Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

С момента начала оккупации и до момента её окончания, после подписания

Сан-францисского мирного договора, Япония, переживая травму поражения в войне и

жесткий экономический кризис, находилась практически в полном подчинении у

Вашингтона. Собственной внешней политики она не имела, а её фактически

единственным партнёром были Соединённые Штаты Америки в лице командующего

оккупационной армии Макартура. В соответствии с директивами союзных

оккупационных держав, все дипломатические представительства в Японии и за

границей были закрыты, а МИД имел право осуществлять лишь незначительные

технические функции. Главной задачей, стоявшей в этот период перед японской

дипломатией, было прекращение оккупации и подписание мирного договора с США и

его союзниками по коалиции.[7]

Оккупацию Японии можно разделить на два периода:

первый – с момента капитуляции до 1947 г. В этот период целью политики

США в Японии была демократизация и демилитаризация. Для достижения своей цели

правительство США провело ряд реформ. Одним из наиболее важных моментов стало

утверждение новой Конституции, которая на тот момент являлась самой

демократической в мире. Группе офицеров американских войск было приказано

«превратиться в томасов джефферсонов» и разработать японскую конституцию в трех

недельный срок, ко дню рождения Дж. Вашингтона. Макартур дал лишь четыре

предписания: император остается, феодализм отменяется, гражданские права

обеспечиваются, демилитаризация закрепляется. Ещё в период подготовки, проект

мирной конституции бурно обсуждался в СМИ, как Японии, так и США. Критиками

новой Конституции выступали КПЯ и представители Советского Союза. Наиболее

остро стояли вопросы относительно политической системы, места императора в

управлении страной. Коммунисты требовали четко определить права рабочих и

крестьян. Предлагалось также передать проект Конституции на всенародное

обсуждение.

Однако в октябре 1946 г. с незначительными изменениями проект конституции был

утвержден обеими палатами и вступил в силу 3 мая 1947 г.

[8]

Важным нововведением явилось положение статьи 9, об отказе Японии от войны

как средства решения международных споров и запрещение Японии иметь свои

вооруженные силы.

Для наказания тех, кто вверг Японию в войну, проводились чистки. Однако чистка

была поручена японскому правительству и проводилась довольно мягко и

либерально. Из подвергшихся проверке 660 тыс. чиновников были изгнаны с работы

менее 7 тыс. человек.[9]

Был проведен ряд реформ, которые в основном проводились по линии

дефеодализации и демилитаризации. Принята репарационная программа.

В эти годы Япония неузнаваемо изменилась, страна полностью разоружена и

демилитаризована, подвергнута глубокой демократизации в экономической,

политической, социальной и духовной сферах.

Второй период- с 1948 г. до подписания в 1951 г. Сан-францисского мирного

договора, получил название «обратного курса». Основной причиной «поворота» в

оккупационной политике США стало поражение гоминдановского режима Чан Кайши,

перед напором коммунистических сил Китая, поддержанных Советским Союзом.

[10] Смена курса связана также с осуществлением первой глобальной доктрины –

«сдерживания коммунизма», провозглашенной президентом Трумэном в середине 1947

г. К причинам «поворота» можно отнести также начало войны в Корее.

[11]

Соединенным Штатам нужен был новый союзник на Дальнем Востоке. Как никто лучше

на эту роль подходила Япония. Начались переговоры. Была остановлена

репарационная программа. Цель правительства США восстановить японскую

промышленность. В Японию устремились американские инвестиционные капиталы. Было

принято решение восстанавливать промышленный сектор за исключением производств,

связанных с военной отраслью. Восстановление японской экономики было крайне

медленно, до 1949 года оно шло в основном по линии правительственных субсидий

крупным монополиям и американской помощи.

[12]

Используя военно-оккупационный контроль, американское правительство имело

возможность определять японскую внешнеторговую, денежно-кредитную и

инвестиционную политику. Выдвинув лозунг развития Японии по пути

самостоятельной экономики, США стремились приспособить японскую экономику к

исполнению своих военных заказов, использовать страну в качестве баз снабжения

американских вооруженных сил на Дальнем Востоке. Более дальние стратегические

цели США состояли в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для

американских капиталовложений в японской экономике и в после оккупационный

период.[13]

В июне 1950 г. Японию посетил советник госсекретаря США А. Даллес, который на

встречах с руководителями японского правительства подчеркивал «необходимость

ремилитаризации Японии». Впервые после окончания войны высокопоставленный

чиновник США высказался в таком плане. В июле 1950 г. по директиве штаба

оккупационных войск США в Японии началось формирование «резервного полицейского

корпуса» (кэйсацу ёбитай) в составе 75 тыс. человек, ставшего в будущем базой

для возрождения вооруженных сил Японии.

[14]

Японское правительство в целом поддерживало эту идею, однако было много

сторонников того, что экономический потенциал страны еще недостаточно силен и

что не пришло время для осуществления подобных планов. В результате было

принято решение заключить военно-политический союз с США и наращивать

вооруженные силы «в ограниченных масштабах». Причем важное внимание уделялось

обоснованию «конституционности» создаваемых вооруженных сил.

В период с 1951 по 1954 г. между США и Японией был заключен ряд договоров,

которые обозначили конец оккупационного периода и официально оформили военно-

политический союз между США и Японией.

Важнейшими договорами в этот период стали Сан-францисский мирный договор и

Договор о гарантии безопасности. Именно эти два документа предопределили

дальнейшие взаимоотношения этих двух стран.

Подготовка американскими дипломатами мирного договора с Японией[15].

Начиная с 1949 г., началом холодной войны, американское правительство берет

курс на создание военных блоков, сначала в Европе, а затем и в Азии. На

Дальнем Востоке, с разгромом гоминдановцев в Китае, роль основной базы и

главного союзника Соединенных Штатов перешла к Японии.

Однако американское правительство полагало, что оккупированная Япония не может

по-настоящему и полноценно исполнить эту роль. Оно считало более приемлемым

предоставить ей, ограниченную в военно-политическом плане, независимость и дать

возможность стать добровольным союзником США на Дальнем Востоке.

[16] Для этого необходимо было как можно скорее заключить мирный договор.

Исходя из этих соображений, Соединенные Штаты примерно с середины 1949 г.

начали подготовку мирного договора, которая пошла особенно быстрыми темпами

после начала войны в Корее и провозглашения курса на ремилитаризацию Японии.

Официальное заявление о намерении заключить мирный договор, последовало осенью

1949 г., после встречи (13-17 сентября) госсекретаря США Д. Ачесона с

английским министром иностранных дел Э. Бэвином. В совместном заявлении они

указали, что США и Англия пришли к единому мнению о необходимости в кратчайший

срок приступить к подготовке мирного договора с Японией. Обе страны были готовы

обсуждать проект и в том случае, если Советский Союз не примет в нём участия. 1

декабря 1949 г. государственный департамент США сообщил, что в Лондоне и

Вашингтоне уже идет обсуждение проекта мирного договора с Японией.

[17]

Летом 1950 г. вопрос о мирном договоре перешел в стадию конкретной разработки,

которой руководил видный деятель республиканской партии, советник

госдепартамента Джон Фостер Даллес. В середине июня 1950 г. Даллес посетил

Японию, где вел переговоры с премьер-министром Японии Ёсида, обсуждал этот

вопрос с Макартуром, а также с находившимся в то время в Токио министром

обороны США Джонсоном и председателем комитета начальников штабов США генералом

Брэдли. В заявлении об итогах поездки 1 июля 1950 г. Даллес открыто призвал к

подготовке мирного договора с Японией.

[18]

Вопрос о договоре с Японией обсуждался во время переговоров Трумэна и

Макартура на острове Уэйк в октябре 1950 г. В этой беседе, были определены

общие положения мирного договора. Решено, что в случае отказа СССР и Китая

принять участие в подписании мирного договора, конференция все равно должна

состояться. Было принято решение, во что бы то ни стало оставить американские

войска на территории Японии ещё на несколько лет.

Разработанные госдепартаментом общие принципы договора с Японией в виде

специального меморандума, правительством США в октябре 1950 г. были разосланы

странам – членам Дальневосточной комиссии. В меморандуме указывалось, что

участниками договора должны быть все нации, находящиеся в состоянии войны с

Японией. Относительно территориальных вопросов, в меморандуме говорилось, что

«Япония а) признает независимость Кореи; б) согласится на опеку ООН, с США в

качестве управляющей власти над островами Рюкю и Бонин и в) примет будущее

решение Соединенного Королевства, СССР, Китая и США в отношении статуса

Формозы, Пескадорских островов, Южного Сахалина и Курильских островов». В

случае если никакого решения не будет принято в течение одного года с момента

вступления договора в силу, решать будет Генеральная Ассамблея. Будет

провозглашено об отказе Японии от специальных прав и интересов в Китае.

Предусматривалось так же, что Япония будет принята в ООН. Меморандум

подчеркивал сохранение за США контроля над Японией. В нем отмечалось, что до

взятия на себя ООН эффективной ответственности «.будет продолжаться совместная

ответственность японских органов и американских, а возможно, и других войск за

поддержание международного мира и безопасности в районе Японии».

[19]

Данный проект мирного договора вызвал недовольства ряда стран, прежде всего

СССР и Китая. В частности территориальный вопрос, почему ставился под вопрос

статус Южного Сахалина и Курил, которые и так по решению Ялтинской

конференции оставались за Советским Союзом. Не рассматривался вопрос о

передаче Тайваня и Пэнхуледао Китаю. Все претензии были размещены в «памятной

записке», которую 20 ноября 1950 г. Я. А. Малик передал Даллесу. В ответной

записке большинство поставленных вопросов были оставлены без ответа.

По поручению Трумэна Даллес совершил поездку в Японию, на Филиппины, в Австралию

и Новую Зеландию. 25 января 1951 г. Даллес прибыл в Токио, где трижды

встречался с премьером Ёсида. 2 февраля было предано гласности коммюнике о

единстве мнений двух сторон. Даллес заявил в связи с опубликованием коммюнике:

«После подписания договора в целях защиты, не имеющей вооруженных сил Японии,

между Японией и США будет заключено временное соглашение об обеспечении

безопасности. В связи с этим изучается вопрос о заключении соответствующих

соглашений об обеспечении региональной или коллективной безопасности». Японское

правительство приветствует американское предложение о том, что, «если Япония

пожелает, правительство США рассмотрит вопрос о сохранении американских

вооруженных сил в Японии и окружающих её районах».

[20]

29 марта 1951 г. правительство США разослало свой проект мирного договора с

Японией членам Дальневосточной комиссии. Новый проект отличался только тем,

что Япония обязывалась возвратить СССР южную часть Сахалина и Курильские

острова, в отношении Китая положения остались неизменными.

Однако это могло устроить КНР и СССР. 7 мая 1951 г. Советское правительство

отправило в США и Англию «Замечания по поводу проекта США мирного договора с

Японией». В «Замечаниях», прежде всего, отмечался сепаративный характер

подготовки мирного договора, недопустимость отстранения СССР, КНР и других

стран от подготовки мирного договора, стремление навязать Японии в порядке

диктата угодные правительству США условия договора. Против изъятия из под

суверенитета Японии островов Рюкю и Бонин. За передачу островов Пэнхуледао и

Тайваня Китаю и вывод американских войск из Японии. В ответ правительство США

отправило ноту, в которой отвергла предложения СССР.

12 июля 1951 г. от имени США и Англии был опубликован «Проект мирного договора с

Японией». 20 июля американский и английский послы в Москве Керк и Келли

посетили А. А. Громыко передав ему проект договора и приглашение на

конференцию. В совместной ноте, врученной послами, подчеркивалось, что 13

августа будет разослан окончательный проект мирного договора, и сообщалось, что

4 сентября 1951 г. созывается конференция для подписания мирного договора. СССР

приглашался принять в ней участие. Керк при этом сделал заявление, о том, что

правительство США встало на путь подготовки мирного договора в целях

быстрейшего урегулирования послевоенных проблем. Оба правительства вели

подготовку договора в течение десяти месяцев, поэтому и конференция, будет

созвана не для выработки договора, а лишь для того, чтобы подписать

англо-американский проект договора.

[21]

Подписание Сан-францисского мирного договора и Договора о гарантии безопасности.

4 сентября 1951 г. в Сан-францисско в здании Опера-хауз открылась конференция

по заключению «мирного договора» с Японией. В ней приняли участие

представители 52 стран, то есть значительно больше, чем на Версальской мирной

конференции 1919 г. и Парижской мирной конференции 1946 г. Соединенные Штаты

односторонне определили состав участников конференции, исключив из их числа

КНР, КНДР, МНР и ДРВ. В конференции отказались участвовать такие крупные

азиатские государства, как Индия и Бирма, являвшиеся жертвами японской

агрессии. Но были приглашены многие не азиатские страны, не воевавшие против

Японии, все латиноамериканские страны, мелкие европейские государства:

Греция, Люксембург и др.

В соответствии с правилами проведения международных конференций, Соединенными

Штатами были разработаны правила проведения процедуры. Перед открытием данные

правила, а также сам проект договора были предоставлены на специально

созванном совещании из представителей 11 государств. В его состав вошли: США,

Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Пакистан, Цейлон,

Нидерланды, Индонезия. Очевидно, что состав делегации был отобран не случайно

и удивительно, что в него не вошли такие страны как Советский Союз или Китай,

то есть те страны, для которых это было бы гораздо важнее, чем например

Нидерландам или Пакистану.

На совещании, после двухчасового (!) обсуждения, правила процедуры были

одобрены. Председателем конференции был избран государственный секретарь США

Д. Ачесон. Естественно, что данные правила вызвали бурю недовольств у

представителей СССР, их поддержали представители Польши и Чехословакии. И

действительно, правила процедуры предусматривали существенные ограничения

возможности обсуждения проекта договора.

Уже по ст. 1 США узурпировали права других участников определять и

устанавливать правила проведения мирной конференции. Статья гласила:

«Конференция состоится, и будет протекать согласно условиям приглашения,

исходящего от правительства США.» В ст. 17 была сформулирована краткая

программа работы конференции, которая сводилась к чисто процедурным вопросам,

заранее отвергалось обсуждение по существу предложенного проекта мирного

договора. Ст. 9 правил процедуры устанавливала жесткие рамки для

участвовавших. «Прерогативы участников конференции, - говорилось в ней, -

ограничиваются нижеследующим: «право присутствовать на всех заседаниях

конференции, право устного заявления на них, в пределах предусмотренных

правилами процедуры и решениями конференций, а также право голоса в рамках

установленных здесь ограничений.»

В ст. 18 устанавливались пределы выступления, не более одного часа. Далее

говорилось: «после того, как какая либо делегация сделала такое заявление,

этой делегации не предоставят больше слова, по данному вопросу до тех пор,

пока всем другим делегациям не будет предоставлена возможность сделать свои

заявления». В таких условиях, не могло быть и речи о каком либо деловом

обсуждении проекта договора.

Срок работы конференции, устанавливался в пять дней, физически не давая

возможности выступить даже большинству делегатов, поскольку из этих пяти дней

первый день должен был уйти на церемонию открытия конференции, а последний –

на подписание мирного договора. Столь короткий срок американские власти

оправдывали просьбой дирекции оперного театра освободить зал к 9 сентября,

для того чтобы подготовить его к новому театральному сезону. (!)

Председатель конференции избирался на все время её работы и был наделён

большими полномочиями. Ст. 20 заявляла, что решение председателя обсуждению

не подлежит и могут быть обжалованы только большинством делегатов (наверное

для этого Соединённые Штаты пригласили столько стран). По ст. 19 ни один

делегат не мог выступить без предварительного предоставления ему слова

председателем. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Сан-

францисская конференция представляла собой лишь церемонию подписания

американского проекта договора.

Газета «Нью-Иорк таймс», комментируя правила процедуры, писала: «Эти правила

основаны на той предпосылке, что делегаты приглашены на конференцию, голосовать

за или против проекта договора в таком виде, в каком он есть, а не вносить в

него поправки».[22]

4 сентября конференцию открыл вступительной речью президент США Трумэн. Он

заявил, что Сан-францисский договор является договором «примирения», что Япония

под руководством Макартура и Риджуэя полностью демократизирована. Тем не менее,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты