Современные разработки в психологии

Структурное моделирование (подбор моделей). Анализ многомерных генетических моделей2 для родительских, подростковых и учительских оценок эмоциональных и поведенческих проблем подростков показал, что психометрическая модель соответствует данным лучше, чем биометрическая модель и модель установки эксперта (см. табл. 2). Согласно психометрической модели, оценка каждого эксперта (родителя, подростка и учителя) включает как общий для всех экспертов, так и уникальный для каждого из них компоненты. Исходя из того, что биометрическая модель никогда не соответствовала данным лучше, чем психометрическая модель, можно предположить, что подростки, родители и учителя оценивают одну и ту же эмоциональную или поведенческую особенность подростка. Поскольку психометрическая модель описывала данные лучше, чем модель установки эксперта, то можно говорить о том, что различия в оценках экспертов связаны не только с ошибкой и установкой в оценке экспертов (например, в результате разных критериев, норм, стандартов), но и с аспектами реального поведения (фенотипа) ребенка, уникальными для восприятия каждого из экспертов. Полученные результаты согласуются с данными американского [28] и нидерландских [11, 13, 29, 52, 53] близнецовых исследований поведенческих и эмоциональных нарушений, выполненных на испытуемых разных возрастов. Ни одна из многомерных моделей не дала адекватного описания полученных данных для шкалы общей проблемности (х2(81) = 124.074, р = 0.001).

Результаты аппроксимации психометрической модели показали, что каждая группа респондентов предоставила достаточно надежную оценку эмоциональных и поведенческих проблем подростков: факторные нагрузки оценок каждой группы экспертов на общий фактор варьировали от 0.36 до 0.63. От 13 до 40% дисперсии оценок объяснялось общим латентным фактором. Оценки экспертов определялись общим восприятием поведения подростка, однако основная часть дисперсии оценок эмоциональных и поведенческих проблем объяснялась теми аспектами поведения ребенка, которые были уникальны для каждого из респондентов. Эти уникальные аспекты восприятия объясняли 60 - 87% дисперсии шкал проблем.

Интерпретация общего латентного фактора. Оценки трех групп экспертов значимо коррелировали и включали общую для них вариативность, на что указывают результаты факторного анализа и нагрузки на латентный фактор в психометрической модели. Этот общий фактор описывает тот вариант синдрома, который наблюдается всеми экспертами и, следовательно, проявляется в разных ситуационных контекстах. Исследования показывают, что такого типа поведение, о котором сообщают несколько экспертов, выражено в экстремальном значении на кривой распределения проблемного поведения в популяции [10]. Результаты, полученные для данного фактора, важны, несмотря на относительно небольшие нагрузки каждой из трех оценок на этот фактор. Общий фактор объясняет небольшую пропорцию дисперсии каждой оценки потому, что проблемное поведение, обнаруживаемое в разных контекстах, является редким в популяции.

Интерпретация факторов, специфичных для каждого респондента. Ситуативное проблемное поведение, которое объясняло самый большой процент вариативности в каждой из трех оценок, может представлять более распространенную и менее грубую форму проблемного поведения.

В табл. 3 представлены стандартизированные оценки общих и уникальных для каждой группы экспертов компонентов фенотипической дисперсии, полученные для полной психометрической модели. Как видно из данных табл. 3, показатели наследуемости, выявленные на основе оценок всех экспертов (т.е. подростков, родителей и учителей), варьируют в зависимости от шкалы и пола подростка.

На следующем этапе тестировалась необходимость учета половых различий в структуре фенотипической дисперсии исследованных признаков и значимость различных компонентов дисперсии: общих и уникальных для каждого из экспертов аддитивных генетических влияний и влияний общей среды.


Таблица 2. Результаты подбора биометрической, психометрической моделей и модели установки эксперта для подростковых, родительских и учительских оценок

Шкалы проблем

Модель

N пар

Сравнение с моделью

ч2

df

Р

AIC

RMSEA

Дч2

Дdf

Р

Замкнутость

I

36

-

64.488

69

0.631

-73.512

0.032

 

 

 

II

24

-

73.638

81

0.707

-88.362

0.026

 

 

 

III

18

2

281.487

87

0.000

107.487

0.242

207.849

6

0.000

Соматические проблемы

I

36

-

91.092

69

0.039

-46.908

0.092

 

 

 

II

24

-

105.668

81

0.034

-56.332

0.084

 

 

 

III

18

2

250.649

87

0.000

76.649

0.208

144.982

6

0.000

Тревожность/депрессивность

I

36

-

67.845

69

0.517

-70.155

0.035

 

 

 

II

24

-

73.645

81

0.707

-88.355

0.031

 

 

 

III

18

2

300.024

87

0.000

126.024

0.201

226.378

6

0.000

Социальная дезадаптация

I

36

-

61.336

69

0.733

-76.664

0.025

 

 

 

II

24

-

69.559

81

0.814

-92.441

0.021

 

 

 

III

18

2

156.560

87

0.000

-17.440

0.146

87.002

6

0.000

Трудности внимания/гиперактивность

I

36

-

69.264

69

0.468

-68.736

0.061

 

 

 

II

24

-

87.418

81

0.293

-74.582

0.066

 

 

 

III

18

2

249.914

87

0.000

75.914

0.224

162.495

6

0.000

Делинквентность

I

36

-

64.068

69

0.645

-73.932

0.018

 

 

 

II

24

-

76.444

81

0.623

-85.556

0.012

 

 

 

III

18

2

279.333

87

0.000

105.333

0.245

202.889

6

0.000

Агрессивность

I

36

-

84.109

69

0.104

-53.891

0.076

 

 

 

II

24

-

101.406

81

0.062

-60.594

0.076

 

 

 

III

18

2

212.732

87

0.000

38.732

0.190

111.326

6

0.000

Интернализация

I

36

-

84.109

69

0.104

-53.891

0.076

 

 

 

II

24

-

95.581

81

0.128

-66.419

0.059

 

 

 

III

18

2

350.709

87

0.000

176.709

0.228

255.128

6

0.000

Экстернализация

I

36

-

86.188

69

0.079

-51.812

0.074

 

 

 

II

24

-

102.488

81

0.054

-59.512

0.082

 

 

 

III

18

2

336.244

87

0.000

162.244

0.264

233.756

6

0.000

Общая проблемность

I

36

-

106.407

69

0.003

-31.593

0.123

 

 

 

II

24

-

124.074

81

0.001

-37.926

0.116

 

 

 

III

18

2

426.284

87

0.000

252.284

0.284

302.211

6

0.000

Примечание. I - биометрическая модель, II - психометрическая модель, III - модель установки эксперта. Модель, лучше других соответствующая данным, выделена полужирным шрифтом. AIC - информационный критерий Акаике (Akaike's Information Criterion) - отражает степень простоты модели. RMSEA - критерий Root Mean Square Error of Approximation - является индексом степени расхождения модели с учетом количества степеней свободы от наблюдаемой ковариационной матрицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты