Лекция: История народного хозяйства

быстро хорошие результаты. Уже через год после начала реформ

производительность труда возросла на 30%, быстро увеличивалось количество

построенных квартир, быстро росло производство автомобилей и, что особенно

важно, при переходе от централизованно управляемого хозяйства к рыночному

хозяйству в ФРГ не было скачка безработицы. Число безработных с 1948г по

1950г увеличилось всего лишь на 150 тыс. человек (население страны было

примерно 50 млн человек).

В результате реформ Эрхарда не произошло снижения уровня жизни населения. В

основе этого успеха лежало довольно сильное государство, которое в тоже время

не вмешивалось в экономику прямыми методами. Большое значение имела

реализация формулы Эрхарда: “Основой успеха является стабильность плюс

свобода”. Государство, проводя эти реформы, позаботилось о том, чтобы между

предприятиями сохранялся ранее существовавший уровень поставок. Там, где его

не удавалось сохранить использовали помощь по плану Маршалла.

Экономическая политика де Голля; политика индустриального императива.

Генерал Шарль де Голль был президентом V республики, возглавлял правительство

в 1958-59гг. Экономическая политика де Голля проводилась на базе идей

экономического дирижизма. В основе подхода сторонников дирижизма к

экономическим проблемам было представление о том, что экономика должна

подтягиваться к решению национальных задач. Экономическая платформа де Голля

была разработана либеральным французским экономистом Жаком Рюэфор. Де Голль

проводил экономическую политику под флагом модернизации, взывая к

патриотическим, национальным чувствам французов. Причем речь шла не только о

модернизации производства, но и о модернизации всего общества.

Главные направления политики де Голля:

1. Важным условием решения экономических проблем является решение проблем

общественных.

2. Внедрение новейших технологий в производство, приоритет передовых отраслей.

3. Демонополизация некоторых замкнутых национальных рынков.

4. Укрупнение ряда промышленных финансовых групп.

5. Устройство территории (обеспечение равномерного экономического развития

всех регионов нации, в том числе и заморских).

6. Создание гос. институтов, обеспечивающих поддержание классового мира во

Франции.

7. Поддержка и распространение национальной культуры.

8. Установление жесткого контроля со стороны министерств за угольными

шахтами, за электростанциями, металлургическими заводами, ж/д, независимо от

форм их собственности.

9. Необходимость усиленного финансирования наукоемких отраслей, независимо от

форм собственности.

Остальные отрасли и сферы экономики удостаивались внимания государства

только, если им что-то угрожало, например, иностранная конкуренция.

При де Голле большим вниманием пользовались крупномасштабные проекты,

национальные проекты по созданию самолета Конкорд, ракеты Ариан, эксплуатации

сверхскоростных поездов. Широко привлекался для осуществления этих проектов

частный капитал. Роль государства организационная и финансовая.

Во Франции в это время широко развернулось строительство шоссейных дорог.

Много было сделано для телефонизации страны, хотя полная телефонизация была

завершена после смерти де Голля при правительстве Жюстена.

Государство использовало самые разные способы поддержки НИОКР (научных

исследований и опытно конструкторских разработок). В частности, компенсация

расходов на НИОКР частным фирмам. Страхование рисков вложения средств в

научные исслудования и разработки. При де Голле была проведена модернизация

французской системы образования, но в 1968г. во Франции были массовые

студенческие волнения, и после смерти генерала де Голля произошла

демократизация системы образования.

Де Голль большое внимание также уделял нейтрализации решений национальных

вопросов насильственными методами. Была существенно улучшена система соц.

страхования и обеспечения, по линии комиссариата планирования (а во Франции в

это время были планы, которые выполнялись и перевыполнялись) к работе в

плановых комиссиях привлекались представители различных социальных слоев

населения.

На льготных условиях предоставлялись акции предприятиям.

Государство обеспечивало социальные гарантии всем работникам независимо от

формы собственности. И работник частной фирмы, и работник государственного

предприятия чувствовали себя защищенными, в отношении увольнения и т.д.

При де Голле начала складывалась сильная региональная экономическая политика.

(а) Государство старалось справедливо распределять инвестиции по регионам, в

целях выравнивания уровня экономического развития.

(б) Государство выделяло средства на конверсию экономики тех регионов,

которые находились в состоянии экономического упадка.

(в) Создавалась активная дорожная инфраструктура.

(г) Создание полюсов экономического роста вокруг крупных экономических проектов.

(д) Организация научно-производственных зон вокруг крупных университетских

центров, а также туристических комплексов и зон отдыха.

(е) Большое значение придавалось модернизации с/х, и, в частности, мерам по

превращению фермерского хозяйства в хозяйство современного типа, построенное

на кооперативной основе. Правительство заботилось о том, чтобы французские

с/х производители как можно меньше теряли от конкуренции на рынке с/х

продукции со стороны других стран, членов ЕЭС.

(ж) Большие успехи в области животноводства. Оно превратилось из сравнительно

отсталой отрасли в отрасль, находящуюся на мировом уровне.

Эти меры, которые проводились в рамках политики экономического либерализма,

способствовали модернизации Франции, превращению ее в уважаемое в

экономическом смысле государство, создали возможности для постепенного

смещения дирижизма и перехода к дерегулированию экономики.

13.Лекция 13

Послевоенные реформы Японии

Обычно их связывают с линией Доджа-Шоупа, иногда называют “Обратный

Курс”(ОК), т.к. Штаты в этот период решили сделать ставку на Японию,

предоставляя всемерную помощь в развитии экономики, надеясь на

сотрудничество. Необходимость этой помощи очевидна, т.к. восстановление

японской экономики шло низкими темпами. Помощи по плану Маршалла Япония

официально не получала, отсюда определенный подход со стороны оккупационной

администрации во главе с Лакарто.

Линия Доджа-Шоупа:

1. Она продолжалась с 1946г. по 1952г., но основные моменты пришлись на 1947-

1950гг.

2. К мероприятиям относится:

- Роспуск Дзайбацу в 1947г.

- издание и реализация антимонопольного законодательства. В 1947г. изданы

антимонопольные законы, которые запрещали монополиям доступ к финансовым

ресурсам, разным рынкам.

- 1947-50гг. земельная реформа, по которой государство выкупало у помещиков

землю и продавало ее крестьянам за плату, которая быстро обесценивалась.

- 1950г. бюджетная реформа, которая затрагивала многие финансовые вопросы,

денежные отношения:

(а) резкое снижение инфляции;

(б) фиксирование иены;

(в) отказ в финансах убыточным предприятиям;

(г) безработица.

Важную роль сыграл Банк Финансирования Восстановления (1947-48гг.).

1948-51гг. - в Японию поставлялись американские товары, средства от продажи

которых поступали в Фонд Финансирования Восстановления.

1951г. - Банк Финансирования Восстановления преобразовался в Японский Банк

Развития.

Исторический опыт Линии Доджа - Шоупа:

Большое значение в восстановлении придавалось рыночным силам, но государство

выполняло руководящую и даже стимулирующую роль, особенно это важно в

вопросах регулирования валютного курса и импорта. Разрешение было только на

импорт технологий.

Очень скоро государство встало на путь контроля над важнейшими отраслями. В

50-е годы над химической промышленностью, гидроэнергоресурсами; в 60-е годы

над автомобильной промышленностью, переработкой железной руды.

История экономических реформ России

кон XIX - нач XX вв.

I. Экономическая реформа С.Ю.Витте.

II. Экономическая реформа Столыпина.

(I) Экономические реформы Витте.

1. Промышленный подъем 90-х годов, как итог экономической политики Витте.

2. Основные направления экономической политики Витте.

а) протекционизм.

б) создание условий для иностранных инвестиций.

в) гос. субсидии в промышленность.

г) денежная реформа 1895-97гг.

д) политика налогообложения

3. Общая оценка экономических реформ Витте

В истории России были крупные подъемы промышленного развития (эпоха Петра I,

1870-е годы), но подъем 90-х годов был более масштабным и имел гораздо более

серьезные последствия. В значительной мере этот подъем связан с экономической

политикой министра финансов России С.Ю.Витте.

1890-е годы - это время быстрой индустриализации на капиталистической основе,

интенсивного железнодорожного строительства. Россия активно вовлекалась в

международные экономические отношения. Этот переход знаменовался успешной ой

реформой 1895-97гг., которая ввела в России золотой монометализм, российский

рубль стал одной из самых устойчивых валют мира, которую везде охотно

принимали.

Ранее утверждалось, что политика Витте нанесла ущерб экономике России. “Витте

ведет хищническое хозяйство” (Ленин). С другой стороны, и при жизни Витте его

враги обвиняли в том, что по его вине происходили крестьянские бунты,

произошла первая русская революция, Россия потерпела поражение в русско-

японской войне. На самом деле, есть основания для утверждений того или иного

рода, но нужно правильно оценивать удельный вес положительных и отрицательных

моментов политики Витте. По мнению лектора, удельный вес отрицательных

моментов не превышает 10%, а 90% были прогрессивными. Витте никогда не

претендовал на то, чтобы быть лидером, м обвинения его в бездарности

несправедливы.

Витте Сергей Юрьевич родился в 1849г. в Тифлисе, дворянин по происхождению

(по матери Долгорукий), проводил ни продворянскую, ни антидворянскую

политику. В 1907-12гг. опубликовал три тома своих мемуаров “Воспоминания”,

где писал, что всегда возбуждал против себя дворян антидворянской политикой,

заявлял, что не имел враждебных чувств по отношению к дворянам, но всегда был

против привилегий для дворян. Витте выступал за ускорение капиталистического

развития России, был противником общины. Ему удалось добиться принятия в

1903г. закона об отмене круговой поруки в деревне и расширении права крестьян

на свободу передвижения. Курс Витте был направлен на быструю индустриализацию

России, он проводил политику протекционизма (хотя были возражения со стороны

дворян и аграриев). Карьера у Сергея Юрьевича была стремительной. В 1869г. он

окончил матфак Новороссийского университета и поступил на службу к одесскому

губернатору, а потом перешел на ж/д. Работая там, он прославился великолепным

знанием ж/д тарифов. В 1883г. опубликовал трактат “Принципы ж/д тарифов по

перевозке грузов”, где обосновал необходимость государственного регулирования

ж/д тарифов. По рекомендации министра финансов Вишнеградского Витте стал

начальником департамента ж/д. В феврале 1892г. его назначили министром путей

сообщения, в августе того же года назначен министром финансов. С 1903г. был

председателем Комитета министров, в 1905-1906гг. председатель Совета

министров (Совет министров - это переименованный Комитет министров,

фактически это было смещение, хотя формально означало повышение). Подписал

Портсмутский мир в 1905г., после чего в широких общественных кругах получил

прозвище “граф Полусахалинский” (кстати, графа он действительно получил в

1906г. за этот мир). В 1907г. был вынужден уйти в отставку, далее вел

частную жизнь, но оставался членом Государственного Совета, находился в

опале, сочинил еще несколько трактатов, отношения со Столыпиным не сложились,

за квартирой и дачей Витте велась слежка. В 1915г. Витте умер.

Говорят, что высокие посты Витте занял не потому, что знал ж/д тарифы, а из-

за того, что в где-то в 80-е годы Витте отказался пропустить царский поезд со

скоростью, большей положенной, а поезд потом потерпел крушение в 1888г. под

Барки. После крушения царь будто бы вспомнил одесского чиновника, который не

побоялся настоять на своем, и предложил назначить Витте на высокий пост с

назначением специального жалования.

1890-е годы - это период наибольшей активности Витте.

Результаты промышленного подъема в России в 90е года

Подъем был крупномасштабным. Начался в 1893г. и продолжался до 1900г. В 1900-

1903гг. в России был экономический кризис, который перешел в депрессию, а в

1909-1913гг. новый промышленный подъем.

Главным результатом промышленного подъема 90-х годов была модернизация

материально-технической базы промышленности. Объем промышленного производства

в 90-е годы вырос в 2,3 раза. Имела место не ситцевая индустрия, а индустрия,

основой которой было развитие тяжелой промышленности. Таким образом, успехи

Сталина не являются аргументом в пользу необходимости революции, т.к.

модернизация была возможна и на капиталистическом производстве. Объем

продукции тяжелой промышленности в 90-е годы вырос в 2,8 раза, объем легкой

промышленности вырос в 1,6 раза.

Для 90-х годов характерна активизация ж/д строительства, длина ж/д

увеличилась на 40%, было построено 22 тыс. км ж/д и, что особенно важно,

строились магистрали, имевшие общероссийское значение. В 1892г. по инициативе

Витте началось строительство Транссибирской магистрали, которое было

завершено в 1916г. (Челябинск - Владивосток), эта дорога эксплуатируется и

сейчас. В 1900г. началось строительство КВЖД, ЮМЖД.

В 90-е годы был также успешный экономический рост на окраинах России

(Прибалтика, Украина, Закавказье).

Тем не менее присутствовало тормозящее влияние пережитков крепостничества.

Меры экономической политики, способствовавшие достижению подобных результатов:

- условия протекционизма внешней экономической политики;

- привлечение иностранных капиталов;

- покровительство государства развитию промышленности;

- денежная реформа;

- небезуспешные попытки обеспечения классового мира в стране.

Политику протекционизма Витте проводил и по убеждениям (немецкий экономист I

половины ХХв. Фридрих Лист), и по необходимости. В период перехода от

аграрной к индустриальной стадии развития государство призвано защищать

национальную промышленность от иностранной конкуренции с помощью высоких

таможенных пошлин. Протекционистскую политику по отношению к российскому

экспорту проводили германские аграрии, так что возникла потребность ответить

тем же. Протекционистская политика Витте не была чем-то принципиально новым в

России (в 1724г. Петр I ввел протекционистские таможенные тарифы). Тем не

менее отличия были. Как правило, до Витте протекционизм преследовал

фискальные цели (получить высокие доходы), а Витте хотел обеспечить

индустриализацию России.В 1891г. до политики Витте был принят усиленный

протекционистский таможенный тариф, идеологом которого был Менделеев. Средний

уровень пошлин составлял 33%, а по некоторым товарам все 100%. Таким образом,

были дополнительные стимулы для ввоза капитала.

14.Лекция 14

Протекционистский тариф 1891г. был принят до того, как Витте стал министром

финансов.

Меры протекционистской политики при Витте.

- торговая война России с Германией 1892-94гг.;

- принятый по настоянию Витте в 1893г. закон, по которому министр финансов

имел право повышать таможенные пошлины на товары тех государств, которые не

благоприятствовали российскому экспорту.

В целом внешнеторговая политика России в 90-е годы была успешной. В

частности, это находило отражение в активности торгово-платежного баланса

России, что означало притекание золота в страну.

В то же время, протекционизм имеет не только положительные, но и

отрицательные стороны.

В условиях дороговизны импортных товаров отечественные предприниматели тоже

могли повышать цены на национальные продукты. Отечественным потребителям

приходилось довольствоваться дорогими национальными товарами не очень

высокого, а часто и низкого качества. Но с другой стороны, получая в этих

условиях баснословные прибыли, национальные предприниматели могли

реинвестировать их в производство, что они и делали. Одна из причин быстрого

экономического роста России в 90-е годы XVIIIв. состояла именно в этом.

Когда возводятся барьеры на пути импортных товаров, в страну начинает

притекать в большем количестве иностранный капитал. Приток в Россию

иностранного капитала стимулировался не только таможенными пошлинами, но и

высокой нормой прибыли на вложенный капитал, а также спокойствием (в 90-е

годы в стране был классовый мир).

Важно отметить, что Витте понимал пользу иностранных капиталовложений. Он

неоднократно подчеркивал, что развитие национальной промышленности не может

быть полнокровным, без иностранных капиталов.

Разумеется, в стране была и сильная оппозиция по отношению к иностранным

капиталам. В оппозиции находились многие члены Государственного Совета,

представители военных кругов и т. д. Но Витте все-таки удалось убедить царя в

пользе иностранных капиталовложений, а помог ему в этом Менделеев, который в

1898г. обратился к царю с письмом, где доказывалась необходимость устранения

препятствий для иностранных капиталовложений.

Витте трезво оценивал возможности существенного увеличения иностранных

капиталовложений в России в тот период. Он говорил, что боится не иностранных

капиталов, а того, что порядки и нравы в России окажутся малопривлекательными

для иностранных инвесторов. И в этом отношении он был в значительной мере

прав. Тем не менее велась активная деятельность по поиску денег за границей.

Витте был достаточно могущественным человеком. В его аппарате в министерстве

финансов было свыше тысячи чиновников, кроме того у государства были свои

банки, и таким образом, существовала “империя Витте”, как называл ее министр

внутренних дел Плеве. Государственный банку, т.е. фактически министерству

финансов, принадлежали

- государственные дворянские банки, созданные в 1885г.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты