Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

усиливавшимися националь­но-освободительным движением, а вместе с этим росла и

общая заинтересованность в сохранении наиболее удобных для них по­рядков в Азии

49. Западно-европейские колонизаторы, чувствуя свое военно-политическое

бессилие, с надеждой смотрели в сторону США. Бывший генерал-губернатор

колониальной Индонезии с большой откровенностью признавал, что в Индокитае и

Индонезии послевоенные условия резко отличались от условий в других рай­онах

Тихого океана: ни Франция, ни Нидерланды не имели доста­точно сил, чтобы

восстановить "прежнее положение в возвращен­ных территориях"50.

Руководители Госдепартамента полагали, что любое призна­ние Соединенными Штатами

права одной из колониальных стран Тихого океана на свободу и независимость

послужило бы конкрет­ным примером, на который вполне оправданно могли сослаться

в Индии, Малайе, Бирме, Индонезии. В марте 1942 года Гаус писал в Вашингтоне,

что "проблема Кореи зависит от стремлений к неза­висимости других азиатских

народов, в том числе индийцев"51. Точка зрения Гауса разделялась и

Хэллом, последний в меморан­думе на имя президента США рекомендовал отложить

официаль­ное заявление о политике "всеобщего освобождения" до тех пор, пока

"специфические условия", тесно связанные с Нидерландской Индией и Бирмой, "не

позволят сделать это". "Специфические условия" вынуждали правящие круги США

тщательно обдумывать

любое свое официальное выступление, касающееся и проблемы Таиланда. В этом

случае, как и во многих других, американские по­литики считали необходимым

консультироваться, сохраняя при этом чаще всего видимость единодушия, с другими

колониальными державами, имевшими в этом районе традиционные колониаль­ные

интересы. Между правительствами США и Англией была дос­тигнута договоренность о

том, что "Любое заявление, сделанное относительно Таиланда правительствами

Англии, Нидерландов и США, не должно противоречить друг другу"52.

Дипломатическое за­игрывание США с ВИШИ затрудняло американскому

внешнеполити­ческому аппарату выработку официальных заявлений по поводу

бу­дущего французских колоний. Правители ВИШИ, предполагая ско­рую оккупацию

Японией территорий Тихого океана, еще 22 декабря 1941 г. назначили адмирала

Деку Верховным комиссаром француз­ских тихоокеанских владений. Правящие круги

Франции, рискнув­шие пойти на двойную игру, и здесь остались верными интересам

французского монополистического капитала. В их среде укрепля­лась надежда на

то, чтобы при любом исходе войны за француз­ской буржуазией оставалось право

контролировать территории ко­лониальной империи Франции. Еще до начала военных

действий контроль над колониальными владениями Франции на Тихом океа­не

осуществлялся официально движением Свободная Франция. Гу­бернатор Нумеа Сото 20

июля 1940 г. вступил в контакт с Де Гол-лем. А в июле 1941 г. де Голль объявил

капитана 1-го ранга (впо­следствии адмирала) Тьерри д'Аржалье Верховным

комиссаром французских владений на Тихом океане "53.

Контроль деголлевцами важных стратегических районов на Тихом, океане вынуждал

правящие круги США, особенно в период военной опасности, выискивать пути

сотрудничества с де Голлем в вопросах использования баз и ресурсов

тихоокеанских владений Франции, Со своей стороны руководство движения Свободная

Франция, идя на сотрудничество с союзниками, выдвинуло "един­ственное условие",

которое предполагало "уважение суверенитета Франции и деголлевской власти"

54. Иными словами, выдвигалось необходимое условие сохранения колониальных

владений Фран­ции, 15 января 1942 г. Государственный Департамент направил

де­легации движения Свободная Франция меморандум, где, по словам де Голля,

уточнялись обязательства США относительно "уваже­ния нашего (Свободной Франции)

суверенитета на французских островах Тихого океана и того факта, что базы и

оборудование, которые будет разрешено установить американцам, останутся

собственностью Франции. За Францией признавалось право вза­имности на

американской территории, если американские базы сохранятся после войны"55

. Правительство США поручило своему консулу в Нумее официально заявить о том,

что американская сто­рона не признает на французских тихоокеанских островах

никакой другой власти, кроме французского Национального Комитета. 28 февраля

1942 г. американский консул в Нумеа выступил с деклара­цией о признании

Соединенными Штатами власти Свободной Франции в Океании.

Вслед за декларацией американского консула в Нумеа по­следовало заявление

правительства США (1 марта 1942 г.). В заяв­лении, в частности, отмечалось

намерение США вести перегово­ры с теми французскими властями, которые

осуществляют эффек­тивный контроль над соответствующими территориями в зоне

Ти­хого океана. Только после этого де Голль решился сообщить сво­ему комиссару

д'Арванлье о согласии ФКНО на прибытие американских войск на Новую Каледонию. 9

марта 1942 г. во главе круп­ного соединения американских вооруженных сил туда

прибыл ге­нерал Пэтч, Официальная американская пресса разъясняла при­чины

признания американским правительством власти Свободной Франции" на интересующих

США территориях: по ее мнению, при­знание юрисдикции борющейся Франции на Новой

Каледонии, Дар-лана в - Африке подчеркивало лишь растущее значение

тихоокеан­ских территорий и Северной Африки в глобальной союзной страте­гии и

не имело ничего общего с политическими изменениями в этом районе. В период,

когда правительство США, не признавая офи­циально "Свободную Францию",

продолжало заигрывать с прави­тельством ВИШИ, декларации о необходимости

сохранения це­лостности французской империи воспринимались сторонниками ВИШИ и

де Голля как реверанс в сторону французской буржуа­зии, независимо от того, на

каком полюсе сражающихся держав на­ходилась последняя. 15 апреля помощник

Государственного секре­таря Самнер Уоллес подтвердил еще раз желание своего

прави­тельства увидеть "целостность" французских территорий: "Прави­тельство

США признает суверенную юрисдикцию народа Фран­ции над территорией Франции и

французскими заморскими владе­ниями, правительство США стремится к тому, чтобы

увидеть вос­становление независимой Франции и целостности ее территорий".

56

В Англии многих удивляло, что США, декларируя "неприкос­новенность" французской

колониальной империи и необходи­мость ее восстановления, в то же время

рассматривали "неприкос­новенность Британской империи, как неприемлемые цели

войны"57. Действительно, в начальный период войны американская

диплома­тия проявляла к французским колониям больший консерватизм, нежели к

английским. Но не английский и французский народы ждали от США заверений в

необходимости сохранения неприкосно­венности колониальных империй Запада, в

ожидании этого шага американской дипломатии находились одержимые страхом за

свои колонии лидеры буржуазии Англии и Франции. Сами американцы, хорошо

информированные о политике своего правительства, вы­нуждены признать бессилие

Соединенных Штатов в деле привле­чения на свою сторону народов колоний и

зависимых стран. Дизард, например констатировал: "Управление военной информации

США было слабо как раз на том участке, где оно должно быть наиболее сильным в

авторитетном провозглашении послевоенных и военных планов". Деятели

американской администрации признавали, что после того, как Управление военной

информации провозгласило принципы Атлантической хартии среди народов стран,

оккупиро­ванных японцами, возникли "проблемы, решить которые мы были не в

силах"58. Они приходили к неприятному для себя выводу, что таким

образом Управление военной информации "ставило в нелов­кое положение друзей США

и ободряло их врагов". "Специфиче­ские условия", о которых говорил Хэлл, и

которые, по его словам, не давали возможности сделать заявление о всеобщем

освобожде­нии народов, США воздержались в первые годы войны на Тихом океане от

упоминания конкретных стран в своих заявления о праве народов на свободу. Они

отказались от весьма благоприятного для них шага, который, несомненно, оказал

бы позитивное влияние на военные действия союзников против держав ОСИ.

2.2. Политический курс США в странах

Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Намерения правящих кругов США, вступивших в вооружен­ную схватку с Японией,

выражались прежде всего в желании устра­нить основного конкурента, подорвать

его мощь. На пути к дости­жению этой цели представителям монополистического

капитала США пришлось столкнуться, с определенными трудностями. Эти трудности

вытекали из самих событий. Весь их ход оказал револю­ционизирующее влияние на

обстановку в Азии. В период подъема антифашистской борьбы во всем мире,

широкого, движения под лозунгами свободы и демократии, политика основных

капиталисти­ческих стран была направлена на сохранение системы зависимых

территорий, что вызывал протест со стороны народов стран Азии. Героическая

борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков, борьба

китайского народа с японскими оккупантами вдохновляли патриотические силы

стран Азии.

В американском Конгрессе уже в первые годы войны на Ти­хом океане о

высказывались мысли о необходимости привлечь ки­тайский народ к более активному

содействию военным усилиям США и с этой целью предлагалось ликвидировать

привилегии экс­территориальности, которыми пользовались в Китае американцы и

англичане. Известные в США военные историки, служившие во время войны в рядах

американской армии, М.Мэтлофф и Э.Снелл, по этому поводу высказали свое

определенное мнение: "Стратегия Соединенных Штатов с самого начала

международного конфликта заключалась в том, чтобы, не оказывая Китаю помощи

значитель­ным количеством американских войск, заставить его активно

участ­вовать к войне"59. Не только стремление объединить усилия

народов в единый фронт антифашистской борьбы лежало в основе се­натских

призывов к мобилизации людских ресурсов стран Азии для борьбы с Японией. В

данном случае превалировали интересы мо­нополистического капитала США,

невидимыми нитями направляв­шего линию Конгресса. На пути широкой мобилизации

народов Азии на борьбу с Японией стояла серьезная, нерешенная проблема -Индия.

Британская корона сковывала силы индийского народа и других народов Азии и

поневоле вызывала болезненные эмоции в США, желавших обосноваться в сфере

имперских владений Анг­лии. Любое вторжение американцев во внутренние дела

британской империи сопровождалось беспокойной лихорадкой в Уайт-Холле. Даже

отдаленные намеки на провозглашение хотя бы в общей дек­ларативной форме права

колониальных народов на свою государ­ственную самостоятельность встречались с

неприкрытым раздра­жением в кругах английских консерваторов, стойко охранявших

свои интересы. Людские ресурсы Индии и других колониальных стран были

богатейшим резервом, использование коего рассмат­ривалось в США в качестве

первоочередной необходимости в вой­не на Тихом океане. "Президент и я перед и

после Перл-Харбора были уверены, - вспоминал Хэлл, - индийцы будут сотрудничать

лучше с англичанами, если их убедят, что они получат независи­мость сразу же

после войны" 60. Реалистические выводы остава­лись лишь в качестве

материала для будущих мемуаров, а в тот пе­риод, к сожалению, не приводили

американских политиков к неза­медлительным и решительным действиям. Чем же

объяснялась двойственность американской позиции. В Вашингтоне отдавали се­бе

отчет в том, насколько щекотливой является проблема, кото­рую Уинстон Черчилль

считал своей собственной. С другой сторо­ны, по признанию бывшего

государственного секретаря Хэлла, американские политики понимали, что

отсутствие каких-либо мер с их стороны приведет к нежелательным для США

последствиям: народы азиатского региона поймут, что Америка помогает Брита­нии

сохранить ее имперскую политику на Востоке.

В этих условиях в американском Конгрессе раздавались неослабевающие требова­ния

повлиять на политику Англии по отношению к Индии и другим странам, находившимся

под британским "попечительством". Еще при составлении списка участников

подписания декларации Объе­диненных Наций США оказывали определенное давление

на Анг­лию, пытаясь повлиять на политику последней по отношению к Индии; 27

декабря 1941 г, президент США в меморандуме на имя государственного секретаря

указал на желательность включения Индии в список первых государств, ведущих

войну . Британские возражения тогда, казалось, нельзя было поколебать ничем.

По­сол Англии в США Галифакс в беседе с помощником государствен­ного секретаря

отрицал возможность включения Индии в список воюющих государств. 61

50-го же декабря 1941 г. устами Галифакса Форин оффис, наконец, согласился с

американскими предложения­ми. Но английские проекты были обставлены целым рядом

уловок, которые обеспечивали за Англией право не считать Индию как

са­мостоятельное государство на международных переговорах. 25 февраля 1942 г.

возможность более широкого использования люд­ских ресурсов стран Тихого океана

стала предметом оживленного обсуждения в комитете по иностранным делам. И

поскольку про­блема Индии оказалась в центре внимания, дискуссия не обош­лась

без проявления серьезных антианглийских настроений, Там было открыто заявлено:

"...даже если индийцы и будут иметь ору­жие и снаряжение в своих руках и

способные американские офице­ры будут командовать ими, народ не пожелает

бороться лишь для того, чтобы продлить господство англичан над собой". Сенаторы

предлагали принять также конкретные меры, чтобы заставить Ве­ликобританию пойти

на уступки; они оперировали, казалось, вески­ми аргументами - помощь США Англии

(в основном путем ленд-лиза), ее экономическая зависимость от Америки позволяют

США юридически обосновать американские участие в имперских делах и

предоставляет США право требовать от Англии политического урегулирования в

рамках Британской империи. Однако любые тре­бования в американском Конгрессе

"диктовать Англии то, что она должна делать", не выходили за рамки

политического кредо США. Сенаторы выступали лишь с пожеланиями добиться от

Англии по­литического урегулирования внутри ее империи и предоставления Индии

статута автономии. Эти предложения не включали да и не могли включать в себя

каких-либо конкретных указаний на офици­альное признание за Индией права на

полную государственную самостоятельность и самоопределение, не содержали и

намека на возможность достичь этой страной равенства в семье других наро­дов.

Ощущая за своей спиной своеобразную поддержку союзника, Англия решилась на

испытанное средство империалистов: туман­ными посулами, половинчатыми

реформами, обещаниями предос­тавить автономию, английские политики пытались

сохранить свое колониальное господство в Индии. Известно как был решительно

отвергнут индийским Конгрессом представленным английским эмиссаром Крипсом на

переговорах с лидерами индийских партий проект декларации о предоставлении

Англией Индии права доми­ниона после войны. Руководство конгресса не признало

деклара­цию в основном потому, что она не предусматривала создание ин­дийского

правительства до конца войны и поощряла сепаратист­ские тенденции князей и

Мусульманской Лиги 62. Ширилось начавшееся еще в 1940 г.

антияпонское движение в Индокитае. Со­стоявшаяся в январе 1942 года сессия

Всеиндийского комитета кон­гресса приняла специальную резолюцию, в которой

выражалось сочувствие советскому народу и симпатии к китайскому народу в борьбе

с японской агрессией 63. На массовых митингах, состояв­шихся в

Нью-Йорке и Лос-Анжелесе представители рабочего клас­са, негритянской

общественности США резко осудили колониаль­ную политику Британии в отношении

Индии 64. На Филиппинах в марте была создана антияпонская народная

армия "Хукбалахап";

благодаря усилиям которой были освобождены в центре острова Лусон несколько

районов.

2.3. Проблемы дальневосточной политики США.

В то время как Советское правительство добивалось полного разгрома фашизма и

боролось за осуществление принци­пов послевоенного демократического устройства,

в Вашингтоне стали обращать больше внимания на проблемы: как наиболее вы­годно

для себя закончить войну на Тихом океане, как наиболее удачно заполнить

создаваемый в освобожденных от конкурентов районах "вакуум", как удержать

"стабильность" колониальных по­рядков в Азии. Перспективы вступления СССР в

войну на Тихом океане, рост национально-освободительного движения в Китае

толкали американских военных и политических деятелей на более тщательное

обдумывание своих решений, связанных с военными действиями на Тихом океане. В

январе 1945 года группа стратегии и политики при военном ведомстве, оценивая

соотношение сил в Азии в связи с приближением конца войны, пыталась насторожить

Объединенный комитет начальников штабов, советовала этой ор­ганизации "более

тщательно следить за политическим эффектом тех или иных военных решений".

65 Некоторые военные специали­сты в США утверждают, что в последний год

войны ответствен­ность, возложенная на Макартура, все в большей степени

прини­мала "политическую окраску". Вопрос о том, сколько и какие после­военные

базы будут приобретены Соединенными Штатами, выдви­гался на первый план.

Перспективы политического положения на Тихом океане в то время ничего доброго

не сулили США. Невоз­можно было остановить мощное антифашистское движение в

стра­нах Европы и Азии, нельзя было пойти на открытое осуществление планов,

противоречащих интересам народов. В атмосфере острых внутриполитических интриг,

администрация Ф. Рузвельта готови­лась к Ялтинской конференции, на которой были

согласованы и приняты решения по основным вопросам, касающимся хода войны и

особенно послевоенной политики трех держав. Решение Совет­ского Союза о

вступлении в войну на Тихом океане было логиче­ским итогом событий второй

мировой войны. В интересах всей ан­тифашистской коалиции народов Азии

необходимо было нанести сильный сухопутный удар по плацдармам Японии на

материке.

Территорию Китая, Маньчжурии, Кореи Токио рассмат­ривало в период войны

необходимой опорой для длительных воен­ных действий и дальнейшего продвижения

в Азию и возможной войны с Советским Союзом. Подобные планы побудили Японию

создать на этих территориях мощный военно-промышленный ком­плекс.

Важное место в японских планах занимала Корея. Более чем в течение тридцати

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты