Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

лет японцы использовали сырьевые ресурсы на этой территории, эксплуатировали

корейское население и пре­вращали страну в военный плацдарм, в базу для

военно-морских сил. Проводилась политика полной колонизации Кореи. Террором,

мероприятиями т.н. "ассимиляции" населения Кореи японские за­хватчики

стремились максимально использовать богатства корей­ского народа, людские

ресурсы страны для нужд империалистиче­ской войны. В экономике колониальной

Кореи хозяйничали япон­ские концерны Аюкова, Мицуи, Мицубиси, Сумито, Ясуда,

Дайоти и др. Участие Японии в "антикоминтерновском пакте" и тройственном

союзе, враждебные по отношению к СССР провокации японской военщины, наконец,

постоянная угроза дальневосточным границам Советского Союза со стороны Японии

требовала от Советского правительства принятия определенных мер.

Эти меры и были официально одобрены союзниками на Ялтинской конференции.

Противники Ф. Рузвельта, уже тогда го­товили месть против величайшего

реалиста в политике XX века, обвинив президента в том, будто в вопросах

дальневосточной политики последний смотрел сквозь "красные" очки. Нет, не

"ошиб­ся", не случайность, а объективные условия привели Ф.Рузвельта к

решению о целесообразности привлечения СССР к войне на Тихом океане. Эти

объективные условия - победы Советской Армии в Ев­ропе, международный

авторитет Советского Союза.

Весной 1945 года некоторые государственные деятели США начали вести подкоп под

союзнические обязательства на Дальнем Востоке. Они поставили под сомнение

содержание термина "безо­говорочная капитуляция" в отношении Японии, принятого

первона­чально членами антифашистской коалиции в качестве основы послевоенной

дальневосточной политики. 1-го мая 1945 г. военно-морской министр Форрестол,

выступая перед представителями ми­нистерства иностранных дел и военного

ведомства призвал слу­шателей обратить внимание на политические цели США в

районе Дальнего Востока. Форрестол публично задал вопрос: "какая страна -

Япония или Китай будут выполнять роль "сдерживающей" силы на Дальнем Востоке?"

66. Заместитель государственного секре­таря примыкал к Форрестолу,

привнося в эту группу умение и опыт дипломата высшего уровня. Грю не признавал,

например, в качестве необходимого условия осуществления безоговорочной

капитуляции ликвидацию императорской власти в Японии, он тре­бовал сохранить

трон и роль императора, "особенно если импера­тор сможет быть использован

американцами в перспективе". Пре­зиденту понравилась идея Грю, однако он должен

был отклонить это предложение, объяснив свое решение тем, что "союзная

кон­ференция" мешала сделать это. В основе сдержанности прези­дента лежал

военно-стратегический смысл - сознание того, что только вступление Советского

Союза в войну с Японией может обеспечить в короткие сроки разгром сил японской

военщины на материке. Это обстоятельство, конечно, не могло не повлиять на

решения президента не осуществлять односторонние действия, связанные с

провозглашением принципов послевоенной политики в отношении Японии.

Наиболее сильные опасения в среде правительственной ад­министрации были вызваны

возможностью потерять Китай в каче­стве нежелательной для США политической

издержки вступления Советского Союза в войну с Японией. Один из политических

совет­ников посольства США в Китае Джон Дэвис в надежде открыть гла­за

Госдепартаменту на завтрашний день отмечал, что "если Советский Союз, вступив в

войну с Японией, пошлет свои армии в Китай, то для США будет невозможно

завоевать в свою сторону ... китай­ских коммунистов".67

Когда решалась судьба китайской революции, правящие кру­ги США вынашивали планы

подчинения своему влиянию сил на­родно-освободительной армии Китая и

использования в этих целях агентуры Чан Кай-ши. Однако усилия Вашингтона

ослаблялись некоторыми тенденциями среди американских военных и политиков,

аккредитованных в Китае. В конце 1944 г. и начале 1945 г. в сте­нах

американского посольства шла невидимая борьба вокруг того, как лучше укрепить

позиции США в Китае. Обе стороны: американ­ский посол Хэрли - с одной и

американские дипломаты Джон Дэвис и Джон Сэрвис - с другой стороны, работали,

как казалось, в атмо­сфере обоюдного недоверия и несогласия. Расхождения

касались, прежде всего, методов объединения враждующих сторон в Китае. Проект

Хэрли предусматривал оказание Чан Кай-ши как можно большей помощи и поддержки и

необходимость (без давления) по­советовать ему достичь соглашения с

коммунистами. Этот проект основывался на предположении о том, что с мощной

поддержкой со стороны США (при "молчаливом" одобрении со стороны Советско­го

Союза) националистическое правительство Чан Кай-ши сумеет все же поставить

вооруженные силы коммунистов под "объединен­ное командование", руководящую роль

в котором, конечно, будут играть гоминдановские и американские офицеры.

Предполагалось также включение коммунистов в правительство Чан Кай-ши на

ус­ловиях благоприятных для Гоминдана. В результате такой комби­нации появилась

бы ширма, названная в духе времени "коалицион­ным правительством", единственным

назначением которого была необходимость маскировать полный контроль в стране

гоминьдановцев и их американских покровителей.68 Американские

диплома­ты, напротив, считали, что безоговорочная поддержка Чан Кай-ши сделает

генералиссимуса еще более непримиримым и предотвра­тит его соглашение с

коммунистами. Они полагали, что "объедине­ния" можно достичь лишь благодаря

давлению на Чан Кай-ши, вынудив его согласиться с приемлемыми условиями

коммунистов. Американские политические деятели типа Дэвиса и Сэрвиса исхо­дили

из не лишенных здравого смысла предложений; чанкайшист-ское правительство было

нежизненным даже с американской помо­щью, которая не могла иметь высокую

эффективность и, безус­ловно, не могла предполагать вооруженную интервенцию. 7

ноября 1944 г. Дэвис докладывал из Китая результаты своих наблюдений за планами

Чан Кай-ши. По его мнению, генералиссимус в своей политике развязывания

гражданской войны полагался на слишком шаткие основания, на свои, находящиеся в

состоянии разложения вялые легионы, на свою бюрократию, свой "бесплодный

политиче­ский морализм" и те нервирующие заверения из-за рубежа о том, что он

выдержит испытания.69

Более глубокое, чем, пожалуй, у Хэрли, знание китайской действительности не

останавливало противников первого варианта от поддержки проектов "коалиционного

правительства". Они также и, может быть не меньшей степени, чем Хэрли,

задумывались над перспективой создания коалиционного правительства с включением

в него коммунистов, однако с существенным дополнением, отправ­кой военного

снаряжения Красной Армии, что, по мнению амери­канских политиков, должно было

способствовать укреплению поли­тического контакта США с китайскими коммунистами

и изоляции их от Советского Союза. Вместе с опасениями перед возможным

всту­плением Советского Союза в войну на Тихом океане в Вашингтоне усиливалась

тревога за судьбы разлагавшегося режима Чан Кай-ши. 4 января 1945 г. Стеттиниус

докладывал Рузвельту: "Чан Кай-ши оказался перед дилеммой. Коалиция будет

обозначать конец консервативного господства Гоминдана и предоставление

возмож­ности для более сильных и популярных коммунистов распростра­нить свое

влияние там, где возможно контролирует Гоминдан. Провал переговоров с

коммунистами, которые с каждым днем приобретают силу, вызовет опасность

неизбежного падения Го­миндана. Вслед за назначением генерала Ведемейера

командую­щим китайским театром военных действий, а Хэрли - послом США в Китае

последовал целый ряд решительных мер, были предприня­ты усилия с целью

остановить японское наступление. Меры эко­номического порядка внутри Китая

опирались в основном на про­дажную политику Чунцина.70

Вместе с утверждением Управления военного производст­ва, где заглавную роль

играли американские советники, начала действовать американская техническая

миссия. В последнюю вхо­дили пять специалистов по производству стали и один,

видимо, игравший не последнюю роль в деле американского проникновения в страну,

специалист по производству ... алкогольных напитков. В Китай нахлынули

американские военные и дипломаты, промыш­ленники. Но все это было напрасной

тратой сил и средств. Гомин­дан продемонстрировал свое политическое бессилие,

спасти его могло лишь чудо в виде прямого иностранного вмешательства. На это

Вашингтон не мог, решится, - не позволила международная и военно-политическая

обстановка. Другой, не менее важной в ме­ждународно-политическом плане и

непосредственно связанной с перспективой вступления Советского Союза проблемой

была про­блема послевоенного устройства Кореи. Будущее японской колонии

по-прежнему являлось предметом длительных и острых дис­куссий в среде военных и

политических деятелей США. Американ­скому правительству было хорошо известно,

что Советский Союз выступал против пребывания каких-либо иностранных войск на

территории Кореи. Однако Стимсон, игнорируя пожелания своего союзника,

настаивал перед президентом на необходимости дисло­цировать на Корейском

полуострове американские сухопутные вой­ска и части морской пехоты.71

Если дипломатические круги предпо­лагали использовать международную опеку над

Кореей в качестве новой формы колониализма, то военное руководство надеялось

добиться выгодных для себя результатов под флагом "единого союзного

командования".72 Одна из рекомендаций к Потсдаму воен­ного

департамента, одобренных Координационным комитетом го­сударственного, военного,

военно-морского департаментов и Объе­диненным комитетом начальников штабов,

касалась Кореи. В ней, в частности, предусматривалась капитуляция японских

войск в Ко­реи перед советскими войсками - севернее 38 параллели, а юж­нее -

перед войсками США.73 Это положение и было, затем зафик­сировано в

протоколах Потсдамской конференции союзников; "со­ответствующие начальники

штабов согласились принять 38-ю па­раллель в качестве разграничительной линии

военных действий американских и советских войск в Корее".74 По мере

того как идеи национального освобождения в большей степени овладевали ши­рокими

массами китайского и корейского народов, росло и смяте­ние в правящих кругах

США. Руководители американской армии все чаще обращались к рекомендациям

генерального штаба США, где в связи с приближением конца войны Объединенному

комитету на­чальников штабов предписывалось более тщательно следить за

политическими проблемами и за политическим эффектом тех или иных решений.

Сторонники ревизии дальневосточной политики

США из военного департамента США брались за непосильную для себя задачу -

предопределить выгодный для американского импе­риализма исход войны на Тихом

океане, а для большей убеди­тельности подкрепляли свои суждения выводами о том,

что "Россия способна нанести поражение Японии и занять Сахалин, Маньчжу­рию,

Корею, Северный Китай прежде, чем вооруженным силам США представится

возможность оккупировать эти районы.75

В США усиливались настроения за пересмотр дальнево­сточной политики. В своем

письме Макартуру, Маршалл довери­тельно сообщал о существовании в верхах двух

точек зрения по этому вопросу. Сторонники одной точки зрения выступали за

дли­тельные приготовления к операциям широкого масштаба, преду­сматривали

высадку и закрепление в Шаньдуне, Корее или на ост­ровах Цусимского пролива.

Этот план предполагал изоляцию Япо­нии от материка и капитуляцию противника без

вторжения на терри­торию метрополии. Осуществление основных операций при этом

варианте намечалось к 10-му декабря. Сторонники второго вари­анта исходили из

необходимости вторжения на территорию Японии к концу года, их положение

подкреплялось соображениями об ос­лаблении противника его воздушных и

военно-морских сил.76 Ко­мандование США на Тихом океане особенно

интересовал вопрос, когда и где Советская армия начнет свое наступление. Доклад

Объединенного комитета начальников штабов подготовленный еще 2 декабря 1943 г.

предусматривал необходимость специаль­ных приготовлений на случай, если это

событие произойдет. Изу­чение проблем достижения победы над Японией, -

указывалось в докладе, - связано с целым рядом предложений, одно из которых, по

мнению комитета, состоит в том, что "Советский Союз может вступить в борьбу с

Японией вскоре после победы над Германией и наши планы предусматривают, что

всевозможные приготовления должны быть сделаны для того, чтобы умело

воспользоваться этим событием. Дальнейший прогресс будет зависеть от

перегово­ров с Советами". Какие же приготовления, как считали военные,

необходимо было сделать при возможном вступлении Советского Союза в войну на

Дальнем Востоке? Программа комитета включа­ла следующее: "1). Мы настаиваем на

том, чтобы СССР вступил в войну как можно скорее; необходимо опросить их о

времени вступ­ления в войну, о том, что они предполагают делать при

вступле­нии, какую помощь ждут от нас... 4) Мы должны последовательно изучать

положение, чтобы быть готовыми приспособить наши опе­рации всюду, где СССР

вступит в военные действия". Для послед­него предполагалось вступить на

Камчатку и в прибрежные районы Дальнего Востока, захватить и удерживать

северную часть Куриль­ских островов и открыть дорогу по морю в прибрежные

районы.77

5 августа командование США на Тихом океане получило сек­ретное сообщение о том,

что на следующий день будет сброшена атомная бомба на объекты южнее Токио. США

становились на путь атомной дипломатии. 8 августа пришло второе сообщение,

которое несколько ослабило впечатление от первого, - Советский Союз вступил в

войну на Тихом океане. Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г. от имени США

Англии, Китая обратились к Японии с призывом о безоговорочной капитуляции. В

общие политические принципы, которые согласно декларации должны были быть

приме­нены к побежденной Японии, включались, как известно, положения о

соблюдении условий каирской декларации, о лишении Японии плодов агрессии,

восстановление территориальной целостности Китая и независимости Кореи. В то

время когда в залах Потсдамского дворца американские политические деятели и

военные вслух восторгались по поводу декларации о гуманных целях войны против

Японии и прославляли этот документ, государственный аппарат в Вашингтоне

захлестнула антисоветская лихорадка, там активизиро­валась подготовка планов

открытой агрессии в районе Дальнего Востока, а усилия направлялись в основном

на то, чтобы оккупиро­вать основные стратегические пункты на материке, прежде

чем вооруженные силы СССР и народно-освободительной армии нач­нут там военные

действия.78 Военное командование США не огра­ничилось лишь

приказами, а приступило к проверке исполнения принятых решений, оно торопливо

исполняло приказы о переброске своих войск в ключевые порты Китая, внимательно

изучало пла­ны первоочередной оккупации основных районов Дальнего Восто­ка. С

этой целью американский генерал Ведемейер детально обсу­ждал с Чан Кай-ши

проблемы помощи гоминдановскому правитель­ству в овладении территории Китая,

находившейся под контролем Японии. Чан Кай-ши не скрывал от своего собеседника

чувство ве­личайшей самонадеянности, - он говорил: "своевременный захват Пусана

способствовал бы установлению китайского контроля в Ко­рее".79

Конечно для США не были секретом особые планы Чан Кай-ши по отношению к Корее,

деятельность т.н. "временного прави­тельства Кореи" в Чунцине. Американские

политики по-прежнему, как могли, поощряли планы Чан Кай-ши на установление

послево­енного контроля в Корее, надеясь использовать гоминдановскую агентуру.

Отсюда и горячее желание помочь Чунцину укрепить по­зиции Чан Кай-ши перед

лицом вступления Советского Союза в войну с Японией. На заключительной стадии

тихоокеанской войны США и Гоминдан выступили единым фронтом против сил

на­ционально-освободительного движения китайского и корейского народов. В США

стали тщательно разрабатывать планы расшире­ния своего влияния на Дальнем

Востоке. Все они имели резкую им­периалистическую, антидемократическую

направленность.

Глава 3.

Позиция США в определении характера послевоенного устройства в Тихоокеанском

регионе.

3.1. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии.

Дальновидные государственные деятели вполне сознательно шли на укрепление

антифашистской коалиции и считали необходи­мым учитывать позицию Советского

Союза по вопросам послевоен­ного устройства как в Европе, так и в Азии.

Разрастающаяся анти­фашистская борьба народов Китая, Кореи, Филиппин, Малайи,

Ин­донезии, Индокитая, усиливавшаяся тяга народов стран Азии к не­зависимости

приводила американских политиков к заключению:

спасти колониальную систему в прежнем виде они не смогут. В ию­не 1942 г. устами

президента был высказан вывод, к которому при­шли правящие круги США: "... в

конечном счете белые нации не мо­гут надеяться на то, что им удастся сохранить

эти районы в качест­ве колоний"80. Здесь, конечно был и скрытый

смысл - увидеть тор­жество политики "открытых дверей". Для многих

представителей крупнейших монополистических объединений США будущее коло­ний

Запада не выглядело слишком туманным. Опыт господства се­вероамериканского

капитала в Латинской Америке подсказывал США формы и методы замаскированного

вторжения в экономику слаборазвитых стран, подчинения хозяйственной и

политической жизни интересам крупного капитала США. Идея учреждения

специ­альных институтов для "выучки" колониальных народов вызвали волну

беспокойства в Великобритании. Там справедливо усматри­вали в американских

предложениях по опеке угрозу незыблемости Британской империи. Подобная реакция

на предложение США по опеке была вполне оправданна.

С конца 1942 г. американская и английская сторона обме­нивались проектами

заявлений по колониальному вопросу. 9 де­кабря 1942 года находящийся в

состоянии сильной тревоги Воен­ный кабинет принял проект английской декларации

по вопросам бу­дущей колониальной политики. Это мероприятие рассматрива­лось,

по признанию Вудворда, необходимым в связи "с настрое­нием общественного

мнения, в основном в США и некоторого рода туманными идеями американского

президента по опеке"81. Военный кабинет Англии, чувствуя свое

бессилие перед лицом сильного на­жима США, признал целесообразным разработать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты