Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

ряд мероприя­тий, которые могли бы амортизировать силу удара, уготовленного

американским союзником в самое сердце Британской империи. Ка­залось, жадность

американцев готова была свести английскую им­перию лишь к британским островам.

Более смелее по отношению к британским интересам Госдепартамент вряд ли мог

поступить, ко­гда включал даже Индию в число стран, к которым США планирова­ли

принять меры по "подготовке к самоуправлению"82.

Излюбленным ходом американской дипломатии были пред­ложения о международной

опеке над колониальными странами, в которой ведущая роль отводилась

Соединенным Штатам. Англия оказалась в состоянии противопоставить

американской идеологии лишь потрепанную легенду о своей цивилизационной

миссии в Азии. Однажды, в разгар военных событий в беседе Ф.Рузвельта и

одного из высокопоставленных наместников английской короны сэ­ра Клиффорда,

были ярко выражены абсолютно противоположные точки зрения на проблемы

американского и английского колониа­лизма. Клиффорд дал следующую

характеристику колониализму США: "Я часто указывал Министерству колоний, что

наша форма

колониализма не отвечает духу времени и что мы должны принять такую колониальную

политику, которой следуют США. Такая поли­тика более практична, чем наша...

система предоставляет колони­зирующей державе все благоприятные удобства, в

которых она ну­ждается, не беря на себя никаких обязательств, не беспокоясь за

политическую администрацию, здравоохранение, образование и др., а так же

обеспечивает источником рабочей силы на месте на основе принципа: бери или

уходи, не затрудняя колонизирующую державу профсоюзными волнениями"83

.

Новые планы США, связанные с предоставлением формаль­ной независимости ряду

колониальных стран наталкивались на упорное противодействие Великобритании.

Заявление Черчилля от 10 ноября 1942 г. довольно часто вспоминалось английскими

поли­тиками как яркий пример настойчивости и твердости защитников ус­тоев

некогда могущественной Британской империи: "Мы намере­ны удержать то, что

является нашей собственностью... Я стал премьер-министром его величества не для

того, чтобы председа­тельствовать при ликвидации Британской империи."84

. Антиколо-ниалистский дух времени, настойчивые требования США учредить в

послевоенном мире систему опеки с целью оказания "помощи колониальным странам в

деле достижения независимости", выну­дили Британию идти на более изощренные

уловки за свои интере­сы. Политика США, проявлявшая в то время известную

дипломати­ческую щепетильность, бесповоротно устремлялась к приобрете­нию

гегемонии в Азии. Такая политика, находилась в противоречии с принципом

самоопределения наций. В глазах американских поли­тиков опека выглядела в

качестве средства закабаления народов. Период опеки имелось в виду использовать

для подготовки социальной базы колониализма. Существенная оговорка Каирской

дек­ларации о предоставлении независимости Корее "в должное время" скрывала

хитроумные маневры американской дипломатии направ­ленной на распространение

после войны своего влияния на коло­ниальные страны. Оговорку "в должное время"

предполагалось ис­пользовать как лазейку для установления в послевоенной Корее

опеки великих держав.

Различного рода проекты организации опеки над районами колониальных империй

Запада и освобождения от японского управления территорий занимали

значительное место в секретных переговорах государственных деятелей США и

Англии. В вопросе об опеке, так же как во многих других вопросах военного и

полити­ческого порядка проявилось острое, казалось, непримиримое

со­перничество колониальных держав за распределение сфер влия­ний, за

главенство в решении вопросов послевоенного урегули­рования. Нужны были

гигантские усилия, чтобы прикрыть корыст­ные замыслы финансово-политических

кругов великих держав.

Коренные изменения в ходе войны в пользу антифашистской коалиции позволили

правящим кругам США говорить о победе над державами ОСИ как о возможной в

недалеком будущем перспекти­ве. Если до решающего перелома в ходе войны идея

опеки над ко­лониями и освобожденными от японцев территориями являлись лишь

предметом секретных переговоров и служила шатким под­спорьем для туманных

прогнозов американских государственных деятелей и журналистов, то в 1943 году

об опеке заговорили от­крыто, как о весьма необходимом институте послевоенного

устрой­ства. Уже в 1942 г. один из видных американских идеологов Вайтон писал о

необходимости создания взамен старой колониальной сис­темы новой, более

совершенной организации.85 Он, например, утверждал, что Азия

"нуждается в том, чтобы ее тренировали и

обучали правам гражданства"86. По его мнению, эту ответствен­ность за

"обучение Азии" должны были взять на себя США. Сожа­лея о том, что до сих пор

не была придумана новая система вза­мен старой открытой формы колониализма,

Вайтон предлагал пре­доставить Соединенным Штатам право опеки над старыми и

но­выми колониями, а за образец для их управления советовал при­нять Филиппины

и Гавайские острова.87

По мере приближения победы над силами фашизма все сильнее проявлялось то

глубокое противоречие, которое имело ме­сто между агрессивными планами США в

войне на Тихом океане и антиколониалистскими лозунгами американской

пропаганды. Стремление американцев к господству, практическая подготовка

планов прямой оккупации островов на Тихом океане и основных стратегических

пунктов на материке довольно откровенно афиши­ровались в Соединенных Штатах и

создавали для американских монополистов неприятные осложнения в деле

использования ан-тиколониалистских лозунгов в борьбе с империалистическим

конку­рентом и в целях повышения своего авторитета. Англичане не упускали любой

возможности, чтобы при случае напомнить сво­ему американскому союзнику: не

следует чрезмерно увлекаться ан­тиколониализмом, если хотите сами использовать

методы класси­ческого колониализма в войне на Тихом океане. Английские

поли­тики мучительно пытались ответить на вопрос: как достичь ком­промисса с

американскими "антиколониалистами". В декабре 1944 г. министр колоний Стэнли

представил военному комитету докумен­ты, где были подробно изложены принципы

"Международного кооперирования в развитии колоний", которые по замыслам

английских политиков, должны были удовлетворить США и в то же время обеспечить

защиту интересов ведущих колониальных держав.88

Для такого последовательного и ревнивого борца за интере­сы британской короны,

каким был Уинстон Черчилль, более привле­кательным выглядел непосредственный

раздел колоний; он охотно управлял бы оружием и в крайнем случае решился бы на

сохране­ние довоенного статус-кво на Тихом океане, может быть с некото­рой

модификацией, нежели согласился бы на установление систе­мы опеки в зоне

интересов европейских держав; Черчилль остав­лял за собой право высказать более

категоричные суждения отно­сительно американского колониализма и никогда не

оставался равнодушным к любым проектам "Международного кооперирова­ния" для

развития колоний89.

Как и следовало ожидать, предложение американцев о меж­дународном сотрудничестве

в "развитии колоний", которое на деле обозначало принцип "равных возможностей"

и открытый доступ американского капитала в английские колонии, встретилось с

уси­ленным сопротивлением Англии. В записке Идену Черчилль писал, что Англия не

должна присоединяться к декларации, затрагиваю­щей интересы ее империи:

"...вспомните, как в своей ноябрьской речи 1942 г. я выступил против ликвидации

Британской империи. Если американцы хотят взять японские острова, которыми они

ов­ладели, пусть они это делают с нашими добрыми пожеланиями и с любыми

приемлемыми для них словесными формулировками. Но руки прочь от Британской

империи - таков наш принцип"90.

Ведущие государственные деятели Англии и Франции - Чер­чилль, де Голь - никак

не могли примириться с тем, что Соединен­ные Штаты Америки противопоставляют

себя державам классиче­ского колониализма, и, пользуясь военной конъюнктурой

осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу колониальных владений

западных держав.

Перелом в ходе войны оказал таким образом непосредствен­ное влияние на

планирование Соединенными Штатами послево­енного устройства на Тихом океане.

Однако детальная разработка американских планов - прежде всего режима опеки -

имевших в ви­ду не только нейтрализацию освободительного движения, но

осу­ществление политики "открытых дверей", встретилась о -серьезны­ми

трудностями, - западноевропейский колониализм не хотел сда­вать своих

позиций. И ближе к концу войны американские экспан­сионистские планы стали

приобретать более конкретную форму.

Правящие круги США, используя превосходство над своими европейскими

союзниками, после перелома в ходе войны проявля­ли большую активность в своих

попытках занять лидирующее по­ложение в определении послевоенного

планирования на Тихом океане. Они не ограничивались лишь обсуждением и

выработкой формулировок, способных оправдать в глазах народов их открoвенно

захватническую политику, а всерьез занимались подготовкой. и осуществлением

своих планов. После перелома в войне США и Англия начали разработку более

детальных планов компаний в Азии. США продолжала стойко оберегать зону своей

«ответственности» в военных действиях на Тихом океане, больше внимания

уделяли планированию границ будущих районов, намеченных к ок­купации

американской армией.

На военных конференциях и межсоюзнических встречах об­суждение вопросов

координации действий союзников в войне с Японией, стало отнимать больше времени

у государственных дея­телей и военных специалистов США и Англии. При

определении во­енно-стратегических планов на Тихом океане Америка стала

уделпять особое внимание колониальным интересам монополистиче­ского капитала

США. 14 января 1943 года президент США и анг­лийский премьер встретились в

Касабланке (Марокко). Этой важ­ной для Англии и США встрече предшествовали

бурные дискуссии между военными и политическими стратегами союзных сторон

относительно планов будущих операций. В результате одиннадца­тидневных

переговоров появились решения, которые означали, что военное руководство

союзников считает Атлантический океан "самым важным полем битвы" в войне с

державами ОСИ.91 Во время обсуждения военно-стратегических проблем в

районе Тихого океана стороны предусмотрели проведение операции на Алеут­ских

островах, от Мидуэя по направлению к Труку и Гуаму, намеча­лось продвижение в

Индонезии и занятие Бирмы.92 Адмирал Кинг особенно рьяно протестовал

против недооценки Тихого океана, иначе говоря, выступил наиболее рьяным

защитником планов ад­мирала Нимица и генерала Макартура, желавших вернуть

"американских парней" из Европы для борьбы за превращение Тихого океана в

"американское озеро".93 В умах сторонников военно-стратегических

концепций Макартура и Кинга зрели все новые и новые планы раздела ""сфер

ответственности" в районе Тихого океа­на. Реальному осуществлению этих планов

противостояли английские интересы, имевшие в виду сохранение Британской

империи.

К 1943 году отчетливо проявились неспособность и нежела­ние США повлиять на

английскую политику. Присутствие китайско-американских войск в Юго-Восточной

Азии, а также поведение американских военнослужащих и дипломатов вызывали

антиаме­риканские настроения среди индийцев, которые считали, что США

поддерживают Британскую империю. Однако во время неофици­альных

англо-американских переговоров будущее Индии, как и всей Британской империи,

оказывалось в центре ожесточенных споров, которые по-прежнему омрачали

англо-американское сотрудничест­во. Биограф Рузвельта Хэтч обратился к беседам

Рузвельта и Чер­чилля относительно будущего Британской империи, в частности,

Индии. Одно из высказанных Рузвельтом положений встретило рез­кий протест со

стороны Черчилля, который облек свои возражения в определенную форму: "Это

принесет вред интересам Британской империи". "Мой дорогой Уинстон,- ответил на

это Рузвельт, - Бри­танской империи не существует больше, она лишь плод вашего

во­ображения."94. Если в официальной дипломатии проблемы Британ­ской

империи обнаруживали свои деликатные стороны, то в этой частной беседе ведущих

государственных деятелей условности, как видно, были отброшены напрочь. Еще 19

июня 1943 г. Черчилль предложил учредить союзное командование для Юго-Восточной

Азии, которое включало бы силы Британии, Индии, США и Китая под объединенным

англо-американским командованием. Это пред­ложение предусматривающее

распространение контроля Британии на Китай, не могло, естественно, не вызвать

настороженного отно­шения среди американцев. Поэтому, когда президент США давал

в основном положительный ответ на английские предложения, он все же постарался

избежать каких-либо определенных гарантий, позво­лявших бы британскому штабу

взять на себя руководство китай­ским театром военных действий. Соединенные

Штаты предполага­ли использовать любые возможности для того, чтобы как можно

ус­тойчивее закрепиться на своих новых позициях в Юго-Восточной Азии и не

допускать своего союзника к Дальнему Востоку. Соглас­но выводам, к которым

приходил Биллоу - сотрудник американского оперативного штаба: "Политика США не

так уж резко отличалась от британской... США хотели позволить Англии возвратить

ее бывшие владения за исключением Гонконга; они стремились сохранить за собой

преимущественный контроль над мандатами Японии, Филиппинами и Китаем; Гонконг,

французский Индокитай они хоте­ли передать Китаю; Филиппины должны были быть

свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95

Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые

надлежало определить высшими правительст­венными органами США: 1) Хотят ли США

сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США

сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского

Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические

уступки? Если да, то какие?96

Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы ко­мандования,

перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных

проблем оказались в центре внимания пред­ставителей союзного

англо-американского командования, прибыв­ших на очередную встречу в Квебек в

августе 1943 г. Чер­чилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям

английского ко­мандования: "До встречи с американцами мы должны договориться об

общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и на­значении Верховного

Главнокомандующего...", вместе с тем бри­танский премьер готовился удивить

американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить

своих союзни­ков в том, что Британия всерьез готовится занятья этим рай­оном

Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий

театр военных действий, справедливо названный со­временниками в значительной

степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование

Юго-Восточной Азии, подчи­нявшееся в основном англо-американскому штабу.

Географически район командования Юго-Восточной Азии ох­ватывал Цейлон,

Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона)

к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США,

согла­шаясь на английское руководство военными действиями в Юго-Восточной

Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и

резервы его колоний для достижения по­беды над Токио. При этом американские

политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать

районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о

создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром

военных действий.

Заключение к которому пришел полковник Биллоу из страте­гического отдела

оперативного штаба, оказалось весьма откровен­ным. "Развертывание британских

вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить

поражение Япо­нии. Это развертывание должно было основываться лишь на

сооб­ражениях высокой политики." В чем же по мнению этого американ­ского

штабиста, состояли "соображения высокой политики" Брита­нии? Его точка зрения

состояла в следующем: "Британская полити­ка была ясна: оккупировать вновь все

английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с

оккупационны­ми войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и

Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и порту­гальские

владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и

экономическом восстановлении оккупированных территорий".98

С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону

своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на

Тихом океане. В ок­тябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван

Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского

командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных

держав Запада." Однако о скорейшем ре­шении этих сложных проблем тогда еще не

могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось

анг­ло-американскими расхождениями.100 Основной контроль за

стра­тегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК

должен был осуществляться англо-американским объединенным комитетом начальников

штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача

контролиро­вать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение

обмена информацией и координации разведыватель­ной деятельности союзников в

Дели (Индия) устанавливался Объе­диненный комитет связи.101

Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен

- двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у

англий­ского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на

американского генерала Стилуэлла. Командование военного теат­ра

Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство

военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно

с генералом Стилуэл-лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши.

Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты