Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и форматировать неслучайную последовательность целей, что способствует процессу социализации.

Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение [34].

Охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Влечение - это психическое состояние, выражающее недифференцированную или неосознанную потребность. Оно представляет собой преходящее явление, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в потребность. Желание это уже осознанная потребность или влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, буду осознанным, имеет побуждающую силу.

Следующей формой направленности является стремление. Оно возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Наиболее ярко характеризует направленность личности ее интересы. Он представляет собой познавательные потребности человека, направляет человека на осознание целей деятельности и тем самым ориентирует человека в окружающей действительности. Интерес в динамике своего развития превращается в склонность. Это происходит после включения в интерес волевого компонента. В основе склонности лежит глубочайшая устойчивая потребность человека в определенной деятельности.

Еще одной формой направленности является идеал. Идеал представляет собой конкретизируемую в образе предметную цель склонности человека, т.е. то к чему стремится человек. Идеалы являются наиболее значимой характеристикой мировоззрения человека. Собственно само мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются также ценностные ориентации и убеждения. Именно убеждения являются высшей формой направленности человека, и представляют собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений находятся осознанные потребности, которые побуждают человека действовать, и формируют ее мотивацию к деятельности [34].

В контексте нашей работы наиболее интересным является подход В.С. Мерлина [49], по мнению которого, направленность может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на общение - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. [15]

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

–                   больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

–                   делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;

–                   пытаются навязать свою волю группе;

–                   окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

Люди с направленностью на общение:

–                   избегают прямого решения проблемы;

–                   уступают давлению группы;

–                   не высказывают оригинальных идей и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

–                   не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

Люди с деловой направленностью:

–                   помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

–                   поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

–                   легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

–                   берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

–                   не уклоняются от непосредственного решения проблемы. [15]

В своем исследовании М.С. Неймарк [52], например, выделяет личную, коллективистскую и деловую направленности личности.

Д.И. Фельдштейн [55] и И.Д. Егорычева [30] выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.

Сочетание положительного отношения к себе и к другим (Я "+" и О "+" - гуманистическая направленность), выражается в том, что личность принимает себя как целое и принимает других такими, какие они есть, не стремиться к автономии общества, но признает право каждого на свободное развитие и проявление способностей, реализацию потребностей. В своем поведении, взаимоотношениях с людьми, ориентируется на принципы равенства, справедливости, человечности, уважения к интересам, убеждениям, позициям каждого и своим собственным. При этом реальное исследование показала, что в данном типе направленности можно выделить 2 подтипа: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией.

Для сочетания положительного отношения к себе и негативного к другим (Я "+" и О "-" - эгоистическая направленность) характерно стремление занять позицию абсолютной автономии от общества, ориентация на признание обществом ее абсолютных прав. Принимая себя как целое, личность с такой направленностью принимает другого настолько, насколько он похож на нее саму. При этом выражено стремление самоутвердиться за счет кого и чего угодно. В данном сочетании также выделяются два подтипа: индивидуалистическая акцентуация и эгоцентрическая акцентуация.

Главной особенностью сочетания негативного отношения к себе и позитивного отношения к другим (Я "-" и О "+" - депрессивная направленность) является то, что личность не приемлет себя. Однако при этом нельзя сказать, что личность принимает окружающими такими, какие они есть, как это было описано при гуманистической направленности личности. Отсюда О “+” выступает весьма условно. Сравнивая себя с окружающими, человек, чаще всего находит нечто положительное у них и отсутствие этого положительного у себя. По отношению к себе это вызывает, скорее, досаду, депрессивные состояния, по отношению к окружающим - зависть. Внешне такая направленность чаще проявляется в конформистской позиции, которую занимает человек.

Сочетание негативного отношения к себе и к другим (Я "-" и О "-" - суицидальная направленность) характеризуется тем, что человек не приемлет ни себя, ни общество. Он видит, как несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. Он не верят в то, что он сможет достичь желаемого, не верит также он и в то, что окружающие смогут добиться чего-то значительного.

У большинства обследованных подростков выявлены типы направленности личности (гуманистическая и эгоистическая) с индивидуалистической акцентуацией, 35% и 26% соответственно. Подростков с гуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией - 20% среди исследуемых.4% и 1% подростки с депрессивной и суицидальной направленностью соответственно.

Таким образом, значительная часть школьников подросткового возраста обладает направленностью нежелательной для общества (эгоистической, депрессивной, суицидальной). Этот факт объясняется, по мнению И.Д. Егорычевой, следующими причинами:

а) желая вырастить "коллективистов", общество зачастую не принимает во внимание потребности возраста. Стремясь уничтожить, как нечто отрицательное, "индивидуализм" подростка, оно в достаточной мере не осознает, что тем самым создается почва для серьезной конфронтации с ним;

б) социально признаваемая и одобряемая деятельность, ведущая на данном этапе онтогенеза (Д.И. Фельдштейн), в ходе которой происходят "главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка" (А.Н. Леонтьев), во-первых, представлена в большинстве школ, особенно в настоящее время, настолько слабо и такими примитивными формами, которые не могут дать возможность подростку самоутвердиться, удовлетворить возникшее "чувстве взрослости"; во-вторых, те новые виды деятельности, в которых пытается реализовать свои возрастные потребности часть подростков, - торгово-посредническая, индивидуально-трудовая и т.д. - наполнены подчас сомнительным содержанием, а подобная деятельность приводит подростка не к желаемому общественному признанно своей значимости и "взрослости", а все к той же конфронтации с обществом, в целом - к обострению "кризиса подросткового возраста"

По мнению авторов, именно эти причины преобразуют стремление подростка к общественному признанию в эгоистическое самоутверждение любой ценой (эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией), и ведут при определенных условиях к возникновению депрессивных состояний (депрессивная направленность), а в крайних случаях приводят к тону, что подросток оказывается в состоянии абсолютной безнадежности (суицидальная направленность) [26].

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т.п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т.п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек "настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее".

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, не совсем неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. Причем присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.д. Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т.е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П.М. Якобсон [73]. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни.

П.М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

То, что у человека могут быть разные и одновременно сосуществующие направленности, видно на примере мотивационных свойств личности.

Рассматривая направленность личности с точки зрения ее отношения к себе и к обществу, можно говорить о наличии такой направленности уже в младшем школьном возрасте. Однако именно в подростковом периоде развития, когда у детей начинает складываться система собственных норм: активно формируются убеждения, идеалы, нравственные принципы, т.е. начинает формироваться достаточно устойчивая "внутренняя позиция", появляются условия, способствующие формированию направленности личности как достаточно устойчивого образования. Направленность личности, в сущности, выступает своеобразным новообразованием подросткового возраста, а ее специфика может использоваться как показатель социального развития растущего человека [73].

Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вариантов: у одних он узкий, у других - широкий и т.д. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности [9].

Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности - это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности [9].

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении [10].

Многочисленные исследования доказывают, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся детей, не говоря уж о подростках со школьной дезадаптацией.

Большинство современных школ видят свою задачу в том, чтобы дать ребенку как можно больше знаний. Но при этом совершенно не учитывается то, что школьник может не понимать, зачем ему это нужно. Но ребенку необходимо оказывать помощь в том, чтобы найти ему свою собственную мотивацию: "зачем мне изучать физику, химию, литературу?". Используемые оценки и похвала - это всего лишь маска, которую подростки умеют одевать. Они мирятся с положением дел, если получают тройки, не прислушиваются к "нотациям" учителей. Они как бы понимают, что на самом деле это не про них. Найти собственную мотивацию - то, "зачем мне сейчас учиться, что я буду с этим делать?", - вот в этом состоит задача школы, в этом задача педагогов, психологов, в этом задача родителей.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены различные подходы к проблеме понимания направленности: как иерархию мотивов (Л.И. Божович, Т.В. Конников, В.С. Мерлин, В.Э. Чудновский), как компонент характера (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов), через мировоззрение или систему убеждений, интересов, идеалов (В.А. Крутецкий, Л.Ф. Железняк), как систему потребностей (В.И. Додонов, Н.И. Рейнвальд). Рассмотрены различные подходы к выделению типов направленности.

 

Выводы по первой главе


Изучение литературы показало, что понятие "школьная дезадаптация" трактуется неоднозначно, существуют различные подходы к его определению. Так, в медико-биологическом подходе (Вроно М.Ш., В.В. Ковалев) школьная дезадаптация является составляющим более широкого понятия "психическая адаптация. В психофизиологическом подходе (Н.М. Иовчук, А.А. Северный) школьная дезадаптация это многофакторный процесс нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса его психофизиологическим возможностям. В социально-педагогическом подходе (Г.Ф. Кумарина) данное понятие рассматривается как несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям. В социально-психологическом подходе (Н.В. Вострокнутов) школьная дезадаптация это невозможность для ребенка найти "свое место" в пространстве школьного обучения.

Основными структурными компонентами школьной дезадаптации являются когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий компоненты. В большинстве случаев прослеживаются все три компонента, но в зависимости от возраста, этапов личностного развития, причин лежащих в ее основе преобладает один из выделенных компонентов.

На наш взгляд, школьная дезадаптация в подростковом возрасте приобретает свою специфику. Она чаще всего связана с нарушением общения со значимыми людьми, прежде всего со сверстниками. Особенностью школьной дезадаптации в подростковом возрасте является снижение учебной мотивации. Дезадаптированные подростки склонны к неприятию себя, других людей. У таких подростков не сформированы навыки самоконтроля.

Так же нами были рассмотрены различные подходы к проблеме направленности личности. Для себя мы выделили наиболее интересный подход, которым стал подход В.С. Мерлина, по мнению которого направленность может проявляться в отношении к другим людям, к делу, к себе. Каждый вид направленность характеризуется определенными доминирующими мотивами, которые побуждают человека совершать определенные действия.

На основе этого мы сделали предположение, что школьная дезадаптация приобретает у подростков свою специфику в зависимости от типа личностной направленности.


Глава 2. Исследование особенностей школьной дезадаптации подростков в зависимости от типа личностной направленности


§ 2.1 Контингент испытуемых и методики исследования


Теоретический анализ и обобщение литературных источников позволили нам выдвинуть предположение о том, что школьная дезадаптация подростков приобретает свою специфику в зависимости от типа личностной направленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты