британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились
благоприятные перспективы окончания войны, встречались с неудовлетворением не
только свободных от связей с британской короной американскими монополиями, но
и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в
"антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира.
Дальновидные американские политики отмечали прогрессивные изменения в
настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в
Вашингтон государственному секретарю (26-го октября 1943 года) о планах
англичан в Азии. Его донесение об итогах беседы второго секретаря
американского посольства в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы
пропаганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики
положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой
войне в Азии; Россия оккупирует Маньчжурию а Корея станет королевством;
американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь
сравнительно небольшой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не
будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера против Советского
Союза. Среди английских официальных лиц в Новом Дели, по сведениям
американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии
является восстановление и распространение британских имперских интересов.
102
Английской точке зрения, базирующейся на необходимом условии сохранения
британской империи, американская дипломатия противопоставила свои задачи: "В
умах большинства американцев лучший мир связывается с устранением колониальных
империй. Имеет место весьма реальная опасность того, что в результате
существующей среди американского народа точки зрения об обмане американцев
британским империализмом, США вновь станут проводить изоляционистскую политику.
Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути изоляционизма, она должна
предоставить нам некоторую свободу осуществлять нашу собственную политику в
Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали американскому дипломату
Дэвису, политическому советнику Стилуэлла. Вашингтон внимательно следил за
планами своих западных союзников в Юго-Восточной Азии; не напрасно президент
просил своего представителя Хэрли ставить его в известность относительно
деятельности англичан, французов и голландцев в Юго-Восточной Азии.104
Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной дипломатии, в
переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г. резко
активизировалась деятельность американской разведки на территориях колониальных
империй Запада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на аэродроме в
Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все восемь месяцев штаб
по аттестации американских агентов находился на Цейлоне.105
Английские лидеры предпочитали не полагаться на обещания США сохранить верность
союзнику, а практическими мерами в области военной стратегии решили бороться за
сохранение своих позиций на Тихом океане. Перед ними стал вопрос: когда, в
каком количестве Англия должна направить на Тихий океан военно-морские силы,
сухопутные войска, авиацию и транспортные средства для действия на левом
фланге американских вооруженных сил в юго-западной части Тихого океана с базой
в Австралии. Начальники английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет
приступить к крупным десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев
после разгрома Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить
Лондон. Там родился план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в
сторону Малайи и Голландской Индии.107 Черчиллю претило
использовать английские вооруженные силы на второстепенных ролях у американцев
на Тихом океане, он был горячим сторонником плана самостоятельных действий по
возвращению колоний. Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами
верховной ставки англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме.
Он упорно настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и
для обеспечения американского продвижения на запад к району Формозы (Тайвань),
Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли
решение: при продолжающемся наступлении генерала Макартура к Филиппинам,
основную атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к
Формозе. США полностью взяли инициативу на Тихом океане, а англичанам ничего
не оставалось делать, как согласиться с доводам американской стороны. 13
февраля 1944 г. Рузвельт з своем послании премьеру охладил пыл английских
стратегов: он сообщил, что английские силы на Тихом океане не нужны до лета
1945 г.109
Решимость англичан принять как можно большее участие в "освобождении" Азии
крепла с каждым месяцем военных действий. Гарольд Батлер в секретном
меморандуме командованию Юго-Восточной Азии писал: "...Если американское
общественное мнение будет считать, что Англия принимала значительное участие в
войне против Японии, то, оно, вероятно проявит более благожелательное
отношение к нашим требованиям во время заключения мира. До настоящего времени
существует мнение, что она пытается большую часть тягот свалить на Америку...".
Англичане опасались, что в последующие годы США скажут им: "Мы пришли к вам на
помощь в Европе, а вы предоставили нам одним кончать с Японией".110
Эти опасения толкали Черчилля к призывам вернуть "на поле боя" английские
владения на Дальнем Востоке, а не дожидаться, чтобы их возвратили за столом
мирных переговоров. Британский премьер рассматривал удар по Рангуну как
предварительную подготовку к крупному наступлению на Сингапур. Он считал, что
"только ^захват Сингапура восстановит престиж Англии в этом районе".111
В январе 1944 г. между Стилуэллом и Маунтбеттеном было достигнуто соглашение на
участие в бирманской компании го-миньдановских войск, сосредоточенных в Юньане.
Маунтбеттен от имени командования послал письма Рузвельту и Черчиллю с просьбой
оказать влияние на Чан Кайши. В критическое для союзников время военных
действий на Тихом океане Рузвельту пришлось подписать солидное количество
посланий к Чунцинскому правителю, во многих из них содержались попытки
заставить последнего обращать больше внимания бирманскому театру военных
действий. Чаще всего Чан Кайши ловко удавалось уклоняться от ответа или
ограничиваться молчанием. Большинство отказов из Чунцина направить в Бирму
войска официально объяснялись его чрезмерной "занятостью", "борьбой с
коммунистами и подготовкой к отражению готовящегося наступления японцев в
районе Хань-Лоян".112 Пока американские политики и стратеги
уговаривали Чун-цин, японцы в то время не предавались успокоению; японские
войска, форсировав реку Чиндзин, вторглись в Ассам и Манипур, начали
наступление на Индию. Вашингтон не мог оставаться нейтральным перед лицом
непослушания в Чунцине: в январе 1944 г. Рузвельт поставил в известность Чан
Кай-ши, что если гоминьда-новцы не начнут наступления из Юнаня, то он прекратит
оказание Китаю помощи по ленд-лизу; об этом же напоминал Маршалл; 3 апреля
Рузвельт вынужден был прибегнуть к помощи радио, чтобы повторить свои доводы о
необходимости большего внимания к Бирме.
Под усиленным давлением из Вашингтона Чан Кай-ши вынужден был отступить, его
армия под руководством американского командования активизировала военные
действия в Бирме. В августе 1944 г. была отбита Митчина. США прославляли
победу американского и китайского оружия; для Вашингтона эта победа должна
была служить новым доказательством вклада США в дело освобождения британских
колоний. Но осенью 1944 г. фортуна изменила американским стратегам на
китайском театре военных действий. В марте 1944 г. японское командование,
стремившееся компенсировать в Китае неудачи на других фронтах, приняло
широкое наступление против гоминьдановских войск. Их расчет состоял в том,
чтобы, заняв удобные плацдармы на территории Китая, затянуть войну на Тихом
океане и попытаться договориться с правящими кругами США о компромиссном
мире.
Наступление японских войск было весьма успешным. За 8 месяцев оккупанты
овладели значительной частью территорий провинций Хэнань, Хунань, Гуанси,
Гуандун, Фуцзянь и, повернув на запад, вступили в провинцию Гуйчжоу; в ходе
наступления японцы захватили целый ряд американских аэродромов. Разгромленный
гоминьдановский фронт не представлял для японских частей серьезной силы.
Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в Вашингтоне о положении чанкайшистского
правительства: "Что касается его (Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он
придерживается реакционной политики однопартийного правительства и подавлением
демократической мысли агентами особой службы Чан Кайши".113
Американских политиков не могло не взволновать тревожное положение, в котором
оказался Гоминдан. 20 июня 1944 г. в Чунцин срочно прибыл вице-президент США
Генри Уоллес. Поездка одного из ведущих государственных деятелей США в Китай
имела целью определить возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри
Уоллес одобрил посылку в северные районы Китая специальной группы обследования.
Эта группа должна была посвятить себя собиранию разведывательных сведений как
о японцах, так и о силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы,
находясь в освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пути к
взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной
помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС,
рассматривали политическое положение в Китае в тесной связи с развитием
военных событий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока
такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан
Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время
вице-президент США выразил уверенность в том, что президент предпримет
решительные шаги с целью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном
Китае.
В военных кругах имело место серьезное беспокойство за судьбы китайского
театра военных действий. Перед лицом серьезных попыток Японии затянуть войну
и добиться для себя наиболее выгодного ее окончания, правительственные и
военные круги США не могла не интересовать возможность усиления
эффективности китайского театра военных действий. Подобная возможность могла
быть претворена в действительность лишь при условии мобилизации всех сил
Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от блокирования
освобожденных районов. Из этого исходил Объединенный комитет начальников
штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор, пока все
ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут
включены в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет
продолжать военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления
подобных планов подходящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший
боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремившийся к
сотрудничеству с ними ради достижения победы над Японией. Именно его
рекомендовал Объединенный Комитет начальников штабов как подходящего
руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией
военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в
Китае произошли существенные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал
приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в качестве
личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 октября после
отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен
генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла
Кларенса Гаусса. Таким образом, окончательно победила точка зрения тех
империалистических кругов в США, которые начали в своей политике по отношению
к Китаю считаться главным образом с "политическими соображениями".
После перелома в ходе второй мировой войны правящие круги США подчинили
послевоенное планирование задачам американской экспансии в страны Тихого
океана. Политические соображения, имевшие в виду установление американского
господства в Азии, прежде всего в Китае, стали определять и военную
стратегию США. Все силы правящие круги США направили на то, чтобы самым
решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой Чан Кайши,
стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач антияпонской войны
с осуществлением планов
угодного американскому империализму послевоенного устройства на всей
китайской территории.
Когда политический барометр стал показывать приближение победы над державами
Оси, американская буржуазия все чаще ощущала себя в состоянии
неподготовленности к своей послевоенной роли в Азии. Наиболее решительных
деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и публично
пропагандируемая программа "экономической гегемонии без политической
аннексии". В США до пору до времени предпочитали не раскрывать карты
относительно аннексионистских планов на Тихом океане. Специалисты
госдепартамента понимали, что открытое провозглашение проектов аннексии
тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько полезна,
сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время
американский военно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым
колониальным захватам.
Военное и военно-морское ведомство, считавшиеся больше с силой, чем с
условностями дипломатического порядка, интересовались, прежде всего,
практическими мерами по оккупации тихоокеанских территорий. Военно-морское
ведомство США видело в оккупации островов от Перл-Харбора до южных подступов к
Японии заманчивые перспективы для создания в этом районе беспрерывной цепи
военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк рассматривались в качестве
перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с давнишними намерениями
американского морского ведомства должен был стать крепостью в океане; остров
Палау намечалось использовать как промежуточное звено между Гуамом и
Филиппинами. Армейская и военно-морская служба США даже учредили специальные
органы по военному управлению гражданскими делами на оккупированных
территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении
главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1
апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был
организован отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в
согласии, проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией
различных районов."'
После мартовского решения 1943 г. Объединенного комитета начальников штабов
ОРПХ приступило, наконец, к планированию работы военной администрации для
конкретных районов. Планирование осуществлялось на базе школы при
Колумбийском университете. К апрелю 1943 г. подготовительная работа велась в
основном по проблемам, связанными с районами Дальнего Востока и Юго-
Восточной Азии.
Для работы в военной администрации на территории оккупированных районов
Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии прошли специальную подготовку в
Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил США, закончили
специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете 1.333 офицера
военно-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей школе разведки
военно-морского ведомства. Им вменялась обязанность проводить разведывательную
работу в аппарате военной администрации. 1.615 военно-морских офицеров приняло
участие в работе военной администрации, в годы второй мировой войны.118
К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планирования в юрисдикцию
которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань, Курильский
архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4. Филиппины.
5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие органы не
ограничивались подготовкой к оккупации японских владений, а приступили к
изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на запрос Управления
гражданской администрации Военного министерства (Civil Affairs Division of the
war Department) и отдела оккупированных территорий Военно-морского
министерства (The occupied. Areas Section of the Navy Department) к февралю
1944 г. Госдепартамент начал готовить проекты официальных заявлений по
вопросам, касающимся оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка официальных
заявлений по проблемам, связанным с будущей оккупацией территорий Дальнего
Востока, а затем и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как
этого бы желали в военном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала
проявлять заметное беспокойство по поводу будущего своих колониальных
владений.120 Американское командование, стремясь избежать лишних
хлопот в неоккупированных районах, передало контроль прежней колониальной
администрации. Из последнего извлекалась двоякая польза: с одной стороны,
облегчалась борьба с освободительным движением, с другой - сглаживались трения
между заинтересованными державами.
Макартур требовал со все возрастающей настойчивостью принятия в Вашингтоне
директивы, которая давала бы ему, как главнокомандующему, право контролировать
высшую власть на Филиппинах не только во время военных операций, но и в период
послевоенной гражданской администрации. Глава отдела по филиппинским делам
госдепартамента Локарт в феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение
Кэсона на Филиппины в обществе своего патрона - Макартура.121
Последний предпочитал поддерживать прямые контакты непосредственно с лидерами
филиппинского эмигрантского правительства в США и по возможности не впутывал в
свои: дела госдепартаментских чиновников. Для осуществления своей миссии на
Филиппинах Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными
силами. В Индонезии военное командование США часто предпочитало действовать в
духе рекомендаций Госдепартамента, считавшего необходимым использовать
голландскую администрацию сразу же после вступления на индонезийские острова. В
штабе Макартура нашла приют т.н. Гражданская администрация (The Netherlands
indies Civii Affaiers Administration, NICA). В марте 1944 г. Макартур
встретился с представителем голландской администрации в колонии Ван Мооком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12