Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае, так и Голландия в
Индонезии не сможет восстановить прежнее положение, опираясь лишь на
собственные силы, которые в связи с войной в Европе почти полностью иссякли, в
результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало в качестве
конечной цели восстановление на индонезийских островах власти прежних
колонизаторов.122
Желание американского командования привлечь к военным действиям на Тихом океане
колониальные державы Запада объяснялось политическими соображениями.
Перспектива национально-освободительных революций (или хаоса и беспорядков,
как любили представлять некоторые республиканские лидеры) на освобожденных от
врага территориях убеждала правящие круги США в необходимости укрепления союза
США и Англии. Само определение американской политики по отношению к
колониальным проблемам в Азии относилось прежде всего к Управлению по
европейский делам Госдепартамента, Управление по дальневосточным делам,
возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае вспомогательную роль. В
Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц хорошо знакомых с
азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был связан в основном с
Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами определяли в
большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно, -писал Солсбери в
"Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из официальных лиц в нашем правительстве
выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии обречен на гибель".
123
Для внешней политики США, для дипломатического ведомства проблема будущего
тихоокеанских территорий может быть а большой степени японских подмандатных
островов выглядела куда более деликатной, чем для военных. Правда, лидеры
республиканской партии не были столь щепетильны как их коллеги из
демократической партии и не раз открыто выступали за прямой захват
тихоокеанских островов, а журналисты довольно часто цитировали программу
республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы должны завладеть, если
сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми островами, теми базами,
которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в том количестве и в том
расположении, которое нам необходимо, должны стать нашими. Тихий океан должен
стать американским озером".124 Республиканцы упрекали правительство
в бездействии, громогласно требовали бескомпромиссной оккупации тихоокеанских
островов; военно-морской министр Нокс, ссылаясь на особое стратегическое
значение островов на Тихом океане, требовал в сенатской комиссии по
иностранным делам сохранения за США после войны Каролинских, Маршальских и
Марианских островов. К республиканцам в подобных выступлениях примыкали голоса
и демократов. В августе 1944 г. сенату была предложена резолюция, предлагавшая
"приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".
125
Проект резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер.
Администрация, испытывая на себе провокационное давление аннексионистских
элементов, стремилась достичь компромисса между провозглашенной
"антиколониалистской" политикой и устремлениями наиболее агрессивных кругов
США. Некоторые деятели администрации считали себя не в праве в то время
объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг
открыто подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В
Вашингтоне учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать
традиционный американский "антиколониализм" для оправдания будущей экспансии
в Азии и не теряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных
захватов.
В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали, что официальное провозглашение
американским правительством намерения оккупировать после войны острова на Тихом
океане, приобрести базы, принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет
престиж США в мире, подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США
выступают за "свободу" народов; оно будет находиться в противоречии с
атлантической хартией, с заявлениями Каирской декларации о том, что США и "не
стремятся к территориальным приобретениям", со всеми антиколониалистскими
декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать ответ на многочисленные
требования провозгласить тихоокеанские территории неотъемлемой частью США. Он
сообщил, что работает над "идеей", направленной на то, чтобы Объединенные нации
"попросили" США осуществлять опеку над японскими мандатными островами. Этот
ответ оказался, конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного
министерства. К Ялтинской конференции советники госдепартамента положили на
стол президенту ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей
японской колонии Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением
усиливающейся борьбы корейского народа за независимость, возможного вступления
СССР в тихоокеанскую войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой
долголетний опыт международных дипломатических интриг, настаивали на
организации в послевоенной Корее "какой-либо формы международной
администрации или опеки, которая действовала бы до тех пор, пока корейцы не
смогут управлять страной сами".126 Руководящую роль в организации
послевоенной опеки в Корее, конечно, предназначалась США. В представленном
президенту документе утверждалось, что "представительство иных государств,
помимо США, не должно быть столь значительным, чтобы оно могло нанести вред
американскому участию оккупации".127 Иными словами "рекомендации"
госдепартамента отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль
в оккупации территорий, находящихся под японским господством, и односторонне
решать проблемы будущего устройства на Тихом океане.
При подготовке к международным конференциям последних лет войны правящие круги
США, учитывая невозможность изоляции Советского Союза от решения проблем на
Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, пытались организовать дело так, чтобы
СССР принимал лишь формальное участие в организации послевоенного устройства на
Тихом океане и не мешал в проведении экспансионистской политики. На Ялтинской
конференции президент США не пошел дальше предложений об опеке над Кореей.
Осторожность Ф.Рузвельта во многом объяснялась теми тенденциями и принципами
сотрудничества с Советским Союзом, которым в важнейших вопросах внешней
политики предпочитал следовать президент. На Ялтинской конференции (февраль
1945 г.) впервые на уровне международной встречи было выражено отношение
.великих держав к проблеме опеки над территориями. Предполагалось, что эта
система должна будет относиться к а) существующим мандатам Лиги Наций; б)
территориям, которые должны быть отобраны у врага в результате второй мировой
войны; в) другим территориям, которые могли быть добровольно поставлены под
опеку.128
Выступавшие за аннексию в конгрессе почувствовали себя весьма задетыми, когда
узнали, что представители основных пяти держав договорились о встрече
накануне конференции в Сан-Франциско с целью предварительно обсудить проблемы
послевоенной опеки. Эти силы воспользовались своим влиянием в конгрессе и в
армии: предложениям госдепартамента по организации системы послевоенной опеки
был организован бойкот, а предварительная в США встреча сорвана. Английские
представители, прибывшие в Вашингтон с намерением принять участие в
консультациях накануне Сан-Франциско по поводу послевоенной системы опеки
были разочарованы, - американские политики решили избавить своих союзников
от предварительных консультаций, сославшись при этом на отсутствие
необходимых указаний от президента. До открытия конференции в Сан-Франциско
США предпочитали сохранять свои предложения по опеке вне официальных
переговоров.
Претворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще
большей степени, боязнь империалистов нарастающей волны национально-
освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то
сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к
компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными
во время международных конференций союзников конца войны. На конференции в
Сан-Франциско 5 мая 1945 года американская делегация выступила с проектом
главы, посвященной международной опеке, где, конечно, были успешно забыты
обещания США 1943 года даровать колониальным народам "независимость".
В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в
официальных внешнеполитических декларациях США преобладали
"антиколониалистские" тенденции, американский проект, декларации
Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить
народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут
национальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней
политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к
компромиссу с колониальными державами Запада, в американском планировании
стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали
рассматривать этот международный институт в основном не как средство
вытеснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной
и наиболее удобной ширмы для подавления национально-освободительных движений
и прикрытия своих колониальных захватов на Тихом океане.
На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проектов по опеке США,
Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть
последовательными, всячески старались обойти молчанием принцип
самоопределения и необходимость достижения народами независимости в качестве
конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от
предложений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной
независимости". Это, конечно, не означало, что все англоамериканские
расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось
интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они
понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную
злобу сторонников колониальных империй Запада, опасность со стороны их
главного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых
американских проектах находились все новые и новые лазейки для претворения в
жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых
дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США,
выдвигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис является итогом
долгих раздумий американских политических мыслителей над тем, как юридически
обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов.
Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно
принята державами, известными своей старой приверженностью классическому
колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее
невозможно накинуть очередное покрывало невинности на свою колониальную
политику, ибо обширные территории английской империи нельзя было зачислить в
категорию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть
на конференции бесполезность попыток провести четкую границу между
территориями, имеющими стратегическое значение и не имеющими такового.
Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя
непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом
постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему
могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в
токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-
конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее,
которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при
отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное
соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным
суверенитетом над этими территориями .
Американские планы ликвидации французской колониальной империи наталкивались на
упорное сопротивление европейской буржуазии. Лидеры европейского колониализма
смотрели на военные действия с точки зрения возможности своего возвращения в
Азию. Генерал Ведемейер, верховный главнокомандующий вооруженными силами США в
Китае, сообщал 15 ноября 1944 года свои наблюдения в Вашингтон: колониальные
интересы Англии, Франции, Голландии объясняют интенсивные усилия этих держав,
направленные на восстановление их предвоенных политических и экономических
позиций на Дальнем Востоке.130 Американские наблюдатели видели, как
активизировала свою деятельность специальная французская миссия в Индии,
готовая в любую минуту перебраться на территорию Индокитая. Планы французской
буржуазии, направленные на возвращение своих колониальных владений покоились
на англо-французской общности колониальных интересов. Колониальные интересы
Великобритании стали в свою очередь одной из важнейших движущих сил
английского внешнеполитического курса, направленного на спасение колониальных
империй Запада, в том числе и Франции. Англия открыто благоприятствовала
французскому участию в войне на Тихом океане, ее политики подыскивали
необходимые предлоги для участия французов в войне на Тихом океане, наконец,
просили у американцев одобрить участие французов в освобождении Индокитая. И
если у англичан приближенные де Голля находили взаимопонимание, то в США на
французских представителей смотрели в основном как на надоедливых бедных
родственников, которые могут доставить единственное удовольствие окружающим -
избавить от своего присутствия. Это, в конце концов, уяснили многие из его
соотечественников. Осенью 1944 г. французская военная миссия, во главе которой
стоял генерал Блезо, появилась на Цейлоне. В Вашингтон поступили известия о
намерении французов добиваться от американцев официального признания своей
деятельности и равноправия с другими миссиями при командовании в Юго-Восточной
Азии. Точка зрения президента, не считавшего Францию "перворазрядной державой",
подкреплялась и делами американского правительства. в меморандуме
военно-морскому министру Форрестолу (17 ноября 1944 г.) Рузвельт категорически
отмечал: никакое одобрение со стороны американцев но должно иметь место в
отношении аккредитования любой французской миссии при командовании района
Юго-Восточной Азии и что никакие военные или гражданские представители США не
должны быть уполномоченными принимать решения по политическим вопросам с
французской миссией или с кем-либо другим. Французским военным приходилось
мужественно преодолеть горькое чувство унижения и обивать пороги
правительственных учреждений Вашингтона. Адмирал Фенард - глава французской
военно-морской миссии в США - обратился 19 сентября 1944 года к адмиралу Кингу
с письмом. Он пытался убедить своего американского союзника в необходимости
обеспечить участие французского флота в войне с Японией.131 Однако
адмирал Фенард взял на себя непосильную задачу. В Вашингтоне не раз
возвращались к проблемам будущего устройства на Тихом океане. Когда в марте
1945 г. за одним столом встретились Рузвельт, Хэрли и Ведемейер, вновь
обнаружились опасения относительно возрождения колониальных империй Запада.
Хэрли хорошо осведомленный в делах мировой политики, напоминал, что французы,
англичане, голландцы кооперируются с целью предотвращения установления опеки
Объединенных Наций для Индокитая; его наблюдения приводили к парадоксальному
выводу: союзники надеялись использовать ленд-лиз и людские ресурсы США для
восстановления своего имперского контроля в Азии. Иными словами проповедники
американского "антиколониализма" становились жертвой политики правительства
США.
В марте 1945 г. когда Ведемейер и Хэрли посетили Вашингтон, Рузвельт просил
Ведемейера проявить решимость и предотвратить политическую активность англичан
и французов в Индокитае. В беседе с Хэрли Рузвельт призвал мобилизовать силы
дипломатии против Франции, при этом он сослался на устав Объединенных Наций,
который, по мнению президента, должен был помочь народам "освободиться от
колониальной зависимости.132 Президент со своей стороны
напутствовал своих представителей на Дальнем Востоке "внимательно следить за
тем", чтобы "вовремя предотвратить политические действия Англии и Франции в
этом районе" и предоставлять лишь ту поддержку англичанам и французам, которая
потребуется для обеспечения необходимых операций против Японии.133
Стоило Маунтбеттону сообщить о своем намерении послать в Индокитай самолеты и
попытаться внушить американскому союзнику, что это должно быть предпринято для
поддержки "партизанских групп", как штаб Ведемейера не преминул
выступить с грубым протестом против решения англичан. Веде-мейер выполнял
строгие предписания президента, тем самым еще больше усугубляя и без того
тяжелое положение французов в Индокитае.
Угроза перед лицом усиления национально-освободительного движения на
оккупированных территориях заставляла Японию лихорадочно маневрировать, идти
на более решительные действия против Французских властей в Индокитае. После
того, как устами императора Бао Дая японцы провозгласили, наконец, право
Индокитая на "независимость", французы в поисках надежного убежища стали
впопыхах покидать страну. Французская разведка насчитала до 5.000 своих
соотечественников, покинувших пределы Индокитая. Очевидцы, участники этих
событий, стали свидетелями первого, но знаменательного признака поражения
французской колониальной политики в Индокитае. С 9 марта 1945 года Тонкий
стал по существу концентрационным лагерем для всех французов. Американцы
покидали этот район для того, чтобы все же прийти сюда снова с чанкайшистами;
гоминдановцы настойчиво оспаривали преимущества оккупации Северного
Индокитая и всеми средствами старались потеснить французов, проникавших в
этот район.
Чунцин своими действиями по-прежнему демонстрировал горячее желание
осуществлять когда-нибудь преобладающее влияние на Индокитайском полуострове.
Много тяжких непредвиденных лишений выпало на долю французов, немного позже
члены французской миссии, сброшенные на парашютах в Ханой, оказались
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12