Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

В первом представленном типе обнаруживается большой процент дезадаптированных подростков с низким уровнем мотивации в достижении. Эти подростки не стремятся к достижению каких-то значимых результатов, не проявляют настойчивости в достижении хороших отметок, пассивны на уроках.

Закономерно, что наибольший процент дезадаптированных подростков, имеющих высокие социометрические статусы приходится на 2-й тип, т.е. подростков ориентированных на общение. Они стремятся поддерживать хорошие отношения с людьми, более желательны в межличностном общении.

Примечательно, что у дезадаптированных подростков с направленностью на дело преобладают низкие социометрические статусы, несмотря на то, что в совместной деятельности они ориентируются на сотрудничество, стремятся оказывать помощь.

Во всех трех группах достаточно сильно выражен попустительский стиль родительского отношения, при котором очевиден высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся тактикой вседозволенности.

Кроме того, у дезадаптированных подростков с направленностью на дело сильно выражен оптимальный тип родительского отношения, который характеризуется умеренной дистанцией и умеренным контролем.

Подростки дезадаптанты это единственная группа, которая склонна к систематическому самопознанию, они осознают наличие в их жизни различных противоречий, но не в состоянии их принять. У 1 и 2-го типа в основном отсутствует опыт самоанализа, они склонны приписывать причины происходящих с ними событий внешним обстоятельствам и окружающим людям.

Больше всего уверены в себе и удовлетворены собой подростки дезадаптанты с направленностью на себя. Они не воспринимают в серьез критику от окружающих людей, но сами склонны к критике, порой необоснованной. Больше всего недовольны собой, своими способностями, интеллектом дезадаптированные подростки с направленностью на дело.

Исполнительность в деятельности ярко проявляется у 3-го типа дезадаптированных подростков с направленностью на дело. Они добросовестно выполняют поставленные перед ними задачи, что совсем не свойственно 1 и 2-му типам подростков.

Наибольший процент социально пассивных подростков дезадаптантов относится к группе подростков ориентированных на себя. Они с нежеланием выполняют какую-либо деятельность, не включаются в работу.

Высокая социальная импульсивность присуща подросткам дезадаптантам с направленностью на общение. Их поведение в основном подчинено сиюминутным желаниям.

Для дальнейшего качественного изучения полученных данных использовался критерия φ*-углового преобразования Фишера, показатели по всем методикам мы перевели в дихотомическую шкалу.

В результате выявления статистически значимых различий между типами учащихся по выделенным параметрам с помощью критерия j*-углового преобразования Фишера мы получили данные, представленные в табл.9.

Таблица 9.

Статистически значимые различия между типами подростков по психологическим параметрам

Изучаемые параметры

1 и 2-й

типы

1 и 3-й типы

2 и 3-й типы

Мотивация достижения (Оценка потребности мотивации в достижении)

1

Низкий уровень

1,97

4,85

3,18

2

Средний уровень

2,07

4,85

3,18

Социометрический статус (Социометрия)

3

Высокий статус

4,86

-

2,14

4

Низкий статус

4,86

1,73

2,14

Тип родительского отношения (Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова)

5

Оптимальный

-

2,16

3,18

6

Тревожно-контролирующий

-

-

-

7

Попустительский

-

1,94

-

8

Отчужденно-контролирующий

3,57

1,73

-

9

Отчужденно-безразличный

-

-

-

10

Непоследовательный

-

-

-

Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (Маралов В. Г.)

11

"Довольный собой"

2,59

5,39

-

12

"Живете в согласии с собой"

2,88

-

2,51

13

"Не довольны собой"

-

3,12

3,43

Опросник "Что значит познать себя" (по А.И. Красило)

14

Отсутствия опыта самопознания

-

2,4

1,79

15

Нерегулярное самопознание

-

-

-

16

Систематическое самопознание

-

3,69

3,87

Опросник В.Г. Маралова для воспитателей и учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей.

22

Инициативные и исполнительные

-

-

-

23

С преобладанием инициативного поведения

-

-

1,68

24

С преобладанием исполнительности

-

3,91

3,82

25

Социально импульсивные

1,94

-

3,48

26

Социально пассивные

1,69

1,79

-


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые различия при р < 0,05; курсивом - отсутствие статистически значимых различий.

Статистический анализ с использованием критерия j*-угловое преобразование Фишера показал, что между дезадаптированными подростками с направленностью на себя, на общение и на дело существуют значимые различия по большинству выделенных параметров.

Так, 1-й тип дезадаптированных школьников с направленностью на себя, наиболее представленный в нашем исследовании, имеет значимые различия с другими типами по уровню мотивации. Дезадаптированные подростки 1-го типа в основном имеют низкий уровень мотивации в достижении. Они не стремятся к достижению поставленных целей, не проявляют настойчивости в своих начинаниях.

Изучение различий по уровню мотивации в достижении между 3-м и 1-м, 3-м и 2-м, показывает, что подростки, ориентированные на дело, имеют более высокий его уровень. Они более настойчивы при достижении целей, чем два других типа дезадаптированных подростков.

Кроме того, получены значимые различия между 1-м и 2-м типом по уровню социометрических статусов. Для 1-го типа подростков дезадаптантов с направленностью на себя характерны более низкие социометрические статусы, они менее успешны в межличностном общении, не пользуются популярностью среди сверстников.

Сравнение 2-го и 3-го типов подростков по социометрическим статусам, показывает, что 2-й тип дезадаптированных подростков с направленностью на общение имеет более высокие социометрические статусы, такие как "Звезды" и "Предпочитаемые", что означает, что этот тип подростков более успешен в сфере межличностных отношений, они более популярны в среде сверстников, что позволяет им накапливать разнообразный опыт межличностного общения.

Анализ статистически значимых различий выделенных типов школьников по стилям семейного воспитания позволил получить следующие данные. Существуют значимые различия по проявлению оптимального стиля между 1 и 3-м типом школьников. Кроме того существуют статистически значимые различия по отчужденно-контролирующему стилю родительского отношения между 1 и 2-м типом и 2 и 3-м типами школьников и по оптимальному стилю родительского отношения между 1 и 3-м, а также 2 и 3-м типами школьников.

Таким образом, можно утверждать, что при воспитании у родителей имеющих дезадаптированных подростков, с направленностью на себя и на общение прослеживается линия неоптимального сочетания сильной психологической связи и ослабленного контроля, тогда как в воспитании детей с направленностью на дело прослеживается тенденция к оптимальному сочетанию психологической связи и умеренного контроля.

Анализ показателей с помощью j*-углового преобразования Фишера показал, что дезадаптированные подростки 1-го и 2-го, а также 1-го и 3-го типов имеют статистически значимые различия по уровню удовлетворенности и уверенности в себе. Гораздо чаще дезадаптированные подростки 1-го типа с направленностью на себя проявляют уверенность в себе и удовлетворенность собой, своими способностями. Меньше всех, как показывают статистически значимые различия, удовлетворены собой подростки дезадаптанты с направленностью не дело. Они осознают наличие у себя противоречий, трудностей, чего нельзя сказать о 1-м типе дезадаптированных подростков.

Различия между дезадаптированными подростками по опыту самопознания, показывает, что он более свойственен типу подростков, ориентированных на дело. Они чаще других осознают у себя наличие определенных трудностей, противоречий.

Нет значимых различий по опыту самопознания между 1-м и 2-м типами дезадаптированных подростков. В основном такой опыт у них отсутствует.

Существуют статистически значимые различия между 2-м и 3-м типами подростков дезадаптантов по типам социальной активности. Так дезадаптированные подростки 2-го типа с направленностью на дело более социально импульсивные и пассивные. Таким образом, по сравнению с третьим типом, их поведение выглядит как более подверженное сиюминутным воздействия, чаще меняющееся во времени. А поведение третьего типа отличается большей исполнительностью, они более тщательно выполняют свою работу.

Сравнение выделенных типов по параметру социальной пассивности, показывает наличие статистически значимых различий между 1-м и 2-м, 1-м и 3-м типами, это позволяет сделать вывод о том, что подростки с первым типом, т.е. ориентированные на себя проявляют наибольшую пассивность в выполнении какой-то работы.

Проанализировав выделенные индивидуально-типологические особенности подростков дезадаптантов с разным типом личностной направленности, мы дали содержательную характеристику личности учащихся различных типов. Обобщая полученные данные составим психологическую характеристику каждого типа.

Подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на себя.

Школьники 1-го типа (8 мальчиков и 6 девочек), наиболее представленные в нашем эксперименте, обладают типом личностной направленности на себя. У таких подростков преобладают мотивы собственного благополучия. Чаще всего они заняты своими чувствами, переживаниями, эмоциями, проблемами. Потребности окружающих людей они, как правило, игнорируют, и очень часто делают поспешные и необоснованные выводы о людях. Подросткам данного типа свойственен низкий уровень мотивации в достижении, они не проявляют настойчивости в достижении целей, не стремятся к выполнению поставленных перед ними задач.

Они менее благополучны в системе межличностных отношений и менее в неё включены, менее признаваемы сверстниками. Данная группа подростков менее признаваема среди сверстников. Вследствие этого они не накапливают опыт разнообразного общения, лишены возможности самоутверждаться. У таких детей не удовлетворяется базовая потребность в общении, поэтому они ищут возможность удовлетворить ее в неблагополучных асоциальных группах, что, в свою очередь, еще больше будет провоцировать процесс дезадаптации.

Учащиеся данной группы часто пассивны. Они привыкли занимать подчинительное положение, с нежеланием включаться в любые виды деятельности.

Подростки данной группы считают, что у них нет глубоких психологических проблем. Причины большинства своих внутренних противоречий они видят во внешних обстоятельствах и конфликтах.

Несмотря на перечисленные трудности, эти подростки довольны собой и уверены в себе. Им безразлично то, что о них говорят окружающие, но сами тем не менее имеют склонность критиковать других.

Наиболее характерным стилем семейного воспитания для 1-го типа школьников является попустительский. Родители то устанавливают значительную психологическую дистанцию, сопровождающуюся жестким контролем, то при высоком уровне симбиотичности ослабляют контроль. Все это свидетельствует о воспитательной неуверенности родителей и мало способствует развитию личности младшего школьника.

Кристина Д. (13 лет). От трудностей предпочитает уходить, с большим нежеланием включается в деятельность.

В общении со сверстниками девочка не проявляет инициативы, предпочитает молчать, с трудом устанавливает контакты. Предпочитает одиночество.

При выполнении коллективных заданий без желания выполняет поручения лидеров группы. Не может выполнить задание в срок, суетиться, нервничает. Оправдывается и обвиняет других ("У меня не получилось, потому что вы меня отвлекали").

Подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на общение

На 2-й тип приходится 37,5 % (в нашем исследовании 8 мальчиков и 4 девочек). Это учащиеся с типом личностной направленности на общение. Поступки таких подростков определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.66,7% учащихся этого типа - мальчики. Они чаще, чем девочки, проявляют импульсивность и несдержанность, могут с желанием включаться в деятельность, но иногда, не поняв до конца, что от них требуется, переключаются на другое занятие или начинают действовать под влиянием ситуативных мотивов.

Подростки данной группы имеют высокие социометрические статусы ("звезды" и "предпочитаемые"). К подросткам из этой категории сверстники испытывают большую симпатию. Они признаны в среде сверстников, более желательны в межличностном общении. У подростков с высоким социометрическим статусом более интенсивны и разнообразны межличностные контакты, они имеют более обогащенную социальную жизнь.

Большая часть подростков данной группы не видят у себя глубоких психологических проблем, которые требуют самопознания. Если какие-то противоречия и возникают, то их причину они видят во внешних обстоятельствах или других людях. Значительная часть этой группы 41,7% занимается самопознанием, но делает это нерегулярно, по настроению, ориентируюсь на мнения друзей и знакомых.

Данная группа подростков живет в согласии с собой, доверяет себе. Обладает умениями выходить из трудных жизненных ситуаций, как личного характера, так и во взаимодействии с окружающими их людьми. Такие дети могут быть источником силы сами для себя, а не за счет других.

При воспитании школьников 2-го типа встречаются попустительский и отчужденно-контролирующий стили семенных взаимоотношений. В 58,3% случаев при воспитании школьников данного типа используется попустительский стиль взаимодействия, когда родители то ослабляют контроль при высоком уровне симбиотичности, то устанавливают значительную психологическую дистанцию, сопровождающуюся жестким контролем. Все это свидетельствует о воспитательной неуверенности родителей и мало способствует развитию личности младшего школьника.

Олег Г. (13 лет). Очень активный в любой деятельности мальчик, но из-за частой отвлекаемости, непоследовательности он не может довести начатое дело до конца. Ему характерна бурная двигательная активность.

Проявляемая активность не связана с выполнением учебной деятельности. Учебные знания и навыки находятся на низком уровне. По результатам шкалы оценки потребности в достижении имеет низкие показатели мотивации в достижении. Интерес к выполнению учебных заданий быстро пропадает, особенно если что-то не получается. В итоге не всегда доводит начатое дело до конца и имеет низкие учебные показатели.

Чаще других проявляет инициативу во взаимодействии со сверстниками. Охотно вступает в контакт, чувствует себя свободно, раскованно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты