Лекция: История народного хозяйства

составных частей специальные разделы, содержащие строительную программу,

производственную программу, социальную программу, основные блоки производства

ресурсов, размещение производительных сил.

Отклонение фактических показателей от плановых предопределялось главным

образом двумя обстоятельствами:

1. Некоторые показатели были не реалистичными.

2. Неожиданное изменение хозяйственной обстановки в связи с коллективизацией.

Последовательно выполнялась цель всемерного увеличения производства средств

производства на основе индустриализации страны. происходило существенное

увеличение социалистического сектора НХ, вовлечение крестьянства в

коллективное производство. В 1929-32гг. существенно уменьшилось среднее

душевое потребление продукции с/х на 28% (коллективизация). В конечном счете

в стране возник серьезный экономический кризис (ошибки в годовом планировании

- волюнтаристское форсирование темпов экономического роста). В стране

возникла проблема с металлом, узкие места на ж/д. Темпы экономического роста

сильно упали к концу первой пятилетки.

II пятилетка была более сбалансирована. Сама идеология и организация

планирования в 33-37гг. претерпела определенные изменения. В 1933г. была

осуществлена реорганизация Госплана. В состав Госплана вошли ведущие ученые,

хозяйственные работники, претерпела изменения организационная структура,

основными подразделениями стали отделы синтетического и отраслевого

планирования.

В 1937г. при Совнаркоме был создан Экономсовет. Его роль в планировании: он

рассматривал годовые и квартальные планы и представлял их на утверждение в

Совнарком.

К этому периоду относится большая работа по совершенствованию бюджетного и

кредитного планирования.

В это время появляется встречное планирование, о котором говорили также в

годы перестройки. Суть его заключалась в том, что до предприятия доводился

какой-то план, трудовой коллектив предприятия выдвигал встречный план с более

высокими плановыми заданиями. Это делалось для того, чтобы получить под этот

более высокий встречный план ресурсы. В АКС (административно-командной

системе) центральной проблемой является проблема, связанная с дефицитом

ресурсов. Но партийное руководство страны одобрительно относилось к

встречному планированию, полагая, что это свидетельствует о

заинтересованности трудовых коллективов в увеличении экономического

потенциала страны. На самом деле, обычно эти встречные планы принимались,

доводились до вышестоящих организаций, но в массовом порядке какого-либо

дополнительного выделения ресурсов не было. Возник парадокс, т.к. когда

формировались конкретные планы на конкретных предприятиях были уже

распределены. Центральная проблема в случае встречного планирования была

проблема включения его в общий процесс народнохозяйственного планирования.

Также характерной чертой для планирования второй (и третьей) пятилетки

является внедрение техпромфинпланов. До этого были промфинпланы, планы, не

относящиеся к конкретному предприятию; промфинплан основывался на

среднестатистических данных и не был связан с реальным технологическим

процессом, с конкретным техническим уровнем конкретного предприятия. Когда в

отрасли при планировании использовались среднеотраслевые нормы, в выгодном

положении оказывались предприятия, сравнительно хорошо оснащенные техникой, и

проигрывали плохо оснащенные техникой предприятия. А техпромфинплан

ориентировался на конкретное предприятие, на конкретный технический уровень и

конкретные технологические процессы. При прочих равных условиях создавалась

более здоровая основа для развития хозрасчетных отношений на уровне

предприятий, на уровне рабочих мест. Главной трудностью стала разработка

научных норм, на которых должны были основываться все техпромфинпланы.

План второй пятилетки был более сбалансированным чем план первой пятилетки, и

плановые органы, партийные органы учитывая отрицательный опыт вмешательства в

планирование в годы первой пятилетки, уже не корректировали плановые задания,

и план второй пятилетки был в целом выполнен.

ТЕХПРОМФИНПЛАН

Показатели План

Фактические показатели

произведенный увеличение на 120% на 112%

национальный доход

валовая продукция увеличение на 114% на 120%

промышленности

(по группе А - на 97% на 139%

по группе Б - на 134% на 99%

валовая продукция с/х увеличение на 100% на 25%

План второй пятилетки в качестве основных задач имел следующие:

1. Окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов.

2. Полное уничтожение причин, порождающих классовое развитие.

3. Повышение уровня народного потребления в 2-3 раза.

4. Завершение реконструкции НХ.

Во многом эти задачи были невыполнимы. В то время не было условий для

создания бесклассового общества, тем более, что в годы второй пятилетки

более половины рабочей силы в промышленности было занято на производствах

мануфактурного и полумануфактурного типа. В 1938г. в деревне насчитывалось в

10 раз больше конных плугов чем тракторов. В 1938г. лишь 45% посевной площади

было обработано тракторами. Конечно, фактические показатели национального

дохода были близки к плановым, улучшилась динамика, более сбалансированным

стал экономический рост. Предусматривалось ускоренное развитие производства в

отраслях группы Б, но осуществить это не удалось, т.к. экономический

потенциал страны к этому не был готов. Продукция группы А при социализме

имеет более высокие темпы развития чем продукция группы Б, т.к. пользуется

приоритетом у партийного руководства и соответствующие должностные лица

делают все возможное для развития средств производства.

В годы второй пятилетки уровень жизни населения несколько вырос, причем не

только в городах, но и в деревне. Но каких - либо статистических данных по

этому поводу нет. Темпы развития с/х были скромными. Средняя годовая валовая

продукция с/х в годы второй пятилетки была на 5% больше чем в годы первой

пятилетки и увеличивать объем потребления населения было просто нереально.

В годы второй пятилетки начался рост производительности труда, повысился

профессионально-технический уровень рабочей силы, было организовано массовое

обучение рабочих.

Но возникла проблема инфляции. Иногда говорят, что в сталинский период

инфляции не было, но это не совсем так. Практически в то время в СССР

произошла настоящая революция цен, которую не ожидали руководители страны. По

сравнению с 1928г. к 1937г. цены возросли в 5-6 раз. Росла также и з/п, но он

был связан не с ростом производительности труда, а с ростом инфляции. В 1928-

37гг. произведенный национальный доход возрос примерно в 3,5 раза, а денежная

масса возросла в 6,6 раза. В стране существовало сильное инфляционное

давление.

Другие компоненты в хозяйственном механизме: воздействие на экономическое

развитие стоимостных инструментов и т.д.

Развитие кредитно-финансовой системы и хозрасчета

5 декабря 1929г. - постановление о реформе управления и кредитно-налоговой

реформы. Необходимость кредитной реформы определялась тем, что в условиях

формирования АКС вексельный (коммерческий) кредит, который существовал в годы

НЭП, не давал возможности государству контролировать кредитные ресурсы.

Коммерческий кредит не поддавался планированию - главная причина реформы.

Предприятия также оказывались не совсем подконтрольными предприятиями. В

январе 1930г. была проведена кредитная реформа.

Главные моменты:

1. Ликвидирована система коммерческого (вексельного) кредитования.

2. Предприятиям запрещалось отпускать товары друг другу в кредит, минуя банки.

Коммерческое косвенное кредитование заменялось прямым краткосрочным

кредитованием, которое сосредоточилось в Гос. банке (множественность банков

была к этому времени ликвидирована.

В осуществлении кредитной реформы сразу возникли серьезные проблемы

(кредитование под план, автоматизм кредитования).

Кредитование под план - предприятие для получения кредитов должно было

представить в обслуживающее его отделение Госбанка план производства, а

Госбанк выделял в соответствии с этим планом предприятию денежные средства. В

результате предприятия планы выполнять не стали, а деньги получали, и очень

скоро это кредитование под план было ликвидировано.

Автоматизм кредитования - предприятие “А” брало деньги под груз у предприятия

”Б”, т.е. предоставляя некоторые документы, через Госбанк переводило деньги

со счета предприятия “Б” на свой счет. А потом ... груз не приходил, или

приходил не тот, или брак, а деньги уже списаны со счета. Поэтому в 1931г.

этот автоматизм кредитования был ликвидирован, введена система акцепта

расчетно-платежных документов поставщиков покупателям. Эта система

сохранилась и по сей день.

Завершением кредитной реформы явилось постановление от 21 июля 1931г. об

оборотных средствах предприятий. С 1 ноября 1931г. каждому предприятию в

отделении Госбанка открывались отдельные счета для собственных оборотных

средств и для заемных, устанавливались нормативы минимума нормативных

средств, а также объекты, которые покрывались собственными оборотными

средствами предприятия и заемными.

Налоговая реформа 1930г.

Проводилась в соответствии с постановлением от 5 декабря 1930 года.

Необходимость ее определялась тем, что налоговая система НЭП не

соответствовала новым условиям всеобъемлющего детального планирования. В годы

НЭП существовала множественность налогов (86), многократность и

многозвенность налогообложения.

В целях ликвидации этих недостатков провели налоговую реформу, которая

состояла в следующем:

1. Ликвидирована множественность налогов. Все они были объединены в 2 вида

платежей:

- налог с оборота;

- отчисления от прибыли.

Устанавливался принцип однократности уплаты налога независимо от того,

сколько раз в обращении проходил товар.

Эта система налогообложения, которая сформировалась в 1930г., существовала до

недавнего времени. Аналог налога с оборота - НДС (не зависит от прибыли).

С помощью налога с оборота можно было ограничить чрезмерную рентабельность

некоторых производств.

От хозрасчетных отношений в социалистический период не отказывались никогда.

Однако, реализация принципа хозрасчета предполагала, что цена продажи

продукции покрывает затраты. Но в стране сложилась ситуация, когда цены на

продукцию ведущих отраслей экономики (тяжелая промышленность, химия, лесная и

др.) были ниже себестоимости.

Подобное положение возникло из-за того, что в 30х годах оценивалась в ценах

1926-27гг., но с 1926-27гг. прошло достаточно времени для существенных

изменений в структуре издержек в стоимости факторов производства.

В годы первой пятилетки увеличились темпы индустриализации. Правительство

требовало много рабочей силы и техники, которая амортизируется, следовательно

растет себестоимость продукции, растут затраты на освоение новой техники ®

растет себестоимость, растут затраты на з/п.

За годы первой и второй пятилеток фонд оплаты труда в народном хозяйстве

возрос в 2,5 раза. Чтобы не было инфляции, надо увеличить темпы роста

производительности, а следовательно и з/п.

Возникла необходимость реформы цен, которая могла бы ликвидировать возникшие

диспропорции.

Ценовая структура затрат не соответствовала трудовой структуре затрат. При

системе, когда цены на техническое оборудование объективно занижались и была

амортизация отраслей, не было нормальных условий для воспроизводства основных

фондов.

Постепенно эффективность экономики росла.

С 1932-33гг. начался подъем производительности труда, постепенно понизилась

себестоимость важных видов продукции. Возникли предпосылки для реформы

оптовых цен. Ее смысл состояла в снижении себестоимости, т.е. имела место

плановая дотация.

Себестоимость снижается, увеличивается производительность труда, возникло

движение за работу без дотаций (возможно только при растущих ценах).

Реформа была проведена 1 апреля 1936г.

Суть: сводилась увеличению отпускных цен на продукцию тяжелой промышленности,

химической, лесной и др. планово-убыточных отраслей.

Это повышение коснулось только оптового товарооборота, не затрагивая

розничные цены.

Такой фокус оказался удачным. Предприятия, которые являлись потребителями

продукции с повышенными ценами, получили дополнительные оборотные средства от

государства. Предприятия легкой промышленности стали платить уменьшенный

налог с оборота.

Официальная пропаганда заявляла, что повышение оптовых цен не означает отказа

от курса на снижение цен.

Цены устанавливались на уровне плановой себестоимости с учетом ее

запланированного снижения в 1936г. Цена = Себестоимость +4%.

Фактор роста затрат на продукции советской промышленности в годы первой и

частично второй пятилетки привел к повышению расходов предприятия на

подготовительных кадров. После 1936г. эти расходы относились на счет

государства (до 1% от фонда з/п).

Принцип единых отпускных цен был при существенных различиях расчета цен

(уголь продавался потребителю по одной цене, независимо от того, где его

добыли и т.д.).

Этот механизм означал перераспределение стоимости в масштабах народного

хозяйства.

Главки имели право перераспределять оборотные средства и прибыль между хорошо

и плохо работающими предприятиями. Это ослабляло хозрасчетный стимул у хорошо

работающих предприятий.

Одновременно с реформой оптовых цен была перестроена система хозрасчетных

фондов. Многочисленные фонды экономического стимулирования, которые

создавались на предприятиях, фактически централизовались в Главках, были

объединены в единый фонд директора.

Туда предприятие направляло 4% плановой прибыли и до 50% сверхплановой

прибыли. Не менее 50% фонда директора необходимо было расходовать на

улучшение условий работников, остальное шло на материальные поощрения,

техническую пропаганду и др. Фонды директора были небольшими по цене и

разными по отраслям. Незначительные по величине фонды не могли оказать

стимулирующего влияния.

В конце 30х большое внимание уделялось горизонтальным связям между

предприятиями, речь шла о дальнейшем развитии экономических отношений между

ними.

В 1934г. при утверждении плана по стекольной промышленности было запрещено

планировать производство в тоннах стекла.

1956г. - увеличение доли повременной оплаты труда (курс на уравниловку),

понизилась з/п инженеров, снизился престиж работы учителей.

В росте производительности труда тарифная реформа ничего не дала. Внедряются

конвейерный конечный продукт зависит от усилий конкретного работника.

Главная реформа: Переход к управлению экономики по региональному

признаку (1957г.), совнархозы.

Необходимость этой реформы обуславливалась недостатками бывшей (условия

жесткой отраслевой системы управления экономики), отсутствовали связи между

предприятиями разных отраслей, находящихся на одной территории (вертикальные

связи). Министерства стремились к самодостаточности, это не позволяло

комплексно использовать ресурсы региона. Такая система порождала

нерациональные перевозки и т.д. Все эти недостатки были достаточно

объективными и реальными.

Практически все отраслевые министерства, кроме авиации, радиотехники,

оборонной промышленности были ликвидированы. Территорию страны поделили на

105 экономических регионов, в каждом по совнархозу.

Эта реформа не удалась, т.к. это была реформа системоукрепляющая, означала

перетряхивание командных структур.

1957- 1 января 1966г. - деятельность совнархозов. В первые годы они были

полезными, им удалось внедрить комплексное использование ресурсов, увеличение

ряда предприятий (объединение в производственные комплексы).

Однако, вскоре стало ясно, что они несут и вред. Совнархозы были

многоотраслевыми и обеспечить компетентное руководство они не могли.

Проблемы:

- научно-техническая политика. Ее проведение возможно на уровне отраслевого

министерства;

- ведомственность;

- местничество.

В стране была неразбериха с поставками, планами, роль министерств стали

выполнять государственные производственные комитеты, Совет народного

Хозяйства, Высший Совет Народного Хозяйства.

1965г. - хозяйственная реформа (реформа Косыгина, реформа Либермана)

Хрущев стремился делать административные перестройки. С приходом к власти

Брежнева партия стала ориентироваться на стабильность, а это было невозможно

без стабилизации экономики (в это время остановилась 7 пятилетка). Борьба

консерваторов и реформаторов (Косыгин).

Реформа заключалась в

- возврате к управлению по отраслевому принципу (союзные и союзно-

республиканские министерства);

- предприятия переводились на хозрасчет, уменьшилось количество показателей,

доводившихся сверху.

Наиболее важным показателем является объем реализованной продукции, другим

важным показателем является рентабельность, прибыльность предприятия.

На предприятиях создавались фонды экономического стимулирования

(материального поощрения, развития производства, жилищного строительства,

социально-культурных мероприятий и т.д.).

1966-69гг. - переход предприятий на новые рельсы. Реформа шла в верном

направлении, но скоро все стало плохо. Причиной послужила реформа в

Чехословакии 1968г. Возникла угроза руководящей роли партии. Постепенно

сторонники Брежнева заняли более сильные позиции, а Косыгин ослабел.

Сказались все недостатки реформы: она привела к вымыванию товаров дешевого

ассортимента, появились инфляционные тенденции (премии из фондов давали

просто так), реформа не сопровождалась развитием средств производства. Эти

недостатки могли быть устранены лишь при наличии сильной политической воли.

1979г. - системоукрепляющая полуреформа хозяйственного механизма

(постановление от 12 июля 1979г. “Об улучшении планирования и усилении

развития хозяйственного механизма на повышение производства и качества ...”).

Главный момент:

Показатель реализованной продукции был заменен на показатель нормативной

чистой продукции (добавленная стоимость).

Эффективность экономики падала. В 1979-80гг. положение стало угрожающим, что

вызвало попытку более радикальной реформы (перестройка)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты