Лекция: История народного хозяйства

исчезали за границу, потом были думские деньги (с орлом без короны, с

Таврическим дворцом). Определенная часть денежной массы была в марках. Также

были металлические монеты и бумажные деньги.

Но денег для обращения не хватало. На местах использовались суррогаты. На

Кавказе были свои деньги, в Хорезме использовали плотные шелковые ленты с

бахромой, в Якутии винные этикетки. В мае 1919г. Совнарком предписал

отказаться от использования денег и ориентироваться на бухгалтерские

проводки. В ходу были лимоны (миллионы) и лимарды (миллиарды). Были также

купюры в 100 тыс. рублей, обязательства РСФСР по номиналу в 1,5 и 10 млн.

рублей. Все это доказывает необходимость денежной реформы 1922-24гг.

18.Лекция 18

Механизм функционирования социалистической экономики СССР.

(История хозяйственного механизма).

Выделяют три группы проблем ;

1. История планирования.

2. История управления.

3. Развитие экономического стимулирования.

Лектор остановится на этих проблемах применительно к периоду военного

коммунизма (ВК) и НЭПу, и более подробно рассмотрит их

применительно к истории довоенных пятилеток.

С лета 1918 г. в нашей стране начинается период, который принято

называть периодом ВК ( продолжался по 1920г.- до марта 1921г. ). ВК

это период может быть назван лишь условно, т.к. ни о каком

коммунизме речи быть в то время не могло, даже с

точки зрения большевистской идеологии, поскольку коммунизм

предполагает высокий уровень развития производительных сил. Политика

ВК, по признанию самого Ленина, была вызвана, конечно же , военной

необходимостью, а также ошибками руководителей партии и

государства.

В годы ВК отношения между рабочим классом и крестьянством

строились на базе продразверстки; имела место натурализация и

отчасти аграризация экономической жизни; каких-либо хозрасчетных

отношений не существовало; был взят курс на строжайший центризм в

управлении. На 8-ом съезде партии ( март 1919г. ) было решено,

что в условиях войны никакой другой альтернативы централизации

управления нет.

Управление промышленности в то время сосредоточивалось в

Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ). Главными подразделениями

ВСНХ были Главки (Главные Комитеты). Под “Главком” на разных

этапах развития системы управления советской экономикой понимаются

разные структурные подразделения этой системы. Применительно к

периоду ВК под “Главками” понимались прежде всего отраслевые

Главные Комитеты.

Далее, в системе ВСНХ существовали также Центры (Центральные Комитеты).

Структурными единицами ВСНХ были также Производственные Отделы. Кол-во

этих структурных единиц в разное время было различным ( перед

переходом к НЭПу в структуре ВСНХ было примерно 52 Главка).

В годы ВК осуществлялось трестирование промышленности. Создавались кустовые,

районные тресты ( в отличие от первых лет НЭПа, когда

создавались хозрасчетные тресты, пользовавшиеся значительной

хозяйственной самостоятельностью ). Трестирование в годы ВК

осуществлялось с тем, чтобы облегчить управление предприятиями,

разбросанными по стране, и обеспечить всестороннюю регламентацию их

деятельности.

В системе ВСНХ существовали также функциональные структурные единицы.

Это, в первую очередь, Центральная Производственная Комиссия ( ЦПК ).

ЦПК имела в качестве своей главной задачи согласование и

утверждение планов отраслевых Главков ( каждый управлял своей

отраслью экономики ). Главки осуществляли планирование, и их планы

должны были согласовываться на национальном уровне. Эту функцию и

осуществляла ЦПК.

Капитальным строительством в то время ведал Комитет Государственных

Сооружений. Был также ГлавТоп ( ведал топливными ресурсами ). Весьма

влиятельной и важной была Комиссия Использования Материальных

Ресурсов. Она ведала распределением всего (а многое было дефицитом).

Местными органами ВСНХ были губернские Совнархозы, а также

существовал особый Туркестанский Совет Народного Хозяйства. Вскоре были

созданы органы ВСНХ на уровне групп губерний, т.е. на уровне областей (

области в то время объединяли в несколько губерний ). Возникли

областные Промышленные Бюро.

Отношения между органами управления экономикой (ОУЭ) и промышленными

преприятиями.

ОУЭ давали предприятиям необходимые ресурсы бесплатно, а

предприятия бесплатно сдавали этим органам произведенную

продукцию. Ранее уже упоминалось, что никаких хозрасчетных

отношений не было, в стране была страшная инфляция. Некоторые

высшие руководители страны считали, что это хорошо, потому что

инфляция уничтожает богатство буржуазии и приближает страну к

социализму ; с другой стороны, предполагали, что при коммунизме

денег не будет. Конечно, велось счетоводство, но средства между

предприятиями перечислялись на уровне бухгалтерских налогов.

На 9-ом съезде партии ( 1920 г. ) обнаружилось понимание

недостатков существовавшей системы управления экономикой. Система

управления в период ВК получила название “Главкизм”, но Главки

всегда были в советский период. Когда мы говорим о Главкизме, то мы

имеем в виду не просто существование Главков, а существование

жестко-централизованной бюрократической системы управления экономикой, в

которой практически отсутствовали всякие материальные стимулы. В

частности, в решениях 9-го съезда партии содержалась критика

системы Главкизма по ряду направлений. Отмечалось, что такая система

порождает разобщенность предприятий по отраслевому принципу, на уровне

района и области. Говорилось о том, что снабжение чрезмерно

централизовано, а следовательно, неэффективно. Отмечалось также

отсутствие у предприятий хозяйственной заинтересованности,

бюрократизм и волокита.

Эти моменты пытались постепенно изживать с разной степенью успеха.

Общим направлением решения этих проблем считалось обеспечение сочетания

территориального управления с управлением отраслевым. Эта задача

ставилась всегда : и в 20-е, и в 30-е, и в 60-е, и в 70-е годы,

но никогда эту проблему не удавалось решить полностью, т.к., по

мнению лектора, она, видимо, неразрешима в условиях плановой

экономики.

С переходом к НЭПу Главкизм был ликвидирован.

В 1921-22гг. происходит трансформация системы управления

экономикой, возникшей при военном коммунизме. Она разветвляется,

становится менее жесткой, менее централизованной. С переходом к НЭПу

осуществляется синдицирование на хозрасчетной основе. Предприятия и

тресты переводятся на хозрасчет. Распространяется система денежной

оплаты труда в сочетании с материальным регулированием. Осуществляется

денационализация кустарной и мелкой промышленностей.

ВСНХ продолжает существовать, оставаясь штабом советской промышленности

(государственной промышленности ), но в то же время важную роль

играли в экономике синдикаты. Синдикаты существовали в нашей стране до

1930г. (до постановления от 5 декабря 1929г., когда они были

ликвидированы, точнее слиты с Главками ВСНХ). В системе ВСНХ

образуются два крупнейших структурных подразделения :

- ПромПлан ( промышленное планирование );

- ЦУГПром ( центральное управление государственной промышленностью ).

Для системы управления экономикой при НЭПе характерна конкуренция между

отраслевыми Главками ВСНХ и синдикатами. Такая конкуренция была

неизбежной, потому что синдикаты сосредоточили в своих руках важнейшие

функции такие, как снабжение предприятий и трестов сырьем,

материалами, а также сбыт продукции этих предприятий и трестов.

Так как для любого хозяйствующего субъекта функции снабжения и сбыта

являются основополагающими, то фактически синдикаты контролировали

тресты и предприятия, и дело дошло даже до того, что в 1927-29гг.

одной из функций синдикатов было распределение кредитов между

подведомственными предприятиями. Хотя в годы НЭПа также существовала

довольно развитая банковская система, существовал коммерческий

кредит, множество банков, которые были более или менее

самостоятельными, но тем не менее банки выдавали кредиты по

распоряжению синдикатов.

В то же время вертикаль - “Главки - Тресты” была важнейшей

вертикалью управления. Главкам принадлежала административная власть;

синдикатам - экономическая.

В конечном счете система управления экономикой при НЭПе, конечно же,

имела недостатки, и главные из них усматривались современниками в

“параллелизме и многозвенности” управления экономикой. Но очень серьезной

проблемой было и то, что предприятия в годы НЭПа не были хозрасчетными

единицами, а если нет хозрасчета, то нет и никакой самостоятельности.

Нужно понимать, что для идеализации НЭПа оснований все-таки нет.

Даже если взять такой аспект как хозрасчет, то следует учесть, что

хозрасчет при НЭПе не был хозрасчетом на уровне рабочего места, а раз

так, то у работника нет стимулов к высокопроизводительному труду.

Хозрасчет и не мог быть на уровне предприятий, потому что последние

не имели самостоятельного баланса. До 1929г. (а точнее до 1930г.,

поскольку в 1929г. было принято соответствующее

постановление) балансы предприятий входили в

консолидированный баланс трестов.

Современники усматривали недостаток существовавшей системы в том, что

по положению о государственных трестах ( 1923г. ) главной задачей

треста считалось получение прибыли. В этом усматривали

большую проблему, потому что такая ориентация толкала тресты на

повышение цен. И одной из серьезных проблем, возникших в советской

экономике в первые годы НЭПа, была проблема затоваривания, проблема

“ножниц цен” на промышленные и сельскохозяйственные товары. Одной из

причин такого явления была политика трестов.

Меры, принимаемые в 20-е гг. в целях совершенствования системы

управления советской экономикой.

К числу таких мер относится реорганизация ВСНХ в 1926г.

Главные направления этой реорганизации :

- ЦУГПром был ликвидирован;

- были воссозданы Главки по отраслям промышленности ( в качестве

основных высших структурных управленческих единиц )

В декабре 1925г. ( на 14-ом съезде РКП(б) ) был взят курс на

индустриализацию, который означал необходимость сосредоточивания

в руках государства ограниченных ресурсов, имеющихся в

стране. Это с неизбежностью подталкивало государственное

руководство на централизацию управления, на усиление

регламентации хозяйственной деятельности, во всяком случае,

государственной промышленности, государственных предприятий.

В задачи Главков входило составление годовых и перспективных планов

по соответствующим отраслям экономики, а также планов

капитального строительства. Но существовал и общенациональный

орган, который осуществлял общенациональное планирование.

В феврале 1921г. был создан Госплан. Таким образом, с 1921г.

существовало, по крайней мере, две планирующих инстанции - это ВСНХ и

Госплан. В декабре 1920г. был принят план ГОЭЛРО (

первый национальный комплексный план экономического развития). Что же

касается отраслевых планов и других общенациональных планов

с детальной регламентацией, то первым таким планом был. план,

разработанный в 1921г., точнее хлебный баланс. В начале 20-х годов

разрабатывались и другие планы, главным образом планы распределения

ограниченных ресурсов.

Успехи советского планирования в этот период.

Следует отметить, что в 1923г. была предпринята попытка разработки

народнохозяйственного плана. В 1924г. в нашей стране был

разработан впервые в мире межотраслевой баланс ( шахматный баланс)

для экономики. В разработках принимал участие ныне всемирно

известный американский экономист Василий Леонтьев. Первый

утвержденный и реально выполнявшийся на уровне всего народного

хозяйства план - это “Контрольные Цифры” на 1925-26 хозяйственный

год.

В рамках реформы ВСНХ 1926г. важнейшие плановые функции выполняли

Главки.

Последний главный момент этой реформы заключается в создании Планового

Экономического Управления ( ПЭУ ). Оно создано в результате слияния

ПромПлана и ГЭУ ( Главного Экономического Управления ). Это была,

так скажем, организационная реформа.

В 1927г. было принято “Положение о государственных промышленных

трестах”.

Создание этого “Положения” начиналось с урегулирования отношений между

предприятиями, входившими в тресты и самими трестами. Речь шла о повышении

оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Они получили право

самостоятельно заключать договора с другими предприятиями, коллективные

договора с трудовыми коллективами.

Но был и другой момент. Речь также шла об ограничении коммерческой

самостоятельности трестов. Тресты могли осуществлять хозрасчет лишь в

соответствии с плановыми заданиями вышестоящего органа. Т.е. трест мог

получить прибыль не путем повышения цен (которые устанавливались

вышестоящими органами), а за счет снижения себестоимости.

Когда говорят о недостатках административно-коммандной системы, то часто

упоминается, что тогда не имела значения такая категория как прибыль.

Может быть. Но ясно одно, что этой категории уделялось огромнейшее

внимание. (многие постановления партии, правительства, которые

относятся к тому периоду, о необходимости увеличения прибыли речь шла

практически всегда). Но прибыль можно было получать лишь в результате

снижения себестоимости, а не путем повышения цен. То есть

существовал хозяйственный механизм, который ограничивал инфляцию и

заставлял снижать себестоимость, а может быть даже и цены. Когда

предприятия получали прибыль, то обычно ее изымали по разным

каналам. Т.е. речь шла не о том, что прибыль была не нужна и ей

не уделялось внимание, а том, что эта прибыль не принадлежала тем,

кто ее заработал, а перераспределялась часто в пользу плохо

работающих предприятий, которые жили за счет хорошо работающих.

Также прибыль изымалась в пользу государства.

Как было сказано выше, в 1927г. было предпринята попытка

ограничения хозрасчетной самостоятельности трестов, попытка

урегулирования отношений между предприятиями и трестами, которая,

разумеется, удалась.

В 1927г. ВСНХ утвердил “Типовое положение о предприятиях, входящих в

тресты”. Принципиально новым моментом в этом “Положении” была

констатация того, что 10% прибыли, которая зарабатывалась предприятием,

перечислялась в так называемый ФУБР (Фонд Улучшения Быта Рабочих и

Служащих). Если получалась прибыль за счет разницы между

практической себестоимостью и плановой, то часть этой

прибыли оставалась в распоряжении директора предприятия.

Но практическая реализация этих установок встретилась со значительными

сложностями, так как для подсчета прибыли нужно, чтобы предприятия

имели самостоятельный баланс. А у них этого не было. И эта проблема

была решена в 1929г.

5 декабря 1929г. было принято постановление ЦК ВКП (б) “О

реорганизации управления промышленностью”. Это постановление

чрезвычайно важно, так как в соответствии с ним в экономике

начиналась комплексная реформа. Эта реформа проводилась в новых

условиях, когда был взят курс на форсированную индустриализацию, на

сплошную коллективизацию с\х, и охватывала не только

систему управления, но и налоговую, кредитную системы, систему тарифов

и т.д.

Управленческие аспекты этой реформы сводились к следующему:

1. Предприятие получало право юридического лица, получало

самостоятельный баланс.

2. Урегулировались отношения между синдикатами и Главками ВСНХ. Здесь

конкурентная ситуация была ликвидирована в результате их

объединения. Возник новый орган управления — Отраслевое Промышленное

Объединение ( ОПО).

Принципиальная система управления советской промышленностью, которая

сложилась к концу 20-х - началу 30-х годов:

ВСНХ----ОПО----Трест----Предприятие

По схеме :

Основной хозяйствующей единицей являлось предприятие. Оно уже было

юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, входило в трест. Трест

подчинился ОПО. ОПО подчинялось ВСНХ.

ВСНХ существовал в нашей стране до 1932г. В 1932г. ВСНХ был

упразднен, и на базе ВСНХ были созданы первые советские промышленные

Наркоматы:

1. Наркомат тяжелой промышленности — НаркомТяжПром;

2. Наркомат легкой промышленности — НаркомЛегПром;

3. Наркомат лесной промышленности — НаркомЛесПром.

В 30-е гг. количество Наркоматов увеличивалось. Они существовали до

1946г., когда были переименованы в Министерства, хотя от этого мало

что изменилось.

Это все относилось к системе управления в годы НЭПа, главным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты