Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

стал первым механизмом по согласованию действий между силами самообороны и

войсками США в Японии. 1 июля 1956 г. образован Совет национальной обороны

(СНО) – высший консультативный орган при премьер-министре Японии, по

определению военного курса страны.

20 мая 1957 г. кабинет министров и СНО принимают «Основной курс национальной

обороны», который по сегодняшний день продолжает служить базой для японской

оборонной политики.[33]С точки

зрения японо-американского военно-политического союза это означало, что

правящие круги Японии отныне будут располагать необходимой силой для пресечения

«внутренних беспорядков» и соответственно отпадает необходимость американского

вмешательства.

50-е годы стали важным этапом формирования военно-политических воззрений

правящих кругов страны, в ходе которого, исходя из стратегических целей

японского правительства усилить своё влияние в Азии, были намечены основы

военной политики Японии в современных условиях. Прикрываясь рассуждениями о

стремлении к «всеобщему миру» правительство избрало долгосрочный курс военного

сотрудничества с США. Это позволяло правящим кругам сосредоточить основное

внимание на экономике, вступившей к концу 50-х годов на путь быстрого развития.

Одной из причин подъёма японской экономики были незначительные по сравнению с

другими странами расходы на военные цели. С 1956 по 1965 г. они составляли в

среднем около 1,5% стоимости ВВП, в то время как для США эта цифра составляла

11%, Англии 8%, Франции 7,5%.[34]

Опираясь на возросший экономический потенциал и окрепшие «силы самообороны»,

японские правящие круги добились пересмотра «договора безопасности» и

подписания в январе 1960 г. «Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии

безопасности».

Японо-американские переговоры по пересмотру договора безопасности.

(октябрь 1958 г.- январь 1960 г.)

Официальные переговоры по пересмотру договора безопасности 1951 г. начались 4

октября 1958 г. между министром иностранных дел Фудзияма и послом США в

Японии Макартуром. В течение октября Токио посетили: министр обороны США

Макэлрой, заместитель министра авиации США Макинтайр и командующий корпусом

морской пехоты генерал Пейт.

Судя по составу «гостей» становятся понятны основные вопросы в японо-

американском диалоге.

Японо-американские переговоры по пересмотру договора 1951 г. с японской

стороны вел министр иностранных дел Фудзияма и премьер-министр Японии Н.

Киси, с американской стороны американский посол в Токио Макартур.

Цели и задачи, стоявшие перед японским правительством во время переговоров по

пересмотру договора безопасности 1951 г.:

1. Сделать договор более равноправным.

2. За счет нового, более равноправного договора, укрепить свои

позиции на международной арене.

3. Постараться вернуть административные права на архипелаг Рюкю.

4. В связи с ростом экономического потенциала, придать военно-

политическому договору, небольшой экономический оттенок, дабы получить

большие возможности для выхода на американский внутренний рынок.

5. За счет американской помощи, укрепить собственные вооруженные

силы.

6. Исключить возможность вмешательства американских войск во

внутренние дела Японии.

7. Определить цели пребывания и обязанности войск США в Японии.

8. Ограничить срок действия договора.

Задачи стоявшие перед американскими дипломатами:

1. Увеличить район действия договора, включая архипелаг Рюкю.

2. Обязать Японию более активно участвовать в совместной обороне.

3. Заставить Японию наращивать собственные вооруженные силы.

В переговорах по пересмотру Договора Безопасности 1951 г., отчетливо

выделяются два этапа:

Первый - октябрь - ноябрь 1958 г. этот период основными темами переговоров

стали: определение района действия договора, в частности этот вопрос

обсуждался на второй встрече и неофициальной беседе 28 октября. США выразили

желание включить в сферу действия договора всю западную часть Тихого океана.

Однако конкретного решения так и не было принято; следующей интересующей

темой на переговорах встал вопрос о включении островов Окинава и Огасавара в

зону действия договора. В обмен на согласие США в будущем не возражать по

поводу передачи этих островов под административный контроль Японии, премьер-

министр Н. Киси не возражал против их включения.

В целом первый этап переговоров закончился безрезультатно, это было связано в

первую очередь с борьбой вокруг проекта нового договора внутри ЛДП. Эта борьба

свидетельствовала о полной неподготовленности правящих кругов Японии к

переговорам. К концу 1958 г. в либерально-демократической партии было 13

фракций, из них 8 принадлежали к основной группировке, а 5 - к антиосновной. К

тому же с острой критикой в адрес правительства выступали не только

представители фракций входящих в антиосновную группировку, но и некоторые

лидеры фракций основной группировки.

[35] Так же можно отметить, что во время первого этапа переговоров, очень

жестко на своих позициях стояли Соединенные Штаты и не шли ни на какие уступки.

Основные разногласия вокруг нового договора возникли по следующим вопросам:

1. Включение всего Тихоокеанского района или его части, вопросы

включения островов Окинава и Огасавара в район действия договора.

2. Вопрос присутствия на острове ядерного оружия.

3. Сохранять или нет статью, разрешающую призывать войска США для

подавления внутренних беспорядков.

Во время перерыва с ноября 1958 г. по апрель 1959 г. правительство

предприняло ряд мер, чтобы подготовиться к новому этапу переговоров. Во-

первых, Киси путем давления и некоторых уступок попытался ослабить оппозицию

внутри правящей партии; во-вторых, продолжая неофициальные переговоры с США,

он добивался «смягчения» их позиций по некоторым вопросам; в-третьих,

развернул широкую кампанию по пропаганде в пользу пересмотра договора среди

населения.

США были недовольны временным перерывом в переговорах по пересмотру договора

безопасности. Кроме того, в Вашингтоне были разочарованы тем, что Киси не

только не мог отразить наступление противников пересмотра договора, но даже

не добился единства мнений внутри правящей партии. В тоже время американская

сторона опасалась возможного отпора демократических сил, который мог привезти

к ослаблению позиций не только правительства Киси, но и всего консервативного

лагеря, на который делали ставку США в своей дальневосточной политике. Чтобы

облегчить Киси возможность маневрирования, американское правительство решило

«смягчить» свою позицию по некоторым вопросам, обсуждавшимся на японо-

американских переговорах. На это решение оказали значительное влияние

активизация борьбы японского народа против договора безопасности весной 1959

г, и решение Токийского суда по «делу Сунагава».

После некоторого перерыва переговоры между США и Японией были возобновлены 13

апреля 1959 г, и после 10 официальных встреч были прерваны на «летний

период». В течение этого времени обсуждались следующие вопросы: район

действия договора, о подавлении внутренних беспорядков, предварительные

консультации, административное соглашение.

22 августа возобновились официальные переговоры между Фудзияма и Макартуром.

В течении осени было проведено еще 9 официальных встреч, на которых

обсуждались вопросы, связанные с предварительными консультациями и детали

административного соглашения

По мере переговоров, обеим сторонам пришлось пойти на некоторые уступки: США

пришлось отказаться от требования распространения зоны обороны на западную

часть Тихого океана. Американской стороне, несмотря на возражения Пентагона,

пришлось также согласиться на предварительные консультации, однако положение о

них не были включены в основной текст, а были перенесены в обменную ноту, чем

снижалось его значение, да и формулировка оказалась менее обязывающей, чем

хотелось Токио.[36] Японии

пришлось отказаться в свою очередь от условия создания 300-тысячной японской

армии как предварительного условия пересмотра договора безопасности и

согласиться с более медленными темпами наращивания военного потенциала Японии.

[37]

Так как лидеры правящей партии пытались убедить общественность, что их

основная цель придать новому договору равноправный характер, в проект

договора были внесены некоторые положения, призванные подкрепить эти

утверждения. Было изъято положение старого договора, позволяющее США

принимать участие в подавлении крупных внутренних беспорядков в Японии, и

введены в новый договор статьи о десятилетнем сроке действия, сотрудничестве

в области экономики и культуры и соответствии договора Уставу ООН.

В итоге при всем старании дипломатов Японии добиться возвращения

административных прав на о-в Окинава (что являлось одной из основных причин

пересмотра старого договора) так и не удалось, а также Японская сторона не

получила твердых гарантий против ввоза в страну ядерного оружия. Хотя обе

стороны пошли на некоторые уступки, новый договор принял еще более ярко

выраженный характер военного союза, в котором Япония брала на себя

значительную ответственность за участие в стратегии США на Дальнем Востоке.

19 января 1960 г. в Вашингтоне, был подписан «Договор о взаимном

сотрудничестве и гарантии безопасности между США и Японией». На подписании

американская делегация состояла из четырех человек во главе с госсекретарем

США Гертером, а японская делегация из пяти человек во главе с премьер-

министром Н. Киси. Старое административное соглашение, заключенное на

основании ст. 3 «Договора о гарантии безопасности между Японией и США», было

несколько изменено и получило наименование: «Соглашение относительно средств

обслуживания и территорий, а также о дислокации в Японии войск Соединенных

Штатов, заключенное на основании статьи 6-й договора о взаимном

сотрудничестве и безопасности между США и Японией».

В связи с обменом нотами президент Эйзенхауэр заверил премьер-министра Киси в

специальном письме, что правительство США не имеет никакого намерения

действовать каким-либо образом, противоречащим желаниям японского

правительства, в связи с вопросами, требующими предварительной консультации.

Была так же достигнута договоренность о создании Консультативного комитета

безопасности, который, как сказано в нотах, «в случае необходимости мог бы быть

использован для подобных консультаций между правительствами».

[38]

Как сам процесс подготовки договора, так и подписание его, сопровождались

крупными выступлениями противников, как внутри правительства, известны случаи

сидячих забастовок, так и среди японского народа. Во время приезда в Токио

пресс-секретаря Белого дома Дж. Хэгэрти, для организации визита Эйзенхауэра в

Японию. Толпа в 10 тыс. человек перехватила его автомобиль в аэропорту, и ему

пришлось вместе с послом США выбираться из толпы на вертолете. 16 июня 1960 г.

Киси обратился к американцам с просьбой отложить визит Эйзенхауэра. 19 июня

договор между США и Японией вступил в силу. 15 июля Киси вышел в отставку.

Фанатик-националист, увидевший в договоре с США измену национальным интересам,

нанес Киси пять ножевых ранений.[39]

Острота внутренней борьбы в Японии вокруг договора безопасности 1960 г.,

приведшая к отмене визита Эйзенхауэра и отставке Киси, была для американцев

неожиданной. Бытовавшее в США представление о «неизбежной гармонии» интересов

двух стран, казалось, было поколеблено. Известный американский специалист по

Японии Э. Рейшауэр выступил в журнале «Форин афферс» со статьей о том, что

диалог между США и Японией прерван. Для его восстановления США нужно относиться

к Японии более внимательно и учитывать то обстоятельство, что у Японии имеется

собственный реестр национальных интересов. Вскоре после публикации этой статьи

Э. Рейшауэр был назначен послом в Японию. Это было явным свидетельством того,

что в Вашингтоне начала 60-х годов стали предавать большее значение Японии и

укреплению связей с ней.[40]

Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности.

Договор заключенный 19 января 1960 г. состоял из 10-ти статей.

По статье 1 стороны обязуются решать все международные споры мирным

путём как это предусмотрено уставом Организации Объединенных Наций, также

стороны обязуются всячески стремиться к укреплению Организации Объединенных

Наций.

Статья 2 определяет намерение сторон содействовать дальнейшему развитию

мирных и дружественных международных отношений, укреплять экономические

взаимоотношения. Данная статья договора играла важную роль, на протяжении всего

послевоенного времени США являлся важным рынком сбыта японской продукции, а так

же поставщика сырья, топлива, продовольствия, новейших технологий и т.д.

Статья 3 гласила: «Стороны, индивидуально и в сотрудничестве друг с

другом посредством непрерывной и эффективной самопомощи и взаимной помощи будут

поддерживать и развивать в соответствии со своими конституционными положениями

свои возможности оказания сопротивления вооруженному нападению».

Из этого следует, что Япония брала на себя обязательство наращивать свой

вооруженный потенциал. При этом в статье делалась ссылка на соответствие

конституционным положениям, которые запрещают Японии иметь военный потенциал,

но разрешают по Закону о силах самообороны содержать ограниченный контингент

подразделений, предназначенный исключительно для самообороны страны.

Указанная статья шла значительно дальше аналогичной статьи договора

безопасности 1951 г., в которой говорилось: «Соединенные Штаты Америки.

ожидают, что сама Япония будет все в большей мере принимать на себя

ответственность за собственную оборону против прямой и косвенной агрессии».

Прямого обязательства вооружаться Япония по прежнему договору не брала.

По статье 4 страны договаривались, время от времени или по просьбе одной

из сторон консультироваться между собой, если окажется под угрозой безопасность

Японии или международный мир и безопасность на Дальнем Востоке.

Основой нового договора послужила статья 5 в отличие от старого

договора, где основой была статья 1, по которой Япония лишь предоставляла в

распоряжение США базы и разрешала американским войскам пребывание на своей

территории, новая обязывала Японию участвовать, хотя и в ограниченной степени,

в военно-политической стратегии США на Дальнем Востоке.

Статья гласила: «Каждая сторона признает, что любое нападение на одну из

сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасно для

её собственного мира и безопасности, и заявляет, что она предпримет действия

для отражения общей опасности в соответствии со своими конституционными

положениями и процедурами.

О любом таком вооруженном нападении и обо всех мерах, принятых в результате

этого нападения, будет немедленно доведено до сведения Совета Безопасности

Организации Объединенных Нации в соответствии с положением ст. 51 Устава.

Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры,

необходимые для восстановления и поддержания международного мира и

безопасности».

Фактически и старый договор предусматривал сотрудничество Японии и США в

военной области, что обусловливалось 26 статьей административного соглашения.

В ней говорилось: «В случае возникновения враждебных действий или неминуемой

угрозы возникновения враждебных действий в районе Японии правительства

Соединенных Штатов и Японии проведут немедленное совещание с целью принятия

необходимых совместных мер по обороне этого района и проведения в жизнь

положений статьи 1 договора безопасности». Однако, если по прежнему

административному соглашению обязанность Японии сотрудничать с США сводилась

к консультациям, то ст. 5 нового договора возлагает на нее обязанность

воевать на стороне США.

Именно эта статья давала основания многочисленным японским и иностранным

обозревателям, общественным деятелям, политикам и ученым говорить, что её

содержание может вовлечь Японию в опасные военные операции на Дальнем Востоке.

Да, теоретически такая возможность существовала. Фактически же, оппоненты

договора не принимали во внимание положения статьи о том, что эти совместные

действия должны соответствовать конституционным положениям Японии. А они как

раз категорически запрещают её вооруженным силам участвовать в операциях

коллективной обороны. 40-летняя история существования договора подтвердила

строгую приверженность Токио конституционным запретам, поэтому силы самообороны

ни одного раза не участвовали в подобных коллективных операциях ни на японских

островах, ни за их пределами.[41]

Сторонники данной статьи, пытаясь опровергнуть заявление оппозиции о том, что

ст. 5 нового договора может вовлечь страну в войну между США и третьим

государством, приводили следующие доводы:

1. Зона действия договора определяется как «территории,

находящиеся под управлением Японии», а поэтому в случае нападения противника

на территорию Соединенных Штатов Япония не должна вступать в войну;

2. Положения договора могут быть применяемы на практике

только в случае вооруженного нападения извне и следовательно, не может быть

речи о так называемом превентивном наступлении;

3. О вооруженном нападении, а также обо всех мерах,

принятых в результате этого нападения, должно быть немедленно сообщено Совету

Безопасности в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Оппоненты в свою очередь приводили свои аргументы. Так, видный политический

деятель самой правящей партии Т. Уцуномия в своей, получившей широкий отклик

статье «0ткровенное высказывание депутата парламента либерально-демократической

партии» подчеркивает, что ст. 5 представляет серьезную опасность, так как она

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты