Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились

благоприятные перспективы окончания вой­ны, встречались с неудовлетворением не

только свободных от свя­зей с британской короной американскими монополиями, но

и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в

"антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира.

Дальновидные американские политики отмечали прогрессив­ные изменения в

настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в

Вашингтон государственному секрета­рю (26-го октября 1943 года) о планах

англичан в Азии. Его донесе­ние об итогах беседы второго секретаря

американского посольст­ва в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы

пропа­ганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики

положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой

войне в Азии; Россия оккупирует Мань­чжурию а Корея станет королевством;

американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь

сравнительно не­большой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не

будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера про­тив Советского

Союза. Среди английских официальных лиц в Но­вом Дели, по сведениям

американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии

является восстановление и распространение британских имперских интересов.

102

Английской точке зрения, базирующейся на необходимом ус­ловии сохранения

британской империи, американская дипломатия противопоставила свои задачи: "В

умах большинства американцев лучший мир связывается с устранением колониальных

империй. Имеет место весьма реальная опасность того, что в результате

существующей среди американского народа точки зрения об обма­не американцев

британским империализмом, США вновь станут проводить изоляционистскую политику.

Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути изоляционизма, она должна

предоста­вить нам некоторую свободу осуществлять нашу собственную политику в

Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали американско­му дипломату

Дэвису, политическому советнику Стилуэлла. Ва­шингтон внимательно следил за

планами своих западных союзни­ков в Юго-Восточной Азии; не напрасно президент

просил своего представителя Хэрли ставить его в известность относительно

дея­тельности англичан, французов и голландцев в Юго-Восточной Азии.104

Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной дипломатии, в

переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г. резко

активизировалась деятельность американской разведки на территориях колониальных

империй За­пада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на аэродроме в

Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все во­семь месяцев штаб

по аттестации американских агентов нахо­дился на Цейлоне.105

Английские лидеры предпочитали не полагаться на обеща­ния США сохранить верность

союзнику, а практическими мерами в области военной стратегии решили бороться за

сохранение своих позиций на Тихом океане. Перед ними стал вопрос: когда, в

каком количестве Англия должна направить на Тихий океан военно-морские силы,

сухопутные войска, авиацию и транспортные сред­ства для действия на левом

фланге американских вооруженных сил в юго-западной части Тихого океана с базой

в Австралии. Началь­ники английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет

приступить к крупным десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев

после разгрома Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить

Лондон. Там родился план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в

сторону Малайи и Голланд­ской Индии.107 Черчиллю претило

использовать английские вооруженные силы на второстепенных ролях у американцев

на Тихом океане, он был горячим сторонником плана самостоятельных дей­ствий по

возвращению колоний. Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами

верховной ставки англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме.

Он упорно настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и

для обеспечения американского продвижения на запад к району Формо­зы (Тайвань),

Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли

решение: при продолжающемся наступлении ге­нерала Макартура к Филиппинам,

основную атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к

Формозе. США полно­стью взяли инициативу на Тихом океане, а англичанам ничего

не оставалось делать, как согласиться с доводам американской сто­роны. 13

февраля 1944 г. Рузвельт з своем послании премьеру охладил пыл английских

стратегов: он сообщил, что английские си­лы на Тихом океане не нужны до лета

1945 г.109

Решимость англичан принять как можно большее участие в "освобождении" Азии

крепла с каждым месяцем военных действий. Гарольд Батлер в секретном

меморандуме командованию Юго-Восточной Азии писал: "...Если американское

общественное мне­ние будет считать, что Англия принимала значительное участие в

войне против Японии, то, оно, вероятно проявит более благожела­тельное

отношение к нашим требованиям во время заключения ми­ра. До настоящего времени

существует мнение, что она пытается большую часть тягот свалить на Америку...".

Англичане опасались, что в последующие годы США скажут им: "Мы пришли к вам на

по­мощь в Европе, а вы предоставили нам одним кончать с Япони­ей".110

Эти опасения толкали Черчилля к призывам вернуть "на по­ле боя" английские

владения на Дальнем Востоке, а не дожидаться, чтобы их возвратили за столом

мирных переговоров. Британский премьер рассматривал удар по Рангуну как

предварительную под­готовку к крупному наступлению на Сингапур. Он считал, что

"толь­ко ^захват Сингапура восстановит престиж Англии в этом районе".111

В январе 1944 г. между Стилуэллом и Маунтбеттеном было достигнуто соглашение на

участие в бирманской компании го-миньдановских войск, сосредоточенных в Юньане.

Маунтбеттен от имени командования послал письма Рузвельту и Черчиллю с просьбой

оказать влияние на Чан Кайши. В критическое для союз­ников время военных

действий на Тихом океане Рузвельту при­шлось подписать солидное количество

посланий к Чунцинскому правителю, во многих из них содержались попытки

заставить по­следнего обращать больше внимания бирманскому театру воен­ных

действий. Чаще всего Чан Кайши ловко удавалось уклоняться от ответа или

ограничиваться молчанием. Большинство отказов из Чунцина направить в Бирму

войска официально объяснялись его чрезмерной "занятостью", "борьбой с

коммунистами и подготовкой к отражению готовящегося наступления японцев в

районе Хань-Лоян".112 Пока американские политики и стратеги

уговаривали Чун-цин, японцы в то время не предавались успокоению; японские

войска, форсировав реку Чиндзин, вторглись в Ассам и Манипур, начали

наступление на Индию. Вашингтон не мог оставаться ней­тральным перед лицом

непослушания в Чунцине: в январе 1944 г. Рузвельт поставил в известность Чан

Кай-ши, что если гоминьда-новцы не начнут наступления из Юнаня, то он прекратит

оказание Китаю помощи по ленд-лизу; об этом же напоминал Маршалл; 3 апреля

Рузвельт вынужден был прибегнуть к помощи радио, чтобы повторить свои доводы о

необходимости большего внимания к Бирме.

Под усиленным давлением из Вашингтона Чан Кай-ши выну­жден был отступить, его

армия под руководством американского командования активизировала военные

действия в Бирме. В авгу­сте 1944 г. была отбита Митчина. США прославляли

победу аме­риканского и китайского оружия; для Вашингтона эта победа долж­на

была служить новым доказательством вклада США в дело осво­бождения британских

колоний. Но осенью 1944 г. фортуна измени­ла американским стратегам на

китайском театре военных действий. В марте 1944 г. японское командование,

стремившееся компенси­ровать в Китае неудачи на других фронтах, приняло

широкое на­ступление против гоминьдановских войск. Их расчет состоял в том,

чтобы, заняв удобные плацдармы на территории Китая, затянуть войну на Тихом

океане и попытаться договориться с правящими кругами США о компромиссном

мире.

Наступление японских войск было весьма успешным. За 8 месяцев оккупанты

овладели значительной частью территорий про­винций Хэнань, Хунань, Гуанси,

Гуандун, Фуцзянь и, повернув на запад, вступили в провинцию Гуйчжоу; в ходе

наступления японцы захватили целый ряд американских аэродромов. Разгромленный

гоминьдановский фронт не представлял для японских частей серь­езной силы.

Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в Вашингтоне о по­ложении чанкайшистского

правительства: "Что касается его (Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он

придерживается реакцион­ной политики однопартийного правительства и подавлением

демо­кратической мысли агентами особой службы Чан Кайши".113

Амери­канских политиков не могло не взволновать тревожное положение, в котором

оказался Гоминдан. 20 июня 1944 г. в Чунцин срочно при­был вице-президент США

Генри Уоллес. Поездка одного из ведущих государственных деятелей США в Китай

имела целью опре­делить возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри

Уоллес одобрил посылку в северные районы Китая специальной группы обследования.

Эта группа должна была посвятить себя со­биранию разведывательных сведений как

о японцах, так и о силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы,

находясь в освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пу­ти к

взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной

помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС,

рассматривали политиче­ское положение в Китае в тесной связи с развитием

военных собы­тий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока

такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан

Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время

вице-президент США выразил уверен­ность в том, что президент предпримет

решительные шаги с це­лью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном

Ки­тае.

В военных кругах имело место серьезное беспокойство за судьбы китайского

театра военных действий. Перед лицом серьез­ных попыток Японии затянуть войну

и добиться для себя наибо­лее выгодного ее окончания, правительственные и

военные круги США не могла не интересовать возможность усиления

эффектив­ности китайского театра военных действий. Подобная возможность могла

быть претворена в действительность лишь при условии мо­билизации всех сил

Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от блокирования

освобожденных районов. Из этого ис­ходил Объединенный комитет начальников

штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор, пока все

ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут

включены в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет

продолжать военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления

подобных планов подхо­дящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший

боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремив­шийся к

сотрудничеству с ними ради достижения победы над Япо­нией. Именно его

рекомендовал Объединенный Комитет началь­ников штабов как подходящего

руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией

военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в

Китае произошли су­щественные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал

приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в каче­стве

личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 ок­тября после

отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен

генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла

Кларенса Гаусса. Та­ким образом, окончательно победила точка зрения тех

империали­стических кругов в США, которые начали в своей политике по от­ношению

к Китаю считаться главным образом с "политическими со­ображениями".

После перелома в ходе второй мировой войны правящие круги США подчинили

послевоенное планирование задачам амери­канской экспансии в страны Тихого

океана. Политические сообра­жения, имевшие в виду установление американского

господства в Азии, прежде всего в Китае, стали определять и военную

страте­гию США. Все силы правящие круги США направили на то, чтобы самым

решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой Чан Кайши,

стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач антияпонской войны

с осуществлением планов

угодного американскому империализму послевоенного устройства на всей

китайской территории.

Когда политический барометр стал показывать приближение победы над державами

Оси, американская буржуазия все чаще ощущала себя в состоянии

неподготовленности к своей послевоен­ной роли в Азии. Наиболее решительных

деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и публично

пропаганди­руемая программа "экономической гегемонии без политической

ан­нексии". В США до пору до времени предпочитали не раскрывать карты

относительно аннексионистских планов на Тихом океане. Специалисты

госдепартамента понимали, что открытое провозгла­шение проектов аннексии

тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько полезна,

сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время

американский во­енно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым

коло­ниальным захватам.

Военное и военно-морское ведомство, считавшиеся больше с силой, чем с

условностями дипломатического порядка, интересо­вались, прежде всего,

практическими мерами по оккупации тихо­океанских территорий. Военно-морское

ведомство США видело в оккупации островов от Перл-Харбора до южных подступов к

Японии заманчивые перспективы для создания в этом районе беспрерыв­ной цепи

военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк рассматривались в качестве

перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с дав­нишними намерениями

американского морского ведомства должен был стать крепостью в океане; остров

Палау намечалось использо­вать как промежуточное звено между Гуамом и

Филиппинами. Ар­мейская и военно-морская служба США даже учредили специальные

органы по военному управлению гражданскими делами на ок­купированных

территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении

главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1

апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был

органи­зован отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в

согласии, проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией

различных районов."'

После мартовского решения 1943 г. Объединенного комитета начальников штабов

ОРПХ приступило, наконец, к планированию работы военной администрации для

конкретных районов. Планиро­вание осуществлялось на базе школы при

Колумбийском универси­тете. К апрелю 1943 г. подготовительная работа велась в

основ­ном по проблемам, связанными с районами Дальнего Востока и Юго-

Восточной Азии.

Для работы в военной администрации на территории оккупи­рованных районов

Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии про­шли специальную подготовку в

Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил США, закончили

специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете 1.333 офицера

воен­но-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей школе разведки

военно-морского ведомства. Им вменялась обя­занность проводить разведывательную

работу в аппарате воен­ной администрации. 1.615 военно-морских офицеров приняло

уча­стие в работе военной администрации, в годы второй мировой войны.118

К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планиро­вания в юрисдикцию

которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань, Курильский

архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4. Филиппины.

5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие органы не

ограничивались под­готовкой к оккупации японских владений, а приступили к

изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на запрос Управления

гражданской администрации Военного министерства (Civil Affairs Division of the

war Department) и отдела оккупирован­ных территорий Военно-морского

министерства (The occupied. Ar­eas Section of the Navy Department) к февралю

1944 г. Госдепарта­мент начал готовить проекты официальных заявлений по

вопросам, касающимся оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка офи­циальных

заявлений по проблемам, связанным с будущей оккупа­цией территорий Дальнего

Востока, а затем и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как

этого бы желали в воен­ном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала

прояв­лять заметное беспокойство по поводу будущего своих колони­альных

владений.120 Американское командование, стремясь избе­жать лишних

хлопот в неоккупированных районах, передало кон­троль прежней колониальной

администрации. Из последнего из­влекалась двоякая польза: с одной стороны,

облегчалась борьба с освободительным движением, с другой - сглаживались трения

ме­жду заинтересованными державами.

Макартур требовал со все возрастающей настойчивостью принятия в Вашингтоне

директивы, которая давала бы ему, как главнокомандующему, право контролировать

высшую власть на Филиппинах не только во время военных операций, но и в период

послевоенной гражданской администрации. Глава отдела по фи­липпинским делам

госдепартамента Локарт в феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение

Кэсона на Филиппины в общест­ве своего патрона - Макартура.121

Последний предпочитал поддер­живать прямые контакты непосредственно с лидерами

филиппинского эмигрантского правительства в США и по возможности не впу­тывал в

свои: дела госдепартаментских чиновников. Для осущест­вления своей миссии на

Филиппинах Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными

силами. В Индонезии воен­ное командование США часто предпочитало действовать в

духе ре­комендаций Госдепартамента, считавшего необходимым исполь­зовать

голландскую администрацию сразу же после вступления на индонезийские острова. В

штабе Макартура нашла приют т.н. Граж­данская администрация (The Netherlands

indies Civii Affaiers Administration, NICA). В марте 1944 г. Макартур

встретился с пред­ставителем голландской администрации в колонии Ван Мооком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты