Лекция: История народного хозяйства

капиталистических стран, ситуация стала особенно серьезной в связи с началом

энергетического кризиса, сырьевого кризиса, валютно-финансового.

1974-75гг. - этот кризис был особенно серьезным. Он охватил все развитые

капиталистические страны. Заметно упал объем внешней торговли. Характерной

чертой было сочетание высокой инфляции и высокой безработицы (стагфляции).

1980-82гг. - резко отрицательных черт этот кризис не имел. Похож на

предыдущие, но было два цикла падения производства: 1980г., 1981г. Особенно

сильно этот кризис поразил развивающиеся страны. В 1983г. наблюдался

некоторый подъем производства, но довольно умеренными темпами, и к концу 80-х

в развитых капиталистических странах сохранялась высокая безработица 8-9% .

70-80е годы - серьезные энергетический и сырьевой кризисы. Сырьевой кризис

был вызван тем, что в 50-60е годы был значительный рост производства, добычи

сырья, это привело к падению цен. От этого выиграли развитые страны, но в 70е

годы цены на сырье поднялись (во многих развивающихся странах государство

взяло под контроль интересы национальных производителей, подняло налоги на

иностранные компании и т.д.). Энергетический кризис был связан с концом эры

дешевой нефти. Нефтедобыча в США резко упала, в 1973г. страны ОПЕК подняли

цены на нефть в три раза, в 1975г. цены на нефть возросли в пять раз, а в

1980х началось падение производства в развитых странах, рост инфляции.

Под влиянием энергетического кризиса произошло изменение структуры топливно-

энергетического баланса.

11.Лекция 11

В это время обостряются структурные кризисы.

Причины:

Сказалась конкуренция между странами-экспортерами сырья, которая привела к

падению цен на ресурсы. Но существовали и возникали союзы этих стран,

например, ОПЕК (1960г.)

1967г. - организация стран-экспортеров меди;

1968г. - организация стран-экспортеров железной руды;

1974г. - организация стран-поставщиков бокситов.

(4) Развитие интеграционных процессов.

Существовала объективная потребность интеграционных процессов в Западной

Европе. Объединяющие начала:

- представление об общей исторической судьбе;

- представление об единстве европейской христианской цивилизации;

- однотипность общественной экономической системы;

- антисоциалистическая и антисоветская ориентация государств.

Главные исторические вехи:

В полной мере интеграционные процессы стали развиваться в Западной Европе с

одобрения 09.05.1950г. “Плана Шумана” (Шуман - французский министр

иностранных дел). Он выступил с предложением, по которому страны Западной

Европы должны были поставить под общий контроль производство угля и стали.

Для контроля назначался наднациональный орган. Этот план приняли ФРГ,

Франция, Италия, Бенилюкс.

1951г. - возникло объединение ЕОУС (Европейское общество по углю и стали) -

первый конкретный шаг.

1957г. - подписан “Римский договор” о создании ЕЭС. Целями деятельности стран

Западной Европы на пути к экономической интеграции являлись:

- общая экономическая и социальная политика;

- единство цен на промышленность и с/х продукцию;

- ликвидация таможенных барьеров;

- проведение единой таможенной политики по отношению к третьему миру.

Конечная цель:

Обеспечение в 1992г. перехода к свободному обращению товаров, рабочей силы и

капитала на территории стран Общего Рынка.

1957г. - ЕВРАТОМ.

1949г. - НАТО.

В конце 50-60х годов продолжалось развитие интеграционных процессов. Главные

моменты, характеризующие это развитие: на 60-е годы приходится резкое

увеличение количества транснациональных корпораций. В 1970г. на долю

транснациональных корпораций приходилось 28% ВВП капиталистических стран. Для

60-х годов также характерно эффективное функционирование ЕЭС. Еще в 60-е годы

было создано ОЭСР (первоначально 24 страны - Западная Европа, США, Канада,

Австрия, Новая Зеландия, Япония).

В 1960-е годы вполне определенно обнаружилась неравномерность экономического

развития капиталистических стран. В конце 60-х сформировалось три основных

силовых центра (США, ЕЭС, Япония).

В начале 70-х годов на долю США приходилось 2/5 мирового промышленного

производства, на ЕЭС - 1/5, на Японию - 1/10 (по капиталистическому миру).

К 60-м годам относится также возникновение новой интеграционной группировки

ЕАСТ (1960г.). Туда вошли GB, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария и

т.д. Эти страны были слабо экономически связаны между собой, и эффективности

особой от ЕАСТа не было.

Главные вехи интеграционных процессов в 70-80е годы:

Для этого периода характерно дальнейшее усиление позиций транснациональных

корпораций (ТНК). К 70-м годам их доля в ВВП составила 28%, а к 1980г. - 40%.

Усиление противоречий между ТНК и национальными государствами. Т.к. штаб-

квартиры ТНК находились не на национальных территориях государств, то их

действия шли вразрез с национальными интересами. Транснациональные банки

создавались на базе слияния промышленных и финансовых интересов

транснациональных финансовых корпораций.

Также характерно успешное развитие ЕЭС, которое пополняется новыми членами:

1973г. - GB, Ирландия, Дания.

1981г. - Греция.

1986г. - Испания, Португалия.

В ЕАСТ членство сокращается, оттуда вышла GB.

В 1985г. вместо “Римского договора” был принят “Единый Европейский Акт”

(ЕЕА), который распространялся на ЕЭС, ЕВРАТОМ, ЕОУС. В Едином Европейском

Акте ставилась задача создания к 1993г. объединенного рынка без препятствий

для свободного передвижения товара в рамках общего рынка. В ЕЕА

предусматривалась возможность политической и военной интеграции, постепенного

выравнивания социальной и экономической политики. 1990г. - в восьми из

двенадцати стран общего рынка введен режим свободного перемещения капиталов.

11.12.1991г. - в голландском г.Маастрихт подписано соглашение о валютно-

экономическом и военно-политическом сотрудничестве стран ЕЭС.

Экономическая интеграция в Северной Америке

Она происходит на частной основе.

1988г. - между США и Канадой подписано соглашение о введении с 1989г. режима

свободной торговли между ними. Цель: устранить всякие препятствия в течение

10 лет.

В мире шли также и дезинтеграционные процессы (соц. мир, к концу 1991г. все

республики СССР стали независимыми).

08.12.1991г. - “Беловежское соглашение”. Фактическое ликвидирование СССР,

создание СНГ.

21.12.1991г. - Алма-Ата. Встреча 11 руководителей государств, образовавшихся

в результате развала СССР, кроме представителей Грузии и стран Прибалтики.

Решение о создании СНГ и прекращении существования СССР.

(5) Международные валютно-финансовые отношения.

До II мировой войны существовали стерлинговый, долларовый, золотой блоки. Они

существовали и во время II мировой войны и преобразовались в валютные зоны.

Характерно для валютных зон:

- тесные экономические связи;

- единая система валютных ограничений;

- единый валютно-финансовый режим.

Стерлинговая зона возникла в начале II мировой войны после введения в GB

валютного контроля. Важную роль в координации валютных отношений играют

рекомендации английского казначейства, конференции стран, конференции

минфинов.

1967г. - Появляются трещины в этой зоне. Девальвирован фунт стерлингов, но

многие страны не последовали этому примеру, и GB была вынуждена признать

оговорки в отношении доллара и резервов стран-участниц стерлинговой зоны.

Эти страны получили дополнительные гарантии в отношении обесценения своих

резервов.

К 1970г. на долю стерлинговой зоны приходилось 18% всего торгового оборота

капиталистического мира.

$ зона была самая большая. Она возникла в начале II мировой войны на базе

долларового блока и не имела юридической основы.

Зона Франка. Возникла на базе прежних кап. вложений Франции. В 1950г. между

участниками этой зоны подписано соглашение о создании валютного комитета.

Страны: Франция, Алжир, Марокко, Тунис, Конго, Чад и др.

Роль государств была неодинаковой. В результате распада колониальной системы

проводилась независимая финансовая политика в Алжире, Тунисе, появились

собственные валюты в Марокко, появились собственные эмиссионные институты.

Эта зона существовала в 60--80е годы. В ее рамках образовалось 2 валютных

союза, Западно-Африканский союз, Валютный союз Экваториальной Африки и

Камеруна. Денежную эмиссию осуществляли 2 совместных ЦБ. Официальная денежная

единица - 1 франк КФА (Африканское финансовое сообщество).

1 КФА = 0,02 франка

Существовал свободный обмен на французские франки, специальный счет в

казначействе Франции, который был открыт для этих 2х ЦБ, Марокко, Алжир,

Тунис пользовались особым положением, далеко не все сделки они проводили

через Францию.

В ПП концепция после Бреттон-Вудской конференции, которая проходила в 1944г.,

в ней участвовали 44 страны, включая СССР, :

- разработана система регулирования международных финансовых отношений;

- разработан устав МВФ;

- СССР не ратифицировал это соглашение и не стал членом МВФ;

- также его членом не стала Швейцария.

Концепцию МВФ разработали Кейнс и Уайт (США).

Для поддержания валютных курсов МВФ предоставлял кредиты своим членам. Два

варианта:

- Кейнс предлагал свободные кредиты;

- Уайт предлагал жесткие кредиты.

Была принята концепция Уайта. Каждая страна должна была закрепить золотое

содержание своей валюты, внести свой пай золотом. Золотодолларовый стандарт.

Предполагалось, что США будут свободно обменивать доллары на золото.

Фиксированные цены на золото были в размере $35 за унцию.

Подобная система могла функционировать при особом положении США в кап. мире.

1949г. - в США сконцентрировалось 70% золота кап. мира. (2 тыс. тонн).

В 1970г. на США приходилось 21% золотых резервов.

Тем не менее Штаты утверждают, что доллар также хорош, как и золото.

Между тем, усилилась оппозиционность Франции по отношению к Бреттон-Вудской

системе. Де Голль признавал международной валютной единицей только золото

(идеи фр. экономистов Шарля Риста и Жака Рюэффа - антикейнсианство). На это

повлиял исторический опыт Франции (золотой франк Наполеона, а в XVIIIв.

произошли две страшные инфляции).

В середине 60-х годов Де Голль сказал, что Франция должна свои доллары

поменять на золото.

В августе 1971г. США прекратили обмен доллара на золото.

Доллар был девальвирован 2 раза, в 1971г. и в 1973г.

1976г. - принято Ямайское соглашение, по которому вводились плавающие курсы

валют.

В 70-80е годы возникли наднациональные валюты. СДР (валюта МВФ), ЭКЮ (валюта

ЕС, западногерманская марка).

12.Лекция 12

Главные экономические реформы

в ФРГ, Франции и Японии после II мировой войны

1. Модель социального рыночного хозяйства ФРГ. В ФРГ в конце 40х годов были

проведены важные экономические реформы, которые явились одной из предпосылок,

одним из важнейших условий быстрого экономического роста ФРГ в 50-е годы,

основой т.наз. “западно-германского экономического чуда”. Именно эти реформы

заложили основу той социально-экономической системы, которая называется

немцами “социальное рыночное хозяйство”.

Важнейшими идейными истоками реформ, которые проводились в ФРГ сразу после II

мировой войны, были идеи ордолиберализма и неолиберализма. Идеи

ордолиберализма активно распространялись в Германии Ойкеном и Бемом, чистый

неолиберализм характерен, как полагают исследователи, для таких экономистов,

как Рюстов, Репке и другие.

Именно в работах этих экономистов были сформулированы важнейшие положения,

которые стали основой модели социального рыночного хозяйства.

1.Согласно идеологии социального рыночного хозяйства государство должно

отдавать приоритет не регулированию хозяйственных процессов, а установлению

форм и правил поведения хозяйствующих субъектов.

2.Основой функционирования общества, основанного на принципах свободы и

демократии, является конкурентный порядок в экономике.

3.Комплексное, органичное развитие и сочетание всех сторон общественной

жизни, и прежде всего, экономической и политической. Обеспечение того, чтобы

они соответствовали друг другу. Например, условиям предпринимательской

деятельности должна соответствовать адекватная денежная политика, а этой

денежной политике должна соответствовать адекватная банковская система. Речь

идет об органичном построении политики и экономики в целом.

Главную задачу реформ послевоенной Германии эти экономисты видели в

целенаправленном переходе от централизованного регулируемого экономического

порядка к свободному конкурентному порядку. Основные принципы этого

конкурентного порядка были сформулированы Вальтером Ойкеном. Всего их шесть.

1. Стабильность денежного обращения, при котором снабжение народного

хозяйства деньгами определяется не частными кредитными институтами, а ЦБ.

2. Открытость рынка, свобода доступа хозяйствующих субъектов на рынки за

исключением особых случаев.

3. Частная собственность должна сочетаться с децентрализацией планирования и

регулирования, т.е. частная собственность экономически эффективна только в

условиях конкуренции.

4. Свобода хозяйственных договоров между субъектами, которая вытекает из их

права на децентрализованное принятие решений, за исключением договоров,

которые ограничивают права и свободы других хозяйствующих субъектов.

5. Вытекает из 4-го. Полная хозяйственная и имущественная ответственность

тех, кто принимает решения.

6. Постоянство экономической политики с целью обеспечения предсказуемости

условий инвестирования. Это принцип конкуретного порядка, который

последовательно реализовывался в экономической политике и в юридической

практике ФРГ в послевоенный период.

Ойкен и другие большое значение придавали обеспечению условий этого

конкурентного порядка. Т.е. обеспечение контроля за монополиями; проведение

политики доходов, т.е. политики, имеющей целью их выравнивание с помощью

прогрессивного налогообложения; вмешательство государства в тех случаях,

когда деятельность тех или иных хозяйствующих субъектов начинает наносить

ущерб национальным интересам или другим хозяйствам. Важная роль придавалась

вмешательству государства при аномальном поведении предложения на рынке.

Т.е., например, имеет место ситуация, когда растет предложение товара, а цена

на него падает, так бывает в частности на рынке труда. Речь должна идти о

сильной социальной политике государства.

Реализация подобных представлений об экономической модели, о контроле за

конкуренцией естественно могла вести к усилению бюрократического аппарата,

были ясны и противовесы усиления позиций бюрократии. Это многопартийная

система, жеская конкуренция партий в бундестаге и в местных органах власти;

разделение властей в партиях; общественное мнение.

Вот эти представления и были положены в основу послевоенных реформ в ФРГ.

Германия в первые послевоенные годы находилась в состоянии экономического

хаоса, разрухи, отчаяния. Люди искали исчезнувшие товары, условия жизни резко

ухудшились, развивалась спекуляция, ”черный рынок”, обесценение денег,

фактически товарообмен между предприятиями сводились к примитивным факторам.

Судьба страны была изменена радикально хозяйственной реформой 1948г., которая

вошла в историю как реформа Людвига Эрхарда. Суть этой реформы состояла в

переходе от центрально управляемого хозяйства к рыночным формам хозяйства. В

результате реформы, в стране создалась ситуация, когда мысли людей, которые

раньше были ориентированы на поиск продуктов питания и всего необходимого,

были переориентированы на производство продуктов и производственного, и

личного потребления. Главная мудрость Эрхарда состояла в том, что в

результате его политики удалось создать в стране ситуацию, создать стимулы,

побуждавшие людей вкладывать средства не в предметы потребления, а в

инвестиции, капитальные вложения.

В 1948г. была проведена денежная реформа, результатом которой была

стабилизация марки ФРГ. Марка стала твердой, но пока не конвертируемой

валютой, а конвертируемость этой валюты стала возможна с 1957г.

В рамках реформ Эрхарда была проведена либерализация цен, было ликвидировано

централизованное распределение ресурсов, была обеспечена свобода договоров,

свобода предпринимательства. Все это было гарантировано соответствующими

законами. Немцы проводили эти реформы разумно, осмотрительно, учитывая

возможные последствия. Например, они много говорили о свободе

предпринимательства, как о важнейшем принципе рыночного хозяйства, но при

проведении реформ принцип свободы конкуренции не был распространен на такие

отрасли, как угольная, сталелитейная промышленность, с/х, рынок сырья, рынок

рабочей силы, рынок жилья. Хотя одним из принципов рыночного хозяйства

является гос. контроль за монополиями, тем не менее в течение 10 лет с 1948г.

не принималось антикартельное законодательство. Нужно иметь в виду, что

либерализация внешней торговли осуществлялась лишь постепенно.

В итоге при таком неторопливом осуществлении реформ удалось создать

упорядоченную конкурентную экономику с сильной социальной политикой. Опыт

Германии свидетельствует о том, что демократическим реформам, реформам

экономики благоприятствует сильная, но тем не менее ограниченная

государственная власть.

В результате этих реформ была обеспечена модернизация страны, переросшая

впоследствии в постмодернизацию. А в первые же годы реформ решались самые

жизненно важные задачи, например, обеспечение всех желающих заниматься

предпринимательской деятельностью необходимыми кредитными ресурсами. В этих

целях уже в 1948 г. был отменен запрет на предоставление предпринимателям

кредитов с текущих банковских счетов. И люди начали в массовом порядке брать

кредиты и вкладывать их в производство. Государство стимулировало повышенные

затраты труда, создавало условия чтобы люди больше работали и поэтому

поощрялись сверхурочные работы, т.е. с заработка, полученного на сверхурочной

работе, не брался подоходный налог. Уже в 1950г. правительство стало снижать

налоги и даже возвращать полученные ранее с граждан налоги. Конкуренция,

свобода, снятие запретов на предпринимательскую деятельность давали очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты