Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

фактически на положении пленных; с приходом китайских подраз­делений на Север

Индокитая французы, находившиеся там, разору­жались.134

Обострялась тайная война в этом районе и между союзника­ми, активное участие

в которой приняли сотрудники УСС. Даже ви­давшие виды английские разведчики

дивились наглости, с какой действовали их американские коллеги в зоне

английского влияния. Англичане и французы были взбудоражены чрезмерной

активно­стью американской разведки на Индокитайском полуострове. 10 офицеров

УСС под командованием майора Бэнкса накануне ухода японцев из Таиланда

высадились на аэродроме "Наунг Кхай", не имея на то разрешения командования

СЕАК. Город Наунг Кхай, расположенный на границе Таиланда с Лаосом, не

случайно при­влек внимание УСС. Отсюда американское командование стреми­лось

следить за событиями во французских колониях. В одном из первых распоряжений,

исходящих от американских офицеров, французам предписывалось держаться вне

города, не мозолить глаза "освободителей" из США, "прекратить агрессию против

анна­митов и свободного Лаоса". Один из руководителей американской разведки

майор Бэнкс постарался как можно более определенно сформулировать цели

прихода в Индокитай гоминдановской армии;

последняя, по его словам, должна была разоружить французов, взять управление

страной, чтобы способствовать установлению на­ционально-демократического

правительства в Индокитае, свобод­ного от господства Франции.135

Как мы видим, борьба за Индокитай, за восстановление коло­ниальных порядков в

этой стране имела серьезные отличительные особенности на значительном этапе

войны на Тихом океане. В Индокитае с точки зрения общих и частных интересов

монополи­стических кругов империалистических держав завязывался, пожа­луй,

наиболее сложный узел противоречий. В других районах Юж­ной и Юго-Восточной

Азии единство перед угрозой национально-освободительного движения союзники

пытались использовать и,

надо сказать, в большинстве случаев успешно в качестве ведущего звена, на

котором закреплялась общность их политических и эконо­мических интересов. В

Индокитае политические взаимоотношения между США, Англией, Францией,

гоминдановским Китаем склады­вались иначе. В этом районе идеи сотрудничества

в борьбе с на­ционально-освободительным движением встречались в конце вой­ны

с явными разногласиями по поводу будущего Индокитая между Англией и Францией,

с одной стороны и США - с другой. В других районах Юго-Восточной Азии,

например, в Таиланде, американские представители лезли из кожи вон, лишь бы

предотвратить массо­вые вооруженные выступления народа против Японии,

договари­вались о совместных действиях против сил национально-освободительных

движений не только со своими западными союз­никами, но с японскими

оккупантами. В Индокитае асе выглядело по-другому. Поскольку во внешней

политике США брали верх силы, стоявшие за лишение Фракции Индокитая,

американские предста­вительства надеялись использовать любое патриотическое,

нацио­налистическое движение в этой стране в качестве своего союзника. В

Индокитае не США, а прежде всего, англичане обратились к японцам за помощью.

В среде военного командования США раздавались солидные голоса, идущие в

разрез с пожеланиями американских антиколо­ниалистов относительно будущего

устройства в Индокитае. Если Управление стратегической службы делало все для

того, чтобы увидеть, наконец, французов изгнанными из Индокитая, то генерал

Ченнолт, придерживался другого взгляда. По мнению осведомлен­ного Сандени,

Ченнолт был, пожалуй, единственным военный, кто понимал "интересы союзников",

необходимость поддержки французской армии в Индокитае, которая пыталась

"зацепиться" на

Индокитайской территории. Однако против своей воли и желания Ченнолт, повинуясь

указаниям из Вашингтона", вынужден был отка­зать в воздушной поддержке

французским войскам. Более того, этот командующий подразделением американских

"воздушных тигров" вдруг оказался в немилости и должен был 7 августа 1945 г.

оставить командование. Ченнолт вспоминал о своем двусмысленном поло­жении:

"...правительство США хотело бы видеть, как французы бу­дут изгнаны из

Индокитая, дабы таким образом изоляция Франции от ее колоний была бы

облегчена...".136 Действия США в Индокитае заставляли деголлевское

окружение идти на всевозможные увертки, еще более активизировать свою

деятельность за спиной англичан. Англичане же, используя французов, внимательно

следили за со­бытиями в Индокитае и пытались нейтрализовать японскую и

аме­риканскую пропаганду, провозгласившую тезис о независимости Индокитая. Даже

после поражения гитлеровской Германии францу­зы оставались еще в неведении:

разрешит ли им могущественный союзник принять участие в военных действиях на

Тихом океане, наконец, позволит ли им вернуться в Индокитай победителями и

принять капитуляцию у поверженной Японии. В США к тому време­ни пришли к

выводу: возникшая вновь официальная вереи;" указы­вала на отсутствие

необходимости вести широкую антияпонскую борьбу в Индокитае, так как японцы

эвакуируются из этого района с целью концентрации в северных районах Китая для

встречи Крас­ной Армии".137

Эта версия должна была бы освободить союзников от излиш­них антияпонских

акций, но не устранить острейшие противоречия, возникшие в Индокитае в конце

второй мировой войны. США гото­вились самым серьезным образом использовать

гоминьдановцев для распространения своего влияния в этом районе мира, эта

возможность должна была бы быть претворена в действительность благодаря

выполнению англо-американского решения в Потсдаме о разграничении сфер

оккупации в Индокитай В осуществлении своих проектов установления

послевоенного господства на тихо­океанских территориях США встречали

противодействие и Австра­лии. Когда события войны повернулись в пользу

союзников, авст­ралийские лидеры решили пересмотреть свою позицию по ряду

важнейших вопросов внешней политики; они правильно сочли уста­ревшими свои

прежние установки, направленные лишь на то, что­бы "выжить и спасти страну от

угрозы японского вторжения". Того же, взгляда придерживались дальновидные

представителя новозе­ландского правительства. Если в начале войны Австралия и

Новая Зеландия видели спасение от казалось бы неминуемого вторжения японской

армии на континент в тесном союзе с США, то после пе­релома в ходе войны,

когда удачи стали сопутствовать союзникам на Тихом океане, отношение к этому

союзу резко изменилось. Оп­равившись от первых потрясений, уверовав в полную

для себя безопасность со стороны Японии, правительства Австралии и Но­вой

Зеландии стали проявлять недовольство по поводу того, что руки американского

спасителя все больше прибирают рычаги эко­номики их стран и, конечно,

обретают новые силы, которые в нуж­ное время пригодятся и для мертвой хватки.

В январе Австралия и Новая Зеландия вступили в соглашение. Статья 16 Соглашения

безоговорочно выражал мнение тихоокеан­ских доминионов относительно будущего

ряда островов и баз, на которые хотели водрузить свой флаг США. Статья

предусматрива­ла лишение США права пользования базами доминионов после войны.

138 В Вашингтоне расценивали новое соглашение не иначе как угрозу планам

тихоокеанской экспансии США; Джо Старнес от­крыто заявил в конгрессе, что

соглашение ущемляет "законные по­слевоенные цели и намерения США, их

безопасность и их долг в эксплуатации воздушных и морских дорог".139

Конгрессмены полу­чили повод для пессимистических предположений относительно

будущих отношений США с Австралией и Новой Зеландией.

Весной 1944 г. австралийский премьер увидел, что тихооке­анскому военному совету

не удалось "действовать таким путем, как предполагало правительство Австралии".

140 Тихоокеанский совет получал благоприятную возможность ознакомиться со

стратегиче­скими военными планами для Тихого океана, но лишь посла того, как

они формулировались американским комитетом начальников штабов. США,

по-прежнему, смотря свысока на союзников, и не думали выпускать поводья из

своих рук. Австралия и другие тихо­океанские страны в Совете, не имеющие

статута военной державы, были, конечно, ке в состоянии осуществить какой-либо

контроль над военным планированием на Тихом океане. Тогда-то и обнару­жились

сначала едва заметные, а затем и видимые трещины в

американо-австралийско-новозеландском союзе, в прочности кото­рого до того

времени мало кто сомневался. Когда начались деба­ты в Сан-Франциско,

отношения между США с одной стороны, Ав­стралией и Новой Зеландией с другой,

стали еще более натянуты­ми. Постоянные поиски в США новых форм колониального

угнете­ния не проходили мимо внимания заинтересованных в колониа­лизме кругов

правящей Австралии. Австралийская буржуазия дви­жимая эгоистическими

интересами, была охвачена сильной трево­гой за будущее своих колоний.

Американо-английские проекты не получили вдруг австралийской поддержки, в

которой может быть не особенно нуждались, но на которую надеялись США и Англия.

Австралия в Сан-Франциско выступила за распространение прин­ципа опеки не

только на территории, отмеченные в Ялте, но и на все зависимые территории. В то

же время лидер оппозиции в авст­ралийском парламенте Роберт Мензис цитировал

американскую прессу, которая приписывала Австралии ведущую роль в борьбе против

американо-английской линии по опеке. Австралийское правительство продолжало

хладнокровно настаивать на своей точ­ке зрения, несмотря на возрастающее в

связи с этим недовольство в Англии и США. Тогда, когда к концу войны для

американской по­литики становилось чрезвычайно невыгодным публично отстаи­вать

свои военные "антиколониалистические" лозунги и необходи­мость распространения

принципа опеки на колониальные владения западных держав, такая непримиримая

позиция Австралии особен­но раздражала ее тихоокеанских союзников.

Представитель авст­ралийской делегации в Сан-Франциско Фредерик Егглестон

назвал поведение американских политиков "весьма разочаровывающим" в свете

прежней критики "колониального империализма со стороны американских ученых и

публицистов.141

Почему же Австралия неожиданно пошла даже дальше аме­риканских

антиколониалистов? Казалось, планы австралийской буржуазии были удивительно

просты: распространение режима опеки на все "зависимые" территории, по замыслам

ее лидеров, по­зволило бы модифицировать в духе времени свое господство на

Папуа и в Новой Гвинее. Вместе с этим правительства Австралии и Новой Зеландии,

считавшие себя равноправными участниками в войне, вряд ли могли удержаться от

того, чтобы лишний раз не подчеркнуть свою возросшую роль в делах Тихого

океана. Для США, привыкшим не стеснять свободу своих рук, ничего не остава­лось

делать как игнорировать интересы своего партнера. В то время, как

Госдепартамент выбивался из сил, чтобы создать впечатление перед колониальными

народами своими "ан-тиколониалистскими" декларациями, перед союзниками -

благоже­лательным отношением и верностью обязательствам, правитель­ственный

аппарат, прежде всего, военное ведомство занимались более земными делами. В

итоге этой деятельности и появилось "исследование" относительно будущего

тихоокеанских территорий. Этот документ, подготовленный Подкомитетом

правительственного Комитета по военно-морским делам, в августе 1945 г. был

пред­ставлен конгрессу и содержал рекомендации, абсолютно противо­положные

пожеланиям западных и тихоокеанских союзников США. "... I. Установить

доминирующий контроль над бывшими японскими мандатными островами: Маршальскими,

Каролинскими, Мариан­скими... а также над японскими островами Бонин и Рюкю. 2.

Закре­пить особые, существенные права в районах, где американские базы были

созданы на островных территориях союзных наций. 3. Полное право контроля над

Манусом, Нумеа, Эспириту-Санто, Гуадалканал и другими американскими опорными

пунктами, распо­ложенными в местах или на островах, которые являются

подман­датными, или объектом претензий для других наций, должно быть передано

США, так как: а) эти нации не способны защищать " ука­занные острова, б) эти

базы связаны с нашей цепью обороны".142

К концу войны в США все более четко проявлялось глубокое противоречие между

"антиколониалистскими" заявлениями США и реальной ситуацией в бассейне Тихого

океана, а также практиче­ской деятельностью организаций послевоенного

планирования. Усиливались расхождения между союзниками по войне с Японией.

Будущее тихоокеанских территорий, открытая борьба за столом международных

конференций вокруг проблемы опеки стали тем толчком, который обнажил

подлинные устремления американской политики на Тихом океане.

3.2. Политика США в отношении Японии.

Администрация Ф.Рузвельта унаследовала внешнюю полити­ку с ее традиционными

основными направлениями и соответствую­щими им доктринами: Монро в Латинской

Америке, "открытых две­рей" в Азии и изоляционизма в отношении Европы.

Особенно вели­ко было значение изоляционизма, который, возникнув

преимущест­венно как политико-дипломатический принцип, со временем пере­рос в

специфически американский подход к остальному, "неамери­канскому" миру.

Американо-японские противоречия обострились в результате захвата Маньчжурии.

Японская агрессия, подрывавшая отстаивае­мый США в Азии с конца XiX века

принцип "открытых дверей" и соз­данную с их участием Вашингтонскую систему,

оказала существен­ное воздействие на последующую политику правительства

Соеди­ненных Штатов. Положение на Дальнем Востоке явилось предме­том

обсуждения уже на втором заседании кабинета, причем Руз­вельт говорил о

возможности войны с Японией. Все же решено бы­ло не идти дальше "доктрины

непризнания" (1932г.), которая огра­ничивалась юридическим непризнанием

насильственного измене­ния статус-кво в этом районе.

В политико-дипломатическом соперничестве на Дальнем Востоке США использовали

соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции 1921-1922 г., и Пакт

против войны 1928 г., в нарушении которых они обвиняли Японию. Неоднократные

их про­тесты вызывали японские действия в Китае, территориальная

дея­тельность которого декларировалась Договором девяти держав 1922 г. Они

давали знать Японии, что несоблюдение вашингтонских соглашений может привести

к американскому решению отказаться от ограничений, которые налагались этими

соглашениями на воен­но-морское строительство, цель политики США в отношении

Японии заключалась в стремлении как можно дольше оттянуть открытый конфликт с

ней. Когда 24 марта 1934 года США приняли закон, о предоставлении через 10

лет независимости Филиппинам, то Япо­ния интерпретировала в свою пользу

предстоящий уход американ­цев. Объявив в декларации Амо (апрель 1934 г.) себя

единствен­ным арбитром в китайском вопросе, Япония даже не реагировала на

американский протест.

По мере осложнения ситуации в Европе США лишь укрепля­лись в своем стремлении

к достижению компромисса с Японией. Отсюда фактическое поощрение Соединенными

Штатами японской агрессии, получавшее выражение в американо-японской

торговле, которая обеспечивала Японии более половины необходимых ей во­енно-

стратегических материалов. В самих США этот правительст­венный курс оказался

под огнем критики общественности. Общест­венные организации, включая

профсоюзы, а также представители деловых кругов принимали резолюции с

осуждением Японии и тре­бовали бойкота японских товаров.

С началом японской агрессии в Китай правительство США встало перед дилеммой:

какую выбрать политику в отношении аг­рессора - определить Японию как

такового и тем самым запустить механизм закона о нейтралитете, либо смотреть

на действия японцев "сквозь пальцы". Предлогом для отказа от применения

закона о нейтралитете в японо-китайской войне послужило то, что японский

агрессор войны формально не объявлял. Подобной позицией США добивались

одновременно нескольких целей. Хотя они и осуждали действия Японии, тем не

менее старались не обострять отношения. Встав на путь "умиротворения" Японии,

США надеялись этим огра­ничить ее экспансию и отсрочить вооруженный

американо-японский конфликт. Неприменение нейтралитета позволило продолжать

япо­но-американскую торговлю, в которой были заинтересованы неко­торые

монополии. Благодаря этому, Япония еще долго импортиро­вала из США столь

нужное ей стратегическое сырье (нефть, ме­талл).

В результате внезапного нападения японцев на Перл-Харбор и беспечности

командования США американский флот понес круп­ные потери. Одновременно

вооруженные силы Японии атаковали острова Гуам, Уэйк, Мидуэй, и предприняли

широкое наступление в Юго-Восточной Азии. 8 декабря 1941 года японская авиация

под­вергла бомбардировке американские аэродромы и военно-морскую базу Кавите на

острове Лусон. В Вашингтоне не предвидели подоб­ного развития событий. Долгие

годы руководители США строили свои расчеты на военном столкновении Японии с

СССР, полагая возможным и японское нападение на британские владения, даже

ожидая этого. А под прикрытием дипломатических переговоров ве­лась подготовка

обеих сторон к войне. Но США хотели вступить в нее как можно позже, причем там

и тогда, где наступит более бла­гоприятный для них стратегический момент. Они

стремились выиг­рать время для создания более сильной армии, флота и авиации.

Столкновение экономических, торговых и политических интересов между Японией и

США привело к вооруженному конфликту. Японская атака на Перл-Харбор показала

ошибочность расчетов амери­канского руководства и положила конец нейтралитету

США. По об­разному выражению сенатора У.Брукса "изоляционизм затонул в

Перл-Харборе".143

Летом 1943 г. военно-морское министерство США наметило широкую программу

строительства военных баз на Тихом океане. Было предложено аннексировать все

мандатные острова Японии. Выступая в начале января 1944 года в Конгрессе,

министр военного флота У. Нокс заявил: "Вопрос о заморских базах и их

укреплении входит в общую систему будущей стратегии. С созданием тихооке­анских

военных баз США смогут проводить глобальную страте­гию".144 9 марта

в сенатской комиссии по иностранным делам он же доказывал необходимость

сохранения Соединенными Штатами по­сле войны Каролинских, Маршалловых и

Марианских островов, ко­торые, по его словам, должны быть переданы Соединенным

Шта­там как доминирующей морской державе на Тихом океане. Такого же мнения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты