Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на дело

Школьники 3-го типа (в нашем исследовании 1 мальчик и 5 девочек) имеют тип личностной направленности на дело. Такие подростки характеризуются увлеченностью процессом деятельности, стремлением к овладению новыми навыками и умениями, они не уклоняются от решения проблем, чему способствует средний уровень мотивации в достижении. При взаимодействии с группой они ориентированы на сотрудничество и достижение наибольшей продуктивности работы группы. Преобладание исполнительности в деятельности позволяет говорить о добросовестном выполнении поручений без проявления инициативы.83,3% данной группы - девочки. Это говорит о том, что исполнительность и добросовестность в этом возрасте более свойственны девочкам, чем мальчикам. Часто они способны качественно и на высоком уровне решать поставленные задачи, но не проявляют инициативы.

Но, несмотря на данную ориентацию в работе, они имеют низкие социометрические статусы. Им свойственна не высокая степень включения в процесс межличностного взаимодействия. Они лишены возможности накапливать опыт разнообразного общения в среде сверстников, так группа их не признает. Данный фактор провоцирует трудности школьной адаптации.

Подростки данной группы способны к систематической работе по самопознанию. Они достаточно зрело смотрят на свою жизнь и все, что происходит рядом, но пока не готовы принять те противоречия, с которыми сталкиваются.

Школьники данной группы испытывают недовольство собой, мучаются сомнениями и неудовлетворенностью: своими способностями, достижениями.

У данного типа школьников в семье чаще поддерживаются два стиля воспитания: оптимальный и попустительский. Существует психологическая близость родителей и детей, но в тоже время, взрослые как бы "отпускают" от себя детей и дают им возможность для проявления самостоятельности. Кроме того, младший школьник испытывает умеренный ненавязываемый контроль, что является оптимальным для становления и развития личности ребенка.

Ира Д. (13 лет). Девочка предпочитает быть исполнителем, четко следует инструкциям и предложенным алгоритмам. В контактах со сверстниками занимает выжидательную позицию, явного желания вступать в общение не проявляет, но не отказывается от предложений одноклассников вступить в деятельность. Не всегда справляется с решением поставленных задач в силу недостаточно развитой мотивации в достижении.

При выполнении коллективных заданий не включается в работу, но получив задание, охотно начинает его выполнять. В деятельности проявляет исполнительность, хорошее владение трудовыми навыками. На протяжении всей деятельности в основном молчит, не проявляя бурных эмоций. При выполнении деятельности проявляет неуверенность, несколько раз сверяет свои действия с образцом. При ответах на уроке сильно волнуется и переживает при этом.

Таким образом, нами были исследованы и проанализированы индивидуально-типические особенности дезадаптированных подростков в зависимости от типа личностной направленности. Это позволило описать их психологические портреты, что поможет целенаправленно планировать и проводить работу по профилактике школьной дезадаптации, исходя из индивидуально-типологических особенностей дезадаптации подростков.


§ 2.3 Методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации в зависимости от типа личностной направленности


Школьная дезадаптация в подростковом возрасте согласно полученным данным значительная часть подростков (27,1%) имеют школьную дезадаптацию. Ее индивидуально-типические особенности определяется типом личностной направленности подростков.

Заключительным этапом нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Работа по преодолению школьной дезадаптации должна проводиться комплексно, поэтому основными направления работы по профилактике и преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности будут следующие:

1.                Коррекционно-развивающая программа.

2.                Методико-консультативная работа с педагогами.

3.                Специальная работа с родителями

Опишем основные направления работы.

Коррекционно-развивающая программа оказывается эффективным средством профилактики школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности.

Программа строилась при опоре на следующие принципы:

1) Принцип системности профилактических и развивающих задач. При определении целей и задач программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

2) Деятельностный принцип. Определяет тактику проведения развивающей работы с позиции положения о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

3) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого школьника, утверждая право на выбор своего самостоятельного пути.

4) Принцип привлечения ближайшего социального окружения испытуемых к участию в программе. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.

5) Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного предыдущего умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

6) Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от максимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 4-х блоков.

1.                Диагностический блок.

Цель: выявить и изучить индивидуально-типических особенностей подростков дезадаптантов с разным типом личностной направленности.

Методы и методики диагностики описаны в § 2.1 По результатам проведенного исследования и анализа полученных данных, мы выделили три тип подростков дезадаптантов с разным типом личностной направленности и описали их психологические характеристики, которые представлены в § 2.3 на основе полученных результатов были выбраны стратегии формирования групп.

По результатам полученных диагностических данных на каждого обследуемого подростка заполняется "Психолого-педагогическая карта" (см. приложение 9)

2.                Установочный блок.

Цель: создание позитивной установки на коррекционный процесс у родителей, педагогов, самих подростков.

Методы:

1)                Проведение бесед с педагогами о целях, задачах и методах коррекции школьной дезадаптации, информирование их о проблемах, которые испытывают дезадаптированные подростки

2)                Проведение собраний, бесед с родителями, их информирование об особенностях детей со школьной дезадаптацией.

3)                Установление с ребенком эмоциональной связи, или психологического контакта. (см. приложение 10).

3. Коррекционный блок.

Цель: профилактика и преодоление деструктивных последствий школьной дезадаптации в зависимости от типа личностной направленности подростков.

Методы:

1)                Организация и проведение групповых занятий с группами дезадаптированных подростков в зависимости от типа их направленности. Тематика психокоррекционных занятий и пример конспекта психокоррекционного занятия представлены в Приложении 11.

2)                Методико-консультативная работа с педагогами по организации стратегий поведения с дезадаптированными подростками и обучение способам преодоления школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа их личностной направленности.

3)                Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам школьной дезадаптации их детей и обучение эффективным приемам и способам ее преодоления.

4. Оценочный блок.

Цель: оценить эффективность проведенной работы.

Методы:

1)                Проведение повторной диагностики по истечении коррекционно-развивающей работы с помощью методик описанных в § 2.1.;

2)                отзывы подростков, их оценки результатов проведения КРП;

3)                отзывы родителей и педагогов о наблюдаемых изменениях в поведении подростков;

4)                личные наблюдения психолога.


Рабочий план внедрения психокоррекционной программы

Этапы работы

Задачи

Методы, приемы

Психологические механизмы

Диагностический этап

Выявление подростков со школьной дезадаптацией.

Определение типа личностной направ-ленности дезадапти-рованных подростков.

Выявление индиви-дуально-типических особенностей дезадаптированных подростков в зави-симости от типа их личностной направленности

Методы диагностики описаны в § 2.1


Установочный этап

Установление поло-жительного эмоцио-нального контакта между всеми участниками.

Ознакомление с правилами и усло-виями работы на занятиях.

Создание установки на активную работу.

Выявление и осоз-нание подростками существующих проблем.

Групповая беседа

Диалоговое общение

Анализ конкретных ситуаций

Упражнения на релаксацию

Игры на групповое взаимодействие

Психогимнастика


От осознания нали-чия существующих проблем к стремле-нию научиться эф-фективно разрешать сложившуюся ситуацию.

Проведение активной психокоррекционной работы

Задачи имеют свою специфику для каждой из коррекционных групп, сформи-рованных в зависи-мости от типа лич-ностной направленности:


От осознания осо-бенностей своих школьных трудностей к осознанию своих потребностей и способностей к их преодолению.

От осознания трудных ситуаций школьной жизни к готовности и способности изменять свое поведение в лучшую сторону.

1) Задачи для 1-й группы (дезадап-тированные подростки с направленностью на себя):

повышение уровня мотивации в достижении;

повешение социо-метрических статусов дезадаптированных подростков в классном коллективе;

формирование навыков эффективного взаимодействия;

развитие инициативы и самостоятельности в выполнении деятельности;

развитие способности подростков нести ответственность за свои поступки;

формирование мо-тивации саморазвития;

развитие способности объективно оценивать свою деятельность;

формирование таких качеств как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость.

Игры на групповое взаимодействие

Релаксационные техники

Ролевые игры

Анализ конкретных ситуаций

Групповая

дискуссия

Работа в группах

Информирование

Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи

Упражнения на развитии межличностной чувствительности и взаимопонимания

Игры на развитие психологической чувствительности и навыка убеждающего воздействия

2) Задачи для 2-й группы (дезадапти-рованные подростки с направленностью на общение):

развитие мотивации в достижении;

формирование элементов саморегуляции;

развитие саморефлексии;

формирование мотивации самопознания;

развитие умения выполнять деятель-ность при наличии

отвлекающих фак-торов

Беседа

Медитативные техники

Игры на самораскрытие

Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи

Упражнения для развитии произвольности

3) Задачи для 3-й группы (дезадап-тированные подростки с направленностью на дело):

развитие коммуни-кативных навыков;

развитие уверенности в себе и возможности изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону;

повышение самооценки;

развитие социальной смелости и открытости;

развитие инициативы;

повышение социо-метрических статусов в классном коллективе;

Ролевое проигрывание поведения уверенных людей

Беседа

Презентация собственных продуктов деятельности

Психогимнастика

Игры на групповое взаимодействие

Коммуникативные игры

Моделирование учебных ситуаций

Оценка эффективности коррекционной работы

Подведение итогов работы.

Получение обратной связи от участников.

Закрепление полу-ченных позитивных изменений.

Закрепление мотива-ции личностного роста.

Проведение повторной диагностики

Отзывы участников коррекционной работы

Через определение позитивных результатов работы группы в целом к осознанию собственных личностных достижение.


Основой коррекционно-развивающей программы стало психокоррекционное занятие.

Структура психокоррекционных занятий.

1.                Ритуал приветствия.

Цель: сплочение членов группы, создание атмосферы группового доверия и принятия, настрой на работу.

2.                Разминка.

Цель: мобилизация активности, настрой на работу.

3.                Основная часть.

Цель: групповая работа по профилактике и преодолению деструктивных последствий школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа их личностной направленности.

4.                Рефлексия.

Цель: ретроспективная оценка занятия, подведение итогов.

5.                Релаксация.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, восстановление работоспособности.

6.                Ритуал прощания.

Цель: завершение занятия, выход из контакта.

Принципы отбора психокоррекционных заданий и упражнений для построения психокоррекционного занятия.

1. Принцип адекватности. Предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а так же решаемым задачам.

2. Принцип оптимальности. Предлагаемые упражнения в наибольшей степени способны решать поставленные задачи.

3. Принцип системности. Ориентировка на обоснованность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.

4. Принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений. Существует ряд упражнений, которые являются наиболее оптимальными для решения поставленных задач, но однократное их применение не даст необходимого эффекта, то есть они должны повторяться из занятия в занятие. Но повторное предъявление одного и того же задания может снизить активность участников, поэтому упражнения должны подвергаться модификации с учетом усложнения от занятия к занятию, а в последующем и введение новых упражнений, которые будут решать ту же задачу, но на более высоком уровне, что обеспечит необходимую динамику.

5. Принцип дозировки. Данный принцип определяется иерархией задач, то есть решению центральной задачи, как в отдельном занятии, так и в структуре всей программы будет отводиться большее количество времени.

6. Принцип сочетания основных и фоновых упражнений. Данный принцип предполагает сочетание упражнений направленных на коррекцию выделенного симптома и упражнений на решение других задач. Однако в нашем случае весьма сложно определить, что является основным, а что фоновым упражнением в силу специфики изучаемой проблемы.

7. Принцип разнообразия упражнений, основанных на чередовании видов деятельности. Нельзя давать упражнения только в рамках одного вида деятельности, так как они вызывают утомление, снижают интерес, следовательно, целесообразнее использовать различные виды деятельности.

Принципы отбора в коррекционную группу.

Комплектование коррекционных групп строилось с опорой на результаты диагностических методик, описанных в § 2.1 Первоначально определяется круг подростков, имеющих школьную дезадаптацию (Методика "Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе" Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В. Для родителей и педагогов (см. Приложение 1)). Далее дезадаптированных подростков необходимо разделить на три подгруппы в зависимости от типа их личностной направленности, для этого используется Ориентационная анкета (см. Приложение 2).

Таким образом, коррекционная работа строиться с тремя группами дезадаптированных подростков:

1-я - дезадаптированные подростки с направленностью на себя;

2-я - дезадаптированные подростки с направленностью на общение;

3-я - дезадаптированные подростки с направленностью на дело.

В зависимости от индивидуально-типических особенностей каждой из выделенных групп определяется специфика коррекционно-развивающей работы.

Продолжительность занятия 1,5 - 2 часа, также возможны изменения по ситуации. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты