Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

военные, экономические и другие вопросы двухсторонних отношений, а так же

различных аспектов международного сообщества».

[109]

Президент США Бил Клинтон в свою очередь заявил: «Основная цель моего пребывания

в Японии заключается в том, чтобы расширить партнерство между нашими странами

сложившееся за последние 50 лет, и укрепить наш союз с тем, чтобы он отвечал

новым требованиям. Наш союз – ключ к установлению стабильности в зоне Тихого

океана, особенно во время кардинальных изменений в регионе. Декларация

безопасности, которую премьер-министр и я только что подписали, является

результатом более чем тяжелого годового труда и тщательных исследований. Этот

труд укрепил наш союз на 21 столетие. Соединенные Штаты сохранят свой

контингент войск в Японии примерно на нынешнем уровне. Мы углубим наше

сотрудничество с японскими силами самообороны».

[110]

При всем красноречии лидеров обеих стран, существовали более объективные

причины подписания Совместной декларации, о которых говорилось ранее. Среди

них можно выделить: обострение ситуации в АТР, брожение в японском обществе

относительно сохранения союза, подогреваемое антиамериканскими выступлениями

жителей Окинавы, стремление обоих правительств укрепить союз.

Однако оценка новых японо-американских документов в самой Японии и в мире,

особенно в странах СВА имела неоднозначный характер. Так в ряде государств,

например в КНР, КНДР, Вьетнаме, Республике Корея они были охарактеризованы

как представляющие потенциальную угрозу их безопасности. В самой Японии

оппоненты новых документов, в частности КПЯ, СДПЯ, указывают на то, что

декларация разрушает конституционное вето по «коллективной обороне».

Один из российских исследователей Б. Славинский утверждает, что Декларация носит

чисто антикитайскую направленность, она показывает стремление США усилить

собственные позиции в АТР, взять руководство над развитием событий в мире. В

своей статье он пишет: «Мне кажется, что совместная декларация вызвала к жизни

реакцию, не содействующую в конечном итоге делу обеспечения безопасности.

Достаточно, в частности, напомнить о подписании Б. Н. Ельциным и Цзян Цзэминем

Декларации о своем видении нового мирового порядка и о «стратегическом

партнерстве» России и КНР. При этом президент России – продолжает Славинский, -

сделал следующее многозначительное заявление: «Некоторые стремятся сделать мир

однополярным, но мы оба хотим, чтобы он был многополярным с несколькими

центрами силы, образующими фундамент нового мирового порядка».

[111]Пожалуй, с данным высказыванием трудно не согласиться.

Китайское правительство рассматривало подписание Декларации как стремление США и

Японии изолировать страну. Взгляды китайцев были вызваны временем проведения

подписания – всего через месяц после Тайваньского кризиса, хотя на самом деле

дата совпала случайно, по крайней мере, так заявляет тогдашний министр обороны

США У. Перри.[112]

В подписанной Совместной декларации особо подчеркивалась важность

«сотрудничества обеих стран в поддержке ООН и других международных

организаций путем участия в операциях по поддержанию мира и оказанию

гуманитарной помощи». Одновременно было отмечено, что «оба правительства

провели интенсивный обмен мнениями по проблемам развития ситуации в сфере

политики и безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе и по различным

аспектам отношений между США и Японией в сфере безопасности». Было также

подчеркнуто, что «японо-американские отношения в сфере безопасности,

основанные на Договоре безопасности между двумя странами, остаются основой

для достижения общих целей обеспечения безопасности и сохранения стабильности

и процветания в АТР накануне XXI века».

Хотя японское правительство неоднократно заявляло, что военное взаимодействие

Японии с США будет ограничиваться территорией страны, упоминание АТР в

контексте военно-политических отношений между двумя странами можно расценить

как явный отход от данной позиции. Это было подтверждено заявлением

генерального секретаря кабинета министров Японии С.Кадзиямы, который в августе

1997 г. указал, что «сфера действия японо-американского Договора безопасности

распространяется на Дальний Восток, имея в виду район к северу от Филиппин,

куда входят и Тайвань, и Корейский полуостров»

[113].

Это и подобные ему заявления японских официальных лиц о возможности расширения

сферы военной ответственности Японии на Корейский полуостров и Тайваньский

пролив вызывали весьма резкую реакцию со стороны Китая, который обвиняет Японию

в возрождении милитаризма и проведении политики «двух Китаев». Как отметил

заместитель директора китайского Института международных отношений У. Цин,

«распространение военной роли Японии на АТР неизбежно вызовет рост серьезной

озабоченности у соседей Японии, особенно у тех, кто был жертвой японской

агрессии в прошлом. Некоторые считают, что усилия США направлены на сдерживание

Японии. Но зачем сдерживать Японию с помощью изменения оборонительного

характера японо-американского военного союза и расширения сферы военного

влияния Японии? Вряд ли это можно оправдать».

[114]

Настороженно к планам УНО отнеслись и южнокорейские средства массовой

информации, расценившие американо-японскую Декларацию 1996 г. как документ,

способный стать основанием для «еще одной японской оккупации Китая и Кореи».

Совместная декларация представляла собой соглашение о намерениях, она не

определяла конкретного комплекса вопросов, которые должны решать вооруженные

силы обеих сторон в ходе боевых действий, для этого нужен был специальный

механизм. Именно таким механизмом должны были стать новые «Руководящие

принципы японо-американского сотрудничества в вопросах обороны», которые

заменили бы уже устаревшие «Руководящие принципы 1978 г.». Об этом, кстати, и

было оговорено в Совместной декларации.

Принятие Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области

обороны.

Работа над пересмотром Руководящих принципов, проводилась и в Токио, и в

Вашингтоне в течение шестнадцати месяцев.

В июне 1996 г. возобновил свою работу японо-американский Подкомитет

оборонного сотрудничества, созданный ранее в интересах пересмотра Руководящих

принципов на основе Основных направлений программы национальной обороны

Японии, принятой в ноябре 1995 г. и американо-японской Совместной декларации.

В июле 1997 г. Подкомитет подготовил промежуточный отчет о проделанной работе, в

котором были изложены основные положения пересматриваемых Руководящих

принципов. Затем японский и американский представители Подкомитета посетили

Китай и Южную Корею, чтобы детально разъяснить позицию государств-союзников.

Визиты эти были вызваны в первую очередь серьезной озабоченностью Пекина

значительным расширением совместных функций Японии и США в рамках оборонного

сотрудничества, которое, в отличие от своего аналога, зафиксированного

Руководящими принципами 1978 г., распространялось на весь регион Восточной

Азии. Оба эмиссара пытались убедить китайскую сторону в том, что новые

Руководящие принципы не нацелены против каких-либо стран.

[115]

23 сентября 1997 г. пересмотренный вариант Руководящих принципов японо-

американского сотрудничества в области обороны был одобрен в Нью-Йорке японо-

американским Консультативным комитетом по безопасности, в состав которого

входили министр иностранных дел Японии К.Обути, начальник Управления

национальной обороны Ф.Кюма, государственный секретарь США М.Олбрайт и

министр обороны США У.Коэн.

Японо-американские руководящие принципы состоят из 7 разделов:[116]

1. Цели Руководящих принципов определены следующим образом:

«.Создание солидного фундамента для более эффективного и надежного американо-

японского сотрудничества в нормальных условиях обстановки, на случай

внезапного вооруженного нападения на Японию, а также резкого изменения

обстановки в районах, окружающих Японию. Руководящие принципы определяют

общие рамки и концепцию ролей миссий обеих государств, равно как и пути

сотрудничества и координации, как в нормальных условиях обстановки, так и в

период её обострения».

2. Основные предпосылки и принципы.

Выделим наиболее важные принципы:

«Права и обязанности по Договору о взаимном сотрудничестве и безопасности

между США и Японией остаются неизменными».

Япония осуществляет все свои действия в рамках Конституции, а так же

ориентируясь исключительно на оборону и три неядерных принципа.

Все действия подписантов должны соответствовать международному праву и Уставу

ООН.

3. Сотрудничество в нормальных условиях.

В нормальных условиях каждое правительство обязывалось поддерживать

собственный оборонный потенциал, Япония – в соответствии с «Основными

направлениями»(1995 г.), а Соединенные Штаты поддерживать потенциал ядерного

сдерживания и силы передового базирования в АТР. «Оба правительства, в

соответствии со своими курсами, в нормальных обстоятельствах поддерживают

тесное сотрудничество по обороне Японии, а так же в создании более стабильной

международной окружающей атмосферы».

Оба правительства в нормальных условиях пообещали укреплять сотрудничество в

различных сферах, таких как:

а) Обмен информацией и проведение политических консультаций;

б) Сотрудничество в сфере безопасности, в частности, создание стабильности

как в АТР, так и во всем мире, способствовать разоружению, участвовать в

миротворческих операциях ООН, оказывать помощь в крупномасштабных стихийных

бедствиях.

в) Заниматься совместным планированием действий на случай возможного

нападения на Японию, или обострения ситуаций в окружающих её районах.

4. Действия на случай вооруженного нападения на Японию.

«Когда вооруженное нападение на Японию считается неизбежным, оба

правительства предпринимают шаги для предотвращения дальнейшего обострения

ситуации и делают необходимые приготовления к обороне Японии. В случае

свершения вооруженного нападения на Японию, оба правительства предпринимают

соответствующие взаимные действия для его отражения на возможно ранней

стадии». Далее предусматривается два варианта:

а) При неотвратимости вооруженного нападения на Японию.

Оба правительства будут вести интенсивный обмен информацией, проводить

консультации, совместно наращивать сбор разведывательных данных, проводить

наблюдения, предпринимать попытки, включая дипломатические усилия, для

недопущения дальнейшего обострения обстановки, готовиться к обороне и

разрабатывать меры противостояния.

б) Когда вооруженное нападение на Японию свершилось.

В этом случае на Японию возлагается прямая ответственность за реализацию всех

необходимых мер с целью скорейшего отражения вооруженного нападения. На США –

предоставление соответствующей помощи Японии. Такое сотрудничество может

варьироваться в зависимости от масштабов, типа, фазы и других факторов

вооруженного нападения. При проведении совместных операций, войска США и силы

самообороны Японии должны действовать скоординировано, своевременно и

эффективно. Соединенные Штаты своевременно направляют войска усиления, а

Япония создает базу и готовит условия для их приема и размещения.

Далее излагаются концепции операций:

- по отражению воздушного нападения на Японию;

- по отражению вторжения на территорию Японии морских и воздушно-десантных сил;

-ответственность за нейтрализацию других видов угроз.

Подробно излагаются требования к операциям по линиям:

- управление командования и контроля;

- двустороннего координационного механизма;

- связи и РЭБ;

- разведывательной деятельности;

- мероприятий по тыловому обеспечению, включающие все виды снабжения войск

США, транспорт, ремонт и эксплуатацию, предоставление медицинского

обслуживания и других услуг.

5. Сотрудничество в период возникновения таких ситуаций в районе,

окружающем Японию, которые могут оказать серьезное влияние на мир и

безопасность Японии (ситуации в районах, окружающих Японию).

Предполагаются два варианта:

1) Когда ожидается возникновение напряженной обстановки в

районах, окружающих Японию. В данной ситуации оба правительства проводят

совместные консультации, обмен информацией, ведут разведку, прилагают усилия

для предотвращения дальнейшего обострения обстановки.

2) Реагирование на напряженную ситуацию в районах, окружающих

Японию. Действия в данной ситуации подробно излагаются в специальном приложении

к Руководящим принципам «Функции, области и объекты сотрудничества в

напряженных ситуациях вокруг Японии».

Выделяются следующие функции и области:

1. Кооперация действий по инициативе одного из правительств.

а) деятельность по оказанию помощи и работа с беженцами;

б) поиск и спасение;

в) операции по эвакуации некомбатантов;

г) деятельность по обеспечению эффективности экономических санкций для

поддержания международного мира и стабильности;

2.Поддержка Японией деятельности войск США.

а) использование объектов. То есть предоставление японской территории,

объектов сил самообороны, гражданских аэропортов и портов;

б) оказание поддержки в тыловом районе. Предоставление продовольствия,

оборудования, ГСМ и т.д.

3. Оперативная кооперация США и Японии.

а) разведка;

б) траление мин;

в) контроль над морским и воздушным пространством.

6. Двусторонние программы для повышения эффективного сотрудничества в

соответствии с Руководящими принципами.

Для повышения эффективности взаимного сотрудничества, предполагалось создать

два механизма:

а) двусторонняя работа по планированию и созданию общих стандартов и процедур.

- двустороннее оборонное планирование и взаимное кооперативное планирование;

- разработка общих стандартов для подготовительной работы;

- создание общих процедур;

б) двусторонний координационный механизм.

7. Своевременный и соответствующий пересмотр руководящих принципов.

В данном разделе говорится: «Оба правительства своевременно и надлежащим

образом будут пересматривать Руководящие принципы в случаях, когда произойдет

изменение ситуаций, которые могут оказать влияние на американо-японские

отношения безопасности и когда это будет признанно необходимым в связи с

определенными обстоятельствами будущего».

Как и все предыдущие документы, Руководящие принципы получили негативную

оценку со стороны Китая, КНДР которые видели в них угрозу своей безопасности.

Таким образом, можно сказать, что все подписанные между Токио и Вашингтоном

документы имели цель - укрепить японо-американский союз, сделать его более

приспособленным к новым международным условиям. США преследовали также цель не

допустить преобладающего влияния Китая в регионе. Это вызвало неоднозначные

реакции в соседних странах, прежде всего Китае и КНДР, но были и те, кто по

достоинству оценил японо-американскую систему безопасности, к их числу можно

отнести и Россию.[117]Однако

укрепление дипотношений между Японией и США не решило их внутренних проблем,

прежде всего внешнеторговых и социальных, которые продолжают беспокоить обе

стороны и по сей день.

Проблема Окинавы.

Еще одну давно назревшую проблему, которую попытались решить политики Японии

и США - это вопрос с Окинавой.

Окинава - наиболее крупный остров в группе островов того же названия,

входящих в состав одноименной префектуры Японии. Площадь острова – более 1200

квадратных километров, а всей префектуры- 2276 квадратных километров. Главный

город острова и префектуры – Наха, от Токио его отделяет 1600 км. После

поражения Японии во второй мировой войне острова Окинава с 1945 г. вплоть до

момента их возвращения под японскую юрисдикцию в 1972 г. находились под

административным контролем США. Сегодня Окинава – самая бедная и экономически

слаборазвитая префектура Японии.

На территории этого острова находится более половины американских войск и баз.

Присутствие американских войск приносит местным жителям массу неудобств,

во-первых, это рёв самолетов, 11 населенных пунктов находятся в

непосредственной близости с американскими аэродромами, при полетах американских

самолетов происходит много катастроф. Так, со времени возвращения островов

Японии в 1972 г. по декабрь 1997 г. произошло 36 падений самолетов, одно

столкновение в воздухе, 25 случаев падения деталей, 49 незапланированных

посадок, один случай совершения ошибки при сбросе бомбы и др. – всего 130

авиапроисшествий.[118]При

тренировочных прыжках с парашютом бывали случаи приземления американских солдат

на возделываемые земли и жилые дома. Жителей не устраивали периодические боевые

учения, проходящие на острове. Нельзя не упомянуть также проблему загрязнения

моря, рек и земельных участков из-за последствий военных учений и строительных

работ на базах. Но больше всего японцев возмущает поведение американских

военнослужащих, их преступления. Так их число, по официальным данным, составило

за период с 1972-го по 1996 год 4823 случая. Из них 514 тяжких преступлений, в

которых было замешано 652 человека.

[119] Наибольшее возмущение среди общественности, вылившееся в массовые

протесты, вызвал инцидент с изнасилованием тремя американскими офицерами

12-летней девочки-школьницы. Подозреваемые были задержаны полицией префектуры,

но дело не дошло ни до возбуждения уголовного дела, ни до лишения свободы. В

соответствии с «Соглашением о статусе американских войск на территории Японии»

даже если преступление кого-то из них выходит за рамки административного,

японская сторона имеет право только возбудить уголовное дело, а затем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты