Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)

в) скорее да,

г) да.

20. Как предпочитает показать свое превосходство над другими ваш ученик?

а) добротой и вниманием,

б) умом,

в) хитростью,

г) силой,

д) не знаю.

Инструкция по обработке результатов опроса. Выбранный ответ на каждый вопрос следует обвести кружком. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос. По выбранным ответам баллы суммируются. Все 20 вопросов имеют по пять вариантов ответа: а, б, в, г, д. Ответы по их значимости оцениваются условными баллами по следующей схеме: «а» — 5 баллов, «б» — 4 балла, «в» — 3 балла, «г» — 2 балла,«д» — 1 балл.



Если сумма баллов получается:

от 100 до 80 — ребенок обладает созидательной социальной направленностью;

от 79 до 60 — коммуникативной социальной направленностью;

от 59 и ниже — эгоистической социальной направленностью.


ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.

2. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.

3. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

4. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.




По отношению к людям


1


Чуткий, внимательный


2


Равнодушный, холодный


3


Правдивый, честный


4


Нечестный, лживый


5


Искренний, откровенный


6


Замкнутый


7


Вежливый


8


Грубый


9


Уравновешенный, спокойный


10


Вспыльчивый, резкий


11


Властолюбивый, любит командовать, распоряжаться


12


Не властолюбивый


13


Стыдливый, скромный, стеснительный


14


Горделивый


15


Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам


16


Безразличный


17


Простодушный, простой


18


Хитрый, изворотливый


19


Неуверенный, нерешительный


20


Самоуверенный, хвастливый


21


Униженный, подавленный, чванливый


22


Спесивый, высокомерный


23


Желает понравиться коллективу, педагогу


24


Равнодушен к мнению коллектива, педагога


25


Самостоятельный (достигает все своими силами)


26


Беспомощный


27


Доверчивый


28


Подозрительный


29


Человеколюбивый


30


Самолюбивый, эгоистичный


31


Терпеливый


32


Нетерпеливый


33


Без подхалимажа


34


Подхалим




По отношению к различным видам деятельности


35


Добросовестный


36


Недобросовестный


37


Исполнительный


38


Неисполнительный


39


Активный


40


Пассивный


41


Больше любит физический труд


42


Больше любит умственный ТРУД


43


Соблюдает правила игры


44


Нарушает правила спортивной этики


45


Ответственный


46


Безответственный




Оценка своих возможностей


47


Заниженная


48


Завышенная, преувеличенная




По отношению к коллективу


49


В деятельности руководствуется личной выгодой


50


Во всех действиях руководствуется интересами коллектива


51


Нет чувства превосходства

над другими


52


Желает быть выше других, превосходить их


53


Оказывает помощь товарищам


54


Злорадствует по поводу чужой неудачи


55


Скупой, жадный


56


Бескорыстный


57


Любим учителями, воспитателями


58


Не любим


59


Защищает своих товарищей


60


Ябедничает, сплетничает


61


Любим товарищами


62


Не любим товарищами




По отношению к себе


63


Требовательный к себе


64


Требовательный к другим


65


Самокритичен


66


Не самокритичен


67


Верен слову


68


Не верен слову


69


Уверенный в себе


70


Не уверен в себе


71 ^


Не обращает внимания на свою одежду


72


Обращает внимания на

одежду




 Отношение к критике, замечаниям


73


Положительное


74


Отрицательное




Волевые проявления


75


Организованный


76


Не организованный


77


Дисциплинированный


78


Не дисциплинированный


79


Настойчив в достижении цели


80


Не настойчивый


81


Инициативен


81


Безынициативен


Код

Нормальный (16) 1, 3, 5, 7, 9,12, 15, 17, 25, 29, 33, 39, 49, 63, 67, 69

Конформный (16) 2,4,7, 8,16,18, 24, 34, 36, 50, 55,57,60,62,64,66

Доминирующий (16) 10,11, 14, 20, 22, 23, 30, 39, 44, 48,52,54,68,72,74,79

Сензитивный (16) 5,15,25,27,39, 42,43,51,53,56,59,61,65,71,73,81

Инфантильный (10) 2, 13, 16, 26, 38, 40, 46, 70, 76, 80

Тревожный (10) 10,19,28,32,47,58,64,66,74,78

Интровертивный (16) 1,6,13,21,31,35,37,41,45,47,65,73,75,77,79,82

Инструкция к обработке результатов

1. Если нет кодификатора, то можно обработать результаты теста вручную. Для этого следует на заполненном вами массиве цифр проставить условные обозначения кода.

Например:

И К И К Д Н К Н Ин К И С Д Т К

2,4,6,8,10,12,16,17,21,24,26,27,30,32,36,

Ин И Д И Н С К Т К К Т Д Д И Ин

37, 40, 44, 46, 49, 51, 57, 58, 62, 64, 66, 72, 74, 76, 79

2. Подсчитать количество буквенных обозначений кода (X), например, для кода «К» Х=8, для кода «И» Х=6 и т. д.

3. Полученное количество чисел (X) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства.

Н = Х/16-100% К =Х/16-100%

Д= Х/16-100% С =Х/16-100%

И = Х/10-100% Т = Х/10-100%

Ин= Х/16-100%

4. Результаты, представленные в процентном соотношении, следует использовать для построения графика. Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-психологического типа личности.

Четвертый этап педагогической диагностики наиболее сложен, так как требует от учителя аналитической деятельности и проявления гностических способностей. Задачей данного этапа становится установление причинно-следственных связей, получаемых с помощью разных методик на всех трех этапах, и постановка диагноза путем сравнения полученных признаков в виде личностных качеств с описываемыми характерологическими свойствами, составляющими в конечном счете социально-психологический тип личности.

Как показала практика, применение психолого-педагогической диагностики в школе имеет свои ограничения: учитель может ставить диагноз только в пределах отклонения от нормы, где нет психических изменений в структурных компонентах личности. В остальных случаях необходимо проводить психологическую диагностику учащегося с помощью школьного психолога или обращаться в психдиспансер.

На третьем этапе применялись тесты, с помощью которых определялись социально-психологический тип личности и его социальная направленность в зависимости от глубины получения информации об учащемся.

На четвертом этапе диагностики проводится итоговый анализ полученной информации по всем методикам, интерпретируются полученные результаты по тестам, что требует от исследователя проявления диагностического мышления для определения социально-психологического типа личности.

2.6 Методы изучения семьи и семейных отношений


Кроме предложенных мною методов изучения социально-психологического типа личности важное значение для практики имеет изучение семьи и тех отношений, которые в ней выстраиваются на различных этапах становления личности учащихся. Для этого существуют другие методы, которые ранее были описаны Р. В. Овчаровой2.

ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

Каждый взрослый член семьи по специальной шкале-опроснику оценивает эмоционально-психологическую атмосферу в семье с помощью набора суждений. Ответ оценивается по каждому из 10 вопросов слева направо от 1 до 7 баллов. Инструкция: мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувство, с которым вы открываете дверь дома. Припомните чувство, с которым вспоминаете домашние дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь и ваши ощущения, связанные с семьей.

Бланк ответов

№ п/ п


Суждения


Оценка в баллах


Суждения


Индекс состояния


1


Доволен


01234567


Недоволен


У


2


Спокоен




Неспокоен


Т


3


Напряжен




Расслаблен


Н


4


Радостен




Огорчен


У


5


Нужен




Лишний


Т


6


Отдохнувший



Усталый


Н


7


Здоровый



Больной


У


8


Смелый



Робкий


Т


9


Беззаботный



Озабоченный


Н


10


Плохой



Хороший


У


11


Ловкий



Неуклюжий


Т


12


Свободный



Занятый


Н


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты