Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

[79]Естественно, что в американских правящих кругах это было расценено очень

положительно. Это позволяло Америке сэкономить часть средств на поддержание

безопасности в данном регионе и переправить их в другие не менее важные.

31 января 1986 г. был учрежден новый высший военный орган Совет национальной

безопасности. Существовавший до этого Совет национальной обороны был

ликвидирован. В качестве обоснования для учреждения нового органа назывались

следующие моменты: увеличение роли Японии в международных делах, важные

происшедшие изменения в международном окружении Японии в регионе (инцидент с

советским самолетом МИГ-25 сентябрь 1976 г., угон японского самолета в Дакке –

сентябре 1977 г., размещение советских войск на южных островах Курильской гряды

– 1978-79 гг., инцидент с южнокорейским самолетом – сентябрь 1983 г.), которые

в значительной степени способствовали усилению напряженности на Дальнем

Востоке.[80]

Основные функции Совета:

- определение основного курса национальной обороны,

- одобрение основных программ национальной обороны,

- одобрение планов производства вооружения в соответствии с основными

программами национальной обороны,

- решение вопроса о введении состояния обороны,

- разработка мер по ослаблению напряженности в регионе и обеспечению

безопасности страны.

В состав Совета вошли: премьер-министр – председатель, 6 членов Совета –

министр иностранных дел, министр финансов, генеральный секретарь кабинета

министров, государственные министры – председатель Комиссии по вопросам

общественной безопасности, начальник Управления по национальной обороне и

начальник Управления экономического планирования. Первым наиболее важным

введение нового органа стала отмена процентного ограничения расходов на

оборону в 1987 г.

К концу 80-х годов японо-американские отношения достигли абсолютного

взаимопонимания. Взаимопонимание возможно тогда, когда есть общая цель и

желание идти на компромисс, уступки. В 80-е годы (да и в предшествующие

периоды) на уступки в основном шла Япония. Зачастую Япония шла на уступки даже

вопреки собственным законам. Сама возможность иметь вооруженные силы, по сути,

противоречила «мирной» конституции; однопроцентное ограничение, принятое в 1976

г., и по которому, не официально, шел процесс развития вооружения, начиная с

1951 г. было так же снято. Соглашение о «трех не ядерных принципах» принятое в

1974 г. премьер-министром Э. Сато, за что он, кстати, получил Нобелевскую

премию,[81] очевидно так же будет

снято. По крайней мере, данное положение периодически нарушается. В апреле 1987

г. газета «Акахата» опубликовала список почти 40 морских и воздушных портов

страны, а так же военных баз, через которое США ввозит ядерное оружие в Японию.

Так, в 1987 г. стала достоянием гласности секретная договоренность Японии и США

о доставке ядерного оружия в Японию в соответствии с «договором безопасности»

1960 г.[82]

С приходом к власти Я. Накасонэ (1983-1987 г.), внешняя политика претерпела

значительные изменения. Как политик Накасонэ всегда выступал с

националистических позиций. Достаточно вспомнить, что в 1951 г., делая первые

шаги на политической арене, 32 летний депутат парламента направил петицию

генералу Макартуру с требованием пересмотра конституции и создания независимых

вооруженных сил. По мнению Накасоне, Япония должна стать частью мирового

сообщества, при этом Япония должна оставаться самобытной страной. У японцев

должно подняться чувство гордости, патриотизма, утерянного после капитуляции

Японии в 1945 г. Зависимость Японии от политики другой страны неминуемо

сказывалось на чувстве собственного достоинства простых японцев. Да и главный

документ страны не мог вызывать восхищения, всем известна история его

появления. Поэтому на протяжении всей своей жизни Накасонэ так настаивает на

изменении конституции, которая должна говорить о суверенитете Японии. Что

касается нашумевшей 9 статьи, то Накасонэ предлагает её изменить. Любое

государство, говорит Накасонэ, имеет право на самооборону, по конституции,

Япония так же имеет право на самооборону, для самообороны государству

необходимы средства защиты, «однако в действующей конституции отсутствует

четкое определение допустимого предела или верхнего потолка минимального

набора средств защиты».[83]

Глава II. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны».

1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в.

1991 г. Советский Союз распался, окончилась эпоха «холодной войны». Распалась

биполярная система, определявшая международные отношения с окончания второй

мировой войны. В отличие от США, которые не скрывали своего удовлетворения,

Япония оказалась, пожалуй, единственной страной в капиталистическом мире,

которая не только ничего не выиграла от этого, но кое в чем проиграла.

Геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась, привычные за последние

тридцать лет внешнеполитические представления надо вновь перестраивать. На этот

факт очень часто указывают японские газеты, одна из которых как-то писала:

«Ирония состоит в том, что окончание «холодной войны» усилило степень

нестабильности в АТР».[84]

Один из российских исследователей В. Н. Еремин, справедливо заметил: «холодная

война при всех её опасных чертах все же была своеобразным стабилизирующим

фактором в международных отношениях. Она задавала некие действующие правила

игры, определяющие место каждой страны в биполярной мировой системе».

[85]

Изменения на международном уровне не могли не сказаться и на японо-

американских отношениях. После завершения холодной войны американская

администрация несколько умерила свою активность в АТР, полагая, что ситуация

в регионе стабилизировалась, закрепив выгодное для США положение и ничего

менять не надо. Однако именно в это время в регионе разворачивается

общественное движение за формирование в этом регионе новых форм безопасности

и ликвидации двусторонней системы. В самой Японии такие высказывания получили

наибольшее распространение. За ликвидацию японо-американского союза

безопасности, вывод американских войск из страны высказывались как в

правительстве, партиях, так и среди японского народа. О целесообразности

договора безопасности в современных условиях рассуждали и в Соединенных

Штатах.

На взгляд одного из американских политических деятелей З. Бжезинского, в

постсоветский период японо-американский союз является анахронизмом и не может

полезно функционировать в 21 в.: «Япония не должна быть непотопляемым

авианосцем Америки на Дальнем Востоке и главным военным партнером Америки в

Азии. Усилия, направленные на то, чтобы Япония играла подобную роль, могут

отгородить Америку от Азиатского континента, осложнить путь к достижению

стратегического согласия с Китаем и негативно сказаться на попытках Америки

укрепить стабильность в Евразии».[86]

Наличие антиамериканских выступлений в Японии и появление оппозиции в самих

Штатах относительно союза с Японией, беспокоило Вашингтон, для которого

потеря Японии означала бы утрату опорного пункта для защиты своих

стратегических интересов на Дальнем Востоке и во всем АТР. Особенно сильно

эти беспокойства проявились в середине 90-х, когда в АТР стали происходить

значительные изменения в геополитическом плане.

Известный японский политический деятель, бывший премьер-министр Японии Ясухиро

Накасонэ, так описывает современную ситуацию в АТР: «Конец «холодной войны» не

привел к драматическим переменам в регионе, подобным тем, которые наблюдались в

Европе. Здесь по прежнему ощущается наличие элементов нестабильности,

взаимоотношения между странами в вопросах обеспечения безопасности сохраняют

«многополярный» характер. .Здесь не произошло значительных и видимых перемен. В

регионе и сейчас сохраняется её структурное наследие. На Корейском полуострове

отсутствует прогресс в процессе перехода переговоров между двумя разделенными

государствами от стадии диалога к непосредственному объединению. Китай

по-прежнему разделен на два государства. На Тайване имеются как противники

создания единого государства, так и противники объявления независимости, во

взаимоотношениях между ними сохраняются серьезные проблемы. Имеющаяся во

взаимоотношениях между Японией и Россией проблема северных территорий не была

решена ни в процессе «холодной войны», ни после её завершения».

[87]

В официальных японских документах типа «Голубой книги» МИД или «Белой книге

по обороне» УНО иерархия угроз в начале 90-х годов выстраивалась в следующей

последовательности: Россия, «корейский узел», Китай и ЮВА (раньше имелась в

виду нестабильность в Индокитае, теперь территориальные «споры» в Южно-

Китайском море).

Как видно из официальных документов в начале 90-х годов, Япония по-прежнему

усматривала Россию, как приемника Советского Союза, в качестве основной

угрозы. В частности Токио указывал на следующие моменты: во-первых, это все

та же территориальная проблема; во-вторых, наличие на Российском Дальнем

Востоке мощного вооружения, которое, по мнению Японии, модернизировалось и

увеличивалось. В-третьих, Токио волновало отсутствие в России сильного

правительства и четкой военной стратегии, не согласованность политики Центра

с командованием в Хабаровске и Владивостоке, слабый контроль над

вооружениями, низкий моральный климат в армии. В-четвертых, распространение

российского оружия в страны Восточной Азии и в-пятых, Токио в целом не

устраивала политика Б. Ельцина.

Вашингтон, в свою очередь видел угрозу в возможном усилении Китая и Южной

Кореи, стремлении этих стран к региональному господству. Россию естественно,

Соединенные Штаты не сбрасывали со счетов, но в отличие от Японии, не ставили

её в качестве первостепенной угрозы, к тому же в начале 90-х годов между США

и Россией наладились положительные отношения, в первую очередь из-за

конструктивного диалога по разоружению.

Несмотря на схожесть внешнеполитических позиций Токио и Вашингтона, в начале

90-х годов в японо-американских отношениях наметились кризисные явления.

Причин охлаждения отношений несколько. Как уже говорилось ранее, в связи с

исчезновением «угрозы с севера», основной причины создания японо-

американского союза, политические отношения между Токио и Вашингтоном

ослабли, их ослабление привело к усилению уже давно зревших экономических

противоречий, которые в начале 90-х достигли открытой борьбы. Дело все в том

же огромном положительном сальдо в торговле Японии с США.

Японо-американские экономические отношения уже давно находятся в тяжелом

положении. Интересный факт, в 1954 г. тогдашний американский советник

госдепартамента Дж. Даллес заявил: «Япония не может претендовать на

американский рынок, так как она не производит продукцию, востребованную в США».

[88] Между тем в конце 50-х – начале 60-х японская экономика переживала

бурный рост, основная доля экспортируемой продукции при этом шла в США. В 1965

г. впервые японский экспорт в США превысил импорт. Тогда это было расценено как

временное явление, однако положительное сальдо продолжило свой рост. С

1966-1967 гг. до 1971-1972 гг. дефицит США в торговле с Японией увеличивался в

среднем с 0,5 млрд. долл. до более чем 3,5 млрд. долл. в год. 1976-78 гг. он

поднялся в среднем до 8 млрд. долл. а в 1978 г. уже достиг 12 млрд долл.

[89] К 1996 г. дефицит достиг астрономической суммы в 50 млрд. долл. и

продолжал расти.[90]

К середине 90-х годов переговоры Токио с Вашингтоном по вопросам внешней

торговли зашли в тупик: 11 февраля 1994 г. Хосокава и Клинтон публично и

откровенно заявили о невозможности достижения на данном этапе соглашения или

даже компромисса в этой области. Однако как показали дальнейшие события, это не

означало наличие в двухсторонних отношениях фатально неразрешимых проблем, но в

тот момент ситуация казалась исключительно серьезной. Последующие переговоры

министра торговли М. Кантора и министра финансов Ц. Хаты немного смягчили

напряженность, но накопившиеся проблемы, прежде всего связанные с

внешнеторговым балансом, решить так и не удалось.

[91]

Помимо экономических противоречий, на ухудшение японо-американских отношений

оказывало влияние общественное мнение, которое выражало сомнение по поводу

целесообразности сохранения союза. Дискуссии на эту тему велись по обе стороны

Тихого океана, в частности, известный американский политический деятель З.

Бжезинский в своей работе пишет: «Если бы пришлось оценивать состояние

американо-японских связей на основании общественного диалога, то был бы

справедливым вывод о том, что к середине 90-х годов отношения между двумя

странами вступили в критическую стадию».

[92]

Если экономические проблемы и брожения в японском и американском обществах

относительно необходимости союза имелись уже давно, то напряжение такого

уровня в политических кругах еще не было. Вашингтон давно не устраивала

пассивность Токио во внешней политике, но позиция Японии на события в

Персидском заливе 1991 г. окончательно возмутила американцев.

США и ООН оперативно отреагировали на Иракское вторжение в Кувейт в августе

1991 г. Япония как страна, которая пыталась представить себя в качестве

мировой державы, так же не могла оставаться в стороне. Однако, «мирная»

конституция запрещала вывоз японских войск за границу. Встал вопрос, каким

образом Япония может оказать помощь союзникам. Эта помощь могла выразиться

либо просто в денежной помощи, к счастью, «мирная» конституция не запрещала

вывоз японских финансов за границу, либо это высылка японских «сил

самообороны» в зону военных действий, плюс та же финансовая помощь. Насчет

первого варианта понятно, благодаря развивающейся экономике Япония могла

выделить средства для дела мира в мире, а вот на счет второго существовали

некоторые затруднения, касающиеся все той же 9-й статьи.

К последнему варианту, не смотря на запрет, склонялось большинство руководства

ЛДП, включая Накасонэ и молодых лидеров во главе с Хасимото и Одзавой (именно

он, а не министр иностранных дел, вел во время конфликта наиболее ответственные

переговоры с представителями США), но вариант этот не получил поддержки у

общественного мнения. Играя на пацифизме общественного настроения, некоторые

силы призывали ограничиться только экономическим участием и не подвергать

опасности жизнь японских военнослужащих.

[93]Опасаясь обострения политических страстей внутри страны, японские

правящие круги решили все же склониться к первому варианту. Возможно также, что

в Токио просто испугались той ответственности, которая могла оказаться на

плечах правительства.

Пока японцы размышляли, война в Персидском заливе шла полным ходом.

Медлительность Японии вызвала недовольство со стороны союзников, а решение

ограничиться финансовой помощью не прибавило симпатий к Японии со стороны США

и Европы, по мнению которых японцы снова решили «откупиться» от решения общей

проблемы. Чтобы хоть как-то отреагировать на резкую критику, 30 ноября

премьер-министр Кайфу объявил о поддержке Японией резолюции ООН о применении

силы против Ирака. Однако было поздно.

Говорить о том, на сколько правильно поступило японское правительство,

отказавшись от посылки своих войск в Ирак очень сложно. С одной стороны

Япония, как уже говорилось ранее, претендуя на роль мировой державы, была

обязана включиться в войну, возможно, после этого по-другому решался бы

вопрос о легитимности японских «сил самообороны» в мире и вхождении Японии в

СБ ООН. С другой стороны, это могло привести к массовым протестам среди

населения Японии и которые возможно привели бы к смене правительства и явно

негативно повлияли бы на последующие выборы для ЛДП. Если пойти еще дальше,

то необходимо сказать, что именно на ЛДП делали ставку Соединенные Штаты,

именно представители ЛДП больше всех склонялись к военно-политическому

сотрудничеству с США. Здесь так же необходимо учитывать метод принятия

решений японским правительством на основе консенсусов, то есть принятие

решения, которое устраивало бы всех, это порождает некоторую медлительность и

осторожность.

Однако говорить о том, что Япония осталась совсем уж в стороне, так же было бы

не правильным. Япония выделила 13 млрд. долл. (что, кстати, превышало расходы

США) для оплаты расходов многонациональных сил и предложила свои военные

самолеты для перевозки беженцев из района военных действий. Однако решение о

направлении самолетов так и не было одобрено парламентом.

[94]Если подвести итог, то можно сказать, что решение ограничиться

финансовой помощью в духе всей послевоенной внешней политики Японии. Здесь

справедливо выражение: «Нация - купец хочет, чтобы молчали чужие пушки».

[95]

Однако, как говорилось ранее, неразрешимых проблем нет. Именно в середине 90-

х годов происходят некоторые изменения в АТР, которые повлияли на сближение

Токио и Вашингтона.

Во-первых, в связи с экономическим ростом, все большую роль в регионе начинает

играть Китай. Опасения американцев и японцев относительно гегемонистских

проявлений Пекина, еще более усилились после проведения Китаем в 1995 г.

ядерных испытаний.[96] Увеличение

Пекином ассигнований на военные нужды, также не радовало союзников. В 1997 г.

Китай на военные нужды истратил около 36,6 млрд. долл. не намного уступая

Японии 40,9 млрд. долл.,[97]хотя,

по мнению японцев, истинные расходы Пекина на оборону гораздо больше. Между

Китаем и Японией существует также давно волнующая территориальная проблема,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты