лет японцы использовали сырьевые ресурсы на этой территории, эксплуатировали
корейское население и превращали страну в военный плацдарм, в базу для
военно-морских сил. Проводилась политика полной колонизации Кореи. Террором,
мероприятиями т.н. "ассимиляции" населения Кореи японские захватчики
стремились максимально использовать богатства корейского народа, людские
ресурсы страны для нужд империалистической войны. В экономике колониальной
Кореи хозяйничали японские концерны Аюкова, Мицуи, Мицубиси, Сумито, Ясуда,
Дайоти и др. Участие Японии в "антикоминтерновском пакте" и тройственном
союзе, враждебные по отношению к СССР провокации японской военщины, наконец,
постоянная угроза дальневосточным границам Советского Союза со стороны Японии
требовала от Советского правительства принятия определенных мер.
Эти меры и были официально одобрены союзниками на Ялтинской конференции.
Противники Ф. Рузвельта, уже тогда готовили месть против величайшего
реалиста в политике XX века, обвинив президента в том, будто в вопросах
дальневосточной политики последний смотрел сквозь "красные" очки. Нет, не
"ошибся", не случайность, а объективные условия привели Ф.Рузвельта к
решению о целесообразности привлечения СССР к войне на Тихом океане. Эти
объективные условия - победы Советской Армии в Европе, международный
авторитет Советского Союза.
Весной 1945 года некоторые государственные деятели США начали вести подкоп под
союзнические обязательства на Дальнем Востоке. Они поставили под сомнение
содержание термина "безоговорочная капитуляция" в отношении Японии, принятого
первоначально членами антифашистской коалиции в качестве основы послевоенной
дальневосточной политики. 1-го мая 1945 г. военно-морской министр Форрестол,
выступая перед представителями министерства иностранных дел и военного
ведомства призвал слушателей обратить внимание на политические цели США в
районе Дальнего Востока. Форрестол публично задал вопрос: "какая страна -
Япония или Китай будут выполнять роль "сдерживающей" силы на Дальнем Востоке?"
66. Заместитель государственного секретаря примыкал к Форрестолу,
привнося в эту группу умение и опыт дипломата высшего уровня. Грю не признавал,
например, в качестве необходимого условия осуществления безоговорочной
капитуляции ликвидацию императорской власти в Японии, он требовал сохранить
трон и роль императора, "особенно если император сможет быть использован
американцами в перспективе". Президенту понравилась идея Грю, однако он должен
был отклонить это предложение, объяснив свое решение тем, что "союзная
конференция" мешала сделать это. В основе сдержанности президента лежал
военно-стратегический смысл - сознание того, что только вступление Советского
Союза в войну с Японией может обеспечить в короткие сроки разгром сил японской
военщины на материке. Это обстоятельство, конечно, не могло не повлиять на
решения президента не осуществлять односторонние действия, связанные с
провозглашением принципов послевоенной политики в отношении Японии.
Наиболее сильные опасения в среде правительственной администрации были вызваны
возможностью потерять Китай в качестве нежелательной для США политической
издержки вступления Советского Союза в войну с Японией. Один из политических
советников посольства США в Китае Джон Дэвис в надежде открыть глаза
Госдепартаменту на завтрашний день отмечал, что "если Советский Союз, вступив в
войну с Японией, пошлет свои армии в Китай, то для США будет невозможно
завоевать в свою сторону ... китайских коммунистов".67
Когда решалась судьба китайской революции, правящие круги США вынашивали планы
подчинения своему влиянию сил народно-освободительной армии Китая и
использования в этих целях агентуры Чан Кай-ши. Однако усилия Вашингтона
ослаблялись некоторыми тенденциями среди американских военных и политиков,
аккредитованных в Китае. В конце 1944 г. и начале 1945 г. в стенах
американского посольства шла невидимая борьба вокруг того, как лучше укрепить
позиции США в Китае. Обе стороны: американский посол Хэрли - с одной и
американские дипломаты Джон Дэвис и Джон Сэрвис - с другой стороны, работали,
как казалось, в атмосфере обоюдного недоверия и несогласия. Расхождения
касались, прежде всего, методов объединения враждующих сторон в Китае. Проект
Хэрли предусматривал оказание Чан Кай-ши как можно большей помощи и поддержки и
необходимость (без давления) посоветовать ему достичь соглашения с
коммунистами. Этот проект основывался на предположении о том, что с мощной
поддержкой со стороны США (при "молчаливом" одобрении со стороны Советского
Союза) националистическое правительство Чан Кай-ши сумеет все же поставить
вооруженные силы коммунистов под "объединенное командование", руководящую роль
в котором, конечно, будут играть гоминдановские и американские офицеры.
Предполагалось также включение коммунистов в правительство Чан Кай-ши на
условиях благоприятных для Гоминдана. В результате такой комбинации появилась
бы ширма, названная в духе времени "коалиционным правительством", единственным
назначением которого была необходимость маскировать полный контроль в стране
гоминьдановцев и их американских покровителей.68 Американские
дипломаты, напротив, считали, что безоговорочная поддержка Чан Кай-ши сделает
генералиссимуса еще более непримиримым и предотвратит его соглашение с
коммунистами. Они полагали, что "объединения" можно достичь лишь благодаря
давлению на Чан Кай-ши, вынудив его согласиться с приемлемыми условиями
коммунистов. Американские политические деятели типа Дэвиса и Сэрвиса исходили
из не лишенных здравого смысла предложений; чанкайшист-ское правительство было
нежизненным даже с американской помощью, которая не могла иметь высокую
эффективность и, безусловно, не могла предполагать вооруженную интервенцию. 7
ноября 1944 г. Дэвис докладывал из Китая результаты своих наблюдений за планами
Чан Кай-ши. По его мнению, генералиссимус в своей политике развязывания
гражданской войны полагался на слишком шаткие основания, на свои, находящиеся в
состоянии разложения вялые легионы, на свою бюрократию, свой "бесплодный
политический морализм" и те нервирующие заверения из-за рубежа о том, что он
выдержит испытания.69
Более глубокое, чем, пожалуй, у Хэрли, знание китайской действительности не
останавливало противников первого варианта от поддержки проектов "коалиционного
правительства". Они также и, может быть не меньшей степени, чем Хэрли,
задумывались над перспективой создания коалиционного правительства с включением
в него коммунистов, однако с существенным дополнением, отправкой военного
снаряжения Красной Армии, что, по мнению американских политиков, должно было
способствовать укреплению политического контакта США с китайскими коммунистами
и изоляции их от Советского Союза. Вместе с опасениями перед возможным
вступлением Советского Союза в войну на Тихом океане в Вашингтоне усиливалась
тревога за судьбы разлагавшегося режима Чан Кай-ши. 4 января 1945 г. Стеттиниус
докладывал Рузвельту: "Чан Кай-ши оказался перед дилеммой. Коалиция будет
обозначать конец консервативного господства Гоминдана и предоставление
возможности для более сильных и популярных коммунистов распространить свое
влияние там, где возможно контролирует Гоминдан. Провал переговоров с
коммунистами, которые с каждым днем приобретают силу, вызовет опасность
неизбежного падения Гоминдана. Вслед за назначением генерала Ведемейера
командующим китайским театром военных действий, а Хэрли - послом США в Китае
последовал целый ряд решительных мер, были предприняты усилия с целью
остановить японское наступление. Меры экономического порядка внутри Китая
опирались в основном на продажную политику Чунцина.70
Вместе с утверждением Управления военного производства, где заглавную роль
играли американские советники, начала действовать американская техническая
миссия. В последнюю входили пять специалистов по производству стали и один,
видимо, игравший не последнюю роль в деле американского проникновения в страну,
специалист по производству ... алкогольных напитков. В Китай нахлынули
американские военные и дипломаты, промышленники. Но все это было напрасной
тратой сил и средств. Гоминдан продемонстрировал свое политическое бессилие,
спасти его могло лишь чудо в виде прямого иностранного вмешательства. На это
Вашингтон не мог, решится, - не позволила международная и военно-политическая
обстановка. Другой, не менее важной в международно-политическом плане и
непосредственно связанной с перспективой вступления Советского Союза проблемой
была проблема послевоенного устройства Кореи. Будущее японской колонии
по-прежнему являлось предметом длительных и острых дискуссий в среде военных и
политических деятелей США. Американскому правительству было хорошо известно,
что Советский Союз выступал против пребывания каких-либо иностранных войск на
территории Кореи. Однако Стимсон, игнорируя пожелания своего союзника,
настаивал перед президентом на необходимости дислоцировать на Корейском
полуострове американские сухопутные войска и части морской пехоты.71
Если дипломатические круги предполагали использовать международную опеку над
Кореей в качестве новой формы колониализма, то военное руководство надеялось
добиться выгодных для себя результатов под флагом "единого союзного
командования".72 Одна из рекомендаций к Потсдаму военного
департамента, одобренных Координационным комитетом государственного, военного,
военно-морского департаментов и Объединенным комитетом начальников штабов,
касалась Кореи. В ней, в частности, предусматривалась капитуляция японских
войск в Кореи перед советскими войсками - севернее 38 параллели, а южнее -
перед войсками США.73 Это положение и было, затем зафиксировано в
протоколах Потсдамской конференции союзников; "соответствующие начальники
штабов согласились принять 38-ю параллель в качестве разграничительной линии
военных действий американских и советских войск в Корее".74 По мере
того как идеи национального освобождения в большей степени овладевали широкими
массами китайского и корейского народов, росло и смятение в правящих кругах
США. Руководители американской армии все чаще обращались к рекомендациям
генерального штаба США, где в связи с приближением конца войны Объединенному
комитету начальников штабов предписывалось более тщательно следить за
политическими проблемами и за политическим эффектом тех или иных решений.
Сторонники ревизии дальневосточной политики
США из военного департамента США брались за непосильную для себя задачу -
предопределить выгодный для американского империализма исход войны на Тихом
океане, а для большей убедительности подкрепляли свои суждения выводами о том,
что "Россия способна нанести поражение Японии и занять Сахалин, Маньчжурию,
Корею, Северный Китай прежде, чем вооруженным силам США представится
возможность оккупировать эти районы.75
В США усиливались настроения за пересмотр дальневосточной политики. В своем
письме Макартуру, Маршалл доверительно сообщал о существовании в верхах двух
точек зрения по этому вопросу. Сторонники одной точки зрения выступали за
длительные приготовления к операциям широкого масштаба, предусматривали
высадку и закрепление в Шаньдуне, Корее или на островах Цусимского пролива.
Этот план предполагал изоляцию Японии от материка и капитуляцию противника без
вторжения на территорию метрополии. Осуществление основных операций при этом
варианте намечалось к 10-му декабря. Сторонники второго варианта исходили из
необходимости вторжения на территорию Японии к концу года, их положение
подкреплялось соображениями об ослаблении противника его воздушных и
военно-морских сил.76 Командование США на Тихом океане особенно
интересовал вопрос, когда и где Советская армия начнет свое наступление. Доклад
Объединенного комитета начальников штабов подготовленный еще 2 декабря 1943 г.
предусматривал необходимость специальных приготовлений на случай, если это
событие произойдет. Изучение проблем достижения победы над Японией, -
указывалось в докладе, - связано с целым рядом предложений, одно из которых, по
мнению комитета, состоит в том, что "Советский Союз может вступить в борьбу с
Японией вскоре после победы над Германией и наши планы предусматривают, что
всевозможные приготовления должны быть сделаны для того, чтобы умело
воспользоваться этим событием. Дальнейший прогресс будет зависеть от
переговоров с Советами". Какие же приготовления, как считали военные,
необходимо было сделать при возможном вступлении Советского Союза в войну на
Дальнем Востоке? Программа комитета включала следующее: "1). Мы настаиваем на
том, чтобы СССР вступил в войну как можно скорее; необходимо опросить их о
времени вступления в войну, о том, что они предполагают делать при
вступлении, какую помощь ждут от нас... 4) Мы должны последовательно изучать
положение, чтобы быть готовыми приспособить наши операции всюду, где СССР
вступит в военные действия". Для последнего предполагалось вступить на
Камчатку и в прибрежные районы Дальнего Востока, захватить и удерживать
северную часть Курильских островов и открыть дорогу по морю в прибрежные
районы.77
5 августа командование США на Тихом океане получило секретное сообщение о том,
что на следующий день будет сброшена атомная бомба на объекты южнее Токио. США
становились на путь атомной дипломатии. 8 августа пришло второе сообщение,
которое несколько ослабило впечатление от первого, - Советский Союз вступил в
войну на Тихом океане. Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г. от имени США
Англии, Китая обратились к Японии с призывом о безоговорочной капитуляции. В
общие политические принципы, которые согласно декларации должны были быть
применены к побежденной Японии, включались, как известно, положения о
соблюдении условий каирской декларации, о лишении Японии плодов агрессии,
восстановление территориальной целостности Китая и независимости Кореи. В то
время когда в залах Потсдамского дворца американские политические деятели и
военные вслух восторгались по поводу декларации о гуманных целях войны против
Японии и прославляли этот документ, государственный аппарат в Вашингтоне
захлестнула антисоветская лихорадка, там активизировалась подготовка планов
открытой агрессии в районе Дальнего Востока, а усилия направлялись в основном
на то, чтобы оккупировать основные стратегические пункты на материке, прежде
чем вооруженные силы СССР и народно-освободительной армии начнут там военные
действия.78 Военное командование США не ограничилось лишь
приказами, а приступило к проверке исполнения принятых решений, оно торопливо
исполняло приказы о переброске своих войск в ключевые порты Китая, внимательно
изучало планы первоочередной оккупации основных районов Дальнего Востока. С
этой целью американский генерал Ведемейер детально обсуждал с Чан Кай-ши
проблемы помощи гоминдановскому правительству в овладении территории Китая,
находившейся под контролем Японии. Чан Кай-ши не скрывал от своего собеседника
чувство величайшей самонадеянности, - он говорил: "своевременный захват Пусана
способствовал бы установлению китайского контроля в Корее".79
Конечно для США не были секретом особые планы Чан Кай-ши по отношению к Корее,
деятельность т.н. "временного правительства Кореи" в Чунцине. Американские
политики по-прежнему, как могли, поощряли планы Чан Кай-ши на установление
послевоенного контроля в Корее, надеясь использовать гоминдановскую агентуру.
Отсюда и горячее желание помочь Чунцину укрепить позиции Чан Кай-ши перед
лицом вступления Советского Союза в войну с Японией. На заключительной стадии
тихоокеанской войны США и Гоминдан выступили единым фронтом против сил
национально-освободительного движения китайского и корейского народов. В США
стали тщательно разрабатывать планы расширения своего влияния на Дальнем
Востоке. Все они имели резкую империалистическую, антидемократическую
направленность.
Глава 3.
Позиция США в определении характера послевоенного устройства в Тихоокеанском
регионе.
3.1. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии.
Дальновидные государственные деятели вполне сознательно шли на укрепление
антифашистской коалиции и считали необходимым учитывать позицию Советского
Союза по вопросам послевоенного устройства как в Европе, так и в Азии.
Разрастающаяся антифашистская борьба народов Китая, Кореи, Филиппин, Малайи,
Индонезии, Индокитая, усиливавшаяся тяга народов стран Азии к независимости
приводила американских политиков к заключению:
спасти колониальную систему в прежнем виде они не смогут. В июне 1942 г. устами
президента был высказан вывод, к которому пришли правящие круги США: "... в
конечном счете белые нации не могут надеяться на то, что им удастся сохранить
эти районы в качестве колоний"80. Здесь, конечно был и скрытый
смысл - увидеть торжество политики "открытых дверей". Для многих
представителей крупнейших монополистических объединений США будущее колоний
Запада не выглядело слишком туманным. Опыт господства североамериканского
капитала в Латинской Америке подсказывал США формы и методы замаскированного
вторжения в экономику слаборазвитых стран, подчинения хозяйственной и
политической жизни интересам крупного капитала США. Идея учреждения
специальных институтов для "выучки" колониальных народов вызвали волну
беспокойства в Великобритании. Там справедливо усматривали в американских
предложениях по опеке угрозу незыблемости Британской империи. Подобная реакция
на предложение США по опеке была вполне оправданна.
С конца 1942 г. американская и английская сторона обменивались проектами
заявлений по колониальному вопросу. 9 декабря 1942 года находящийся в
состоянии сильной тревоги Военный кабинет принял проект английской декларации
по вопросам будущей колониальной политики. Это мероприятие рассматривалось,
по признанию Вудворда, необходимым в связи "с настроением общественного
мнения, в основном в США и некоторого рода туманными идеями американского
президента по опеке"81. Военный кабинет Англии, чувствуя свое
бессилие перед лицом сильного нажима США, признал целесообразным разработать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12