Лекция: История народного хозяйства

модели (АКС).

5. 1928-1940гг. Период наибольшей жесткости АКС. Период становления основ

командной хозяйственной системы.

6. 1950е-1970е гг. Расцвет АКС.

7. 1970е (1970г.) -1980е гг. (до 1989г.) Период упадка командной системы.

8. 1990-93гг. Период ликвидации АКС.

Административно-командная система (АКС) - это способ организации экономики и

общественной жизни, характерный для прошедших через пролетарские революции

стран с запоздалой индустриализацией.

Основные черты:

- жестко-централизованное управление на базе огосударствленной собственности:

- использование в управлении не столько экономических, сколько политических и

идеологических регуляторов.

По мнению лектора, в России не было альтернативы АКС. Дело в том, что,

конечно, в истории многое зависит от конкретных личностей, но все-таки, если

бы существовали альтернативы АКС, то небольшой кучке людей, во главе со

Сталиным, не удалось бы навязать стране так называемый “великий перелом”.

Одним из факторов является преобладающий тип работника. Сама система

приспосабливается к типу работника, формирует его, но в то же время тип

работника в значительной мере определяет характер системы, т.к. самая главная

производительная сила, по мнению Ленина, это рабочий, трудящийся. А с точки

зрения марксизма, решающей доминантой в развитии любого общества является

развитие производительных сил.

Работник при АКС - это по преимуществу, работник, для которого характерен

дотоварный индивидуализм. Бывает индивидуализм буржуазный, мелкобуржуазный,

товарный, когда человек хочет выделиться из коллектива, чтобы превзойти

других в экономическом отношении. При дотоварном индивидуализме человек

стремиться не переработать больше других. Такие люди часто выходили из общин

и шли в города, и в начале 30-х годов, 1928,29 до конца 30-х годов (довоенные

пятилетки) преобладавшим типом работника были люди, которые в свое время ушли

из деревни, экономика НЭПа была им не по душе (разорившиеся крестьяне,

крестьяне - бедняки, безлошадные крестьяне).

Эта АКС возникла на базе дотоварного, экономически недееспособного

человеческого материала, который стихийно, еще при НЭПе, перемещался из

деревни в город.

Это совершенно новая модель хозяйствования в индустриализирующемся обществе

приспосабливала к себе массового работника, а массовый работник

приспосабливался к ней. И этот товарный мелкобуржуазный индивидуализм был в

конце концов заменен примитивным коллективизмом, который был осколком

распавшегося общинного сознания.

Темпы экономического развития России

1861-1913гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнению американского ученого

Абрама Бергсона, 2,65% в год, в том числе, в переходный период (1861-85гг.)

- 1,7%, в рыночной системе - 3,4% в год.

В переходный период от рыночной к планово-централизованной системе ВНП упал

до 0,5-0,7% в год.

В период становления основ командной хозяйственной системы (1928-40гг.) ВНП

возрос до 5,1% в год.

Западная статистика отличается от советской тем, что ее данные очищены от

инфляционных компонентов.

В период расцвета АКС ВНП составил примерно 5% в год.

В период упадка АКС ВНП - 2% в год.

В период ликвидации АКС ВНП падал на 5% в год(т.е. темпы роста были

отрицательными).

Эти данные, конечно, ниже данных советской статистики.

Например, по данной советской статистики в 1928-55гг. ВНП рос на 10,4% в год,

а по Бергсону этот показатель составил 4,6% в год, хотя это все равно очень

высокий темп роста ВПН для того времени.

В сталинский период темпы экономического роста и по данным западной

статистики оказываются очень высокими. Если исключить ВОВ и 1946-50гг.

(период восстановления народного хозяйства), то получается, что в мирный

период АКС Сталина могла обеспечить темпы прироста ВНП 6% в год, т.е. в 1,8

раза выше чем дореволюционная рыночная экономика. Но на основании этих данных

нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночной системы, т.к. нужно брать темпы

роста ВНП за весь период существования, а по этим данным темпы роста АКС

оказываются ниже. Обеспечение темпов роста ВНП в условиях АКС было

небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российского крестьянства и др.).

17.Лекция 17

Первые революционные преобразования в экономике Советской России

1. Аграрная политика советской власти.

2. Национализация промышленности, транспорта, банков.

3. Денежное обращение в Советской России.

Проводя курс на социалистическую революцию большевики имели определенную

экономическую программу. Эта программа была сформулирована в апрельских

тезисах Ленина апреля 1917г. и в работе Ленина “Грозящая катастрофа и как с

ней бороться”. (июль-август 1917г. 6 съезд).

Главные положения программы были сформулированы уже в апрельских тезисах:

1. Прийдя к власти большевики должны осуществить конфискацию всех помещичьих

земель и передать их крестьянам без компенсации.

2. Национализация земли.

Более подробно эти вопросы рассматриваются в работе “Грозящая катастрофа...”.

Там выдвигались следующие положения:

1. Требование национализации банков;

2. Национализация синдикатов;

3. Отмена коммерческой тайны;

4. Принудительное синдицирование в промышленности;

5. Регулирование потребления.

Регулирование потребления:

- принудительное объединение всего населения в потребительские общества,

установление трудовой повинности для граждан;

- раздел поровну между населением всех имеющихся продуктов потребления;

- установление такого контроля над потреблением, чтобы богатые были под

контролем бедных.

Прийдя к власти большевики стали на практике осуществлять эту программу

(программа ориентировалась на решение насущных задач, а не на построение

социализма).

Первой экономической мерой был Декрет о земле (26 октября 1917г.). Этот

декрет обеспечил поддержку большевиков крестьянством. По нему (декрет не

выходил за рамки буржуазно-демократических преобразований):

- помещичья собственность отменялась без выкупа. Помещичьи, удельные,

церковные и монастырские земли переходили в распоряжение волостных и уездных

советов депутатов;

- недра земли, леса, воды объявлялись общенациональным достоянием;

- земля переходила в бесплатное уравнительное землепользование крестьян.

Декрет не означал национализацию земли. Национализацию земли не поддерживало

крестьянство, хотя о ней и говорилось в апрельских тезисах. Впервые положение

о том, что земля в СССР национализирована появилось в первом примерном уставе

колхозов в 1931г. Декрет о земле передавал землю в уравнительное

землепользование крестьянству, при котором крестьяне становились не

собственниками земли, земля подлежала систематическому перераспределению,

переделу в рамках общины, община возродилась, это в значительной мере явилось

реализацией требований эсеров. На 2 Съезде Ленину пришлось объяснить это тем,

что как демократическая партия они не могут не считаться с требованиями

широких масс населения, крестьянства.

Крестьяне получили по Декрету о земле 150 млн. га земли, освободились от

платы за покупку, аренду земли на сумму в 700 млн. рублей, освободились от 3

млрд. долга Крестьянского банка и получили помещичий инвентарь на сумму в 300

млн. рублей. Но такое существенное увеличение землепользования имело место

далеко не везде. Землю можно было дать только там, где она была, поэтому в

Архангельской губернии, на Урале этого не было (там не было развито

помещичье землевладение). Наиболее ощутимое увеличение крестьянского

землевладения имело место в Поволжье, в центре, там прирезки составили от 40

до 50% (на Урале - 5%).

Второй крупный аграрный акт - Декрет о социализации земли (19.02.1918г.).

В советском правительстве были представители левых эсеров, этот декрет явился

результатом их усилий. По нему крестьяне получали землю в уравнительное

землепользование на условиях систематически переделов, но в то же время это

не явилось просто повторением аграрных установок эсеров. В этом декрете

содержатся положения о том, что советская власть будет поддерживать

коллективные формы производства в деревне, было положение о том, что эти

коллективные форм производства имеют преимущества, перспективу, по сравнению

с обычным уравнительным крестьянским землепользованием (программа эсеров не

предусматривала этого).

Главная работа по претворению этих законов была проделана весной и летом

1918г. Не все восприняли это одинаково. Беднота требовала не только

конфискации помещичьих земель, но и передела кулацких земель, земель хуторян

(черный передел). Передел по душам был распространен в ЦЧР, в Поволжье, в

других случаях передела не было, но беднота получала дополнительные участки.

В результате передела заметно уменьшилось количество малоземельных и

безземельных крестьян.

Второй черный предел был осуществлен летом 1918 года. 11 июня 1918г. был

принят декрет ВЦИК о создании комитетов деревенской бедноты, которые

существовали до ноября 1918г. За это время стало ясно, что они произвели в

деревне такую смуту, что их пришлось упразднять. Комбеды мобилизовали Красную

Армию, осуществляли разного рода реквизиции, распределение хлеба, предметов

первой необходимости, средств производства с целью снабжения бедноты,

организация общественной обработки земель (но это не было преобладающей

функцией), оказывали содействие продотрядам, которые занимались конфискацией

продовольствия у крестьянства. Четвертая часть конфискованного зерна

доставалась комбедам, деревенской бедноте. Комбеды провели второй черный

передел. Они отобрали у кулаков 50 млн. га земли. Деревня осереднячилась, но

в ней усилилась классовая борьба.

Требованием партии большевиков всегда было установление 8-ми часового

рабочего дня, и с приходом их к власти это требование было реализовано. 29

октября 1917г. был издан Декрет об установлении 8-ми часового рабочего дня.

Для лиц младше 18 лет - 6-ти часового рабочего дня, а детям младше 14 лет

вообще запрещалось работать, было запрещено использовать подростков и женщин

для труда в ночные смены.

Положение о рабочем контроле (14 ноября 1917г.). По этому положению право

осуществления рабочего контроля было предоставлено контрольным комиссиям,

фабзавкомам и т.д. Для обеспечения рабочего контроля на предприятиях

отменялась коммерческая тайна. Но деятельность органов рабочего контроля

находилась под сильным влиянием идей синдикализма, а точнее, анархо-

синдикализма. В это время выдвигаются требования, в соответствии с которыми

заводы, фабрики и т.д. должны принадлежать не государству, а рабочим,

трудовому коллективу фабрики, завода и т.д. Большевики с этим согласиться не

могли. Для ликвидации этих требований 2-5 декабря 1917г. был принят и

опубликован Декрет о создании ВСНХ.

ВСНХ существовал до 1932г., когда он был упразднен, и на его базе были

созданы первые советские промышленные наркоматы. Его функции постоянно

менялись, а в данный период они были следующими:

- разработка общих норм и планов развития НХ

- согласование деятельности местных и центральных экономических органов,

хозяйственных наркоматов, органов народного контроля

На местах создавались совнархозы, они находились также в подчинении местных

советов (помимо подчинения ВСНХ).

В первые годы советской власти народнохозяйственные планы не составлялись.

Первый такой годовой план был составлен для 1925/26 хозяйственного года. План

первой пятилетки - 1928/29гг. - 1932/33гг. Главная функция ВСНХ в тот период

- координация деятельности промышленных предприятий. В составе ВСНХ были

главки (главные комитеты), отделы, а вся структура ВСНХ возглавлялась

президиумом ВСНХ. Структура у этого органа была очень сложной, президиум

первоначально состоял из 9 человек, а возглавлял его Оболенский, самым высшим

органом ВСНХ был пленум (первоначально 69 человек), самой влиятельной

структурной единицей в первые годы была Комиссия использования, которую

возглавлял известный экономист и государственный деятель того времени

Крицман.

Прийдя к власти, большевики стали осуществлять национализацию промышленности

и банков. В национализации промышленности можно выделить 3 (или 4, если брать

период военного коммунизма) этапа:

I. Последние месяцы 1917г. - весна 1918г. Для этого этапа характерна

национализация крупных предприятий, носившая беспорядочный, бесплановый

характер, национализировали что, кому понравится. 16 февраля 1918г. был издан

декрет, по которому местные власти и органы могли осуществлять национализацию

лишь с разрешения ВСНХ и Совнаркома.

II. Весна 1918г. Для этого этапа характерна национализация целых отраслей.

Она осуществлялась более менее планово.

III. Лето 1918г. 28 июня 1918г. был принят декрет о всеобщей национализации

крупной промышленности. По нему были окончательно национализированы ж/д.

IV. Период военного коммунизма. Помимо всего прочего, на этом этапе были

национализированы мелкие и кустарные предприятия. Была проведена

действительно всеобщая национализация.

Подготовительной формой национализации явилось введение на предприятиях

рабочего контроля. Активно использовалась такая форма национализации как

секвестр. Это прекращение (приостановление) права пользования имуществом,

иными активами и прибылью предприятия со стороны собственника. Наиболее

распространенной формой национализации была конфискация собственности. Имели

место случаи выкупа предприятий (национализация с использованием небольшого

вознаграждения), но это было нетипично. Были национализированы целые отрасли,

причем не только промышленности. 22 апреля 1918г. была национализирована

внешняя торговля, 26 декабря 1917г. была национализирована судостроительная

промышленность и т.д.

В рассматриваемый период развернулась борьба между Лениным и левыми

коммунистами. Когда началась национализация, стало ясно, что

национализировать просто, а вот гораздо сложнее наладить производство на

национализированных предприятиях, обеспечить его прибыльность, обеспечить

качество продукции. Стали поговаривать о том, что формальное осуществление

производства это не одно и то же, что индустриальное осуществление

производства, что страна скатывается в пропасть в результате такой

национализации, сами рабочие стали понимать это, начались забастовки,

митинги, возникла угроза существования советской власти. На этом фоне исход

борьбы с левыми коммунистами, которые требовали продолжения атаки на капитал,

был предопределен.

Ленин весной 1918г. потребовал изменения тактики в этом вопросе и стал

активно призывать к использованию государственного капитализма.

Государственный капитализм это не только предприятия со смешанной формой

собственности, это не характерная форма для Советской России, потому что

буржуазия не хотела сотрудничать с Советской властью.

Были и некоторые другие формы государственного капитализма, но эта политика -

ориентация на государственный капитализм - была переходом к политике военного

коммунизма, который был в значительной мере вынужденным, следствием

чрезвычайных обстоятельств, иностранной интервенции. Если бы не гражданская

война, иностранная интервенция, то курс на государственный капитализм,

который был взят весной 1918г. и провозглашен еще раз, и обоснован в книге

Ленина “Очередные задачи Советской власти”, он мог бы развиться в некоторое

подобие НЭПа. Неслучайно в 1921г. Ленин, когда обосновывал НЭП, говорил, что

эта политика является новой по сравнению с политикой военного коммунизма, но

она не является новой по отношению к политике, проводимой весной 1918г.

Денежной обращение в Советской России в первое время существования Советской

власти.

Большевики быстро национализировали банки. Во главе старой кредитной системы

стоял Государственный банк. Государственный банк отказался выполнять

требования правительства о выплате денег (саботаж). 7 ноября 1917г.

Государственный банк занят красногвардейцами. Частные и коммерческие банки

продолжали функционировать и Государственный банк даже выдавал им ссуды. Но

по заявлениям правительства эти коммерческие банки поддерживали

контрреволюцию, и 14 декабря 1917г. были заняты красногвардейцами

коммерческие банки в Петербурге, 15 декабря в Москве, телефонная связь между

ними была заблаговременно прервана, 15 декабря был издан указ о

национализации банков в стране. Вклады не конфисковывались, они передавались

на счет клиента в Государственном банке, акционерные капиталы банков тоже

пока не конфисковывались, а золото и драгоценности изымались и передавались

государству.

5 января 1918г. правительство запретило выплачивать какие-либо дивиденды по

банковским акциям, а 26 января 1918г. правительство объявило о конфискации

акционерных капиталов банков, банковские акции были аннулированы. в это же

время правительство объявило об отказе платить по долгам царского и

Временного правительства.

В феврале 1918г. финансовые органы практически перестали функционировать.

На зарубежных биржах и рынках царские деньги очень высоко котировались.

Ажиотаж особенно усилился после подписания Брестского мира.

На дезорганизацию денежного обращения повлияли различного рода диверсии,

например, выпуск германскими властями на оккупированных территориях ост-

рублей, фактически суррогата. Возникла необходимость денежной реформы. Это

вполне соответствовало курсу на социализм, т.к. не было ориентации на военный

коммунизм с первых дней. Весной 1918г. Ленин говорил о денежной реформе.

Каждый человек по декларации мог обналичить определенную сумму на новые

деньги по курсу 1:1, а избыточную сумму денег 1:1,5. Но не было золота, к

тому же помешала гражданская война. В конце лета 1918г. Советская республика

лишилась значительной части золотого запаса (захват ее в Казани и передача

Колчаку). Считается, что 8 октября 1917г. золотой запас России составлял 1713

млн. рублей. Из этой суммы 612 млн. находилось за рубежом, соответственно

1101 млн. в России. Из них 650 млн. были вывезены на Восток и в 1918г. попали

в руки к Колчаку. В январе 1920г. Колчака арестовали, изъяли 409 млн. рублей,

остальная часть истрачена, разграблена, попала атаману Семенову.

Сразу после октябрьской революции появились романовские деньги, но они быстро

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты