связанная с островами Дяоюй (по-японски – острова Сэнкаку) которые фактически
находятся в руках Японии. Ситуация обострилась в конце сентября 1995 г. –
группа гонконгцев и тайваньцев (18 человек) решила высадиться на одном из этих
островов, желая сорвать на одном из сооружений японский флаг и тем самым
продемонстрировать свое несогласие с принадлежностью этих островов Японии. Эта
акция вновь вынудила всех, т. е. Японию, КНР, Тайвань и Гонконг, объявить о
том, что эти острова «часть их территории».
[98] Более остро стояла проблема отношений по линии Китай-Тайвань, тема
присоединения Тайваня к Китаю до сих пор волнует как Токио, так и Вашингтон.
Инцидент в Тайваньском проливе 1996 г. связанный с проведением крупномасштабных
учений военными Китая, вызвал огромное беспокойство во всем мире. Тогдашний
министр обороны США У. Пери в своей работе описывает этот инцидент так:
«Ситуация была сложная. В тот день
[99]китайцы провели, как они назвали, «ракетные испытания» в Тайваньском
проливе. Три ракеты были взорваны всего в восемнадцати милях от портового
города на севере Тайваня и в двадцати милях от портового города на юге острова.
В то же самое время Народно-освободительная армия (НОА) проводила
передислокацию 150-ти тысячного воинского контингента вдоль побережья Китая
напротив Тайваня и планировала проведение военных учений с реальными целями в
Тайваньском проливе, намеченное на две следующие недели. Эти провокационные
военные действия вызвали международный кризис и были предприняты
непосредственно перед первыми демократическими президентскими выборами в
Тайване, которые должны были пройти через две недели».
[100] В ответ на происшедшее американские власти отправили к Тайваньскому
проливу две боевые авианосные группы. Хотя к концу 1996 г Тайваньский кризис
был улажен, о полном доверии к Китаю не могло быть и речи.
Во-вторых, это осложнившаяся ситуация на Корейском полуострове. В 1994 г.
японская Белая книга по обороне, впервые назвала главной угрозой безопасности в
регионе не Россию, а КНДР, указав в качестве дестабилизирующих факторов
сохранение напряженности на Корейском полуострове.
[101] Особо остро стоял вопрос возможного распространения ядерного оружия и
оружия массового поражения в Северной Корее. В Южной Корее расположены крупные
американские базы, по мнению Токио, Вашингтона и Сеула это единственная
возможность избежать прямого столкновения двух Корей. Скрытность, не желание
работать с международными организациями Пхеньяном, порождает недоверие к нему
всего мира. Экономика КНДР уже давно находиться в кризисном состоянии. Чтобы не
допустить обострение обстановки внутри страны, которое может негативно повлиять
на отношения с богатеющим Югом, Япония в рамках Официальной помощи развития
проводит продовольственную программу помощи Северной Кореи. Правительственные
круги в Японии и США постоянно ведут переговоры по поводу налаживания
дипотношений с КНДР и возможного объединения двух Корей.
Необходимо так же учитывать, что, несмотря на некоторое ухудшение отношений
двух стран, правящие круги в Токио и Вашингтоне понимали необходимость
сохранения союза. Для США потеря Японии означала бы потерю опорного пункта и
ослабление своих позиций в АТР. Вашингтону пришлось бы пересматривать всю
свою политику в данном регионе. Важность Японии для США: во-первых, это
удобное, в стратегическом отношении, месторасположение Японии, а во-вторых,
Япония на 70% оплачивает расходы на содержание американских баз, кто из
союзников США еще способен на это. Конечно, Соединенные Штаты в случае
распада японо-американского союза, нашли бы нового союзника, возможно, им бы
стала Южная Корея, возможно Австралия или даже Китай. Однако, во-первых, это
потребовало бы огромных финансовых затрат, а во-вторых, не было бы уже той
зависимости внешней политики от США которая была у Японии, сложившаяся за
последние 50 лет. Да и это могло дестабилизировать ситуацию в АТР, что ни как
не входило в планы США.
Как и для США, в японских правящих кругах так же не мыслили будущего без
японо-американского союза. Несмотря на все высказывания по поводу
необходимого увеличения самостоятельности Японии на международной арене,
Токио, избрав курс 50 лет назад, остается верным ему и по сей день.
Представить Японию без США очень сложно, как во внешнеполитическом аспекте,
так и экономическом. Япония в силу своей «мирной» конституции не может иметь
крупные военные структуры, да и «три неядерных принципа» не позволяют иметь
ей ядерное оружие. Между тем, ситуация в АТР остается достаточно напряженной,
о чем в частности говориться в Совместной декларации, подписанной в 1995 г.
США же могут гарантировать Японии безопасность. Кроме того, Соединенные Штаты
являются крупнейшим рынком сбыта японской продукции, потеря этого рынка
негативно скажется на экономике Японии.
С середины 90-х начинается новый виток в отношениях Токио и Вашингтона,
характерной чертой которого стало взаимное стремление к укреплению союза. Это
выразилось, прежде всего, в появлении на свет новых совместных документов,
которые были направлены на то чтобы, сохранить и упрочнить японо-американский
союз, сделать его более жизнеспособным в 21 веке.
Первым документом, положившим начало реформирования всей японо-американской
системы, стало принятие в 1995 г. новых «Основных направлений программы
национальной обороны на период с 1996 г.», наиболее важным событием стало
подписание 17 апреля 1996 г. президентом США Б. Клинтоном и премьер-министром
Японии Р.Хасимото «Совместной декларации по безопасности». Следующим шагом в
реформировании союза стало утверждение 23 сентября 1996 г. - «Руководящих
принципов японо-американского сотрудничества в области обороны»
До 1996 г. оборонная политика Японии осуществлялась на основе специальной
программы - «Основные направления в области безопасности» принятой в 1976 г.,
которая была рассчитана на 20 лет и заканчивалась в 1996 г. В связи со сменой
международной обстановки японское правительство, при поддержке американских
военных, выработало новую оборонную концепцию.
Принятие Основных направлений программы национальной обороны
на период с 1996 г.
Предложение частично пересмотреть «Основные направления» 1976 г. появились еще в
середине 80-х, при премьер-министре Я. Накасонэ. Тогда он предлагал
пересмотреть 1% ограничение расходов на военные нужды, которое было определено
именно в этом документе. Конечно о полном изменении «направлений» в то время
никто не говорил, да и не было необходимости, на тот момент положения программы
как нельзя лучше подходили для Японии. Вопрос о пересмотре оборонного курса
впервые встал при премьер-министре М.Хосокава. В феврале 1994 г. он образовал
при кабинете министров Консультативный комитет по вопросам обороны с задачей
привести оборонную политику страны в соответствие с радикально изменившейся
обстановкой. Японская инициатива явно пришлась не по вкусу американской
администрации, опасавшейся ослабления уз, связывающих ее с важнейшим азиатским
союзником. Опасения Вашингтона еще более усилились после того, как пришедший на
смену М. Хосокава социал-демократ Т. Мураяма создал при правительстве
«Дискуссионный совет по проблемам безопасности», подготовивший специальный
доклад, настороживший администрацию Б. Клинтона. В докладе делался призыв
расширить участие Японии в Асеановском региональном форуме и других
региональных структурах, проводилась идея того, что Японии необходимо
налаживать связи с региональными партнерами, не надеясь всецело на американскую
помощь. В качестве своеобразной реакции на действия Японии Пентагон подготовил
в феврале 1995 г. доклад «О стратегии США в Восточной Азии». В нем были
высказаны соображения о необходимости пересмотра японо-американской системы
безопасности и продолжения американского военного присутствия в АТР. Авторы
доклада особо подчеркивали чрезвычайную важность японо-американского союза для
обеспечения мира и стабильности в АТР и выражали готовность оказать Токио
помощь в пересмотре оборонной политики.
[102]
В результате взаимной договоренности появилась совместная рабочая группа,
которая работала в течение 10 месяцев и занималась разработкой новой японской
оборонной программы. В результате с помощью американских советников
Консультативный комитет по вопросам обороны завершил к ноябрю 1995 г.
пересмотр «Основных направлений» 1976 г. и 28 ноября 1995 г. Совет
безопасности и Кабинет министров Японии приняли «Основные направления
программы национальной обороны на период с 1996 г». Программа была рассчитана
на 15 лет, на её основе 5 декабря 1995 г. был принят очередной Среднесрочный
план оборонного строительства Японии с 1996 по 2000 г.
В отличие от «Направлений 1976 г.» новая программа предусматривала сокращение
численности личного состава на 20% (с 300 тыс. до 245 тыс. человек) это
делалось и с тем расчетом, что по прогнозам специалистов к 2010 г. численность
молодежи призывного возраста сократится. Предусматривалось так же уменьшение
количества пехотных дивизий с 12 до 8. Сокращение боевой техники и вооружений
на 10—15%, в частности танки - на 300 единиц, эсминцы - на 10, боевые самолеты
противолодочной авиации – на 50, боевые самолеты ВВС – на 30;
[103] создание Центрального разведывательного управления численностью в 1700
человек; принятие на вооружение новых истребителей непосредственной поддержки
F-2; создание мобильных подразделений, оснащенных высокотехнологичным оружием;
изучение вопроса о создании совместно с США противоракетной обороны театра
военных действий.
Вновь вводилось 1% (от ВНП) ограничение военных расходов, однако делалась
оговорка «если не произойдут непредвиденные изменения в международной
обстановке». Программой намечалось расширение функций Сил самообороны,
переключение их с чисто оборонительных задач по защите территории Японии на
участие в миротворческих операциях ООН, международных спасательных операциях
по ликвидации последствий стихийных бедствий в любом районе земного шара,
обеспечение мира, стабильности, безопасности и процветания АТР.
Заметное место в программе уделено японо-американским мероприятиям в сфере
безопасности, которые были выделены в специальный пункт. Отмечено, что
мероприятия по безопасности с США как неразрывная часть безопасности Японии
по-прежнему продолжают играть ключевую роль в достижении мира и стабильности
в районе Японии.
Для укрепления японо-американского сотрудничества решено прилагать усилия для
налаживания обмена информацией и проведения политических консультации,
создание наиболее приемлемых условий сотрудничества в таких сферах, как
совместное обучение, маневры и тренировки, проведение совместных разработок в
военно-технической области. Сохранение американских войск на японской
территории.
При этом подчеркивалось, что Япония при проведении военной политики остается
приверженной оборонительному курсу и трем безъядерным принципам и что
комплексность является обязательным условием проводимых совместно с США
мероприятий.
Отличительная черта новой схемы обороны – условия, относящиеся к реагированию на
агрессию. В соответствии с прежними «Направлениями» Япония должна была отражать
ограниченную, маломасштабную агрессию самостоятельно. Согласно же новой схеме,
в случае чрезвычайного положения, вызванного прямой агрессией, Япония должна
отражать её во взаимодействии с Соединенными Штатами.
[104]
Документы, провозгласившие пересмотр японской оборонной политики, вызвали
негативные отклики, как в самой Японии, так и в ряде азиатских государств, в
первую очередь в КНР и КНДР. Критики обвиняли Японию в военной экспансии и
сговоре с США, высказывали предположения о неизбежном вовлечении Токио в
военные операции Пентагона в случае возникновения в АТР серьезного конфликта.
Обозреватели высказывали даже мысль о возможном нарушении Японией
конституционного запрета на участие Сил самообороны в коллективной обороне.
[105]
2. Смена приоритетов в японо-американских отношениях на рубеже XX – XXI вв.
Подписание Совместной декларации по безопасности.
17 апреля 1996 г. в Токио между президентом США Б. Клинтоном и премьер-
министром Японии Р. Хасимото были подписаны два документа: Совместная
декларация по безопасности и обращение лидеров двух государств к народам
Японии и Соединенным Штатам.
Подписание «Совместной декларации» явилось одним из наиболее важных событий в
отношениях двух стран произошедших после окончания холодной войны.
«Совместная декларация» по сути дела явилась дополнением к договору
безопасности 1960 г., определившая отношения союзников в новых, современных
условиях. Именно «Совместная декларация» показала наличие действительно
партнерских отношений.
«Совместная декларация» состоит из 7 разделов поделенных на 8 пунктов.[106]
В первой части декларации главы государств выразили важность подписания
данного документа. Признали, что союз двух стран помог обеспечить мир и
безопасность в АТР во время холодной войны, союз способствует так же
динамичному экономическому росту этого региона.
Объявлена благодарность, как японскому народу, так и американским солдатам,
находящимся на японской территории за внесение огромного вклада в
существование данного союза.
Обзор региональной обстановки.
Региональная обстановка оценена следующим образом: «с окончанием холодной
войны возможность широкомасштабного конфликта отступила. Однако существует
нестабильность на Корейском полуострове. В АТР находятся крупные группы
войск, включая ядерные арсеналы, имеются территориальные споры, существует
проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его
доставки». По мнению подписантов все это представляет собой источники
нестабильности.
Японо-американский союз и Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности.
Главы обеих государств высоко оценили японо-американский союз как гарант
стабильности в регионе. Принято решение и дальше способствовать развитию
данного союза.
Премьер-министр и президент признали необходимость американского военного
присутствия в регионе. В АТР должны сохраняться американские войска в
количестве 100 тыс. чел., при этом в Японии их число не должно сокращаться.
[107]
Премьер-министр приветствовал решение американского президента сохранять военное
присутствие и пообещал продолжить предоставлять территории и средства для
американских войск на японской территории. Клинтон в свою очередь поблагодарил
Японию за финансирование американских войск.
[108]
Взаимное сотрудничество в соответствии с Японо-американскими мероприятиями по
безопасности.
Б. Клинтон и Хасимото согласились с необходимостью продолжить тесные
консультации и обмен информацией между государствами.
Стороны согласились инициировать пересмотр Руководящих принципов японо-
американского сотрудничества по вопросам обороны 1978 г., развивая более
тесные рабочие отношения, уже установленные между США и Японией. Решено
продолжить заниматься двухсторонними исследованиями (НИОКР) в области
создания новых типов вооружения и военной техники, подобно истребителю F-2.
Премьер-министр и президент признали, что широкая поддержка и взаимопонимание
со стороны японского народа необходимы для обеспечения цивилизованного не
осложненного инцидентами пребывания американских войск в Японии. Стороны
согласились, что их правительства предпримут усилия для разрешения всех
вопросов относящихся к присутствию и статусу американских войск.
Что касается Окинавы, где расположено большое количество объектов и баз, то
главы государств подтвердили свою решимость предпринимать шаги по их
уплотнению, перепрофилированию и сокращению.
Региональное сотрудничество.
Обе стороны будут стремиться к достижению более мирной и стабильной
атмосферы в АТР. Отмечено, что чрезвычайно важно, чтобы Китай играл
позитивную и конструктивную роль, необходимо укреплять отношения с Китаем,
продолжать сотрудничество с Россией и прилагать все усилия для стабильности
на Корейском полуострове. Необходимо развивать сотрудничество со всеми
странами региона.
Глобальное сотрудничество.
Решено укреплять двухстороннее сотрудничество на глобальном уровне,
поддерживать ООН и другие международные организации путем участия в
миротворческих операций, а так же акциях по оказанию гуманитарной помощи.
Осуществлять контроль над вооружениями и разоружением, стремиться к
запрещению ядерных испытаний и распространению оружия массового уничтожения.
Заключение.
В заключении лидеры подтвердили свое решение на кануне 21 столетия продолжать
историю успешных отношений безопасности и работать рука об руку для
обеспечения мира и процветания для будущих поколений.
Сразу же после официальной процедуры подписания документов состоялась совместная
пресс-конференция двух лидеров, на которой они еще раз подчеркнули важность
подписанных официальных бумаг. Так премьер-министр Хасимото отметил: «Только
что я и президент Клинтон подписали два документа: первый – Послание народам
Японии и Соединенных Штатов, которое определяет направления вступления обеих
стран в 21 столетие. Второй – Японо-американская совместная декларация
безопасности. Послание народам Японии и США в общем итоге акцентирует важность
японо-американских отношений безопасности для наших народов. Японо-американская
совместная декларация безопасности еще раз подтверждает, что созданный
японо-американский союз безопасности будет продолжать играть важную роль, как и
в прошлом, в обеспечении безопасности, мира и стабильности в АТР и служить
точкой опоры на будущее. Наша встреча решила широкий круг коренных проблем:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12