Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

связанная с островами Дяоюй (по-японски – острова Сэнкаку) которые фактически

находятся в руках Японии. Ситуация обострилась в конце сентября 1995 г. –

группа гонконгцев и тайваньцев (18 человек) решила высадиться на одном из этих

островов, желая сорвать на одном из сооружений японский флаг и тем самым

продемонстрировать свое несогласие с принадлежностью этих островов Японии. Эта

акция вновь вынудила всех, т. е. Японию, КНР, Тайвань и Гонконг, объявить о

том, что эти острова «часть их территории».

[98] Более остро стояла проблема отношений по линии Китай-Тайвань, тема

присоединения Тайваня к Китаю до сих пор волнует как Токио, так и Вашингтон.

Инцидент в Тайваньском проливе 1996 г. связанный с проведением крупномасштабных

учений военными Китая, вызвал огромное беспокойство во всем мире. Тогдашний

министр обороны США У. Пери в своей работе описывает этот инцидент так:

«Ситуация была сложная. В тот день

[99]китайцы провели, как они назвали, «ракетные испытания» в Тайваньском

проливе. Три ракеты были взорваны всего в восемнадцати милях от портового

города на севере Тайваня и в двадцати милях от портового города на юге острова.

В то же самое время Народно-освободительная армия (НОА) проводила

передислокацию 150-ти тысячного воинского контингента вдоль побережья Китая

напротив Тайваня и планировала проведение военных учений с реальными целями в

Тайваньском проливе, намеченное на две следующие недели. Эти провокационные

военные действия вызвали международный кризис и были предприняты

непосредственно перед первыми демократическими президентскими выборами в

Тайване, которые должны были пройти через две недели».

[100] В ответ на происшедшее американские власти отправили к Тайваньскому

проливу две боевые авианосные группы. Хотя к концу 1996 г Тайваньский кризис

был улажен, о полном доверии к Китаю не могло быть и речи.

Во-вторых, это осложнившаяся ситуация на Корейском полуострове. В 1994 г.

японская Белая книга по обороне, впервые назвала главной угрозой безопасности в

регионе не Россию, а КНДР, указав в качестве дестабилизирующих факторов

сохранение напряженности на Корейском полуострове.

[101] Особо остро стоял вопрос возможного распространения ядерного оружия и

оружия массового поражения в Северной Корее. В Южной Корее расположены крупные

американские базы, по мнению Токио, Вашингтона и Сеула это единственная

возможность избежать прямого столкновения двух Корей. Скрытность, не желание

работать с международными организациями Пхеньяном, порождает недоверие к нему

всего мира. Экономика КНДР уже давно находиться в кризисном состоянии. Чтобы не

допустить обострение обстановки внутри страны, которое может негативно повлиять

на отношения с богатеющим Югом, Япония в рамках Официальной помощи развития

проводит продовольственную программу помощи Северной Кореи. Правительственные

круги в Японии и США постоянно ведут переговоры по поводу налаживания

дипотношений с КНДР и возможного объединения двух Корей.

Необходимо так же учитывать, что, несмотря на некоторое ухудшение отношений

двух стран, правящие круги в Токио и Вашингтоне понимали необходимость

сохранения союза. Для США потеря Японии означала бы потерю опорного пункта и

ослабление своих позиций в АТР. Вашингтону пришлось бы пересматривать всю

свою политику в данном регионе. Важность Японии для США: во-первых, это

удобное, в стратегическом отношении, месторасположение Японии, а во-вторых,

Япония на 70% оплачивает расходы на содержание американских баз, кто из

союзников США еще способен на это. Конечно, Соединенные Штаты в случае

распада японо-американского союза, нашли бы нового союзника, возможно, им бы

стала Южная Корея, возможно Австралия или даже Китай. Однако, во-первых, это

потребовало бы огромных финансовых затрат, а во-вторых, не было бы уже той

зависимости внешней политики от США которая была у Японии, сложившаяся за

последние 50 лет. Да и это могло дестабилизировать ситуацию в АТР, что ни как

не входило в планы США.

Как и для США, в японских правящих кругах так же не мыслили будущего без

японо-американского союза. Несмотря на все высказывания по поводу

необходимого увеличения самостоятельности Японии на международной арене,

Токио, избрав курс 50 лет назад, остается верным ему и по сей день.

Представить Японию без США очень сложно, как во внешнеполитическом аспекте,

так и экономическом. Япония в силу своей «мирной» конституции не может иметь

крупные военные структуры, да и «три неядерных принципа» не позволяют иметь

ей ядерное оружие. Между тем, ситуация в АТР остается достаточно напряженной,

о чем в частности говориться в Совместной декларации, подписанной в 1995 г.

США же могут гарантировать Японии безопасность. Кроме того, Соединенные Штаты

являются крупнейшим рынком сбыта японской продукции, потеря этого рынка

негативно скажется на экономике Японии.

С середины 90-х начинается новый виток в отношениях Токио и Вашингтона,

характерной чертой которого стало взаимное стремление к укреплению союза. Это

выразилось, прежде всего, в появлении на свет новых совместных документов,

которые были направлены на то чтобы, сохранить и упрочнить японо-американский

союз, сделать его более жизнеспособным в 21 веке.

Первым документом, положившим начало реформирования всей японо-американской

системы, стало принятие в 1995 г. новых «Основных направлений программы

национальной обороны на период с 1996 г.», наиболее важным событием стало

подписание 17 апреля 1996 г. президентом США Б. Клинтоном и премьер-министром

Японии Р.Хасимото «Совместной декларации по безопасности». Следующим шагом в

реформировании союза стало утверждение 23 сентября 1996 г. - «Руководящих

принципов японо-американского сотрудничества в области обороны»

До 1996 г. оборонная политика Японии осуществлялась на основе специальной

программы - «Основные направления в области безопасности» принятой в 1976 г.,

которая была рассчитана на 20 лет и заканчивалась в 1996 г. В связи со сменой

международной обстановки японское правительство, при поддержке американских

военных, выработало новую оборонную концепцию.

Принятие Основных направлений программы национальной обороны

на период с 1996 г.

Предложение частично пересмотреть «Основные направления» 1976 г. появились еще в

середине 80-х, при премьер-министре Я. Накасонэ. Тогда он предлагал

пересмотреть 1% ограничение расходов на военные нужды, которое было определено

именно в этом документе. Конечно о полном изменении «направлений» в то время

никто не говорил, да и не было необходимости, на тот момент положения программы

как нельзя лучше подходили для Японии. Вопрос о пересмотре оборонного курса

впервые встал при премьер-министре М.Хосокава. В феврале 1994 г. он образовал

при кабинете министров Консультативный комитет по вопросам обороны с задачей

привести оборонную политику страны в соответствие с радикально изменившейся

обстановкой. Японская инициатива явно пришлась не по вкусу американской

администрации, опасавшейся ослабления уз, связывающих ее с важнейшим азиатским

союзником. Опасения Вашингтона еще более усилились после того, как пришедший на

смену М. Хосокава социал-демократ Т. Мураяма создал при правительстве

«Дискуссионный совет по проблемам безопасности», подготовивший специальный

доклад, настороживший администрацию Б. Клинтона. В докладе делался призыв

расширить участие Японии в Асеановском региональном форуме и других

региональных структурах, проводилась идея того, что Японии необходимо

налаживать связи с региональными партнерами, не надеясь всецело на американскую

помощь. В качестве своеобразной реакции на действия Японии Пентагон подготовил

в феврале 1995 г. доклад «О стратегии США в Восточной Азии». В нем были

высказаны соображения о необходимости пересмотра японо-американской системы

безопасности и продолжения американского военного присутствия в АТР. Авторы

доклада особо подчеркивали чрезвычайную важность японо-американского союза для

обеспечения мира и стабильности в АТР и выражали готовность оказать Токио

помощь в пересмотре оборонной политики.

[102]

В результате взаимной договоренности появилась совместная рабочая группа,

которая работала в течение 10 месяцев и занималась разработкой новой японской

оборонной программы. В результате с помощью американских советников

Консультативный комитет по вопросам обороны завершил к ноябрю 1995 г.

пересмотр «Основных направлений» 1976 г. и 28 ноября 1995 г. Совет

безопасности и Кабинет министров Японии приняли «Основные направления

программы национальной обороны на период с 1996 г». Программа была рассчитана

на 15 лет, на её основе 5 декабря 1995 г. был принят очередной Среднесрочный

план оборонного строительства Японии с 1996 по 2000 г.

В отличие от «Направлений 1976 г.» новая программа предусматривала сокращение

численности личного состава на 20% (с 300 тыс. до 245 тыс. человек) это

делалось и с тем расчетом, что по прогнозам специалистов к 2010 г. численность

молодежи призывного возраста сократится. Предусматривалось так же уменьшение

количества пехотных дивизий с 12 до 8. Сокращение боевой техники и вооружений

на 10—15%, в частности танки - на 300 единиц, эсминцы - на 10, боевые самолеты

противолодочной авиации – на 50, боевые самолеты ВВС – на 30;

[103] создание Центрального разведывательного управления численностью в 1700

человек; принятие на вооружение новых истребителей непосредственной поддержки

F-2; создание мобильных подразделений, оснащенных высокотехнологичным оружием;

изучение вопроса о создании совместно с США противоракетной обороны театра

военных действий.

Вновь вводилось 1% (от ВНП) ограничение военных расходов, однако делалась

оговорка «если не произойдут непредвиденные изменения в международной

обстановке». Программой намечалось расширение функций Сил самообороны,

переключение их с чисто оборонительных задач по защите территории Японии на

участие в миротворческих операциях ООН, международных спасательных операциях

по ликвидации последствий стихийных бедствий в любом районе земного шара,

обеспечение мира, стабильности, безопасности и процветания АТР.

Заметное место в программе уделено японо-американским мероприятиям в сфере

безопасности, которые были выделены в специальный пункт. Отмечено, что

мероприятия по безопасности с США как неразрывная часть безопасности Японии

по-прежнему продолжают играть ключевую роль в достижении мира и стабильности

в районе Японии.

Для укрепления японо-американского сотрудничества решено прилагать усилия для

налаживания обмена информацией и проведения политических консультации,

создание наиболее приемлемых условий сотрудничества в таких сферах, как

совместное обучение, маневры и тренировки, проведение совместных разработок в

военно-технической области. Сохранение американских войск на японской

территории.

При этом подчеркивалось, что Япония при проведении военной политики остается

приверженной оборонительному курсу и трем безъядерным принципам и что

комплексность является обязательным условием проводимых совместно с США

мероприятий.

Отличительная черта новой схемы обороны – условия, относящиеся к реагированию на

агрессию. В соответствии с прежними «Направлениями» Япония должна была отражать

ограниченную, маломасштабную агрессию самостоятельно. Согласно же новой схеме,

в случае чрезвычайного положения, вызванного прямой агрессией, Япония должна

отражать её во взаимодействии с Соединенными Штатами.

[104]

Документы, провозгласившие пересмотр японской оборонной политики, вызвали

негативные отклики, как в самой Японии, так и в ряде азиатских государств, в

первую очередь в КНР и КНДР. Критики обвиняли Японию в военной экспансии и

сговоре с США, высказывали предположения о неизбежном вовлечении Токио в

военные операции Пентагона в случае возникновения в АТР серьезного конфликта.

Обозреватели высказывали даже мысль о возможном нарушении Японией

конституционного запрета на участие Сил самообороны в коллективной обороне.

[105]

2. Смена приоритетов в японо-американских отношениях на рубеже XX – XXI вв.

Подписание Совместной декларации по безопасности.

17 апреля 1996 г. в Токио между президентом США Б. Клинтоном и премьер-

министром Японии Р. Хасимото были подписаны два документа: Совместная

декларация по безопасности и обращение лидеров двух государств к народам

Японии и Соединенным Штатам.

Подписание «Совместной декларации» явилось одним из наиболее важных событий в

отношениях двух стран произошедших после окончания холодной войны.

«Совместная декларация» по сути дела явилась дополнением к договору

безопасности 1960 г., определившая отношения союзников в новых, современных

условиях. Именно «Совместная декларация» показала наличие действительно

партнерских отношений.

«Совместная декларация» состоит из 7 разделов поделенных на 8 пунктов.[106]

В первой части декларации главы государств выразили важность подписания

данного документа. Признали, что союз двух стран помог обеспечить мир и

безопасность в АТР во время холодной войны, союз способствует так же

динамичному экономическому росту этого региона.

Объявлена благодарность, как японскому народу, так и американским солдатам,

находящимся на японской территории за внесение огромного вклада в

существование данного союза.

Обзор региональной обстановки.

Региональная обстановка оценена следующим образом: «с окончанием холодной

войны возможность широкомасштабного конфликта отступила. Однако существует

нестабильность на Корейском полуострове. В АТР находятся крупные группы

войск, включая ядерные арсеналы, имеются территориальные споры, существует

проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его

доставки». По мнению подписантов все это представляет собой источники

нестабильности.

Японо-американский союз и Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности.

Главы обеих государств высоко оценили японо-американский союз как гарант

стабильности в регионе. Принято решение и дальше способствовать развитию

данного союза.

Премьер-министр и президент признали необходимость американского военного

присутствия в регионе. В АТР должны сохраняться американские войска в

количестве 100 тыс. чел., при этом в Японии их число не должно сокращаться.

[107]

Премьер-министр приветствовал решение американского президента сохранять военное

присутствие и пообещал продолжить предоставлять территории и средства для

американских войск на японской территории. Клинтон в свою очередь поблагодарил

Японию за финансирование американских войск.

[108]

Взаимное сотрудничество в соответствии с Японо-американскими мероприятиями по

безопасности.

Б. Клинтон и Хасимото согласились с необходимостью продолжить тесные

консультации и обмен информацией между государствами.

Стороны согласились инициировать пересмотр Руководящих принципов японо-

американского сотрудничества по вопросам обороны 1978 г., развивая более

тесные рабочие отношения, уже установленные между США и Японией. Решено

продолжить заниматься двухсторонними исследованиями (НИОКР) в области

создания новых типов вооружения и военной техники, подобно истребителю F-2.

Премьер-министр и президент признали, что широкая поддержка и взаимопонимание

со стороны японского народа необходимы для обеспечения цивилизованного не

осложненного инцидентами пребывания американских войск в Японии. Стороны

согласились, что их правительства предпримут усилия для разрешения всех

вопросов относящихся к присутствию и статусу американских войск.

Что касается Окинавы, где расположено большое количество объектов и баз, то

главы государств подтвердили свою решимость предпринимать шаги по их

уплотнению, перепрофилированию и сокращению.

Региональное сотрудничество.

Обе стороны будут стремиться к достижению более мирной и стабильной

атмосферы в АТР. Отмечено, что чрезвычайно важно, чтобы Китай играл

позитивную и конструктивную роль, необходимо укреплять отношения с Китаем,

продолжать сотрудничество с Россией и прилагать все усилия для стабильности

на Корейском полуострове. Необходимо развивать сотрудничество со всеми

странами региона.

Глобальное сотрудничество.

Решено укреплять двухстороннее сотрудничество на глобальном уровне,

поддерживать ООН и другие международные организации путем участия в

миротворческих операций, а так же акциях по оказанию гуманитарной помощи.

Осуществлять контроль над вооружениями и разоружением, стремиться к

запрещению ядерных испытаний и распространению оружия массового уничтожения.

Заключение.

В заключении лидеры подтвердили свое решение на кануне 21 столетия продолжать

историю успешных отношений безопасности и работать рука об руку для

обеспечения мира и процветания для будущих поколений.

Сразу же после официальной процедуры подписания документов состоялась совместная

пресс-конференция двух лидеров, на которой они еще раз подчеркнули важность

подписанных официальных бумаг. Так премьер-министр Хасимото отметил: «Только

что я и президент Клинтон подписали два документа: первый – Послание народам

Японии и Соединенных Штатов, которое определяет направления вступления обеих

стран в 21 столетие. Второй – Японо-американская совместная декларация

безопасности. Послание народам Японии и США в общем итоге акцентирует важность

японо-американских отношений безопасности для наших народов. Японо-американская

совместная декларация безопасности еще раз подтверждает, что созданный

японо-американский союз безопасности будет продолжать играть важную роль, как и

в прошлом, в обеспечении безопасности, мира и стабильности в АТР и служить

точкой опоры на будущее. Наша встреча решила широкий круг коренных проблем:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты