяющиеся гормоны ослабляют и размягчают связки, удерживающие суставы, и скелет становится более гибким в процессе подготовки к родам. Увеличивается количество жидкости в теле, что заставляет сердце работать с большей нагрузкой, чтобы перекачать значительно больший объем крови и обеспечить ее проникновение сквозь плаценту, а также кровоснабжение ваших жизненно важных органов. Повышается нагрузка на почки, которые должны обеспечить переработку отходов жизнедеятельности не только вашей, но и вашего малыша. Кроме того, замедляется процесс пищеварения из-за гормонального размягчения мускулов пищеварительного тракта.

Акватренинг – это вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, в которой используется сочетания традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в водной среде.

По словам греческого философа Гераклита, «Вода – источник всего во Вселенной». Вода составляет около 79% общего веса человека (50% – содержится в мышцах, 13% – в костях, 5% – в крови, 16% – в печени, 0,4% – в селезенке).

Вера в могучую силу воды рождала у народов различные обычаи и обряды. Так, в древней Индии вода считалась эликсиром жизни, люди верили, что омовение водой дает десять преимуществ: ясность ума; свежесть; бодрость; здоровье; силу; красоту; молодость; чистоту; приятный цвет кожи; внимание красивых женщин. Православное таинство крещения также связано с водой.

Вода – самое доступное средство, позволяющее укреплять здоровье и бороться с разными недугами. Водные процедуры оказывают многообразное воздействие на организм, улучшая терморегуляцию, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оздоровительное воздействие плавания связано с физическими, термическими и механическими свойствами водной среды. Гиппократ писал: «Чтобы излечиться и быть здоровым, надо черпать жизненную силу, которая находится в Природе». Меньшуткина Т.Г отмечает, что, «занимаясь, можно использовать разнообразные упражнения: купание, плавание, водная гимнастика, специальные плавательные упражнения, гидропроцедуры и массаж, упражнения на дыхание и расслабление. Все это способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект»[32].

К специфическим особенностям плавания относятся не только особенности среды, в которой осуществляется двигательная деятельность, но и характер движений. При проведении занятий в воде необходимо учитывать специфические особенности водной среды по сравнению с привычной для человека воздушной средой: теплоемкость воды в 25-28 раз больше теплоемкости воздуха; плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха.

Даже простое движение, а тем более тренировки в воде благоприятно влияют на самочувствие. Существует много оснований для того, чтобы сменить «земную твердь» на воду, чтобы совершенно по-новому раскрыться телесно и духовно:

1.            Выталкивающая сила воды и относительная невесомость: вес тела в воде составляет лишь одну десятую веса на суше.

2.            Суставы почти не испытывают нагрузки.

3.            Эффективность от упражнений в воде вдвое выше, т. к. сила тяжести в воде ниже обычной, и каждое движение приходится совершать, преодолевая сопротивление воды. Это ощутимо, даже когда необходимо просто поднять и опустить колено.

4.            Воздух над водой богат кислородом, как, например, лесной воздух. В некоторых бассейнах его специально обогащают ионами йода, соли, фтора и других веществ.

5.            В воде кровообращение интенсивнее, чем на суше.

6.            Даже теплая вода все равно охлаждает кожу и облегчает выполнение всей программы упражнений без боязни перегрева.

Вода обладает выраженным расслабляющим действием. С ростом ребенка увеличивается не только вес и размер живота, но все тело становится менее подвижным. В воде происходит расслабление, поэтому очень важно хотя бы раз в неделю давать телу возможность отдохнуть. Все упражнения, которые выполняют женщины, получаются в воде легко и непринужденно.

Физическому здоровью сегодня придается большое значение в обществе. Беременные женщины должны тоже нести физические нагрузки для того, чтобы оставаться или стать здоровыми и работоспособными. Благодаря этому они берут на себя ответственность за свое собственное здоровье и за здоровье своего ребенка. Если еще совсем недавно беременные женщины приговаривались к абсолютному покою, и любое физическое напряжение было запрещено, то сегодня специалисты едины в том, что спортивные занятия во время беременности положительно влияют на здоровье, хорошее самочувствие и работоспособность. Они вселяют мужество и показывают беременным, каким нагрузкам они способны подвергаться и что у них будет достаточно сил для родов. Многие женщины потеряли большую часть своего страха перед родами, когда узнали, насколько они сильные.

А после родов женщины хотят стать как можно скорее такими же, какими они были до беременности. Этому существенно способствует регулярная реабилитационная гимнастика.

Водная среда именно для беременных и родивших женщин предоставляет дополнительные возможности сохранения здоровья и представляет собой особую нагрузку для всего организма. За счет подъемной силы воды и определенной невесомости гимнастические упражнения воспринимаются очень приятно.

У. Мелхерм считает, что «вода действует путем своего особого взаимодействия сил. Сила тяжести, тянущая тело вниз, действует в направлении, противоположном подъемной силе воды. За счет этого упражнения в воде оказывают особенно щадящее воздействие на суставы, позвоночник и межпозвоночные диски. Одновременно требуются повышенное усилие для того, чтобы бежать в воде, и, следовательно, повышенная работа мускулатуры. Даже самые медленные движения в воде обладают более высоким тренировочным эффектом, чем быстрые движения на суше»[33].

Важное значение для беременной женщины имеет акватическая подготовка - длительное плавание и ныряние с ритмичной задержкой дыхания. Уникальные свойства воды позволяют вести активный образ жизни вплоть до момента родов.

«В воде, - по мнению М. Разенковой, - происходит разгрузка суставов, движения становятся свободными. Будущая мама сохраняет легкость и изящество движений до последних дней беременности. Состояние полуневесомости облегчает общее расслабление мышц, улучшает венозный отток (происходит профилактика расширения вен и отеков)».

В акватренинге самое главное это уловить состояние ребенка и его взаимоотношение с водной средой, а потом уж все остальное. Все что мешает погрузиться в это состояние прорабатывается дыханием.

Главную роль здесь играют упражнения на задержку дыхания. Потому что от многократных погружений под воду уходит страх, а вместе с ним и напряжение. Тело расслабляется и начинает «доверяться» воде. Появляется чувство покоя и уверенности в себе.

Плавание, ныряние тренирует дыхательную мускулатуру, увеличивает жизненную емкость легких, стимулирует кровообращение, оказывает благотворное влияние на плаценту и плод, который также приучается к гипоксии из-за снижения у матери кислородной емкости крови. Когда наступают роды, он, стиснутый, сдавленный в родовых путях, легче преодолеет трудности рождения.

Беременная женщина, как никто другой, должна сохранять душевное спокойствие. Если она научилась владеть своим дыханием, она тем самым овладела произвольным расслаблением всех мышц. Такая физическая релаксация способствует нервно-психической устойчивости. Особенно расслабляет теплая вода, в ней легче устраняются гнетущие состояния, ощущения стресса, если их испытывает будущая мама.

Безусловным лидером среди всех физических мероприятий по подготовке к родам является регулярное посещение бассейна. Его необходимо посещать 1-2 раза в неделю и начинать не позже 28 недель. Для того, чтобы какие-нибудь мероприятия дали оздоравливающий эффект, необходимо, чтобы этих мероприятий было не меньше 12 (для людей 20-30 лет, к которым относится большинство беременных). Желательно, чтобы занятия проводились с инструктором, который может разумно дозировать нагрузку. Идеально, если бассейн теплый, 30-32 градуса, т.к. в нем можно хорошо производить растяжки.

Упражнения в воде - это физическая нагрузка без нагрузки на позвоночник. Позвоночник отдыхает, и проходят боли в спине. Боли чаще всего возникают во-первых из-за нарушения осанки, а во вторых из-за расслабления мышц и связок всего тела и в том числе позвоночника под влиянием гормонов плаценты прогестерона и релаксина. Кроме того, в воде хорошо производить упражнения на растяжку позвоночника.

Акватренинг - это тренировка всей сердечно-сосудистой системы. Даже легкие движения в воде повышают минутный объем сердца на 1\3. При нахождении в воде стоя, на нижнюю часть тела действует гидростатическое давление, что улучшает кровообращение в венах ног и в малом тазу. Таким образом, осуществляется профилактика варикозного расширения вен и отеков, связанных с нарушением кровообращения. Происходит массаж всей поверхности тела. Тренируются и растягиваются мышцы ног и промежности при плавании брассом.

Вода помогает расслабиться и улучшается сон. Вода, особенно теплая, снимает повышенный тонус матки и позволяет часто отказаться от лекарственных препаратов, снижающих тонус.

Упражнения на задержку дыхания и на тренировку удлиненного выдоха, которые обычно делают в воде, улучшают состояние иммунной системы, усиливают процесс отдачи кислорода в ткани головного мозга, как мамы, так и ребенка. Ребенок тренируется к предстоящим родам, активнее двигается и развивает свои адаптивные механизмы, ожидая схваток, в которых ему тоже будет не хватать кислорода.

Психотерапевтическое действие водных процедур давно известно. Вдобавок, беременная в купальнике в окружении других беременных начинает гордиться своей фигурой, что благотворно влияет на психику.

Гимнастика в воде не только оказывает благотворное влияние на общее самочувствие, но и позитивно воздействует на течение беременности, на процесс родов и восстановление. Активная подготовка к огромному событию придает чувство безопасности и уверенности в своих силах. Плавание для беременных служит дополнением курса подготовки к родам, восстановлению функциональной физической способности, необходимым балансом для представительниц большого спорта или является просто облегчением изменений в организме, обусловленных беременностью, и успокаивает боли в спине и суставах.

Особую роль играет обучение плаванию и нырянию «дельфином». Здесь как раз разрушается восприятие воды как опасности, неизвестности. «Дельфин» - это медитация на тему воды. Это стиль, направленный на полное взаимодействие с водой. Не нужно отталкивать воду или бить по ней, наоборот, нужно ощутить естественное движение воды и подчиниться ему. Это упражнение можно в полной мере назвать репетицией родов. Оно учит доверять процессу и направлять свои действия в соответствии с ним.

Важная задача предродовой подготовки - это придание женщине уверенности в своих силах, создание у нее глобального ощущения готовности к родам. И эти задачи во многом решаются в процессе водных занятий. Если в начале курса будущая мама боялась опустить лицо в воду и не могла сделать ни одного упражнения, а к концу занятий научилась проплывать «дельфином» полбассейна, у нее появляется ощущение, что она может очень многое. И, конечно же, сможет родить.

Акватренинг рассматривается не просто как физический комплекс упражнений, а своего рода психотерапия. Инструкторы считают, что в воде можно смоделировать многие психологические переживания, которые на суше пережить невозможно. Например, сонастроиться с малышом и представить, как ему там (упражнение «поплавок») или пройти через «родовой канал». Для этого все мамы-папы встают в ручеек, ноги на ширине плеч. И «новорожденный» проплывает под ногами этот канал.

Различные упражнения, которые проводятся в воде, помогают будущей матери представить себя на месте ребенка. Те проблемы, которые были у женщины на протяжении всей ее жизни, начиная с момента рождения, наиболее явно начинают проявляться в воде, так как вода способствует выходу тех эмоций, которые женщины скрывали в себе.

Качество материнско-дочерних связей и его влияние на материнскую сферу женщины определяется, помимо привязанности, стилем их эмоционального общения, участием матери в эмоциональной жизни дочери, причем важным считается изменение такого участия со стороны матери в соответствии с возрастными изменениями эмоциональной сферы дочери. Большое значение имеет удовлетворенность матери ее материнской ролью. Взаимодействие с собственной матерью меньше сказывается на родительском поведении будущих отцов, чем будущих матерей. Для мальчиков нарушения их отношений с матерью большее влияние оказывают на половую сферу и социальную, а также на развитие мотивации достижений. Для девочек же это прямо связано с их материнской сферой (Gomber and Mitchell, Shereshefsky and Yarow и др.). С. Фанти, М. Марконе и другие представители микропсихоанализа считают, что начало развития будущего отношения матери к ее ребенку закладывается еще внутриутробно на основе первых эмоциональных конфликтов матери с плодом и продолжается в младенчестве. Во время беременности у женщины актуализируется этот эмоциональный опыт, который влияет на содержание ее собственного материнства. И именно вода в бассейне раскрывает сущность всех переживаний.

В водной стихии беременным есть, чем заняться. На сегодняшний день разработаны как дыхательные практики, так и комплексы на растяжение мышц таза, промежности, ног, так и специальные расслабляющие техники.

Основная задача задержек дыхания под водой - тренировка. Некоторые духовные акушеры считают, что так беременные готовят малыша к нехватке кислорода в родах, и он привыкает к нагрузкам. Не все разделяют эту точку зрения, однако для женщины такие тренировки полезны точно.

Екатерина Чинарова[34] рекомендует проводить следующие упражнения. Самое распространенное, по ее мнению, – «поплавок»: набрать в легкие воздуха и нырнуть под воду. Там берутся руки в ноги, обхватываются колени руками, прижимая их к животу, и как бы повиснуть в невесомости бассейна, моря или озера. Как только дыхание начинает не хватать, не выплывать, а пытаться задержать его еще немного, буквально на секунду. Акушерки считают, что с этим «не могу» женщина всегда сталкивается в родах. Кажется, все, сил нет, дышать нечем. И через этот барьер надо пройти. Организм находит резервы.

Особенно это упражнение полезно для женщин, которых пугает процесс рождения, или, кажется, что ребенок плохо перенесет его. «Поплавок» имитирует жизнь ребенка в животе матери: в позе зародыша в водной среде. Данное упражнение очень полезно для того, чтобы «прочувствовать» то, что на данный момент чувствует ребенок, понять, что ему там безопасно и хорошо. Обязательным при этом является уверенность женщины в том, что пока она находится в воде, с ней ничего не может случиться. Такие упражнения значительно снижают чувство тревоги женщины.

Усложнение «поплавка» - водолаз: набрать воздуха в легкие, опуститься на дно, сесть на корточки и держаться руками за ноги партнера или лестницу. Алгоритм тот же, как только дыхание «спирает», кажется, пора выплывать. Попытаться оттянуть этот момент на секунду. Если все получается, можно усложнить задачу. Нырнуть на выдохе, полностью очистив легкие. И под водой попытаться пробыть несколько долгих секунд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты