Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Тип личностной направленности


На себя

На общение

На дело

Дезадаптация

0,25

-

 - 0,28


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые корреляционные связи при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые корреляционные связи при р < 0,05.

Положительная корреляционная связь обнаружена между школьной дезадаптацией и типом личностной направленности на себя (j=0,25 при р≤0,05). Обратная связь установлена между школьной дезадаптацией и типом личностной направленности на дело (j=0,28 при р≤0,05).

Анализ данных позволяет констатировать, что для подростков со школьной дезадаптацией свойственен тип личностной направленности на себя. У таких подростков преобладают мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству и престижу. Они чаще всего заняты сами собой, своими чувствами, переживаниями, как правило, игнорируют потребности окружающих людей. При взаимодействии с группой стремятся навязать ей свою волю.

Так как теоретический анализ позволил нам сделать вывод о том, что школьная дезадаптация подростков зависит от мотивации достижения, то в соответствии с этим далее нами был проведен корреляционный анализ с целью изучения взаимосвязи школьной дезадаптации с уровнем мотивации достижения. Мы перевели все данные в дихотомическую шкалу, что позволило использовать дихотомический коэффициент корреляции. Корреляционные связи представлены в табл.4.

Таблица 4.

Взаимосвязь школьной дезадаптации с мотивацией в достижении


Уровень мотивации

Низкий

Средний

Высокий

Дезадаптация

0,28

-

-


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые корреляционные связи при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые корреляционные связи при р < 0,05.

Положительная корреляционная связь (j = 0,28 при p ≤ 0,05) обнаружена между низким уровнем мотивации достижения и школьной дезадаптацией.

Анализ данных позволяет констатировать, что подростки со школьной дезадаптацией в деятельности не стремятся к высоким достижениям, не проявляют интереса, с безразличием относятся к достижению больших результатов. В деятельности они более склонны выбирать либо очень легкие, либо очень сложные задачи, где неудача маловероятна или, наоборот, очевидна. Классные руководители отмечают, что они чаще других не проявляют инициативы в выполнении школьных заданий, не включаются в решение школьных задач, проявляют не высокий уровень активности в работе. Школьники с низким уровнем мотивации к достижениям проявляют меньшую настойчивость в получении хороших отметок. Другим, не менее важным условием адаптации к школе, как показал анализ теоретического материала, является отношение ребенка с одноклассниками. Таким образом, дальнейшим этапом нашей работы было выявление взаимосвязи между школьной дезадаптацией и социометрическими статусами. Мы перевели все данные в дихотомическую шкалу, что позволило использовать дихотомический коэффициент корреляции. Подростки со статусами "Звезда" и "Предпочитаемые" были объединены в одну группу, а дети со статусами "Принятые" и "Изолированные" - в другую группу. В основе объединение социометрических статусов лежит такой показатель социометрического исследования как уровень благополучия взаимоотношений в группе, который собственно определяется из соотношения числа "Звезд" и "Предпочитаемых" с числом "Принятых" и "Изолированных" [15]. Сильная положительная корреляционная связь установлена между школьной дезадаптацией и низкими социометрическими статусами (j=0,37 при р≤0,01). Корреляционные взаимосвязи отражены в табл.5.

Таблица 5.

Взаимосвязь школьной дезадаптации и социометрических статусов


Социометрический статус

Низкий

Высокий

Дезадаптация

0,37

-


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые корреляционные связи при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые корреляционные связи при р < 0,05. Анализ данных позволяет констатировать, что дезадаптированные подростки имеют низкие социометрические статусы ("принятые" и "изолированные"). Они менее неблагополучны в системе межличностных отношений и менее в нее включены, менее признаваемы сверстниками. Для них свойственен дефицит общения со сверстниками. Вследствие этого подростки не накапливают опыт разнообразного общения, лишены возможности самоутверждаться. У таких детей не удовлетворяется базовая потребность в общении, поэтому они ищут возможность удовлетворить эту потребность в неблагополучных асоциальных группах, что в свою очередь еще больше усугубляет процесс их адаптации как в школе, так и в социуме. Таким образом, действительно, фактор межличностного общения в среде одноклассников влияет на процесс адаптации учащихся к школе. Для дальнейшего эффективного построения работы по профилактике школьной дезадаптации у подростков мы считаем необходимым выявить взаимосвязи школьной адаптации/дезадаптации с типом семейного воспитания. Мы сопоставили показатели, полученные с помощью методики, разработанной А.Я. Варгой, В.В. Столиным (в модификации В.Г. Маралова), с показателями уровня адаптированности к школе. Данные представлены в табл.6

Таблица 6.

Взаимосвязь школьной дезадаптации и типов родительского отношения


Тип родительского отношения


Опти-мальный

Тревожно-контролирующий

Попустительский

Отчужденно-контролирующий

Отчужденно-безразличный

Дезадап-тация

 - 0,26

-

0,24

-

-


Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые корреляционные связи при р < 0,01; обычным шрифтом - статистически значимые корреляционные связи при р < 0,05.

Отрицательная корреляционная связь со школьной дезадаптацией обнаружена при оптимальном стиле взаимодействия (j=-0,26 при р≤0,05), который подразумевает сочетание умеренной психологической дистанции и умеренного контроля, т.е. чем больше школьная дезадаптация, тем реже встречается в семьях подростков оптимальный стиль родительского отношения.

Слабая положительная корреляционная связь школьной дезадаптации выявлена с попустительским топом воспитания, который подразумевает высокий уровень симбиотичности в сочетании с тактикой вседозволенности, ослаблением контроля (j=0,24 при р≤0,05). Как показывает теоретический анализ литературы для успешного обучения в школе подросткам необходим контроль со стороны взрослых, но как показывает наше исследование контроль со стороны родителей за действиями ребенка отсутствует. Кроме того, проявлениями попустительского стиля воспитания являются детско-родительские отношения, основанные на высокой симбиотической связи при ослаблении контроля. Это значит, что взрослые не устанавливают психологической дистанции между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяют его потребности, ограждают от неприятностей.

Таким образом, в ходе диагностической работы мы рассмотрели ряд психологических параметров и проанализировали характер взаимосвязи школьной дезадаптации с индивидуальными психологическими особенностями.

В дальнейшем нами была предпринята попытка дифференцировать учащихся по различным типам. Теоретический анализ проблемы и результаты диагностического исследования дали возможность в качестве исходных параметров для создания типологии использовать типы личностной направленности. Это позволило предположить, что существуют специфические типы подростков со школьной дезадаптацией и выраженностью типа личностной направленности. По результатам экспериментального выделения различных типов мы получили три типа, что составляет 100% от общего числа обследуемых нами школьников. Данные представлены в табл.7.

Таблица 7.

Сочетание школьной дезадаптации и типа личностной направленности

Тип


Тип личностной направленности

Количество школьников

тип

Школьная дезадаптация

Направленность на себя

14 чел. - 43,8%

2 - тип

Школьная дезадаптация

Направленность на общение

12 чел. - 37,5%

3 - тип

Школьная дезадаптация

Направленность на общение

6 чел. - 18,7%


Итак, экспериментально было выявлено, что наибольший процент - 43,8% (8 мальчиков и 6 девочек) - составляют подростки 1-го типа. Это подростки дезадаптанты с типом личностной направленности на себя. У таких подростков преобладают мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству и престижу. Они чаще всего заняты сами собой, своими чувствами, переживаниями, как правило, игнорируют потребности окружающих людей. При взаимодействии с группой стремятся навязать свою волю.

Костя С. (13 лет). С трудом устанавливает контакты со сверстниками, часто конфликтует, навязывает своем мнение, мало интересуется проблемами окружающих его людей.

Достаточно большое число школьников - 37,5% (8 мальчиков и 4 девочки) - относятся ко 2-му типу. Это учащиеся, которым свойственен тип личностной направленности на общение. Поступки таких подростков определяются потребностью в общении, стремлением поддержать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе.

Оля Н. (14 лет). Девочка очень общительна, охотно вступает в контакт, чувствует себя свободно, раскованно.

Количество представителей 3-го типа сравнительно невысоко - 18,7% (1 мальчик и 5 девочек). Такие подростки характеризуются увлеченностью процессом деятельности, стремлением к овладению новыми навыками и умениями, они не уклоняются от решения проблем. При взаимодействии с группой они ориентированы на сотрудничество и достижение наибольшей продуктивности работы группы.

Вова Ж. (14 лет). С желанием включается в деятельность, с интересом осваивает новые умения и навыки, активно включается в коллективную деятельность, но испытывает трудности при установлении контактов.

Далее показатели по каждому типу сравнивались по различным параметрам. При анализе личностных особенностей мы последовательно придерживались следующих линий анализа эмпирических данных:

-                     сравнительный анализ значений, полученных у всех типов испытуемых;

-                     рассмотрение различий между типами по выделенным индивидуальным признакам.

Выявление индивидуальных особенностей у различных типов учащихся мы осуществляли с помощью методик, описанных в § 2.1.

В табл.8 в процентах указано количество школьников, имеющих относительно высокие показатели по различным психологическим особенностям.


Таблица 8.

Индивидуально-типические особенности подростков - дезадаптантов с разным типом личностной направленности (в процентах)

 № п. п.

Изучаемые параметры

1-й тип

2-й тип

3-й тип

Мотивация достижения (Оценка потребности мотивации в достижении)

1

Низкий уровень

85,7

50

0

2

Средний уровень

14,3

50

100

3

Высокий уровень

-

-

-

Социометрический статус (Социометрия)

4

"Звезды"

0

25

0

5

"Предпочитаемые"

0

41,6

16,7

6

"Принятые"

50

16,7

66,6

7

"Изолированные"

50

16,7

16,7

Тип родительского отношения (Тест родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (в модификации В.Г. Маралова)

8

Оптимальный

7,1

0

50

9

Тревожно-контролирующий

0

0

0

10

Попустительский

78,6

58,3

33,3

11

Отчужденно-контролирующий

0

41,7

16,7

12

Отчужденно-безразличный

0

0

0

13

Непоследовательный

14,3

0

0

Опросник "Что значит познать себя" (по А.И. Красило)

14

Отсутствия опыта самопознания

71,4

58,3

16,7

15

Нерегулярное самопознание

28,6

41,7

16,7

16

Систематическое самопознание

0

0

66,6

17

Вынужденное самопознание

0

0

0

Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой (Маралов В. Г.)

19

"Довольный собой"

64,3

16,7

0

20

"Живете в согласии с собой"

21,4

75

16,7

21

"Не довольны собой"

14,3

8,3

83,3

Опросник В.Г. Маралова для воспитателей и учителей по выявлению типов социальной активности, социальной реактивности детей.

22

Инициативные и исполнительные

0

0

0

23

С преобладанием инициативного поведения

7,1

16,7

0

24

С преобладанием исполнительности

0

0

66,6

25

Социально импульсивные

14,3

58,3

0

26

Социально пассивные

57,1

25

16,7

27

Неопределенный тип.

21,5

0

16,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты