Предмет и объект социологии
p align="left">Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется:

1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения;

2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия:

1) целерациональное - направленное на достижение какой-либо рациональной цели;

2) ценностнорациональное - основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия;

3) аффективное - эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное - обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX века. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (все человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-материалистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен.

Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Ее важнейшие принципы:

1) признание закономерности общественного развития, то есть, признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями;

2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между производительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производства материальных благ;

3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью людей);

4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии

На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий, методов исследования. Эволюция главных школ и направлений социологии осуществлялось одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном, эмпирическом.

Зарождение и активное развитие эмпирической социологии приходится на начало ХХв. и связано с деятельностью представителей чигагской школы, которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская школа (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.) оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными чертами чикагской школы являлись органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов, среди которых не было однозначно доминирующих. Переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим методам исследования знаменовали работы У.Томаса, в частности «Польский крестьянин в Европе и Америке» (пятитомное исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса, в котором ученые подробнейшим образом рассматривают проблемы адаптации эмигрантов в условиям США).

Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В настоящее время идеи чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии.

Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика. Р.Мертона, содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Ведущие положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении усматривалась в открытии и формулировании универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях.

В 50-е гг. в эмпирической социологии оформилась тенденция к созданию математической социологии. Основы этой отрасли науки были заложены соратником Мертона Полом Лазарсфельдом (1901-1976).

В Гарвардском университете активно разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли «хоторнские эксперименты», которые проводились с 1927 по 1932 год. Обобщение обширного эмпирического материала привело Элтона Мэйо к созданию социальной философии менеджмента - новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством.

Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональных анализ. Основоположником этого направления является американский социолог-теоретик Толкот Парсонс (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласовать понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х гг. и в настоящее время они высоко оцениваются социологами. Основные усилия Парсонса были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910 г.). Предмет рассмотрения большинства его работ - социальная структура и ее влияние на социальное действие. Мертон считает, что взгляды Парсонса слишком абстрактны, недетализированны, а потому неприменимы в исследовании социальной реальности. Своей основной задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня» - своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя функциональный анализ, Р. Мертон вносит в него поправки, не изменяя вместе с тем сущности функционализма, став родоначальником структурно-функционального анализа; кроме того, он автор теории «аномии» - разложения системы моральных ценностей.

В 30-е годы ХХ века в социологии возникает новая отрасль знания - социометрия или микросоциология - теоретическое и прикладное направление, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах. Ее возникновение связано с использованием специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к деятельности ученика З.Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892-1974). В качестве базисных понятий новой отрасли Морено определял «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие. Через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получила возможность установить социальный контроль над поведением личностей и социальных групп. Создание социометрии было одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования. Внедрение количественных методов и современной компьютерной техники в социологию позволило осуществлять исследования с большой точностью. Следствие этого стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования.

Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма Дж.Мид (1863-1931), американский философ и социолог, профессор Чикагского университета. Важнейшим моментом его социологического творчества было признание примата социального над индивидуальным. Мид отрицал изначальную данность людям разума и сознания, подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества - результат социальных взаимодействий. Большую роль в таких взаимодействиях играет «символическое окружение», анализу которого ученый предавал особое значение. Именно символическое окружение оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого «Я». Также существенное значение для развития социологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Анализ «ролей» человека дает достаточное основание для суждения не только о поведении человека, но и о его личности.

Детищем техногенной цивилизации явилась социологическая концепция технократизма. Основные постулаты данного подхода: признается особая роль технократического стиля мышления; приоритетность роли технических и научно-технических факторов в целом; рассмотрение научно-технической этилы как группы, от которой зависит не только научно-технический, но социальный прогресс. Для данной парадигмы характерен рационалистический подход к миру, стремление найти законы, управляющие той или иной сферой, ее активное преобразование в соответствии с определенными требованиями. Технократизм в социологии ориентирован на рациональный способ решения социальных проблем, возникающих в индустриальном обществе. Проблемы, представляющие широкий общественный интерес, рассматривались как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов.

Эволюция технократической концепции связано с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера и др. Теории индустриального общества опирались на крупномасштабные сдвиги, происходившие в современном обществе. Такие изменения характеризовались как начало новых ступеней в развитии цивилизаций - становлении «информационной эры». Главная отличительная черта нового общества - баланс между материальными и духовными ценностями, между техническим и гуманитарным знанием, приоритет экологической этики. В информационных концепциях наука и техника уже не рассматривается как непосредственный источник всей изменений, хотя они по прежнему обладают огромной преобразующей силой.

В целом западную социологию характеризуют следующие особенности:

· историческая связь с древнегреческой и древнеримской культурой;

· научные (мировоззренческие, понятийно-категориальные, методологические и пр.) основания и в связи с этим достаточно резкое размежевание с многообразными оккультными науками об обществе;- традиционная, более или менее явно выраженная связь с естествознанием;

· достаточно устойчивая проблематика. В числе основных проблем, на которые направлена социологическая мысль в Западной Европе и США, традиционно остаются: общество с точки зрения социальных закономерностей, личность и ее связь с обществом, культурой; социальные институты (государство, собственность); социальные общности (семья, община и т.д.);

· достаточно четкая система научных понятий и категорий, а также система адекватных методов исследования социальной жизни;

· нацеленность на практические нужды общества, нередко граничащая с прагматизмом и утилитаризмом;

· плюрализм, научно-демократический характер. Определенное место в социологии занимает русская социологическая школа, испытавшая по ряду направлений западное влияние и вместе с тем сохранившая не только самостоятельность, но и своеобразие.

Г. Ратценхофер (1842-1904) - австрийский военный деятель, философ, социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает социологию как особую философскую науку (макросоциологию), выступающую в роли основы всех социальных наук и практической политики. Социология призвана выявить и описать фундаментальные общественные законы.

У Г. Ратценхофера преодоление социальных конфликтов достижимо на основе «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов». Последнее рассматривается им как базовый закон социологии. При этом основными явлениями и процессами социальной жизни являются: размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики (общественно-историческая значимость насилия, история общества как борьба рас, война как форма развития общества и т.д.).

У. Самнер (1840-1910) ? американский социолог. Основные принципы социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание имущественного неравенства не является препятствием социальному прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх.

С точки зрения У. Самнера, общество ? это конгломерат конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат («Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа» функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к «они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной жизни в обществе.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ? начала ХХ ст.

Определяющая черта социологической мысли в Украине - тесная взаимосвязь с общественно-политическими проблемами, с задачами утверждения национальной государственности, борьбой за независимость, национально-культурное возрождение. Первые украинские социологи были прежде всего общественными деятелями, а уже потом научными работниками. В социологической мысли конца 19 - начала 20 века доминировало обращение к социально-культурным проблемам. Вместе с тем проявлялась заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами. Один из известнейших отечественных социологов - Максим Ковалевский (1851-1916) исповедовал плюралистический подход к обществу, старался при решении сложных социологических проблем принимать во внимание совокупность социальных факторов и элементов. Он отводил важную роль сравнительному методу исследований. В двухтомной работе «Социология» (1910) писал, что социология, на отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь на общую их тенденцию, не теряя при этом своей основной задачи - раскрытие причин покоя или движения человеческих обществ в разные эпохи. Только социология, утверждал он, может ставить себе за цель раскрытия элементов, необходимых для блага общества, то есть для его порядка и прогресса, а также всех разнообразных биосоциальных причин, от которых они зависят. Г. Ковалевский не считал, что идеи правят миром, утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора. Известный историк, этнограф, археолог Владимир Антонович (1834-1908) использовал свои знания для изучения социальной структуры, психосоциальных типов, поведения толпы, факторов социального развития.

9. Основные психологические школы в социологии

К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, ? стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.

1. Психологический эволюционизм

Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.

2. Инстинктивизм

Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

3. «Психология народов»

«Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции - познать сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.

4. Групповая психология

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты