Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Полученные теоретические обобщения определили следующие задачи эмпирического исследования:

изучить проявления школьной дезадаптации в подростковом возрасте и выявить ее взаимосвязь с различными психологическими особенностями;

описать и проанализировать индивидуально-типические особенности школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности;

разработать методические рекомендации по профилактике школьной дезадаптации в зависимости от специфики ее проявления у подростков с разным типом личностной направленности для родителей и педагогов;

разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности.

В качестве гипотез выступили предположения:

1.                Школьная дезадаптация подростков приобретает специфические особенности в зависимости от типа личностной направленности.

2.                Сочетание школьной дезадаптации и типа личностной направленности дает индивидуально-типические особенности подростков - дезадаптантов.

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2009 - 2010 гг. на базе МОУ "Кадуйская средняя общеобразовательная школа №1, №3" и МОУ "Мазская средняя общеобразовательная школа".

Исследование включало ряд этапов.

На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы, выявлялась психологическая сущность и особенности проявления школьной дезадаптации у подростков.

На втором этапе проводился анализ взаимосвязей школьной дезадаптации с различными параметрами, изучались и составлялись психологические характеристики индивидуально-типических особенностей проявления школьной дезадаптации у подростков.

На третьем этапе шла разработка методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации в зависимости от особенностей ее проявления у подростков с разным типом личностной направленности.

В исследовании приняли участие 217 человек, из них 106 подростков (59 мальчиков и 47 девочек), 106 родителей, 5 учителей.

В качестве методов исследования выступали: метод экспертных оценок, метод опроса, тестирование, констатирующий эксперимент, математико-статистические методы обработки исследования.

На первом этапе необходимо было изучить реальную картину распространенности школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Для этого 5 учителей заполнили методику "Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе" (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О. В.) (см. прил.1) на каждого ребенка своего класса. Это позволило выявить зону адаптации каждого подростка к школе. Аналогичную методику заполняли родители на своего ребенка. По результатам данной методики в дальнейшем исследовании приняли участие 82 ученика, адаптация/дезадаптация, которых была отмечена как учителями, так и родителями.

В ходе изучения особенностей школьной дезадаптации в подростковом возрасте использовались следующие методики:

определение направленности личности (ориентационная анкета), позволяющая выявить тип личностной направленности у подростка (см. прил.2);

методика социометрических измерений (социометрия), позволяющая диагностировать межличностные отношения в классе (см. прил.3);

шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлова) (см. прил.4);

тест опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова) (см. прил.5);

методика "Что значит познать себя?" (по А.И. Красило) (см. прил.6);

диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (В.Г. Маралов) (см. прил.7);

опросник В.Г. Маралова для учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей младшего школьного возраста (см. прил.8).

Представим описание используемых диагностических процедур.

Методика "Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе" (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О. В.).

Цель: изучение социально-психологической адаптации ребенка к школе. Бланк заполняется родителями (описание методики представлено в Приложении 1) [50].

В методике представлены 6 шкал, отражающих уровень адаптированности ребенка к школе:

I шкала "Успешность выполнения заданий";

II шкала "Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий";

III шкала "Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий";

IV шкала "Настроение, с которым ребенок идет в школу";

V шкала "Взаимоотношения с одноклассниками";

VI шкала "Общая оценка адаптированности ребенка".

Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Опубликованная Б. Басом). (описание методики представлено в Приложении 2) [36]

Цель: определение личностной направленности.

Подросткам предлагалось ответить на 27 вопросов.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Методика социометрических измерений (социометрия) [7]

Цель: изучение межличностных отношений в классе.

Подросткам предлагалось при ответе на вопросы указать фамилии своих одноклассников, в адрес которых они сделали свой выбор (описание методики представлено в Приложении 3)

С помощью данной методики были выявлены социометрические статусы подростков в классных коллективах.

Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова) [46]

Цель: выявление родительского отношения к детям.

Родителям предлагалось отвечать на вопросы, выразить свое согласие (1 балл) или несогласие с предложенными положениями (0 баллов), баллы суммировались. По результатам методики выявлялись 2 шкалы: "симбиоза" и "контроля", позволяющие выделить различные типы отношения родителей к детям в зависимости от сочетания уровней симбиотичности и контроля:

оптимальный тип (умеренная психологическая дистанция и умеренный контроль);

тревожно-контролирующий тип (высокий уровень симбиотичности и высокий контроль);

попустительский тип (высокий уровень симбиотичности с ослаблением контроля);

отчужденно-контролирующий тип (значительная психологическая дистанция, сопровождающаяся жестким контролем);

отчужденно-безразличный тип (различные промежуточные варианты) (описание методики представлено в Приложении 5).

Методика "Что значит познать себя?" (по А.И. Красило) [46]

Цель: определить способности к самопознанию.

Подросткам предлагается ответить на 20 вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа.

Методики позволяет выявить 5 уровней способности к самопознанию. (Описание методики представлено в Приложении 6);

Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (В.Г. Маралов) [46]

Цель: выявить уровень уверенности и удовлетворенности собой.

Подросткам необходимо ответить на 10 вопросов, выбрав тот вариант ответа, который им наиболее соответствует.

По результатам методики выявляется три уровня уверенности и удовлетворенности собой. (Описание методики представлено в Приложении 7).

Опросник В.Г. Маралова для воспитателей и учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей дошкольного и младшего школьного возраста [47]

Цель: выявление типов социальной активности, социальной реактивности у подростков.

Педагогам предлагался опросный лист с характеристиками детей по четырем видам деятельности (по каждому виду деятельности предусмотрено пять групп). Учителю следовало записать каждого учащегося в одну из групп указанных характеристик. По результатам выделялись следующие группы:

1) дети инициативные и исполнительные;

2) дети с преобладанием инициативного поведения;

3) дети с преобладанием исполнительности;

4) социально импульсивные дети;

5) социально пассивные дети;

6) дети неопределенного типа (дети, у которых тип активности еще не сложился). (Описание опросника представлено в Приложении 8).

Для дальнейшей качественной и количественной обработки информации в ходе эмпирического исследования использовались такие методы математической статистик, как критерий углового преобразования Фишера (φ*) [61, с.162], дихотомический коэффициент корреляции (φ) [31, с.227].

Дальнейшая экспериментальная работа строилась с целью описания и анализа индивидуально-типических особенностей школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности.

Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была собрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдем к непосредственному представлению результатов экспериментального исследования.


§ 2.2 Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности


Теоретический анализ проблемы психологических особенностей школьной дезадаптации в подростковом возрасте позволил предположить, что возможно выделение различных взаимосвязей, существующих между школьной дезадаптацией и психологическими особенностями в зависимости от направленности личности. С этой целью мы предприняли попытку экспериментально констатировать у школьников с различным уровнем школьной дезадаптации выраженность тех или иных особенностей. Полученные результаты в дальнейшем нами будут использованы для планирования и проведения работы по профилактике школьной дезадаптации.

Первоначальные данные об особенностях школьной дезадаптации у подростков мы получили с помощью метода экспертных оценок классных руководителей и родителей детей. Им предлагалось оценить степень адаптированности ребенка к школе (см. прил.1). Полученные данные представлены в табл.1.

Таблица 1.

Результаты экспертных оценок степени адаптированности подростков к школе (в процентах)

Опрашиваемые

Зоны адаптации

Зона адаптации

Зона неполной адаптации

Зоны дезадаптации

Классный руководитель

42,4%

24,6%

33%

Родители

52%

20,9%

27,1%


50% родителей отметили у своих детей зону адаптации, у классных руководителей этот процент несколько ниже и составляет 42,4%. Классными руководителями отмечается наличие школьной дезадаптации у 33% подростков обследуемых классов. Родители отметили наличие школьной дезадаптации у 27,1% детей. Следует отметить, что при анализе личностных особенностей адаптированных и дезадаптированных подростков в расчет брались лишь те ученики, адаптация/дезадаптация которых была оценена как родителями, так и классными руководителями. Таким образом, в дальнейшем исследовании приняли участие 42,4% подростков из зоны адаптации и 27,1% из зоны дезадаптации. Данные полученные в нашем экспериментальном исследовании о процентном соотношении школьников с различным уровнем адаптации к школе соотносятся с теоретическими данными, в которых процент дезадаптированных школьников колеблется в пределах от 25% до 44%.

Далее для полного представления об особенностях школьной дезадаптации подростков, на основе теоретического анализа данной проблемы, мы использовали серию методик, по результатам которых выявили специфические особенности подростков со школьной дезадаптацией. Нами использовались Ориентационная анкета (предложенная Б. Басом), методика оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлова), методика социометрических измерений, тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова). Для выявления различий между рассматриваемыми группами подростков по выделенным параметрам мы использовали критерий j*-углового преобразования Фишера. Полученные данные представлены в табл.2.

Таблица 2.

Выраженность различий между группами подростков с разным уровнем адаптации к школе по различным параметрам

№ п. п.

Изучаемые параметры

Подростки со школьной адаптацией

Подростки со школьной дезадаптацией

Различия по критерию j* углового преобразования Фишера

Тип личностной направленности (Ориентационная анкета)

1

Направленность на себя

24%

43,8%

1,86

2

Направленность на общение

30%

37,5%

-

3

Направленность на дело

46%

18,7%

2,64

Мотивация достижения (Оценка потребности мотивации в достижения

4

Низкий

28%

56,25

2,56

5

Средний

72%

43,75

2,56

6

Высокий

-

-


Социометрический статус (Социометрия)

7

"Звезды"

20

9,3

3,45

8

"Предпочитаемые"

46

18,8

9

"Принятые"

28

40,6

3,44

10

"Изолированные"

6

31,3

Тип родительского отношения (Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова)

11

Оптимальный

36%

12,5%

2,49

12

Тревожно-контролирующий

0

0

-

13

Попустительский

38%

62,5%

2,18

14

Отчужденно-контролирующий

24%

18,8%

-

15

Отчужденно-безразличный

2%

0

-

16

Непоследовательный

0

6,2%

-


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом - отсутствие статистически значимых различий.

Данные табл.1 показывают, что у подростков с адаптацией к школе наиболее представлен тип личностной направленности на дело (23 человека - 46%). У этой группы подростков преобладает средний уровень мотивации в достижении (36 человек - 72%). Большинство из них имеют высокий социометрический статус - "Предпочитаемые" (23 человека - 46%).

Дезадаптированным подросткам наиболее свойственен тип личностной направленности на себя (14 человек - 43,75%). Они имеют низкий уровень мотивации в достижении (18 человек - 56,25%) и им наиболее свойственны низкие социометрические статусы - "Принятые" (13 человек - 56,5%) и "Изолированные" (10 человек - 43,4%).

Таким образом, группы значимо различаются по следующим параметрам: по типу личностной направленности на себя (j*=1,86 при p=0,05) и на дело (j*=2,64 при p=0,01); по мотивации в достижении (j*=2,56 при р=0,01); по социометрическим статусам (j*=3,45 при р=0,01); по типам родительского отношения: оптимальному (j*=2,49 при р=0,01), попустительскому (j*=2,18 при р=0,05).

Дальнейшим этапом исследования было проведение корреляционного анализа для составления более полного представления об особенностях школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности.

Для этого полученные по результатам методик данные мы перевели в дихотомическую шкалу, что дало возможность использовать в расчетах дихотомический коэффициент корреляции. Наиболее значимые взаимосвязи отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Взаимосвязь школьной дезадаптации и типа личностной направленности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты