Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае, так и Голландия в

Индонезии не сможет восстановить прежнее положе­ние, опираясь лишь на

собственные силы, которые в связи с вой­ной в Европе почти полностью иссякли, в

результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало в качестве

конеч­ной цели восстановление на индонезийских островах власти преж­них

колонизаторов.122

Желание американского командования привлечь к военным действиям на Тихом океане

колониальные державы Запада объ­яснялось политическими соображениями.

Перспектива националь­но-освободительных революций (или хаоса и беспорядков,

как лю­били представлять некоторые республиканские лидеры) на осво­божденных от

врага территориях убеждала правящие круги США в необходимости укрепления союза

США и Англии. Само определе­ние американской политики по отношению к

колониальным пробле­мам в Азии относилось прежде всего к Управлению по

европейский делам Госдепартамента, Управление по дальневосточным делам,

возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае вспомогательную роль. В

Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц хорошо знакомых с

азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был связан в основном с

Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами определяли в

большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно, -писал Солсбери в

"Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из офици­альных лиц в нашем правительстве

выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии обречен на гибель".

123

Для внешней политики США, для дипломатического ведомства проблема будущего

тихоокеанских территорий может быть а боль­шой степени японских подмандатных

островов выглядела куда бо­лее деликатной, чем для военных. Правда, лидеры

республикан­ской партии не были столь щепетильны как их коллеги из

демокра­тической партии и не раз открыто выступали за прямой захват

тихо­океанских островов, а журналисты довольно часто цитировали про­грамму

республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы долж­ны завладеть, если

сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми островами, теми базами,

которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в том количестве и в том

расположе­нии, которое нам необходимо, должны стать нашими. Тихий океан должен

стать американским озером".124 Республиканцы упрекали правительство

в бездействии, громогласно требовали бескомпро­миссной оккупации тихоокеанских

островов; военно-морской ми­нистр Нокс, ссылаясь на особое стратегическое

значение остро­вов на Тихом океане, требовал в сенатской комиссии по

иностран­ным делам сохранения за США после войны Каролинских, Мар­шальских и

Марианских островов. К республиканцам в подобных выступлениях примыкали голоса

и демократов. В августе 1944 г. се­нату была предложена резолюция, предлагавшая

"приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".

125

Проект резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер.

Администрация, испытывая на себе провокационное давле­ние аннексионистских

элементов, стремилась достичь компромисса между провозглашенной

"антиколониалистской" политикой и уст­ремлениями наиболее агрессивных кругов

США. Некоторые деяте­ли администрации считали себя не в праве в то время

объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг

открыто подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В

Вашингтоне учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать

традиционный американский "ан­тиколониализм" для оправдания будущей экспансии

в Азии и не те­ряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных

захватов.

В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали, что офици­альное провозглашение

американским правительством намерения оккупировать после войны острова на Тихом

океане, приобрести базы, принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет

престиж США в мире, подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США

выступают за "свободу" народов; оно бу­дет находиться в противоречии с

атлантической хартией, с заявле­ниями Каирской декларации о том, что США и "не

стремятся к тер­риториальным приобретениям", со всеми антиколониалистскими

декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать ответ на многочисленные

требования провозгласить тихоокеанские террито­рии неотъемлемой частью США. Он

сообщил, что работает над "идеей", направленной на то, чтобы Объединенные нации

"попро­сили" США осуществлять опеку над японскими мандатными остро­вами. Этот

ответ оказался, конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного

министерства. К Ялтинской конфе­ренции советники госдепартамента положили на

стол президенту ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей

японской колонии Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением

усиливающейся борьбы корейского народа за неза­висимость, возможного вступления

СССР в тихоокеанскую войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой

долголетний опыт международных дипломатических интриг, настаивали на

организа­ции в послевоенной Корее "какой-либо формы международной

ад­министрации или опеки, которая действовала бы до тех пор, пока корейцы не

смогут управлять страной сами".126 Руководящую роль в организации

послевоенной опеки в Корее, конечно, предназнача­лась США. В представленном

президенту документе утверждалось, что "представительство иных государств,

помимо США, не должно быть столь значительным, чтобы оно могло нанести вред

амери­канскому участию оккупации".127 Иными словами "рекомендации"

госдепартамента отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль

в оккупации территорий, находящихся под японским господством, и односторонне

решать проблемы будущего устройства на Тихом океане.

При подготовке к международным конференциям последних лет войны правящие круги

США, учитывая невозможность изоляции Советского Союза от решения проблем на

Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, пытались организовать дело так, чтобы

СССР принимал лишь формальное участие в организации послевоенного устройства на

Тихом океане и не мешал в проведении экспансио­нистской политики. На Ялтинской

конференции президент США не пошел дальше предложений об опеке над Кореей.

Осторожность Ф.Рузвельта во многом объяснялась теми тенденциями и принципами

сотрудничества с Советским Союзом, которым в важнейших вопросах внешней

политики предпочитал следовать президент. На Ялтинской конференции (февраль

1945 г.) впервые на уровне меж­дународной встречи было выражено отношение

.великих держав к проблеме опеки над территориями. Предполагалось, что эта

сис­тема должна будет относиться к а) существующим мандатам Лиги Наций; б)

территориям, которые должны быть отобраны у врага в результате второй мировой

войны; в) другим территориям, которые могли быть добровольно поставлены под

опеку.128

Выступавшие за аннексию в конгрессе почувствовали себя весьма задетыми, когда

узнали, что представители основных пяти держав договорились о встрече

накануне конференции в Сан-Франциско с целью предварительно обсудить проблемы

послево­енной опеки. Эти силы воспользовались своим влиянием в кон­грессе и в

армии: предложениям госдепартамента по организации системы послевоенной опеки

был организован бойкот, а предва­рительная в США встреча сорвана. Английские

представители, прибывшие в Вашингтон с намерением принять участие в

консуль­тациях накануне Сан-Франциско по поводу послевоенной системы опеки

были разочарованы, - американские политики решили изба­вить своих союзников

от предварительных консультаций, сослав­шись при этом на отсутствие

необходимых указаний от президента. До открытия конференции в Сан-Франциско

США предпочитали со­хранять свои предложения по опеке вне официальных

перегово­ров.

Претворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще

большей степени, боязнь империалистов на­растающей волны национально-

освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то

сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к

компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными

во время международных конференций союзни­ков конца войны. На конференции в

Сан-Франциско 5 мая 1945 го­да американская делегация выступила с проектом

главы, посвя­щенной международной опеке, где, конечно, были успешно забы­ты

обещания США 1943 года даровать колониальным народам "не­зависимость".

В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в

официальных внешнеполитических декларациях США преобладали

"антиколониалистские" тенденции, американский проект, декларации

Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить

народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут

нацио­нальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней

политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к

компромиссу с колониальными держа­вами Запада, в американском планировании

стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали

рассматри­вать этот международный институт в основном не как средство

вы­теснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной

и наиболее удобной ширмы для подавления нацио­нально-освободительных движений

и прикрытия своих колониаль­ных захватов на Тихом океане.

На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проек­тов по опеке США,

Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть

последовательными, всячески старались обой­ти молчанием принцип

самоопределения и необходимость дости­жения народами независимости в качестве

конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от

предло­жений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной

не­зависимости". Это, конечно, не означало, что все англо­американские

расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось

интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они

понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную

злобу сторонни­ков колониальных империй Запада, опасность со стороны их

глав­ного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых

американских проектах находились все новые и новые ла­зейки для претворения в

жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых

дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США,

вы­двигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис являет­ся итогом

долгих раздумий американских политических мыслите­лей над тем, как юридически

обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов.

Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно

при­нята державами, известными своей старой приверженностью клас­сическому

колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее

невозможно накинуть очередное по­крывало невинности на свою колониальную

политику, ибо обшир­ные территории английской империи нельзя было зачислить в

кате­горию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть

на конференции бесполезность попыток провести чет­кую границу между

территориями, имеющими стратегическое зна­чение и не имеющими такового.

Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя

непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом

постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему

могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в

токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-

конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее,

которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при

отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное

соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным

суверенитетом над этими территориями .

Американские планы ликвидации французской колониальной империи наталкивались на

упорное сопротивление европейской буржуазии. Лидеры европейского колониализма

смотрели на воен­ные действия с точки зрения возможности своего возвращения в

Азию. Генерал Ведемейер, верховный главнокомандующий воо­руженными силами США в

Китае, сообщал 15 ноября 1944 года свои наблюдения в Вашингтон: колониальные

интересы Англии, Франции, Голландии объясняют интенсивные усилия этих держав,

направленные на восстановление их предвоенных политических и экономических

позиций на Дальнем Востоке.130 Американские на­блюдатели видели, как

активизировала свою деятельность специ­альная французская миссия в Индии,

готовая в любую минуту пе­ребраться на территорию Индокитая. Планы французской

буржуа­зии, направленные на возвращение своих колониальных владений покоились

на англо-французской общности колониальных интере­сов. Колониальные интересы

Великобритании стали в свою оче­редь одной из важнейших движущих сил

английского внешнеполи­тического курса, направленного на спасение колониальных

импе­рий Запада, в том числе и Франции. Англия открыто благоприятствовала

французскому участию в войне на Тихом океане, ее поли­тики подыскивали

необходимые предлоги для участия французов в войне на Тихом океане, наконец,

просили у американцев одобрить участие французов в освобождении Индокитая. И

если у англичан приближенные де Голля находили взаимопонимание, то в США на

французских представителей смотрели в основном как на надоед­ливых бедных

родственников, которые могут доставить единст­венное удовольствие окружающим -

избавить от своего присутст­вия. Это, в конце концов, уяснили многие из его

соотечественни­ков. Осенью 1944 г. французская военная миссия, во главе которой

стоял генерал Блезо, появилась на Цейлоне. В Вашингтон посту­пили известия о

намерении французов добиваться от американцев официального признания своей

деятельности и равноправия с дру­гими миссиями при командовании в Юго-Восточной

Азии. Точка зрения президента, не считавшего Францию "перворазрядной державой",

подкреплялась и делами американского правительства. в меморандуме

военно-морскому министру Форрестолу (17 ноября 1944 г.) Рузвельт категорически

отмечал: никакое одобрение со стороны американцев но должно иметь место в

отношении аккре­дитования любой французской миссии при командовании района

Юго-Восточной Азии и что никакие военные или гражданские пред­ставители США не

должны быть уполномоченными принимать ре­шения по политическим вопросам с

французской миссией или с кем-либо другим. Французским военным приходилось

мужественно преодолеть горькое чувство унижения и обивать пороги

правитель­ственных учреждений Вашингтона. Адмирал Фенард - глава фран­цузской

военно-морской миссии в США - обратился 19 сентября 1944 года к адмиралу Кингу

с письмом. Он пытался убедить своего американского союзника в необходимости

обеспечить участие французского флота в войне с Японией.131 Однако

адмирал Фенард взял на себя непосильную задачу. В Вашингтоне не раз

воз­вращались к проблемам будущего устройства на Тихом океане. Ко­гда в марте

1945 г. за одним столом встретились Рузвельт, Хэрли и Ведемейер, вновь

обнаружились опасения относительно возрожде­ния колониальных империй Запада.

Хэрли хорошо осведомленный в делах мировой политики, напоминал, что французы,

англичане, голландцы кооперируются с целью предотвращения установления опеки

Объединенных Наций для Индокитая; его наблюдения при­водили к парадоксальному

выводу: союзники надеялись исполь­зовать ленд-лиз и людские ресурсы США для

восстановления своего имперского контроля в Азии. Иными словами проповедники

американского "антиколониализма" становились жертвой политики правительства

США.

В марте 1945 г. когда Ведемейер и Хэрли посетили Вашинг­тон, Рузвельт просил

Ведемейера проявить решимость и предот­вратить политическую активность англичан

и французов в Индоки­тае. В беседе с Хэрли Рузвельт призвал мобилизовать силы

дипло­матии против Франции, при этом он сослался на устав Объединен­ных Наций,

который, по мнению президента, должен был помочь народам "освободиться от

колониальной зависимости.132 Прези­дент со своей стороны

напутствовал своих представителей на Дальнем Востоке "внимательно следить за

тем", чтобы "вовремя предотвратить политические действия Англии и Франции в

этом районе" и предоставлять лишь ту поддержку англичанам и фран­цузам, которая

потребуется для обеспечения необходимых опера­ций против Японии.133

Стоило Маунтбеттону сообщить о своем на­мерении послать в Индокитай самолеты и

попытаться внушить американскому союзнику, что это должно быть предпринято для

поддержки "партизанских групп", как штаб Ведемейера не преминул

выступить с грубым протестом против решения англичан. Веде-мейер выполнял

строгие предписания президента, тем самым еще больше усугубляя и без того

тяжелое положение французов в Индо­китае.

Угроза перед лицом усиления национально-освободитель­ного движения на

оккупированных территориях заставляла Японию лихорадочно маневрировать, идти

на более решительные действия против Французских властей в Индокитае. После

того, как устами императора Бао Дая японцы провозгласили, наконец, право

Индо­китая на "независимость", французы в поисках надежного убежища стали

впопыхах покидать страну. Французская разведка насчитала до 5.000 своих

соотечественников, покинувших пределы Индокитая. Очевидцы, участники этих

событий, стали свидетелями первого, но знаменательного признака поражения

французской колониальной политики в Индокитае. С 9 марта 1945 года Тонкий

стал по суще­ству концентрационным лагерем для всех французов. Американцы

покидали этот район для того, чтобы все же прийти сюда снова с чанкайшистами;

гоминдановцы настойчиво оспаривали преимуще­ства оккупации Северного

Индокитая и всеми средствами ста­рались потеснить французов, проникавших в

этот район.

Чунцин своими действиями по-прежнему демонстрировал го­рячее желание

осуществлять когда-нибудь преобладающее влия­ние на Индокитайском полуострове.

Много тяжких непредвиденных лишений выпало на долю французов, немного позже

члены фран­цузской миссии, сброшенные на парашютах в Ханой, оказались

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты